Жесты оживляют речь но ими следует пользоваться осторожно сочинение по тезису

Обновлено: 04.07.2024

О многом может сказать и жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. И вот что удивительно. Языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, служит для него своеобразным подспорьем, а иногда уточняет его. Понятна ли будет фраза, сказанная без жеста; "Дочь у меня вот тут сидит"? Нет, непонятна. Где "тут"? В углу комнаты, за столом, у телевизора или еще где? Указательное местоимение "тут" требует уточнения. Но если говорящий сопроводит эти слова жестом (постучит ребром ладони ниже затылка по шее), тогда сказанное приобретает смысл, что дочь находится на полном его иждивении, непомерно обременяет его.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие, смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например, вам знакомы следующие фразеологизмы: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрозить пальцем, показать нос.

Знаменитый оратор древности Демосфен на вопрос, что нужно для хорошего оратора, ответил так: "Жесты, жесты и жесты!"

Не случайно в различных риториках, начиная с античных времен, выделялись специальные главы, посвященные жестам. Теоретики ораторского искусства в своих статьях о лекторском мастерстве также обращали особое внимание на жестикуляцию. А. Ф. Кони в "Советах лекторам" пишет: "Жесты оживляют речь, но ими следует пользоваться осторожно. Выразительный жест (поднятая рука, сжатый кулак, резкое и быстрое движение и т. п.) должны соответствовать смыслу и значению данной фразы или отдельного слова (здесь жест действует заодно с интонацией, удваивая силу речи). Слишком частые, однообразные, суетливые, резкие движения рук неприятны, приедаются, надоедают и раздражают". Как видно из цитаты, А.Ф.Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет ее, в сочетании со словами усиливает ее эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время А.Ф. Кони отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление. Действительно, плохо, если говорящий дергает себя за ухо, потирает кончик носа, поправляет галстук, вертит пуговицу, то есть повторяет какие-то механические, не связанные со смыслом слов жесты.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они бывают результатом волнения говорящего, свидетельствуют о его неуверенности в себе.

Палитра жестов очень пестра и каждый человек имеет свои, органически свойственные ему движения. Поэтому невозможно дать единую для всех рецептуру пантомимы. Каждый говорящий должен прибегать к жесту по мере ощущения внутренней потребности в нем. Жест, не совпадающий с ритмом речи, может испортить впечатление и быть истолкован слушающим превратно. Не каждая фраза нуждается в подчеркивании жестами. Суетливость и неумеренная жестикуляция могут только утомить и вызвать раздражение присутствующих. Однако, если возникла необходимость сделать движение, этого импульса подавлять в себе не следует. При всем богатстве гаммы движений можно выделить общие принципы употребления жестов в общении.

Подобно словам – паразитам типа "так сказать", "значит", "ну" и т. д существуют жесты-сорняки, которые отвлекают собеседника от восприятия речи. Не следует бессмысленно встряхивать головой, бесконечно поправлять волосы, почесывать затылок, переносицу или другие места головы, теребить пуговицу, заламывать и потирать руки и тому подобное. Заметив в себе эти привычки, нужно постараться избавиться от них как можно быстрее.

Не нужно злоупотреблять жестами. Чрезмерная жестикуляция теряет свою выразительность при частом повторении. Не следует увлекаться "фигурностью" движений, иначе можно создать пародию на великих комиков мира: Чарли Чаплина. Луи де Фюнеса, Макса Линдера.

В процессе общения не нужно забывать о конгруэнтности, т.е. совпадении жестов и речевых высказываний. Речевые высказывания и жесты, их сопровождающие, должны совпадать. Противоречие между жестами и смыслом высказываний является сигналом лжи.

Классификация жестов

Жест –это движение, имеющее сигнальное значение.

Жесты условно подразделяют на три группы (см. таблица 3):

1.Коммуникативные жесты, мимика, телодвижения, т.е. выразительные движения , замещающие в речи элементы языка. Это приветствия и прощания, жесты угрозы, привлечения внимания, подзывающие, приглашающие, запрещающие, оскорбительные жесты и телодвижения, а так же жесты, встречающихся в различных других ситуациях межличностного общения.

Например, жест, передающий желание готовности отвечать на заданный преподавателем вопрос или жест невыполненного, несовершенного действия. Жест, означающий конец работы, победу. Все перечисленные жесты понятны и без речевого контекста и имеют собственное значение в общении.

2.Описательно-изобразительные, подчеркивающие жесты. Они, как правило, сопровождают речь и вне речевого контекста теряют смысл.

3. Модальные жесты, которые с полным основанием можно отнести к выразительным движениям, так как они выражают оценку, отношение к предметам, людям, явлениям окружающей среды. К модальным жестам относятся жесты, передающие неуверенность, незнание, страдание, раздумье, сосредоточенность, растерянность, смятение, подавленность, разочарование, отвращение, радость, восторг, удивление, неудовольствие, иронию, недоверие и т.п.

К этой классификации справедливо добавить четвертую группу - это жесты-сорняки, не несущие никакой смысловой нагрузки: заламывание рук, пальцев, кистей, одергивание одежды, непроизвольное раскачивание, пожимание плечами, притопывание ногой и др.

Наиболее распространенным жестом является прикосновение, или тактильный контакт. Прикосновение, или тактильный контакт, является для человека самым первым и самым важным в его жизни. Прикосновением мать показывает не только физическое благополучие, но и выражает ребенку свою любовь и нежность. Ребенок, лишенный этого в детстве, отстает от сверстников в интеллектуальном развитии и приобретает эмоциональные дефекты, которые почти невозможно компенсировать во взрослом состоянии. Прикосновение остается знаком, прежде всего, выражающим чувства к партнеру по общению. Грубые, болевые контакты сопровождают агрессию и принуждение. Мягкие, не болевые контакты сигнализируют о доверии и симпатии к партнеру. Прикосновение может усиливать или заменять просьбу, извинение, благодарность.

Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны — хмурятся, когда сердятся — у них сердитый взгляд. Большинство жестов многофункционально: взмах руки может означать и прощание, и привлечение внимания, и знак отчаяния.

Считается, что женщины обладают более яркой врожденной способностью замечать и расшифровывать невербальные сигналы. Это связано с тем, что, воспитывая ребенка, первые несколько лет мать полагается только на невербальные каналы коммуникации со своим ребенком.

Язык мимики, жестов позволяет говорящему полнее выразить свои чувства, показывает, насколько участники диалога владеют собой, как они в действительности относятся друг к другу.

Механические жесты отвлекают внимание слушателя от содержания речи, мешают ее восприятию. Нередко они выступают результатом волнения, свидетельствуют о неуверенности говорящего в себе.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на:

1) ритмические жесты, связанные с ритмом речи. Они подчеркивают логическое ударение, замедление и ускорение речи (интонацию);

2) эмоциональные, передающие различные оттенки чувств. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях, поскольку эти жесты стали общезначимыми (бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, повернуться спиной, развести руками и т. д.);

3) указательные жесты, посредством которых говорящий выделяет какой-то предмет из ряда однородных, подчеркивает порядок следования. Указать можно головой, рукой, ногой, поворотом тела, пальцем;

4) изобразительные жесты появляются в нескольких случаях:

а) если не хватает слов, чтобы полностью передать представление;

б) если одних слов недостаточно по каким-либо причинам (нервозность, неуверенность, невладение собой);

в) если надо усилить впечатление и воздействовать на слушателя дополнительно;

5) условные (символические) жесты:

а) жест категоричности (сабельная отмашка кистью правой руки – это совершенно ясно, никогда не соглашусь, никто не знал);

б) жест интенсивности (рука сжимается в кулак – он очень упорный, он страшно честолюбив, она упрямая);

в) жест отрицания, отказа (отталкивающие движения рукой);

г) жест разъединения (ладони раскрываются, расходятся в разные стороны);

д) жест объединения (пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони).

Тем, кто по роду своей деятельности часто общается с людьми, важно знать, что мимика и жесты могут многое сказать о характере человека, его мыслях, переживаниях. При всем многообразии жестов, их вариативности, они проявляют относительную устойчивость, хотя случаются и исключения.

Данный текст является ознакомительным фрагментом.

Продолжение на ЛитРес

Секреты общения

Секреты общения Выступление на публике Каждому когда-нибудь приходится выступать хотя бы с несколькими словами – представляя оратора аудитории, вручая или получая награду, озвучивая доклад комиссии, отвечая на тост. Первым и самым важным условием для любого

Проблема общения

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ

ПРАВИЛА ОБЩЕНИЯ Запретные темыШведы считают себя народом самых широких взглядов, едва ли не самыми свободомыслящими людьми на свете. Они уверяют, что только в Швеции можно без всякого стеснения обсуждать абсолютно любую тему, будь то секс, деньги, кровосмешение или

9. Средства обеспечения подводных работ 9.1. Средства размыва и удаления грунта

9. Средства обеспечения подводных работ 9.1. Средства размыва и удаления грунта При малых объемах работ, когда нецелесообразно использовать земснаряды, а также в стесненных условиях и на больших глубинах, когда невозможно их использовать (например, при судоподъеме),

Секреты общения

Секреты общения Ежедневно мы общаемся с большим количеством людей: дома, на работе, в магазине и даже на улице. И вряд ли большинство из нас задумывается над тем, как они это делают. А от того, как мы себя ведем, говорим, жестикулируем, зависит успех наших коммуникаций,

Язык общения ящериц

Язык общения ящериц У многих видов ящериц при общении сородичей между собой широко используются различные движения: резкие приседания на передних конечностях, кивки головой, размахивания и завивания хвоста. Фактически это – настоящий язык жестов. Различные движения в

Жажда общения

Жажда общения Человек – существо социальное. Так устроен и воспитан наш мозг, таким он делает наше поведение. Известно, что человек, вырванный из социальной среды, лишенный человеческого общества, кстати сказать, точно так же, как муравей, существовать не может. У

53. Развитие общения

53. Развитие общения Процесс общения развивается как в фило-, так и в онтогенезе.В процессе филогенеза меняется содержание общения.Это изменение проявляется в следующем:1) насыщение новой информацией: биологическое внутреннее состояние организма + информация о важных

На старте общения

На старте общения I. Этикет предлагает: для возникновения доверительного эмоционального настроя - установить с партнером по предстоящему общению позитивный зрительный контакт.II. Этикет помогает расположить к себе, вызвать доверие, используя в момент общения ритуалы

Во время общения

Во время общения I. Этикет обязывает сохранять дистанцию [10] как в физическом, так и в психологическом плане.Дурным тоном считается: NOTA BENE • подходить к человеку со спины; • читать через чужое плечо; • читать чужую корреспонденцию; • нарушать личную дистанцию - в

3.6. ВНЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ

3.6. ВНЕРЕЧЕВЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ Речевое общение представляет собой воздействие на аудиторию двух потоков информации: прерывного дискретного потока (словесного, речевого) и непрерывного изобразительного потока (внеречевого). Изобразительный поток, который обозначают

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа-Лауреат городской научно-практической конференции в г.Новосибирске. Мы провели исследование невербальных средств общения героев романа.Дана психологическая характеристика невербальных средств общения.

Начиная работу, мы поставили перед собой следующие задачи:

- изучить научную литературу по данной теме;

-классифицировать невербальные средства общения;

Предмет исследования - языковое выражение невербальных элементов в художественном тексте.

Результаты данной работы могут быть использованы на уроках углубленного изучения литературы для более глубокого анализа произведений, а также помогут познать азы психологии, понимать характеры людей и их поступки. Безусловно, в современном мире нам легче будет адаптироваться в различных коммуникативных ситуациях. В этом мы видим практическую значимость данной работы.

В ходе исследования мы дали краткую классификацию невербальных элементов общения, выделив 3 составляющие: жесты, мимику, голос или интонацию.

Выводы: невербальные компоненты, включаясь в коммуникативный процесс, делают его более убедительным, достоверным, наглядным и выразительным. Писатели используют их как средство характеристики героев. Следовательно, изучение невербальных средств общения очень важно для полного анализа литературного художественного произведения.

Перспективы: анализ других невербальных средств общения героев романа, которые были представлены в начале работы; сопоставление вербальных и невербальных средств общения, так как их взаимодействие является сложным процессом.

Глава 1. Краткая классификация невербальных элементов общения….4

Глава 2. Психологическая характеристика языка жестов……………. 8

В последнее время большой интерес исследователей вызывает явление невербальной коммуникации (жесты, мимика, позы, голос). Она привлекает внимание специалистов в разных областях знаний: психологии, культурологи, социологии и лингвистики. И такой интерес не случаен.

Лингвисты рассматривают её наряду с естественным языком как одну из самых мощных знаковых систем. Более того, многие исследователи считают, что зрительно человек воспринимает значительно больше информации, чем на слух. Большая часть информации (до 75%) передается благодаря невербальному коду. Он менее контролируем сознанием, по сравнению с вербальным, потому он и более достоверен. Если информация, поступающая по невербальному каналу, противоречит информации, полученной по вербальному каналу, то истинной считается информация, полученная благодаря невербальному каналу, так как он обусловлен подсознанием.

В отличие от устной коммуникации, в литературном художественном произведении главной знаковой системой выступает естественный язык. С помощью него можно выразить любые мысли и чувства, передать своё отношение к людям и целому миру. В этом смысле язык является универсальной знаковой системой.

В художественном произведении жесты, позы, мимика помогают автору описать мысли, чувства и переживания персонажа. Язык телодвижений героя является внешним отражением его эмоционального состояния. Каждый жест или движение является ключом к чувствам, которые испытывает персонаж в определенный момент. Следовательно, описание невербальных элементов необходимо автору для создания единого образа персонажа.

Результаты данной работы могут быть использованы на уроках углубленного изучения литературы для более глубокого анализа произведений, а также помогут познать азы психологии, понимать характеры людей и их поступки. Безусловно, в современном мире нам легче будет адаптироваться в различных коммуникативных ситуациях. В этом мы видим практическую значимость данной работы.

Начиная работу, мы поставили перед собой следующие задачи:

- изучить научную литературу по данной теме;

-классифицировать невербальные средства общения;

Предмет исследования - языковое выражение невербальных элементов в художественном тексте.

В ходе выполнения поставленных задач мы использовали следующие методы исследования:

-анализ литературы по теме исследования;

-анализ языковых средств в художественном тексте;

В начале работы нами была выдвинута следующая гипотеза: знание языка мимики и жестов облегчает общение между людьми, а при чтении художественных произведений помогает глубже понять характеры героев.

Глава 1.Краткая классификация невербальных элементов общения.

Общение – это сложный социально-психологический процесс достижения взаимопонимания между людьми. Основными его инструментами являются вербальные и невербальные средства общения.


Невербальное общение, более известное как язык жестов и поз, включает в себя все формы самовыражения человека, которые не опираются на слова. Психологи считают, что чтение невербальных сигналов является важнейшим условием эффективного общения. Наше отношение к собеседнику нередко формируется под влиянием первого впечатления, а оно, в свою очередь, является результатом воздействия невербальных факторов - походки, выражения лица, взгляда, манеры держаться, стиля одежды и так далее.

За последние двадцать и особенно последние десять лет была проведена масса разноплановых исследований в области невербальной коммуникации. Появился целый ряд самостоятельных направлений научного поиска, например:

кинесика (от др. греч. κίνησις – движение) изучает отражение поведения человека в его невербальных проявлениях, к которым относятся мимика (движение мышц лица), пантомимика (движения всего тела), "вокальная мимика" (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), пространственный рисунок (зона, территория, собственность и перемещения), экспрессия (выразительность, сила проявления чувств, переживаний), которая может быть решающей в интерпретации произносимых высказываний;

просодика (от греч. prosodia - ударение, припев)- это интонационно-выразительная окраска речи;

экстралингвистика (от англ. linguistics, exterior- языкознание, внешний)- лингвистика, изучающая аспекты языка, непосредственно связанные с функционированием говорящего человека;

такесика (от англ. t acesics) - невербальное общение людей с помощью прикосновений (похлопываний, рукопожатий , поцелуев , ударов и т.д.), а также область психологии, занимающаяся его изучением;

проксемика (от англ. proximity — близость)- это научная дисциплина, которая занимается проблемами организации и использования человеком пространства, т.е. территориальным поведением человека.


В нашем исследовании мы выделим 3 составляющие невербального общения: жесты, мимику, голос или интонацию.

Помимо мимики при разговоре люди невольно жестикулируют. Мы даже не представляем, как много разнообразных жестов производит человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь.

Как видно из цитаты, А. Ф. Кони подчеркивает значение жеста: жест уточняет мысль, оживляет её, в сочетании со словами усиливает её эмоциональное звучание, способствует лучшему восприятию речи. В то же время он отмечает, что не все жесты производят благоприятное впечатление.

Интонация( от лат. intonare - громко произносить)- ритмико-мелодиская сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтасических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Составными элемнтами интонации являются:

Мелодика речи, осуществляемая повышением или понижением голоса во фразе;

ритм речи, то есть чередование ударных, безударных, долгих и кратких слогов;

интенсивность речи, то есть сила и слабость произношения;

темп речи, то есть скорость или медленность произношения речи во времени и паузы между речевыми отрезками;

тембр речи, то есть звуковая окраска, придающая речи те или иные эмоционально-экпрессивные оттенки;

фразовое и логическое ударение, служащее средством выделения речевых отрезков или отдельных слов во фразе.

Интонация всегда лежит на границе словесного и несловесного, сказанного и несказанного.

Глава 2. Психологическая характеристика языка жестов.

Заинтересованный человек, как правило, достаточно скуп на жесты. Человек, испытывающий интерес к происходящему, всем своим существом стремится приблизиться к источнику информации. Можно заметить наклон корпуса в сторону говорящего: слушатель стремится быть ближе к нему. Бывает, человек так увлекается происходящим, что просто перестает контролировать свое тело. Он может забыть закрыть рот или широко раскрыть глаза – это мимические признаки, которые говорят о том, что человек удивлен, изумлен, находится в максимально заинтересованном состоянии.

Человек, относящийся к вам с уважением, подает руку первым или одновременно с вами. Он не пытается сразу же убрать руку: уважительное рукопожатие должно быть длительным. Рука должна быть вытянутой, ни в коем случае не согнутой в локте. Таким образом, человек не должен доставлять вам неудобства, не должен заставлять вас тянуться. Скорее наоборот, он пытается создать максимально комфортные для вас условия. Наклон головы – жест уважения. Обратите внимание на то, как человек наклоняет голову.

Если человек сомневается в приводимых вами аргументах, он пытается не смотреть вам в глаза. Его взгляд может блуждать по комнате, он может смотреть в окно, пытаться абстрагироваться от ваших доводов и самостоятельно обдумывать плюсы и минусы вашего предложения. Еще более опасное направление взгляда – в сторону выхода. Это означает, что он склоняется к отрицательному ответу и намерен в ближайшее время уйти. Для сомневающегося человека характерны жесты перебирания, перетирания, почесывания – повторяющиеся, монотонные.

Если ваш оппонент говорит, что совершенно не согласен с вами, считает ваши слова абсурдными, но сам в этот момент кивает головой вверх-вниз, это говорит о том, что он готов принять вашу точку зрения и лишь набивает себе цену, старясь добиться более выгодных условий для себя. Отсутствие жестов – это тоже жест. Если мы не находим у человека каких-либо отрицательных жестов, к примеру, скрещенных рук и ног, он вполне комфортно чувствует себя, общаясь с вами на близком расстоянии, с легкостью впускает вас в свое личное пространство, это говорит о том, что человек принимает вашу точку зрения.

Жесты человека, который склонен к доверительным отношениям, направлены в сторону собеседника. Любой невербальный сигнал, будь то перечисляющий жест, его поза, развернутые в вашу сторону носки его ботинок, он направит в вашу сторону. Все это признаки того, что вы наладили с ним контакт, который может принести в дальнейшем свои плоды. Мимика человека, который проникся к вам доверием, очень благодушна. Человек, настроенный доверительно, будет часто вам улыбаться, более того, открыто смеяться, не сдерживая свои эмоции, так как вы ему нравитесь и ему нечего смущаться в вашей компании. Человек, который проникся к вам доверием, может копировать ваши жесты.

Как только человек почувствовал, что ему стыдно, он тут же попытается отвлечь ваше внимание от своей персоны, чтобы вы не заметили явных признаков стыда, к примеру, покраснения лица или учащения пульса. Он хочет выиграть время, чтобы прийти в норму, скрыть непроизвольные, неконтролируемые реакции своего организма. Ваш собеседник может внезапно схватить какой-то предмет, резко встать, поменять положение, допустим, попытаться накинуть пиджак, который до этого преспокойно висел на стуле. В момент ощущения стыда человек прерывает зрительный контакт, опускает вниз глаза, его взгляд застывает на каком-либо предмете. Его жесты, движения становятся суетливыми.

Самыми распространенными жестами, обозначающими недоверие, являются жесты защиты – это скрещенные руки, ноги. Человек говорит, что он не желает воспринимать информацию, которая поступает от вас. Человек может манипулировать ушами – в символическом смысле снимает лапшу, которую вы ему вешаете. Человек может почесывать губы, рот, уши. Еще один жест недоверия – отрицательное покачивание головой: даже если он соглашается с вами, поддерживает вашу точку зрения на вербальном уровне, у него на уме что-то другое. Мимика тоже выдает скепсис вашего собеседника. На лице написано недоверие, человек прячет глаза. Он может улыбаться скептически или попросту ухмыляться: один уголок рта поднят вверх, второй –опущен. Такая улыбка свидетельствует о том, что вам не верят. То, что вы ему говорите, кажется ему смешным.

Невербальные знаки страха – особая категория. Они объединяются тем, что человек в ситуации страха не способен контролировать свое тело, не властен над ним. Он может совершенно беспричинно вздрогнуть, услышав громкий голос, или подпрыгнуть, если вы тихо подойдете и одернете его сзади – это говорит о том, что человек напряжен и, возможно, чего-то боится. Человек, испытывая страх, может начать насвистывать, напевать мелодию или петь в голос.

Жесты, характерные для человека, который сильно нервничает, как правило, следующие: перебирание посторонних предметов, всевозможные почесывания, поглаживания. Причем очень часто человек меняет один жест на другой, пытаясь скрыть свою нервозность. Но именно такая быстрая смена невербальных сигналов, многообразие жестов и выдает состояние нервозности. Если вы заметили, что ваш собеседник постоянно чешет руки, лицо, это может означать, что он сильно нервничает. Человек в состоянии нервозности не может концентрировать взгляд на одном предмете долгое время, он постоянно оглядывается по сторонам, оценивая ситуацию, осматривается вокруг, разглядывает окружающих, его взгляд блуждает по пространству, не может найти себе приют. Еще один яркий сигнал нервозности – нервный тик – непроизвольная реакция тела. Мимика выдает нервничающего человека: его лицо почти всегда искажен некой гримасой, а в состоянии стресса характерна смена мимических выражений.

Человек, который угнетен, старается отгородить себя от всего мира, защититься от окружающих, использует для этого жесты защиты: может скрестить руки на груди, закрыть руками лицо, либо его голова опущена и опирается на руку. Голова от обилия негативных эмоций становится очень тяжелой, поэтому человек стремится всячески ее поддерживать: она может покоиться на ладонях, может быть просто наклонена набок или опущена вниз. Мимика угнетенного человека весьма красноречиво свидетельствует о его состоянии: уголки рта опущены вниз, веки полуопущены, ему тяжело двигаться, даже разговаривает он крайне неохотно.

Вот несколько жестов, применяемых нами каждый день (и также встречающихся в исследуемом мной произведении) и их толкование:

1) Правая рука ложится ладонью на левое плечо собеседника-согласие и уважение;

2) Сильное сжатие перстов (рукопожатие)- унижение другого человека;

3) Левая рука на запястье правой: спокойствие, сосредоточенность, внимательность и полный контроль над происходящим вокруг;

5) Человек охватывает правой ладонью свою шею - трудность в принятии решения;

6) Правая рука ладонью на сердце - чистые помыслы, открытость честность;

7) Вытянутая правая рука с кулаком и поднятым вверх большим пальцем - бытие во всех положительных проявлениях (жизнь, счастье, удача);

8) Соединение правой ладони с челом - размышление, раздумье; если при этом человек смотрит сквозь разведенные пальцы - хитрость, видимость раздумья;

9) Направление одного указательного перста в сторону какого-либо живого объекта - агрессия с целью уничтожения (этот жест на Руси считался запрещенным по отношению к родичу или общиннику, допускался лишь по отношению к врагу.

10)Поднятые к небесам два перста (указательный и средний) при согнутом локте - подтверждение своих слов и действий (слово верности)

В художественном тексте невербальные средства играют достаточно важную эмоционально-экспрессивную роль как создатели образной панорамы происходящего. Именно благодаря определенным выразительным жестам, гримасам или действиям, в представлении читателя рисуется яркая, запоминающаяся картина поведения персонажей в процессе коммуникативного акта.

Евгений Васильевич Базаров.

Н.П. Кирсанов

Аркадий Кирсанов

Одинцова А.С.

Результаты исследования мы представили в виде таблицы, в которой показали, как некоторые невербальные средства общения (указанные выше) помогают раскрыть основные черты характера главных героев.

Евгений Базаров (до испытания любовью)


Самоуверен

Евгений Базаров(после испытания любовью)

Николай Петрович Кирсанов

Слабый, но добрый

Доброжелателен к молодёжи

Павел Петрович Кирсанов

Консервативен,не принимает нигилистических принципов Евгения Базарова

Аркадий Кирсанов

Пытается подражать Базарову

Анна Сергеевна Одинцова

Соблюдение всех норм и приличий

Спокойствие и самодостаточность


Естественна

Горда и независима

В данной исследовательской работе была рассмотрена одна из возможностей анализа художественного текста на уровне его языкового выражения невербальных элементов общения. Главной целью работы явилось выявление роли таких элементов в раскрытии характеров персонажей.

Невербальное общение в тексте художественного произведения, как правило, сопровождает вербальные ситуации, придавая им более эмоциональный и выразительный характер. Невербальные компоненты, включаясь в коммуникативный процесс, делают его более убедительным, достоверным, наглядным и выразительным. Писатели используют их как средство характеристики героев. Следовательно, изучение невербальных средств общения очень важно для полного анализа литературного художественного произведения.

Перспективы: анализ других невербальных средств общения героев романа, которые были представлены в таблице в начале работы; сопоставление вербальных и невербальных средств общения, так как их взаимодействие является сложным процессом.

Жестикуляция.О многом может сказать при общении жестикуляция собеседника. Мы даже не представляем, сколько разнообразных жестов использует человек при общении, как часто он ими сопровождает свою речь. Интересен тот факт, что языку учат с детства, а жесты усваиваются естественным путем, и хотя никто предварительно не объясняет, не расшифровывает их значение, говорящие правильно понимают и используют их. Вероятно, объясняется это тем, что жест используется чаще всего не сам по себе, а сопровождает слово, дополняет его, уточняет, а иногда замещает.

В русском языке существует немало устойчивых выражений, которые возникли на базе свободных словосочетаний, называющих тот или иной жест. Став фразеологизмами, они выражают состояние человека, его удивление, равнодушие,смущение, растерянность, недовольство, обиду и другие чувства, а также различные действия. Например: опустить голову, вертеть головой, поднять голову, покачать головой, рука не поднимается, развести руками, опустить руки, махнуть рукой, положа руку на сердце, приложить руку, протянуть руку, погрузить пальцем, показать нос.

В зависимости от назначения жесты подразделяются на ритмические,эмоциональные, указательные, изобразительные и символические.

Ритмические жесты связаны с ритмикой речи. Если понаблюдать за, журналистами, ведущими телерепортажи, то, часто мы видим, что они в такт речи делают ритмические движения рукой. Ритмические жесты акцентируют внимание на логическое ударение в речевом высказывании, на его замедлении или ускорении, подчеркивают место паузы, то есть то, что создаёт интонационный рисунок речи. Произнесите, например, пословицы: Строчит, как из пулемета, сопровождая их ритмическими жестами. Произнося первую пословицу, мы делаем несколько замедленное движение рукой в правую сторону. При этом и гласные звуки произносятся несколько растянуто. Во втором случае производим частые вертикальные движения ребром ладони правой руки, напоминающие рубку капусты.

Эмоциональные жесты.Речь говорящего часто бывает эмоциональной. Радость, восторг, печаль, ненависть, огорчение, досада, недоумение, растерянность, замешательство проявляются не только в соответствующих словах и интонации, но и в жестах. Жесты, передающие разнообразные оттенки чувств, называются эмоциональными. Некоторые из них закреплены в устойчивых сочетаниях и стали уже общеизвестными. Например: бить себя в грудь, стукнуть кулаком по столу, хлопнуть (ударить) себя по лбу, повернуться спиной, пожать плечами, развести руками, указать на дверь.

Символические жесты.Вы, несомненно, не один раз были, в театре, на концерте, смотрели выступление актеров по телевиде­нию. Вспомните, как они жестикулируют, заканчивая выступление, прощаясь с публикой. Самый частый жест — поклоны, как символ благодарности за теплый прием, за аплодисменты. Или, стоя на авансцене, актер широко разводит руки в стороны, как бы заключая в свои объятья сидящих в зале. Используется еще такой жест: руку (руки) прижимают к груди и низко кланяются. Этот жест символизирует сердечное отношение, любовь актера к зрителям.

Другая картина. Передача КВН. Ведущий Александр Маслюков представляет судей; Один, когда называют его, встает, поворачивается к сидящим в зале, делает кивок головой; другой поднимает обе руки вверх, соединяет ладони и покачивает руками; третий кланяется; четвертый приветливо машет рукой.

Такие жесты условны и называются они символическими.

Некоторые из них имеют вполне определенное значение. Например, скрещенные руки указывают на защитную реакцию.. Руки, заведенные за голову, выражают превосходство. Руки, в боки — символ непокорности. Обхватить руками голову — признак неприятности или беды.

Символический жест нередко бывает характерен для ряда типовых ситуаций. Так, существует жест предельности (категоричности)— сабельная отмашка кистью правой руки, Он сопровождает выражения: Никогда не соглашусь; Никто не знал; Нигде вы не найдете; Это совершенно ясно; Абсолютно не об этом.

Жест интенсивности— рука сжимается в кулак (вариант: два кулака). Он используется, когда говорят: Он очень упорный; Какая она упрямая; В нем чувствуется такая собранность, активность; Честолюбив он страшно.

Известен также жест, обозначающий отказ, отрицание — отталкивающие движения рукой или двумя руками ладонями вперед. Этот жест сопровождает выражения: Нет, нет, нет! Не надо, не надо, прошу вас; Никогда, никогда туда не поеду!

Жест объединении, сложения, суммы — пальцы соединяются в щепоть или соединяются ладони рук: Они хороша сработались; Очень они подходят друг к другу; Мы с вами умеем находить контакты; А если вместе это положить? Давайте соединим усилия; Только объединившись, можем победить.

Национальный характер жестов.Если изобразительный жест связан с конкретными внешними признаками, то жест-символ связан с абстракцией Его содержание понятно только какому-то народу или определенному коллективу. Это — приветствия, прощания, утверждения, отрицания, призыв к молчанию, предвкушение приятного.

Нежданов наклонил голову, а Силягин простился е ним на французский манер, несколько раз сряду быстро поднес руку к собственным губам и носу, и пошел далее, бойко размахивая тростью и посвистывая

Нам кажется, в таком случае следует говорить не об особом виде жестов, а об элементах актерской игры, театрализации лекции.

Высказывания могут сопровождаться не одним, а несколькими жестами. Возьмем предложение "Меня это не касается". При слове меня используется указательный жест (ладонь движется к середине груди), это сопровождается тоже указательным жестом (рука отбрасывается вперед от себя ладонью вверх) не касается — символический жест (покачивание рукой из стороны в сторону).

Заканчивая разговор о жестах, подчеркнем, что каждый из них в речи должен свидетельствовать о движении мысли и чувств оратора, являться физическим выражением его творческих усилий.

Следует учитывать, что жестикуляция обусловлена и характером говорящего. Некоторые люди от природы подвижны, эмоциональны. Естественно, лектор с таким характером не может обойтись без жестов. Другому же, хладнокровному, спокойному, сдержанному в проявлении своих чувств, жесты несвойственны.Лучшим жестом считается тот, которого не замечают, который органически сливается со словом и усиливает его воздействие на слушателей.

Вопросы для контроля

1. Какие вербальные средства речевой коммуникации вы знаете? Охарактеризуйте эти средства.

2. Что понимается под невербальными средствами общения? Какие невербальные средства речевой коммуникации вы знаете? Охарактеризуйте эти средства.

3. Что такое кинесика? Охарактеризуйте коротко возможности и семантику языка жестов?

4. Что такое проксемика?

5. Какие невербальные средства общения связаны с эмоциями, а какие имеют символическое значение?

6. Как проявляется в жестикуляции национальность человека ?

7. Могут ли жести указывать на личностные характеристики говорящего?

Задания по теме

Задание 2. Определите, какие эмоции передают жесты в следующих предложениях? Закончите их, дайте несколько возможных вариантов.

Андрей хлопнул себя по лбу и воскликнул..

Бабушка замахал руками, повторяя.

Парень сказал, почесав затылок.

Она почувствовала резкую боль в желудке

Задание 3. Определите, что означают указательные жесты и какими словами, восклицаниями, возгласами они обычно сопровождаются:

А) плечи поднимаются и возвращаются в нормальное поднятое положение;

Б) рука сжата в кулак, при этом большой палец распрямляется перпендикулярно ребру ладони; (одобрение /восхищение);

В) жестикулирующий слегка наклоняет голову к одному и другому плечу9обычно влево, вправо и еще раз влево) (неодобрение/осуждение);

Г) жестикулирующий , прищурив глаза и улыбаясь, энергично трет ладони рук (предвкушение удовольствия);

Д) распрямленный указательный палец прижат к губам, как бы образуя с ними крест, остальные пальцы согнуты. (необходимо молчать или говорить тише);

Е) встретившись взглядом с адресатом, жестикулирующий начинает смотреть в другую сторону;

Задание 5. Определите, какие жесты могут быть использованы при произнесении следующих фраз:

А я что могу поделать? ; Пускай, пускай, оставь его.;Так, так, так!Отлично! Ну что ж приступим; Эх, дурачина я, дурачина!; Клянусь тебе! Сыт по горло, хватит с меня! Ну что тут скажешь…Тс-с-с!; Нет-нет, ни за что!; Никто ничего не поймет, полная неразбериха; Все это не совсем так; Хватит! Молчать!.

— Я вот к нему. — Он указал на Маркелова, который стоял неподвижно, скрестив руки на груди.

— Ах, еслиб кто-нибудь мог почувствовать, до какой степени я несчастлив! — Маркелов ударил себя кулаком в грудь, и в ней словно что застонало. — Нежданов! будь великодушен! Дай мне руку. Не откажись простить меня!

Нежданов протянул ему руку — нерешительно, но протянул. Маркелов стиснул ее так, что тот чуть не вскрикнул.

- Ведь если взвешивать наперед все последствия,— наверное, между нами будут какие-либо дурные. Например, когда наши предшественники устроили освобождение крестьян — что ж? могли они предвидеть, что одним. из последствий, этого освобождения будет появление целого класса помещиков-ростовщиков, которые продают мужику четверть прелой ржи за шесть рублей, а получают с него (тут Маркелов пригнул один палец): во-первых, работу на все шесть рублей, да сверх того (Маркелов пригнул другой палец) — целую четверть хорошей ржи — да еще (Маркелов пригнул третий) с прибавкой! то есть вы­сасывают последнюю кровь из мужика!

— Да, я решился! — повторил он, с размаху ударив по колену своим волосатым, смуглым кулаком, — я ведь упрямый. . Я недаром наполовину малоросс.

— Ну, так чем же вы решили?

Нежданов пожал плечами.

— Да я тебе сказал уже, что пока — ничем, надо
будет еще подождать.

- Гм! — произнес Сипягин. — Это ты про студентика? Про господина студента. Гм! разве у него тут (он повертел рукою около лба) . что-нибудь завелось? А?

– Порфирий! – воскликнул толстый, увидев тонкого. – Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!

– Батюшки! – изумился тонкий. – Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?

Приятели троекратно облобызались и устремили друг надруга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.

– Милый мой! – начал тонкий после лобызания. – Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь! Ах ты господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь …

– Служил (тонкий), знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён, столоначальником по тому же ведомству… Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небосьуже статский? А?

– Нет, милый мой, поднимай повыше, сказал толстый. – Я уже до тайного дослужился… Две звезды имею.

Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился. Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились… Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки мундира…

– Я, ваше превосходительство… Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с.

– Ну, полно! – поморщился толстый. – Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства – и к чему тут это чинопочитание!

– Помилуйте…Что вы-с…– захихикал тонкий, ещё более съёживаясь. – Милостивое внимание вашего превосходительства… вроде как бы живительной влаги… Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил… жена Луиза, лютеранка, некоторым образом…

Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощание руку. Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал. Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.

Задание 9. В ролевой игре проверьте своё умение использовать определенные жесты в ситуациях, в которых могут быть использованы такие предметы молоток, утюг, ножницы, подушка, топор, автомобиль, губная помада, карандаш, скрипка, дирижер, фортепьяно.

Задание 10. Произведите жест, мимические действия, который бы соответствовал содержанию предложения, и найдите его характеристику в списке описаний жестов:

Читайте также: