Итоговое сочинение рассказ о семи повешенных

Обновлено: 05.07.2024

16 марта у Андреева был готов черновой вариант произведения, а уже 5 апреля Андреев читал рассказ у себя на петербургской квартире друзьям и знакомым. Работа над рассказом протекала, таким образом, в несколько непривычном для Андреева ритме: обычно он намечал планы заранее, раздумывая над произведениями очень тщательно. Можно предположить, что, помимо чудовищности самого факта - массовой казни молодых людей, чей поступок был осенен героическим ореолом (люди, борющиеся за справедливость во имя народа, воспринимались в обществе как жертвы и мученики произвола властей, а не как убийцы) - было нечто, что подтолкнуло к столь интенсивной работе.

В газетах перечислялись фамилии приговоренных к высшей мере наказания: Анна Распутина, Лидия Стуре, Лев Синегуб, Александр Смирнов, Сергей Баранов, Марио Кальвино (впоследствии было установлено, что это был близкий знакомый Л.Андреева Вс. Лебединцев) и Казанская (в реальности Е.Лебедева) (в таком порядке они были названы в "Русском слове" - N 146 (3 марта/19 февраля 2008). Если Андреев еще не знал о несчастье с Вс. Лебединцевым, то одна из них вполне могла зацепить внимание писателя. Ее он мог слышать не впервые. Анна Распутина (1874-1908; фамилия по мужу, революционеру, с которым обвенчалась, будучи в ссылке в Сибири) была сестрой Владимира Шулятикова (1872-1912), известного критика начала ХХ века. С ним Андреев познакомился в редакции газеты "Курьер", где они общались в течение почти 3-х лет, регулярно печатаясь на страницах этого издания. Андреев начал печататься в "Курьере" почти со времени его основания с 1897 г.; Шулятиков появился в редакции позже - в 1900 году (ранее он печатался в "Русских ведомостях") и сразу же стал неизменным обозревателем русских литературных новинок. За 1901 год им было напечатано около 40 рецензий на произведения текущей литературы. Но именно с его появлением, а также близких ему по умонастроению выпускников Московского университета П.Когана (вел иностранный отдел) и В.Фриче (рецензировал зарубежную литературу) изменилось лицо газеты (хотя Фриче сотрудничал в ней и раньше). Теперь она приобрела отчетливо левую, почти марксистскую окраску.

Каждый номер газеты ее участниками прочитывался с пристрастием, работы каждого становились известны другим. Андреев печатал ежедневный фельетон, Шулятиков опубликовал в общей сложности около 100 статей, одна из которых должна была быть очень памятна писателю. В 1901 году (Курьер. N 278) Шулятиков напечатал статью, озаглавленную "Одинокие и таинственные люди. Рассказы Леонида Андреева". Это был отклик на книгу рассказов, вышедшую в "Знании" и составленную преимущественно из произведений, печатавшихся на страницах "Курьера" (их в общей сложности было опубликовано более 20). Показательно, что это было одно из первых обращений к разбору произведений Андреева (хотя до этого писатель печатался уже около 5 лет) и одна из самых ранних рецензий на получивший широкую известность сборник! В том же году появилась анонимная библиографическая заметка в "Русских ведомостях" (N 285), где были высказаны те же идеи: о таинственном трагизме жизни, запечатлеваемом писателем, о сходстве его манеры с произведениями Э. По, что позволяет в авторе заподозрить Шулятикова. Кроме того, в обоих отзывах указывалось на глубокое внимание Андреева к внутреннему миру персонажей наряду с игнорированием внешних элементов бытия. А в статье "Русская литература в 1901 году" (Курьер. 1902. N 1) Шулятиков уже определенно говорил об Андрееве, как об "одном из крупнейших современных художников".

Андреева тянуло к "молодым" левым сотрудникам журнала, но в то же время отпугивал присущий им ригоризм. И все же столь лестные слова о своем творчестве начинающему писателю приходилось слышать не так уж часто (в дальнейшем позиция Шулятикова по отношению к творчеству Андреева изменится, станет радикально-неприемлющей и развенчивающей, хотя уверенность в выдающемся даре писателя сомнению не подвергнется). Однако пока можно без тени сомнения утверждать, что работы "курьерского" критика им прочитывались внимательно и с интересом. И, вполне возможно, что между ними имели место и доверительные разговоры, которые, однако, продолжались недолго - с 1900 по апрель 1902 года. Именно тогда Шулятиков был подвергнут аресту за принадлежность к РСДРП (его последующие работы в газету доставлялись уже из мест ссылок). И возможно, что темой одного из разговоров послужил рассказ Шулятикова об участии его сестры Анны Распутиной в подпольной революционной деятельности. Участие женщин в революционном движении в начале ХХ века уже воспринималось едва ли не как привычное явление. В свое время всех поразила казнь Софьи Перовской и поступок Веры Засулич, иконой народовольческого движения стала Вера Фигнер. Но с тех пор много народоволок было арестовано, брошено в тюрьмы, сослано на каторгу. И все же такое отношение было характерно для обыденного сознания. Воображению же художника способность женщины рисковать во имя установления в обществе нравственного идеала, справедливости, в защиту правды и при этом забывать о доме, любви, родственных связях, т.е. всем том, что присуще женщине и воспитывается в ней социумом, должно было казаться из ряда вон выходящим явлением. Во всяком случае, что-то из рассказа Шулятикова непременно должно было задеть Андреева, запасть ему в душу. Ведь речь шла о молодой женщине - к тому времени ей было чуть более 30 лет, и она имела двоих детей [1].

Помимо ее революционной биографии Андрееву могли быть сообщены и следующие сведения о ней: родилась в семье с революционными традициями (отец Михаил Иванович Шулятиков 1847 был арестован в 1863 году за участие в "Казанском заговоре", был выслан в город Глазов, а затем в Пермскую губернию), Анна окончила с серебряной медалью 4-ю Московскую женскую гимназию (когда семья переехала в Москву), а затем Высшие женские (Бестужевские) курсы. С 1894 года вступила в народовольческую организацию, участвовала в создании нелегальной Лахтинской типографии, хранила и распространяла её издания. Летом 1896 года типография была разгромлена, и революционерка была вынуждена скрываться, уехала в Череповец, где организовала кружок для учениц старших классов женской гимназии, но в декабре того же года ее арестовали вместе с М. Ветровой и Л. Ергиной, заключили в Петропавловскую крепость. После самосожжения Ветровой она была переведена в Дом Предварительного заключения, а в 1898 г. выслана в Восточную Сибирь на 5 лет, где отбывала ссылку с мужем и родившимися дочерьми в Нижне-Колымске. Вернувшись, она поселилась в Калужском имении своего дяди Александра Петровича Чарушникова, того самого Чарушникова, который прославился вместе С.Дороватовским выпуском тома первых произведений М.Горького, разошедшегося по России немыслимым по тем временам тиражом и неоднократно переиздававшегося. (Можно предположить, что это родство сыграло не последнюю роль в литературных знакомствах и связях брата и сестры Шулятиковых). Членом Летучего боевого отряда Северной области партии эсеров Анна стала в 1906 г.

Нельзя исключить также, что Андреев мог познакомиться с Распутиной лично, когда в финском местечке Келломяки первым руководителем Летучего северного отряда А. Траубергом была на одной из дач создана их главная база, разгромленная в ноябре 1907 года. Во всяком случае, несомненно, что тесное общение с Вс. Лебединцевым, послужившим прототипом Вернера, а ранее и астронома Терновского, а после ареста Трауберга возглавившим боевой отряд, происходило именно в летнее пребывание Андреева в Куоккале в 1905-1907 гг. [4]. Вполне вероятно, что и другие члены отряда могли бывать на даче Андреева. И уж тем более, что в этой ситуации он особо внимательно мог присматриваться к Анне Распутиной, о которой уже был наслышан.

Среди казненных в 1908 г. членов Летучего боевого отряда было три женщины: Анна Распутина, Лидия Стуре (1884-1908), Елизавета Лебедева (?-1908), проходившая "под кличками Казанская и Кися". И именно "поразительная бодрость духа" [3, 16] отличала этих женщин и запомнилась упомянутому выше Иванишину. Такою же несокрушимой бодростью духа характеризуются и выведенные Андреевым героини рассказа. Их у него две - Муся 19 лет и Таня Ковальчук, тоже очень молодая девушка. Они отличаются друг от друга не столько психологическим настроем перед казнью - они обе спокойны и бесстрашны, сколько нервно-психической реакцией на конкретно-происходящее.

Таня преисполнена материнской нежности к миру, а значит и людям. Заботливость ее о других - лейтмотив этого образа. Она вся в хлопотах о повседневном, сиюминутном. И хотя Андреев "лишил" ее детей, вполне возможно, что материнское начало в ней идет как раз от Анны Распутиной. Вероятно, что, подчеркивая Танино материнское отношение к окружающим, "материнскую жалость", Андреев добивался своеобразного "замещения": детьми террористки становились все люди, за которых она и шла на казнь. Поэтому-то сама казнь ее не трогает, не волнует, не страшит ("убит инстинкт смерти"?). Но в то же время в ней проглядывают и черты Лидии Стуре, которая, как известно, оказала при аресте вооруженное сопротивление (Таня "встретила полицию выстрелами и ранила одного сыщика в голову" [5, 76]).

Внутри Муси (это ее "прозвище", которым она назвалась, и в нем слышны отзвуки имени Кися) горит "огромный сильный огонь" [5, 74], она будто не замечает, что происходит вокруг, устремляясь к чистому и высокому голубому небу, кусочек которого виден в зале суда. И лейтмотивом ее образа становится это "равнение" на высоту ("храбрость офицера, идущего в бой"?), которое и делает ее счастливой даже в предлагаемых обстоятельствах. Муся рисуется Андреевым несколько бесплотной, парящей, как бы перетекающей в свои грезы, мысли, видения. Своеобразная героизация переживаний Муси отражает, скорее, отношение автора к своим героиням, чьи казни как бы приобщают их к сонму мучеников и героев, прославившихся в веках. Но в ее возвышенно-болезненных слуховых галлюцинациях нашла отражение и художническая интуиция Андреева, угадавшего, что разум может изменять человеку при соприкосновении с таким страшным явлением, как смерть.

Трудно установить, было ли ему известно, сколько террористок сошло с ума, будучи заключенными в тюрьму. Можно допустить, что он слышал о помешательствах Доры Бриллиант, замешанной в убийстве В.К.Плеве и вел. кн. Сергея Александровича, в 1906 году, Татьяны Леонтьевой, освобожденной из тюрьмы в связи с психическим заболеванием в 1907 (она ошибочно застрелила французского обывателя, приняв его за министра внутренних дел Дурново). Во всяком случае, то, что он называет "слуховыми фантазиями" Муси, вполне можно квалифицировать как бред. Но бред, имеющий под собой четкую психологическую основу: Муся видит себя "героиней-мстительницей". И если ее посещает сомнение, то не в ценности отнимаемой у кого-то жизни, а в том, что она еще не сумела стать наравне с подлинными мстителями.

Муся выписана значительно подробнее, чем Таня Ковальчук, ее отрешенность от мира подчеркивается постоянно, она становится ведущей "краской" при раскрытии ее внутреннего мира. Это героиня из разряда "не от мира сего". Эти особенности во многом соответствовали психологическому облику и поведению Анны Распутиной накануне и во время процесса, о чем мы можем узнать из записок ее защитника присяжного поверенного Александра Александровича Леонтьева [6]. Вот как описывает он свою подзащитную (события восстанавливает по памяти, следуя слышанным ею рассказам, его жена Любовь Леонтьева): "маленькая светлая женщина" (вспомним, что у Андреева Мусе сопутствует "горячая белизна", а "тело прозрачно светится" [5, 74]), всегда одетая в черное платье с белым воротничком. У Андреева в описании Муси тоже присутствует этот контраст белого и черного: "чернота /. / прямых и гордых глаз" оттеняется "мертвенной бледностью" [5, 74]. Распутина во время подготовки к теракту собиралась разводиться со своим мужем и к Леонтьеву обращалась за советами по этому вопросу: она жаждала освободиться от этого замужества, которое воспринимала как бремя. И то, что Муся "незаметным движением пальцев" все время ощупывает "углубленную полоску на среднем пальце правой руки, след какого-то недавно снятого кольца" [5, 74], можно расценить как "аллюзию" отсутствия обручального кольца на пальце Распутиной (вряд ли, страстно желая развестись, она продолжала носить кольцо!). "Распутина производила впечатление совершенно отреченного от жизни человека", - продолжает мемуаристка. При беседе с защитником она отвечала на вопросы "автоматически и не подыскивая слов оправдания. "Скорей бы окончились все эти формальности", - вырвалось у нее невольно" [6, 7(8)]. Это же настроение мы встречаем в рассказе, но уже у Тани Ковальчук: "На суд она не обращала никакого внимания, как на нечто совсем постороннее" [5, 76].

Но все-таки мог ли Андреев слышать рассказ защитника (кстати, защитник Муси появляется в "Рассказе о семи повешенных" как эпизодическое лицо. )? Похоже, что да. Обнаруженные совпадения могут быть объяснены тем, что в Петербурге в марте 1908 года вполне могли встретиться юрист, присяжный поверенный, специалист по крестьянскому праву, автор многих брошюр и учебников юридического характера, ходатай по делам революционеров Александр Леонтьев и писатель Леонид Андреев, который никогда не забывал своего юридического прошлого. Может быть, Андреев встречал где-то и Распутину. Ведь, как пишет тот же Леонтьев, она бывала в "литературных кружках" [6, 5(6)]. Частой гостьей была она и у Николая Васильевича Мешкова, жившего в это время в Петербурге и собиравшего у себя известных людей, известного пермского деятеля, мецената, выходца из купеческой семьи, материально поддерживающего журнал "Былое". Журнал начал выходить в 1906-1907 гг. и пользовался большой известностью. Он расходился в количестве 30 тысяч экземпляров и посвящал свои страницы истории освободительного движения в России. Во всяком случае контакты такого рода не могут быть исключены.

Современники упрекали Андреева в некоторой вымученности, придуманности размышлений героев перед смертью, в излишней "жертвенности", которой они упиваются. Особенно много нареканий вызвал именно образ Муси, в которой увидели Софью Перовскую [7]. Да, действительно, для террористов-народовольцев вопрос о ценности индивидуальной жизни "врага" просто не стоял. По сравнению с бедствиями, претерпеваемыми народом, уничтожение представителя власти выглядело малой каплей, которую можно внести в дело пресечения злоупотреблений. Об отрицании внутренней борьбы у человека, решившегося на террористический акт, предельно откровенно написала Вера Фигнер в своих воспоминаниях: "Мы о ценности жизни не рассуждали, никогда не говорили о ней, а шли отдавать ее, или всегда были готовы отдать, как-то просто, без всякой оценки того, что отдаем и готовы отдать" [8].

И вот эту "безрассудность" замечательно запечатлел Андреев, поскольку, осмелимся предположить, знал о психологии народовольцев что называется из первых уст: среди казненных именно Анна Распутина имела самый длительный, причем именно народовольческий революционный "стаж" и, следовательно, несла на себе отпечаток народовольческого сознания. Поэтому и нет у приговоренных женщин ни смятения, ни сожалений. А то, что эсеров начинало тяготить "право на кровь", которое они вменили себе в обязанность, мы узнаём, скорее, из литературы, чем из первоисточников. Достаточно указать на повесть В. Ропшина (Б.Савинкова) "Конь бледный" и его роман "То, чего не было". Но они были написаны позже произведения Андреева, и раскаяние, возможно, возникло тоже позже . Поэтому сомнения эсеров действительно могли быть Андрееву и неизвестны. А вот история жизни Анны Распутиной могла глубоко внедриться в сознание Андреева-художника и потом невольно "всплыть" в процессе работы над произведением.

Точно соотносить какую-либо из героинь рассказа с Анной Распутиной не представляется возможным. Да это и не нужно. Ее черты оказались "распределены" между обеими героинями, а кроме того, "приправлены" специфически андреевским пониманием предсмертной тоски, восторга и ужаса перед вечным небытием, непостижимости непоправимого и предрешенности неотвратимого.

Cписок литературы и примечания

1. Поведение и поступки русских женщин-террористок, несомненно, поражали воображение. Недаром французский журналист Гастон Леру (а в исторической памяти французов запечатлена Шарлотта Корде!) им посвятил главу со специфически французско-игривым названием "Бомбы за корсажем" в своей книге журналистских заметок (в начале 1900-х годов он был иностранным корреспондентом) "Агония царской России" (русск. пер. 1928).

2. Шулятиков В. Одинокие и таинственные люди // Курьер. 1901. N 278. О "схватках" Андреева и Шулятикова по поводу идеологических вопросов вспоминал П.Коган. Он указывал, что однажды произошел спор, пессимист Андреев или нет: "Андреев доказывал, что он не пессимист; Шулятиков /. / кричал и ругался, говоря, что Андреев задержал /. / ход прогресса" (Фатов Н.Н. Молодые годы Леонида Андреева. По неизданным письмам, воспоминаниям и документам". М., 1924. С. 308).

3. Записные книжки полковника Г.А.Иванишина // Минувшее. М.-СПб., 1994. Т.17. Цит. по: Женщины-террористки в России. Бескорыстные убийцы. Сост., вст. ст. и прим. О.В.Будницкого. Ростов-на-Дону. 1996. С. 15.

4. Есть сведения, что Лебединцев даже давал уроки итальянского языка первой жене писателя, а после публикации "Рассказа о семи повешенных" автор послал экземпляр его матери Надежде Александровне. (См.: Зильберштейн Я., В.В.Лебединцев // Каторга и ссылка. 1928. N 2(39).

5. Андреев Леонид. Повести и рассказы в двух томах. Том второй. 1907-1919. М., 1971.

6. Процесс Летучего Боевого отряда Северной области партии социалистов-революционеров. Из архива защитника по политическим процессам Александра Александровича Леонтьева и по личным воспоминаниям его жены Любови Александровны Леонтьевой. Центральный государственный архив (ЦГА) г. Санкт-Петербурга. Ф. 506. Оп. 1. Д. 625. Л. 2-14. Авторы благодарят Григория Семеновича Кана, впервые обнаружившего эти воспоминания в 2009 году и познакомившего их с ценным материалом.

7. Баян [Рославлев А.С.]. Мысли и впечатления: Рассказ о пяти повешенных // Вечер. 1908. 28 нояб. (N 171). С. 1.

Одним из главных героев рассказа был террорист Сергей Головин, человек молодой, сильный и жизнерадостный. Он любил жизнь всем сердцем во всем ее разнообразии. Он умел радоваться каждому мгновению, каждому новому дню. Его грела мысль о том, что впереди у него еще столько всего нового и интересного, долгая жизнь, полная радости и счастья, которую он собирался посвятить большому и важному делу, совершить нечто великое и значимое для себя и других людей.

Как ни странно, но человек, посвятивший себя борьбе с царским режимом, был сыном полковника в отставке, а сам он также занимал положение, непосредственно связанное с государственной службой, поскольку был офицером и давал присягу на верность императору. Учитывая романтический нрав Головина и его стремление совершить что-то возвышенное и достойное, можно объяснить его приверженность идеям терроризма. Но теперь он вынужден жестоко расплачиваться за совершенные им деяния, должен пойти на смерть.

Пока шел суд, Головин сохранял удивительное спокойствие, находясь в каком-то отрешенном от реальности состоянии. Он задумчиво смотрел в окно, подолгу задерживая взгляд на весеннем солнце и облаках, медленно плывущих по синему небосводу. Он старался не слышать и не замечать того, что происходит в зале суда. Однако в отдельные мгновения он все же утрачивал контроль над собой и возвращался к ужасной реальности. И в тот же миг в его душе с новой силой пробуждалась любовь к жизни, и взгляд Головина вновь наполнялся радостью.

Ближе к концу героя начинает охватывать страх смерти, как бы старательно он не пытался его заглушить. И в те моменты он начинал думать о великой ценности жизни. Перед самой казнью Головин ощутил странное состояние, когда человек еще не умер, но жизнь уже покинула его. Это было состояние пустоты и отстраненности. Было ощущение, что тело героя вовсе не принадлежит ему. После Головин достиг нового состояния – некого прозрения, он словно прикоснулся к чему-то непостижимо высокому и недосягаемому до сей поры. И тогда он почувствовал успокоение, к нему вернулась радость жизни. Так до самой казни Головин сохранял спокойствие, чистоту души и любовь к жизни.

Финал истории ужасен и прекрасен одновременно. Жизнь вокруг продолжала идти своим чередом. Наступал рассвет, над морем поднималось солнце, и в тот же момент трупы повешенных арестантов увозили с места казни. Жизнь продолжалась, но герои уже никогда не смогут насладиться ее прелестью.

Анализ рассказа Андреева Рассказ о семи повешенных

Несколько интересных сочинений

Главным персонажем повести Александра Грина является мечтательная и искренняя девушка Ассоль. Эта девушка - один из самых романтических персонажей русской литературы XX века

Всякому человеку знакомо это понятие. На первый взгляд, понятное и простое. Но, если задуматься, то сразу не ответишь. Так, что же такое дружба?

Минуй нас пуще всех печалей И барский гнев, и барская любовь

Несмотря на то, что моя комната очень просторна, она выглядит красиво и со вкусом. Моим любимым предметом мебели является мой рабочий стол. Его мы приобрели относительно недавно

Измена и предательство — злободневная проблема в настоящее время, в трудные дни перепадов человеческого настроения, в дни сомнений и колебаний, непонимания между собой. Поэтому-то, вероятно, рассказ Л. Андреева "Иуда Искариот", хоть и вышедший в свет в начале прошлого века, в такой степени известен и злободневен в наше время. Поэтому-то занятна оценка писателем аргументов предательства (выделяющаяся парадоксальностью мнения), изучается цель действия героя и предпосылки его поступков.

В основе сюжета рассказа, что мы наблюдаем и в других андреевских произведениях, лежит евангельская история, хотя, как писал Горький, "в первой редакции рассказа "Иуда" у него оказалось несколько ошибок, которые указывали, что он не позаботился прочитать даже Евангелие". Действительно, используя евангельский сюжет, автор весьма субъективно передал его. Как же понимать психологию поступка Иуды в рассказе Л. Андреева, что заставило его предать Иисуса, нарушив тем самым, казалось бы, все законы нравственности и морали?

С самого начала и на протяжении всего рассказа рефреном звучат слова "Иуда Предатель", такое имя укоренилось в сознании людей изначально, и Андреев принимает и использует его, но лишь как "прозвище", данное людьми. Для писателя Иуда во многом символический предатель.

У Андреева Иуда в самом начале рассказа представлен как весьма отталкивающий персонаж: неприятна уже его внешность ("безобразная бугроватая голова", странное выражение лица, как бы разделенного пополам), странен переменчивый голос "то мужественный и сильный, то крикливый, как у старой женщины, ругающей мужа, досадно-жидкий и неприятный для слуха". Отталкивают его слова, "как гнилые и шероховатые занозы ".

Итак, с самого начала повествования мы видим, как порочна природа Иуды, преувеличено его безобразие, асимметричность его черт. А в дальнейшем поступки Иуды будут удивлять нас своей несуразностью: в разговорах с учениками он то молчалив, то чрезвычайно добр и радушен, что даже пугает многих его собеседников. С Иисусом Иуда подолгу не разговаривал, но Иисус любил Иуду, как и других своих учеников, часто искал глазами Иуду и интересовался им, хотя Иуда, казалось бы, не достоин этого. Рядом с Иисусом он выглядел низким, глупым и неискренним. Иуда постоянно лгал, так что нельзя было знать, правду говорит он в очередной раз или лжет. Вполне можно объяснить великий грех Иуды — предательство Учителя своего — натурой Иуды. Ведь возможно, что его зависть к чистоте, непорочности Иисуса, его неограниченной доброте и любви к людям, на которые Иуда не способен, привели к тому, что он решил погубить своего учителя.

Но это лишь первое впечатление от рассказа Л. Андреева. Почему автор в начале рассказа и потом много раз сравнивает Иисуса и Иуду? "Он (Иуда) был худощав, хорошего роста, почти такого же, как Иисус". Писатель ставит в один ряд два таких, казалось бы, противоположных образа, он сближает их. Между Иисусом и Иудой, как кажется, существует какая-то связь, они постоянно соединены невидимой ниточкой: глаза их часто встречаются, и мысли друг друга они почти угадывают. Иисус любит Иуду, хотя и предвидит предательство с его стороны. Но и Иуда, Иуда тоже любит Иисуса! Он любит его безмерно, он благоговеет перед ним. Он внимательно вслушивается в каждую его фразу, чувствуя в Иисусе какую-то мистическую власть, особенную, заставляющую каждого слушающего его преклоняться перед Учителем. Когда же Иуда обвинил людей в порочности, лживости и ненависти друг к другу, Иисус стал отдаляться от него. Иуда чувствовал это, воспринимая все очень болезненно, что тоже подтверждает неограниченную любовь Иуды к своему Учителю. Поэтому не удивляет стремление Иуды приблизиться к нему, быть постоянно рядом с ним. Возникает мысль, не явилось ли предательство Иуды способом приблизиться к Иисусу, но совершенно особым, парадоксальным путем. Учитель погибнет, уйдет из этого мира Иуда, и там, в другой жизни, они будут рядом: не будет Иоанна и Петра, не будет других учеников Иисуса, будет лишь Иуда, который, он уверен, больше всех любит своего Учителя.

При чтении рассказа Л. Андреева нередко возникает мысль, что миссия Иуды предопределена. Ни один из учеников Иисуса не смог бы вынести такое, не смог бы принять на себя такую участь.

Действительно, у Андреева образы других учеников — лишь символы. Так, Петр ассоциируется с камнем: где бы он ни был, что бы он ни делал, — везде используется символика камня, даже с Иудой он состязается в кидании камней. Иоанн — любимый ученик Иисуса — это нежность, хрупкость, чистота, духовная красота. Фома прямодушен, тугодум, в действительности, — Фома неверующий. Даже глаза Фомы пусты, прозрачны, в них не задерживается мысль. Так же символичны образы других учеников: никто из них не смог бы предать Иисуса. Иуда — вот тот избранник, которому выпала эта участь, и только он способен на сотворчество в подвиге Иисуса — он тоже приносит себя в жертву.

Заранее зная о том, что он предаст Иисуса, совершит такой тяжкий грех, он борется с этим: лучшая часть его души борется с предначертанной ему миссией. И душа не выдерживает: победить предопределение невозможно. Итак, Иуда знал, что будет совершено предательство, будет смерть Иисуса и что он убьет себя после этого, он даже наметил место для смерти. Он спрятал деньги, чтобы потом бросить их первосвященникам и фарисеям — то есть вовсе не в алчности была причина предательства Иуды.

Содеяв злодеяние, Иуда предъявляет обвинение в том. ученикам. Его ошеломляет то, что, когда Учитель скончался, все могли принимать пищу и спать, могли продолжать прежнюю обычную жизнь без Него, без своего Учителя. Сам же Иуда считает, что существование лишено смысла после смерти Иисуса. Получается, Иуда не до такой степени бессердечен и жесток, как все полагали первоначально. Любовь к Иисусу обнаруживает многие утаенные доселе положительные качества его, безгрешные, невинные стороны его души, обнаруживающиеся, однако, только следом за смертью Иисуса, равно как со смертью Иисуса раскрывается измена Иуды.

Только о предначертании свыше говорит парадоксальная совокупность предательства и проявления лучших черт в душе героя: Иуда не в состоянии одержать победу над ним, однако он и не в состоянии не боготворить Иисуса. И такая психология предательства состоит в борьбе личности с предначертанием, в борьбе Иуды с назначенной ему миссией.

Содержание повести

Министра сегодня должны были взорвать, но заговорщиков успели арестовать. Полиция смогла предотвратить нападение. Его самого срочно отвезли в чужую квартиру, сказав перед этим, что взрыв был назначен на час дня.

Министра предупредили об опасности

Но ведь никому не ведомо, когда человеку предначертана смерть. Такое знание было бы мучительным. Незнание, считает министр, намного лучше. Сегодня он избежал покушения, но никто же не знает, сколько времени у него осталось. Неожиданный приступ может в любое мгновение забрать его жизнь. Вот и смерть затаилась в углу чужой квартиры, как бы ожидая. Министр почувствовал, что ему трудно дышать…

Приговоренные к смерти

В этой главе описывается 5 заговорщиков, пытавшихся убить министра. Трех молодых людей и одну девушку схватили около дома. Другую женщину взяли на конспиративной квартире, хозяйкой которой она была. Все они были относительно юны:

Приговоренные к смерти

Меня не надо вешать

А за некоторое время до ареста заговорщиков к повешению был приговорен еще один человек, крестьянин. Он являлся эстонцем, и его звали Иван Янсон. Работал он на протяжении нескольких лет батраком на русских помещиков. Мрачный и малоразговорчивый мужчина постоянно пил, после его окутывала ярость, и он избивал лошадь плеткой.

Ивана за его преступления приговорили к повешению

В один из дней его рассудок полностью затуманился. Он закрыл кухарку в комнате, а сам пошел в спальню хозяина и вонзил в него нож. Бросился к его жене, чтобы надругаться на ней. Но девушка была сильней, и сама чуть не убила его. Иван бежал. Его очень быстро арестовали. Он сидел около сарая в попытках поджечь его, чиркая промокшими спичками.

Но судьи сажают Ясона за решетку. Он все время спрашивает у охранников, когда его казнят. Тюремщики удивлены — этот пустой и нелепый человечишка казался им таким счастливым, как будто не его приговорили к смерти. Ивану же повешение кажется чем-то отдаленным, ненастоящим, об этом не нужно переживать.

Казнь разбойника

За свою короткую жизнь Михаил Голубец, прозвище которого Мишка Цыганок, совершил множество преступлений. Сейчас, когда он был приговорен к казни за убийство, Михаил сохраняет свойственные его характеру такие черты, как лукавство и грубость. 17 суток, которые он провел за решеткой перед повешением, проходят для него как одно мгновение. Он торопится жить, осознавая, что времени мало. Его телу необходимо движение, мозг начинает быстро работать.

Казнь разбойника

Леонид Андреев

Андреев сделал в основе психологического конфликта повести столкновение инстинкта жизни и смерти. Вначале автор описывает мучения министра, который спасся от покушения на него. Пока рядом с ним находились люди, он ощущал приятную взволнованность. Оставшись наедине, министра охватывает животный страх.

В повести описывается мысль, что страшна не смерть, а ее осознание, тем более, если уже назначен ее день и час. Министр осознает, что он не успокоится, пока не сможет пережить час, на который назначено его убийство.

Мысль произведения заключается в том, что каждый человек обязан подумать перед смертью о главном, поскольку даже последние часы жизни имеют большой смысл, вероятно, самый важный, который полностью раскрывает личность.

Л. Андреев прошел трудный путь, вписав в литературу одну из самых ярких и трагичных страниц. На его пути было много неудач и заблуждений, однако даже в сложных ситуациях он не утратил дара благородства и искренности.

Читайте также: