Как перенести итоговое сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Минпросвещения определилось с датой проведения итогового сочинения среди учеников одиннадцатых классов.

Министр просвещения Сергей Кравцов озвучил дату проведения итогового сочинения для учащихся одиннадцатых классов.

Итоговое сочинение, которое является допуском к сдаче ЕГЭ, было перенесено со 2 декабря 2020 года на 5 апреля 2021 года, сообщает ТАСС.

Минпросвещения России пока не собирается еще раз переносить итоговое сочинение для учащихся 11-х классов, но такое решение может быть принято при ухудшении ситуации с распространением коронавируса в стране, пишут "Известия".

Глава Минпросвещения РФ Сергей Кравцов заявил, что на данный момент повторный перенос итогового сочинения для 11-классников не запланирован.

Минпросвещения РФ не планирует ещё раз переносить итоговое сочинение для учащихся одиннадцатых классов, но такое решение могут принять в случае ухудшения ситуации с коронавирусом в стране.

Минпросвещения РФ не планирует еще раз переносить итоговое сочинение для учащихся одиннадцатых классов

Мы надеемся, что выполнение тех требований (по предотвращению распространения коронавируса) нам обеспечит безопасность проведения сочинений, и других переносов не будет.

Сегодня, 3 декабря руководитель Министерства просвещения РФ в интервью телеканала "Россия 24" заявил, что в настоящее время не планируется перенос итогового сочинения для одиннадцатиклассников.

Минпросвещения России допустило возможность переноса сроков итогового сочинения для учащихся 11-х классов.

Еще раз переносить сроки написания итогового сочинения не планируется.Глава министерства просвещения России Сергей Кравцов в интервью телеканалу Россия-24 сообщил, что итоговое сочинение учащиеся 11-х классов напишут 5 апреля 2021 года, и еще раз переносить дату написания сочинения не планируется.

Итоговое сочинение для учеников 11 классов пока не планируется повторно переносить, но в случае ухудшения ситуации с коронавирусом такое решение может быть принято.

Минпросвещения России пока не собирается еще раз переносить итоговое сочинение для учащихся 11-х классов, но такое решение может быть принято при ухудшении ситуации с распространением коронавируса в стране.

Именно оно открывает учащемуся допуск к остальным экзаменам. А ещё у него есть важная особенность: оно не такое дидактично-выверенное, как сочинение-рассуждение по русскому языку, и ученики могли проверить на нём свои способности к нестандартному мышлению, умению анализировать и творчеству.

В привычный ход вещей вмешался бич 2020 года - коронавирус. Седьмое по счёту (начиная с 2014 года) итоговое сочинение перенесено на весну, причём состоится оно не раньше пятого апреля 2021 года, а его точные сроки пока не определены – так решил Рособрнадзор. К счастью, речи о возможном дистанционном проведении этого экзамена не идёт - в отличие от устного собеседования для девятиклассников, в отношении которого такая возможность официально допускается.

Конечно, любой образовательный форс-мажор зачастую воспринимается исключительно негативно. Но как и при любом новом и внезапном обстоятельстве, в переносе декабрьского сочинения можно найти как положительные, так и отрицательные стороны. В конце концов, когда пару лет назад меняли сочинение по русскому языку, значительно его упрощая (убрали два примера-аргумента из художественной литературы, добавив во многом формальную "смысловую связь" между примерами из текста), ряд учеников и даже учителей всё равно нервничали: мы готовились, а нам тут что-то другое подбрасывают. А в итоге стало только легче.

Попробуем найти плюсы и минусы переноса, начав с последних.

1 . Сбивается отлаженная система подготовки. Здесь всё понятно: учителя составляли планы, как готовиться к сочинению, и тут всё летит в тартарары. Готовились и ученики: писали пробники, читали подходящие под темы (в этот раз довольно своеобразные) книги, настраивались. И тут такое. Удастся ли педагогам заново и без потери качества подготовить детей к сочинению весной, а одиннадцатиклассникам - восстановить полученные осенью навыки и знания - большой вопрос.

2 . Начало декабря - самое удачное время для подобного экзамена. Как говорится, отстрелялись - и всё. Остаток декабря можно проводить в щадящем режиме, чтобы после Нового года плотно взяться за подготовку к ЕГЭ, ни на что постороннее не отвлекаясь. Сейчас же вышло так, что стало непонятно, за что хвататься.

3 . К тому же в связи с переносом итогового сочинения значительно вырастает нагрузка на учащихся. Апрель и май (и часть июня) становятся для учеников невероятно насыщенными месяцами: за два с небольшим месяца им предстоит сдать 4-5 экзаменов, а там ещё и выпускной, и поступление в вузы! Уплотняется и подготовка к экзаменам: уже проведённых занятий по итоговому сочинению будет недостаточно, необходимо будет по меньшей мере освежать их в памяти, проводить новые пробники. При доковидной реальности падающая на плечи одиннадцатиклассников нагрузка была разумно распределена.

Как ни странно, можно поискать и аргументы за то, что перенос итогового сочинения может сработать и в плюс.

1 . Во-первых, увеличивается время на подготовку к этому самому сочинению. Каждый год небольшой процент учащихся заваливает свою первую попытку написать его, и ребятам приходилось пересдавать сочинение как раз весной. Теперь же времени, чтобы разобраться с этим экзаменом, становится предостаточно. Помимо этого, одиннадцатиклассники банально успеют больше прочесть. Как известно, лучше всего запоминается последнее. К началу декабря на уроках литературы обычно проходят Серебряный век. Блистательная русская лирика начала двадцатого века – это, конечно, прекрасно. Только использовать её в итоговом сочинении очень сложно. К апрелю же ученики успеют познакомиться и с "Мастером и Маргаритой" Михаила Булгакова, и с "Тихим Доном" Михаила Шолохова, и с "Доктором Живаго" Бориса Пастернака; наконец, с большим и важным пластом литературы о Великой Отечественной войне, что на экзамене очень и очень пригодится.

2 . Одиннадцатый класс - время напряжённое. Столько всего вмещается в один учебный год! Сложно не перегореть, не выдохнуться. Думается, свободное от экзаменов первое полугодие в этом плане может даже помочь - за его время можно набраться сил, которые обязательно понадобятся во втором, ударном полугодии.

3 . Даёшь тотальную мобилизацию! Мобилизацию умственных и моральных сил. В каком-то смысле проводить "ударную пятилетку" даже проще, чем равномерно распределить силы на больший срок. В последнем случае существует соблазн что-то отложить на потом, возможность где-то перегореть, а в чём-то распылиться - тогда как максимальная концентрация сил на небольшом промежутке времени может позволить ученику выложиться на максимум. Отступать некуда, впереди вуз.

Впрочем, всё вышесказанное имеет смысл лишь в пограничных, шатких случаях. Уверенному в себе и хорошо подготовившемуся к итоговому сочинению одиннадцатикласснику не принципиально, когда этот экзамен состоится - он справится с этим испытанием в любом случае. К тому же в нём в подавляющем большинстве случаев нет влияющей на поступление системы оценивания. Главное - получить зачёт.

Наконец, каким бы важным событием это ни казалось, по итогу это просто сочинение - через год первокурсник может и не вспомнить тему, по которой он его писал. И это нормально. Ещё бы: целая жизнь впереди!


У нас нет цели спекулировать на болезненных темах, мы просто хотим вместе с вами трезво оценить ситуацию, основываясь на опыте прошлого учебного года. Определённо, молчание образовательных чиновников вносит дополнительную нервозность, поэтому нам остаётся только делать самостоятельные выводы с помощью причинно-следственных связей и анализа практики 2020 года.

Какова вероятность, что итоговое сочинение перенесут с декабря на весну?

Сразу скажем, что вероятность переноса экзамена очень высока. Для того чтобы убедиться в этом, давайте ответим на ряд закономерных вопросов.

Похожа ли ситуация роста числа заражённых ковидом в ноябре 2020 года на текущее положение?

Да, ситуация с ковидом сейчас не менее серьёзная, чем в прошлом году. Достаточно посмотреть внимательно на статистику и сравнить аналогичные периоды роста числа заболевших коронавирусом в октябре-ноябре. Спад заболеваемости начался в прошлом году только после Нового года.

В текущем году количество заболевших в октябре и первых числах ноября 2021 года, как мы видим, значительно выше, чем годом ранее.

Итоговое сочинение перенос

Абсолютно очевидно, что в прошлом году пик заболеваемости пришёлся на ноябрь и декабрь. А что же мы наблюдаем в этом году? К началу ноября 2021 года мы подошли к рекордным цифрам, и есть все основания предполагать, что к концу этого месяца ситуация вряд ли измениться в лучшую сторону. Стоит ожидать, что на спад статистика пойдёт, как и в прошлом году, только в январе.

Итоговое сочинение в этом году запланировано на 1 декабря, а это означает, что экзамен совпадает с предполагаемым пиком заболеваемости. Не надо объяснять, какой это риск и для школьников, и для организаторов. тем более мы видим, что цифры зашкаливающие.

Если итоговое сочинение в этом году тоже перенесут, когда чиновники официально сообщат о своём решении?

Отвечая на этот вопрос, мы можем прогнозировать предполагаемый ответ, опираясь на сценарии прошлого учебного года. Итак, рост заболеваемости в 2020 году начался в начале октября, однако о переносе сроков итогового сочинения в прошлом году официально объявили лишь 14 ноября, то есть за две недели до экзамена.

Могут ли итоговое сочинение перенести в отдельных регионах?

Переносить итоговое сочинение точечно вряд ли будут. В прошлом году образовательные ведомства озвучивали однозначную позицию, что промежуточный экзамен должен пройти в единый день во всех регионах. Думается, что и в текущем году будет принято аналогичное решение.

На какие даты (хотя бы примерно) могут перенести итоговое сочинение?

Ответить на этот вопрос сейчас не может, пожалуй, никто. Мы видим, что так называемое плато в прошлом учебном году пришлось на март-май. Прогнозировать уменьшение статистики заболеваемости можно, опираясь на графики прошлого года. Если решение о переносе всё-таки примут, то, скорее всего, это будет опять начало апреля. Если в марте 2022 года будет наблюдаться более или менее стабильная эпидемиологическая ситуация, то проведение в апреле итогового сочинения станет вполне логичной мерой.

В любом случае надеяться на отмену итогового сочинения мы не советуем. Вряд ли в текущем учебном году власти пойдут на какие-либо послабления в практике проведения государственных экзаменов. Рособрнадзор уже неоднократно заявлял, что ОГЭ и ЕГЭ 2022 года, скорее всего, пройдут по допандемийным сценариям. А это означает, что выпускники 11 классов будут сдавать итоговое сочинение и два обязательных ЕГЭ (по русскому языку и математике). 9-классникам предстоит в этом году пройти через итоговое собеседование и 4 ОГЭ (2 обязательных + 2 по выбору).

Курсы ЕГЭ и ОГЭ Lancman School приглашают всех желающих готовиться к госэкзаменами с нашими лучшими репетиторами.

Очные курсы подготовки к ОГЭ (9 класс)

Онлайн-курсы подготовки к ОГЭ (9 класс)

Очные курсы подготовки к ЕГЭ (11 класс)

Онлайн-курсы подготовки к ЕГЭ (11 класс)

Если материал показался интересным, подписывайтесь на обновления нашего блога. Мы знаем о поступлении в вузы всё (и даже больше). Кнопку подписки вы найдёте прямо под постом.


Даты пересдачи итогового сочинения

− Всего итоговое сочинение в этом году пишут 622 тысяч выпускников, − сообщают в пресс-службе Рособрнадзора. − Его результаты могут учитываться при приеме в вуз. В таком случае они будут действовать в течение четырех лет.

Одна из пересдач итогового сочинения пройдет 2 февраля. Те, кому не хватило и этой попытки, смогут проверить свои силы еще раз 4 мая.

− Выпускники прошлых лет, которые раньше уже сдавали эссе, в этом году могут написать его повторно, − уточняют в Рособрнадзоре. − При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а прошлогодний результат аннулируется.

Результаты сочинения, ориентировочно, появляются уже через две недели после написания. Ознакомиться с ними можно в своей школе, а также на официальном портале Единого экзамена.

Эссе оценивается по пятибалльной шкале. Однако при подаче заявления в вузы сочинение может засчитываться в портфолио, и университеты могут оценивать его по своей собственной шкале.

А вот оспорить оценки за сочинение, увы, нельзя — апелляция не предусмотрена. Так что лучше сразу эссе писать на высокий балл.

Сочинение оценивается по пяти критериям:

  • грамотность,
  • соответствие теме,
  • аргументация с отсылками к литературе,
  • логика и композиция,
  • качество письменной речи.

Ну и самая банальная ошибка — это путаница в именах героев и в авторах произведений. К счастью, хотя бы то, что Эрих Мария Ремарк — это все-таки мужчина, большинство выпускников уже запомнили.

Чтобы освежить впечатления о прочитанных книгах, можно пересмотреть их краткие содержания. Но заменить ими полноценное чтение произведений не получится. Такие обзоры могут кратко пересказать сюжет, но не передают полностью характеры героев и атмосферу книги.

Второго декабря выпускники должны писать итоговое сочинение. Как оно будет проходить в школах, закрытых на карантин? Или в регионах, где сейчас дистанционка? На вопросы "Российской газеты" ответил руководитель Рособрнадзора Анзор Музаев.

Анзор Музаев: Вопрос очень сложный и неоднозначный. Мы ежедневно на связи с регионами, с министерством просвещения, с [вице-премьером] Татьяной Алексеевной Голиковой. Я думаю, что в ближайшие дни будет принято решение по этому поводу. Но хочу сказать одно: не будет такого, что какие-то субъекты напишут сочинение, а другие в этот момент из-за карантина - нет. Если ситуация не будет стабилизироваться, с большой вероятностью мы примем антикризисные меры и выйдем с предложением в правительство, чтобы даты итогового сочинения были перенесены.

Фото: Аносов Владимир/РГ

А можно написать сочинение дистанционно?

Анзор Музаев: Во-первых, у нас и так много вопросов к этой процедуре, не все школы подходят к ней так же объективно, как к экзамену. Во-вторых, есть риск, что в домашних условиях это испытание вообще превратится в сочинение для родителей, а не для выпускников. Помните, в последней четверти прошлого года было очень много смешных сюжетов, когда за кадром или чуть ли не из-под стола во время контрольных работ родители пытались детям помогать. Зачем это делать? Непонятно. Некоторые мамы и папы не понимают, что это в их же интересах - понять, на каком уровне владеет русским языком их ребенок. Это вопрос к отдельно взятым родителям. К счастью, не все такие.

Сейчас мы думаем о том, что сочинение не должно стать источником распространения инфекции. Мы переживаем за наших учителей. Многие из них возрастные. Переживаем за детей. Поэтому все взвесим, проконсультировавшись с Роспотребнадзором, Минпросвещения, Министерством здравоохранения. Поймем все "за" и "против". Но еще раз хочу подчеркнуть, чтобы успокоить родителей в это непростое время для всех: мы не предполагаем сценария, когда какие-то субъекты напишут и расслабятся, а другие не напишут. Если уж будут писать сочинение, то все в единую дату.

Полную версию эксклюзивного интервью руководителя Рособрнадзора Анзора Музаева читайте в одном из ближайших выпусков "Российской газеты".

Читайте также: