Как писать сочинение завязка

Обновлено: 05.07.2024

Итак, первым элементом с чего, обычно, начинается история это:

Конфликт

Противостояние героев сюжета чему-то или кому-либо. Это основная борьба. В истории должно быть столкновение и противостояние сил. Иначе ваша история превратиться в импотента и будет скучна.

Композиция в литературе

Композиция в литературе – это построение художественного произведения. Именно от композиции зависит эффект, который текст производит на читателя, поскольку учение о композиции гласит: важно не только уметь рассказывать занятные истории, но и грамотно их подавать.

Теория литературы дает разные определение композиции, на наш взгляд, самое простое определение таково: композиция – построение художественного произведение, расположение его частей в определённой последовательности.

Композиция – это внутренняя организация текста. Композиция – это про то, как расположены элементы текста, отражающие разные стадии развития действия. Композиция зависит от содержания произведения и целей автора.

Стадии развития действия (элементы композиции):

Элементы композиции – отражают стадии развития конфликта в произведении:

Основное действие, развитие действий – события, совершаемые героями после завязки и предшествующие кульминации.

Виды композиции:

Традиционная классификация:




Развязка

Ваш финал истории. Все узлы запутанные завязкой распутываются. Герой либо побеждает, либо теряет все. Все звери принесли откуп. Никто не обманул

Таким образом, использование понятной структуры сюжетов. Успешное применение этапов развития, позволит вам создать настоящее произведение искусства. Главное, развитие ваше должно быть логичным и основанным на действии героев, а не на чуде с небес или рояле в кустах.

Сегодня в статье мы узнали такие этапы развития сюжета как: экспозиция, предзнаменование, завязка, конфликт, нарастающие действие, кризис, кульминация, нисходящие действие, развязка.

Что вы думаете о применении данных этапов в истории? Прошу оставить ваши комментарии ниже и поделиться ими друзьями в сети.

Виды завязки

Типы и варианты схем произведения

Современные аналитики выделяют два основных типа сюжета: хроникальный и концентрический. Друг от друга они отличаются характером связей между событиями. Главный фактор, если можно так выразиться, — время. Хроникальный тип воспроизводит естественное его течение. Концентрический — ориентируется больше не на физическое, а на психическое.

Концентрический сюжет в литературе – это детективы, триллеры, социальные и психологические романы, драмы. Хроникальный чаще встречается в мемуарах, сагах, приключенческих произведениях.

Хроникальный сюжет

Его можно противопоставить концентрическому, хотя на самом деле здесь не противоположность, а совершенно другой принцип построения. Эти виды сюжетов в литературе могут взаимопроникать друг в друга, но чаще всего определяющим является или один, или другой.

Смена событий в произведении, построенном по хроникальному принципу, привязана ко времени. Может отсутствовать ярко выраженная завязка, нет строгой логической причинно-следственной связи (или, по крайней мере, эта связь неочевидна).

Речь в таком произведении может идти о множестве эпизодов, общее у которых только то, что они случаются в хронологической последовательности. Хроникальный сюжет в литературе — это многоконфликтное и многокомпонентное полотно, где противоречия возникают и гаснут, на смену одним приходят другие.

Вспомним еще одно произведение Михаила Булгакова. Где здесь завязка? В первой главе, там, где Шарикова подбирает на холодной московской улице профессор Преображенский? Нет, завязкой в этом произведении служит операция, после которой пес постепенно превращается в человека. И этот процесс, который ни к чему хорошему не привел, иллюстрирует главную мысль автора.

классическая литература

Указатель фольклорной сказки

Речь, правда, здесь идет о фольклоре. Эта система — каталог, указатель сказочных сюжетов, известных науке на момент составления данного монументального труда.

Фактически сам Аарне установил не более тысячи вариантов развития событий в сказке, однако он допускал возможность появления новых и оставил для них место в своей оригинальной классификации. Это был первый вошедший в научный обиход и признанный большинством указатель. Впоследствии ученые многих стран внесли в него свои дополнения.

В 2004 году появилась редакция справочника, в которой описания сказочных типов были обновлены и сделаны более точными. Эта версия указателя содержала 250 новых типов.

Стивен Кинг, Томас Харрис и Джоан Роулинг

На десерт мы оставляем книги, где сюжет и герои (как составляющая последнего) играют решающую роль в популярности произведений авторов.


Томас Харрис создал обаятельного маньяка. У Ганнибала Лектера не так уж много в этом смысле соперников. С одной стороны, трилогия о Ганнибале увлекательно читается, но она очень хорошо запоминается, потому что главный герой, несмотря на то что он психопат, вызывает восхищение.

У подготовленного читателя уйдет не так много времени на освоение всех книг Харриса, ибо их всего 5:

Нельзя напоследок не сказать и о Джоан Роулинг – создательнице культового среди подростов персонажа – Гарри Поттера. В целом, как и другие авторы в этом подразделе, Роулинг не претендует на высокое звание классика литературы (разве что в своем жанре), но она пишет хорошую прозу, которая вызывает сопереживание читателя. С книгами о Потере стоит ознакомиться всем, и даже взрослым. Помните, что дети не будут читать плохую литературу (так считает Д.Л. Быков).

Взаимосвязь с фабулой

В современной русской критике фабула имеет совсем другое определение. Сюжет в литературе понимают как ход событий, на фоне которого раскрывается противостояние. Фабула же — основной художественный конфликт.

Однако в прошлом существовали и продолжают существовать другие точки зрения на этот вопрос. Русские критики середины XIX века, поддержанные Веселовским и Горьким, считали фабулой композиционную сторону, то есть то, как именно автор сообщает содержание своего произведения. А сюжет в литературе — это, по их мнению, действия и взаимоотношений персонажей.

Данное толкование прямо противоположно таковому в словаре Ушакова, у которого фабула — это содержание событий в их последовательной связи.


Завязка, насколько мне помнится, — это важный эпизод в самом начале книги, когда герои и место действия уже обозначены (экспозиция) и началось собственно действие.

Для создания хорошей, полноценной завязки необходимо четко представлять себе желания, побуждения, цели героев и ту точку, в которой в конце концов произойдет столкновение. Где-то потом возникнет конфликт — впереди, во время кульминации. А пока нужно завязать несколько линий в один узелок.

Внешность, возраст, работа (занятия) героев, основные черты их характеров обозначены (экспозиция). При создании экспозиции мы пользуемся простым описанием. Действие останавливается — мы просто смотрим: в салун вошел молодой ковбой, ему было лет двадцать, у него обветренное лицо, смелый взгляд, потрепанная одежда, хорошие револьверы. Ничего не происходит, все сидят и тупо смотрят на молодого ковбоя. Потом ковбой смотрит на салун: в салуне было полно народу, красивая мексиканка шепталась с толстым мексиканцем разбойного вида, подавали дрянной виски, в углу играли в карты и т. п. Такова экспозиция. Обычно (так проще всего) она создается описанием.

При сочинении художественных текстов я всегда держу в голове главный вопрос: что сейчас будет — рассказ или показ? Теоретически, в идеале, они должны чередоваться. Сначала мы просто рассказываем, что наш герой был родом из маленького городка в Пенсильвании и пришел в большой город в поисках заработка, что ему двадцать лет и он носит смешную, с точки зрения столичных жителей, кепку, доставшуюся ему от брата. Это экспозиция, и ее мы рассказываем. А вот потом начинается завязка, и завязка — это, как правило, всегда показ, сценка, какое-то действие.

Герой, положим, снимает комнату и сразу знакомится с девушкой, живущей напротив, и с ее отцом-бутлегером.

Еще непонятно, что из этой истории выйдет, но сюжет завязался. Разговоры, обмен взглядами, как будто случайная встреча в булочной. Фигуры начали двигаться, разговаривать.

Автор при этом не просто показывает картинки. Автор еще и коварно держит в уме некоторые вещи. Он помнит о том, что:

У каждого героя есть какая-то цель,

У каждого героя есть определенная мотивация всех его поступков, обусловленная наличием этой самой цели.

Когда у героев разные цели, они рано или поздно сталкиваются.

Пока что, в завязке, эти цели только-только обозначаются. Они едва проступают сквозь сценки. Но уже понятно, что на девушку претендует не только наш герой, но и член одной банды, что отец девушки хочет привлечь провинциального парня к своему преступному ремеслу, что полицейский давно присматривается к дому — и так далее. В читательской душе зарождается тревога и ожидание грядущих событий.

Автор не спеша развешивает по стенам ружья.

Грядущие конфликты, которые непримиримо столкнут персонажей, могут быть заданы в самом начале, в завязке, и не только обстоятельствами, но и на языковом уровне. Самый простой и эффективный прием — использование антонимов.

Гм. Я отвлеклась. Мы говорили об антонимах и о том, что читатель их уловит — если не на рациональном, то на эмоциональном уровне.

Дальше отношения между Джеком и Томом будут строиться на этом контрасте: на усилении контраста или на преодолении его.

Гюго — романтик, поэтому у него все так сильно. Но те же приемы, только в смягченном виде, можно обнаружить практически в любой хорошо построенной завязке. Нам ведь важно показать, что интересы героев столкнутся. Поэтому в уме постоянно стучит: герои похожи друг на друга лицом и одеждой, но различны характерами; герои так не похожи друг на друга, но непременно подружатся; один герой не похож на другого — наверняка подерутся.

Итак, каждый герой чего-то хочет. Мы помним фразу: моя свобода заканчивается там, где начинается твоя. Это об идеальном мире, где никто не растопыривается, стремясь занять не только свое, но и чужое пространство. В реальности, как в Реальности-1, так и в Реальности-2, мы постоянно видим посягательства на нашу или чью-либо еще свободу. В художественном произведении конфликт интересов необходим, иначе не будет сюжета.

Я мастерски написала экспозицию. Два героя. Один постарше, опытный, молчаливый, милосердный. Другой помладше, пылкий, неопытный, несчастный. Ну то есть они оба были по-своему несчастные. И… дальше все. Конфликта не получалось.

Ответа не было. Я чувствовала себя в ловушке.

Я придумала героев, которым необходимо было попасть куда-нибудь на край пропасти, в эпицентр взрыва, в рев урагана. А они безнадежно закисали в восьмидесятых. И никакого выхода.

Сильно подпортил дело один разговор с мамой. Мама сказала, прочитав какой-то мой детский опус (кажется, из увлекательной жизни весталок Древнего Рима), что писать можно только о том, что сам знаешь и пережил. Это еще один миф, опасный и расхожий миф! У него есть не менее опасная противоположность — что вообще не обязательно знать, о чем пишешь, лишь бы сюжет был круто закручен, а герои лихо придуманы. Истина — в золотой середине. Я потом расскажу, как нашла ее для себя.

Ужас. Так о чем писать? Что я знаю о жизни — в мои двадцать, в восьмидесятые годы?

А писать хочется…

Итак, делаем выводы касательно завязки. Завязка, мне кажется, дается показом — в отличие от экспозиции, которая дается рассказом. Завязка — первое соприкосновение шпаг в поединке. Завязка определяется тем, какие у каждого из героев цели. То есть, в завязке нужно, показав какие-то сценки, объяснить читателю, чего хочет каждый из главных героев. Мой любимый прием в создании завязки — антонимы и обманутые ожидания других персонажей. Скажем, невзрачно одетый герой оказался принцем, худенький юноша — искусным фехтовальщиком, красавец с завитыми кудрями — гадом и злодеем.


Итак, сегодня попытаемся написать сочинение-рассказ. Что такое рассказ?

Рассказ – небольшое по объему произведение, в котором повествуется об одном, но важном событии (случае, эпизоде, происшествии) в жизни героя.

Особенность рассказа – кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц.

Рассказ – это текст повествовательного характера, однако не исключающий использования и других типов речи, позволяющих проникнуть в атмосферу рассказа, показать или раскрыть характеры действующих лиц.

Схема построения повествовательного текста


Структура рассказа:

  1. Вступление – указание места, времени и участников события.
  2. Завязка – момент, с которого начинается событие и от которого зависит его развитие.
  3. Кульминация – момент наивысшего напряжения в развитии события.
  4. Развязка – заключительный момент действия.
  5. Заключение – итог происходящему.

У любого жанра есть свои правила. Вот простые рекомендации, как написать рассказ самостоятельно:

  1. Соблюдай последовательность! У любого события, о котором ты пишешь в рассказе, есть начало, развитие события и конец.
  2. Найди героя! В центре любого рассказа есть человек и событие. Герои рассказа что-то делают и разговаривают. Можно использовать диалоги.
  3. Действия – основа рассказа. Используй глаголы!
  4. Информативность. В тексте должна быть достаточно полная информация о фактах, событиях, процессах, которые зависят от того, о чем текст, и помогают раскрыть основную мысль автора.
  5. Сделай вывод или подведи итог.

Сюжет для своего рассказа ты можешь взять из жизни, со слов своих друзей и знакомых, используя собственные наблюдения, впечатления, полученные от поездки или посещения экскурсии.

Рассмотрим подробнее, из каких композиционных элементов состоит рассказ.

1. Вступление

Вступление, или начало повествования. Как правило, оно дает ответы на вопросы::

  • с чего все началось?
  • Где происходят события?
  • Когда?
  • Почему?
  • Кто главный герой?

Вступление готовит читателя к основным событиям. Здесь сообщается о времени, месте действия, происходит знакомство с героями.

Можно начать с обращения к читателям, сразу же обозначив тему своего рассказа.

Можно сразу же назвать место действия и героя. Например, так:

Далее следует ЗАВЯЗКА сюжета.

2. Завязка сюжета.

Завязка – это событие, с которого все начнется, закрутится-завертится.

3. Основная часть.

Повествование набирает темп. События следуют одно за другим. Здесь будет много глаголов при описании действий героев.

Большинство глаголов должны быть совершенного вида и в форме прошедшего времени (собрались, вышли, поехали, остановились, задумались…) Это нужно потому, что действие совершается последовательно и имеет законченность, действие ограничено в своем развитии, имеет конец.

На смену одному, приходит следующее действие. Можно употребить глаголы несовершенного вида в настоящем времени (говорит, отвечает, думает). Это сделает рассказ выразительнее, живее, как будто действие сейчас происходит, сию минуту, а не в далеком прошлом.

4. Кульминация

Действие должно достичь кульминации, наивысшей точки напряжения. Здесь и раскроется твоя основная мысль рассказа, то, ради чего ты и рассказываешь эту историю. После — напряжение спадает, повествование подходит к концу.

5. Развязка

Концовка, как правило, содержит развязку истории: чем дело закончилось. Развязка может быть очень неожиданной, парадоксальной даже.


Подсказка из книги “Как писать крутые тексты”. Очень рекомендую!

Итак, придуман интересный, захватывающий сюжет рассказа, продуман план (композиция) повествования, теперь смело приступай к написанию сочинения!

Победитель Общероссийского рейтинга школьных сайтов

Специальные возможности

Привет!

Я учитель, добро пожаловать на мой сайт. Надеюсь, он будет полезен моим ученикам и их родителям, коллегам. Все пожелания вы можете оставить в комментариях или здесь

Эссе

Сочинения

Эссе является одной из самых трудных письменных работ в школе. Ученик должен проявлять новаторские и интеллектуальные способности при его изложении, ведь на это дается всего пара уроков. Хотя учитель в классе объяснял, как писать рассуждения по шаблону статьи, многие пункты со временем могли позабыться. Писать сочинение-рассуждение по высказыванию с полным раскрытием темы легко, если следовать структурному плану.

Содержание и состав эссе

Как построить структуру текста?

Как построить структуру текста? Учитель дает цитату или высказывание для размышления. С ним можно согласиться или опротестовать его и защитить свою идею. Здесь же необходимо показать свою позицию в соответствии с определенной схемой-структурой текста:

Вступление и завязка темы

  1. Введение — это тезис, иначе говоря, принципиальная идея для доказательства.
  2. Основная часть в виде доказательства тезиса, где приводятся аргументы.
  3. В конце обобщается вышесказанное.

Вступление и завязка темы

Это отправная точка рассуждений. Можно начинать говорить об актуальности предмета, его значимости для общества. При необходимости совершается экскурс в историю, приводятся примеры из книг, журналов, исследований, подбирается база для аргументации в основной части.

Основная часть

Написание основной части

Здесь приводится аргументация своих убеждений, надо убедить читателя в правильности своих суждений. В этом блоке текста можно в меру употреблять вводные слова и термины, такие как:

  • допустим,
  • в качестве примера,
  • во-первых, во-вторых,
  • потому что.

Для доказательства используются примеры из личной жизни и литературы, мнение из авторитетных источников и авторов. Эта часть занимает порядка 70% статьи.

Использование доказательств

Например: «Я верю этому утверждению, потому что очень люблю мать и хочу, чтобы она была счастлива. Я осознаю, что никогда не встречу того, кто будет любить меня так самоотверженно. Сотни поэтов писали о матерях. Они возвышают мамину безусловную любовь, ласку, нежность и открытое сердце.

Заключение и выводы

Написание заключения

В заключение надо красиво и искренне подвести итог всем своим аргументам. Объяснить, насколько эта тема важна для общества, почему люди должны обращать на нее внимание.

Надо описать свои резюмирующие впечатления от темы в двух-пяти предложениях.

Памятка при написании рассуждения

Одним из главных факторов для успешного написания сочинения по высказыванию должно быть отличное понимание предмета. В противном случае абсолютно нечего будет обдумывать, ученик не сможет представить и защитить свое независимое мнение, показать свои рассуждения и доказать правоту своего рассуждения. Без понимания предмета работа будет слабая.

Распределение объема текста

Во время написания эссе следует распределить объем текста так, чтобы начало и конец составили в сумме около трети общего текстового содержания. То есть если сочинение рассчитано на 3 страницы, то объем его вводной и заключительной части не должен превышать половины листа.

Нежелательно использовать заумные слова, может потребоваться много времени, чтобы найти правильную фразу. Лучше донести свою мысль простыми словами, чем ошибиться с понятием термина и неверно его применить.

Можно начать с черновика и написать его кратко, используя слова и предложения, как если бы тема обсуждалась с близким знакомым, а затем отредактировать полученный текст, используя подходящие термины.

Эссе-рассуждение на черновике

Приводя многочисленные аргументы, надо помнить, что они должны быть взаимосвязаны и дополнять содержание эссе.

Написав эссе-рассуждение на черновике, его надо перечитать как минимум пару раз, мысленно проговаривая, чтобы убедиться, что текст является цельным, а компоненты произведения логически перетекают друг в друга, и никаких резких изменений в ходе концепции не было.

Лучше перепроверить все текстовое содержание на наличие грамматических и орфографических ошибок, и если нет уверенности в значении или написании слова, заменить его синонимом. Исключениями являются используемые в тексте цитаты или точные формулировки из исходных источников, которые были использованы в качестве доказательной базы.

Применение аргументов и доказательств

Рассуждая, желательно использовать конкретные примеры. Это могут быть ситуации из жизни, отрывки из работ, критика авторитетных людей, статистика и так далее. Сочинение по цитатам пишут с приведением примеров подтверждения или опровержения, указанных в разных источниках.

Необходимость конкретизировать свое мнение

Надо конкретизировать свое мнение, особенно если оно отличается от мнения автора. Однако в этой ситуации совершенно необходимо прояснить, почему оно отличается, простого отрицания будет недостаточно.

Необходимо обращать внимание на точное написание цитат: ошибочное цитирование, изменение или пропуск фразы будет рассматриваться как фактическая ошибка.

Вывод в заключении должен практически суммировать весь текст. В своем эссе автор выступает в роли исследователя, который предлагает доказательства для подтверждения гипотезы. Следовательно, не исключено, что конечным результатом может стать другой тезис.

Аргументы в эссе

Требуется воздерживаться от повторения аргументов, а также перепроверить объемное соотношение основных элементов сочинения, чтобы не получить слишком длинного начала и конца или недостаточного количества основного смыслового текста.

Способность к ясному выражению своих мыслей и аргументированному отстаиванию своих позиций приходит не сразу. Для развития навыков надо читать больше литературы, участвовать в диалогах, уметь слушать и говорить, не теряя нити рассуждения.

Читайте также: