Язык подобен многоэтажному зданию его этажи единицы сочинение

Обновлено: 05.07.2024

11 февраля на третьем уроке будет русский язык - по замене.

Д.з.: 1)упр.278, 2)сочинение на лингвистическую тему в инд. тетради! (по упр.290, 291 - на выбор) 3) сочинение по картине переписать в чистовик и принести тетрадь для контрольных работ в школу

Контрольную переписать или дописать (дату уточню): Нике, Маше Д., Дарье З., Илье Г., Алексею Х., Георгию, Петру, Андрею, Насте М., Владу. .

Сегодня было два урока.
На уроке: проверка домашнего задания (упр.275) – 4-ое предложение у доски с цифровыми заданиями.
Работа с учебником – стр. 135 – рассмотрели таблицу.
У доски синтаксический разбор предложения:
Над моей головой тревожно бились и трепетали листья клёна, но не сверкали от лучей солнца, а бледно рисовались на тёмно-синем фоне.
Составим схему однородных членов предложения

Упр. 272 – комментированное письмо
Писали словарный диктант: декларация, декорация, депортация, департамент, диалог, дискуссия, достоинство, достопримечательность, оппонент, пессимист, оптимист, истинный, подлинный, поражать, постамент, постановление, президент, президиум, прения, преследование, привилегия, пролог, во что бы то ни стало .

Сочинение на лингвистическую тему по высказыаниям из упр. 290, 291. ВСЕ ВОПРОСЫ ЗАДАВАЙТЕ, ПОЖАЛУЙСТА В ПРОЦЕССЕ НАПИСАНИЯ! ОТВЕЧУ.
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на лингвистическую тему:
1. Наличие обоснованного ответа на поставленный вопрос (требуется правильно порассуждать на теоретическом уровне, не допустив фактических ошибок).
2. Наличие примеров-аргументов (требуется привести 2 примера-аргумента из текста, верно указав их роль в тексте).
3. Смысловая цельность, речевая связность и последовательность сочинения (требуется, чтобы работа представляла собой цельный текст, связанный по смыслу, изложение мыслей последовательное, без логических ошибок, соблюдается абзацное членение).
4. Композиционная стройность работы (соблюдены композиционные части (вступление, 2 доказательства с примерами в основной части, заключение).

Во вступлении проще всего использовать предложенную цитату или как-то её переформулировать, сохранив основной смысл. Это будет отправная точка рассуждения.

В основной части нужно обосновать, доказать тезис из темы (вступления). Для этого

1) Думаем, какие 2 теоретических аргумента приведём для обоснования мысли, заявленной в теме сочинения. Если приходит больше мыслей, фиксируем на черновик все. Лучшее отберём позже.

2) Находим в тексте и подчеркиваем те слова, словосочетания или предложения, которые могут проиллюстрировать и подтвердить основную мысль сочинения и наши теоретические аргументы.

3) Из подчёркнутого выбираем 2 примера, которые сможем объяснить, разобрать, истолковать правильно и грамотно.

4) Формулируем доказательство, дополняем его первым отобранным примером. Затем так же формулируем второе доказательство.

Если в голову приходит больше аргументов, записываем все доказательства на черновик и уже потом выбираем 2 самых лучших, сильных, ярких, весомых.
Обращаем внимание на соответствие сформулированных аргументов теме и основной мысли всего сочинения,
верное теоретическое умозаключение,
правильность определения роли отобранных примеров в тексте.
Заключение может (и должно) перекликаться с вступлением, в нём подводится итог сказанному. Заключение может начинаться со слов: таким образом, действительно … как видно из примеров… действительно… итак,

Как видно из примеров, назначение морфем в образовании слов, а роль словосочетаний в углублении и уточнении смысла. Действительно получается, что у каждой языковой единицы своя роль, своя работа в общей системе.

На уроке начали составление рассказа по иллюстрациям Х.Бидструпа.

Лингвист М.В.Панов однажды написал: "Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи -- единицы: звук, морфема, слово, словосочетание, предложение. И каждая из них занимает свое место в системе, каждая выполняет свою работу". Это высказывание лингвиста я понимаю так: язык -- это многоуровневая система, и каждый уровень (фонетический, морфемный, лексический, синтаксический) играет свою роль, выполняет свои функции.

Особенно это заметно в художественных текстах, где можно встретить самые разные языковые средства, и все они подчинены одной цели -- выразить мысль автора наиболее полно, емко, выразительно.

Докажем справедливость высказывания М.В.Панова на примере текста О.Павловой про волонтера Нюшу и неизлечимо больного мальчика Гришу.

В предложении 53 ("Смех светлым вихрем пронесся по всем углам, подхватив и ошарашенную Нюшу") мы наблюдаем такое средство звуковой выразительности, как аллитерация. Повторение звуков [с], [х], [ш] помогает читателю услышать шум сильного порыва ветра.

Невероятная новость о том, что мальчик Гришка смеется, поразила пациентов и персонал больницы, и многозначное слово "высыпали (все)" помогает зримо представить, как в коридоре неожиданно появилась толпа.

Уменьшительно-ласкательный суффикс -еньк- в слове "Гришенька" показывает отношение старшей медсестры к мальчику и ее беспокойство о грустном пациенте, который никогда не смеется.

Пояснительные отношения в бессоюзном сложном предложении 4 помогают нам понять, почему далеко не всем детям разрешали играть с клоунами: "Родители и врачи не всех детей отпускали играть с клоунами: многим ребятам было запрещено волноваться, испытывать сильные, пусть даже радостные эмоции, потому что болезни могли дать осложнения".

Как видим, на каждом уровне языка находятся средства, которые позволяют автору точнее передать свои мысли и чувства, нарисовать образы героев, показать их взаимоотношения. Это доказывает нам справедливость высказывания М.В.Панова, утверждавшего, что "каждый этаж" языка "выполняет свою работу".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Главная страница К экзаменам Ученические работы Для уроков Круг чтения Мои эссе

  • Главная страница
  • Готовимся к ЕГЭ
  • ОГЭ: образцы сочинений
  • ОГЭ
  • Ученические работы
  • Для уроков
  • Мои эссе
  • ЕГЭ: сочинение
  • Круг чтения
  • Схемы. Опорные конспекты
  • Итоговое сочинение (изложение)

воскресенье, 31 марта 2013 г.

Сочинение о роли языковых единиц (по цитате М.В. Панова)

Подскажите, пожалуйста, какие аргументы лучше взять из текста по цитате Панова: "Язык подобен многоэтажному зданию. Его этажи — единицы: звук (фонема), морфема, слово, словосочетание, предложение, текст. И каждая из них занимает своё место в системе, каждая выполняет свою работу."
Из текста:

Здравствуйте, уважаемый аноним! А почему Вы не хотите зарегистрироваться и стать постоянным читателем моего блога? Это ведь так просто! Ну, ладно, помогу Вам в очередной раз.

Язык представляет собой систему. И в нём первостепенное значение имеют отношения, в которые вступают единицы языка. Звуки (фонемы), морфемы, слова, словосочетания, предложения, текст -- это единицы языка. Мельчайшая из них -- это фонема, смыслоразличитель. Сравните, например такие слова: дам, дом, дым, дум (много), Дим (разговорное обращение от Дима). В них гласные фонемы позволяют нам понять, о чём или о ком идёт речь. Фонемы бывают в слабой и сильной позиции. Смыслоразличителем фонема является, находясь в сильной позиции. Так, в исходном тексте есть слово обстановку. Фонема в нём находится в слабой позиции -- перед глухой согласной фонемой , поэтому она и уподобляется ей и звучит, как . Но по главному закону русского языка -- фонемному, следует писать букву фонемы в сильной позиции. Для парных глухих/звонких согласных это позиция перед гласными. Подставляем гласный звук -- обождать , чётко слышится б, поэтому и пишем оБстановку..

В сочинении для ГИА вам достаточно написать о том, что слова состоят из звуков (фонем). Например, слово обстановку состоит из фонем . Фонемы в приставке , и в корне , находятся в слабой позиции. Их надо проверить, поставив в сильную позицию: Обжиг, оБождать, стАВить и написать соответствующие буквы.

Слово обстановку состоит из приставки, корня, суффикса, окончания: об-стан-овк-у. Морфемы -- языковые единицы более высокого уровня, чем фонемы. Это как бы второй "этаж" дома. Во всех словах обязательно есть хотя бы одна главная морфема -- корень.

Следующая единица языка -- это слово. С помощью слов мы постигаем смысл высказывания. Так, в исходном тексте есть многозначное слово язык . Оно употреблено в словосочетаниях стихия языка -- значит речь, русский язык -- язык определенного народа, язык писателя -- слова, которые употребляет тот или иной автор. Понять же, о каком языке идёт речь, конкретизировать лексическое значение этого слова, помогают словосочетания: см. приведённые выше примеры..

Однако употребляя отдельные слова и даже словосочетания, мы не сможем выразить мысль. Только связанные по смыслу и грамматически, они формируют высказывание. Связь слов в предложении можно показать на примере любого предложения из текста. Например, 9 предложения. Действие (чего?) романа, повести, рассказа; разворачивается (где?) перед взором; взором (каким?) мысленным и т.д.

И наконец верхний "этаж" нашего здания (языка) -- текст. Предложения, объединённые одной темой, основной мыслью, связанные по смыслу и с помощью различных грамматических средств связи, образуют текст. Так, перед нами текст о том, почему предпочтительнее читать книги, чем смотреть фильмы по ним.

Таким образом, мы доказали, что каждая из языковых единиц на своем месте и каждая выполняет свою работу в языке.

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ  Докажем мысль Панова на примере из текста.  Для того чтобы предложение было связанным, нужно правильно применить морфему.  Действительно, я согласен с его высказыванием и попробую доказать его на примере текста Ю. Сергеева.  Например, в своём высказывании автор говорит о слове, о его составляющих: звук, морфема и само слово.

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ  Аргумент: В данном тексте (предложение 21), если убрать предложение с восклицанием, прямую речь, то смысл во всём предложении исчезнет, оно не будет иметь ни начала, ни конца.  Благодаря окончанию мы можем услышать связанное, понятное нам словосочетание, которое с помощью одного слова смогла точно описать нам главное слово.  Всего лишь пять слов, обыкновенных, невозвышенных, простых, но как при помощи их правильного подбора, морфем, интонации, которая создаётся с помощью звуков, словосочетаний, правильно подобранных из всех этих компонентов, мы получаем предложение, которое заставляет нас задуматься.

Презентация по русскому языку на тему "Сочинение на лингвистическую тему по высказыванию М.В. Панова: «Язык подобен многоэтажному зданию. "

Презентация по русскому языку на тему

РАБОТА НАД ОШИБКАМИ  Я познакомился с интересным, на мой взгляд, высказыванием Михаила Викторовича Панова о том, что наш язык состоит из звуков, морфем, слов, словосочетаний, предложений, что каждая из этих единиц выполняет свою работу. Я согласен с мнением известного лингвиста и считаю, что он прав. В этом нам поможет убедиться текст Сергеева Ю.В.


Задания Д C2 № 608

Аргументируя свой ответ, приведите 2 примера из прочитанного текста. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование. Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами М. В. Панова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

(1)Жил в станице старый-престарый дед. (2)Все давно позабыли его фамилию и имя, звали просто Гриничка.

(3)Дед Гриничка любил петь песни. (4)Сядет, бывало, на завалинку, зажмёт отполированный руками костыль и начинает петь. (5)Он пел хорошо, молодым, совсем не скрипучим, как у его односельчан, голосом, пел старинные казачьи песни. (6)Закрыв глаза, закинув простоволосую белую голову чуть назад, он мог выводить целыми днями, помогая песне плавными взмахами руки.

(11)Он пел протяжно, с надрывом и какой-то нечеловеческой грустью. (12)Приходили его слушать нередко и взрослые: сядут вокруг деда, а Гриничка, никого не замечая, как бы разговаривая с самим собой, пел и пел.

(13)Его однополчане почти все перемёрли, оставшиеся охали и болели, а он, к удивлению всех, ужился со своей старостью. (14)Многие считали, что именно песни держали дух бодрым, худое тело — прямым, а глаза — острыми и молодыми.

(15)Жил Гриничка один в полуразвалившейся, крытой соломой хате. (16)Получал пенсию за убитых на войне сыновей, изредка забегала прибраться и постирать дочь, живущая на другом краю станицы. (17) Она, говорят, несколько раз уводила к себе жить старика, но проходило время, он опять возвращался на свою завалинку.

(18)Много историй и сказок знал дед, но все сказы начинал и завершал удалой или грустной песней. (19)Казалось, смежив глаза, представлял он себя молодым, чинно сидящим за столом заполошной казачьей свадьбы, или летел он на коне в атаку. (20)Тогда он вскакивал и показывал, как рубали австрияков.

— (21)Шашки вон! — командовал старик, тряс узловатыми землистыми пальцами свой дубовый костыль и одним махом срубал метёлки жирной лебеды. (22)Потом садился, долго сидел бесшумный, что-то перебирая сизыми губами, отыскивая, как на чётках, нужный камушек, и как бы сама собой сначала тихо, потом всё сильней и отчётливей, неторопливо и просторно, как сама степь, с губ его текла песня, грустная, горькая, как полынь, о казачке, не дождавшейся мужа с войны, и сиротинушках детках её, напрасно убитой горлице, об умирающем ямщике и наказе его или ещё о чём-то таком, что сердце сводило печалью, навёртывалась горячая слеза. (23)Ребятня шмыгает носами и вытирает чумазыми ладошками большие, ещё глупые глазёнки.

(24)А Гриничка всё пел! (25)Постепенно голос его креп, старик вставал и, отмахнув корявые руки назад, как бы приглашал взглянуть на это прошлое. (26)Раскатисто, могуче пел о казачьих набегах и удалом Стеньке Разине.

(27)Жгуч и пронзителен взгляд из-под сивых и лохматых бровей! (28)И не приведи Бог, если он отыскивал в ком-то скрытую червоточину! (29)Ходили к нему, как на исповедь, ходили за негласным советом: как жить? (30)Чего стоишь? (31)Что можешь оставить после себя?

(32)Когда Гриничка пел, теплела душа, и уходил дурман суетного дня, и каждый становился добрей и чище.

* Сергеев Юрий Васильевич (род. в 1948 г.) — современный русский писатель. Главной темой творчества является тема Родины.

Читайте также: