Как научить ребенка писать сочинение 3 класс

Обновлено: 30.06.2024

Совершая свои первые шаги в словесном творчестве, дети поверили, что писать сочинение — совсем не сложное, а даже увлекательное занятие. Любое сочине­ние всегда раскрывает своего автора как личность.

ВложениеРазмер
kak_nauchitsya_pisat_sochineniya.docx 39.29 КБ

Предварительный просмотр:

КАК НАУЧИТЬСЯ ПИСАТЬ СОЧИНЕНИЯ

С чего начать? А главное: можно ли без страха усаживаться за письменный стол, на котором лежит чистый лист бумаги, а на нём предстоит написать сочинение?

Хотелось бы, чтобы, совершая свои первые шаги в словесном творчестве, дети поверили, что писать сочинение — совсем не сложное, а даже увлекательное занятие. Любое сочинение всегда раскрывает своего автора как личность: рассказывает о его наблюдательности, развитии, о его чувстве юмора, наконец! Но и любая творческая работа даёт замечательную возможность высказать собственное мнение, поделиться интересными наблюдениями, чувствами и впечатлениями. Ну а когда, работая над созданием очередного текста, ребёнок убедится, что без особого труда удаётся пройти через все важные и необходимые этапы работы:

- отобрать материал для будущего текста,

- выделить основную мысль (тему) всего текста и его отдельных частей (микротем),

- составить план и выстроить текст сочинения по этому плану,

- изложить текст в заданной форме (повествование, описание, рассуждение), -

это и будет означать, что вы умеете писать сочинения.

Текст—это законченное произведение, состоящее из ряда предложений, которые располагаются в определённой последовательности и связаны между собой по смыслу, стилю и грамматически. У текста может быть заглавие. Заглавие — это название всего произведения или отдельных его частей.

В тексте предложения связаны не только общей темой, но и определённой идеей, основной мыслью. Основная мысль текста обычно передаёт отношение автора к предмету речи, его оценку изображаемого; это то, к чему он призывает, чему учит, ради чего текст написан. Основная мысль может быть выражена в заглавии или в одном из предложений текста.

Вот примеры заголовков, в которых содержится основная мысль сочинения:

  1. Моя любимая игрушка.
  2. Что такое доброта?
  3. Что я умею делать.
  4. Что такое мир.
  5. Мой папа.
  6. Моя мама.

Готовясь к сочинению, я призываю ребят подумать, кого и в чём они будут убеждать, что доказывать, к каким выводам подводить. Высказывания надо построить так, чтобы всё в них было подчинено основной мысли.

С чего же начать сочинение? Мои ученики начинают с самого начала — с записи темы сочинения. Ведь тема — это то, о чём говорится в сочинении. Сначала учащиеся выделяют в теме главные, ключевые слова (можно их подчеркнуть). Затем, определяют границы темы и пути её раскрытия.

Свои высказывания строят так, чтобы каждое предложение помогало раскрытию данной конкретной темы.

Дворец Трёх Толстяков стоял посреди огромного парка. Парк был окружён глубокими каналами. Над каналами висели железные мосты. Мосты охранялись дворцовой стражей — гвардейцами в чёрных клеёнчатых шляпах с жёлтыми перьями.

В данном отрывке произведения каждое следующее предложение строится на базе предыдущего, вбирая в себя ту или иную его часть.

Существует ещё один вид связи — параллельная связь предложений в тексте.

Весна движется, но медленно. В озерке, ещё не совсем растаявшем, лягушки высунулись и кричат. Орех цветёт, но ещё не пылят жёлтой пыльцой его серёжки. Птичка на лету зацепит веточку, и не полетит от веточки жёлтый дымок.

Строение текста тесно связано с типами речи.

Принято различать такие типы речи, как повествование, описание, рассуждение. Какие бы высказывания пишущий ни создавал, оно будет или описанием, или повествованием, или рассуждением. Типы речи могут совмещаться и представлять собой сочетание двух или всех трёх типов речи при основном (ведущем). Рассмотрим таблицу (во второй графе таблицы даётся подсказка, как определить тип текста: по его значению и по вопросу, который можно задать к любому тексту).



Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.

Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: "Мама, помоги. Я не знаю, что писать". Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.

Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.

Предлагаем алгоритм работы.

Алгоритм работы над сочинением

1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?

Например, тема: "Моя любимая книга". Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).

2. Соберите материал. Например, тема сочинения "Мой путь в школу". Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.

Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.

Совет: Конечно, ради сочинения "В деревне" в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.

3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.

Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?

  • Вступление
  • Основная часть
  • Заключение.

Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.

Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.

4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — "бедная" лексика: повторы слов, "куцые" предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.

Сочинение – обязательный вид письменных работ по русскому языку и литературе в школьной программе. Оно призвано научить ребенка излагать свои мысли логично и последовательно, грамотно, убедительно; выражать свое отношение к теме, делать выводы. Умение писать сочинение понадобится уже на начальном этапе обучения, но особенно пригодится школьникам при сдаче ЕГЭ. Как научить ребенка писать сочинение?

Учитель у доски

Виды сочинений

Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:

  • Сочинение-описание. Главное значение при их написании имеют художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры). Основная особенность описаний — последовательный переход от общего к частному. Это может быть описание картины, героя, интерьера, пейзажа, времен года. Именно с описаний детей начинают обучать написанию сочинений уже в начальной школе. Простейшие описания ребенок должен уметь делать уже к концу 1 класса.
  • Сочинение-повествование (рассказ). Это тоже своего рода описание, но описывать нужно действия, события (поездка, каникулы, выходной, любимый урок). Поэтому основное внимание уделяется последовательности изложения мыслей. Для такого сочинения обязательны завязка, кульминация и последующая развязка. Главная роль в нем – у глаголов. Во 2 классе ребенок уже должен уметь писать простое повествовательное сочинение.
  • Сочинение-рассуждение. Для учащихся это наиболее сложный вид письменных работ, требующий максимальной концентрации, глубокого знания темы и умения ее проанализировать, выразить свое отношение. Структуру такой работы обязательно составляют идея (тезис), доказательства (аргументы), вывод (ответ на главный вопрос). В таком жанре пишутся сочинения на свободную тему, обзоры, отзывы, эссе.

Девочка пишет сочинение

Действуем последовательно

Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.

  • Строго следовать теме.
  • Выделять ее границы.
  • Выбирать идею.
  • Составлять план работы.
  • Подбирать материалы к сочинению.
  • Соблюдать структуру плана.
  • Писать вступление и заключение.
  • Работать с черновиком.

Дети пишут

Следуем теме

Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.

Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.

Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:

Девочка пишет в тетради

Выбираем идею

Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.

Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только практически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.

План сочинения

Как составить план и подобрать материалы?

Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.

Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.

Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.

Умение составлять план в соответствии с темой также вырабатывается практически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.

Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.

Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.

Что может служить источником материалов?

  • Литературные произведения.
  • Другие книги.
  • Личный опыт.
  • Критические статьи.
  • Статьи, отзывы в интернете.

Мама помогает дочке писать сочинение

Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:

Сочинение

Черновик – основа дела

Работе с черновиком ребенка тоже нужно учить. Неправильно, если он просто сядет и начнет писать полностью сочинение – как на чистовик. При этом у него нет возможности вносить серьезные правки, дописывать, корректировать. А между тем такая возможность должна быть обязательно – на то он и черновик!

Удобно согнуть лист пополам и писать текст слева. Правая часть остается для пометок, вставок, комментариев. При этом писать нужно только на лицевой стороне листа, чтобы весь текст был перед глазами. При больших объемах можно использовать несколько листов.

Парадоксально, но начинать лучше всего с написания заключения. Так учащийся сразу видит, в какую сторону ему развивать мысль, ставит себя в рамки плана и делает вывод к своей будущей работе, которая пока только осмысливается в голове. Но к моменту ее завершения школьник уже достаточно устанет для того, чтобы поставить эту красивую жирную точку в своей работе. А хороший вывод всегда оценивается очень высоко.

Потренироваться умению писать краткие и глубокие выводы можно с помощью простого приема: закончить рассказ. Сначала пусть это будет событийный рассказ, затем можно брать описательные тексты, рассуждения. Постепенно ребенок научится подбирать концовку и к собственным произведениям.

А вот вступление практичнее писать после того, как будет готова основа. В таком случае введение будет грамотно подводить к дальнейшему повествованию, задавать ему тон. Проще говоря, ученику уже будет видно, на что нужно настраивать читателя.

Чтобы детям было легче написать вступление, им нужно предложить несколько клишированных вариантов:

  • Цепочка наводящих вопросов. (Что такое счастье? В чем оно заключается? Как понять, что ты счастлив? Как построить свое счастье? Об этом и рассуждает (имя писателя) в своем произведении (название).
  • Рассуждения о заголовке сочинения. (Любовь. Однозначно сказать, что это, невозможно, настолько она многогранна и субъективна. Об одной из таких граней и размышляет (имя писателя) в своем (название произведения).
  • Диалог с собеседником (в виде обращений ко второму лицу).
  • Начало в виде цитаты, афоризма, пословицы, отражающей суть темы.
  • Небольшая справка об авторе (поэте, художнике, писателе) либо о создании произведения.
  • Описание впечатлений, которые вызвало конкретное произведение у самого учащегося.

После того, как сочинение написано, учащийся должен уметь его вычитывать, исправлять допущенные ошибки. А также иметь возможность послушать анализ своей работы со стороны. В качестве критика могут выступать как учитель, так и родители, желающие помочь ребенку в освоении навыка письменных работ.

Только в этом случае у него будет понимание того, как писать – хорошо, а как – плохо.


Дорогие друзья! Сочинение – это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой. Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения. В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами. Не забывайте, что сочинение – это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения – это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов. Желаем успехов!

Оглавление

Приведённый ознакомительный фрагмент книги 115 сочинений с подготовительными материалами для младших школьников предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Чтение делает человека знающим, беседа — находчивым, а привычка записывать — точным.

Дорогие друзья!

Сочинение — это один из видов работы по развитию речи, который предполагает самостоятельное, продуманное изложение вами своих мыслей в соответствии с требуемой темой.

Работа над сочинением развивает мышление, речь, позволяет выразить свой взгляд на мир. Такой вид работы способствует осознанию окружающего мира, действительности, самих себя. Кроме того, сочинение учит аргументированно доказывать и отстаивать свою точку зрения.

В данном пособии вы найдёте методику написания сочинений, а также различные виды сочинений с планами и подготовительными материалами.

Не забывайте, что сочинение — это прежде всего творческая работа, которая не терпит шаблона. Советуем вам не использовать представленные в пособии сочинения для бездумного, механического переписывания их в свои тетради. Наши сочинения — это возможные варианты раскрытия определённых тем, которые, надеемся, помогут вам при создании самостоятельных текстов.

Желаем успехов!

Как писать сочинение

Умения и навыки, приобретаемые во время работы над сочинением

В начальной школе сочинению уделяется большое внимание. С одной стороны, писать сочинение — увлекательное занятие, с другой — работа над сочинением требует определённых навыков и умений, которые вырабатываются постепенно.

Итак, готовясь к сочинению, вы приобретаете следующие умения:

— накапливать материал, наблюдать, выделять главное, правильно определять, что относится к избранной теме;

— осмысливать факты, описывать, передавать свои чувства и впечатления;

— располагать материал в нужной последовательности, составлять план и придерживаться его при написании связного текста;

— отбирать нужные слова и применять выразительные средства языка;

— выстраивать связный текст.

Рекомендуемый порядок работы над сочинением

1. Обдумайте тему сочинения.

2. Определите главную мысль, которую вы будете развивать и доказывать.

3. Составьте план сочинения.

4. Подберите факты, примеры, цитаты, подтверждающие ваши мысли.

5. Определите тип речи, который вы будете использовать (повествование, описание, рассуждение).

6. Работая над черновиком сочинения, следуйте намеченному плану.

7. Окончив работу в черновике, перечитайте сочинение.

8. Перепишите работу набело и ещё раз проверьте, нет ли описок или пропусков букв, все ли знаки препинания поставлены правильно.

Сочинение — работа творческая, и поэтому важно, чтобы она была выполнена с интересом. А подлинный интерес возможен только при хорошем знании темы.

Для глубокого раскрытия темы очень важен отбор фактов. Чем лучше вы знаете то, о чём пишете, тем оригинальнее и самостоятельнее будет ваша работа.

Эпиграф — краткое изречение, отражающее основную мысль текста.

В качестве эпиграфа можно использовать цитаты из художественных произведений, а также пословицы, поговорки, крылатые выражения и афоризмы.

Эпиграф приводится без кавычек, ссылка на источник даётся без скобок. После фамилии автора слов, приводящихся в качестве эпиграфа, точка не ставится. Помещается эпиграф после названия сочинения, перед планом, в правом углу.

Несмотря на то что эпиграф пишется в начале сочинения, подобрать его можно в процессе работы или даже после её завершения. Назначение эпиграфа — украсить текст, глубже раскрыть его идею. Использование эпиграфа не является обязательным и остаётся на усмотрение автора.

На свете всё небесконечно —

От океана до ручья,

Но если что-то в мире вечно,

То это — Родина моя.

Слово сочинение происходит от древнерусского слова чин (порядок) и предполагает изложение своих мыслей в определённом порядке. Тему невозможно раскрыть сразу, для этого требуется постепенный и последовательный ход рассуждений. Чтобы написать сочинение, вам понадобится план.

План — последовательный перечень вопросов, намеченных к рассмотрению. Обдумывание плана — серьёзная предварительная работа над сочинением. Существует два основных вида плана:

сложный, в котором есть пункты и подпункты;

простой, в котором подпунктов нет.

Любой план состоит из вступления, основной части и заключения.

Во вступлении намечается основная мысль, задаётся тон всей работе, вводится круг рассматриваемых проблем.

В основной части раскрываются тема и идея сочинения. Чаще всего основная часть состоит из нескольких пунктов.

В заключении подводится итог, излагается вывод.

Для того чтобы научиться писать сочинение, соблюдая определённые правила композиции, необходимо знать об особенностях построения текстов — типах речи (описание, повествование, рассуждение).

Описание — это тип речи, целью которого является изображение предмета, человека, животного или явления действительности.

С помощью описаний у читателя создаётся полное и красочное впечатление об изображаемом предмете. Они учат наблюдательности, умению подбирать слова и образы для выражения своих мыслей, развивают образное мышление, расширяют эстетические представления о мире.

В тексте-описании обычно выражается:

1) общее представление о предмете;

2) отдельные признаки предмета;

3) авторская оценка, заключение.

В письменной речи различают описание деловое и художественное.

Деловое описание включает в себя перечисление существенных признаков предмета, даёт точную характеристику его качеств и параметров, которые излагаются в строгой последовательности.

1. Для чего предназначен пенал.

2. Материал, из которого сделан пенал.

3. Из каких частей состоит пенал.

4. Форма, размер, цвет.

Пенал — очень нужная для школьника вещь. В нём удобно носить письменные принадлежности.

Мой пенал пластмассовый. Он состоит из ящичка белого цвета и прозрачной крышки — линейки с делениями на миллиметры и сантиметры. Внутри пенала есть специальное отделение для ластика.

Пенал имеет форму прямоугольника. Длина его двадцать три сантиметра, ширина шесть сантиметров.

В художественном описании преобладает авторский подход к изображению, стремление дать эмоциональное, образное описание предмета.

Липовые яблоки

1. Размер и цвет липовых яблок.

2. С чем сравнивается яблоко.

3. Описание спелого липового яблока.

Липовые яблоки были крупные и прозрачно-жёлтые. Если посмотреть сквозь яблоко на солнце, то оно просвечивалось как стакан липового мёда. В середине чернели семечки. Потрясёшь, бывало, спелым яблоком около уха, слышно, как они гремят.

(По В. Солоухину)

Повествование — это тип речи, в котором говорится о последовательных действиях и событиях.

В тексте-повествовании обычно выделяются три части:

2) основная часть;

Собирая материал для сочинения-повествования, можно воспользоваться следующими вопросами:

1. О каком событии вы хотите рассказать?

2. Почему вы хотите рассказать именно об этом событии? Чем оно интересно?

3. Были ли вы участником этих событий, или вы услышали о них от кого-то?

4. Когда и где происходили события? Кто в них участвовал?

5. Что послужило завязкой событий?

6. Когда события достигли наивысшего напряжения?

7. Чем они закончились?

8. Что поучительного в том, что вы рассказали?

9. В какие части вашего рассказа желательно включить элементы описания, чтобы полнее представить место действия, ход событий и характеры людей, участвовавших в них?

1. Что мы сделали сначала.

2. Что мы стали делать потом.

3. Как мы клали веточки.

4. Что произошло с теплинкой.

Сначала мы зажгли небольшую веточку, пушистую, но высокую. Она вспыхнула от одной спички. На горящую сосновую ветку мы стали класть тонкие сухие палочки. Мы их клали сначала колодцем, крест-накрест, потом шалашиком.

Постепенно наша теплинка разгорелась ровным сильным огнём.

(По В. Солоухину)

Рассуждение — это тип речи, целью которого является разъяснение или подтверждение какой-либо мысли, доказательство какого-либо утверждения.

Такой тип речи предполагает умение рассуждать, доказывать, логически мыслить, делать выводы. В рассуждении обычно выделяются три части:

1) тезис (высказывается какая-то мысль);

2) доказательство этой мысли (аргументы, сопровождаемые примерами);

3) вывод или заключение.

В тексте-рассуждении широко используются предложения с союзами однако, хотя, несмотря на, потому что, так как, а также слова во-первых, во-вторых, в-третьих.

Морские разбойники

1. Акулы — хищные рыбы.

2. Почему акул называют морскими разбойниками.

3. Акулы — опасные рыбы.

Акула — это крупная хищная морская рыба. Акул называют морскими разбойниками.

Во-первых, они распугивают и уничтожают рыбу. Во-вторых, они наносят вред рыбакам: рвут их сети. В-третьих, всем известно, что иногда акулы нападают на людей. Издавна моряки знают: если судно терпит крушение, в воде тут же появляются зловещие, похожие на ножи плавники.

Именно поэтому акул считают опасными рыбами.

Средства художественной выразительности

Сочинения пишутся с целью передать своё видение мира, чтобы воздействовать на мысли и чувства других людей, для создания индивидуальных художественных образов. Чтобы достичь этих целей, необходимо использовать такие средства художественной выразительности, как: слова в переносном значении, сравнения, эпитеты, олицетворения, восклицательные предложения. Они делают речь яркой, точной, выделяющейся.

Слова в переносном значении (метафоры) помогают раскрыть наиболее характерный признак предмета или явления. Например: зеркало озера.

Сравнение — это изобразительный приём, который основан на сопоставлении предметов, имеющих внешнее сходство. Например: Лес, точно терем расписной... (И. Бунин)

Эпитет — это образное определение предмета или явления. Например: мармеладное настроение.

Олицетворение — наделение предметов, животных и явлений человеческими качествами. Например: эхо повторяло шум водопада.

Восклицательные предложения служат для усиления выразительности речи, они передают различные эмоции. Например: А он, мятежный, просит бури, как будто в буре есть покой! (М. Лермонтов)

Самопроверка — важный этап для речевого развития.

Перечитайте текст, это поможет вам увидеть ошибки и недочёты. Поставьте себя на место читателя. Можете ли вы увидеть, представить, почувствовать то, что описал автор? Нет ли в тексте чего-то лишнего, не пропущены ли какие-то важные детали?

После повторного прочтения можно внести некоторые изменения: заменить отдельные слова и выражения, исключить отдельные предложения, не соответствующие теме, включить дополнительные сведения, помогающие раскрыть тему. Последний этап — исправление грамматических, орфографических и пунктуационных ошибок.

Читайте также: