Как осмысливает пушкин в лирике жизненное предназначение поэта сочинение я памятник себе воздвиг

Обновлено: 05.07.2024

В семье Пушкиных было большое количество талантливых людей. Василий Львович, приходившийся поэту дядей, прекрасно слагал стихи, благодаря чему приобрел известность в широких кругах. Отец, Сергей Львович, превосходно владел французским языком.

В доме всегда было много гостей, и во время долгих вечеров отец Пушкина читал публике собственные стихи на французском. Однако к воспитанию детей родители Александра подходили с меньшим энтузиазмом. Маленький Пушкин большую часть детства провел под опекой воспитателей, крепостного дядьки Никиты Козлова, а также любимой няни — Арины Родионовны. Образы людей, с которыми поэт жил столько времени, впоследствии стали прототипами множества героев его произведений. Арина Родионовна оказала большое влияние на формирование личности Александра Сергеевича, поспособствовала поэтичности восприятия окружающего мира. Из ее уст маленький Пушкин услышал большое количество интереснейших фольклорных образцов. В дальнейшем они легли в основу некоторых его произведений.

Сказки Пушкина носят отпечаток рассказов, услышанных в детстве от Арины Родионовны. Впоследствии они приобрели большую популярность как у детей, так и у взрослых. Сказки Пушкина переведены на другие языки и изданы в разных странах мира.

Студенческий период

Среди друзей поэт славился начитанностью, поразительной осведомленностью в различных аспектах русской и французской литературы. В стихотворениях, написанных в лицейские годы, прослеживается влияние литературных наставников. Произведения Александра Сергеевича наполнены радостью, негой и любовью. Но романтическая мечтательность вскоре сменяется унылыми элегистическими нотами. Начинают появляться первые жалобы, разочарования и обиды на жизнь.

Образ поэта и тема творчества в лирике А. С. Пушкина

Восстань, пророк, и виждь, и внемли…
А. С. Пушкин

Образ поэта и тема творчества занимают большое место в лирике Александра Сергеевича Пушкина.

Поэзия была основным занятием его жизни, поэтому естественно стремление Пушкина дать образ поэта, харак­теристику поэтического творчества, рассказать о роли поэзии в жизни по­эта, в жизни общества.

Эта тема традиционна, к ней обращались поэты разных времен. Пушкин в своих произведениях как бы ведет диалог со своими предшественниками в мировой и русской поэзии: Горацием, Ови­дием, Ломоносовым, Державиным.

Тема поэта и поэзии проходит через всё творчество Пушкина, полу­чая разную трактовку, с годами углубляясь и отображая изменения в ми­ровоззрении поэта.

Лачужка под землей, высоки чердаки —

Вот пышны их дворцы, великолепны залы.

В своих стихотворениях, посвященных теме поэта и поэзии, Пушкин размышляет о месте и предназначении поэзии в обществе. В частности, в стихотворении 1824 г.

Делиться не был я готов С толпою пламенным восторгом.

Наш век торговли; в сей век железный Без денег и свободы нет.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Пока не требует поэта К священной жертве Аполлон,

В заботы суетного света Он малодушно погружен…

Тоскует он в забавах мира,

Людской чуждается молвы…

Поэт внутренне независим.

В последующих стихотворениях Пушкин с всё возрастающей уве­ренностью говорит о высоком предназначении поэта.

Поэт на лире вдохновенной Рукой рассеянной бряцал.

Он пел — а хладный и надменный Кругом народ непосвященный Ему бессмысленно внимал.

Толпа не видит пользы в творчестве поэта, ведь оно не приносит ни­каких материальных благ:

Как ветер, песнь его свободна,

Зато как ветр она бесплотна —

Какая польза нам от ней.

Подите прочь — какое дело Поэту мирному до вас!

В своих стихотворениях Пушкин выступает в защиту реалистическо­го искусства, связанного с запросами общественной жизни.

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Таким образом, тема поэта и поэзии является важнейшим в творчест­ве Александра Сергеевича Пушкина. В течение жизни менялось мировоз­зрение поэта, в соответствии с этим претерпевала эволюцию и тема поэта и поэзии, но всегда оставаясь верной идеалам патриотизма, высокой граж­данственности, свободы.

Рецензия

Сочинение об образе поэта и теме творчества в жизни общества и людей последовательно и верно раскрывает взгляд А. С.

Работа композиционно завершена, отличается точностью словоупотребления, разнообразием синтаксических конструкций, грамот­ным, уместным цитированием.

Сочинение написано в жанре литературно-критической статьи в соот­ветствии с требованиями к особенностям жанра.

На этой странице искали :

  • образ поэта в лирике пушкина
  • тема творчества в лирике пушкина
  • образ поэта в творчестве пушкина
  • тема творчества в лирике пушкина сочинение

Сохрани к себе на стену!

Творчество после окончания лицея

По окончании лицея в 1817 году Александра Сергеевича ожидала служба в Коллегии иностранных дел. Поселившись в Петербурге, Пушкин окунается в мир светских развлечений. В то же время он активно участвует в общественно-литературной жизни города.

Период ссылки сыграл не последнюю роль в творческом становлении поэта. В это время происходило его бурное интеллектуальное развитие посредством упорной работы, чтения и глубоких раздумий.

Стихотворения, неугодные власти, и новая ссылка

* Православной полон веры, * Он (Пушкин.) царя чтил, как отца. * Далее в этом же посвящении утверждалось, что Пушкин * .верноподданным примерным * Являл себя всю жизнь свою, * Слугой паря, прямым и верным, * Горя любовию к царю. * А вот как передавались подробности биографического характера. Когда * .утонули * Его (Пушкина — Я. В.) друзья в житейском бурном море, * Он уцелел. И царская рука * Ему пожала руку крупно, честно. * Была минута эта высока.

.влекомый вдохновеньем, Молитвы он перелагал, И сам усердно, с умиленьем Он Слово Божие читал. Поэты этого направления усердно возглашали, что Пушкин и только он их предтеча.

* Не для житейского волненья, * Не для корысти, не для битв, * Ты был рожден для вдохновенья, * Для звуков чистых и молитв.

Тенденции к дроблению образа поэта на множественность его ипостасей и обличий, различных по идеологической и мировоззренческой направленности трактовок облика и творчества Пушкина усилились в первые годы нового века.

Цензура и пристальный контроль

Лирика Пушкина

Быть может, в лете не потонет строфа, слагаемая мной…

Нам нужно злата, злата, злата:

Копите злато до конца!

Как ветер, песнь его свободна,

Зато, как ветер, и бесплодна:

Какая польза нам от ней?

И, может быть, — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Итак, люди не забудут, будут чтить такого поэта, который пытается найти истину, ответить на вопрос о смысле жизни людей, говорит о высших ценностях человечества.

Бог помочь вам, друзья мои…

Итак, истинного творца будут чтить не только будущие поколения, но и его современники, пусть даже немногие.

Глаголом жги сердца людей.

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 5494 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Лирика Пушкина как отражение многогранности личности поэта

Любовная лирика Пушкина

… ощущение жизненной полноты. Когда читаешь его стихи о любви, то возникает ощущение беспредельности этого чувства, которому нет границ, которое не подчиняется ничему, даже собственной воле человека. Любовная лирика Пушкина невольно приводит к мысли о том, что “любви все возрасты покорны”. Она околдовывает своими чарами и юношу, только начинающего жить, и зрелого, умудрённого опытом человека. …

Личное и историческое в лирике Пушкина

… недо­умевает, почему русский народ, завоевавший свободу для многих народов, в своей стране остается рабом. Автор размышляет о том, когда же это рабство кончится. Вольнолюбивая лирика Пушкина не могла не быть замеченной самодержавной властью. Пушкин был сослан на юг страны. Его огорчило то, что царь не последовал его советам. Он разочаровался в силе поэзии. Через четыре года Пушкина направляют под …

Основные мотивы лирики Пушкина

… году: …А я — беспечной веры полн, — Пловцам я пел… Певец оказывается единственным, кто уцелел после “грозы”. Но он остается верен своим убеждениям: “я гимны прежние пою”. Так же в лирике А. С. Пушкина мы находим размышления на тему значения поэта и поэзии и можем попробовать понять, какие ответы даёт великий русский поэт на некоторые из этих нелёгких вопросов. Рассматривая эту тему в …

Пушкин и Гончарова

Несмотря на свои частые увлечения разными девушками, встретив Наталью Гончарову, поэт остепенился. Наталья была знаменитой красавицей, имела много поклонников, в связи с чем на ухаживания Александра Сергеевича первое время отвечала уклончиво. Лишь спустя два года после знакомства Пушкин сумел добиться расположения Гончаровой, и она стала его женой.

Своими талантливыми произведениями, преисполненными глубокого смысла, Александр Сергеевич Пушкин открыл новую эпоху в русской литературе. Его стихотворения оказали воздействие на других поэтов-последователей.

Огромную роль в воспитании личности играют произведения Александра Сергеевича. Не зря в школьных классах размещают фото Пушкина, ведь он был настоящим мастером художественного слова и создателем современного литературного языка.

Сочинение: Образ поэта в лирике Пушкина — Сочинение

Образ поэта в лирике А. С. Пушкина

И забываю мир, и в сладкой тишине Я сладко усыплен моим воображеньем,

И пробуждается поэзия во мне:

Душа стесняется лирическим волненьем,

Трепещет, и звучит, и ищет, как во сне,

Излиться, наконец, свободным проявленьем —

И тут ко мне идет незримый рой гостей,

Знакомцы давние, плоды мечты моей.

Пушкина на протяжении всей его жизни. Менялись идеа­лы свободы, творчества, счастья, но постоянной оставалась тема поэтического призвания, назначения поэта в общественной жизни. Хотя сам образ поэта претерпел у А.С. Пушкина опреде­ленную эволюцию.

«Сти­хотворение связано с традициями гражданских и философских од Ломоносова и Державина, с произведениями декабристов о поэте-пророке. Поэтическая речь автора выдержана в суровом, сдержанном, возвышенно-ораторском тоне.

Несмотря на архаи­ческий образ пророка, стихотворение обращено не в глубь веков, а в пушкинскую современность.

Пророк, по представлениям древних, — истолкователь воли божества. Он беспристрастно судит о настоящем и предсказыва­ет будущее. Пророк всегда выступает защитником угнетенных.

Кроме того, он должен обладать неотъемлемыми друг от друга свойствами — всеведением, всезнанием, то есть высшим знани­ем законов, управляющих природой и обществом, мудрым и правдивым языком, горячим сердцем, небывалой силой страст­ной убежденности в правоте своего дела.

В момент творческого вдохновения все суетное, мелкое, приземленное должно исчез­нуть, умереть, стать прахом. Вот этот трудный процесс превра­щения простого смертного в грозного глашатая истины запечат­лен в стихотворении.

Величаво, торжественно передает Пушкин приход высшего знания к пророку:

Моих ушей коснулся он, —

И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

В этих стихах выражена необыкновенная энергия творческо­го познания, радость всевидящей мудрости.

Как труп в пустыне я лежал,

И бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Не для житейского волненья,

Не для корысти, не для битв,

Мы рождены для вдохновенья,

Для звуков сладких и молитв.

Ты царь: живи один. Дорогою свободной Иди, куда влечет тебя свободный ум, Усовершенствуя плоды любимых дум,

Не требуя наград за подвиг благородный.

Стихотворение хранит следы тяжких раздумий о жестокости века, о счастье свободы. Вместе с тем, оно полно горького пред­чувствия скорой гибели, веры в могущество поэтического слова, безмерной любви к России. В нем — сознание выполненного долга перед народом.

Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык.

Поэт гордится тем, что его поэзия взывала к свободе и доб­рым чувствам:

И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу И милость к падшим призывал.

Таким образом, творчество Пушкина — это бескорыстное, беззаветное служение музам. Пушкин призван был быть не не­укротимым исследователем действительности, а живым откро­вением тайны поэзии на Руси. И избранный поэтом путь оправ­дывался его натурой и призванием.

Творческое наследие А.С. Пушкина весьма значительно. Его талант не знал границ. Автор поднимал очень важные проблемы и вопросы, которые актуальны и по сей день. Тема поэта и поэзии является одной из главных. Об ее особой роли он говорит во многих своих произведениях.

В стихотворении "Я памятник себе воздвиг нерукотворный. " Пушкин пишет о бессмертии поэзии.

Поэт пишет, что даже после смерти все будут помнить его и его стихии благодаря "душе в заветной лире":

"Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит. "

Пушкин не стремился угождать царям, а утверждал высокие гуманистические ценности. Он пробуждал в людях "добрые чувства", давал им импульс к духовному развитию и совершенствованию. По мнению Пушкина, для поэта главное - служить добру, свободе, а не прихотям властителей. Александр Сергеевич ставит поэзию выше царей, так как она дана Богом:

"Веленью Божию, о муза, будь послушна. "

В последних строчках поэт просит "музу" равнодушно отнестись к "хвале и клевете":

". Обиды не страшась, не требуя венца;

Хвалу и клевету приемли равнодушно,

И не оспоривай глупца."

Стихотворение "Пророк" рассказывает читателю о духовных качествах и назначении поэта. Название и содержание говорит нам, что в основу произведения легла библейская легенда о пророке Исайе. Герой стихотворения находится в удрученном состоянии, он томим "духовной жаждой", тут ему является посланник Божий "шестикрылый серафим". Посланник наделяет героя дарами: у него "отверзлись вещие зеницы" и ушей "наполнил шум и звон". Далее "лукавый язык" заменяется на "жало мудрыя змеи", вместе "трепетного сердца" он получает "угль, пылающий огнем".

Стихотворение завершается возгласом Бога, призывающим пророка "глаголом жечь сердца людей":

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Теме о поэте посвящено стихотворение "Поэт". Произведение разделено на две части. В первой нам представлен поэт, ничего не создающий, погрузившийся в суету общественной жизни. Во второй же части поэта посещает муза, и он предстает абсолютно другим.

В первой части поэт ощущает себя "ничтожным", так как у него нет вдохновения, чтобы написать хоть одну строчку:

"Молчит его святая лира;

Душа вкушает хладный сон,

И меж детей ничтожных мира,

Быть может, всех ничтожней он."

Услышав "божественный глагол", поэт словно обретает глоток воздуха, дающего ему жизнь:

"Душа поэта втрепенется

Как пробудившийся орел".

Однако поэт не ищет признания толпы, он наоборот старается спрятаться от мира, чтобы остаться наедине со своими чувствами и мыслями.

В этом стихотворении автор обращает внимание на то, что творчество невозможно без вдохновения. Это произведение очень хорошо показывает все мысли и чувства поэта, даже самые скрытные и тайные.

Пушкин видел назначение поэзии в том, чтобы учить своего читателя видеть прекрасное в жизни и природе, учить любви к родному краю и родной истории. Свободу он видел в личностной свободе, то есть в возможности творить, не зависимо ни от кого.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Поэт, по мнению Пушкина, отличается от других людей тем, что он наделен особым даром — видеть то, чего не видит простой человек. Но талант не только великий дар, но и великая ответственность. Ведь поэт может влиять на людей, а значит, он ответственен за то, что он говорит им, Именно поэтому творческий человек должен быть строгим судьей не только по отношению к порокам общества, но и по отношению к самому себе.

Арист, не тот поэт, кто рифмы плесть умеет
И, перьями скрыпя, бумаги не жалеет.
Хорошие стихи не так легко писать…

Это стихотворение рассказывает о превращении человека в пророка, в вестника божественной воли. Оно о рождении настоящего поэта. Стихотворение начинается строками, сразу задающими библейский, величественный тон:

Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился.

Образ пустыни весьма многозначен и возникает здесь не случайно. Он олицетворяет собой духовную жажду, томящую лирического героя. Пустыня — это житейское бытие людей. Когда лирический герой стоит на перепутье, ему является шестикрылый серафим и совершается превращение человека в поэта.

И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.

Но, дав человеку совершенно особые качества, шестикрылый серафим оставил его на земле, не сделал небесным существом. Он лишь изменил его восприятие и понимание мира. И тот мир, который казался пустыней, вдруг наполнился звуками и светом. Но и на этом превращение не закончено:

И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык…

И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую воздвинул.

А. С. Пушкин утверждает божественную природу поэзии и считает, что ответственность за свой труд поэт несет перед Богом, Божественное, небесное происхождение поэзии подчеркивает также обращение Пушкина к Библии, откуда взяты и сам образ шестикрылого серафима, и общий возвышенный тон стихотворения.

И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит.

То есть поэт верит, что стихи его не умрут и перешагнут рамки национального, пока душа человека не утратит способность к поэтическому восприятию.

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я Свободу
И милость к падшим призывал.

Веленью Божию, о муза, будь послушна.

Муза призвана служить лишь высшему предназначению, а искусство не может быть судимо толпой — таков вывод поэта.

Тема поэта и поэзии проходит через все творчество А. С. Пушкина, получая с годами различную трактовку, углубляясь и отражая те изменения, которые происходили в жизни России и мировоззрении поэта. Он от начала и до конца своего творческого пути пронес чувство ответственности перед людьми, обусловленое высоким назначением поэта. Поэзия — дело очень трудное, и непосильно оно не посвященным в тайны поэтического мастерства. Труд поэта имеет высокое общественное и общечеловеческое значение.

Вариант 2

Пушкина всегда волновала тема поэта и поэзии, поэтому она и стала главенствующей в его творениях. Александра Сергеевича мучили вопросы о назначении поэта, о тонкостях поэзии.

Писателя всегда поражала несправедливость, царившая в стране, непонимание властей, нежелание их помочь нуждающимся людям. Он ясно понимал, что взгляды на жизнь у них слишком узкие и ограниченные, думают те только о своих желаниях, заботятся о собственных интересах. И Пушкин, не в силах мириться с подобным невежеством, осознал, как важно достучаться до каждого с помощью поэзии, открыть глаза, внести ясность в запутанные мысли. Главной задачей писателя стало донесение правды и истины до людей при обращении к поэзии.

Так, Александр Сергеевич в собственном творчестве оттачивает тему поэта. Однако критикам, которые решались ознакомиться с его стихами, не нравилось: то, в какой форме излагает содержание Пушкин. То, что он пишет, то, как он это пишет…Примечательно, что поэт не поддался негативным откликам в его адрес, а продолжил, отличаясь от всех остальных, творить в той форме и в том направлении, которое доставляло удовольствие Александру Сергеевичу!

Образ поэта в лирике Пушкина

В творчестве Александра Сергеевича Пушкина большое значение занимает тема творчества, в частности поэзии и поэта. Она составляет основу его философской лирики.

Александр Сергеевич Пушкин сделал очень многое для литературы. Одной из его заслуг является то, что он показал, что литература, творчество — реальная профессия, которая может приносить деньги. Этот мотив приземленности поэта сильно просвечивается в более позднем творчестве, в реалистическом, в то время как в раннем, романтическом, существует совсем иной смысл роли поэта.

На мироощущение поэта и его творчество сильно повлияло последствие восстания декабристов. Пушкину было обидно, что с людьми, которые отстаивали правду и справедливость, так жестоко разделались.

В этом стихотворении Александр Сергеевич Пушкин приходит к мысли, что поэт должен нести правду в своих стихотворениях, не скрывать ее, а помогать другим ее искать, бороться за нее и пропагандировать нравственные ценности. Поэт обязательно должен быть добродетельным человеком: добрым, милосердным, справедливым, умным, смелым. Он должен иметь особый талант доносить сложные вещи простыми вещами, видеть то, чего никто не видит.

Конечно, поэзия может быть источником дохода. Однако, поэт должен понимать, что это не должно влиять на его отношение к искусству, качество произведений и уровень тем, поднимаемых в нем. Вещественная сущность произведения должна являться своего рода порталом для читателя, с помощью которого можно понять истину и стать мудрее. Именно ее и можно продать.

Возвышенная сущность произведения поэта есть идея, его особое и специфическое видение мира, присущее только ему. Поэт должен иметь оригинальный взгляд на мир, делиться с ним с окружающими, открывать им новые возможности этого мира.

Тема поэзии и поэта занимает центральное место в русской лирике, в том числе и в творчестве Александра Сергеевича Пушкина.

Также читают:

Картинка к сочинению Тема поэта и поэзии в лирике Пушкина

Популярные сегодня темы

К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.

Искусство было всегда, с этим никто не будет спорить. Оно проходит красной нитью через все развитие человечества. Еще люди древности пытались выразить свои чувства путем живописи, построек старинных, красивейших храмов, созданием непревзойденных скульптур

В рассказе Александра Ивановича Куприна рассказывается о молодом небогатом офицере Николае Евграфовиче Алмазове и о его находчивой и любящей жене Верочке Алмазовой.

Великодушие является характерным качеством сильного и благородного душой человека, имеющего представление о добре и зле. Иногда общество может противопоставить месть великодушию и рассудить отмщение как черту характера

Читайте также: