Итоговое сочинение на что влияет

Обновлено: 02.07.2024

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?

При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?

Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен:"ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).

В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).

При поступлении в вуз учитываются не только баллы ЕГЭ и победы в олимпиадах. Последние три года ещё и результаты перепроверки так называемого итогового сочинения. Учитель словесности и доцент Школы филологии НИУ ВШЭ Михаил Павловец рассказывает, что это такое, есть ли от итогового сочинения хоть какая-то польза и кому оно вообще нужно.

1. Итоговое сочинение нужно абитуриенту

Выпускник, который хорошо владеет письменной речью, может написать отличное сочинение ­– в своей школе и под надзором своих учителей. А не в лихорадочной атмосфере ЕГЭ. Он может получить за сочинение в вузе дополнительные баллы (вместе с другими баллами за индивидуальные достижения). И именно эти баллы могут помочь ему поступить.

2. Итоговое сочинение нужно университетам

После введения ЕГЭ в университетах уменьшился уровень коррупции (о вузах, где есть внутренние экзамены, говорить не будем). И теперь вузы лишились возможности хоть как-то влиять на отбор абитуриентов. Очевидно, что образ идеального студента в РУДН и, скажем, в Свято-Тихоновском православном университете отличается. Перепроверка итогового сочинения и начисление дополнительных баллов могли бы немного компенсировать эту потерю. У вузов появилось право разрабатывать свои требования к сочинениям и проверять их по своим критериям. Абитуриенты, которые нацелены на конкретный вуз, могут заранее узнать эти требования и постараться написать сочинение в соответствии с ними.

Как на самом деле. Вузы отказываются от этого. Почему? Одна из причин — материальная. Организация перепроверки сочинений стоит сотни тысяч и даже миллионы рублей. Если у вуза нет своих экспертов, которым он мог бы доверить проверку, — он должен нанимать их со стороны. Но это со своими преподавателям можно расплачиваться не деньгами, а часами нагрузки — или вовсе ничего не платить. Государство денег на сочинения не даёт ни учителям — за их проверку, ни вузам — за перепроверку. Качество проверки там, где людям почти ничего не платят и перегружают работой посреди отпускного сезона, вряд ли будет хорошим. Один коллега из московского вуза рассказал, что за три недели проверил 800 (!) сочинений. Его комментарии об этом не пропустит ни одна цензура.

3. Итоговое сочинение нужно творческим школьникам

С какой стати вузы должны давать абитуриентам дополнительные баллы за такие сомнительные умения, как списывать из интернета или заучивать готовые сочинения как топики по иностранному языку? Отдельная проблема — плагиат. Его и так сложно распознать в рукописных работах, а тут ещё сочинения из интернета стали такого низкого качества, что даже самый опытный эксперт не обнаружит подмены! Ну кому в голову придёт, что можно списать такую дрянь? Что касается сильных и мотивированных учеников, у них есть способы проявить иначе свою креативность, нежели писать на спущенную сверху тему, чтобы получить зачёт или незачёт.

4. Итоговое сочинение нужно старшеклассникам (чтобы получить допуск к ЕГЭ)

Без зачёта за итоговое сочинение сдавать ЕГЭ никто не даст. Да, это дополнительное препятствие, но такие правила игры. Слишком высока цена, чтобы легкомысленно к нему отнестись, особенно для мальчиков, которые не хотят сразу после школы оказаться под ружьем.

Как на самом деле. В 2015 году после всех сдач и пересдач всего 0,37% учеников не справились с сочинением. В 2016 году — 0,36%. Рособрнадзор пока не дал цифр 2017 года, но в первую волну в декабре 98% зачёт получили.

Итоговое сочинение не стоит того, чтобы тратить на него много сил. Да и учителя если что всегда помогут: во время перепроверки попадается немало списанных работ (а значит, кто-то закрывал на это глаза или помогал).

5. Итоговое сочинение нужно учителям-словесникам

Нередко можно услышать, что итоговое сочинение помогло учителям литературы заставить старшеклассников хоть что-то прочитать и ещё раз что-то написать перед ЕГЭ. Главное, появился ещё один аргумент, почему надо читать русскую классику: она пригодится при написании итогового сочинения!

Как на самом деле. Итоговое сочинение стало дополнительным бременем для учителей. Теперь словесники вынуждены готовить выпускников сразу к двум ЕГЭ — по русскому языку и литературе, готовить к итоговому сочинению, а потом ещё и его проверять! Причем объективным быть невыгодно: могут наказать или сделать выговор за слишком низкую оценку. В итоге работы проверяются вполглаза и наспех. Да и попытка с помощью сочинения увлечь учеников классикой не удалась. Учителя жалуются, что после сочинения школьники вообще теряют интерес к предмету.

6. Итоговое сочинение нужно государству


​6 сомнительных аргументов, почему нам нужен обязательный список по литературе

Вряд ли итоговое сочинение действительно нужно государству: зачем ему люди, которые не читают, пишут только по шаблону, не отличают факта от вымысла, да ещё к тому же лицемерят? Вопрос риторический.

В этот день все они пишут итоговое сочинение по литературе, которое является допуском к ЕГЭ. В этом году это событие случилось 5 декабря.

Не будем сейчас рассуждать о тонкостях проверки сочинений и условиях получения зачета . Хочется просто поговорить на тему: а зачем оно вообще нам нужно? И нужно ли?

В своем собственном произведении автор - выпускник должен не только проиллюстрировать знание содержания произведений и понимание позиции автора, но и поразмышлять, пофилософствовать на заданную тему, сначала отвечая на поставленный вопрос, потом доказывая правильность своей точки зрения, приведя в доказательство произведения литературы.

К 11 классу многие дети приходят без навыка пересказа чужого текста, без умения понимать автора, с отсутствием способности выстраивать логическую цепочку, совершенно без творческих способностей и - о ужас . - многие такие безграмотные, что кажется, что они закончили ликбез , а не проучились 11 лет в общеобразовательной школе.

А здесь их заставляют в 350 словах ( а можно и в 250) пофилософствовать, подобрать произведения по данной теме, на примере поступков героев сделать какие-то выводы , а еще - все это гармонично связать между собой.

На самом деле - цель прямо сверхблагородная у этой затеи. Все знают, что дети не читают, не любят классику, не любят сочинять. Да и вообще, все, что касается чтения - тут мы не впереди планеты всей, как это было раньше: звание самой читающей страны нам больше не принадлежит. Поэтому было решено ( вот кем?) вернуть традиционное сочинение , но в новой форме. И это обязательное сочинение в 11 классе должно заставить читать всех выпускников. Так предполагалось. Об этом мечталось и грезилось: вот сейчас дети КАК побегут за книжками, КАК начнут читать.

А га. ждите..Читали и читают только те дети, у которых в семье любят читать. То есть ребенок должен видеть, как папа с мамой читают, как они любят читать.

На сегодняшний день нашим родителям некогда. По многочисленным, уважительным и неуважительным , важным и не очень причинам родители сегодня не читают, точнее, совсем не читают.

Поэтому наши ученики НИКОГДА не будут читать. Потому что дома это НЕ ПРИНЯТО. Потому что только мама с папой с ранних лет могут приучить ребенка читать, больше никто. Ну, в крайнем случае, еще дедушка с бабушкой.Ни один самый лучший и талантливый учитель не заставит ребенка проявить интерес к чтению, даже если на всех уроках всегда читать, читать, читать.

Нет, есть, конечно, единицы среди детей, кто сам по себе любит читать, кто пришел к этому самостоятельно, независимо от того, а любят ли папа с мамой читать. Но это, скорее всего, исключение.


Уметь мыслить логически — полезно. Но зачем же обязательно опираться на литературу? Давайте зададим этот вопрос иначе: зачем вообще читать книги?

Выпускнику не нужно уметь делать литературоведческий анализ — ему нужно уметь мыслить, выражать свою точку зрения и аргументировать её.

Теперь вчитаемся в критерии оценивания сочинения. Сначала эксперты принимают решение, нужно ли вообще оценивать это сочинение. Для этого они, во-первых, считают количество слов: не меньше 250, лучше около 350. Во-вторых, смотрят, самостоятельно ли написано сочинение. Если оба требования выполнены, то дальше сочинение скрупулёзно исследуют по пяти критериям.

Первый критерий — соответствие теме. Если ученик заявил тему надежды и отчаяния, а говорит о гордости и небесных пряниках, увы, сочинение не зачтут. Но если он не согласился с предложенным мнением и аргументировал свою точку зрения, то всё в порядке.

Можно не согласиться с такой формулировкой? Я думаю, что быть добрым в современном мире не очень-то легко. Если ты добряк, каждый норовит ноги вытереть о тебя. С другой стороны, доброта открывает любые двери. Не может быть однозначного ответа на этот вопрос! И тем более, нет правильного ответа. Есть мнение конкретного человека.

Второй критерий — аргументация. Привлечение литературного материала.

Закройте глаза, сделайте вдох, досчитайте до десяти, когда вновь услышите, что нужно брать для аргументации два произведения из русской классики. Это самый распространённый миф.

Читаем методические рекомендации ФИПИ:

Сочинение — не проверка на знание кратких содержаний произведений школьной программы, а возможность поделиться мыслями, которые возникли во время чтения произведения .

В этом абзаце идёт речь о том, что некоторые вузы за итоговое сочинение дают дополнительные баллы . Так, Высшая школа экономики может прибавить до десяти баллов. Весомый вклад, верно? В приёмной комиссии желанного вуза можно выяснить, какие требования здесь предъявляют к сочинению, и получить отличную прибавку к портфолио.

Логические связи между тезисом — основной мыслью высказывания — и аргументами делают нашу речь понятной и удобной для восприятия. Если логика нарушена, то такая речь тяжело воспринимается.

Кроме того, важен композиционный баланс. Вступление и заключение по объёму должны быть меньше основной части. Если праздные рассуждения о космических кораблях, бороздящих просторы Вселенной, занимают большую часть сочинения, а собственная точка зрения и её доказательство — меньшую, то это похоже на пустословие.

Через сочинение мы стремимся научить подростка быть ответственным за свои слова.


Как видите, ни в одном из критериев оценивания нет такой информации. Мы имеем право на ошибку. Намного важнее понимать суть произведения, поэтому лучше перечитать несколько любимейших шедевров, чем неустанно зубрить имена персонажей русской классики.

И прошу всех верить только документам. Не допускайте проникновения мифов в ваши светлые головы.

Читайте также: