Экзамену рахманинова принимал чайковский который поставил ему за это сочинение оценку
Обновлено: 05.07.2024
П. И. Чайковский и С. В. Рахманинов два гения русской музыки, ее гордость и слава. Знакомство Сережи Рахманинова с Петром Ильичом Чайковским произошло в годы его учебы на младшем отделении Московской консерватории в классе Н. С. Зверева, у которого Сережа жил на полном пансионе. П. И. Чайковский, в январе 1866 года приняв приглашение Н. Г. Рубинштейна, переехал в Москву, чтобы стать профессором Московской консерватории, в которой он преподавал в течение почти лет, ведя курсы теории, гармонии, инструментовки и сочинения. Н. С. Зверев учился у П. И. Чайковского по теории музыки, будучи уже сам преподавателем по классу фортепиано. П. И. Чайковский запросто заходил к Н. С. Звереву, даже в его отсутствие: поговорить с его сестрой Анной Сергеевной, приходил на обед, поиграть в винт, а мог репетировать с А. И. Зилоти перед выступлением свой Первый концерт. Его всегда ждали.
Александр Ильич Зилоти двоюродный брат С. В. Рахманинова, замечательный пианист, общественный деятель, дирижер был учеником Н. С. Зверева и Н. Г. Рубинштейна. В доме Зверева Зилоти жил все восемь лет своего пребывания в Московской консерватории. У Петра Ильича Чайковского Зилоти проходил курс гармонии. Волею судьбы А. И. Зилоти оказался и родственником П. И. Чайковского. Женой Зилоти была старшая дочь П. М. Третьякова — основателя знаменитой картинной галереи — Вера Павловна Третьякова, а родной брат Чайковского — Анатолий Ильич — был женат на племяннице П. М. Третьякова Прасковье Коншиной. Знакомство Чайковского и Третьякова, состоявшееся перед свадьбой брата Анатолия в 1882 году, быстро переросло в дружбу. Бывая в Москве, Петр Ильич часто заходил к Третьяковым на обеды.
В начале годов 19 века А. И. Зилоти был одним из перспективных молодых пианистов. Он много концертировал в России, успешно выступал в Западной Европе, совершенствовал свое мастерство у Ф. Листа
П. И. Чайковский был кумиром С. В. Рахманинова и А. И. Зилоти. Исключительна была его роль в формировании художественного мировоззрения музыкальной молодежи. Его заветы жили в классах С. И. Танеева, А. С. Аренского, М. М. Ипполитова-Иванова. Благодаря ему в Московской консерватории был высокий профессиональный уровень теоретического образования учащихся специальных и исполнительских классов. Петр Ильич уже мог оценить дарование С. В. Рахманинова, т. к. слышал его игру, навещая Н. С. Зверева, а на экзамене по курсу второй гармонии весной 1889 года, будучи почетным членом экзаменационной комиссии, он к высшей оценке пять с плюсом прибавил еще три плюса: сверху, сбоку и снизу.
С. В. Рахманинов боготворил П. И. Чайковского. Постоянно играл его произведения, удивляя метким анализом того или иного сочинения композитора. Смерть П. И. Чайковского потрясла его, и спустя время, С. В. Рахманиновым написано трио памяти П. И. Чайковского, первое исполнение которого при участии автора, Ю. Конюса и А. Брандукова состоялось 31 января 1894 года в Москве.
1. Воспоминания о Рахманинове [Текст]. В 2 т. – Изд. – М. : Музыка, 1988.
2. Воспоминания о Чайковском [Текст] / сост. Е. Е. Ботникова, К. Ю. Давыдова, Г. А. Прибегина. – М. : Гос. муз. изд-во, 1962.
3. Домбаев, Г. Творчество Петра Ильича Чайковского в материалах и документах [Текст] / Г. Домбаев ; под ред. Г. Бернандта. – М. : Музгиз, 1958.
4. Рахманинов, С. Литературное наследие [Текст]. В 3 т. т. 1 : Воспоминания. Статьи. Интервью. Письма / С. Рахманинов. – М. : Советский композитор, 1978.
5. Рахманинов в Ивановке [Текст] : сборник материалов и документов / сост. Н. Н. Емельянова. – Воронеж : Книжное изд-во, 1971.
6. Розанова, Ю. История русской музыки [Текст] : вторая половина XIX века : т. 2. кн 3 : П. И. Чайковский / Ю. Розанова. – Изд. – М. : Музыка, 1986.
Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal
Записки на полях
Январь 20221 | ||||||
2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 |
23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
30 | 31 |
О жизни Рахманинова я раньше знал только то, что написано в короткой статье на википедии, да по фильму Павла Лунгина "Ветка сирени". Некоторое время назад в моей библиотеке появилась книга воспоминаний Рахманинова, рассказанных им самим, записанных и изданных еще при жизни композитора в начале 30х годов его другом-дирижером Оскаром фон Риземаном. Оказалось, что фильм -- настоящая фантазия, довольно далекая от жизни композитора, а википедия не содержит ряда интересных деталей его жизни (кстати, стыдно, но английская википедия рассказывает биографию композитора гораздо более подробно). Ниже я приведу несколько моментов, которые меня особенно заинтересовали.
Семья Рахманинова была богата, и отец хотел, чтобы дети обучались в престижных военных институтах. Но он проиграл все свои отличные имения в карты, и от этих планов пришлось отказаться. Его мотовство пошло на пользу юному Рахманинову, потому что обучения в консерватории было гораздо дешевле военного училища.
Сначала Рахманинов учился в Петербургской консерватории, но учился плохо, считая себя гениальным и выше учебы. Настолько плохо, что его решили перевести в Москву к профессору московской консерватории Звереву, который был строг и у которого ученики жили дома на полном пансионе (кстати, бесплатно). К слову, перед отправкой в Москву он провел лето в маленьком имении в родной Новгородской земле вместе с бабушкой, которая специально для него только на одно лето купила его.
В отличие от драматической линии фильма, между Рахманиновым и Зверевым не было конфликта из-за выбором пианистом композиторского курса. Во-первых, Рахманинов учился у Зверева только на младших курсах, потом он еще год (или два) продолжал учиться у Зилоти. Во-вторых, Звереву, было, в общем все равно. Конфликт между ними все же был, и они несколько лет не разговаривали до окончания Рахманиновым консерватории, но он случился совсем по другой причине.
Точно так же не было конфликта из-за того, что в дом к Звереву приезжал "САМ Чайковский". Зверев представлял Рахманинова Чайковскому сам, и не у себя дома, и не раз. Он любил хвастаться своими учениками на всевозможных светских приемах. Поэтому Чайковский хорошо знал юного студента. Он же принимал у Рахманинова выпускной экзамен по композиции, поставив единственную в истории пятерку с четырьмя(. ) плюсами: по одной справа, слева, сверху и снизу. Рахманинов боготворил Чайковского, в его ранних работах чувствуется сильное влияние великого композитора. По просьбе Чайковского, Рахманиновская выпускная опера "Алеко" (которую он написал всего за 13 дней в партитуре), была поставлена в Большом театре. Для 20ти летнего композитора это был ошеломляющий успех.
Рахманинов закончил консерваторию экстерном, причем дважды: сначала он экстерном на год раньше сдал старшие курсы по фортепьяно, и потом на год раньше композиторские.
В фильме Лунгина совсем отсутствует Рахманинов-дирижер, основной упор делается на противопоставления Рахманинова-пианиста и композитора. Вместе с тем, дирижерская деятельность занимала такое же важное место в его жизни, как и остальные. Он много дирижировал в 1900-е года разными оркестрами, а в течение одного сезона был даже основным дирижером Большого театра, но отказался от этой работы ради более свободного графика. В последствии его часто приглашали дирижировать русскими и зарубежными оркестрами. Он часто не мог сам себе ответить, кто он больше -- дирижер, пианист или композитор. Интересно так же, что Рахманинов было очень дружен с Шаляпиным, и последний часто пел главные партии в Рахманиновских операх, и в операх, когда Рахманинов дирижировал.
Наконец, и об этом почти нигде нет упоминаний, Рахманинов в течение трех или четырех лет был вице-президентом Императорского русского музыкального общества (ИРМО) -- это очень высокий государственный пост, сравнимый по значению с замминистра. Председателем ИРМО всегда был кто-то из императорской семьи. Рахманинов на этой работе много сделал для развития музыкального образования в России. В числе прочего, именно по его настоянию Киевская филармония была преобразована в консерваторию.
В общем, он был необыкновенно талантливым и трудолюбивым баловнем судьбы, а вовсе не несчастным, разрываемым сомнениями человеком, как это показано в фильме Лунгина. Уехал он из России тоже достаточно свободно, воспользовавшись приглашением дать несколько концертов в Осло.
Также в фильме обыгрывается трагедия, что Рахманинов ничего не сочинял в течение первых 10 лет жизни в США. И только ветка сирени прервала этот "сухой" период. На самом деле, он просто не успевал. Активная концертная деятельность, активное сотрудничество с фирмами звукозаписи и прочая суета не давали времени. Кроме того, ему, конечно, надо было "завоевать" Америку. В Европе его знали хорошо, и хотя в США в каждом музыкальном автомате была его знаменитая прелюдия до-диез минор, в целом публика его знала не очень, до революции он был в США с гастролями всего дважды. Чтобы концертировать, необходимо было много заниматься, иметь богатый концертный репертуар. И Рахманинов относился к этому очень серьезно. Как только у него появилось больше времени и новый дом в Люцерне, то стали выходить и новые произведения: 4й концерт, "Вариации на тему Корелли", а потом "Рапсодия" и "Танцы".
Уезжая из России, Рахманинов встал на колени и поцеловал на прощание русскую землю, куда ему было уже не суждено вернуться.
В 1918 году композитор, дирижёр, пианист Сергей Васильевич Рахманинов навсегда уехал из России. Американского гражданства он не принимал, надеялся вернуться на Родину. Но перед кончиной в 1943 году всё-таки принял. Чтобы семья не страдала от неопределённости.
За свою жизнь он купил шесть домов. С ними всё время что-то происходило.
-Если сюда придут японцы, то только за моим домом! – шутил Сергей Васильевич.
Он никогда не терял юмора. А с собственностью ему и в детстве не везло. Молодой Рахманинов так писал о себе:
МУЗЫКА ВСЕГДА
-Я помню себя с четырёх лет, – рассказывал композитор, – и странно, но все мои детские воспоминания, хорошие и плохие, печальные и счастливые, так или иначе обязательно связаны с музыкой. Первые наказания, первые награды, которые радовали мою детскую душу, неизменно имели отношение к музыке.
Его даже в угол не ставили. Сажали под рояль!
-Когда мне исполнилось девять лет, из всех великолепных поместий, принадлежавших матери, в её владении осталось лишь одно. Остальные проиграл в карты и промотал мой отец, – говорил Рахманинов.
Семья переехала в Петербург. Жили на средства бабушки по линии матери. В девять лет Серёжа поступил в консерваторию – на младшее отделение.
СИЛЬНЕЙШИЕ ВПЕЧАТЛЕНИЯ
-За… сильнейшие музыкальные впечатления того времени я должен благодарить свою бабушку, чья добрая рука незаметно вела меня все годы, проведенные в Петербурге, – рассказывал Сергей Васильевич. – Бабушка, будучи женщиной глубоко религиозной, регулярно посещала церковные службы. Она всегда брала меня с собой. Часами мы простаивали в изумительных петербургских соборах – Исаакиевском, Казанском и других, во всех концах города. По молодости я гораздо меньше интересовался Богом и верой, чем хоровым пением несравненной красоты – в соборах часто пели лучшие петербургские хоры. Я всегда старался найти местечко под галереей и ловил каждый звук. Благодаря хорошей памяти я легко запоминал почти всё, что слышал. И в буквальном смысле слова превращал это в капитал: приходя домой, я садился за рояль и играл всё, что услышал. За эти концерты бабушка никогда не забывала наградить меня двадцатью пятью копейками – немалой суммой для мальчика десяти-одиннадцати лет.
Бабушка купила усадьбу Борисово под Новгородом и летом вывозила туда внука. Борисово располагалось на берегу реки Волхов среди лугов, полей, лесов. Серёжа удил рыбу, купался, загорал. А вечером уплывал на лодке по течению реки. Над водой плыл звон новгородских колоколов. Мальчик прислушивался к их голосам – и не мог наслушаться.
На службу Сергей ездил с бабушкой в соседний монастырь. Накануне отъезда мальчика в Москву там отслужили молебен. Бабушка повесила на спину внука ранец, в котором было сто рублей, и проводила на станцию.
В МОСКВУ
Серёжа боялся ехать в Москву, хотя был храбрым мальчиком. Ему предстояло учиться у Николая Сергеевича Зверева. Говорили, что фамилия вполне соответствует его нраву: он и порол ребят, и держал в черном теле.
Звереву было около шестидесяти лет. Он происходил из знатной аристократической фамилии. Промотал состояние – и по чистой случайности стал в Москве педагогом по фортепиано Самым высокооплачиваемым и талантливым. Имел дело в основном с богатыми купеческими семьями – московской плутократией. Вёл жизнь светскую. Присутствовал на вечерах, обедах, играл в карты.
Зверев преподавал в младших классах консерватории. Трёх лучших учеников, в том числе Сергея Рахманинова, поселил у себя дома. Хорошо кормил, одевал у дорогих портных – и никогда не брал с них ни копейки. Это было важно для Серёжи: он не имел средств.
Сергей был очень смешлив. Мальчишки быстро сообразили, как использовать это в своих целях. И часто на Рахманинова падала вина за общие шалости. Но к Серёже Зверев благоволил. Видел его гениальность.
Мальчики посещали концерты, театральные премьеры. В их распоряжении была прекрасная библиотека. К Звереву приезжали знаменитые композиторы.
В доме учителя Сергей впервые увидел Чайковского. И был благодарен ему всю жизнь – за внимание, поддержку, помощь.
ЧАЙКОВСКИЙ ОЦЕНИЛ
В 1887 году Рахманинов закончил младшее отделение консерватории. На одном из экзаменов студенты представляли комиссии свои сочинения.
Встретились два гения – зрелый и юный. Старший сумел оценить это.
СОВЕТ
Как-то Зверев сказал Рахманинову:
-Тебе повезло, мой мальчик, ты только-только начал сочинять, а за тобой уже гоняются издатели. Тебе следует зайти к Гутхейлю (это имя издателя – прим.), но я советую прежде поговорить с Чайковским. У него есть опыт в таких делах.
Рахманинов спросил у Чайковского совета по поводу издателя. И услышал в ответ:
-Вы счастливчик, Сергей, вам удивительно везёт. Чего только я не предпринимал, прежде чем нашёл издателя для своих произведений, хотя был значительно старше вас! За своё первое сочинение я не получил ни копейки и почитал себя счастливчиком, что не должен был сам платить за публикацию. Это просто чудо, что Гутхейль не только предлагает вам гонорар, но даже спрашивает о ваших условиях. Вот вам мой совет: не ставьте ему никаких условий, предоставьте ему право назначить цену самому. В этом случае вы избежите каких бы то ни было неприятностей в дальнейшем и будете вольны распоряжаться собой по своему усмотрению.
Рахманинов послушался совета. Издатель долго думал, нет ли в этом какого-то подвоха. И назвал цену, от которой Рахманинов чуть не подпрыгнул. Так она показалась ему высока.
Впредь Гутхейль был щедрым издателем и верным другом Рахманинова.
РЕПЕТИЦИИ В БОЛЬШОМ ТЕАТРЕ
Премьера оперы состоялась в Большом театре весной 1893 года. Рахманинову было двадцать лет. Он вспоминал:
-Не могу описать того пронзительного чувства, которое я испытал при звуках оркестра, исполнявшего мою музыку. Я был на седьмом небе. Чайковский присутствовал на трёх последних репетициях. Мы сидели рядышком в углу тёмного зрительного зала.
Помню свой разговор с Чайковским.
Чайковский: «Почему же вы не скажете ему (дирижёру – прим.) об этом?
Однако во время перерыва Чайковский, который не мог выдержать этого, откашлялся и произнес:
-Мы с господином Рахманиновым считаем, что надо было бы немного увеличить темп.
В замечаниях подобного рода он отличался изысканной вежливостью и щепетильностью.
Тогда же он сказал мне:
В зале сидел ещё один бесценный зритель – бабушка Рахманинова. Она сказала внуку, что гордится им.
ДВА ВЕЛИКИХ КОМПОЗИТОРА
-Что я слышу, Сергей? Вы уже начали создавать шедевры? Поздравляю, поздравляю!
А когда Чайковский узнал, сколько всего за лето сочинил Рахманинов, то всплеснул руками и воскликнул:
-Ах, я, бездельник несчастный! Написал за это время только одну симфонию.
Он говорил о своей последней шестой симфонии. Прощаясь с Рахманиновым, Чайковский сказал шутливо:
-Вот как расстаются два великих композитора! Один едет в Киев дирижировать своей оперой (Рахманинов – прим.), а другой в Петербург – своей симфонией.
Его называли самым русским композитором. В произведениях Рахманинова так по-русски звонили его любимые колокола. Как они уже не звонили в России…
Биографии
Сергей Васильевич Рахманинов — потомственный дворянин, композитор и гениальный пианист, ставший во всём мире настоящим символом русской музыки. После Октябрьской революции он эмигрирует в Соединённые Штаты Америки, прожив там более 30 лет и написав многочисленные симфонии и сонаты. Биография Рахманинова позволит поближе познакомиться с этим гениальным композитором и его известными произведениями.
Детские годы и юность
Родился Сергей Рахманинов в 1873 году в Новгородской губернии в усадьбе Семёнова. Его дворянская семья всегда была связана с музыкой, ещё дедушка будущего композитора написал несколько фортепианных пьес, которые были популярны в начале XVII века. Считается, что первой учительницей Сергея Васильевича стала его мама Любовь, которая привила ребенку чувство прекрасного. Малыш был активным и любознательным, он обожал читать, прекрасно говорил на нескольких языках.
Когда будущему композитору исполнилось 8 лет, вся семья переезжает в Петербург. Уже в 1882 году мальчик успешно выдерживает экзамены в Петербургской консерватории и поступает на младшее отделение к педагогу Владимиру Демянскому. Известно, что первоначально Рахманинов тяготился обязательными занятиями, часто прогуливая уроки. Его жизнь круто изменилась после встречи с двоюродным братом Александром Зилоти, который, несмотря на свой юный возраст, считался подающим надежды известным московским пианистом.
В детстве юный Сережа увлекался:
- чтением;
- музыкой;
- любил природу;
- писал стихи.
У юного композитора экзамен принимал Чайковский, который поставил ему небывало высокую оценку 5 и три плюса. Маститый музыкант даже порекомендовал поставить такую оперу в Большом театре.
Слава и признание
н погрузился с головой в работу, много писал, часто посещал с концертами Канаду, США и Европу. Сергей Васильевич получил престижную должность дирижера оркестра Большого театра.
Известные произведения:
Рахманинов на протяжении почти 15 лет был обласкан публикой и считался одним из лучших музыкантов России. Однако в 1917 году случилась сначала Февральская, а в последующем и Октябрьская революция, что круто изменило жизнь композитора. В разгромленной Москве никто не думал о концертах, так как новая власть пыталась как-то решить проблемы с голодом. В 1917 году Рахманинова приглашают выступить на концерте в шведском Стокгольме. В то время граница страны советов ещё не была закрыта, Сергей Васильевич отправился в турне, приняв решение не возвращаться обратно на родину.
Это решение стало во многом судьбоносным, так как в последующем в СССР развернулся страшный террор, жертвами которого стали многие видные представители интеллигенции и дворяне. Останься Рахманинов в Советском Союзе, с большой долей вероятности, он не только не смог бы написать большую часть своих произведений, но и, скорее всего, оказался бы в застенках НКВД.
В своих последующих воспоминаниях этот композитор не раз отмечал, что он тоскует по родине, но нисколько не жалеет о решении иммигрировать, так как это спасло жизнь ему и всей семье.
Жизнь в Америке
Революция, вместе с ней гибель старой имперской России, одновременное разрушение всех нравственных и моральных устоев стало для Рахманинова настоящей трагедией. Неудивительно, что уже в 1917 году он решается навсегда покинуть свою родину. Первоначально Сергей Васильевич поехал в Стокгольм, после чего некоторое время жил в Европе, покорив своей музыкой изысканную публику. А уже в 1918 он отправляется в далекое путешествие в Америку, где продолжил музыкальную деятельность. Он часто давал концерты, а слушатели и критики признавали Рахманинова одним из лучших дирижеров и пианистов эпохи.
Известно, что Сергей Васильевич был крайне нетерпим к новой советской власти, всячески обличая её и открывая общественности глаза на совершаемые коммунистами злодеяния.
При этом он не остался равнодушен к бывшим соотечественникам. Во времена голода тридцатых годов он посылал в Советский Союз гуманитарную помощь. С начала Второй мировой войны он перечислял в фонд красной армии и обороны СССР деньги от своих концертов. Такая помощь отчасти позволила избежать запрета на его музыку, поэтому концерты Рахманинова часто крутились по советскому радио и телевидению.
Личная жизнь и смерть
Сергей Рахманинов был любвеобильным мужчиной, поэтому в жизни этого великого композитора было множество женщин, которые стали его музами. Один из первых своих романсов на стихи Фета он посвятил Верочке Скалон, которая стала его первой любовью. В 1893 году Рахманинов знакомится с Натальей Сатиной, приходившейся ему двоюродной сестрой. Между молодыми людьми вспыхнул страстный роман, который в последующем перерос в крепкие семейные отношения. Поженились они в 1902 году, а в последующем от этого брака родилось двое дочерей.
Именно супруга Наталья, а также дочери Ирина и Татьяна всегда были рядом с Рахманиновым, их крепкая семья пережила все лишения, в том числе побег из родной советской России и иммиграцию в США. Сергей Васильевич посвятил своей супруге множество произведений, называя её своей музой и утверждая, что без её заботы и опеки он бы не смог писать свои сонаты и концерты. В американской прессе появлялась информация о любовных похождениях известного композитора, но ни он, ни его супруга никогда не комментировали такие слухи.
Скончался Сергей Рахманинов США в своём доме в Беверли-Хиллз в 1943 году. Он долго болел, но не прекращал свою концертную деятельность. В 1943 году здоровье композитора значительно ухудшилось, тяжело больной Рахманинов скончался в кругу семьи и своих близких. Похоронен он в Нью-Йорке на кладбище Кенсико.
Читайте также: