Что является основой сказкотерапии сочинение сказок ребенком и для ребенка

Обновлено: 04.07.2024

Пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку. У него есть любимая сказка, которую он просит почитать вновь и вновь? Значит, эта сказка затрагивает очень важные для ребёнка вопросы. Посоветуйтесь с психологом. Сеансы сказкотерапии помогут вам понять, что привлекает ребенка в сюжете этой сказки, какой из героев нравится ему больше всех, почему он выбирает именно эту сказку. Со временем пристрастие ребенка к той или иной сказке меняется, и это означает, что малыш растет, развивается и ставит перед собой новые жизненные вопросы. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребенка. "Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу кто ты" - так перефразировали известную пословицу психоаналитики. Родители могут освоить сказкотерапию и самостоятельно, но психологическое консультирование, всё равно, не помешает. Для мягкого влияния на поведение ребенка психолог подбирает специальные сказки. Сказки для сказкотерапии подбираются разные: русские народные и авторские, специально разработанные психокоррекционные и медитативные сказки, и многие другие. Часто психолог предлагает малышу сочинить сказку самостоятельно. Сочинение сказок ребёнком и для ребёнка - основа сказкотерапии. Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми. Через сказку можно, например, узнать об отношении ребенка-дошкольника к разводу родителей.

А всем ли полезна сказкотерапия?

Да, сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых. Сказка поможет решить многие психологические проблемы. Не надо только считать ее спасением от всех бед. Это не чудодейственное лекарство, помогающее за один прием, а долгая, упорная работа, эффект от которой будет виден со временем, но обязательно будет. Конечно, у сказкотерапии есть специальные условия при работе с детьми: ребенок должен чётко представлять то, что существует сказочная действительность, отличная от реальной жизни. Навык такого различения, обычно, появляется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, конечно, в каждом конкретном случае важно учитывать индивидуальные особенности психического развития ребенка.

Как сочинить лечебную сказку?

Прежде чем самостоятельно заниматься сказкотерапией, родителям следует почитать книги по этой методике, или пройти курс психологического консультирования, где специалисты научат, как правильно самим сочинять сказки. Если вы заметили, что у вашего ребёнка есть какая-то эмоциональная проблема (например, он раздражителен, груб, капризен или агрессивен), нужно придумать сказку, где герои, их похождения и подвиги будут помогать вашему малышу эту проблему решить. Сначала, мы описываем героя, похожего на ребенка по возрасту и характеру (придуманная нами сказка может даже начинаться со слов: "Жил-был мальчик, очень похожий на тебя. "). Далее, показываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок сам увидел сходство со своей жизнью (ведь сказкотерапия - это индивидуальные сказки для конкретного человека, надо чтобы малыш мог видеть в главном герое себя). Затем, выдуманный нами герой попадает в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка (он тоже чего-то боится, чувствует себя одиноким и. т. п.) и приписываем герою все переживания малыша (конечно, по сюжету должно появиться много возможностей и способов для преодоления этих препятствий). Потом, сказочный герой (а с ним и ребёнок) начинает искать выход из создавшегося положения и, конечно, находит его. Художественные сказки тоже очень полезны. Например, ребёнку, любящему приврать по пустякам, стоит почитать сказку "Заяц-хвастун", легкомысленному и шаловливому "Приключения Незнайки", эгоистичному и жадному малышу будет полезно послушать сказку "О рыбаке и рыбке", а робкому и пугливому - "О трусливом зайце". В этом случае не стоит явно указывать на сходство героя с ребёнком - малыш сделает выводы сам. Просто обсудите сказку вместе. Здесь придут на помощь почти все методы арттерапии: цветотерапия (можно рисовать свои впечатления от сказки), игротерапия (придумать игру по сказке или инсценировать любимый отрывок), и даже музыкотерапия (подобрать мелодии подходящие по настроению тому или иному сюжету). Это поможет малышу лучше усвоить извлеченный из сказки опыт, а родителям - лучше понять своего ребенка.
Когда жизнь становится сказкой

Формы работы со сказкой также многоцветны и разнообразны, как сама жизнь. Абсолютно всё, что нас окружает, может быть описано языком сказок. Если родители смогут правильно использовать все возможности сказкотерапии, то окажут своим детям неоценимую помощь.

Во-первых, ребенок будет знать, что родителям небезразличны его проблемы.

Во-вторых, он сможет усвоить такое жизненное правило: " нужно искать силы для преодоления трудностей в себе самом".

В-третьих, сказки показывают, что безвыходных ситуаций не существует, выход всегда есть - надо только его поискать.

А ещё "походы" в сказочный мир разовьют воображение ребёнка, научат свободно, не страшась опасностей, импровизировать, дадут ему чудесное умение использовать для решения проблем волшебную силу творчества!

В. Шипова "Маленький Кенгуру." (Из сборника "Дорога с облаками")

Жил-был Маленький Кенгуру. Правильно его надо называть Кенгуренок, но он хотел, чтобы его называли Кенгуру. Потому что он думал, что ничем не отличается от мамы и папы.

- Я совсем большой! – говорил всем Маленький Кенгуру.

Все мамы-кенгуру носят своих детей в больших теплых сумках на животе. Кенгурята сидят в маминой сумке, как в теплой постельке, пьют теплое молочко из бутылочек и качаются, как на качелях, когда мамы прыгают куда-то по своим делам. Или выглядывают наружу и во все глаза смотрят на большой удивительный мир вокруг.

И только наш Маленький Кенгуру никогда не залезал в мамину сумку.

- Я совсем большой! – говорил он всем.

Никто и не ждал этой бури, но когда огромная черная туча выползла из-за Высокой горы Самый Старый Кенгуру, имя которого все произносили тихо и уважительно, так вот, Самый Старый Кенгуру сильно забеспокоился.

- Скорее! Нам надо успеть добежать до Больших пещер! – скомандовал Самый Старый Кенгуру, - Всем кенгурятам немедленно забраться в сумки к мамам!

Кенгурята быстро попрыгали в мамины сумки и испуганно притихли там каждый в теплом уголке. И только Маленький Кенгуру упрямо не хотел залезать в мамину сумку.

- Я совсем большой! – гордо заявил он. И запрыгал вперед за взрослыми кенгуру.

Самый Старый Кенгуру только покачал головой и ничего не сказал.

А туча наползала все ближе, ближе, накрыла собой весь мир, и …

Взрослые кенгуру ускакали далеко вперед. Маленькому Кенгуру приходилось прыгать по огромным скользким камням и холодным лужам. Огромное дерево ударилось о землю прямо у него под носом.

- Мама! Мама! – закричал Маленький Кенгуру,- Я боюсь! Помоги мне! Пусти в свою сумку!

- Ты же совсем большой! – раздался голос Самого Старого Кенгуру совсем близко. Оказывается, он прыгал рядом с Маленьким Кенгуру и присматривал за ним.

- Нет, я еще маленький, я - Кенгуренок! Мне нужна моя мама! – заливаясь слезами, закричал Маленький Кенгуру.

Конечно же, мама тоже была рядом. Она распахнула большую теплую сумку на животе, Маленький Кенгуренок быстро запрыгнул в нее и, дрожа от холода и волнения, забился в самый теплый уголок.

Мама огромными прыжками понеслась вперед, качая Маленького Кенгуренка в сумке, как в колыбели. Нашлась и бутылочка теплого молока, чтобы согреться и подкрепить силы.

- Это совсем неплохо – быть маленьким, - подумалось вдруг Маленькому Кенгуренку.

Немного успокоившись, он даже выглянул наружу из маминой сумки. Рядом с мамой прыгала другая большая мама-кенгуру, из сумки которой выглядывал кенгуренок. Он улыбнулся Маленькому Кенгуренку, и тот улыбнулся ему в ответ… Вот и Большие пещеры! Все Кенгуру спаслись за их толстыми каменными стенами от страшной бури, которая бушевала снаружи. Взрослые Кенгуру отдыхали и говорили о своих взрослых делах. Но Маленькому Кенгуренку не было до них дела – ведь мама разрешила ему пригласить в свою сумку нового друга, кенгуренка. Оказалось, что в маминой сумке там интересно играть вдвоем!

А когда буря кончилась, и все кенгуру отправились домой, друзья вместе выглядывали из теплой сумки, показывая друг другу замечательные вещи, которые встречались им на пути.

- Смотри! Крокодил прыгнул в воду! – кричал один.

- Нет, ты смотри! Какая большая птица поднялась с ветки! – кричал второй. И оба радостно смеялись. А Меленький Кенгуренок думал: «Как это здорово, когда рядом есть большая, сильная и теплая мама, а еще - веселый, интересный друг, такой же, как я, Маленький Кенгуренок.

Сказка про ежика Витю

Направленность: Трудности в общении со сверстниками. Чувство неполноценности.
Ключевая фраза: "Я плохой. Со мной никто не будет дружить!"
В одном лесу под старой сосной жил в своей маленькой норке ежик Витя. Он был маленьким серым ежиком с кривыми лапками и множеством колючек на спинке. Вите очень плохо жилось в этом лесу. Никто из зверей не хотел дружить с ним.

- Посмотри, какой у меня красивый и пушистый хвост. Разве я могу дружить с такой серой колючкой как ты?- говорила Вите лиса.
- Ты слишком маленький, я случайно могу раздавить тебя одной левой,- бурчал медведь.

- Ты такой неуклюжий, ни попрыгаешь с тобой, ни побегаешь,- пищал зайка.

-У тебя же нет ни голоса, ни слуха. Лягушки на болоте - и те поют лучше тебя,- курлыкал ему прямо в ухо соловей.

Бедному ежику было очень обидно слышать такие слова. Витя подолгу сидел на берегу старого лесного пруда и смотрел на свое отражение в воде. "Ну почему я такой маленький, такой колючий, неуклюжий, почему у меня нет музыкального слуха?"- плакал он. Маленькие слезы ежика градом лились в пруд, но некому было даже пожалеть бедняжку. Витя так грустил и переживал из-за того, что никто не хотел с ним дружить, что чуть было не заболел.
Однажды утром Витя как обычно отправился на лесную поляну поискать грибов и ягод себе на завтрак. Ежик медленно брел по дорожке, погруженный в свои печальные мысли, как вдруг мимо него промчалась лиса и чуть было не сбила его с ног. Витя огляделся вокруг и увидел, что за лисой гонится охотник с ружьем. Ежику было очень страшно. "Охотник такой большой, а я та кой маленький",- подумал он. Но несмотря на страх Витя, ни минуты не раздумывая, свернулся клубочком и бросился охотнику под ноги.
Охотник споткнулся об острые колючки ежика и упал. Пока охотник поднимался на ноги, лиса уже успела убежать, а ежик поспешил спрятаться под куст. Там, дрожа от страха, Витя дождался пока охотник уйдет. Только под вечер, сильно хромая, ежик побрел к своей норке. Спасая лису, он повредил себе лапку, и теперь ему было очень трудно идти, потому что она сильно болела. Когда ежик наконец добрался до старой сосны, там его ждала лиса.
- Спасибо тебе, ежик. Ты очень смелый. Все в лесу испугались охотника и спрятались в свои норки. Никто не решился помочь мне, а ты не испугался и спас меня. Ты настоящий друг,- сказала лиса.

С тех пор ежик и лиса стали лучшими друзьями. Лиса заботилась о нем и приносила Вите лекарственные травы, грибы и ягоды, пока у него болела лапка и ему трудно было ходить. Ежик быстро поправлялся, ведь теперь он был не одинок, теперь у него был настоящий друг.
Ведь настоящий друг - это не тот, у кого красивый хвост, великолепный голос или быстрые ноги. Настоящий друг - это тот, кто не бросит в беде и не отойдет в сторону, если тебе нужна помощь.

На маленькой полянке

Возраст: 5-10 лет.

Направленность: Низкая самооценка. Чувство неполноценности. Ощущение себя "белой вороной". Зажатость, скованность.

Ключевая фраза: "Я не такой, как все".

На опушке большого леса была маленькая полянка. Днем солнышко освещало ее и согревало обитателей полянки, ночью призрачный свет луны падал на нее, а пушистый туман окутывал ее, спасая от холода. Все обитатели этой полянки очень любили свой зеленый островок, который затерялся среди темного густого леса.

На этой полянке жили по соседству множество зверей и птиц. А на самой окраине жила мышиная семья. В этой семье был очень маленький, совсем крохотный Мышонок, который еще ни разу не выходил из дома один, без мамы.
И вот, наконец, настал тот день, когда мама разрешила ему пойти погулять без нее, одному. Выйдя из дома, он первым делом побежал на берег огромной лужи, около которой обычно собирались зверята со всей поляны. Ему не терпелось познакомиться со всеми и, самое главное, найти друзей. Прибежав на полянку, он увидел, что все малыши заняты делом: кто играет, кто строит замки, кто бегает наперегонки. И ему тоже захотелось играть, строить и бегать вместе со всеми. Он подошел к зверятам и спросил: "Можно, я буду играть с вами? ". Все остановились, повернулись к нему и стали изучающе рассматривать его с ног до головы. Тут один из зверей, Лисенок, сказал, поглаживая свой ярко-оранжевый мех, блестящий на солнышке: "Ты такой серый, если бы у тебя был бы такой же яркий красивый мех, как у меня, ты бы мог играть с нами". Сказав это, Лисенок отвернулся и продолжил игру. Мышонок подошел к другой группе зверят, играющих в салки. И опять он спросил у них: "Можно, я буду играть с вами?". И теперь уже Медвежонок посмотрел на него и сказал: "Ты такой маленький, что мы тебя не увидим".

"Увидите",- отвечал Мышонок и стал прыгать так высоко, как только мог. Но зверята продолжали играть, не замечая его. Мышонку стало очень горько и обидно. Он подошел к краю лужи и, глядя на свое отражение, подумал: "У меня нет красивого меха и я очень маленький - значит, я ни на что не гожусь. И всегда останусь никому не нужным маленьким Мышонком". И он горько заплакал. Вдруг Мышонок услышал, что кто-то зовет на помощь. Он огляделся по сторонам и увидел, что в центре лужи барахтается Зайчонок. Мышонок оглянулся. Другие зверята стояли рядом и смотрели, как зайчонок тонет.
Мышонок, не долго думая, бросился к ольхе, которая росла неподалеку, перегрыз один из прутьев и протянул его Зайчонку. Тот схватился за него и выбрался на берег. К этому времени на берегу собрались почти все жители поляны. Они все окружили Зайчонка. Мышонок же стоял в стороне, наблюдая за ними; вдруг к нему подошел старый мудрый Филин и спросил: "Почему ты грустишь? ". Мышонок ответил: "Потому что я маленький и серый и никто не хочет со мной дружить". Тогда Филин серьезно посмотрел на него и сказал: "Мышонок, не грусти, ведь это не важно, большой ли ты, или какой у тебя мех. Важно то, что у тебя доброе сердце и что ты очень смелый. И еще, Мышонок, запомни: никогда не старайся стать таким, каким тебя хотят видеть другие, будь самим собой".
Мышонок послушался совета Филина и перестал прыгать и стесняться своей окраски. Он стал маленьким серым Мышонком, очень остроумным и веселым. С ним было весело и интересно играть. У Мышонка появилось много друзей, которые любили его таким, какой он есть.

Терапевтические сказки

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах воспитания детей дошкольного возраста с помощью метода сказкотерапии.

Задачи:

  • ознакомить родителей с методом сказкотерапии;
  • обучить родителей сочинению специальных сказок для решения и устранения эмоциональных проблем у детей разного возраста.

Методы и приемы: словесные (беседа, дискуссия, рефлекия), наглядные (демонстрация), практическая работа.

Материал:

  • платки по количеству участников;
  • различные виды настольного театра;
  • листы для записей, ручки по количеству участников;
  • буклеты, каталог сказок под проблему ребенка.

Ход практикума

Вводная часть

Сегодня предлагаю вам преодолеть эти проблемы наиболее простым, но эффективным способом, с помощью сказки. Возникает вопрос: читаете ли вы сказки своим детям? (да, нет) Как вы это делаете? (прочитали – отложили, забыли; попросили пересказать о прочитанном) Для чего вы их читаете? (просит почитать, перед сном, отвлечь, просто так)

Когда ребенок слушает сказку, он перевоплощается в сказочного героя, переживает вместе с ним те же чувства, эмоции, что и герой, преодолевает препятствия и вместе с этим приобретает жизненный опыт. Таким образом ребенок учится на примере героев распознавать добро от зла, хорошее от плохого и тем самым преодолевает и справляется со своими проблемами.

Кроме известных нам сказок, которые мы слушали в детстве, читаем и рассказываем сейчас нашим детям существуют специальные (коррекционные, терапевтические, дидактические и др.) сказки, составленные специалистами (психологами, психотерапевтами), которые направлены на решение одной или несколько проблем. Если вы точно знаете проблему своего ребенка (страх чего-либо, капризы, драчливость, грубость и т. д.), то можно подобрать готовую сказку и применить ее.

Но может случиться так, что вы не нашли нужной вам сказки или нет времени, возможности на ее поиски. Тогда вам поможет сказка собственного сочинения. Пробовали вы когда-нибудь сочинять сказки, истории своим детям? Рассказывали вы знакомую сказку с другими персонажами или переделывали вы окончание сказки? (да, нет)

На самом деле сочинять сказки не сложно, а очень просто и даже увлекательно и полезно. Это поможет вам в доступной, а не в назидательной форме объяснить ребенку о нежелательном его поведении; поможет снизить или предупредить, возникшие проблемы у ребенка и конечно же укрепит ваши доверительные отношения с ним.

Итак, сегодня вы научитесь придумывать, сочинять сказки или сказочные истории, которые помогут решить эмоциональные или поведенческие проблемы у ваших детей.

Основная часть

С чего начать? В первую очередь нужно определить проблему у ребенка. С чем чаще всего вы сталкиваетесь каждый день? (капризы, страхи, агрессия и т. д.) Какого возраста и пола ваши дети?

Для начала подбираем героя, близкого ребенку по полу, возрасту, характеру. Можно выбрать героя, которым в данный момент ребенок заинтересован или увлекается.

Для детей 3-4 лет главным героем могут быть животные.

Начиная с 5 лет — феи, волшебники, принцессы, принцы, солдаты и пр.

В школьном и подростковом возрасте – знакомые ребенку литературные (сказочные) герои, близкие по его возрасту.

Для того, чтобы создать некую сказочную волшебную атмосферу во время рассказывания сказки для ребенка, привлечь его внимание, заинтересовать можно совместно представить главного героя – нарисовать, вырезать из раскраски, связать, сшить и т. д. (показать различные виды театров, изготовленных кукол) или сделать его из подручных средств, например, из носового платка. Давайте мы с вами и попробуем это сделать. (Раздаются платки, с помощью различных способов завязывания узлов на платке показать героев: зайца, ворону, кота Баюна, куклу) (см.приложение)

Итак, герой у нас готов.

Описываем жизнь героя в сказке так, чтобы ребенок нашел сходство со своей реальной жизнью. (Жил-был Зайчик, он был добрым, дружелюбным. Любил играть со своими братьями и сестрами, старался никого не обидеть…)

Далее помещается герой в проблемную ситуацию, похожую на реальную ситуацию ребенка, и приписываются герою все переживания ребенка. (…Но вот беда, Зайчик очень сильно боялся темноты. И когда наступал вечер. И приходила пора укладываться спать, ему казалось, что в темноте кто-то есть, может Лиса или Волк, или еще кто-то ужасный. И тогда он всеми силами старался не отпускать маму Зайчиху, просился к ней в ее кроватку, придумывал разные способы, чтобы она ни на минуту его не оставляла. И когда она, спев колыбельную, уходила — долго ворочался, прислушивался к каждым звукам и с трудом засыпал…)

Герой сказки ищет выход из создавшегося положения: либо сам, либо с помощью другого персонажа, оказавшегося в таком же положении. Важно, чтоб через сказочные события ребенок смог рассмотреть ситуацию с разных сторон, увидеть разные способы поведения героев и найти позитивный смысл в происходящем. (…Как-то раз, бедный и уставший от очередной борьбы со страхом Зайчонок, начал всхлипывать… и вдруг он заметил в дальнем углу комнаты небольшой огонек, который медленно приближался к нему и очутившись на одеяле, Зайчонок разглядел маленького Светлячка. Он спросил, почему Зайчонок плачет. И Зайчонок рассказал ему о том, чего он боится: какие ужасные звуки он слышит и страшные тени видит. Светлячок успокоил Зайку и предложил показать то, чего он боится: он осветил комнату своим огоньком и Зайка увидел, что тени – это игрушки, разбросанные на полу, шкаф с незакрытой дверью, вещи, не убранные на свои места. А стук и скрип исходил с улицы, где гулял ветер, шуршал листвой и задувал в печную трубу…)

А сейчас я предлагаю вам самим попробовать сочинить сказку для ребенка Проблему, пол и возраст вы определите сами (на примере детей родителей). Время на сочинение 10-15 мин.

Заключительная часть

Рефлексия:

  1. Поделитесь своими впечатлениями.
  2. Чему вы научились?
  3. Оправдались ли ваши ожидания?
  4. Полезна ли вам была информация и какую пользу из нее извлекли?

Литература:

Приложение

Терапевтические сказки

Каталог русских народных и авторских сказок, направленных на решение различного рода проблем для детей.

Список литературы, источников:

Также интересное занятие:

Сказкотерапия. Воспитание сказкой.

Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка, они вели рассказ, из которого становился ясным смысл поступка, а многие обычаи предохраняли малышей от напастей, учили их жизни. Это сегодня, опираясь на вековой педагогический опыт, я говорю, что подобные истории являлись не чем иным, как основой сказкотерапии.

И говоря сегодня о применении сказок, в первую очередь, я понимаю под этим способы передачи знаний о духовном мире и социальной реализации человека.

Очень люблю рассказывать детям сказки. Это сближает нас. В свободные минуты я стремлюсь доставить детям радость, придумываю всевозможные сказки- истории. На основе положительных эмоций легче учить детей. По возможности использую фольклорный материал :так впервые приобщаю к национальной культуре. Во время работы записываю всё, что необходимо для каждого ребёнка индивидуально. Много внимания я уделяю воспитанию культуры поведения. Забытые правила хорошего тона так приятны и необходимы каждому человеку. Следует извинятся, когда перебиваешь чужую речь, просить прощения за нечаянные поступки. Самое трудное-научить дошкольников уступать друг другу. Здесь мне помогают сценки из кукольного театра, рассказы – убеждения и конечно же сказкотерапия. Родители с удовольствием посещают наши занятия,это своего рода экзамен и мне и детям. Сказки для детей — это не только развлекательные путешествия в волшебный мир вымышленных персонажей. Это ещё и мягкое, но в то же время мощное, средство воспитания. Сказкотерапия даёт массу дополнительных возможностей. Используя сказки и сочинение волшебных историй, можно успешно решать психологические проблемы и эффективно достигать целей воспитания.

(Алексей Николаевич Толстой)

Слайд 2 -Цель сказкотерапии : воспитание ценностных ориентаций посредством сказки, формирование психологического здоровья детей дошкольного возраста.

Слайд 3- Главной задачей сказкотерапии является гармонизация внутреннего мира ребенка.

Задачи сказкотерапии :

1-формировать представление о внутреннем мире человека, развивать умение чувствовать и понимать другого;

2-формирование навыков конструктивного выражения эмоций;

4-развивать способности к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации;

5-снижение уровня тревожности и агрессивности;

6-развитие умения преодолевать страхи.

Психика ребенка очень ранима и требует бережного к себе отношения, ведь ребенок только начинает узнавать самого себя, других людей и мир вокруг. И на своем пути дети часто сталкиваются с серьезными трудностями: в семье, в детском саду, в школе, в общении и в одиночестве. Взрослые хотят им помочь, но часто не знают, как именно. Именно в таких случаях помогает арт-терапия. Мои арт-терапевтические занятия придают сил, уверенности, могут помочь найти выход из сложной ситуации.

Арт-терапия предоставляет ребенку возможность проигрывать, переживать, осознавать конфликтную ситуацию, какую-либо проблему наиболее удобным для психики ребенка способом.

Для каждого возраста существуют свои методы арт-терапии, для дошкольников используют упражнения более сложные и разносторонние, а для малышей – примитивные, но от этого их значимость не меньше. Главное условие для упражнений детской арт-терапии – доступность средств, привлекательность, понятность и безопасность.

Я познакомлю вас с основными видами арт-терапии, а в частности с одним из используемых мной методом в работе с детьми – сказкотерапией.

Слайд 4-Существует множество разновидностей арт-терапии, основанных на работе с разными видами искусства: рисование, коллажи, оригами; лепка из пластилина, скульптура; работа с песком, глиной; пластика, танцы; кино, фотография; художественная самодеятельность (игры, представления); цветотерапия, музыкотерапия, сказкотерапия и т. д.

Сказка — это один из первых видов художественного творчества, с которым знакомится ребенок. Наверное, нет ни одного малыша, который был бы равнодушен к сказке. Любая сказка, даже самая простая, несет в себе определенный опыт поколений, мудрость предков, глубокий смысл.

Сказкотерапия дает возможность детям поучаствовать в любимой или просто интересной сказке, домысливая сюжет, разыграть её в лицах. Примеряя роль главного героя на себя ребенок: четко демонстрирует затаившиеся в его душе страхи и сомнения; показывает, каким он видит решение проблем.

Содержание сказки должно соответствовать возрасту, потребностям и возможностям ребенка.

Для лучшего понимания сказки в работе с детьми я опираюсь не только на словесное описание, но и на изображение: использую показ иллюстрации в книжках, действия по сказке с помощью кукол и так далее.

В работе с детьми необходимо использовать пересказ известных сказок. Также действенным приё мом является применение театра в работе с детьми: розыгрыш сказки в лицах.

Слайд 5-В сказкотерапии для детей применяются 3 основных вида сказок :

1) Художественные и народные сказки :

2) Развивающие и обучающие сказки, позволяющие ребенку

накапливать опыт об окружающих объектах и явлениях, правилах поведения в различных ситуациях (общественных местах и по отношению к людям разного возраста, овладеть письмом и чтением. Например, к этой группе относятся сказки, в которых могут быть одушевлены буквы и цифры. специально разработанные психологом:

3) Самостоятельно сочиненные ребенком: через такую сказку можно узнать о тех переживаниях ребенка, которые он не осознает либо скрывает от взрослых.

Таким образом, сказка в жизни ребенка имеет колоссальное воспитательное значение. Она становится средством развития и воспитания с первого дня жизни ребёнка и сопровождает его вплоть до подросткового возраста.

Дети, как и взрослые, все разные. К каждому нужно подобрать свой ключик. Один ребенок более склонен сочинять и рассказывать, другой не может усидеть на месте, и с ним необходимо постоянно двигаться. Третий любит что-то мастерить своими руками; четвертый обожает рисовать… При выборе методов арт-терапевтического воздействия следует учитывать индивидуальные особенности ребенка и его предпочтения. То, как человек рисует, рассказывает, сочиняет, является ключом к познанию его внутреннего мира.

Слайд 6-Я поставила перед собой цель: Развитие личности дошкольника посредством Сказкотерапии.

Для достижения цели я наметила следующие задачи:

- разработать содержание различных форм организации работы с детьми с использованием Сказкотерапии;

-применять в работе с детьми приёмы, используемые в Сказкотерапии;

-изготовить атрибуты для использования в Сказкотерапии;

- развивать коммуникативные навыки;

-развивать воображение, мышление;

-воспитывать чувство доброты;

-укрепление психического здоровья ребёнка

В своей работе с детьми я использую :Практикум по сказкотерапии" Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. — СПб. : "Речь", 2000. — 310 с.

- "Тренинг по сказкотерапии. " Под редакцией Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой. - СПб. : Речь, 2006.

"Сказкотерапия как один из методов работы с дошкольниками" Коновалова Н. В. :.

Слайд7-Классификация сказок :

1. Дидактические (в форме учебного задания, т. е. ребенку повествуют о новых понятиях (дом, природа, семья, правила поведения в обществе)

2. Медитативные (для снятия психоэмоционального напряжения, дети рисуют, сочиняют, играют, слушают звуки природы, лежат на ковре и мечтают – воображают – “колдуют”.

3. Психотерапевтические (для лечения души, с образом главного героя “Я”, доброго волшебника, дети рисуют иллюстрации, изготавливают кукол и ставят спектакли.

4. Психокоррекционные (для мягкого влияния на поведение ребенка, читаем проблемную сказку не обсуждая, даем возможность побыть ребенку наедине с самим собой и подумать.

5. Художественные (авторские истории, мудрые древние сказки, т. е. знакомство ребенка с эстетическими принципами, традициями человечества)

6. Диагностические (в случае, ели ребенок выбрал себе любимую сказку и героя, то в данном контексте герой является прообразом самого ребенка, каким бы он хотел быть)

В своей работе я руководствуюсь всеми видами сказок.

Сдайд-8 В работе со сказкой я использую следующие формы организации:

Слайд-9 В своей работе я использую не только традиционные методы и приемы.

Методы и приемы работы со сказкой :

Элементы ТРИЗ: проблемные ситуации и вопросы; игровые задания; игры - экспериментирования с предметами и материалами.

Использование данных методов и приемов способствует развитию познавательной активности, формированию креативности как качества личности у дошкольников; учит действиям, с помощью которых осуществляется творчество. Работу с использованием сказкотерапии сейчас я провожу со старшей группой.

Прежде чем приступить к проведению полноценных занятий по сказкам, необходимо потренировать детей в умении правильно сидеть, расслабляться, чувствовать, выполнять инструкции.

Слайд10-При работе со сказкой разработала алгоритм:

1. чтение сказки;

3. понтомимические этюды;

4. упражнения на активизацию лексики;

5. упражнения на произвольное напряжение и расслабление мышц (с использованием музыкотерапии);

6. игры и игры-драматизации.

Слайд11-В занятия включаю распространенные методы и подходы психотерапии (психогимнастика, этюды, АРТ-терапия (рисунок, театр, которые способствуют развитию внимания, памяти и воображения, что является необходимым условием для подготовки ребенка к школе.

Творческое рассказывание по картинкам

Творческая работа по мотивам сказки : Ребенку предлагаю ответить на ряд вопросов. О чем эта сказка? Кто из героев больше нравится и почему? Почему герой совершил те или иные поступки и т. д.

Переписывание и дописывание сказок.

Переписывая сказку, ребёнок выбирает сам наиболее соответствующий его внутреннему состоянию поворот сюжета. Человек находит тот вариант разрешения ситуации, который позволяет освободиться от своего внутреннего напряжения.

Рисование по мотивам сказки. Дети рисуют рисунок наиболее значимого для него отрывка.

Сочинение сказки. Главный герой появляется в доме (семье, растет, при определенных обстоятельствах, покидает дом, отправляясь в путешествие.

Слайд- 12 Так же я разработала картотеку дидактических игр по русским народным сказкам, картотеку физкультминуток по сказкам.

Слайд 13-В нашей группе организован уголок сказки : здесь дети играют в настольно-печатные, сюжетно-ролевые, дидактические и другие развивающие игры. Имеется библиотека, в которой находится художественная детская литература. Здесь дети читают, рассматривают иллюстрациик сказкам, проводят беседы, обсуждают прочитанное.

Слайд 14-Особую роль в своей педагогической работе я отвожу просвещению родителей, консультациям по использованию сказок в воспитании, стараюсь разъяснить им большую значимость семейного чтения. Родители с великим удовольствием смотрят на выступления детей, принимают участие в изготовлении костюмов, иногда сами выступают на театральных представлениях. Уверена, что только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, их личный пример – важнейшее условие в обеспечении успешности организуемой работы

Слайд-15 Результатом моей работы со сказкой является :

• Установление психологического комфорта в коллективе.

• Формирование у детей познавательного интереса.

• Развитие связной монологической, диалогической речи.

• Использование детьми сказочных ситуаций в свободной игровой деятельности.

• Развитие творческого воображения, мышления.

• Формирование позиции бережного отношения к окружающему миру.

• Овладение навыками взаимоотношения с миром.

В сказках всегда побеждает добро – это очень важно в воспитании детей.

Слайд 16 Таким образом, я сделала вывод, что, занятия, построенные Сказкотерапевтическим образом, очень широко влияют на развитие личности ребенка, помогают эффективно решать задачи обучения и воспитания, развивать врожденные таланты. А также воспитывать важное личное качество, которое несет в себе и национальное и общечеловеческое свойство. Это чувство доброты.

(Сергей Королев)

В стеклянных домиках кукольные персонажи наглядно показывают смысл известных русских пословиц и поговорок.

Читаем детям: воспитание сказкой в семье Читаем детям: воспитание сказкой в семье «Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается.

Сказкотерапия. Принципы и методы работы со сказкой Из опыта работы. Наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории. Не торопясь наказать провинившегося ребенка,.

Воспитание сказкой — радость встречи с книгой! Взрослый знает, что книга не только учит, развивает и воспитывает ребенка, она пробуждает в маленьком человеке самые разнообразные творческие.

Хороший детский психолог всегда предложит испробовать самые бережные, мягкие способы терапии, одним из которых является сказкотерапия. Этот метод необходим не только при коррекции психоэмоционального состояния, но и в повседневной жизни для воспитания и гармоничного развития ребёнка. В статье расскажем подробнее об этом направлении арт-терапии, объясним, как самостоятельно составлять сказку и заниматься вместе с ребёнком, какие возрастные особенности нужно учитывать.

Содержание

Казалось бы, что нового можно узнать о таком древнем, привычном процессе, как прочтение сказок детям? Но сказкотерапия – это не только проведённый вместе с ребёнком досуг и изучение чтения. Это, в первую очередь, мощный инструмент в детской психологии, который позволяет развить разностороннюю личность, скорректировать нежелательное поведение, устранить комплексы и страхи.

Интересно, что русские народные сказки, библейские сюжеты и рассказы всех народов мира часто построены по тем же канонам сказкотерапии, которые предлагают использовать психологи. Поэтому большинство родителей без теории всё отлично делают на практике, читая любимые книжки детям. Но в этой статье всё же попытаемся объяснить, чем сказкотерапия отличается от простого чтения на ночь и какие особенности этого направления нужно учитывать.

Что такое сказкотерапия

Дети и взрослые часто не могут говорить на одном языке. При этом трудности с объяснением возникают, в основном, именно у взрослых. К тому же, именно им, родителям, чаще всего нужно что-то объяснить, чему-то научить детей.

Что такое сказкотерапия для детей

Чтобы максимально убрать возрастные различия и как бы встать на один уровень с ребёнком, сблизиться с ним, войти в доверие, взрослые для объяснения сложных явлений и причинно-следственных связей, для предостережения от опасностей и обучения часто использовали иносказания. Эти рассказы обрастали действующими героями, замысловатым сюжетом, образными выражениями и превращались в сказки, которые рассказывались из поколения в поколение. Так одна знаменитая сказка учит слушаться старших и не убегать от них, чтобы тебя не съела хитрая лиса, другая – не доверять прохожим, чтобы волк не вломился в избушку бабушки.

К середине XIX века интерес к сказкам, как к народному творчеству, проснулся у литературоведов – у братьев Гримм и А.Н. Афанасьева. Теперь сказочные сюжеты тщательно собирались в сборники, что дало возможность установить чёткие связи между, казалось бы, совершенно несвязанными сказками. Дело в том, что все поучительные рассказы строились по похожим сказочным сюжетам. Так народ методом проб и ошибок дошёл до осознания, что ребёнка легче и правильнее воспитывать, используя определённые последовательности действий, набор персонажей и так далее.

По щучьему велению

Затем за изучение сказок взялись психологи, они заметили, что сказки помогают пережить проблему, уменьшить боль, а также признать внутреннюю проблему и найти способы её решения. И вот эта врачующая способность сказки легла в основу нового направления в психологии – сказкотерапии.

Итак, сказкотерапия – это направление арт-терапии в психологии для воздействия на психику человека и для коррекции его психоэмоционального состояния посредством сказок.

Читайте также: