Как главные герои гоголевских вечеров побеждали зло сочинение 5 класс

Обновлено: 05.07.2024

Характерная особенность произведения – использование автором национального фольклора, местных диалектов, традиционных украинских песен. Все действия описаны в веселой и немного жутковатой манере, что придает произведению своеобразный неповторимый колорит.

Тему добра в повести представляет главный герой — кузнец Вакула, житель деревни Диканьки, давно и серьезно влюбленный в дочку зажиточного казака Чуба Оксану. Мужчина описывается автором как принципиальный, честный и порядочный человек. Девушка легкомысленно относится к чувствам Вакулы и ставит перед ним любовные испытания. Оксана хочет иметь царские черевички.

Темная сторона в повести изображена писателем в образе нечистой силы – Черта, который совместно с ведьмой Солохой и запорожцем Пацюком ворует с неба звезды и пытается заполучить Луну. Компания добивается полной темноты на хуторе, чтобы жители не смогли в праздничный день выйти на улицу и сидели по своим хатам.

Хитрый Черт одурачивает добрых людей, постоянно подстрекая их к совершению грехов, и стремиться уговорить Вакулу продать ему свою душу в обмен на ответную любовь Оксаны.

Благочестивый и набожный кузнец, обладая удивительной силой воли, не поддается хитрости потусторонних сил и заставляет Черта доставить его во дворец императрицы, оседлав его. Попав на прием к государыне Екатерине Вакуле удается уговорить царскую особу сделать ему подарок, и он получает для любимой женщины желанные ею черевички.

Во время посещения кузнецом Вакулой покоев государыни Оксану охватывает тоска по молодому юноше и девушка понимает, что этот человек ей близок и без подарков. Она переживает за Вакулу, боится его нечаянной гибели и мечтает о его скором возвращении.

Вернувшись в родную деревню, Вакула рисует на церковной стене картину, на изображении которой грешные люди наказывали олицетворение зла — черта, а свою избу кузнец разрисовывает в яркие краски.

Вакула и Оксана играют долгожданную свадьбу, а затем писатель извещает читателей об их счастливой дальнейшей жизни. На хуторе снова тишина, спокойствие и наступает рождественский праздник.

Как и положено в сказках, добро одерживает победу над злом, история заканчивается хорошим финалом.

2 вариант

Главный герой, местный житель деревни Диканьки, молодой кузнец Вакула. Красивый, сильный, целеустремленный человек. Давно влюбленный в дочку богатого казака Чуба, Оксану. Но девушка не относится к нему всерьез. И ставит ему условие. Если он достанет ей в подарок царские черевички, то она выйдет за него замуж.

В произведении добро и зло идут рядом. Со стороны добра выступает набожный кузнец Вакула, а его ведьма мать Солоха дружит с чертом. Они на пару, воруют с неба звезды с луной, чтобы деревенские жители в праздничную ночь в темноте не могли гулять на улице, и сидели бы по домам. Настоящее зло в произведение олицетворяет – коварный черт, который подстрекает добродушных людей к совершению грехов.

Запорожец Пацюк выступает поверенным между Вакулой и чертом. Между добром и злом. Кузнец идет за помощью к запорожцу, чтобы он дал подсказку, как исполнить просьбу Оксаны и завоевать ее любовь. А тот посоветовал договориться с чертом, который обретался у кузнеца за плечом. Своим ответом, запорожец и решил возникшие проблемы. Поймав черта, кузнец требует от него, чтобы он свозил его до Петербурга во дворец, на прием к Екатерине, иначе он осенит его крестом. Он хочет попросить у нее в подарок Оксане черевички. Так Вакуле удалось и любимую порадовать и черта переиграть. А пока кузнец верхом на черте летал во дворец, Оксана впала в тоску, и поняла, что молодой человек дорог ей и без подарков.

Вернувшись с черевичками, он преподнес подарок любимой, а черта нарисовал на стене церкви, как олицетворение зла, чтобы люди видели его отвратительную рожу. Свою хату разукрасил яркими красками. Состоялась долгожданная свадьба, на хуторе наступила Рождественская ночь. Повесть закончилась как настоящая сказка, где добро побеждает зло.

Сызранова Наталия Владимировна

Цель работы заключается в том, чтобы

- установить место и роль фольклорных и нравственных понятий добра и зла в творчестве Н. В. Гоголя, выявить способы и приемы их реализации в поэтике писателя.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- познакомиться с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя;

- определить место, способы и приемы реализации типов народной обрядовой культуры в раннем творчестве Н. В. Гоголя;

- установить роль понятий добра и зла в повестях и рассказах сборника, проследить эволюцию способов их реализации в поэтике писателя;

- определить специфику способов и приемов реализации.

ВложениеРазмер
nauchnaya_rabota.doc 504 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Федорова Алиса,

ученица 7а класса ГБОУ СОШ №362

Сызранова Наталия Владимировна

учитель русского языка и литературы

Цель работы заключается в том, чтобы

- установить место и роль фольклорных и нравственных понятий добра и зла в творчестве Н. В. Гоголя, выявить способы и приемы их реализации в поэтике писателя.

Достижение поставленной цели предполагает решение следующих задач :

- познакомиться с жизнью и творчеством Н.В.Гоголя;

- определить место, способы и приемы реализации типов народной обрядовой культуры в раннем творчестве Н. В. Гоголя;

- установить роль понятий добра и зла в повестях и рассказах сборника, проследить эволюцию способов их реализации в поэтике писателя;

- определить специфику способов и приемов реализации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем впервые комплексно изучается роль нравственных народных понятий в поэтике писателя; по-новому решается вопрос о способах и приемах реализации библейских и народных понятий в поэтике писателя.

В работе применяются различные методы исследования, выбор которых обусловлен характером материала и конкретными задачами анализа. Использовались сравнительно-исторический и структурно-типологический методы, метод целостного анализа текста и методика интертекстуального анализа.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что в ней раскрывается связь душевного состояния писателя, характеров героев и фольклорным началом, основанным на христианских традициях и вероисповедании, направленная на дальнейшее развитие принципов мифопоэтической и культурно-исторической интерпретации художественного текста.

Поэтика Н. В. Гоголя не раз становилась предметом научного исследования. Тот аспект ее изучения, который предлагается в данной работе, связан с неослабевающим интересом литературоведения к проблемам исторической поэтики, выходящим на первый план в гоголеведческих работах трех последних десятилетий.

Актуальность работы, таким образом, обусловлена, с одной стороны, недостаточной изученностью отражения понятий добра и зла в поэтике Н. В. Гоголя, а с другой – необходимостью поиска новых подходов к этой проблеме.

Объект исследования составляют фольклорные и литературные персонажи в творчестве Н. В. Гоголя.

Проблема нравственного понимания добра и зла имеют различную трактовку со стороны религии и человека, фольклорное отношение также разительно отличается от религиозного, но эти два понятия являются основами национального характера.

Исследование проводилось поэтапно и включало в себя изучение и анализ статей литературоведов, целостный анализ текста и методику интертекстуального анализа сюжета и образов литературного произведения с использованием сравнительно-исторического и структурно-типологического методов.

Гоголь был не только великим художником: он был и учителем нравственности, и христианским подвижником, и мистиком.

Такие блестящие отзывы получает книга повестей, интерес к которым не угасает вот уже больше столетия.

Все повести объединены общими темами и проблемами. Мы рассмотрим одну из них, на наш взгляд, самую главную, вечную для каждого человека и самую актуальную в наше время: Добро и Зло. Как решает эту тему Гоголь, какие нравственные уроки помогает извлечь читателю?

Ярмарка – событие из ряда вон выходящее, народный праздник. Здесь все привычные представления опрокинуты, отметаются все условности. Все участники – как одушевленное целое, охваченное радостью, весельем, легкостью, широтой и открытостью, как музыка Мусоргского.

Но что-то мешает людям безмятежно веселиться, спокойно торговать. Зло рядом. Оно витает в самом воздухе, заключается в самом месте, где проводится ярмарка. Народ называет это место проклятым.

Зло воплощается и в зримый образ, появляется сам черт. Каков он?

Такой, как в народных преданиях. Его образ если не очеловечивается, то одомашнивается. Он несчастный, так как изгнан из ада, с горя пьет. Ему нужны деньги, поэтому он закладывает свитку, а потом и совсем исчезает.

Так, может, и говорить не о чем? Исчез черт и исчезло зло?

Нет. Осталась его красная свитка. Такая дорогая, редкая, очень красивая вещь. Должно быть, обладатель свитки должен быть счастлив?

Все обладатели свитки счастья не получили, одни убытки; стремились от неё избавиться, но и это было не просто. Удалось только тому, кто, перекрестившись, изрубил свитку и разбросал куски.

Легко отличить зло, если оно с рогами и копытами или со свиным рылом. Но очень часто оно скрывается под обычной человеческой личиной.

Трудно его распознать. Но в этом нам помогает сам Гоголь. Кто же из людей воплощение зла?

Как переплелось зло сказочное, фантастическое и повседневное, реальное!

Помощь парубков и цыгана, хитроумно использовавшего красную свитку. В целом Добро, Любовь, Единение победили зло. Никто не слышит грозных окриков Хиври, обступив танцующей стеной счастливую, красивую пару. Слышится музыка – то, что тоже способно объединить людей.

Символом зла является дом, свидетель дикого зла, происшедшего здесь, изменился даже внешне и вносит диссонанс в прекрасный мир.

Но зло не только в страшном предании. Оказывается, у Левко есть страшный соперник. Это его родной отец, человек страшный, злобный, который, будучи головой, обливает на морозе людей холодной водой. Друзья Левко пытаются помочь ему, но все напрасно. Отец неумолим. И тогда происходит чудо. Панночка, утопленница обещает любую награду, если Левко поможет русалкам избавиться от ведьмы.

Значит, как бы ни маскировалось зло, добрый, светлый человек способен его почувствовать, распознать. И Левко получает награду – не золото, не деньги, а любовь. Получив согласие головы на брак, он не будит спящую Галю, а уходит, перекрестив девушку и закрыв окно. Это настоящая любовь, которой не страшно никакое зло. И награда за такую истину, бережливую любовь – гармония всюду: в сказке, в жизни, в природе.

В ночь перед Рождеством, накануне светлого Рождения Спасителя, нечистая сила в разгуле, в последние часы своего существования хочет ввергнуть в грех православных людей.

В этой повести зло внешне, физически не страшно, но цель та же – погубить душу человека. И в этой повести есть всепобеждающая любовь. Хотя она в начале повести отвергнутая, безответная, но потом она торжествует. Вакула добился своего, потому что он им движет вечная надежда на добро, на чудо. Не зря Гоголь верил своему герою, он силен и физически, и духовно. Вакула знает, что черта можно победить словом Божьим и святым крестом. Он заботится не только о себе, но и хочет спасти других людей от черта.

Особому человеку и награда особая. Во дворце в Петербурге он увидел картину – Пречистую Деву с Божественным младенцем на руках. Глядя на нее он испытывает восторг и умиление. Картина эта потом оживет – это его Оксана с их младенцем на руках. Этим вечным образом матери с младенцем на руках праздник Рождества предстает в повести Гоголя как торжество Добра, Любви и Единения.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ночь перед Рождеством.
Год написания – 1829-1832 годы.

Тема – Искренняя вера в то, что добро всегда побеждает зло.

Композиция – Цикл состоит из двух томов, каждый из которых включает по 4 повести. В основе композиции лежит противодействие добра и зла, и все художественные средства, используемые автором, призваны максимально это подчеркнуть.

Жанр – Повесть.

Направление – Романтизм.

Анализ 2

Эта книга является собранием неповторимых историй, которые насыщены сказочными и фантастическими действиями.

Некоторое время Гоголь работал детективом в столице России того времени. У него было недостаточно денег для проживания, потому подрабатывал написанием историй. Жители Питера очень интересовались народными темами в творчестве этого писателя, потому Гоголь решил написать несколько историй про украинские села. Помогать искать мистический материал ему вызвались родственники в лицах матери, сестер. Они в письмах присылали ему информацию об обрядах, традициях, обычаях сельского населения Украины.

Дебютные повести были отданы в 1831 году для печати. Сентябрьскими днями книга появилась в продаже. Автор волновался, что она может быть отрицательно принята обществом, но опасения не оправдались. Истории оказались весёлые и читать их было невероятно интересно. Самобытность и юмор – вот что отлично гармонизировало в этом произведении.

Центральная мысль книги является очень доступной к пониманию каждого человека: то, что кто-то пытается скрыть, оно непременно вылезет наружу и нанесет вред. За совершенные поступки всегда идет плата. Но Николай Васильевич не осуждает персонажей, которые дают волю своим земным влечениям, так как они уже получили самое страшное наказание – высмеивание.

Данное произведение максимально контрастно. Здесь белое ведет борьбу с черным, хорошие и простые люди противостоят чертям и ведьмам. При этом есть совершенно разные эмоции и чувства у героев – радость и грусть, веселье и печаль.

Герои этих повестей разные люди, но по большей части – это крестьяне.

История создания

Во время своего пребывания в Санкт-Петербурге Гоголь служил в Департаменте государственного хозяйства. Однако денег катастрофически не хватало, и молодой человек был вынужден подрабатывать сочинительством.

Заметив повышенный интерес передовой питерской публики к народным темам, Гоголь решил написать несколько повестей об украинском селе. Со сбором необходимого материала ему помогали мать и сестры, присылавшие детальные описания обычаев, обрядов, быта и нарядов разношерстной сельской публики.

В 1831 году Николай Васильевич отдал свои первые повести в типографию на Большой Морской, и в сентябре того же года книга оказалась на прилавках питерских книжных лавок. Гоголь очень переживал из-за возможной критики в свой адрес. Однако успех молодого автора был ошеломительным – его произведения читались легко, весело, на одном дыхании, выгодно отличаясь искрометным юмором, непринужденностью и народным колоритом.

Посмотрите, что еще у нас есть:

На примере своих героев Гоголь показывает, что деньги далеко не всегда являются синонимом счастья, земные страсти делают из человека заложником темных сил, а добродетель и искренняя вера всегда спасут даже в самой сложной жизненной ситуации.

Основная мысль произведения достаточно проста и понятна – все тайное, так или иначе, становится явным, а за содеянное зло неизменно придет расплата. При этом автор не осуждает героев, чей смысл жизни заключается в потакании своим низменным страстям, поскольку все они уже наказаны по заслугам и высмеяны.

Именно юмор помогает автору в легкой и ненавязчивой форме донести до читателя прописную истину – жить нужно по совести, в любви и сострадании к ближним, и тогда никакая темная сила не причинит вреда, а чертовщина пройдет стороной.

Анализ сборника

Сборник состоит из 2 частей и объединён рассказами дьяка Фомы Григорьевича:


Герои этих историй необычайно колоритны. Их характеры прописаны лёгкими мазками, при этом образы необычайно точны и ярки. Всех главных персонажей можно разделить на 4 группы:

  • · казаки: Грицко, Левко, Вакула
  • · девчата: Параска, Ганна, Оксана
  • · комедийные персонажи: Пацюк, Чуб, Шпонька и другие
  • · нечисть: черти, ведьмы, колдуны

Композиция

Повести служат своеобразной ареной для борьбы добра и зла, христианского начала и бесовского отродья. Максимальная контрастность достигается благодаря фантастическим сценками, народным легендам и преданиям, которыми так богаты гоголевские повести.

и заставляет трепетать в предвкушение рождественских праздников.

Действо разворачивается на маленьком, украинском хуторе в Ночь перед Рождеством. Местная ведьма Солоха, мать кузнеца Вакулы, летает на метле, собирая с неба звезды. К ней присоединяется черт, который ворует месяц. Кромешная тьма опускается на дома и улицы.

Богатый козак Чуб вместе со своим кумом отправляются к дьячку, чтобы за выпивкой приятно провести вечер. Но внезапно поднимается метель и Чуб, потерявший в ней кума, возвращается в свою хату. Он думает, что заблудился, так как слышит за дверью голос Вакулы. Его дочь, гордая и неприступная

красавица Оксана, смеется над влюбленным кузнецом и посылает его добыть для нее черевички, которые носит сама царица.

Между тем Солоха вернулась домой. Увязавшийся за ней черт, зазевавшись, выпускает месяц, который тут же возвращается на небо и освещает весь хутор. Молодежь высыпает на улицу колядовать.

Сбитый с толку Чуб решает заглянуть к Солохе на огонек. Черту приходится прятаться в один из мешков Вакулы у печки. Не успев выпить по чарочке, Чубу тоже приходится лезть в мешок, чтобы его не увидел дьяк — третий ухажер Солохи. Дьяк, в свою очередь, лезет в мешок от страха быть пойманным Вакулой, который вернулся домой, опечаленный заданием Оксаны.

Захватив сразу все три мешка, крепкий кузнец вытащил их на дорогу, бросил там два потяжелее, а один, с чертом, забрал с собой. Он направился прямиком к запорожцу Пацюку за советом, как найти дорогу к черту, не подозревая, что тот сидит в мешке у него за спиной. Пацюк, едва успевая проглатывать вареники, которые сами прыгают ему в рот, намекает кузнецу о черте. Маленький бес смекнул, что может заполучить верующую душу и предложил Вакуле сделку: мол, я тебе помогу, а ты мне отдашь свою душу. Хитрый кузнец ухватил черта за хвост и велел лететь в Петербург к царице.

На хуторе колядники находят, брошенные Вакулой, мешки и идут за санками, чтобы забрать их. В это время кум Чуба хватает один мешок и волочет в свою хату. В мешке он находит того же Чуба в компании с дьяком.

Герой моей любимой книги. кузнец Вакула, прибыв на черте в Петербург, встречает там запорожских козаков, которые вызываются ему помочь попасть на прием к царице. Дивясь великолепию дворца и роскошной живописи по его стенам, Вакула встречает императрицу Екатерину и просит у нее царские черевички. Тронутая его простодушием, царица дарит кузнецу свои башмачки.

На хуторе переполох. Внезапное исчезновение кузнеца Вакулы порождает невероятные слухи о его самоубийстве. Расстроенная Оксана плохо спит ночью, понимая, что любит Вакулу.

Вернувшийся на хутор кузнец с черевичками царицы идет сватать Оксану, и с радостью узнает, что она готова выйти за него замуж и без черевичек.

Как главные герои гоголевских рассказов побеждали зло?



Рассказ на тему добро побеждает зло?

Рассказ на тему добро побеждает зло.


Как главные герои гоголевских вечеров побеждали зло?

Как главные герои гоголевских вечеров побеждали зло.


Письменный ответ на вопрос (по выбору) : 1?

Письменный ответ на вопрос (по выбору) : 1.

Как главные герои гоголевских "Вечеров.

(по одной из повестей).

2. Чем близки повести Гоголя русскому фольклору?


КАКИЕ главные герои гоголевских " вечера на хуторе близ Диканьки " побеждает зло?

КАКИЕ главные герои гоголевских " вечера на хуторе близ Диканьки " побеждает зло?

ПЛИЗЗ ОЧЕНЬ НАДО).


Названия сказок где добро побеждает зло?

Названия сказок где добро побеждает зло.


Назовите главных действующих лиц сказки о царе Салтане?

Назовите главных действующих лиц сказки о царе Салтане.

Какие герои побеждают и почему?


Как можно понять слово верю в добро побеждающее зло?

Как можно понять слово верю в добро побеждающее зло.


Напишите маленький рассказ где добро побеждает зло?

Напишите маленький рассказ где добро побеждает зло.


Почему в сказках добро всегда побеждает зло?

Почему в сказках добро всегда побеждает зло.


Почему побеждает зло в балладе лесной царь?

Почему побеждает зло в балладе лесной царь.


Вот не сколько, выбери сам) и жду спасибо) Дорогой первоклассник! Ты впервые пошёл в школу, услышал первый звонок, нашёл друзей. . Наверно тебя вначале охватывает страх за будующее : незнаешь как общаться с новыми друзьями, строгими учителями, как ..


Это басня Ягненок и волк крылова.


Хлестаков - не уважаемый никем, бедный, пустой человек, не старающийся понять свою жизнь. Городничий и его приближенныйе также пусты душевно и умственно. Все в городке раскусили суть Хлестакова (стали носить ему взятки), но только благодаря той иск..


Шел долговяз, в сыру землю увяз. Летом одевается, зимой раздевается. Правда в огнене горити в водене тонет. Весной вырастают, осенью облетают. Зимой лежал, весной побежал.


Напишу свой отзыв. Мне "шинель" Гоголя понравился . Меня он многому научил . Хотя содержание его не очень большое , поучиться есть чему . Тут мы встречаемся с главным героем АкакиемАкакиевичем. Простой житель города , он долго работал , надрывал..


Дорогой отец Папа как ты там? Всё ли у тебя хорошо? Я долго тебя не видела и давно давно жду тебя. Мы с тобой давно не виделись. Я помню твои глаза, улыбку как вместе мы с тобой гуляли, играли, веселились. Я хочу чтобы ты поскорее вернулся. Ты ..


1. Взгляд Петра I на реку. 2. Задуманная постройка Петербурга. 3. Благодарность народа за новую столицу.


Сказка о мертвой царевне семибогатыряхталантливоепроизведение Пушкина. Его положительные персонажи добрые, храбрые, преданные. Всказке присутствуют признаки волшебства и много чудес. Сказка А. С. Пушкина учит нас верить в себя, в собственные силы..


Помутилось по чернело.


Шишкин Иван Иванович один из известных русских художников, живописцев, пейзажистов много работал с этюдами. Так, он пытался решить разнообразные задачи живописи. Многие с его этюдов просто вышли за рамки учебной работы и на сегодняшний день считают..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Читайте также: