Как научиться играть на фортепиано сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Перевод и публикация этой статьи произведены с эксклюзивного письменного разрешения автора. Любое полное или частичное копирование этой статьи с любыми целями и при любых условиях запрещено.
© David Nevue, 2008. Translated with permission.

Однажды мне написал поклонник и попросил дать совет, как научиться играть на фортепиано. Мы пообщались и я подумал, что из нашего с ним разговора могла бы получиться хорошая статья для тех пианистов, которые еще только начинают учиться играть на фортепиано.

Сразу предупреждаю вас, что я не профессиональный пианист в "классическом" понимании. Я учился игре на фортепиано самостоятельно, так что имейте в виду, мои рекомендации могут отличаться от рекомендаций вашего преподавателя, у которого есть образование. Просто воспринимайте эти советы как диалог, в котором один пианист делится своими соображениями с другим.

Прежде всего, вам придется выучить теорию музыки. Это, безусловно, самая неинтересная часть обучения игре на фортепиано, но чем больше я изучал теорию музыки, тем сильнее я заинтересовывался процессом игры, и моё обучение игре на фортепиано всё больше перерастало из обычного хобби в серьёзное увлечение. Если бы я не учил теорию музыки, я никогда не стал бы пианистом и не получил бы того признания, которое у меня есть сейчас.

Во-вторых, слушайте много фортепианной музыки. Купите несколько компакт-дисков с записями таких пианистов, как Джордж Уинстон, Дэвид Ланц. Выберите несколько медленных произведений, включите проигрыватель, сядьте за фортепиано и попробуйте определить на слух, какие ноты играет пианист на записи. Это упражнение хорошо тренирует музыкальный слух. Поначалу это упражнение кажется трудным, но выполняя его регулярно, со временем вы научитесь на слух определять ноты, интервалы, и даже аккорды.

Слушая компакт-диски, вы заметите, что пианисты склонны повторять определенные приемы игры во всех исполняемых произведениях. К примеру, на моих записях слышно, что басовая часть (левая рука) у меня довольно проста - в основном я играю октавами и квинтами, с небольшими орнаментациями. Даже если произведение кажется на первый взгляд сложным, то скорее всего это обманчивое впечатление, в чем можно убедиться, если сесть и начать детально его разбирать.

Не нужно пытаться разучить всё произведение сразу. Чаще всего, после разбора основной мелодической линии замечаешь, что элементы этой "главной темы" повторяются на протяжении всего произведения в незначительных вариациях. Это определенно касается и моих произведений. Чаще всего они имеют композиционную структуру A-B-A-B-C-A, различия между повторяющимися частями незначительны - как правило, меняется октава и добавляются небольшие орнаментации для развития произведения.

Теперь поговорим о практической стороне - нужно ли концентрироваться на разучивании гамм, практиковаться с последовательностями аккордов. Нужно ли тратить на это время и эффективны ли такие занятия?

Это зависит от вашей конечной цели. Гаммы действительно повысят вашу ловкость и помогут вашим пальцам "познать" фортепиано. Разучивание гамм неотделимо от изучения теории музыки, потому что когда вам потребуется начать песню в определенном ключе, ваши пальцы автоматически "найдут" нужные диезы и бемоли, и вам не придется вспоминать, где в данном ключе находятся нужные клавиши.

Я советую вам отрабатывать гаммы, но не загоняться по ним. Иначе говоря, не делайте гаммы своей основной целью. Относитесь к ним как к части своего "разогрева". Если не получилось сыграть гаммы идеально, не расстраивайтесь! Сыграйте их несколько раз и двигайтесь дальше. Со временем ваши гаммы станут точнее, если вы продолжите регулярно заниматься и развиваться как пианист. Кроме того, помните, что сначала нужно играть гаммы медленно. Пока не отработаете точность на медленной скорости, не ускоряйтесь - не надо играть лишь бы как, только б поскорее закончить.

Лично для меня, как композитора, было самым важным научиться распознавать на слух интервалы между нотами. Но как и всё остальное, эта способность приходит только в процессе постоянной и долгой практики.

Ответьте на вопрос - зачем вы учитесь играть на фортепиано? Вы хотите играть по нотам с листа или научиться сочинять, аранжировать, импровизировать?

Я ориентируюсь полностью на слух, поэтому я не очень хорошо читаю ноты с листа. С другой стороны, я могу импровизировать, сочиняя большую часть песни или главную тему сразу.

Вообще говоря, есть два типа пианистов - те, которые действительно хорошо импровизируют (играющие на слух) и те, которые очень хорошо читают ноты (играющие на глаз). Редко встречаются пианисты, которым великолепно удается и то, и другое. Это *исключительно* талантливые музыканты! Моя жена, например, потрясающе играет с листа практически любые произведения, ноты которых стоят перед ней (у нее классическое образование). Однако она не может сесть за фортепиано и просто сочинить что-нибудь. Её мозг работает иначе.

Какой бы ни была ваша цель, изучение теории музыки очень важно. Благодаря теории музыки я научился "видеть" аккорды на клавиатуре. Тем, кто кто больше склонен к обучению игре с листа, теория музыки поможет научиться "видеть" аккорды в нотах и передавать зрительный импульс пальцам.

Два вышеописанных подхода к игре на фортепиано действительно интересный феномен. Когда я заканчиваю набор нот своего нового произведения, прежде чем опубликовать эти ноты, я распечатываю их и прошу свою жену сыграть их для меня, чтобы убедиться, что они написаны правильно. Я не могу сесть и сыграть с листа сам, даже несмотря на то, что это моё сочинение! Если я пытаюсь сыграть свои ноты с листа, мой мозг просто рвется! Фантастика, не правда ли? Но как только я убираю ноты и сосредотачиваюсь на игре, всё приходит в норму.

И, напоследок, напоминание всем пианистам. Научиться играть на фортепиано - не значит научиться попадать в правильные ноты. Игра на фортепиано - это прежде всего самовыражение. Это способ выразить эмоцию, мысль, страсть. Если вы будете играть от души, пусть даже технически не идеально, то вы будете звучать лучше самого лучшего пианиста в мире, который играет технически правильно, но без чувств.

Об авторе. Дэвид Невью - знаменитый американский композитор и пианист. Дэвид также является основателем Интернет-радиостанции Whisperings: Solo Piano Radio и образовательного портала для независимых музыкантов The Music Biz Academy. Кроме того, Дэвид Невью написал книгу "Как успешно продвинуть свою музыку в Интернете" ("How to Promote Your Music Successfully on the Internet").

После моего поста об итогах Slow Year мне написали несколько человек, которые давно мечтают научиться играть на фортепиано, но не знают, как подступиться к своей мечте. Поэтому я захотела рассказать о том, как я все-таки решилась начать, и, возможно, вдохновить кого-то сделать первый шаг.

Как моя мечта стала реальностью

Я несколько лет мечтала научиться играть на фортепиано, но никогда до конца не была уверена в том, что однажды решусь на это. Я думала, что это будет слишком сложно, что мне придется заниматься по несколько часов в день, что у меня нет способностей к музыке… В общем, регулярно находила всякие отговорки.

Летом прошлого года я наконец решилась попробовать и начала искать преподавателя. Для меня были важны два фактора: сам преподаватель (я внимательно читала отзывы) и его месторасположение (в пределах района, в котором я живу). Преподавателя я выбрала, но еще несколько месяцев не решалась ему позвонить, пока однажды муж просто не позвонил ему сам и поставил меня перед фактом, что завтра у меня первый урок. Первое занятие меня очень вдохновило, через пару дней мы приобрели инструмент и я начала регулярно заниматься музыкой.

Во-первых, я занималась два раза в неделю и это было тяжело — я просто не успевала усвоить новый материал, и моему учителю иногда не хватало терпения со мной, а меня, как человека, чувствительного к критике, это очень задевало. А во-вторых, я поняла, что мне мало просто заниматься с преподавателем, что я хочу чего-то большего. Мне хотелось найти сообщество единомышленников и вдохновляющую атмосферу. И я начала искать музыкальную школу.

Да-да, музыкальные школы для взрослых существуют! В Петербурге я нашла три школы, подходящих мне по расположению, записалась в каждую из них на бесплатный пробный урок, и после занятия в первой школе сразу решила там остаться. Меня вдохновила и сама школа, и преподавательница, к которой я попала на пробное занятие, поэтому я решила не тратить время на поиски и начать (вернее, продолжить) учиться. И с удовольствием обучаюсь в этой школе до сих пор — помимо уроков фортепиано, сейчас я еще хожу на курс Songwriting.

Почему в обучении музыке важна умеренность

Я, человек, который пытается жить по принципам Slow Life, признаю, что взяла слишком быстрый темп в обучении музыке. Я хотела сразу начать играть полноценные произведения, а не разучивать скучные гаммы и арпеджио. Эта ошибка на определенном этапе стоила мне потери мотивации и интереса к занятиям. Три недели я не подходила к инструменту вообще, а потом решила попробовать снова и начала практически с чистого листа.

Сейчас я занимаюсь гораздо более осознанно, и уже вижу результаты от этого подхода. Я в неспешном режиме учусь играть простые мелодии. А музыка, которую мне очень хочется научиться играть, немного подождет — всему свое время.

Как часто нужно заниматься?

Конечно же, как все взрослые люди, которым нужно уделять время семье, работе и личным увлечениям, я не имею возможности заниматься часами, но этого, как оказалось, совсем не требуется. Я занимаюсь 20 минут с утра, пока сын смотрит мультики, 20 минут вечером и в течение дня несколько раз подхожу к фортепиано на 5-7 минут, если есть возможность. Так у меня получается уделять музыке около часа в день. Конечно, это не так много, но это гораздо лучше, чем ничего.

Я уже писала, что найти время для занятий музыкой мне помогло снижение времени, проведенного в социальных сетях (а точнее почти полное их исключение из жизни). Раньше в свободную минуту я частенько брала в руки телефон, а теперь иду к инструменту.

Можно ли научиться играть на фортепиано онлайн?

Когда я искала преподавателя, я нашла несколько учителей, которые дают уроки фортепиано онлайн. Для себя я сразу отвергла эту идею — такое обучение мне кажется малоэффективным, особенно на начальном этапе, когда важны различные нюансы. Онлайн-учитель не поправит постановку рук, не объяснит тонкости, которые можно почувствовать лишь при живом общении.

Почему я начала учиться музыке?

Я много лет сочиняю тексты песен. Но я никогда не пыталась понять, как музыка устроена изнутри. К тому же, иногда мне приходят в голову мелодии, которые я хочу научиться переводить в ноты. Даже если я не стану великим композитором, я научусь понимать и играть красивую музыку — этого мне будет, более, чем достаточно. Ну а если получится что-то сочинять самой — будет приятный бонус.

Что меня мотивирует, когда не получается?

Я занимаюсь каждый день, однако иногда бывают дни, когда я совсем не подхожу к фортепиано. Но они бывают очень редко, и чувствую я себя в такие дни очень неуютно. В занятиях йогой считается, что самое главное — это расстелить коврик. В обучении музыке главное — сесть за инструмент. А дальше все будет происходить само собой.

— Знаешь, сколько мне будет лет, когда я наконец научусь играть на фортепиано?
— Столько же, сколько будет, если не научишься.

И тогда я улыбаюсь и в сотый раз иду играть одну и ту же мелодию, и ошибаться в одном и том же месте. Ведь в сто первый раз я наверняка сыграю правильно.

Балабас Ирина Викторовна

В своей работе ученица попробовала разобраться в том, что значит музыка в её жизни, а также в жизни любого человека. Ведь прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.

ВложениеРазмер
moyo_uvlechenie_kalinova_mariya.docx 567.88 КБ

Предварительный просмотр:

Руководитель: Балабас Ирина Викторовна

Человек должен быть развитым во всех сферах жизни. Именно образование и наши увлечения формируют нашу личность, наше Я. Среди моих интересов, помимо обучения в лицее, есть главное – увлечение музыкой.

Музыка. Что значит она в нашей жизни? Что чувствуем мы, слушая различную музыку? Музыка – это целый мир необычных звуков, ярких красок в звучании. Это мир красоты, фантазии и глубоких чувств. Играть на пианино, очень интересно, и увлекательно, это моё хобби и любимое занятие.

Музыка – частица моей жизни. Я считаю, что она может изменить отношение человека к жизни, укрепить его силу воли, воспитать в нем благородство, доброту. Прекрасная музыка может украсить жизнь, сделать человека лучше, добрее, разделить с ним и горе, и радость.

Для меня музыка имеет такое же значение, как для любого человека. Иногда мне кажется, что без музыки я не прожила бы и дня. И это действительно так. Если у меня нет времени послушать музыку или поиграть на фортепиано, то я обязательно буду петь. Музыка - мое все. Она задает мне ритм жизни. Я живу, танцуя. Живу, слушая любимые мелодии и песни.

Я увлекаюсь музыкой и стала заниматься в 4 года. В музыкальную школу меня привела мама, которая тоже когда-то занималась музыкой. Она рассказывала мне, что уже месяцев с шести я подпевала ей, когда она пела мне колыбельные.

Обучение началось с упражнений, которые казались скучными и однообразными, но, постепенно, пианино начало звучать нежно и чисто. Теперь я могу играть не только простенькие народные мелодии, но и старинную музыку – красивую и сложную. Мне так нравится смотреть, как мои пальцы лихо бегают по клавишам. Я мечтаю стать пианисткой и играть на концертах. Большое счастье это стоять на сцене и дарить ее людям!

Я бы хотела немного рассказать об истории этого великолепного инструмента

Пианино ( итал. pianino — маленькое фортепиано ) — струнно-клавишный музыкальный инструмент , разновидность фортепиано , в котором струны , дека и механическая часть расположены вертикально, а не горизонтально, вследствие чего пианино занимает гораздо меньше места, чем рояль . Первое пианино было изобретено американцем Дж. Хокинсом в декабре 1800 года ; независимо от него пианино также сконструировал австриец М. Мюллер — чуть позже, в январе 1801 . Но современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов ).

Наиболее распространённые кабине́тные пиани́но имеют ширину корпуса по клавиатуре 1450—1500 мм и высоту около 1250—1400 мм; диапазон составляет 7 октав. У пианино есть цо́кольный пол — это узел итовой конструкции, Но современную форму пианино приобрело лишь в середине XIX века (чугунная рама, перекрёстные струны, механика с нижним и верхним расположением демпферов ).

В настоящее время Школа располагается в помещении бывшей народной общеобразовательной школы г. Кенигсберга "Оттокар Шулле", носившей имя основателя города. Она была построена властями города для детей из бедных семей в начале последнего десятилетия XIX века. Во время Второй мировой войны школа служила больницей, в советское время там размещался областной краеведческий музей. Ныне историческое здание является памятником архитектуры регионального значения и охраняется государством. Примечательно, что год переезда нашей Школы в помещение на ул. Горького совпал с празднованием 100-летнего юбилея здания, который был отмечен коллективом с приглашением зарубежных гостей.

Я очень рада ,что занимаюсь музыкой и умею играть на пианино! Но мне бы хотелось еще научиться рисовать. Поэтому я планирую пойти учиться еще в художественную школу. Но об этом я расскажу в следующий раз.


Как и большинство детей, в раннем возрасте меня тянуло к музыке. В отличие от большинства детей, я умирала от желания научиться играть на каком-нибудь инструменте. Мой отец - опытный рок-гитарист. Я попробовала свои силы в игре на гитаре под его руководством примерно в возрасте 6 лет, это оказалось непросто. От струн у меня болели пальцы. Но мне хотелось играть на пианино.

Важно держаться за свои увлечения

Мы жили в сельской местности, где учителя фортепиано было не найти, и, несмотря на все усилия моих родителей, они не могли организовать для меня уроки, пока мне не исполнилось 10 лет. Это довольно поздно для тех, кто хочет быть серьезным пианистом, но у меня было непоколебимое желание и решимость. В тот момент я уже около полугода пыталась научиться играть на клавишах, используя самоучитель и клавиатуру, которую родители подарили мне на день рождения. Мои пальцы были слабы, и мне не хватало даже самых элементарных технических знаний, но я была в восторге.


Я была очень рьяной ученицей. Я выучила несколько гамм, узнала, как правильно держать запястья, и как играть обеими руками одновременно. Тренируясь по паре часов каждый день, я смогла продвинуться в средней и старшей школе и достичь высокого уровня игры. Я начала писать свою собственную музыку и стала известной на местном уровне, проводила платные концерты на открытых мероприятиях и в кафе. Я даже выпустила альбом своей собственной музыки в возрасте 15 лет.

Все изменилось

Все изменилось, когда начался колледж. С первого курса моя фортепианная практика отошла на второй план. В общежитии не было места для моей маленькой клавиатуры, а пианино в вестибюле моего общежития обычно было расстроено или окружено другими студентами. Когда я была дома, я время от времени нажимал на клавиши, но я была немотивирована без уроков игры, которые помогли бы мне постоянно совершенствоваться.

В отличие от езды на велосипеде, игра на инструменте действительно требует постоянной практики, если вы хотите сохранить свои навыки и уровень. И я стала постепенно многое забывать.

Так прошло семь лет, я окончила колледж, аспирантуру, стажировку и обнаружила, что ищу большего удовлетворения от жизни. Я имела семью, постоянную работу в выбранной мною отрасли и работала волонтером в нескольких общественных организациях — но все равно чего-то не хватало.

Я провела много дней, виновато глядя на цифровое пианино, подаренное мне отцом и мачехой на выпускной вечер, и жалея, что не могу играть так, как в юности. Я была смущена тем, как сильно мои навыки ослабли. Когда я иногда садилась за клавиши, то изо всех сил пыталась разобрать ноты, и мои руки были слабыми и неуклюжими. Мне было так невероятно стыдно и грустно. То, что когда-то было моей величайшей формой самовыражения, теперь стало символом прошлого.

Я не раз подумывала о том, чтобы снова записаться на уроки игры на фортепиано, но мне всегда удавалось отговорить себя от этого.

"У меня нет времени. У меня нет денег. У меня все еще нет настоящего пианино", - говорила я себе. Я искала оправдания.

Целый год размышлений

Мне потребовался целый год размышлений, прежде чем я, наконец, отключила "несогласного человека" в своей голове и написала местному преподавателю фортепиано с вопросом о том, возьмет ли он меня в ученики. Я объяснила, что я взрослый человек с некоторым опытом, а не очаровательная 7-летняя девочка, чей молодой ум будет все схватывать на лету, и к моему большому волнению и ужасу, она предложила мне еженедельный урок музыки.

Я так нервничала, когда шла на тот первый урок. Это было так давно, и я чувствовала себя как рыба, вытащенная из воды. Но полтора года спустя я могу с уверенностью сказать, что это было одно из лучших решений, которые я приняла в своей взрослой жизни.

Я вновь обрела творческую отдушину

Есть что-то грубое и катарсическое в процессе создания музыки. Если вы сами играете на музыкальном инструменте, то вы точно знаете, о чем я говорю. Как практикующий визуальный художник, писатель и музыкант, я узнала, что достигаю различных уровней удовлетворения от каждой практики. Каждый выход дает мне уникальный способ самовыражения. Музыка вернула мне частичку моей души, о которой я и не подозревала.


Я начала посвящать время себе

Еженедельный урок заставляет меня отчитываться. Я посвящаю по крайней мере 30 минут ежедневной практике, потому что я взяла на себя обязательство перед собой и своим преподавателем работать каждую неделю, чтобы стать лучше. Как я знаю со своих студенческих лет, без запланированного урока каждую неделю было слишком легко не играть вообще. Первое, что нужно стереть из нашего списка приоритетов, - это то, что не приносит нам радость. С каждым днем я все больше убеждаюсь в том, как важно держаться за свои увлечения.

Я открыла для себя новое чувство удовлетворения

Я человек, ориентированный на карьеру, а это значит, что я получаю глубокое чувство выполненного долга от своей работы. Но, как многие из нас уже испытали, передача всего счастья и самореализации в руки вашего работодателя может быть путем, полным разочарований. Вы не всегда получаете зарплату, которую, по вашему мнению, заслуживаете, или продвигаетесь по службе во временной шкале, которую вы считаете подходящей. Независимо от того, как сильно вы любите свою работу, она обязательно будет иногда разочаровывать. Будучи учеником по фортепиано, я могу получить чувство удовлетворения вне офиса. Я тренируюсь каждый день и беру уроки каждую неделю. Это означает, что я неизбежно обнаруживаю, что совершенствуюсь!

Я совершенствую навык, который должна передать дальше

На 22-й неделе беременности я еще больше горжусь собой за то, что вернулась к своей страсти. Мне нравится, что мой ребенок регулярно слушает Баха, Бетховена и Чайковского и будет знаком со звуками музыки, когда он появится на свет. Мы с мужем недавно купили пианино для нашего дома. Для меня было важно, чтобы у нас было пианино до рождения нашего сына, чтобы мир музыки всегда был доступен для него.

Читайте также: