Как называется музыкальное сочинение для развития беглости пальцев

Обновлено: 04.07.2024

Обучение игре на фортепиано маленьких детей во многом отличается от работы со старшекласниками. И отличие это основано прежде всего на разнице физических возможностей пианистического аппарата. Советы держать руки не природно-естественно, а искусственным образом, требование активно поднимать пальцы и добиваться запредельной силы удара по клавишам,— все это вызывает у детей многочисленные двигательные затруднения и часто приводит к возникновению профессиональных заболеваний.

ВложениеРазмер
beglost_paltsevnsportal.docx 134.58 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ №9

Афанасьева Елена Владимировна

Одухотворённые пальцы Способны творить чудеса.

максимально раскрепостить мышцы спины и всего двигательного аппарата, обеспечить воспитание независимости и беглости пальцев посредством упражнений.

занятия имеют большое практическое значение, задействуют в игровой форме разнообразные образно-слуховые задачи. Работа над раскрытием содержания музыкального произведения подспудно рождают техническое совершенство, вырабатывает независимость пальцев и артикуляционные навыки в самом раннем возрасте. Тема актуальная , методически трудная, помогающая в работе преподавателей.

Научить раскрепощать весь плечевой аппарат и мышцы спины, добиться максимальной беглости пальцев и ровности звучания в быстром темпе.

Индивидуальные занятия по фортепиано, 1 класс.

В раннем возрасте не стоит заниматься проблемами пальцевой артикуляции. У большинства учеников старших классов музыкальных школ прекрасная артикуляция. Занимаясь с ними на уроках, часто ловила себя на мысли о том, что дети до 10-11 лет (то есть до тех пор, пока не завершится полностью формирование опорно-двигательного аппарата) во многом им уступают. Однако впоследствии они преодолевают этот разрыв и более того — у каждого из них формируется индивидуальная манера игры, наиболее соответствующая природе пианистического аппарата.

Нет никакой необходимости на начальном этапе обучения специально заниматься воспитанием независимости и беглости пальцев. Разнообразные образно-слуховые задачи, работа над раскрытием содержания музыкального произведения подспудно рождают техническое совершенство, вырабатывают независимость пальцев и артикуляционные навыки. А развитие функциональной опоры рук на ладонные мышцы еще более способствует беглости пальцев.

Не стоит ориентировать ребенка на руку педагога. У всех людей природа рук разная. Несмотря на то, что одни педагоги требуют от детей держать кисть высоко, другие — низко, некоторые добиваются того, чтобы кисть была на одной высоте с клавиатурой, все равно у каждого есть свой индивидуальный, излюбленный способ ведения кисти. Он каждый раз подсказан природой, индивидуальными особенностями строения ладони и пальцев. Исходя из этого, нужно подбирать ученику тот способ игры, который ближе ему, даже если он абсолютно не свойствен самому педагогу.

Учить детей играть на фортепиано — это все равно что учить малыша ходить. Только что родившийся младенец не может сразу пойти. Вначале он задирает ножки, потом ползает, потом держится за что-нибудь и начинает стоять на неустойчивых ногах, а заботливая мама поддерживает его, помогая сохранить равновесие. И в конце концов как-то незаметно малыш делает свои первые осторожные шаги, а потом — с каждым днем, с каждым месяцем, с каждым годом ходит все увереннее.

Когда малыш начинает играть, необходимо прежде всего научить его использовать крупные мышцы спины, чтобы его внимание не сосредоточивалось лишь на мелких движениях пальцев. Обычно подкладывается ладонь преподавателя под ягодицы ребенка — проверяя, опирается ли его тело на ноги. Если ноги не несут опорной функции, то это чувствуется. Ребенок тут же подтягивается, выпрямляет мышцы спины, переносит упор на ноги и в ладонные мышцы — то есть фактически мы приходим к правильной посадке.

Есть один важный момент, который педагоги ни в коем случае не должны упускать из виду. Дети растут — растет рука, меняется конфигурация ладони, относительная длина ладони и пальцев. Особенно это заметно после каникул или длительных перерывов в занятиях. Каждый раз после таких перерывов надо внимательно посмотреть, не трудно ли ребенку играть так, как он играл в прошлом году. И посоветовать ему найти новое, наиболее удобное положение руки. Это предотвратит опасную фиксацию, зажатость пальцев. Лучше всего не говорить с ним о самой руке, а обратить внимание на звукоизвлечение. Прежде чем начать заниматься с ребенком ритмом, нужно выяснить, есть ли вообще у него хотя бы какие-то природные задатки ритмичности. Метрическая устойчивость, ритмическая гибкость зависят от его природных данных и от степени умения педагога в сфере слухового ритмического воспитания. Внешние приемы могут помочь в разъяснении ритма, но не развить чувство ритма. Воспитание ритма основывается на восприятии учеником равномерности ритмической пульсации и навыков ритмичного движения ученика.

Развить технику в старшем возрасте можно, играя только произведения и совсем не играя упражнения для развития беглости. Просто для этого понадобится гораздо больше времени.

Развитие беглости пальцев рук зависит от времени формирования мышечных пучков, а также от скорости ответа от головного мозга, если вдаваться в подробности. Т.е. если ученик, например, может быстро печатать на клавиатуре компьютера, то, скорее всего, техника игры на пианино пойдёт у него гораздо быстрее, чем у того человека, который тычет в клавиатуру одним пальцем. Если он быстро учится выполнять упражнения на мелкую моторику (умеет быстро шнуровать ботинки, застёгивать пуговицы и др), то скорее всего, технику игры он разовьёт быстро, если нет — то медленнее.

Опять же, возраст: моложе-быстрее, старше-труднее.

Для того, чтобы максимально быстро развить скорость игры, лучше всего воспользоваться принципом тренировки в тренажерном зале — давать упражнение правой рукой в максимально быстром, но контролируемом, темпе до тех пор, пока не заболят мышцы предплечья и не начнёт падать скорость игры. Тут же прекращать выполнение упражнения и сразу начинаем давать это же упражнение левой рукой. Срабатывает условно-рефлекторный механизм, согласно которому одна рука отдыхает быстрее, если вторая рука начинает интенсивно работать. Играть левой рукой также до тех пор, пока не заболят мышцы и если правая рука уже отдохнула и мышцы перестали болеть (обычно нужно около минуты на отдых), то переключаемся на отработку упражнения правой рукой. Так поочерёдно меняя руки, отрабатывать по 3 подхода на одно упражнение. После этого делать перерыв на 2-3 минуты и начинать отрабатывать второе упражнение, также попеременно меняя руки. После отработки второго упражнения делать опять небольшой перерыв и на сегодня упражнения на развитие беглости можно прекратить, либо сделать ещё один подход через несколько часов.

Эффект от этих занятий очень большой, можно в 2 раза увеличить скорость игры уже за неделю, занимаясь по 10 минут 2 раза в день.

3. Иногда игра двумя руками, особенно сложных гамм, где требуется подставлять разные пальцы в левой и правой руке в разное время, затрачивает кучу мозговой активности. Мозгу нужно время, чтобы сопоставить правильную подстановку пальцев в той или иной гамме в разных руках и мышцы рук играют не на полную мощность только из-за того, что мозг не успевает.

2. Стараться развивать другие навыки мелкой моторики — быстро завязывать шнурки, застёгивать пуговицы, развивать навык печати на клавиатуре компьютера. В общем, обращать внимание и на другие упражнения. Это поможет в целом ускорить усвоение навыка игры на пианино.

Рассмотрим необходимые для начинающих пианистов упражнения, которые помогают "почувствовать" клавиатуру и развить моторику.

Чтобы играть на фортепиано или синтезаторе, нужно уметь владеть своими пальцами, то есть уметь двигать ими в нужное время с нужной скоростью и в нужную сторону. Для достижения этого предлагаем несколько простых упражнений для пианистов.

А еще можно (и нужно!) играть гаммы и этюды. Но начать рекомендуем с более простого. Соблюдайте аппликатуру.

Степень активности пальцев определяется не абсолютно отвлечённо, а в соответствии с исполняемой музыкой. Иначе говоря, при игре legato главным будет музыкальная фраза, второстепенным – игровое движение, которое пианист находит на основе фразы.

Эмоциональность в исполнении ученика, даже при игре упражнений и гамм, следует развивать с детства. Нельзя допускать безразличной, формальной игры ни на уроках, ни на эстраде. И особенно при технической тренировке, именно заинтересованность целью работы способствует успеху. Поэтому необходимо развивать воображение начинающего музыканта, пользуясь различными ассоциациями, сравнениями из жизни, природы и других видов искусства.

Уже с первых шагов игры по нотам, после того, как ученик приобрел навыки элементарных двигательных ощущений в простейших упражнениях, он встречается с понятием tenuto – точно выдержанного звука. А это уже задача для слухового и осязательно-двигательных восприятий.

Читайте также: