Изображение жизни крепостных в рассказе муму 5 класс сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Сюжет построен вокруг проблемы крепостного права. Автор как будто бросает вызов крепостному праву. А сами события происходят в русской деревни. Главным героем рассказа является Герасим. В его образе воплощены лучшие человеческие черты, такие как: доброта, любовь к труду, сила, сочувствие к слабым и беззащитным, любовь к животным. Именно таким Тургенев и хотел бы видеть русского мужчину.

Герасим родился в деревне, он крепостной и так случилось что с детства он глухонемой. Но этот изъян только еще больше закалил его. Всю поставленною работу он старательно выполнял, любил свою деревню и землю на которой работал. Но так случилось, что его привезли в город, где он должен был стать дворником. Герасим грустил за родним домом, хотел бы работать и дальше в поле, но с судьбой не поспоришь. Вид у Герасима был грозен, однако у него доброе сердце и он умеет сочувствовать. Это учит нас не делать выводы о человеке только из-за его внешнего вида, а нужно узнать его сначала.

Единственной утехой, которая была в жизни Герасима это его чувства к прачке Татьяны. Но барыня, у которой они оба служат, выдает ее замуж за другого, этим самым окончательно разбивает любые мечты Герасима о счастье.

Но даже в такой грустный момент жизни, появляется надежда. Как-то проходя мимо реки, Герасим нашел щенка, принес его домой, откормил и решил оставить, назвав Муму. Совсем скоро они стали друзьями, щенок наконец то принес Герасиму такое долгожданное счастье. Казалось что жизнь наполнилась смыслом.

Но счастье длилось недолго. Барыня узнала о щенке и захотела с ним поиграть, но когда увидела, что собака ей не подчиняется, то приказала немедленно забрать ее прочь. Герасим сначала решил спрятать ее в своей каморке. Но своим лаем Муму разоблачает себя. Герасим понимает, что у него нет другого выхода, кроме как избавиться от собаки, утопив ее. Но такой поступок, сломал сильного человека, Герасим больше не хочет подчиняться приказам, ему безразлично на все, он убил своего наилучшего друга, жизнь потеряла смысл, он возвращается жить в деревню.

Барыня забрала у Герасима самое дорогое, однако не смогла сломить его силу духа и чувства собственного достоинства. Хочется акцентировать внимание на том, что образ Герасима это прототип простого несчастливого крепостного мужика. Крепостные не могут высказывать свое мнение и желание, они повинуются приказам, но каждый мечтает, что рано или поздно это закончиться.

Сочинение 3

Как известно из рассказа, Герасим – дворник, глухонемой и добродушный здоровяк, прислуживающий своей злой и своенравной хозяйке. Его обязанности заключались в содержании двора в чистоте и порядке и помимо этого он выполнял всякие мелкие приказы дворянки.

Муму – его собачонка, преданная своему хозяину. Каждое утро Герасим подметал двор своей огромной метлой, а она всегда крутилась рядом. Хозяйка сразу же невзлюбила Муму, она жаловалась, что своим лаем та не даёт ей спокойно спать по ночам, хотя, думается, что она просто придиралась ко всем и вся вокруг себя, такой уж был у нее характер. Вот она просто из-за банальной подлости и приказала Герасиму избавиться от собачонки, ей доставляло удовольствие наблюдать за тем, как бедный крепостной дворник мучается, прекрасно зная о его огромной привязанности к Муму.

Аналогичная ситуация произошла и в случае с крепостной прачкой, которой Герасим очень симпатизировал. Та поначалу относилась к дворнику насторожено и с опаской, можно сказать, даже побаивалась глухонемого дворника, но впоследствии привыкла к нему, поняла, какой он дружелюбный и открытой души человек и оттаяла. Они были крепостными одной и той же хозяйки и не могли распоряжаться своей жизнью по своему усмотрению. Дворянка так и не позволила им быть вместе, думается просто из вредности, просто не перенося того, чтоб кому – то было хорошо и выдала бедную девушку замуж за беспробудного пьяницу Капитошку.

Герасим по желанию своей своенравной хозяйки остался совсем один. Она лишила человека всего, ради чего он жил. Такие были те времена крепостного права, он никак не мог ослушаться приказа, плакал, корил себя, но всё-таки шёл на реку, чтобы топить ни в чём не повинное животное.

Несчастная прачка должна была также по велению своей хозяйки жить с нелюбимым мужчиной и терпеть его постоянное пьянство. Зато всё получалось так, как хотелось всевластным дворянам.





Анализ произведения для 5 класса

Дворник оберегал, опекал и ухаживал за маленькой собачкой. Но однажды дворняжка проникла на кухню и сильно напугала барыню. Собачка не хотела укусить хозяйку, она просто игралась. Но, барыня пришла в бешенство и сильно разозлилась. Она приказала Герасиму утопить в реке бедное животное. Дворнику ничего не остается делать, как исполнять прихоть барыни. Герасим берет лодку, садит туда собаку, отплывает подальше и топит ее своими руками. После этого поступка немой мужчина сильно переживал. Он не смог больше жить в этом месте и ушел в свое родное село. Там он и остался жить до конца своих дней.

Прототипом для создания образа барыни послужила мать Тургенева. Она была сильная, грубая и властная женщина. Так же в поместье у Тургенева служил немой мужчина. Вся история была реальной, а автор просто более литературно изложил ее на бумаге.

Характеры героев рассказа описаны достаточно показательно. Властная барыня была обладательницей скверного нрава. Автор не описал внешность женщины, он больше уделил внимания описанию самого характера. У барыни периодически вспыхивали приступы гнева. Она сильно нервничала даже из-за мелочей. Однажды она насильно поженила алкаша башмачника на прачке Татьяне. Издеваясь над крепостными, барыня веселила себя и развлекала. Она относилась ко всем как к своим игрушкам. Она никого не жалела, была груба и агрессивна.

У Герасима напротив очень добрый и спокойный характер. Он работящий и добрый человек. Тургенев описал его внешность. Он наделил Герасима мужественными чертами. Дворник был высокий и крепкий мужчина. Но, несмотря на все это он был немым. Герасим любил Татьяну. Ему было больно смотреть на то, как она выходит замуж за пьяницу. После этого он подбирает собачку и дарит ей всю свою любовь. Но и здесь барыня лишает его верного друга. Герасиму приходится утопить собаку.

Автор в рассказе хотел показать, как сложно живется крепостным. Помещики не считают их за людей. Они издеваются над ними. Но крепостные это такие же люди, которые умеют любить и страдать.


Вариант 4

В рассказе принимают участие такие лица, как дворник по имени Герасим, собака по кличке Муму. Также героями произведения являются крепостная по имени Татьяна и барыня. Рассказ не только интересный, но и очень грустный.

Сюжет является в том, что одна барыня пожилых лет взяла к себе в дворники Герасима. Мужчина был высокого роста и ничего не слышал, с самого рождения был глухой. Он очень трудолюбивый, занимался тяжелой работой, пахал, косил. Но когда в его руках оказалась метла и лопата, то такая работа показалась ему шуткой. Он быстро и легко ее выполнял, затем он просто отходил в уголок и лежал во дворе на земле. Его многие боялись.

Со временем мужчина начал привыкать к жизни городской. Позже ему выделили свое место, где он убрался, сам сделал кровать и стол со стульями.

Также в доме капризной барыни проживала прачка по имени Татьяна, женщина маленького роста, худого телосложения, с белыми волосами. Женщина ничего хорошего в жизни никогда не видела, она много работала, плохо одевалась, получала сущие копейки. Татьяна боялась свою барыню и всегда стремилась ей угождать.

Когда Татьяна впервые увидела Герасима, то испугалась его и долго пыталась обходить стороной, над чем дворник посмеивался. Позже Герасим обратил на нее внимание, улыбался ей, угощал сладостями. Он также защищал Татьяну и старался ее уберегать. В итоге Герасим полюбил девушку Татьяну и даже хотел просить разрешение хозяйки на женитьбу с ней.

Позже барышня решила поженить алкоголика сапожника Капитона на Татьяне. Хозяйка хотела, чтобы тот бросил пить. Татьяна же во всем соглашалась со своей хозяйкой и смирилась и с этим. Все рабочие не желали, чтобы дворник Герасим узнал об этой свадьбе. И тут одному из подчиненных приходит в голову мысль, чтобы Татьяна изобразила пьяную, так как Герасим терпеть не может пьяниц, то разлюбил бы ее. Прачка долго не соглашалась на такую идею, но позже решилась. Он увидел, что Татьяна якобы не трезва, оттолкнул ее и ушел. План сработал и позже девушка вышла замуж за Капитона.

Позже паре пришлось уехать, и Герасим пошел их провожать, а на обратном пути он встретил бедного голодного щенка. Он забрал его к себе, ухаживал за ним, кормил, дал ей кличке Муму. Барыня же не знала о появлении собаки. Но когда узнала, то отдала приказ убить собачонку, Герасиму пришлось решиться это сделать. Он пошел на реку и решил утопить щенка, хотя ему было очень жалко его. Выполнив этот тяжелый поступок, он не стал ворачиваться к барыне, он ушел в деревню.

В этом рассказе главный герой Герасим символизирует людей, которые живут под крепостным правом. Герасим в конце произведения проявил яркий протест против крепостного права, тем что не вернулся к барыне. Но тогда неясно его поступок по отношению к щенку, которого он так полюбил и до последнего заботился о нем.

Зачем Тургенев утопил Муму

Не всем, но любителям российской словесности известна история создания рассказа, в основу которого положен реальный случай, имевший место в московском доме маменьки писателя Варвары Петровны. Она-то и представлена в роли роковой и бездушной барыни. У Варвары Петровны в самом деле был немой дворник, только звали его Андрей. У Андрея действительно была собачка, которую он так и звал — Муму. И Варвара Петровна приказала её утопить, и Андрей утопил, вот только ничего после этого не изменилось, бунта не последовало, крепостной остался служить при московском доме хозяйки.

История вспомнилась и показалась вкусной, томящемуся на тот момент в ссылке, Ивану Сергеевичу. Добавив в знакомый сюжет мелодрамы — линия с Татьяной, смачно подав мамашино самодурство, подробно описав рефлексию глухонемого дворника, автор создал вполне мощное произведение в векторе, его очень волновавшем, — борьбе с крепостничеством.

Герасим в рассказе поступает, как реальный Андрей в жизни — топит свою любимицу. Но Андрей более последователен, он, выполнив приказ барыни, возвращается к своим обязанностям, на бунт у него нет ни сил, ни смелости. Герасим, утопив собачку, вдруг переживает катарсис и, плюнув на всё, на свой страх и риск уходит в деревню. А мне кажется, если Герасим был готов на дерзкий поступок, он должен был выполнить его, забрав Муму с собой в деревню. Вспомните, как описывает Тургенев его страдания от одиночества. И этот человек обрекает себя на то, что мучило его больше всего — он живет бобылем в деревне, избегая любых контактов с женщинами и собаками. Правда, Тургенев не уточняет, может он там кошку завел.

Так что настоящего бунта у Герасима не получилось. Настоящий был бы, если бы он сохранил Муму жизнь, а так он продемонстрировал свое несогласие с господской волей, но пойти поперек так и не посмел. Поэтому, мне думается, Тургенев утопил Муму в целях максимальной экзальтации, соблюдая законы классической трагедии — в финале должен быть труп, пусть хотя бы собачий, но труп обязателен!

Рассказ написан согласно всем канонам классического реализма, традиционного для того времени. В подтверждение тому является реальность описанной истории, в которой все герои имели прототипов и в действительности.

Иван Сергеевич Тургенев не только великий русский писатель, но и активный защитник слабых, униженных и обездоленных. Еще маленьким мальчиком он наблюдал жестокое и несправедливое обращение своей властной матери-помещицы с крепостными людьми, да и других примеров вокруг было предостаточно. Став взрослым и получив хорошее образование, И. С. Тургенев полностью посвятил себя литературе и на страницах своих произведений постарался максимально честно и открыто выразить свое отношение к крепостному праву.
Читая рассказ “Муму”, мы знакомимся

со многими людьми – героями описываемых событий. Это и “славный мужик” Герасим,
и робкая прачка Татьяна, и сообразительный дворецкий Гаврила, и опустившийся башмачник Капитон Климов, и многие другие. Много горя и обид узнал в своей жизни каждый из них, но самое удивительное то, что судьбы всех этих людей полностью отданы в руки капризной, обидчивой, властной и глупой барыни, любое изменение настроения которой может стоить даже жизни крепостному. Окруженная льстивыми и трусливыми приживалками, барыня никогда не задумывается о том, что у подневольного человека может быть гордость и достоинство.

Обращаясь с крепостными, как с игрушками, она по своему разумению женит их, переселяет с места на место, казнит и милует.

Приспосабливаясь ко вздорному характеру барыни, челядь становится хитрой, изворотливой, лживой или же запуганной, трусливой, безответной. Самое страшное то, что никто и не пытается ничего изменить, потому что такое положение вещей – принятая всеми норма. И если жизнь крепостных сера и однообразна, то жизнь барыни – “нерадостна и ненастна”.

Не было, нет и никогда не будет у нее друзей, любимых и даже по-настоящему близких, потому что и не нужны ей честность и откровенность, не знает она, что это такое.
Когда читаешь произведения, рассказывающие о жестокости крепостничества, кажется невероятным, что отменено оно было всего лишь каких-то 150 лет назад. И очень многое для этого сделали именно писатели, бесстрашно выступавшие против крепостного права. Такие, как Иван Сергеевич Тургенев.

Авторы: Зубова Екатерина Владимировна, учитель русского языка и литературы, Крылова Светлана Валерьевна, педагог-психолог ГБОУ СОШ №77 г.Санкт-Петербурга.

Возможно, в этом отчасти виноват тот факт, что в жизни всё окончилось иначе, прототип Герасима – Андрей – остался служить своей барыне и финал писатель изменил из своих соображений. Но немалую роль здесь играет и то, что крепостное право для детей пустой звук, связанный с ним круг проблем им неизвестен. Подробно соответствующие эпизоды истории России изучаются в восьмом классе.

Задача учителя литературы достаточно сложна: необходим лаконичный, но выразительный рассказ об исторической эпохе, нужно добиться от учеников не просто принятия к сведению этой информации, но и умения соотнести её с текстом, и эмоциональной вовлечённости. Для этого используются обращение к произведениям живописи и некоторые психологические приёмы.

Презентация


















Методическая разработка

Если документ не отображается, попробуйте обновить страницу — вероятно, сервис Google Docs временно перегружен.

Сочинение по произведению муму

Сочинения

Виды и примеры сочинений

Видов сочинений довольно много. Однако для образовательной программы по литературе средней школы принято использовать только основные три:

  1. Повествование — краткий пересказ без добавления собственных мыслей рассказчика, но чётко структурированный по времени и действиям.
  2. Рассуждение — рассказчик передаёт свои мысли и рассуждения, делает выводы и анализирует повествование.
  3. Описание — подходит для передачи образов предметов или персонажей. Например, описание картины или внешности человека.

Чтобы лучше разобраться в сходствах и различиях между видами, следует внимательно проанализировать пример написания каждого из них.

Жизнь Герасима

Немого дворника барыня привезла из деревни. Он был высокого роста и очень сильный. При этом не говорил, а только мычал. Его все побаивались, так как думали, что у Герасима не всё в порядке с головой.

На самом деле, Герасим не был глупым человеком. Он хорошо справлялся со своей работой дворника и сторожа, а также отлично выполнял разные поручения барыни. За это хозяйка к нему очень благоволила.

Сочинение на тему муму

Однажды немой полюбил дворовую девушку Татьяну и захотел на ней жениться. Но она была уже сосватана за другого мужчину, с которым потом уехала в деревню по приказу барыни. Сердце Герасима было разбито.

От тоски и переживаний дворника спасла собачка, которую он спас из реки маленьким щенком. Все звали собаку Муму, потому что она откликалась на мычание своего хозяина. Пёсик был умным и преданным, но его громкий лай стал мешать старой барыне.

Хозяйка поместья приказала избавиться от собаки. Сначала её продали на базаре, но Муму вернулась. Тогда управляющий велел убить животное. Бедному Герасиму ничего не оставалось, как выполнить барский приказ. Он вывез собаку на середину реки, привязал к шее камень и бросил в воду.

После этого он собрал свои вещи и ушёл пешком обратно в деревню. Там он и остался жить, потому что после смерти старой барыни про него все забыли. Только никаких животных себе больше не заводил, да и жениться тоже не захотел.

  • описывает сюжет;
  • не вставляет собственные мысли и рассуждения;
  • не делает выводов.

Однако это неточный и неподробный пересказ произведения. Ученик только кратко передал повествование своими словами. Выделил главные, по его мнению, фрагменты повести.

Рассуждение о поступке дворника

Главный вопрос, который напрашивается после прочтения повести — почему всё же Герасим утопил Муму, а не, например, взял с собой в деревню. Чтобы это понять, нужно немного разобраться с жизненным укладом и порядками тех времён.

Сочинение муму 5 класс по литературе

Дворник был крепостным, поэтому ослушаться приказа барыни он просто не мог. В то время за такое непослушание могли лишить жизни. Герасим хоть и очень любил свою собаку, но понимал разницу между человеком и животным.

То, что дворник сам решил исполнить барскую волю, характеризует его как мужественного человека. Он просто не мог доверить столь ответственное задание кому-то другому, а может просто захотел быть со своей собакой до конца. Торжественность момента можно определить из образов и действий главного героя, он:

  • одевается в чистую одежду;
  • покупает Муму вкусную еду;
  • плачет.

Ему было очень жалко собаку, но выбора у мужчины не было. За непослушание мог пострадать не только он сам. Настроение старой барыни менялось очень часто, поэтому сердить её было страшно. Весь дворовый люд боялся барского гнева.

 5 класс сочинение на тему муму

Уходом Герасима в деревню без барского позволения, писатель хотел показать читателям, что даже у крепостных крестьян может закончиться терпение. Если человеку нечего терять, то ему и не нужна собственная жизнь, а значит и испугать его невозможно.

В этой повести Тургенев описывает изнанку крепостного строя. Он хочет, чтобы читатель знал правду о трудной жизни простого народа. Это произведение не может оставить равнодушным даже самого чёрствого человека.

Это сочинение — яркий пример стиля рассуждения. Здесь автор не пересказывает повествование, он делится своими мыслями, анализирует тему и делает выводы.

Описание главного героя

Однако это было далеко не так. Мужчина был добр с теми, кто слабее него и суров с пьяными и злыми людьми. Не чужды были ему такие чувства, как любовь и привязанность. Об этом можно судить по его поступкам.

Сочинение по рассказу муму

Ему нравилась девушка Татьяна. Он дарил ей подарки и всячески оберегал. Это говорит о чувствах немого, которые он испытывал так же, как и остальные люди. Тоска и переживание после отъезда любимой также отражались на поступках главного героя. Он даже проводил повозку с Татьяной до моста, хоть и понимал, что она уже замужем, и им никогда не быть вместе.

Привязанность к спасённой собачке говорит о доброте героя. Он её не просто спас, но ещё и вы́ходил. Даже то, что Герасим решил сам утопить Муму, не характеризует персонажа с плохой стороны. Он так поступил из-за любви к животному, потому что хотел быть до конца предан своему четвероногому другу.

Герасим был очень сильным человеком не только физически, но и морально. Гордость и смелость также присутствуют в описании характера этого мужчины. Он не побоялся барского гнева, когда самовольно ушёл в деревню.

Немого дворника можно назвать положительным героем. Несмотря на свою силу и богатырское телосложение он был добрым и любящим человеком, со своими моральными принципами.

Это сочинение-описание. Здесь нет пересказа сюжета, рассуждения или собственных мыслей. Все выводы основаны на тексте повествования и на описании самого́ персонажа.

Рассуждения и выводы

Сочинение на тему муму тургенева 5 класс

Однако это не означает, что нельзя использовать сразу три типа. Всё зависит от вида работы, её темы, плана и объёма.

Главное, чтобы повествование имело чёткую структуру, было понятно читателю и вызывало у него интерес.

Отзывы читателей

Трогает до слёз. Собачку жалко. Ну почему её нужно было топить, нельзя, что ли, было с собой в деревню забрать?

Очень интересный рассказ. Интересно читать и детям, и взрослым.

Отличная тема для сочинений в 5 классе. Побольше бы таких рассказов, может быть, и дети добрее бы стали.

Читайте также: