Изложение с элементами сочинения характеристика человека

Обновлено: 05.07.2024

Когда диктуют текст, я не могу его запомнить. Я даже не знаю как его разбить так чтобы записать на лист нужную информацию с помощью которой воспомнить текст.
Как вы писали Изложение с элементами сочинения? И как запомнить текст?

Инструкция
1
Прослушайте текст, который предложено изложить. Обратите внимание на заголовок, он поможет раскрыть смысл рассказа и сориентирует вас, на что обратить особое внимание. Держите в голове название темы, это поможет осознать логику изложения.
2
Обратите внимание на интонации читающего, они помогут вам разбить текст на отдельные абзацы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку, характеризует обстоятельства происходящего в рассказе, обрисовывает место событий, описывает героев, их поступки. Для удобства запомните первое слово каждого абзаца или букву, с которой он начинается, это поможет вам воспроизвести последовательность изложения текста. После первого прослушивания набросайте краткий план. Если позволено, делайте краткие пометки во время прочтения текста.
3
Выделите обороты и выражения, употребляемые автором, это нужно для того, чтобы воссоздать стиль автора и передать смысл рассказа наиболее близко к тексту. Если в рассказе присутствует прямая речь, постарайтесь запомнить ее как можно точнее, учитывайте характерные слова героев. В этой части лучше не прибегать к элементам сочинения.
4
После первого прослушивания подумайте, каким деталями можно дополнить прочитанный текст. Придерживайтесь фактов и стиля рассказа. Лучшими элементами сочинения являются обоснования поступков героев, установления причинно-следственной связи между событиями, оценка событий с вашей точки зрения. Лучше не прибегать к сочинительству при описании места событий, внешнего вида героев, поскольку изложение подразумевает сохранение содержательного и смыслового повествования.
5
Прослушайте текст второй раз, пользуйтесь набросками плана и сделанными записями. Четко отделяйте один абзац от другого и еще раз подумайте, не упустили ли вы что-то значимое. Одновременно постарайтесь оценить уместность элементов сочинения в той или иной части рассказа.
6
Приступите к оформлению изложения на черновике. Добавьте ваши собственные мысли, рассуждения. Внимательно прочитайте и перепишите на чистовик.

Вот ссылка: [ссылка заблокирована по решению администрации проекта]=.
Там всё понятно написано. И даны примерные изложения с элементами сочинения учащихся.

Счастье – это когда человек достиг своей цели в жизни. Когда человек ставит перед собой цель, он определяет такие условия, при которых он был бы счастлив. Значит, если он достиг этой цели, то он счастливый человек. А так как цели в жизни у всех разные: некоторые хотят стать богатыми, знаменитыми, другие мечтают слетать в космос, третьи – стать профессионалами в своём деле, то и представления о счастье у всех разные.
Прожить жизнь с достоинством и получить радость человеку позволяет настоящая цель, которая заключается в служении людям.
Личная выгода не может принести человеку столько радости, сколько добрые дела для других людей, совершенные от всего сердца.
Поэтому главная жизненная задача должна быть шире, чем личные интересы человека, она должна диктоваться добротой к людям.
Если твоя цель это делать людям добро - это достойная цель, приносящая радость.
Однако, если твоя цель вещи и минимум духовности - ты очень ошибаешься.
Но если твоя цель это карьера, то ты выбрал трудный путь. Тебя ждёт меньше радости, и больше огорчений. Начальство не повысило, не купил марку и т. д.. .
Пожелание добра людям – выражение сущности человека. Умение видеть по-доброму окружающий мир, людей – показатель культуры, результат большой внутренней работы.
Доброта – это человеческое достоинство, а равнодушие – душевное уродство; чтобы уберечься от него, надо развивать в своей душе сочувствие и соучастие.
Увеличивать добро в окружающем нас мире – в этом заключается самая большая цель жизни; умение любить и дружить делает человека мудрее и сильнее.

Мне рассказали недавно историю о елке, посаженной в одном московском дворе. Это была голубая серебристая ель. Голубое дерево из сказки.

Жильцы, въехавшие в новый дом, посадили елку сами. Для нее вырыли глубокую яму, подготовили ей хорошую рыхлую землю, обложили дно ямы лесным дерном. Привезли даже немного хвои из леса и посыпали вокруг землю, чтобы она чувствовала себя, как дома.

Дерево принялось. На ветках появились свежие пушистые побеги. Голубая ель стала гордостью всего дома, его украшением. Она пышно разрослась, и, вечером, если вы проходили мимо, вас касался задумчивый и щемящий запах лесной хвои, запах детства, запах чистоты.

И вот однажды, перед Новым годом, жильцы, выйдя из дома ранним утром, увидели, что елку кто-то срубил. Срубил не у корня, а забрал юную пушистую верхушку. Изуродованное дерево стояло во дворе, беспомощно распластав оставшиеся нижние ветви, словно отрубил ему голову палач. Люди долго смотрели на ель, не веря своим глазам, - смотрели с болью, содроганием, гневом…

Ель засохла и умерла. Табличка на мертвом дереве укреплена до сих пор.

Человек, убивший дерево, проходит, может быть, мимо него каждый день. И каждый день мертвая ель, как молчаливый укор совести, напоминает ему о содеянном.

(По Т.Тэсс) 218 сл.

Толчком к тому, чтобы взять этот текст, послужили прочитанные много в некоторых местных газетах заметки о том, что под Новый год подростки рубят в городе елки. А недавно увидела и у нас, на Гожувской совсем крошечную сломанную елочку.

Эпитеты – художественные определения

Побеги – свежие, пушистые

Запах – задумчивый, щемящий

Сравнение – дерево стояло, распластав нижние ветки, словно…

  • Мы поговорили о художественных особенностях текста, а какой стиль использует автор?
  • К какому из трех типов текста вы отнесете его?

Где присутствует повествование? Рассказ о случае в моем дворе.

Элементы описания - назвать их (2 описания ели: до гибели и после , 2 учащихся пересказывают)

Почему автор сравнивает ель с отрубленной верхушкой, с человеком, которому отрубил голову палач? Как мы назовем такой прием?

На сколько частей можно разделить текст?

  1. Голубое дерево из сказки.
  2. Жильцы сажают елку у дома.
  3. Ель стала гордостью дома.
  4. Изуродованное дерево.
  5. Табличка с надписью.
  6. Молчаливый укор совести.
  1. Лексическая работа.

Значения всех ли слов вам понятны?

  • Дерн – верхний слой почвы, заросший травой
  • Укор – упрек, обвинение
  • Содрогание – задрожать от сильного чувства (дрожь сердца, души)
  1. Орфографическая работа.

Мы поработали над содержанием вашего изложения, а теперь давайте проведем работу по предупреждению ошибок.

В тексте много слов с непроверяемой орфограммой в корне, выпишите их.

В это же время на доске двое с карточками.

  1. Выписать из текста слова, с чередованием гласных в корне, обозначить орфограмму: обложили, касался, умерла, разрослась.
  2. Разобрать по составу слова: задумчивый, отчетливый, рассказала, распластать, беспомощно.

Подобрать проверочные слова устно:

Жильцы -…, запах - …, содрогание - …, укреплена - …, напоминать - …

Записать и объяснить правописание слов:

Написано, укрепление, посаженная, изуродованное, содеянное.

  1. Синтаксическая работа. Построить:
  1. Схему предложений с прямой речью.
  2. Схему первого предложения с причастным оборотом.
  3. Схему предложения с деепричастным оборотом.
  4. Схему предложения с однородными членами.
  1. Пересказ текста изложения.
  2. Работа над сочинением.

Мы проанализировали этот текст, но не сказали об одном, очень важном. Какова идея этого текста? Что автор хотел нам сказать им?

Татьяна Тэсс затрагивает очень важную для всех нас проблему, какую?

Бережного отношения к природе, ко всему живому на земле. Это близко и понятно нам всем. Ведь все меньше остается на земле нетронутых, девственных уголков природы, заповедных лесов, рек с хрустально чистой водой, белоснежных колокольчиков ландыша, голубых кусочков неба – незабудок. Мы, вчерашние дети природы, сегодня почувствовали себя богами, способными вершить чужие судьбы, кроить, перекраивать, а заодно и убивать все живое. Следствием этого стало ожесточение людей по отношению к природе, к братьям меньшим, друг к другу.

Что же можем сделать мы с вами, городские жители, для того, чтобы наш город стал зеленым и уютным, а не превратился в железо-бетонно-асфальтированную пустыню?

Изложение позволяет оценить не только способность учащихся запоминать большие объемы информации, но и умения правильно и последовательно излагать текст, рассуждать и творчески мыслить.

Как писать изложение с элементами сочинения

  • Как писать изложение с элементами сочинения
  • Как составлять план к изложению
  • Как писать изложение по аудиозаписи

Прослушайте текст, который предложено изложить. Обратите внимание на заголовок, он поможет раскрыть смысл рассказа и сориентирует вас, на что обратить особое внимание. Держите в голове название темы, это поможет осознать логику изложения.

Обратите внимание на интонации читающего, они помогут вам разбить текст на отдельные абзацы, каждый из которых несет свою смысловую нагрузку, характеризует обстоятельства происходящего в рассказе, обрисовывает место событий, описывает героев, их поступки. Для удобства запомните первое слово каждого абзаца или букву, с которой он начинается, это поможет вам воспроизвести последовательность изложения текста. После первого прослушивания набросайте краткий план. Если позволено, делайте краткие пометки во время прочтения текста.

Выделите обороты и выражения, употребляемые автором, это нужно для того, чтобы воссоздать стиль автора и передать смысл рассказа наиболее близко к тексту. Если в рассказе присутствует прямая речь, постарайтесь запомнить ее как можно точнее, учитывайте характерные слова героев. В этой части лучше не прибегать к элементам сочинения.

После первого прослушивания подумайте, каким деталями можно дополнить прочитанный текст. Придерживайтесь фактов и стиля рассказа. Лучшими элементами сочинения являются обоснования поступков героев, установления причинно-следственной связи между событиями, оценка событий с вашей точки зрения. Лучше не прибегать к сочинительству при описании места событий, внешнего вида героев, поскольку изложение подразумевает сохранение содержательного и смыслового повествования.

Прослушайте текст второй раз, пользуйтесь набросками плана и сделанными записями. Четко отделяйте один абзац от другого и еще раз подумайте, не упустили ли вы что-то значимое. Одновременно постарайтесь оценить уместность элементов сочинения в той или иной части рассказа.

Приступите к оформлению изложения на черновике. Добавьте ваши собственные мысли, рассуждения. Внимательно прочитайте и перепишите на чистовик.


Урок развития речи с применением инновационных технологий, предполагающий кроме развития компетенций, нравственное воспитание школьников.

Описание разработки

Цели:

1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков (работа с текстом), изложение предложенного текста и сочинение собственного.

2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты - рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей.

3. Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.

1 Текст изложения

2 Раздаточный материал:

- текст для индивидуальной работы;

- листы с речевым клише.

Ход урока.

I Мотивационно - целевой этап.

1 Выход на тему урока.

- На каких уроках вы раскрываете свои творческие способности?

- Что получится как результат деятельности на уроке?

- Какова главная цель изложения?

II Операционно - познавательный этап.

1 Анализ заглавия текста.

Молодость - вся жизнь.

- Можно ли в заглавии выделить ключевые слова? Почему?

2 Свободное письмо

- Предположите, о чем будет текст?

- Выразите свое отношение к проблеме. (на выбор)

в) обсуждение в паре;

3 Проверка опережающего задания.

Автор этого текста Д. С. Лихачев. Это выдающийся ученый, филолог, академик. Ученики вашего класса получили задание: по указанным сайтам собрать материал по биографии Д. С. Лихачева.

Текст нашего изложения - это одно из писем.

4 Чтение текста изложения.

Способ работы с текстом выбираете сами.

( для аудиалов - вслух, для визуалов - текст на партах)

Молодость - вся жизнь.

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой - то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.

Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья - старые.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость - это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость - не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять - таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят ее и затруднят.

(193 слова) (по Д. С. Лихачеву)

5 Преподавательский опрос.

- Какие чувства вызвал у вас текст?

- Как вы относитесь к высказыванию Д. С. Лихачева?

- Какую основную мысль можно выделить в тексте?

- Что вы хотели бы высказать по поводу данной темы?

6. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов.

1. взрослая жизнь

3. подлинные друзья

4. берегите молодость

ничто не проходит бесследно

5. Береги честь смолоду.

поступки, совершенные в молодости

хорошие и дурные

7. Переосмысление ключевых терминов.

- Покажите соотношение, взаимосвязь ключевых слов текста.

8. Лингвистический анализ текста с использованием записанных слов.

- Какова тема письма?

- Какую основную мысль утверждает автор?

- Что выражено в заглавии - тема или идея? Обоснуйте свой ответ.

- В каком стиле написан текст? Докажите.

( Публицистический стиль: воздействие на человека; структура предложений, примеры из жизни)

- Найдите то место в тексте, после которого особенно захотелось читать текст. Аргументируйте свой ответ.

- Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение)

- Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения.

(Попутная фиксация на доске формулы: Р= тезис +аргументы - вывод)

- Перечитайте авторский вывод? Согласны ли вы с ним?

- Поделитесь, что добавите?

- Кому адресуете письмо?

9. Орфографическая работа.

а) - Какие слова из текста, возможно, вызовут у вас затруднение?

- Обратите внимание на предложение:

Неразделенная радость - не радость.

б) - Те, у кого на парте есть цветные листочки, могут ими пользоваться в случае затруднения.

10. Итоговое чтение текста.

- Итак, минута особого внимания.

11. Написание изложения с элементами сочинения.

III. Рефлексивно - оценочный этап.

- Что узнал о себе, о собственных возможностях?

- Над чем задумался, работая над текстом?

- Над чем задумался по окончании урока?

Содержимое разработки

Изложение с элементами сочинения

Цели: 1. Создать условия для закрепления специальных умений и навыков (работа с текстом), изложение предложенного текста и сочинение собственного.

2. Способствовать развитию у учащихся умения выделять главное, анализировать, критически мыслить, создавать тексты-рассуждения, способствовать развитию речи, побуждать к саморазвитию коммуникативной компетенции обучающихся к раскрытию творческих способностей.

3. Содействовать выработке навыков самовоспитания в плане этических норм поведения, жизненных ценностей.

Оборудование:

1 Текст изложения

2 Раздаточный материал:

- текст для индивидуальной работы;

- листы с речевым клише.

I Мотивационно-целевой этап.

1 Выход на тему урока.

- На каких уроках вы раскрываете свои творческие способности?

- Что получится как результат деятельности на уроке?

- Какова главная цель изложения?

II Операционно-познавательный этап.

1 Анализ заглавия текста.

- Можно ли в заглавии выделить ключевые слова? Почему?

2 Свободное письмо

- Предположите, о чем будет текст?

- Выразите свое отношение к проблеме. (на выбор)

в) обсуждение в паре;

3 Проверка опережающего задания.

Автор этого текста Д.С.Лихачев. Это выдающийся ученый, филолог, академик. Ученики вашего класса получили задание: по указанным сайтам собрать материал по биографии Д.С.Лихачева.

Текст нашего изложения - это одно из писем.

4 Чтение текста изложения.

Способ работы с текстом выбираете сами.

( для аудиалов- вслух, для визуалов- текст на партах)

Молодость-вся жизнь.

Когда я учился в школе, а потом в университете, мне казалось, что моя взрослая жизнь будет в какой-то совершенно иной обстановке, как бы в ином мире, и меня будут окружать совсем другие люди, от настоящего не останется ничего. А на самом деле оказалось все иначе.

Мои сверстники остались со мной. Не все, конечно, многих унесла смерть. И все же друзья молодости оказались самыми верными, всегдашними. Круг знакомых возрос необычайно, но настоящие друзья - старые.

Подлинные друзья приобретаются в молодости. Молодость-это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в горе, и в радости. Неразделенная радость - не радость. Человека портит счастье, если он переживает его один. Когда же наступит пора несчастий, пора утрат, опять-таки нельзя быть одному. Горе человеку, если он один.

Поэтому берегите молодость до глубокой старости. Ничто из приобретенного в молодости не проходит бесследно. Привычки, воспитанные в молодости, сохраняются на всю жизнь. Навыки в труде - тоже. Привык к работе - работа вечно будет доставлять радость. Хорошие навыки молодости облегчат жизнь, дурные - усложнят ее и затруднят.

(193 слова) (по Д.С.Лихачеву)

5 Преподавательский опрос.

- Какие чувства вызвал у вас текст?

- Как вы относитесь к высказыванию Д.С. Лихачева?

- Какую основную мысль можно выделить в тексте?

- Что вы хотели бы высказать по поводу данной темы?

6. Повторное чтение текста с попутной фиксацией ключевых слов.

1. взрослая жизнь

3. подлинные друзья

4. берегите молодость

ничто не проходит бесследно

5. Береги честь смолоду.

поступки, совершенные в молодости

хорошие и дурные

7. Переосмысление ключевых терминов.

-Покажите соотношение, взаимосвязь ключевых слов текста.

8.Лингвистический анализ текста с использованием записанных слов.

- Какова тема письма?

- Какую основную мысль утверждает автор?

- Что выражено в заглавии - тема или идея? Обоснуйте свой ответ.

- В каком стиле написан текст? Докажите.

( Публицистический стиль: воздействие на человека; структура предложений, примеры из жизни)

- Найдите то место в тексте, после которого особенно захотелось читать текст. Аргументируйте свой ответ.

- Определите тип речи, которым написано письмо? (рассуждение)

- Найдите в тексте подтверждение правильности вашего мнения.

(Попутная фиксация на доске формулы: Р= тезис +аргументы- вывод)

- Перечитайте авторский вывод? Согласны ли вы с ним?

- Поделитесь, что добавите?

- Кому адресуете письмо?

а) - Какие слова из текста, возможно, вызовут у вас затруднение?

- Обратите внимание на предложение:

Неразделенная радость - не радость.

б)- Те, у кого на парте есть цветные листочки, могут ими пользоваться в случае затруднения.

10. Итоговое чтение текста.

-Итак, минута особого внимания.

11. Написание изложения с элементами сочинения.

III.Рефлексивно-оценочный этап.

- Что узнал о себе, о собственных возможностях?

- Над чем задумался, работая над текстом?

- Над чем задумался по окончании урока?

Речевой помощник

Если ты встретишь затруднение по одному из вопросов текста, обратись к речевому клише. Вставь пропущенные слова.

Почему надо беречь друзей?

Молодость – это время сближений. Об этом следует помнить и друзей беречь: настоящая дружба очень помогает и в …, и в … .Человека портит счастье, если он переживает его … .

Горе человеку, если … … .

В чем ценность молодости?

Цените всё хорошее, что приобрели в молодости. Ничто из приобретенного в … не проходит бесследно. Хорошие навыки …облегчат …, дурные … .

Будь внимателен при написании следующих слов:

Университет

Сверстник

Приобретать

Бесследно

Неразделенная радость – не радость.


-75%

Памятка по подготовке к изложению с элементами сочинения

6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.

7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

8. Напиши изложение.

9. Проверь работу.

Как написать элемент сочинения

Элемент сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного вами изложения.

1. Внимательно прочитайте вопрос.

2. Продумайте и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)

3. Подберите и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на каждый пример-аргумент)

4. Сформулируйте и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)

5. Еще раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения, исправьте допущенные ошибки.

6. Запишите элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.

Речевые клеше для элемента сочинения

Речевые клише для вступления:

  • Наверное, каждый человек не раз задумывался о том, …
  • Я не раз задумывался о том, …

Речевые клише для введения аргументов:

  • Во-первых,…во-вторых,…
  • С одной стороны…, с другой стороны…
  • Следующий / еще один пример…
  • Приведем, например, такой факт…
  • Насколько я знаю,…
  • По данным специалистов….
  • Как говорится в пословице…

Речевые клише для вывода

  • Исходя из всего сказанного, можно сделать следующие выводы:…
  • Исходя из приведенных аргументов…
  • Таким образом …
  • Следовательно …

Как подготовиться к изложению.

5. Прочитай внимательно текст.

6. Определи его тему (о чём говориться в тексте).

7. Определи его основную мысль (что главное хотел сказать автор).

1) Раздели текст на части.

2) Выдели главное в каждой части.

3) Озаглавь каждую часть.

5. Найди в тексте опорные слова и словосочетания.

6. Выпиши трудные слова. Найди слова на правила. Подумай, как объяснить их написание.

7. Ещё раз внимательно перечитай текст. Обрати внимание на точное употребление слов и словосочетаний.

8. Напиши изложение.

9. Проверь работу.

Как написать элемент сочинения

Элемент сочинения – это ваш ответ на вопрос, касающийся содержания текста написанного вами изложения.

7. Внимательно прочитайте вопрос.

8. Продумайте и запишите тезис – ваш ответ на вопрос. (1 предложение)

9. Подберите и запишите 2 примера-аргумента, подтверждающие ваш тезис (по 1-2 предложения на каждый пример-аргумент)

10. Сформулируйте и запишите вывод, т.е. доказали вы свой тезис или нет (1 предложение)

11. Еще раз внимательно перечитайте получившийся текст вашего элемента сочинения, исправьте допущенные ошибки.

12. Запишите элемент сочинения в чистовик. Это будет еще 1 абзац в тексте вашего изложения.

Читайте также: