Как писать сочинение изложение

Обновлено: 30.06.2024

Сейчас, в связи с заданием для самостоятельной

В V-VIII классах вы писали изложения, т. е. пересказывали содержание литературного произведения или его части в той последовательности, которая дана автором произведения. Сочинение-изложение отличается от такого пересказа тем, что в нем есть элементы творческой работы, элементы наблюдения и анализа литературного произведения. Надо рассказать содержание так, чтобы ясно выступало и отношение автора произведения к тому, о чем он повествует, и ваше собственное отношение к персонажам, событиям, их освещению в произведении.

Передавая содержание, используйте

отдельные цитаты, характерные слова, обороты, построение предложений, поэтические средства языка, которые позволяют сохранить манеру авторского повествования. “.Изложение содержания,- говорит В. Г. Белинский,- должно иметь целью проследить идею целого создания, чтобы показать, как верно она осуществлена автором”.

И сочинение-изложение, и любая другая работа творческого характера должны удовлетворять следующим общим требованиям:

Хорошее знание и понимание художественного материала; полное соответствие содержания работы выбранной теме и законченность в ее раскрытии; точное, краткое, нешаблонное изложение мыслей; продуманный отбор цитат (помните: цитата не повторяет, а доказывает мысль); убедительное доказательство каждой высказанной мысли; логическая связь между отдельными мыслями; стилистическая, орфографическая и пунктуационная грамотность.

Несколько слов об эпиграфе.

Эпиграф – это небольшая цитата (например, чье-то высказывание, пословица или поговорка), выражающая главную мысль сочинения. Неправильный выбор эпиграфа может повлечь за собой грубую ошибку – искажение темы сочинения. Эпиграф – желательная, но не обязательная часть сочинения.

Стилистика – это важный раздел науки о языке, изучающий свойства, особенности разных типов речи: разговорной, научной, ораторской, деловой и, конечно, художественной1.

“.Грамматика,- говорит Белинский,- учит не чему иному, как правильно говорить и писать на том или другом языке. Но грамматика не учит хорошо говорить, потому что говорить правильно и говорить хорошо совсем не одно и то же”. Грамматика учит правильно строить речь, а “говорить хорошо” учит стилистика. Мысль и чувство в самых различных интонациях и оттенках выражаются словом.

От выбора слов, от их значения в соседстве с другими словами в тексте, от их расстановки в предложении зависят оттенки выражения мыслей, чувств. Стилистика учит правилам точного и ясного выражения вашей мысли, вашего чувства.

КАКОВЫ ПРИЕМЫ ЦИТИРОВАНИЯ? Цитата: “И сказал Игорь дружине своей: “Братия и дружина! Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братия, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон”.

Цель использования: для доказательства мысли о смелости, воинской чести князя Игоря. Первый прием – точное цитирование (грамматически оформляется как прямая речь): Князь Игорь – человек смелый, отважный. Отправляясь в поход против половцев, он обращается к дружине с призывом с честью постоять за свободу родины: “Братия и дружина!

Лучше в битве пасть, чем в полон сдаться. А сядем, братия, на своих борзых коней, поглядим на синий Дон”.

Второй прием – изложение содержания цитаты (с включением или без включения отдельных слов и выражений из нее): Отважный воин, князь Игорь, отправляясь в поход, призывает дружинников помнить о воинской чести в бою за родину. Он говорит, что лучше погибнуть, чем бесславно сдаться в плен. Князь зовет дружинников сесть “на своих борзых коней” и двинуться к Дону.

Третий прием – ссылка на цитату: Князь Игорь отличается смелостью и воинской честью. Об этом свидетельствует его обращение к дружине перед началом похода.

Изложение позволяет оценить не только способность учащихся запоминать большие объемы информации, но и умения правильно и последовательно излагать текст, рассуждать и творчески мыслить.

Как писать изложение с элементами сочинения

  • Как писать изложение с элементами сочинения
  • Как составлять план к изложению
  • Как писать изложение по аудиозаписи

Прослушайте текст, который предложено изложить. Обратите внимание на заголовок, он поможет раскрыть смысл рассказа и сориентирует вас, на что обратить особое внимание. Держите в голове название темы, это поможет осознать логику изложения.

Обратите внимание на интонации читающего, они помогут вам разбить текст на отдельные абзацы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку, характеризует обстоятельства происходящего в рассказе, обрисовывает место событий, описывает героев, их поступки. Для удобства запомните первое слово каждого абзаца или букву, с которой он начинается, это поможет вам воспроизвести последовательность изложения текста. После первого прослушивания набросайте краткий план. Если позволено, делайте краткие пометки во время прочтения текста.

Выделите обороты и выражения, употребляемые автором, это нужно для того, чтобы воссоздать стиль автора и передать смысл рассказа наиболее близко к тексту. Если в рассказе присутствует прямая речь, постарайтесь запомнить ее как можно точнее, учитывайте характерные слова героев. В этой части лучше не прибегать к элементам сочинения.

После первого прослушивания подумайте, каким деталями можно дополнить прочитанный текст. Придерживайтесь фактов и стиля рассказа. Лучшими элементами сочинения являются обоснования поступков героев, установления причинно-следственной связи между событиями, оценка событий с вашей точки зрения. Лучше не прибегать к сочинительству при описании места событий, внешнего вида героев, поскольку изложение подразумевает сохранение содержательного и смыслового повествования.

Прослушайте текст второй раз, пользуйтесь набросками плана и сделанными записями. Четко отделяйте один абзац от другого и еще раз подумайте, не упустили ли вы что-то значимое. Одновременно постарайтесь оценить уместность элементов сочинения в той или иной части рассказа.

Приступите к оформлению изложения на черновике. Добавьте ваши собственные мысли, рассуждения. Внимательно прочитайте и перепишите на чистовик.


УЧАСТВУЙ В ЗИМНЕМ ЕГЭ-ФОРУМЕ! Разбери задания ЕГЭ 2022 в онлайн-формате абсолютно бесплатно! Зарегистрируйся

Этапы написания подробного изложения по русскому языку

Пытаться запомнить услышанный текст слово в слово нет смысла. Учитель даёт эту контрольную не для того, чтобы определить, насколько идеальна твоя память. Главные задачи изложения — проверить, как ты работаешь с текстом, умеешь ли грамотно строить предложения и не допускаешь ли орфографические и пунктуационные ошибки.

Тебе точно не один раз доводилось слышать от учителя, как правильно строить работу над изложением. Давай ещё раз пройдёмся по плану.

1) Внимательно слушай текст, когда его читают в первый раз. В процессе определи тему и стиль текста. Попытайся запомнить ключевые предложения текста.

2) Активно участвуй в обсуждении текста изложения. Вызовись его пересказать. Так он плотнее уляжется в голове.

3) Затем весь класс составляет план. Запиши пункты в черновик — это твои будущие абзацы. Для удобства оставь между каждым из подзаголовков приличный интервал, чтобы во время второго чтения пометить там ключевые фразы.

4) Не старайся записать за учителем всё. Пока будешь писать одну фразу, пропустишь следующих два предложения. Пометь важную информацию — имена, места, ключевые описания. Так тебе будет легче воспроизвести весь текст.

5) Теперь подробно перескажи текст на черновике. Когда он будет готов, несколько раз перечитай его — в друг вспомнишь какие-то факты, которые забылись.

6) Когда все закончили работать с черновиком, учитель может вызвать кого-нибудь прочитать текст. Внимательно слушай одноклассника, так как в его варианте могут быть оказаться моменты, которые тебе вспомнить не удалось.

7) Проверь орфографию и пунктуацию. Нет уверенности в написании какого-то слова или расстановке знаков препинания — перепиши предложение. Получить за изложение отметку вроде 3/10 из-за ошибок, которых можно было избежать, довольно обидно.

8) Аккуратно перепиши свой текст в чистовик. Старайся не делать помарки, так как из-за них могут снизить отметку.


Приёмы для написания изложения


Как избежать ошибок в изложении

Следуй плану

Предполагается, что в твоём тексте будет столько же абзацев, сколько и в плане. Если их будет меньше или больше, учитель имеет право снизить отметку за содержание.

Не пытайся приукрасить текст

Творческие способности проверяют в сочинении, а в изложении лучше не отходить далеко от оригинала. Не нужно добавлять в изложение обороты, фразы и слова, которых точно не было в тексте. Использовать синонимы и замены можно, но сильно не увлекайся.

Используй слова с доски

Обычно перед изложением учитель выписывает сложные слова, которые вы не изучали. Обязательно используй их в тексте.

Заменяй слова, если не знаешь, как они пишутся

Как мы уже говорили, если сомневаешься в написании слова или расстановке знаков препинания, попробуй заменить слово или конструкцию. Только аккуратно, стараясь не изменить смысл текста.

Тщательно проверяй текст изложения

Сосредоточься и вчитайся в каждую букву. Потенциально опасные места подчеркни и подумай, действительно ли запятая стоит на своём месте, а в орфограммах нет ошибок. Если необходимо, пройдись по тексту несколько раз.

Делай всё в умеренном темпе и старайся не торопиться. Спешка помешает сконцентрироваться на тексте, и ты можешь допустить ошибки по невнимательности. Следуй нашим советам — и хороший балл за контрольную будет у тебя в дневнике и в журнале.

Спасибо, что дочитал до конца. Мы рады, что были полезны. Чтобы получить больше информации, посмотри ещё:

Справочник предназначен для учащихся 8 - 9 классов при подготовке к итоговой аттестации.

ВложениеРазмер
Справочник по подготовке к творческим заданиям ОГЭ - 2020 54.84 КБ

Предварительный просмотр:

ЧАСТЬ 1. СЖАТОЕ ИЗЛОЖЕНИЕ

Задание 1: сжатое изложение не менее 70 слов, сохраняя главные мысли микротем.

  1. Прослушайте текст первый раз. Выделите главную мысль ( для чего автор написал текст) , тему, уясните последовательность частей.
  2. Следите за интонацией. Пауза указывает на абзац. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей, выделите микротемы.
  3. Озаглавьте каждую часть и составьте план. После каждого пункта оставьте 4 строчки.
  4. Прослушайте текст второй раз. При прослушивании записывайте ключевые слова и фразы в пустые места.

6.Опираясь на план и ключевые слова, приступим к сжатию текста. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста?

(Используйте приёмы сжатия)

8. Перечитайте написанное. Обдумайте средства связи между частями, следите за логикой изложения, исправьте ошибки.

9. Проверьте свой текст по критериям.

10. Перепишите отредактированный текст на чистовик.

Внимание! Необходимо передать главное в каждой микротеме и во всем тексте! Не меняем лицо в тексте!

Работа над планом

Назывной план - выделение ключевых слов.

Вопросный план - поставьте вопросы к абзацам.

Тезисный план - краткий ответ на вопрос.

Содержательные приёмы компрессии текста:

1) разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации;

2) свертывание исходной информации за счет обобщения (перевода частного в общее).

Языковые приёмы компрессии текста:

• замена однородных членов обобщающим наименованием;

• замена фрагмента предложения синонимичным выражением;

• замена предложения или его части указательным местоимением;

• замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением;

• замена сложноподчиненного предложения простым.

• исключение фрагмента предложения;

• исключение одного или нескольких синонимов.

3. Слияния: • слияние нескольких предложений в одно.

Часть 3. Сочинение

Планы написания сочинений

  1. Нужно выбрать одну тему.
  2. Легче тема 15.3 или 15.2. Тему 15.1 можно выбирать только сильным ученикам.
  3. Сочинение чётко по плану.
  4. Не менее 70 слов. Считаются только ваши мысли, а не фразы из текста.

1 абзац: Вступление: Тезис (объяснение значение фразы из текста) и её комментарий:

Смысл данной фразы (фрагмента текста) я понимаю так: (объясняем смысл фразы, фрагмента текста). Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

2 абзац: пример из текста и его объяснение:

3 абзац: второй пример из текста и его объяснение:

В заключение хочется сказать, что… (сделайте вывод).

Сочинение – объяснение слова

1 абзац: тезис (объяснение слова) и комментарий к нему (3 – 4 предложения):

Что такое мужество ( …или другое слово из задания). Мужество (или другое слово) – это ….. Далее комментируем это определение своими словами.

2 абзац: первый пример из текста и его объяснение:

3 абзац: второй пример из вашего жизненного опыта ( случай из жизни, телепередачи, книги) и его объяснение:

Кроме того, примером (дружбы, добра, справедливости, мужества, самовоспитания и т.п.) может служить случай из моей жизни (или герой произведения (книги, кинофильма)… Пишем пример и объясняем слово ( 4 – 5 предложений).

Тренировочные задания и образцы

(1) Весной 1942 года по ленинградским улицам медленно шли две девочки – Нюра и Рая Ивановы. (2) Впервые после долгой блокадной зимы они отправились пешком с Петровской стороны на Невский проспект, ко Дворцу пионеров. (3) Они обходили перевёрнутые трамваи, прятались от взрывов в подворотнях, пробирались по грудам развалин на тротуарах. (4) Зимой девочки похоронили мать, умершую от голода, и остались одни в закопчённой квартире с обледеневшими стенами. (5) Чтобы согреться, сжигали мебель, одежду, книги. (6) Ослабевшую Нюру, до войны солистку знаменитого ансамбля, которым руководил Исаак Осипович Дунаевский, на санках отвезли в детский дом девушки-бойцы отряда противовоздушной обороны. (7) Рая Иванова поступила в ремесленное училище. (8) На исходе первой блокадной зимы их разыскала руководитель студии Р.А. Варшавская. (9) Как и другие работники дворца пионеров, она, только недавно выписанная из госпиталя, шла по сохранившимся адресам, чтобы найти своих питомцев. (10) До войны Аничков дворец был сказочным детским царством, и вот теперь он снова готовился встречать детей.

(21) А в мае 1942 году во Дворце пионеров работали многочисленные кружки – танцевальные, вокальные, фортепьянные, рукоделия, рисования, художественного слова. (22) Искусство помогало детям выжить, но они ещё не знали о его подлинной силе.

(По Л. Овчинниковой)

Примеры работ учеников

Сочинение ученика (см. исходный текст)

Смысл данной фразы я понимаю так: морякам каждый день приходилось смотреть смерти в лицо, ведь они защищали нашу родину от фашистов. Они обладали силой духа и мужеством. И такая же сила духа была присуща ленинградским детям, потому что они жили в условиях блокады. Приведем примеры из текста, подтверждающие эти мысли.

В заключение хочется сказать, что мужественные люди обретают поддержку в мужестве других. Так и должно быть в жизни.

Кроме того, примером мужества может служить Алексей Маресьев, герой Великой Отечественной войны. Он военный летчик. В бою был сбит немецким истребителем. 18 суток по морозу пробирался к своим. Лишился обеих ног (ступней). Но благодаря силе духа, стойкости, он снова возвращается в строй.

В заключение хочется сказать, что мужество – важное качество человеческой натуры. Оно помогает человеку выжить, если тот оказывается в сложной ситуации.

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД СОЧИНЕНИЕМ 15.3.

1. Внимательно перечитай исходный текст.

2. Найди ответ на предложенный тебе вопрос: что это такое? (Человечность? Доброта? Мужество? Героизм?).

3. Сформулируй этот ответ своими словами и запиши его на черновике.

4. Подбери материал для первого аргумента :

— найди в тексте примеры, иллюстрирующие данное этическое понятие;

— помни, что надо объяснить, как проявляется человечность (доброта, мужество, героизм …) в конкретном случае;

— необходимо обязательно комментировать поступки героев, исходя из предложенного задания;

— не забывай указывать номера предложений, на которые ты ссылаешься;

5. Подумай над тем, какой материал ты возьмёшь в качестве второго аргумента :

— вспомни, сталкивался ли ты с этим понятием в собственной жизни, в жизни родителей, друзей;

— обратись к своим знаниям (это тоже аргумент, основанный на жизненном опыте): вспомни о недавно прочитанной книге, о просмотренном фильме, об историческом факте…

6. И, конечно же, не забудь о выводе. Перечитай всё то, что написал, и сделай вывод, обобщив написанное.

Давай еще раз поговорим о композиции сочинения. В сочинении 15.3. может быть четыре абзаца.

1 абзац – толкование этического понятия, предложенного для размышления;

2 абзац – аргумент из исходного текста;

3 абзац – аргумент из жизненного опыта;

Не забывай, что каждый последующий абзац должен содержать новую информацию

Читайте также: