Итоговое сочинение преступление и наказание презентация

Обновлено: 05.07.2024

2. Обдумать вступление (своеобразный ввод в тему). Это может быть:

- вступление в спор с воображаемым оппонентом или приглашение его к разговору;

- использование оригинальной цитаты, обращённой к слушателю (читателю);

- проведение анализа какого - либо понятия, входящего в формулировку темы;

- проведение экскурса в историю (краткая характеристика эпохи);

- оформление вступления в виде риторических вопросов

- обобщение сказанного. Для этого ещё раз перечитываю тезисный план, записанный на

черновике, и, не повторяя высказанных мыслей, обобщаю изложенное. При этом не

забываю, что хорошее осмысленное заключение должно содержа ть не больше 6 -7

4. Определить композицию будуще го сочинения, композиционные части, содержание

Возможные пути раскрытия содержания (на выбор учащегося)

1. Вступление (сум марный объем введения и заключения не должен превышать одной

Обоснование темы + главный тезис (можно сказать об актуальности)

- обоснование необходимости рассмотрение темы с позиций сегодняшнего дня;

- изложение ошибок, предрассудков, связанных с изложением темы и т.д.

Аргументация, доказательства + факты, подтверждающие тезис, утверждение

- использование дедукции: от общего к детальному ра ссмотрению.

3. Заключение (суммарный объем введения и заключения не должен превышать одной

IV . Тактика работы над сочинением. Критерии оценивания.

2. Пересчитываю количество слов (не менее 250(!), рекомендованное количество - 350

слов. Максимальное количество слов не устанавливается).

3. Перечитываю сочинение, проверяя его и соотнося с критериями оценивания, для че го

- Правильно ли понята тема, соотве тствует ли сочинение теме? Сформулирован ли тезис?

- Приведены ли аргументы из художественных или публицистических произведений? (Это

- Соблюдены ли правила построения сочинения? Не нарушена ли пропорциональность

- Есть ли переходы от одной части сочинения к другой, от одной мысли к другой, логичны

- Есть ли выводы, завершающие отдельные части сочинения и работу в целом?

- Соответствует ли язык и стиль сочинения мыслям, чувствам и настроениям, которые

вызывает тема и привлекаемый для её раскрытия фактический материал? Используется ли

разнообразная лексика и различные грамматические конструкции? (Это критерий 4)

- Насколько грамотно написана работа? (Это к ритерий 5 )

- Учи тель . Ребята, взгляните на экран . ( На экран проецируются синонимы к слову

преступление : деяния, убийство, проступок, оскорбление, преступник, прегрешение ,

наказание, расплата ). Зачитайте слова. Скажите, к какой группе их можно отнести по

лексическому значению. ( К синонимам) - Назовите направление, к которому они

- На каком приеме основано название этого направления? (Противопоставление)

- Класс: Сочинение - рассуждение по направлению «Преступление и наказани е – вечная

- Учитель . Как вы п онимаете эти понятия? Дайте и м определения . (Учащиеся дают

Преступление – 1. это общественно - опасное де йствие или бездействие, направленное

против существующего строя или нарушающее с уществующий правопорядок.

Нарушение закона – это различные деяния, за которые следует наказание со с тороны

государства: убийства, грабежи, коррупция и многое другое.

Нарушение законов морали – это унижени е других, потеря стыда и совести, предательство

своих идеалов, безжалостное отн ошение к природе, животным, это любые поступ ки,

которые не соответствуют моральным устоям и принципам, существующим в обществе.

Наказание – это мера воздействия со стороны государства, санкции, которые оно

применяет к совершившему преступление, к преступившему зако н; санкции со стороны

общества за аморальные поступк и человека, за нарушение и м нравственных законов;

тягостное состояние человека, осозн ание им самим своего непр авильного поведения,

различные темы по данн ому направлению. Предлагаю перечень аргументов, которые могут

- Учитель. Мы с вами рассмотрели список произведений, которые вы можете использовать

как аргументы к выбранной теме, но остановимся на романе Ф.М. Достоевского

который отмечается в этом году, и сравним его с очерком Н.С. Лескова «Леди Макбет

анализировали их. Давайте вспомним, что здесь описывается.

своего пребывания на каторге, в период сильнейших душевных переживаний. Год

написания – 1866 г. Тема – отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоёв

населения, безнадёжности их существования и озлоблённости на весь мир. Роман состоит из

шести частей и эпилога. Каждая часть разбита на 6–7 глав. В первой части описывается

образ жизни главного героя до преступления и совершённое им преступление, в

последующих частях – последовавшее за ним наказание, в эпилоге – раскаяние главного

героя. Двумя годами раньше был написан очерк Н.С.Лескова «Леди Макбет Мценского

2 учащийся . Во время своего пребывания на каторге Фёдор Михайлович вынужден был

общаться не только с политическими преступниками, но и с опасными уголовниками –

убийцами и ворами. Наблюдая за этими человеческими типажами, писатель пришёл к

выводу, что в подавляющем большинстве преступления были совершены этими людьми на

почве страшного отчаяния. После отмены крепостного права многие крестьяне, не имевшие

средств к существованию, отправлялись в большие города, где пьянствовали, грабили и

3 учащийся. Именно тогда у писателя впервые возникла идея написать роман, полный драм

и внутренних конфликтов. По плану произведение задумывалось как исповедь

Раскольникова, в котором раскрыва лся духовный опыт главного героя. Однако во время

написания романа автор стал понимать, что не в состоянии ограничиться переживаниями

одного Раскольникова – сюжет требовал большей глубины и наполненности. Достоевский

сжёг практически завершённый роман и написа л его заново – таки м, каким знает его весь

4 учащийся. Проблема у писателя возникла и с названием произведения. Было несколько

заключается не только в уголовном наказании за соверше ние преступления, но, прежде

всего, в душевных муках преступника. Любое злодеяние влечёт за собой неизбежное

5 учащийся. Над романом Фёдор Михайлович трудился в 1865–1866 годах, и сразу после

произведение была весьма неоднозначной, от резкого неприятия до бурного восхищения.

В 80 - х годах XIX столетия роман был переведён на многие европейские языки. Влияние его

на мировой литературный процесс оказалось огромным: писатели стали развивать тему,

открытую Достоевским и порой откровенно подражать классику, в разных городах мира

были поставлены театральные постановки, позже произведение было многократно

переходные периоды и пр.), поэтому никогда не теряет своей актуальности проблема

преступления и н аказания. Человечество упо рно ищет пути нравственного исправления

каждого преступника, а, следователь но, и общества в целом. К акой путь более

доброты, приобщение к осмыс ленному труду, повышение культурного уровня ?

Учащийся. Здесь мног о причин : от несовершенства государственного устройства, деления

в обществе, следования ложным ценн остям, что приводит к деградации личности, а в итоге

Учитель. Попробуйте нарисовать психологический потрет преступника, личн остные

особенности. Во имя чего совершаются эти преступления?

1 учащийся. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт - Петербурге. В его

преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же

категория людей – те, кто должен подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой

части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старуху -

процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает

свидетеля своего злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать ,

так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный ге рой раскаивается

2 учащийся. Родион делил людей на два разряда: обыкновенные, они же «твари

обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована

особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников

были уготованы и муки совес ти, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для

него роковой и повлияла на его будущее. Просмотр фрагмента фильма «Преступление и

3 учащийся . Катерина Измайлова – купеческая жена, тяготящаяся неволей, укладом

купеческой семьи, страстная натура, идущая в свое м чувстве до предела. Драма начинается,

когда героиней овладевает роковая, незаконная страсть к приказчику Сергею. И теперь ради

него скучавшая женщина, не знавшая, чем себя занять, готова на что угодно.

4 учащийся. Совершая нравственное преступление , герои переступают черту принципов,

позволяющих жизнь по - человечески, по совести, чести. В противостоянии окружающему

злу Раскольников предпочитает путь насилия, путь героической переделки ми ра при

помощи активных действий; Катерина Измайлова из хрупкой женщины превращается в

сильную, жестокую злодейку, совершающую убийства ради любовника .

Учитель. Катерина Измайлова и Родион Раскольников нарушают высший нравственный

- Учащийся. Катерина Ивановна содеянное преступлением не считает, первые дв а

преступления совершает со спокойствием, не раскаивается; также сов ершает и

Родион Раскольников - человек легкоранимый, не может хладнокровно смотреть на ужасы и

несчастья, царящие в обществе. Совершенное убийство преступлением не считает, так к ак

он уби вает, чтобы помочь бедным. К атерина гордая, страстная, силь ная, необузданная и в

любви, и в ненависти, н е останавливающаяся н и перед чем в достижении своей цели, из

- Учащийся . То, что совершают герои п роизведения, сталкивается с высоким

Ка терина Ивановна, и Родион Раскольников нарушают этот христианский закон .

Раскольников, нарушив его, мучается, заболевает – зн ачит живо в нем человеческое начало.

У героини Н.С.Лескова этого нет, только сны чудные иногда тревожат. Сны символичны.

Учитель. Как показано пробуждение чувства вины в герое и герои не? К акое н аказание

получают Родион Раскольников, Катерина Измайлова? Какое наказание согласно

современным законам было бы присуждено этим героям?

Учащийся. Раскольников: 2 жертвы – старуха - процентщица и ее сестра – 8 лет к аторги;

Катерина: 3 жертвы – свёкор, муж, племянн ик мужа – каторга, убийство во время этапа на

пароме с оперницы Сонетки и самоубийство. По со временным законам их лишили бы

Учитель. Р одион Раскольников, Катерина Измайлова совершили п реступление. Кто

виноват в этом. Человек, совершивший убийство? Общество? Семья? Ж изнь? Скука?

- Что лично для себя я открыл (отметил, понял, заинтересовало) на этом занятии?

психологическому и философскому роману . Сам Фёдор Михайлович называл своё

произведение, в котором искусно переплетены детективная, криминальная, социальная,

психологическая, философская и любовная составляющие. В нём гармонично сочетаются

пугающая реальность обыденной жизни и фантастика, представленная снами

Проблема ложных убеждений, поставленная в романе, являе тся актуальной во все времена.

Теория, которой был подвержен Раскольников, о вседозволенности и возможности

совершения преступления ради благих целей является разрушительной. Именно она

является причиной произвола, насилия и террора. Катерина Измайлова, предавшая ся

представления о жизни, согласно которым нужно стараться жить нравственно, не

поддаваясь гордыне, похоти, эгоизму. Жить ради ближних, творить добро, жертвовать

собственными интересами на благо общества – вот чему учит писатель. Именно по этой

причине в конце эпилога Родион Раскольников приходит к вере, котора я является

спасением его измученной души, и обретает надежду на спасение. Катерина Измайлова не

обретает веру, следовательно, душа не найдет покоя. И конец её печальный – утопает,

Д о м . з а д а н и е ( п о в ы б о р у у ч а щ и х с я ) . Написать сочинение - рассуждение на тему « В чем

Читайте также: