Из какой москвы бежит чацкий сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

К нам на вечер, в четверг, проси скорее Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!

Чацкий бежит из праздной Москвы. Жизнь Москвы наполнена балами, развлечениями, где процветают пересуды и обжорство:

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы:

Кто хочет к нам пожаловать, — изволь, Дверь отперта для званых и не званных.

Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях:

Поетем, матушка, мне прафо не под силу,

Когда-нибуть я с пала та в могилу.

Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлёстова обличает Загорецкого:

Лгунишка он, картежник, вор. Я от него все двери на запор…

Но в то же время благодарит его за двух арапчонков:

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал.

Там моську вовремя погладит, Там впору карточку вотрет. Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека:

От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку.

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

Главная цель жизни Скалозуба — любой ценой достичь генеральского чина:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Ну как не порадеть родному человечку!

В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями.

Чин следовал ему:

Он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

Родственник княгини Хлестовой:

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник.

Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным.

Образ Чацкого остается актуальным и в наше неспокойное время. И в наши дни есть честные, решительные люди, которые не могут мириться с несправедливостью. Они вступают в открытую борьбу с чиновниками и часто проигрывают в этой неравной борьбе.

Комедия “Горе от ума” была написана после войны 1812 года, когда у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в жизни русского общества. В первую очередь они были связаны с отменой крепостного права. В это время возникают декабристские общества.

Другом некоторых декабристов был великий русский писатель и дипломат А. С. Грибоедов.

“Горе от ума” – реалистическое произведение, где автор дает картину жизни крепостной Москвы XIX века. Грибоедов, создавая образы московских “тузов”, показывает свое отношение

к жизни дворянской Москвы. В комедии сталкиваются две эпохи: “век минувший”, который не желает перемен, и “век нынешний”.

Московское дворянство боится передовых идей, глухо ко всему новому. Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Автор противопоставляет им Чацкого.

Этот человек умен и образован. Он открыто высказывает все, что у него на душе. Обвинительные речи Чацкого вызывают гнев и возмущение фамусовского общества. Оно стремится не только унизить и оскорбить, но и уничтожить достойного человека.

Не найдя ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий

Чацкий оставляет город, где “дома новы, а предрассудки стары”. В Москве господствуют Фамусовы, Скалозубы и Хлестовы. Они ценят в человеке только богатство и знатность. Фамусов ищет для своей дочери богатого жениха:

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

Он видит Скалозуба мужем Софьи, потому что он – “и золотой мешок, и метит в генералы”. Князь и княгиня Тугоуховские также занимаются поисками богатых женихов для своих шести дочерей. Княгиня говорит князю, чтобы он пригласил Чацкого на вечер:

К нам на вечер, в четверг, проси скорее Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!

Чацкий бежит из праздной Москвы. Жизнь Москвы наполнена балами, развлечениями, где процветают пересуды и обжорство:

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы:

Кто хочет к нам пожаловать, – изволь, Дверь отперта для званых и не званных.

Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях:

Поетем, матушка, мне прафо не под силу,

Когда-нибуть я с пала та в могилу.

Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлестова обличает Загорецкого:

Лгунишка он, картежник, вор. Я от него все двери на запор…

Но в то же время благодарит его за двух арапчонков:

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал.

Молчалин сумел добиться чина секретаря, следуя завету отца “угождать всем людям без изъятья”. Он считает, что ему не нужно иметь свое мнение, так как “в чинах мы небольших”. Молчалин достигает положения в обществе угодничеством. Он оказывается в нужном месте и в нужный час.

Молчалин “на цыпочках и не богат словами”. Чацкий замечает:

Там моську вовремя погладит, Там впору карточку вотрет. Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека:

От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку.

Дворяне-крепостники меняют верных слуг на борзых собак. От отцов и матерей отнимают детей для крепостного балета, а затем “распродают поодиночке”. Даже Софья заставляет служанку не спать всю ночь, потому что приезжает гость:

Вчера просилась спать – отказ. “Ждем друга”. – Нужен глаз да глаз. Не спи, покудова не скатишься со стула.

Чацкий бежит из города, где служат “лицам, а не делу”, на службу смотрят как на способ наживы. Фамусов говорит Чацкому: “Поди-ка послужи”. Сам же он, “достигнув степеней известных”, службой не интересуется, а только подписывает бумаги:

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

Главная цель жизни Скалозуба – любой ценой достичь генеральского чина:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Молчалин “дойдет до степеней известных” своим умением молчать. Фамусов окружил себя на службе родственниками:

Ну как не порадеть родному человечку!

В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Княгиня Хлестова уверена, что в институте “…упражняются в расколах и безверье”. По словам Скалозуба, в лицеях и гимназиях будут учить “…по-нашему: раз, два”. Своих детей они учат всему иностранному, набирая полки учителей “числом поболее, ценою подешевле”. Даже французик из Бордо не чувствует себя в России иностранцем:

Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями.

Чацкий оставляет Москву, где царят ложь и лицемерие. Софья скрывает свои отношения с Молчалиным от отца. Фамусов тайком ухаживает за Лизой. Загорецкий врет по всякому поводу: “Услышит вздор и тотчас повторяет!” Боятся они не дурных поступков, а того, “что станет говорить княгиня Марья Алексевна!” Софья отдает предпочтение Молчалину, потому что он обладает достоинствами, которые ценят в фамусовском обществе.

Чацкий разошелся во мнениях с фамусовским обществом, он хочет изменить жизнь. Общество испытывает страх, потому Что Чацкий не одинок. О брате Скалозуба говорят:

Чин следовал ему:

Он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

Родственник княгини Хлестовой:

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник.

Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным.

В статье “Мильон терзаний” И. А. Гончаров писал: “Комедия “Горе от ума” отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью… Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого…

Образ Чацкого остается актуальным и в наше неспокойное время. И в наши дни есть честные, решительные люди, которые не могут мириться с несправедливостью. Они вступают в открытую борьбу с чиновниками и часто проигрывают в этой неравной борьбе.

Будь плохонький, да если наберется

Душ тысячки две родовых,

К нам на вечер, в четверг, проси скорее Натальи Дмитриевны знакомого: вон он!

Чацкий бежит из праздной Москвы. Жизнь Москвы наполнена балами, развлечениями, где процветают пересуды и обжорство:

То бережешься, то обед:

Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы:

Кто хочет к нам пожаловать, — изволь, Дверь отперта для званых и не званных.

Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях:

Поетем, матушка, мне прафо не под силу,

Когда-нибуть я с пала та в могилу.

Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлёстова обличает Загорецкого:

Лгунишка он, картежник, вор. Я от него все двери на запор…

Но в то же время благодарит его за двух арапчонков:

Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье

Двоих арапченков на ярмарке достал.

Там моську вовремя погладит, Там впору карточку вотрет. Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека:

От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку

Вели их накормить ужо, дружочек мой,

От ужина сошли подачку.

А у меня, что дело, что не дело.

Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

Главная цель жизни Скалозуба — любой ценой достичь генеральского чина:

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы.

Ну как не порадеть родному человечку!

В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Приехал — и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями.

Чин следовал ему:

Он службу вдруг оставил,

В деревне книги стал читать.

Родственник княгини Хлестовой:

Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник.

Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным.

Образ Чацкого остается актуальным и в наше неспокойное время. И в наши дни есть честные, решительные люди, которые не могут мириться с несправедливостью. Они вступают в открытую борьбу с чиновниками и часто проигрывают в этой неравной борьбе.

“Возврат Чацкого в Москву …” и был одним из опытов такой полемической сатиры. Защищаться и атаковать приходилось в разные стороны: не менее, чем антисословный и антиаристократический нигилизм публицистов “Современника”, Ростопчину раздражала идея славянофилов, которые “сочинили нам какую-то мнимую древнюю Русь, к которой они хотят возвратить нас, несмотря на ход времени и просвещенья”. Комедия Ростопчиной портретна. В образе медоточивого поэта Элейкина, изворотливого в споре и откровенно злобного, когда задето его самолюбие, угадываются славянофилы А.С. Хомяков и И.С. Аксаков (оба писали стихи).

Фамилия говорящая – элейкость (“елей” или “элей” – церковное масло), намёк на подчёркнутое обрядовое православие Хомякова, проступает во всех речах и поступках певца блаженной старины. В образе профессора Феологинского выведены не только московские историки-западники Т.Н. Грановский, Б.Н. Чичерин и С.М. Соловьёв, но и Чернышевский; в фамилии персонажа комедии Феологинский (от “феологии” или “теологии”) скрыт намёк на происхождение Чернышевского, сына священника. Цурмайер – конечно, пародия на Добролюбова, в ту пору студента, но уже одного из критиков “Современника”, поэта. Сестрицы – эмансипанки княжна Зизи и княжна Милен – возможно, злые женские шпильки в адрес нелюбимой Ростопчиной “красной” графини Е.В. Салиас де Турнемир, её соперницы в литературе.

Сатира “на лица”, “Возврат Чацкого в Москву … ” продолжает Грибоедова; истинные имена персонажей “Горе от ума” были хорошо известны его первым читателям. В самом Чацком современники угадывали Грибоедова и П.Я. Чаадаева. И в комедии Ростопчиной Чацкий – это как бы сам автор “Горя от ума”, вернувшийся в Москву “после двадцатилетней разлуки”. Хронология точна и не случайна – в родные края приезжает герой “преддекабрьской” эпохи (действие грибоедовской пьесы Ростопчина относит к 1825 году) и с изумлением видит, как опошлены ничтожными подражателями его заветные идеи свободы, просвещения и национальной самобытности … Москва образца 1850 года всё та же – “стареет, Но не меняется”, и проживают в ней все старые знакомые. Нет лишь Репетилова – зато он проглядывает в каждой из окружающих героя масок … Мир “Возврата …” саморазоблачает себя.

Инвективам радикалов Цурмайера и Феологинского против “квасных патриотов” Элейкина и четы Горичей не откажешь в меткости, как и уколом другой стороны в адрес поклонников “идеи” и “прогресса”. А язвительная графиня – внучка, осыпающая градом насмешек оба лагеря, в своих наблюдениях почти совпадают с самим Чацким. Но Чацкий, по замыслу Ростопчиной стоит над схваткой: от его проницательного и иронического взора не скрывается то, чего не могут увидеть остальные, ослеплённые взаимной ненавистью или завистью: частицы правды, содержащиеся в доктринах обеих “партий”, но доведённые их приверженцами до абсурда. Единственный союзник Чацкого – одиноко сидящая в углу фамусовской гостиной княгиня Цветкова, которая со спокойным достоинством держит себя в чужом ей пошлом окружении. Её “цветочное” имя – прозрачный намёк на саму Ростопчину – вспомним “белоснежную розу”, с которой сравнивается в “Счастливой женщине” Марина Ненская, или такие строки:

А я, цветок, в безвестности пустыни Увижу я …и мысли тщетный дар, И смелый дух, и вдохновенья жар Кто их поймёт? В поэте луч святыни Кто разглядит сквозь дум неясных пар? … (“Последний цветок”, 1835 год)

Салон, посетить который просит княгиня Чацкого (“Я позову для вас и женщин, просвещённых \\ и несколько мужчин, и стариков почтенных”) – это, конечно, салон Ростопчиной. Правда, писательница не так спокойна и милосердна к обществу, как её героиня. Княгиня Цветкова привечает странника Чацкого, графиня Ростопчина пишет свою комедию между строк грибоедовского текста, подхватывая полузабытые остроты автора “Горя от ума”. Так, уничижительное замечание Чацкого о Цурмайере и Попове

У нас, бывало, В старинные года, лет 25 назад, В распорядители журнала Не вздумали бы взять ребят”

может быть, отголосок желчных эпиграмм Грибоедова на “детей” и “студентов” М.А. Дмитриева и А.И. Писарева, критиков его комедии. Слог Ростопчиной часто совершенно грибоедовский, характеры естественные и пародии смешны. Правда, пьеса не совсем попадает в цель. Подмечая смешные и слабые стороны своих противников, писательница так утрирует их, что воюет скорее с порождёнными ею же карикатурами. Кстати, вовсе не Москва вопреки её убеждению была рассадником вольномыслия. К репликам и монологам Элейкина или Горичей или Цурмайера и Попова ни славянофильство, ни воззрения публицистов “Современника” свести невозможно – даже при необходимой поправке на сатирическое преувеличение.

Но если взглянуть на пьесу Ростопчиной как на осмеяние крайностей или неудачных подражаний двум течениям русской мысли, то за автором нельзя не признать правоты здравого смысла. “Возврат Чацкого в Москву … ” повторил судьбу “Горя от ума”: комедия была запрещена к постановке и публикации. Перо цензора отметило как “неудобопропускаемые” не только язвительные пассажи в адрес правительственных чиновников и светского общества, но и стихи Элейкина или восторженные речи княжны Зизи. Предосудительными сочли даже осмеиваемые автором слова персонажей. Как и “Горе от ума”, “Возврат Чацкого в Москву … ” разошёлся в списках. Он будет опубликован только в 1865 году, спустя 7 лет после смерти Евдокии Петровны Ростопчиной.

Дворянская культура – образец классической культуры. Она дала России таланты, без которых немыслимо культурное развитие общества. Но вся духовная культура России выросла из культуры быта. По мнению философов, “если бы наша культура не была организована с точки зрения быта, то наши деятели культуры вряд ли могли бы творить”. Но говоря о дворянской культуре, прежде всего называют имена мужчин, отводя женщину на второй план. Женщина в культуре – барометр эпохи. В XVII-XIX веках женщина стала организующим центром культуры. Это связано с грамотностью. Женщины стали читать, писать. Так царевна Софья переписывала книги. Княжна Волконская пишет письмо Бенкендорфу на французском языке, что означает равенство женщины и государственного мужа.

Женщина собирала библиотеки, занималась воспитанием детей. В начале XIX века в России организуются литературные салоны, в которых происходила огромная духовная работа. Литературный салон – искусство интеллектуального диалога, который строится на игре умов, сливающей просвещение и элитарность. В центре салона – женина. То есть культура скреплялась женщиной.

Евдокия Петровна, как и другие писательницы XIX века, в своих произведениях отражала борьбу в защиту прав женщины, протест против порядков, которые не давали ей возможности участвовать в общественной жизни своего времени. Произведения Ростопчиной не могли переменить не очень любезного ей хода событий. Они не стали образцовыми созданиями прозы и комедиографии, но оставили своеобразный след в русской словесности. Исповедь влюблённой и страдающей героини, описание картинного и непосредственного мира старинного палаццо вызовут соучастие и сочувствие, а меткие выпады безжалостной женской руки удовлетворит взыскательному вкусу читателей и спустя полтора века. Найти отзыв в чужом сердце через поколения – не об этом ли мечтала Евдокия Петровна Ростопчина и не в этом ли предназначение литературы?

Появившись в доме Фамусова, едва произнеся первые реплики, Чацкий сразу производит положительное впечатление на читателей, воплощая собою добрую и пылкую юность. Его образ характеризует:

  • пылкость;
  • остроту ума;
  • честность;
  • доверчивость;
  • красноречие;
  • нетерпимость.

Чацкий клеймит глупость, нечестность, нравственные пороки общества, ограниченность ума, подлость и лизоблюдство. Он всей душой ненавидит безнравственное и бесчеловечное русское крепостничество. Главному герою больно видеть правящую в обществе несправедливость. Чацкий романтик, философ, борец за свободу.

Избыток чувств — основа характера Чацкого. Он и любит, и ненавидит с одинаковой страстью, полностью отдаваясь захлестывающим его эмоциям. Наибольшее отвращение вызывают в нем тирания и рабство во всех проявлениях. Главный герой колко и бесцеремонно обличает эти общественные пороки при любой возможности.

Но, уверенный в своей правоте, он часто не замечает очевидного. Когда в первом действии комедии Софья открыто иронизирует над ним, он не чувствует колких усмешек в свой адрес. Захваченное пылкой страстью сердце Чацкого, мешает ему услышать откровенные насмешки героини.

Чацкий — единственный положительный персонаж в комедии Грибоедова, воплотивший в себе лучшие черты передового человека своего времени. Он смелый и бескорыстный борец за правду, против уничижения человеческого достоинства. Он неутомимый искатель истины, борец за новый порядок и равноправие для всего человечества.

Образование Чацкого

Чацкий входил в группу участников Английского клуба. Клуб посещали лишь богатые и знатные дворяне. По натуре Чацкий был умен и красноречив. Говорить Чацкий любил высокими, по большей части, иностранными словами. Были даже попытки писать и переводить с иностранных языков.

Речь Чацкого как бы течет рекой. Говоря ли, или на бумаге, его фразы хорошо слажены и красиво оформлены. Взгляды молодого человека идут наперекор представителей фамусовского окружения.

В отличие от других персонажей Александр Андреевич значительно выигрывает в плане саморазвития и самосовершенствования.

Фамусов как бы насмехается над образованностью Чацкого:

До удивления немыслимо, что дворянство, которое вот вот уйдет в прошлое, готово даже школы и гимназии позакрывать, лишь бы Чацкие более не появлялись пред их взорами.

Монологи Чацкого или почему он уезжает из Москвы

Этих людей Грибоедов высмеивает за лицемерие, необразованность и бездушие. Автор противопоставляет им Чацкого. Этот человек умен и образован. Он открыто высказывает все, что у него на душе. Обвинительные речи Чацкого вызывают гнев и возмущение фамусовского общества. Оно стремится не только унизить и оскорбить, но и уничтожить достойного человека. Не найдя ни в ком сочувствия и понимания, Чацкий бежит из Москвы.

    То бережешься, то обед: Ешь три часа, а в три дни не сварится!

Фамусов занимается завтраками, обедами, крестинами. Московское барство дает разорительные балы:

    Кто хочет к нам пожаловать, — изволь. Дверь отперта для званых и не званных. Даже дряхлые старики и старухи проводят жизнь в развлечениях: Поетем, матушка, мне прафо не под силу, Когда-нибуть я с пала та в могилу.

Чацкий бежит из общества, где ценится не благородство и честность, а угодничество и подхалимство. Графиня Хлестова обличает Загорецкого:

    Лгунишка он, картежник, вор. Я от него все двери на запор. Но в то же время благодарит его за двух арапчонков: Да мастер услужить: мне и сестре Прасковье Двоих арапченков на ярмарке достал.
    Там моську вовремя погладит. Там впору карточку вотрет.

Чацкий оставляет город, где господствуют крепостнические порядки. Хлестова служанку не считает за человека:

    От скуки я взяла с собой Арапку-девку да собачку Вели их накормить ужо, дружочек мой, От ужина сошли подачку.
    А у меня, что дело, что не дело. Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой.

Главная цель жизни Скалозуба — любой ценой достичь генеральского чина:

В Москве царит невежество и поклонение перед всем иностранным. Фамусов считает, что наука и образование являются злом:

    Ученье — вот чума, ученость — вот причина. Что нынче пуще, чем когда, Безумных развелось людей, и дел, и мнений.
    Приехал — и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил, будто бы в отечестве, с друзьями.

Чин следовал ему:

    Он службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать. Родственник княгини Хлестовой: Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник, Князь Федор, мой племянник.

Чацкий покидает Москву, но он остается непобежденным.

Противоречивость характера

В произведении прослеживается попытка автора изобразить дом помещика как можно более реалистично. Поэтому все действующие лица показаны как с положительной, так и с отрицательной своей стороны. Чацкий изображен так же с двух сторон.

Ум и безрассудность. Высокий интеллект граничит с некоторой бестактностью. Ему чуждо задуматься о своих словах, но не прочь посмеяться над теми, кто беззащитен. Последние же не в силах побороться с ним из-за ограниченности своих умственных способностей.

Одно лишь может статься как оправдание такому его поведению — это то, что он является противником безнравственности. Чацкий даже пытается бороться с этим явлением, но, как мы понимаем, это напрасно. А ведь он мог бы тоже об этом подумать.

Его суждения о безнравственности никого не трогают. Никто даже как будто и не слышит его. Такое впечатление, что Чацкий говорит сам с собой. Интересно, что А. Пушкину как раз это и не понравилось в Грибоедовском творении. Пушкин отметил, что очень не умно метать бисер перед Репетиловыми.

Противоречие в любви и страсти четко видны в его влюбленности к девушке. А та предпочла другого, совершенно противоположного по натуре человека. Чацкого же любовь совершенно ослепила.

Он стал смешон в глазах окружающих в стремлении узнать, кому же отдала сердце его возлюбленная. Хотелось бы, чтобы Чацкий ушел со сцены в достойном виде. Однако он просто убегает с глаз долой от всех, кто его оклеветал.

Свободолюбие героя

Чацкий имеет большое стремление к свободе. Ему чуждо послушание и жизнь по правилам, которые ему навязываются со стороных старших.

Свободомыслие и свободословие пугают Фамусова, за что Чацкий причисляется к якобинцам и карбонариям. Фамусову чуждого мышление Чацкого.

В те времена для молодого человека было лишь два пути для выстраивания карьерной лестницы:

Чацкий не стал ни тем, ни этим. Воинские обязанности ему были чужды по причине того, что он не любил и не хотел подчиняться правилам, которые устанавливаются специально для службы. Ему совсем не интересно было и продвижение по воинской службе.

А сидеть, зарывшись в бумаги, не дало бы ему возможности заниматься своими исканиями и творческими делами.

Чацкий попытался было заняться научной деятельностью и даже захотел взяться за перо литературного дела:

Вот что на самом деле было положительной гранью личности Александра, так это его правдолюбие. Во что бы то ни стало, Чацкий всегда пытался докопаться до истины, какой бы она не была — горькой или сладкой.

Окружение посчитало его за сумасшедшего. И всё это благодаря свободе его мыслей и либерализму.

Почему Чацкий – побежденный?

Что будет, если читателям, кто же всё-таки Чацкий – победитель или побежденный? Ответ одного, другого и третьего человека будет абсолютно разный. Точка зрения, согласно которой Чацкий в результате проиграл, может быть обоснована тем, что он всё равно жертва по природе своей. Коллектив, пусть и недостойный, гонит и не принимает его, любимая девушка не видит высоких качеств характера – лишь спесь, злобу и чванство.

Слабости Чацкого

Не пытаясь намеренно кого-то унизить или обидеть, он тем не менее говорил людям неприятные вещи, которые не всем были не только не по душе, но и вообще мало кто мог понять смысл этих издёвок.

Больше всего он подкалывал людей с недостаточным интеллектом, выставлял таких на посмешище. Человек даже не понимал, за что он подвергается такому отношению.

Другими слабостями Александра Чацкого можно назвать:

  • резкость характера, во время злости у него даже интонация в голосе менялась:
  • гордость, ему неприятно, когда к нему проявляют неуважение:
  • искренность (хотя это вряд ли можно назвать слабостью), Чацкий бесхитростен, безпритворный человек. Единственный случай, когда он сам себе изменяет — это из-за любви к Софии:
  • чувствительность (ещё одна неплохая слабость Чацкого). Этим качеством Александр выгодно отличается от гостей в доме Фамусова. Только ему больно за девушку. Переживает за неё, за ее любовь к Молчалину — ничтожнейшему члену общества, лишенного моральных устоев.

Цитаты главного героя

Вне зависимости от того, кто такой Чацкий, победитель или побежденный, цитаты этого героя ещё долго будут оставаться крылатыми. Например:

  • Блажен, кто верует, тепло ему на свете!
  • Служить бы рад, прислуживаться тошно.
  • А судьи кто?

Именно они закрепили память о А.С. Грибоедове в веках, равно как и даровали бессмертную жизнь главному герою его комедии.

Патриотизм Чацкого

Грибоедов уверен в необходимости того, что учителя у русского народа должны быть свои. Также и не нравится автору подмена русских слов заимствованными из французского. Речь получается смешанной, лишенной красоты родной речи, ее напевностью.

Это видно из того, что автор употребляет исконно русские слова: давеча, пуще, чай.

Очень умело в произведении вставлены автором поговорки и пословицы, что подчеркивает его уважение к литературе. Сам Чацкий приводит примеры классиков, но не против использования в речи интеллектуала слов иноязычного происхождения, если это уместно.

Чацкий очень уважает и любит свой народ:

Чацкий пытается изменить свой образ жизни, отойти от старого уклада. Но это ставит его лишь в смешное положение у других, которые приписывают ему сумасшествие.

Полное имя героя — Александр Андреевич Чацкий:

Александр Чацкий – дворянского происхождения, помещик, имеющий примерно 300-400 крепостными крестьянами:

Чацкий — одинокий человек. Его родители умерли, когда он был еще в детском возрасте. Отец Чацкого был приятелем Фамусова:

После смерти родителей Чацкий воспитывался в доме Фамусова. Повзрослев, он стал жить отдельно:

Чацкий с детства дружит с Софьей Фамусовой и давно ее любит:

Чацкий является членом Английского клуба, в котором состоят богатые, знатные дворяне:

Александр Чацкий — умный, остроумный мужчина:

Чацкий — человек, обладающий красноречием:

Чацкий является насмешливым человеком, однако его насмешки всегда направлены против глупых и ограниченный людей:

Чацкий часто разговаривает с окружающими в резком тоне:

По словам Софьи, Чацкий невоздержан на язык и слишком откровенно презирает людей:

«Зачем же быть, скажу вам напрямик,

Так невоздержну на язык?

Чацкий — независимый человек. Он не хочет зависеть от других, как например, Молчалин:

Молчалин: Ведь надобно ж зависеть от других.

Чацкий: Зачем же надобно.

Чацкий бросил военную службу и также решил не служить чиновником. Среди дворян было принято выбирать один из этих двух вариантов занятости, но Чацкий не занимается ни тем ни другим:

Княгиня. От-став-ной?

Наталья Дмитриевна. Да, путешествовал, недавно воротился.

По мнению Чацкого, дворяне не должны ограничивать себя только чиновничьей или военной службой. Он считает, что умный человек может найти себя также в творчестве или науке:

Чацкий — искренний человек, не притворщик:

Александр Чацкий любит правду:

Чацкий — чувствительный человек:

Александр Чацкий — страстный, пылкий человек:

«…та страсть? то чувство? пылкость та.

У Чацкого обо всем есть свое мнение:

Александр Чацкий является патриотом. Он любит русский народ и Россию:

В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов:

Читайте также: