Итоговое сочинение пещера замятин

Обновлено: 17.06.2024

Время и пространство в рассказе. С первых строк рассказа автор погружает нас в обстановку каменного века:

Ho уже следующий фрагмент заставляет понять, что каменному веку уподоблен день сегодняшний. Эта развернутая метафора появляется еще раз в финале и, таким образом, обрамляет рассказ, очерчивая его пространство — пространство пещерной страны, затерянной среди скал. Ho она напоминает о себе на протяжении всего рассказа, поддерживаясь многочисленными деталями:

Экспрессионизм (от лат. expressio — выражение) — художественное направление, возникшее в западноевропейской живописи на рубеже веков. Художники этого направления стремились повышенно эмоционально, страстно выразить свою мысль о мире и неблагополучии человека в нем. Этой задаче подчинены и все их художественные средства: тяготение к абстракции, гротескность, фантастичность образов, невероятные преувеличения, взвинченность и изломанность ри — так образно называют экспрессионизм искусствоведы.

Как и художники-экспрессионисты, Замятин не дает детального изображения, а лишь намечает контуры, выделяя в описываемом объекте самое впечатляющее, ударное, самое существенное. Мы не найдем в тексте ни одной случайной детали.

Вот как дан в рассказе интерьер комнаты, в которой живут герои:

Обратим внимание, что после первого упоминания печка уже не называется печкой, а именуется лишь пещерным богом, т. е. на первый план выходит не прямое, а метафорическое значение. Дело в том, что печка для героев действительно бог, жестокий и всемогущий, который распоряжается людскими судьбами. Таким образом истинный смысл предмета для Замятина не в его конкретности, а в потаенной, метафорической сущности. Будем иметь в виду эту особенность при рассмотрении системы действующих лиц рассказа, так как с каждым из них связана своя сквозная метафора.

Глина — материал мягкий и податливый, как и характер Мартина Мартиныча, в душе которого от каждого удара остается глубокий след. Смысл метафоры постоянно углубляется: от внешнего сходства — к сущности характера.

Найдем в рассказе эпизод, который является кульминацией того конфликта, который намечен в самом начале.

Это не просто кульминация рассказа. Здесь подлинная человеческая трагедия.

Трагическое — это эстетическая категория, характеризующая неразрешимый конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия героя и сопровождающийся страданием и гибелью героя или его жизненных ценностей. С кем же вступает в конфликт Мартин Мартиныч? Герой вступает в конфликт с самим собой, душа его будто раскалывается надвое.

Отметим, насколько выразителен замятинский гротеск. Предельное преувеличение какой-либо одной детали создает характер, формирует читательское отношение к нему и замещает подробное описание.

Ho наиболее своеобразна речь Мартина Мартиныча. Неполнота, обрывистость, недосказанность — вот те ее качества, которые сразу бросаются в глаза. И это психологически объяснимо, ибо Мартин Мартиныч на протяжении всего рассказа пребывает в состоянии предельного нервного напряжения.

Особенно важно для понимания замятинской стилистики то, что эти характеристики можно отнести и к авторской речи. Чтобы выяснить, с чем связана такая манера повествования, рассмотрим ряд примеров из текста. Вот один из них:

«— Понимаешь, Март, — если бы завтра затопить с самого утра, чтобы весь день было, как сейчас! А? Ну, сколько у нас? Ну с полсажени еще есть в кабинете?

Значит, авторская речь — не бесстрастное объективное повествование, но голос человека, глубоко сопереживающего своим героям.

Даже когда герой Достоевского находится в крайне возбужденном состоянии, в его монологе мы найдем и сложные предложения, и предложения, осложненные однородными членами, причастными и деепричастными оборотами. То есть Достоевский все-таки литературно переоформляет внутреннюю речь героя. Замятин же воспроизводит человеческую мысль, если можно так сказать, в первозданном виде. Замятин, как и Достоевский, передает психологическое состояние героя, но читатель имеет дело с разными типами психологизма.

Полезные материалы:

Другие материалы по творчеству автора:

Краткое содержание сказки Гауфа “Стинфольская пещера”

Действие происходит в Шотландии на небольшом скалистом острове. Жили там вместе два рыбака. Каспар Штрумпф был толстым низеньким и добрым человечком. Он был ленив, поэтому занимался в основном домашними делами. Вильгельм Фальке был полной противоположностью. Он был упорный, удачливый рыбак, предприимчивый, а главное скупой торговец. Ему все время не хватало денег, и он мечтал разбогатеть.

Как то он рыбачил на берегу моря. Волнами к нему принесло шарик золота. С тех пор им овладело непреодолимое желание отыскать сокровище в море. Он каждый день старательно пытался найти еще золото, но без результата.

Появление злого духа

Фальке сначала не понравилась эта идея и он убежал, крикнув карлику, что он злой дух, но жажда наживы не давала покоя. Он подговорил Каспара и они отправились приносить жертву. Каспар пытался всеми силами отговорить друга, но безуспешно.

Корову убили, сняли шкуру и обмотали Фальке. Когда Каспар ушел, разразилась страшная буря и болотистая местность, на которой лежал рыбак, начала заполняться водой. Фальке не мог никак освободиться. Он почти утонул, но чудо спало его.

Когда буря закончилась, то он увидел, как какие-то люди в старых одеждах движутся на него, курят трубки и поют псалмы. Это были призраки. Среди них был карлик с лодки. Поравнявшись, они поведали Фальке, что место, где находится затонувший корабль с золотом это Стинфольская пещера. Сказав это, они ушли, а Вильгельм, освободившись и взяв с собой Каспара, отправился в указанное место.

В пещере он спустился вниз к воде, а Штумпф держал веревку. Внизу он выловил сундук с золотом и поднял его наверх. Но из-за алчности он еще раз спустился вниз и исчез. Его больше никто не видел.

Писатель показывает, что, категорически отказав Мартину Мартинычу в пяти поленьях, Обертышев раскрывает свою эгоистически-бесчувственную сущность. Но и Мартин, укравший у него эти поленья, чтобы поддержать угасающую Машу хотя бы в день ее именин, 29 октября, Мартин – новый, с пещерными инстинктами, а не прежний, живший в мире музыки Скрябина.

Сосредоточив внимание на изображении настоящего, писатель раздвигает его границы, прибегая к символике, к соотношению реальности с прошедшим и давнопрошедшим. Благодаря такому художественному решению конкретное содержание произведения становится многоаспектным, наполняясь обобщающим смыслом.

Нравственная проблематика главенствует в рассказе, тематические рамки – изображение революционной действительности – не сдерживают ее реализацию, обостряют жизненные вопросы, вызывают в нарраторе-воспринимателе предельный морально-духовный отклик.

Теория Форм

По мнению Платона, знание должно быть не только истинным, но еще идеальным и неизменным. Однако ничто в эмпирическом мире (представленном жизнью внутри пещеры) не соответствует этому описанию: высокий человек по сравнению с деревом мал; яблоко, красное в полдень, в сумерках кажется черным и т. п. Поскольку ничто в эмпирическом мире не может быть объектом познания, Платон предполагает, что должна быть иная реальность (мир за пределами пещеры) совершенного и неизменного бытия, которое он назвал миром Форм (или Идей). Так, например, посредством имитации или копирования Формы Правосудия все отдельные акты справедливости являются справедливыми. В аллегории пещеры описана иерархия Форм, высшей из которых является Форма Добра (представляемая Солнцем), придающая смысл всем остальным и лежащая в основе их существования.

Человеческая жизнь — это и личный опыт, и осозна­ние себя как индивидуальности, и отношения с другими людьми, и активные действия, направленные на коррек­цию себя и окружающей жизни сообразно со своими пред­ставлениями, как должно быть. И все это заключено в жесткие рамки времени, исторической действительности, которые как раз и являются полигоном для испытания человека на прочность.

Суровые послереволюционные годы стали для многих людей серьезной проверкой: на доброту, человечность, спо­собность думать не только о себе. Петербург, в котором живут главные герои рассказа Замятина Мартин Мартиныч и Маша, жестоки и безжалостны к своим жителям. Кажется, что время вернулось на много миллионов лет назад, и по ледяному городу ходят мамонты, дома похожи на скалы, квартиры — на пещеры. Отброшенные в перво­бытность люди, лишенные тепла, света, пищи, должны как- то приспособиться к этой новой жизни, иначе им грозит вымирание. И здесь каждый выживает, как может, и при этом раскрывается внутренняя сущность людей, обнажа­ются их помыслы, мотивы движения души.












В массовой культуре

Несмотря на откровенно христианские реминисценции, влияние Платона не менее очевидно — и это лишь один из многочисленных примеров огромного (и порой неожиданного) влияния великого греческого философа на всю западную культуру, религиозную мысль и искусство.

Сочинение-рассуждение по произведению Е. Замятина “Пещера”

Трудно отрицать, что существуют периоды, когда общество переживает темную полосу всевозможных кризисов, оказываясь на краю пропасти, где каждый необдуманный шаг грозит глобальной катастрофой. Естественно, что для выхода из кризиса прежде всего необходимы экономические, социальные, экологические меры. Но иногда этого мало, и спасти могут лишь духовная революция, осознание ответственности за каждую свою мысль, слово, действие. Революция 1917 года, гражданская война, разруха, военный коммунизм… Безусловно, начало 20 века – трагический

Замятин был с Россией в это тяжелое время, он сам все это пережил и описал правдиво в своих рассказах, в том числе и в рассказе “Пещера”. В голодном Петрограде живут мужчина и женщина. У них ничего уже не осталось – ни дров, ни еды – кроме их любви и сбереженной, как последняя драгоценность, крошечной ложки настоящего чаю. Ценности в этот период потеряны, Петроград уже не столица российской империи, а пещерный

Богу надо поклоняться, приносить в жертву дрова. Если Бог сыт, он добр к людям, они могут скинуть “звериные шкуры, когти, клыки”, и у них появляются мысли. Если Бог голодный и холодный, люди опять превращаются в пещерных, главным инстинктом становится добыча дров.

Цель у Мартина благая – “не захлопнуть Машино завтра”. Этот интеллигентный человек ворует дрова у соседа Обертышева. “Нужно” побеждает “нельзя”. Сосед, имея поленья, отказывает Мартину в просьбе.

Кто же прав? Цель у Мартина благая – спасти Машу, но и у соседа есть семья – жена, дети, для которых эти пять поленьев – путевка в будущее. Но, наверное, тот и есть человек, кто в смертельные моменты вспоминает, что все люди – братья. Обертышев подает в суд.

И хотя председатель Селихов готов его как гниду раздавить, закон законом остается – украденное надо вернуть. Но дрова уже принесены Богу в жертву. Выхода нет. Есть только флакончик с ядом, но лишь для одного человека.

Верх гуманизма – отдать его жене, а самому остаться на этом свете, ответить за украденные поленья. В стабильную историческую эпоху это было бы убийством, а сейчас – выражение огромной любви, освобождение. Именно переломные времена становятся так называемым индикатором нравственности: некоторые в подобные эпохи становятся святыми, но посмертно, другие – переступают через благие принципы – и выживают. В “Пещере” нельзя ответить однозначно, кто потерял нравственность, кто обрел. Просто люди хотели выжить, увидеть свет, увидеть завтрашний день.

Это касается как Мартина, так и Обертышева. Их поступки – это не проявление жадности и воровской натуры, а, скорее, инстинкт выживания, желания жить, во что бы то ни стало. Ценности меняются. Но нравственность не исчезает, она присутствует во все эпохи. Человек возвращается на много шагов назад в своей истории.

Социальные тяготы, особенно в переломные эпохи, убивают человеческое. Но не во всех. Г. Лебон утверждал: “Народ может потерять очень многое, претерпевать всевозможные катастрофы и быть еще в состоянии подняться.

Но им все потеряно, и ему уже никогда не подняться, если он потерял свою душу”. Нравственность стоит столько, сколько стоит вся человеческая цивилизация – не больше, но и не меньше.

Миф о пещере в художественной литературе

платон миф о пещере анализ

Анализ рассказа

Время и пространство в рассказе. С первых строк рассказа автор погружает нас в обстановку каменного века:

Краткое содержание мифа

миф о пещере краткое содержание

Сочинение: Е. И. ЗАМЯТИН

Творческие личности, которым суждено было пережить переломное время начала XX века, по-разному относились к переменам в социальном и экономическом положении страны во время и после революции. Кто-то безоговорочно принял устремления большевиков к новой жизни, кто-то болезненно расставался с уже привычным традиционным укладом.

В "Автобиографии" Е. Замятин писал о своем восприя­тии переворота: "Веселая, жуткая зима 17—18 года, когда все сдвинулось, поплыло куда-то в неизвестность". Для этого писателя далеко не очевидными были созидатель­ные цели Октябрьской революции, потому что действитель­ность, которую он наблюдал, была достаточно жуткой: раз­руха, голод, нищета. И это настоящее, а совсем не гипоте­тическое счастливое и светлое будущее, с пронзительным драматизмом отразилось во многих рассказах Замятина, в том числе и в рассказе "Пещера".
[sms]

Зимний Петербург, предстающий перед нами со страниц рассказа, вызывает щемящее ощущение ужасной тоски и безысходности. Безлюдные морозные улицы, дома, похо­жие на скалы, квартиры, похожие на пещеры, в которых люди живут по первобытным законам: выживает хитрей­ший, сильнейший, самый безжалостный. Кажется, что мы попали в ледниковый период, и по заснеженной пустыне между домов-скал бродит "серохоботый мамонт".

Люди помещены в новую реальность — реальность выживания. Их религия вернулась к первоосновам, к ве­рованиям первобытного человека. Огонь — это бог, даю­щий тепло и возможность приготовления пищи (если ее сумели добыть охотники), а значит — жизнь. Но бог этот жесток, потому что его нельзя умолить продлить мгнове­ния великого огненного чуда: печь требует внимания и ясертв в виде дров. Если дрова есть, тогда "на один час — в пещере весна; на один час — скидывались звериные щкуры, когти, клыки и сквозь обледеневшую мозговую кор­ку пробивались зеленые стебельки — мысли".

Из холодных неосвещенных зданий, от гаснущей печки и "каменно-вековых" лепешек из картофельной кожуры на морозные улицы людей может выгнать только беспрос­ветная нужда — необходимость охотиться: искать дрова, пищу, воду.

В таких условиях быстрая и легкая смерть кажется ослабленным людям подарком, избавлением, ведь боль­шинство из них обречены на мучительное и медленное умирание. Поэтому так загораются глаза у смертельно боль­ной Маши, когда ее горячо любимый муж достает завет­ный флакончик с ядом. В зимнем Петербурге послереволюционной поры слож­но не потерять человеческий облик, не утратить доброту, милосердие, человечность. Немногим это удается — та­ким, как Мартин Мартиныч, Маша. Люди же, подобные Обертышевым, давно уже стали похожи на животных — хищных, свирепых, безжалостных. Они не упустят своего шанса и рады, когда окружающие терпят бедствие, — так легче выжить.

Таким суровым было время, очевидцем которого был и Замятин. Конечно, в рассказах писателя, как в зеркале, не могли отразиться все стороны эпохи, ознаменованной пере­ходом к новому миру, но как-то мало верится, что из петер­бургского ледника, встающего перед нами со страниц рас­сказа, может прорасти светлый, теплый и счастливый мир. [/sms]

Время и пространство в рассказе. С первых строк рассказа автор погружает нас в обстановку каменного века:

Ho уже следующий фрагмент заставляет понять, что каменному веку уподоблен день сегодняшний. Эта развернутая метафора появляется еще раз в финале и, таким образом, обрамляет рассказ, очерчивая его пространство — пространство пещерной страны, затерянной среди скал. Ho она напоминает о себе на протяжении всего рассказа, поддерживаясь многочисленными деталями:

Как и художники-экспрессионисты, Замятин не дает детального изображения, а лишь намечает контуры, выделяя в описываемом объекте самое впечатляющее, ударное, самое существенное. Мы не найдем в тексте ни одной случайной детали.

Вот как дан в рассказе интерьер комнаты, в которой живут герои:

Обратим внимание, что после первого упоминания печка уже не называется печкой, а именуется лишь пещерным богом, т. е. на первый план выходит не прямое, а метафорическое значение. Дело в том, что печка для героев действительно бог, жестокий и всемогущий, который распоряжается людскими судьбами. Таким образом истинный смысл предмета для Замятина не в его конкретности, а в потаенной, метафорической сущности. Будем иметь в виду эту особенность при рассмотрении системы действующих лиц рассказа, так как с каждым из них связана своя сквозная метафора.

Глина — материал мягкий и податливый, как и характер Мартина Мартиныча, в душе которого от каждого удара остается глубокий след. Смысл метафоры постоянно углубляется: от внешнего сходства — к сущности характера.

Найдем в рассказе эпизод, который является кульминацией того конфликта, который намечен в самом начале.

Это не просто кульминация рассказа. Здесь подлинная человеческая трагедия.

Трагическое — это эстетическая категория, характеризующая неразрешимый конфликт, развертывающийся в процессе свободного действия героя и сопровождающийся страданием и гибелью героя или его жизненных ценностей. С кем же вступает в конфликт Мартин Мартиныч? Герой вступает в конфликт с самим собой, душа его будто раскалывается надвое.

Читайте также: