Итоговое сочинение работа учителя

Обновлено: 02.07.2024

Ключевые слова:допускное сочинение, методы и приемы, подготовка, языковые средства.

В 2014 году Министерство образования вернуло в школы итоговое сочинение. Введение выпускного сочинения в 11 классе потребовало пересмотра работы учителя литературы. Из всех жанров школьного сочинения: повествование, описание, рассуждение – на мой взгляд, последний - самый сложный.

Во-первых, потому, что требует от пишущего не только возможности грамотно выражать свои мысли, но и наличия собственной позиции, умения ее обосновывать.

Во-вторых, потому, что предполагает знание фактического материала, используемого в качестве аргументов. Вопрос о том, как писать сочинение-рассуждение, – один из ключевых при подготовке к ЕГЭ.

В-третьих, готовность детей коренной национальности к допускному сочинению имеет свои проблемы: бедность в употреблении красочных средств для выразительной речи, отсутствие образности, эмоциональности в устной и письменной речи, недостаточный уровень сформированности логического обоснования своих утверждений и выводов.

Чтобы сформировать умение создавать текст на заданную тему, стараюсь со своими учениками анализировать готовые тексты с разных точек зрения (тема, авторская позиция, композиция, языковые средства) и регулярно практиковать выполнение письменных работ различного объёма на основе художественного произведения.

Сочинение требует от школьника умения думать, говорить, грамотно и последовательно излагать свои мысли, поэтому работу по подготовке учащихся к написанию сочинения-рассуждения начинаю с 5 класса с отработки структуры сочинения-рассуждения.

Структура сочинения – рассуждения, как и любого другого, состоит из вступления, основной части, заключения, но имеет свою специфику в содержательной части.

Во вступлении, содержащем тезис – положение, требующий доказательств, должна быть четко сформулирована основная мысль сочинения и авторские рассуждения вокруг нее.

Аргументы должны быть четко связаны друг с другом, должны раскрывать мысль, заложенную в тезисе. Аргументацию можно строить как на одном произведении, так и на нескольких.

При обучении детей написанию сочинений-рассуждений использую различные приемы и методы, один из которых уже представлен выше.

Композиция сочинения должна быть кольцевой: вступление и заключение взаимосвязаны.Объем сочинения рассчитывается по формуле:Вступление + Заключение = 1/3 объема сочинения [1].

Необходимо, начиная с первой четверти 10 класса,повторять изученные литературные произведения по тематическим блокам, анализировать ключевые эпизоды, подбирать цитатный материал.

Следующий этап работы - консультации: помочь учащимся определиться с выбором темы. После определения выбора темы, необходимо проанализировать особенности работы по каждой теме. Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы (вопроса) и осмыслить её, определить свою задачу по её раскрытию.

Положительный результат при этом даёт вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. Удобнее использовать вопросительные формулировки тем.

В ходе обучения написанию сочинения вместе с учащимся можно составить алгоритм работы над сочинением:

1. Определить тему сочинения.

2. Выделить ключевые слова, в которых заключен смысл текста.

3. Сформулировать тему в виде вопросов.

4. Ответить на эти вопросы – одним-двумя предложениями и записать их в черновике.

5. Попробовать доказать правоту своего рассуждения.

6. Вспомнить литературные произведения, которые раскрывают данную тему.

7. Выстроить логическую последовательность своего суждения.

8. Составить план сочинения.

9. Вернуться к началу своих рассуждений, сравнить исходную мысль и мысли, которые пришли во время рассуждения, обращения к художественным текстам.

10. Сделать выводы, записать их

11. Написать черновик.

12. Отредактировать работу.

13. Написать сочинение [2].

Подобные алгоритмы можно сформулировать совместно с детьми для работы над другими темами сочинений. Участие в составлении алгоритма поможет обучающимся лучше усвоить особенности различных жанров сочинений.

Все написанные учеником работы должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя, каждый ученик должен иметь индивидуальный план работы над допускным сочинением.

Абсолютно ясно: если ученик, увидев оценку за сочинение, закрыл тетрадь и не задал учителю вопросов - сочинение писалось напрасно. Именно рецензия, написанная учителем, является важнейшим средством формирования у учащихся навыков создания письменных текстов. Она дает возможность в полной мере реализовать личностно-ориентированный подход в обучении: учитель рецензирует каждое сочинение школьника, учитывая психологические особенности ребенка, дает необходимые советы и рекомендации, ведет диалог с учеником, отмечая положительные стороны работы и наметившийся прогресс в знаниях и умениях учащегося. Задача учителя - не просто обосновать поставленную за сочинение оценку, а дать конструктивный анализ работы, выполненной учеником: оценить ее достоинства инедостатки, высказать рекомендации к совершенствованию [3].

Когда алгоритм написания сочинения усвоен обучающимися, к рецензии стараюсь привлечь обучающихся, наиболее подготовленных к написанию сочинения. Привлечение самих обучающихся к рецензированию определяет их новую социальную роль, что может послужить мотивацией для более активного обучения написанию сочинения.

Совместная работа учителя и ученика при подготовке к допускному сочинениюпосредством применения эффективных форм, методов и приемовобеспечитуспешное написаниедопускного сочинения каждым выпускником.

Уже седьмой год подряд выпускникам школ России предстоит писать итоговое сочинение – сложную и, несомненно, серьёзную работу. Не преувеличу, если скажу, что подготовка к ней начинается буквально с первых лет обучения в школе и проводится не только учителями русского языка и литературы, поскольку умение создавать сочинение формируется в процессе изучения разных предметов (в первую очередь, дисциплин гуманитарного цикла). Учителя, преподающие разные предметы, должны способствовать систематизации и проблематизации знаний учащихся, дальнейшему повышению их речевой культуры, развитию языкового чутья.

Чтобы подготовить ученика к сочинению, особое внимание следует уделить формированию умения создавать связный текст на заданную тему. Как показывает практика, наиболее эффективно в этой связи сочетание двух направлений работы. С одной стороны, необходимо анализировать готовые тексты с разных точек зрения: коммуникативная задача текста (вычленение главной информации, определение темы и микротем), его логический и композиционный замыслы, отбор лексики, сочетаемость слов, риторические приемы и др. С другой стороны, следует регулярно практиковать выполнение письменных заданий различного объема на основе художественного произведения (или его фрагмента).

Приступая к работе, ученик должен внимательно прочитать формулировку темы и осмыслить ее, определить свою задачу по ее раскрытию. Положительный эффект при этом дает вычленение в теме опорных слов, анализ смысла каждого из них, их взаимосвязи. На этом месте мне хотелось бы остановиться подробнее. Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературы _____________ в 11-ом классе по работе над опорными словами.

РОЛИК №1 – РАБОТА СО СЛОВАРЯМИ

РОЛИК №2 – РАСПРЕДЕЛИТЬ ПРОИЗВЕДЕНИЯ ПО НАПРАВЛЕНИЯМ

РОЛИК №3 – АНАЛИЗ ГОТОВОГО СОЧИНЕНИЯ

1. Риторический вопрос – вопрос, как бы возникающий в сознании и читателя, и автора:

2. Прямая связь - автор работы открыто говорит о своих дальнейших намерениях:

3. Переход-соединение - абзацы соединяются с помощью специальных слов: тоже, также, и, следующий…

4. Переход-противопоставление - с помощью сло: иной, другой, а, же, но…

5. Внутренняя связь - отсутствуют видимые лексические, синтаксические признаки связи. Она проявляется только при внимательном чтении текста, анализе смысла.

Однообразие переходов лишает работу живости, энергичности, разнообразие свидетельствует о естественном течении мыслей, о том, что ученик хорошо владеет письменной речью.

Остаётся лишь добавить, что итоговое сочинение – не просто экзаменационная работа. Умение самостоятельно моделировать устное и письменное высказывание поможет будущему выпускнику осуществлять речевой самоконтроль, генерировать идеи, общаться с людьми, вести конструктивный диалог.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Из опыта работы учителя русского языка и литературы

Подготовка к итоговому сочинению

Темы направлений итогового сочинения в 2021 -2022 учебном году:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека.

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?

3. Преступление и наказание – вечная тема.

4. Книга ( музыка ,спектакль, фильм) – про меня.

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина.

Посмотрим, на что нацеливают тематические направления, каковы требования ФИПИ .

Учащиеся читают комментарии, опубликованные ФИПИ .

Этапы работы над итоговым сочинением

1) Задать себе вопросы:

- Что от меня требуют предложенные темы? (надо обратить внимание на ключевые слова

- На каком материале можно раскрыть данные темы?

- Достаточно ли хорошо знаю (помню) тот материал, который буду брать в качестве

2) Выбрать одну из предложенных тем.

При выборе темы надо помнить, что он должен определяться не моими симпатиями (этого

писателя люблю, а этого нет), а знанием материала.

2. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:

- высказывание своего взгляда на проблему;

- вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

- обоснование причин обращения к этой теме;

- использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

- проведение анализа какого - либо понятия, входящего в формулировку темы;

- проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

- оформление вступления в виде риторических вопросов

3. Обдумать заключение. Это может быть так:

- обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на

черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не

забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержать не больше 6 -7

4. Определить композицию будущего сочинения, композиционные части, содержание

Возможные пути раскрытия содержания (на выбор учащегося)

1. Вступление (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной

трети всего сочинения)

Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)

- ретроспективный обзор затрагиваемой темы;

- обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;

- разъяснение основных понятий темы;

- изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

2. Основная часть

Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение

- использование индукции: от конкретного к обобщению;

- использование дедукции: от общего к детальному рассмотрению.

3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной

трети всего сочинения)

- изложение основной мысли в виде итоговых выводов;

- указание на изменчивость проблемы

IV . Тактика работы над сочинением. Критерии оценивания.

1. Пишу сочинение на черновике.

2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество - 350

слов. Максимальное количество слов не устанавливается).

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для чего

отвечаю на следующие вопросы:

- Правильно ли понята тема, соответствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис?

(Это критерий 1, обязательный для получения зачёта)

- Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (Это критерий 2, обязательный для получения зачёта)

- Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность

- Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны

ли эти переходы?

- Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом?

- Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые

вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли

разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4)

- Насколько грамотно написана работа? (Это критерий 5)

V этап. Работа над текстами.

- Учи тель. Взгляните на экран. (На экран проецируются синонимы к слову преступление: деяния, убийство, проступок, оскорбление, преступник, прегрешение,

наказание, расплата ). Зачитайте слова. Скажите, к какой группе их можно отнести по

лексическому значению. ( К синонимам) - Назовите направление, к которому они

- На каком приеме основано название этого направления? (Противопоставление)

- Учитель . Как вы понимаете эти понятия? Дайте им определения . (Учащаяся дает

Преступление – 1. это общественно-опасное действие или бездействие, направленное

против существующего строя или нарушающее существующий правопорядок.

2. Перен., недопустимый, непозволительный поступок.

закона и нарушение моральных устоев и правил.

Нарушение закона – это различные деяния, за которые следует наказание со стороны

государства: убийства, грабежи, коррупция и многое другое.

Нарушение законов морали – это унижение других, потеря стыда и совести, предательство

своих идеалов, безжалостное отношение к природе, животным, это любые поступки,

которые не соответствуют моральным устоям и принципам, существующим в обществе.

Наказание – это мера воздействия со стороны государства, санкции, которые оно

применяет к совершившему преступление, к преступившему закон; санкции со стороны общества за аморальные поступки человека, за нарушение им нравственных законов; тягостное состояние человека, осознание им самим своего неправильного поведения, самонаказание, самобичевание, кара.

Темы по направлению:

Чувство вины — это хорошо или плохо?

Справедливость и гуманность — возможен ли компромисс?

Нужно ли проявлять милосердие по отношению к преступнику?

За что человеку бывает стыдно?

Последствия преступления для общества.

Почему растет уровень преступности?

От чего зависит уровень преступности?

Всегда ли человек раскаивается за свое преступление?

Имеет ли право жертва отомстить преступнику?

Верно ли, что тот, кто прощает преступление, становится его сообщником?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Итак, как я выстраиваю свою деятельность по подготовке учащихся к итоговому сочинению?

Естественно, во-первых, знакомлю их с тематическими направлениями, рекомендованными Министерством образования, и критериями оценивания работ.

Во-вторых, знакомлю с требованиями к сочинению, и напоминаю особенности написания сочинений-рассуждений и эссе.

Далее беру одно направление на урок, даю комментарий и рекомендую литературу по нему. Причём предлагаю учащимся перечитать только одно произведение из школьной программы, небольшое по объёму, соответствующее данному направлению. Так как в последнее время дети практически не читают, стараюсь подобрать какой-нибудь небольшой рассказ. На уроке мы его анализируем вместе, а дома они пишут сочинение с минимально допустимым количеством слов (250). Таким образом, к концу ознакомления с тематическими направлениями ребята перечитали 5 произведений и подробно их проанализировали.

Следующий этап в моей работе – это работа над композицией сочинения. Для этого я знакомлю одиннадцатиклассников с алгоритмом работы:

Внимательно прочитайте тему сочинения.

Найдите ключевые слова.

Начните своё сочинение с ключевого слова, порассуждайте по теме, выясните её актуальность.

Задайте вопрос самому себе: что же это такое?

Теперь переходите к основной части сочинения. Дайте своё определение термина.

Формулируйте свою точку зрения на тему (тезис)

Сделайте общий вывод. Посмотрите на вступление. Какой вопрос ставили перед собой? Ответьте на него в заключении.

Перечитайте сочинение, проверьте орфографию, пунктуацию, ищите речевые и грамматические ошибки; проверьте правильность абзацного членения.

Подсчитайте количество слов.

Кроме этого, предлагаю учащимся клише, которые помогут привести их мысли в порядок.

Читайте также: