Психологизм лирики лермонтова сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Ни для кого не секрет, что Михаил Юрьевич Лермонтов является приемником Александра Сергеевича Пушкина. И действительно, стихи, произведения этого человека не могут оставлять равнодушным. Лермонтов является любимым поэтом у многих людей самых различных поколений, потому что каждое слово, написанное талантливым поэтом пропитано особым чувством, энергетикой, которая заряжает человека и даёт новые мысли в голове. Эта пища для размышлений, а так же эмоции, которые автор старался передать через свои рукописи эхом отзываются в наших сердцах, заставляя прочувствовать все до единой капли. И это непередаваемое чувство. Чувство, которое хочется повторить ещё раз и восхищаться им до бесконечности.

Таким образом, лирика Михаила Юрьевича Лермонтова многогранна. Она затрагивает различные тематики общественной жизни. Это очень важно, когда людям открываются реальные вещи на проблемы или события. Многие живут в тени того, что ничего не происходит, что нет одиночества, тоски, боли, страданий, а Лермонтов через свои стихи показывает, что оно есть. И эти чувства, эмоции, которые побуждает в нас автор навсегда отпечатываются не только в памяти, но и в сердце.

Истоки мотива одиночества в поэзии Лермонтова

М.Ю. Лермонтов

Мотив одиночества в поэзии Михаила Юрьевича выражается в превосходстве его лирического героя на остальными.

Он отличается от серой массы, автор намеренно делает его отличительным и возносит над остальными.

Истоки одиночества кроются во взаимоотношениях поэта и толпы. Поэт разочаровался в обществе, поэтому абсолютно одинок среди толпы.


Чичерин А. В.: Стиль лирики Лермонтова

1

Непринужденное совершенство пушкинской лирики у младших его современников сменил иной характер стиха — искание новых, более причудливых, более ощутимых форм. Даже Хомяков, скорее мыслитель, нежели поэт, ищет резко разностопных, по-новому сочетающихся строк:

Когда гляжу, как чисто и зеркально Твое чело, Как ясен взор, — мне грустно и печально, Мне тяжело1. (1836 г.)

Тем более Бенедиктов, Марлинский поражали юного читателя того времени звуковыми эффектами.

Значительность стиля Лермонтова-лирика в том, что введенные им наперекор пушкинскому стиху то новаторски, то вслед за Жуковским трехсложные размеры, сочетание разностопных строк, использование дактилической или одной лишь мужской рифмы, резкость интонационной гаммы, контрасты ультрамелодического и дисгармонического стиха — все это отнюдь не причуды, а коренные и необходимые свойства его образной системы.

Интонация решительного отрицания, отвергающего нечто ради другого, глубинного, катастрофическое разрушение ближайшего объекта во имя поисков и утверждения обнаруженного, скрытого — это отличительный признак многих лермонтовских произведений.

Но одинакова их отвергающая интонация.

Не привлекай меня красой. Мой дух погас и состарелся. Ах! много лет, как взгляд другой В уме моем напечатлелся.

Так начато стихотворение пятнадцатилетнего поэта. Отвергая красоту той, к кому он мысленно обращается, он живет памятью о незыблемом, вкоренившемся в душе его. Было какое-то одно мгновение, когда-то, и оно решило навсегда его участь:

Я для него забыл весь мир, Для сей минуты незабвенной; Брожу один, как отчужденный!…

Не Лермонтов ли первый употребил последнее из этих слов в таком его значении? Пушкин в поэзии и художественной прозе вовсе его не употреблял, а в прозе исторической — в совершенно другом смысле. Между тем здесь это слово выходит далеко за рамки любовной темы. Оно ведет к катастрофическому завершению:

Так путник в темноте ночной, Когда узрит огонь блудящий, Бежит за ним… схватил рукой… И — пропасть под ногой скользящей. 2

Во втором из названных мной стихотворений шестистопный ямб служит более просторному и более плавному бегу стиха. Первая строка воспринимается как образчик великосветской поэзии, в легкой перекличке звуков в

,
и
слышатся мелодии вальса:

дел раз ее
в ве
селом в
и
хре бала…

И в этом духе еще четыре строки, всего — пять строк, ровно половина стихотворения. Рифмовка смежная с чередованием женских и мужских рифм. На середине третьего двустишия, на сочетании главного и придаточного предложений, т. е. на запятой, возникает перелом:

Все, все наполнило б мне ум очарованьем, Когда б совсем иным, бессмысленным

Я не был угнетен; когда бы предо мной Не пролетала тень с насмешкою
пустой
, Когда б я только мог забыть черты другие, Лицо
бесцветное
и взоры
ледяные
. (I. 221)

Все выделенные здесь эпитеты единодушны в отрицательной оценке образа второго плана, который так могущественно и так истребительно действует из глубины сознанья. И композиция сочетает арифметическую стройность противопоставления с обнаружением нерасторжимой внутренней связи в том, как обнаруживается противостояние в середине сложного предложения, на запятой. И в том же шестистопном ямбе звучит уже совсем иная, чем в начале, мелодия, более глухая с переключкою звуков ы, е,

с холодным бряцанием: Ли
цо бесцвет
ное и взоры л
ед
ян
ые
.

Третье стихотворение, 1841 г., уже прямо начато с отрицания, резкого и странного в прямом обращении лирического слова:

Нет, не тебя так пылко я люблю, Не для меня красы твоей блистанье…

Все возрастает привлекательность отталкиваемой, отвергаемой. Как это сказано: «… красы твоей блистанье

Люблю в тебе я прошлое страданье И молодость погибшую мою.

Во второй строфе — лермонтовская, почти неистовая сосредоточенность взгляда. И удивительно, что такой выпытывающий взор идет мимо непосредственного объекта. Дальше. Выпытывает не то, что перед ним, а то, что скрыто. И обращается со своим словом к невидимому лицу:

Когда порой я на тебя смотрю, В твои глаза вникая долгим взором: Таинственным я занят разговором, Но не с тобой я сердцем говорю.

Необычное двоеточие посередине строфы верно выражает настороженность, соответствие не во времени, а в смысловой сущности устремленного взора, при этом соответствие, выраженное отрицательно: «Но не

Преодолевая преграды, освобождаясь от стоящего прямо перед ним, вырываясь к своей истинной цели, поэт переходит к итоговой, третьей строфе:

Я говорю с подругой юных дней, В твоих чертах ищу черты другие, В устах живых уста давно немые, В глазах огонь угаснувших очей. (I. 78)

2

Л. Г. Фризман превосходно выяснил, какое особенное значение имел для Лермонтова звук человеческого голоса, музыка слова и отсюда — мелодия стиха, как это восприятие и созидание музыкальной оснащенности речи было связано с романтическим течением в русской поэзии 20—30-х годов, а также с вторжением того духа музыки, которым были одержимы Новалис, Гофман и Шеллинг3.

Когда касаются холодных рук моих С небрежной смелостью красавиц городских Давно бестрепетные руки, — Наружно погружась в их блеск и суету, Ласкаю я в душе старинную мечту, Погибших лет святые звуки.

Лечу я вольной, вольной птицей.

Только после этого философского пейзажа — кульминационный пункт:

И странная тоска теснит уж грудь мою: Я думаю об ней, я плачу и люблю, Люблю мечты моей созданье С глазами полными лазурного огня, С улыбкой розовой, как молодого дня За рощей первое сиянье.

И еще одна строфа цветенья этого чувства, а потом… Музыка лирического произведения не только в сочетании ритма, интонации, звука, но и в интервале перехода от одной темы к другой, в той безмолвной пропасти, которая порой образуется, в ней звучат весьма значительные мелодии.

После шестой строфы, почти умиротворенной, полной цветения, полузаглохшей мелодией, где-то в глубине оркестра: прозвучала четвертая строка:

Под бурей тягостных сомнений и страстей…

После этой, все-таки умиротворенной строфы вдруг обрывается мечта, меркнут разом видения прошлого. И пошлый грохот великосветского бала победоносно врывается опять. Страшное столкновение истинной музыки, звучавшей в глубине души, и подлой пародии на нее, в этом пляшущем вихре, порождает трагическую сатиру заключительных строк:

И дерзко бросить им в глаза железный стих, Облитый горечью и злостью… (I. 36—37)

И звезды слушают меня, Лучами радостно играя. (I. 81)

С необыкновенной прямотой и отвагой Лермонтов, особенно в этих двух произведениях, создает свой трагедийно-обличительный жанр лирики. В обоих случаях есть сюжетная нить: судьба человека, бездомные скитания пророка, гибель поэта.

Первые 33 строки — четырехстопный ямб — крайне целеустремленный и сжатый. Восклицательные интонации еще подымают напряженность тона. Вопросительные язвительны и резки.

С 34-й строки прямая ударность ослабевает, интонационный строй разнообразнее: задумчивость, сопоставления, обращение к самому поэту с нежным и трогательным упреком, отзвуки той поэзии, которая навсегда замолкла. Этот переход обозначен сменой ритма. Четырехстопный ямб теперь чередуется с пятистопными и шестистопными строками, которые дают больше размаха и простора движению мысли:

Зачем от мирных нег и дружбы простодушной…

А потом — вновь собирают и сгущают слово:

И на устах его печать.

3

И ску́чно и гру́стно и не́кому ру́ку пода́ть…

Природа амфибрахия, распространенного у Лермонтова, сильно отличается от того же размера у Пушкина, который крайне редко его применяет.

Как по́лны их зву́ки Безу́мством жела́нья. — В них трепет свиданья.

Но в разгово́р весе́лый не вступая…

забот, горестных предчувствий и созерцаний.

Рукою молнии ловил…

Прекрасна, как ангел небесный, Как демон, коварна и зла. (I. 73)

Между лиловых облаков За снежной цепию холмов, Краснея, ярко заходило… (I. 231)

Когда-то студенты спросили профессора Московского университета, талантливого философа Г. Г. Шпета, какое любимое его произведение во всей мировой литературе. Он поразил своих учеников, назвав это стихотворение, вошедшее в программу младших классов и поэтому казавшееся чуть ли не детским.

т… туман
е
… стран
е

в

в
етер с
ви
щет…
с
тр
у
я
с
ветлей ла
зу
ри… В двух первых строфах созвучны между собой пары женских и мужских рифм: оди
нокий
— голуб
ом
, дал
е
кой — родн
ом
, с
ви
щет — скры
пит
,
и
щет — беж
и
т.

Две вопросительные интонации в конце первого четверостишия придают мелодии этих стихов недоуменно-ищущий, взыскующий характер.

Как будто в бурях есть покой.

Что придает четырехстопному ямбу этого стихотворения совершенно иное звучание, иной характер, чем этот же размер имеет в стольких произведениях Пушкина? По-видимому, большое значение имеет синтаксическая обособленность каждой строки — не сливаются они между собой.

4

Бывало, мерный звук твоих могучих слов Воспламенял бойца для битвы, Как фимиам в часы молитвы. (I. 25)

Je me penche et longtemps j’écoute: Je coirs entendre sur la route ’un pas léger produit… Non, ce n’est rienl C’est dans la mousse Le bruit d’une feuille que pousse Le vent parfumé de la nuit. (I. 326)

(Наклоняюсь и внимаю: На дороге — скользящий шаг… Нет, ошибся! В гуще кустов Шевельнулся один из листов, Ветерок колыхнул его так).6

Источник страсти есть во мне Великий и чудесный; Песок серебряный на дне, Поверхность лик небесный; Воротит и крутит песок, И небо над волнами Одето облаками. (I. 239)

Любил и я в былые годы, В невинности души моей, И бури шумные природы, И бури тайные страстей.

Но красоты их безобразной Я скоро таинство постиг, И мне наскучил их несвязный И оглушающий язык.

Люблю я больше год от году, Желаньям мирным дав простор, Поутру ясную погоду, Под вечер тихий разговор, …

Люблю я парадоксы ваши, И ха-ха-ха, и хи-хи-хи, Смирновой штучку, форсу Саши И Ишки Мятлева стихи… (I. 67)

строфе — бытовая сцена, насыщенная юмором и скрытым интеллектуализмом. Это не только программа, но и ее осуществление — реалистическая лирика. Это лирика, не менее трогающая, задевающая за живое, чем более явно глубокие стихи того же автора.

Последний год в жизни и творчестве так рано и так страшно погибшего гениального поэта при небольшом количестве стихотворений все же очень разнообразен. Восприятие природы в ее естестве чередуется с одухотворенно философским ее постижением особенной силы и глубины.

В небесах торжественно и чудно. Спит Земля в сияньи голубом… Что же мне так больно и так трудно? Жду ль чего? Жалею ли о чем?

Так, даже внутри одного последнего года жизни и творчества поэта, в небольшом количестве созданных им в это время стихотворений самый крайний реализм сочетается с самой смелой романтикой, величественная и решительная народность с налетом той светской шутливости, которая была и любезна и ненавистна поэту.

Сноски

1 А. С. Стихотворения и драмы под ред. Б. Ф. Егорова. Л., 1969, с. 107.

ТРИ НАПРАВЛЕНИЯ ПСИХОЛОГИЗМА В ТВОРЧЕСТВЕ М.Ю. ЛЕРМОНТОВА

Собранье зол его стихия.

Носясь меж тёмных облаков,

Он любит бури роковые

И пену рек, и шум дубров [2].

И гордый демон не отстанет,

Пока живу я, от меня,

И ум мой озарять он станет

Лучом чудесного огня;

Покажет образ совершенства

И вдруг отнимет навсегда

И, дав предчувствия блаженства,

Не даст мне счастья никогда [2].

Постоянная внутренняя борьба, ощущение потерянного рая, желание счастья и осознание трагизма бытия сопровождают поэта всю его недолгую жизнь.

По небу полуночи ангел летел

И тихую песню он пел;

И месяц, и звёзды, и тучи толпой

Внимали той песне святой.

Он пел о блаженстве безгрешных духов

Под кущами райских садов;

О Боге великом он пел, и хвала

Его непритворна была.

Он душу младую в объятиях нёс

Для мира печали и слёз,

И звук его песни в душе молодой

Остался — без слов, но живой… [2].

Реалистическое направление также определяется в юношеском творчестве. Оно представляет собой философский подход к вопросам бытия, признает неоднозначность и сложность человеческой природы, которая стремится к земным наслаждениям, к любви, славе, достижениям и признает бренность всех этих устремлений и бессмысленность жизни на фоне вечности:

Душа сама собою стеснена,

Жизнь ненавистна, но и смерть страшна,

Находишь корень мук в себе самом,

И небо обвинять нельзя ни в чём.

Я к состоянью этому привык,

Но ясно выразить его б не мог

Ни ангельский, ни демонский язык:

Они таких не ведают тревог,

В одном всё чисто, а в другом всё зло.

Лишь в человеке встретиться могло

Священное с порочным. Все его

Мученья происходят оттого [2].

Примерно одновременно сформировались все три направления развития творчества М.Ю. Лермонтова и в разных душевных состояниях, его лирика могла отражать впоследствии жажду противоборства с высшими силами, отказ от божественного осознания, стремление к вере, теплу, пониманию, любви и реальный взгляд на происходящее.

К ангельскому направлению относятся произведения, посвященные В.А. Лопухиной, к которой поэт испытывал глубокие и нежные чувства, и она отвечала ему взаимностью, но возможности соединения у них не было, поскольку Вареньку выдали замуж. В этом цикле любовь приобретает одухотворяющее начало. В ранней лирике отвергнутая любовь вызывала жажду мести, активировала демонической начало. В более поздних стихотворениях о любви М.Ю. Лермонтов передает светлые высокие чувства и в какой-то степени его отношение к объекту любви выходит на новый уровень – искреннего пожелания счастья без сарказма и язвительности.

Лишь сердца родного

Коснутся в дни муки

Душа их с моленьем,

Как ангела, встретит,

И долгим биеньем

Им сердце ответит [2].

Каждое стихотворение, мадригал или запись в альбоме, посвященные певице, проникнуты глубоким, светлым, не замутненным отрицательными эмоциями чувством.

Одной из ведущих тем в творчестве М.Ю. Лермонтова является тема родины. Исследованиями реализации этой темы в поэтическом наследии занимались М. Штокмар, И.Н. Розанов, В.А. Мануйлов, М.И. Гиллельсон, В.Э. Вацуро, С.Н. Дурылин и др. Поэт любил Россию – место его рождения, детства, формирования личности, но отрицательно относился к установленному в стране порядку грубой силы и подавления инакомыслия.

Поэт восхищается красотой родной природы, ощущает свое духовное единство с ней. В таких строках проявляется ангельское направление:

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, —

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу бога… [2]

Природа дарит умиротворение и тепло. Поэт восхищается неразгаданностью родных просторов. В его отношении к родине также проявляется двойственность поэта. С одной стороны искренняя и преданная любовь, с другой – полное неприятие и непонимание жестокости и бесчеловечности. Поэтому в обличительных строках поэта проявляется реалистическое направление:

«Братец, братец, что ты видел?

- Ах! я свет возненавидел

И безжалостных людей. -

- Кучу каменных сердец:

Деве смех тоска милого,

Для детей тиран отец.

Девы мукой слез правдивых

Веселятся как игрой;

И у ног самолюбивых

Гибнут юноши толпой! [2].

За короткий жизненный путь М.Ю. Лермонтов успел оставить нам неоценимое наследие. Творчество поэта разнообразно по тематике. В его лирике мы можем выделить несколько основных тем: Родины, одиночества, любви и природы.

Лирика М.Ю. Лермонтова наполнена грустью, печалью и чувством одиночества, читая его поэзию, мы можем заглянуть в душу поэта и ближе узнать его как человека.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

3 вариант

Давайте рассмотрим вопросы: Какой основной мотив есть в творчестве автора? В каких произведениях отражены основные черты лирики писателя? Какие мотивы были отражены в работах Лермонтова?

Гвардейский офицер, который прошёл войну. Он обладал чувствительной душой и доброе сердце, хотя был дерзкий снаружи.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения и обозначения центральных мотивов лирики Лермонтова, чтобы лучше понять смысл всех произведений конкретного автора.

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.

За короткую жизнь Лермонтов оставил уникальное наследие. Творческая жизнь поэта представляет огромное разнообразие. В его лирике отмечают такие темы: Родины, одиночества, любви и природы. Давайте посмотрим, что хотел сказать автор в своём творчестве.

В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.

Также читают:

Картинка к сочинению Основные темы и мотивы лирики Лермонтова

Популярные сегодня темы

Как всегда, хороший писатель использует все средства для создания своего произведения. То есть в даже самом маленьком рассказе всё работает на то, чтобы создать нужное ощущение.

Пожалуй, осень является самым красивым и живописным временем года. Ведь именно осенью происходят большие перемены в природе. Недаром это прекрасное время года так любили описывать русские поэты

Творчество Лермонтова кратко описать вряд ли удастся, так как это великий человек, который написал много произведений, пользующихся популярностью и сегодня.

Кроме того он был не только поэтом, это личность, которая умела, казалось бы, делать все: и рисовать, и читать стихи и даже в какое-то время он занимался драматургией.

М. Ю. Лермонтов — это один из выдающихся поэтов начала девятнадцатого столетия. Не смотря на то, что Лермонтов прожил всего 27 лет, за столь короткий период ему удалось написать множество увлекательных и интересных произведений.

Сочинение Темы и мотивы творчества Лермонтова

Русскую литературу невозможно представить без такого писателя, как Михаила Юрьевича Лермонтова, который являлся романтической личностью, глубоко любящей собственную Родину.

Такое состояние для Лермонтова воспринималось как нечто повседневное, обыденное. Поэт считал, что так оно и есть, и было. В его творениях лирический герой противопоставляется реальному миру, наполненному бездумной толпой, что не может никак понять человека талантливого. Появляется конфликт, который никаким образом не может разрешиться. Одиночество для персонажа Михаила Юрьевича представляется как плата за то, что искал, а затем и приблизился к внутреннему покою, душевному равновесию. Герой постоянно находится в поисках самого себя, своего внутреннего мира, своей души. И в концепции писателя в конце то концов трактуется то, что лирический персонаж так и не обрел покой, даже оставшись совершенно в полном одиночестве…

С другой стороны считается, что одиночество – это некий побег человека от окружающего сурового мира, который надоедает и раздражает своим шумом, в мир иной, иллюзионный. И сразу возникает наряду с этим отчужденность персонажа в сем мире, которое возрастает и неумолимо продолжает возрастать.

Удивительно то, что мотивы лирики Михаила Юрьевича и темы неразрывно связаны друг с другом, потому как в произведениях Лермонтова прослеживается и мотив отчужденности лирического героя от пагубностей всего окружающего, и тема одиночества, которая проносится у поэта по всему его творчеству. И то, и то тесно связаны с темой природы, ибо персонаж, мечтая уйти от насущной действительности, обнаруживает утешение в прекрасной красоте природы, которая способна благоприятно воздействовать на человека, очищая и излечивая его душу.

И важная тема писателя – это тема любви, которая выражается у Лермонтова пессимистично. Взаимности наблюдать в творческих трудах Михаила Юрьевича бессмысленно, ибо лирический герой находит свое утешение лишь в одиночестве.

Таким образом, вклад Лермонтова в русскую литературу неоценим! Мысли витиевато располагаются на бумаге, поражая своим содержанием и великолепием!

Рождение поэтического персонажа

Поэзия в творчестве Лермонтова делится исследователями на два этапа: юношеские и зрелые годы. Художественный образ лирического героя имеет четко выраженные индивидуальные черты характера внутреннего романтика, окруженного внешним миром.

Пока Михаил вдохновлялся творчеством Байрона, его герои получались более идеализированными. Позднее он находит свой путь, в котором есть трагическая любовная линия и отсутствует дружба. Жизнь представляется в образе размышлений в одиночестве. Этот мотив отличает его от Пушкина.



Смотреть галерею

Сочинение Основные темы лирики Лермонтова.

За короткую жизнь Лермонтов оставил уникальное наследие. Творческая жизнь поэта представляет огромное разнообразие. В его лирике отмечают такие темы: Родины, одиночества, любви и природы. Давайте посмотрим, что хотел сказать автор в своём творчестве.

В лирике Лермонтова отражены грусть, печаль, чувство одиночества, читая его поэзию, изучая его поэзию, люди могут заглянуть в душу поэта и узнать его человеческие качества.

Искренне рекомендую применять эту информацию для написания сочинения о лирике Лермонтова, чтобы понять и рассмотреть его произведения. Не забывая анализировать все мысли поэта.

Математическая точность стихов

Такая форма заостряет внимание на скованности персонажа внутренними границами, раскрывает неостановимую душевную энергию и мощное движение.

тема поэзии в творчестве лермонтова


Смотреть галерею

Размышление о своеобразии творчества Лермонтова позволяет сделать еще один вывод об особенности его лирического языка. Изобретательность живописца словом — это мастерство, с помощью которого он может описывать и человеческий внутренний мир, и природную жизнь с различными явлениями.

Народный говор как самый высокий ранг поэзии

мотивы творчества лермонтова


Смотреть галерею

Своеобразие творчества Лермонтова внесло неоспоримый вклад в развитие художественного языка. Критик В. Виноградов объяснил это тем, что поэт отбирал оригинальные стилистические средства из русской и западноевропейской лирики. На стыке разных культур у него рождались новые формы литературного выражения, что продолжает пушкинские традиции.

Смерть поэта

Лермонтов упрекает поколение в бесцельности, внуренней опустошенности, скорбит о судьбе России, одновременно наполняет свои работы презрением и ненавистью к ней. Творчество М. Ю. Лермонтова — это бунт в отношении существующего порядка вещей.

В стихотворении на смерть Пушкина поэт передает сложный коктейль из противоборствующих в душе чувств. Тут есть и скорбь, и восхищение, и негодование. Пушкин в произведении противостоит толпе, третий персонаж — это оплакивающий гения поэт, клеймящий публику. Лермонтов обвиняет свет в убийстве Пушкина, именно общество направляло руку убийцы. И вновь Михаил наделяет своего героя, Пушкина, одиночеством, противостоянием всему свету.

Это образ гения среди пигмеев, которые неспособны прощать, ценить и протестовать, отстаивая свои ценности. Работы Лермонтова рождались на стыке эмоций и рацио. Ясная, напряженная мысль бьется в клубке чувств и противоречий. Происходит разделение смыслов понятий поэт и человек, но объедяются поэт и поэзия. Творчество Лермонтова занимает особое место в русской литературе, представляя глубокий и богатый материал размышлений о государстве, мире, времени и личности в нем.

Отношение самого маэстро к стихам выражено в разладе взаимоотношений художника и мира. Утонченное искусство оказывается замкнутым в железном веке прогресса.

Лирика Лермонтова разнообразна и многогранна. Если посмотреть юношескую лирику, то основной её мотив – переживание смысла своего гражданского и поэтического предназначения. Во многих юношеских стихотворениях душевные диссонансы осознаны ещё в романтическом свете. Первоначально лирическое “я” Л. ещё во многом условно. Его своеобразие – в автобиографических событиях: разлука с отцом, лирическая передача впечатлений:

Ужасная судьба отца и сына жить розно и в разлуке умереть. Особенностью ранней лирики становится синхронность переживания. Это придаёт единство лирике.

Но всё же осн. мотивом лирики Лермонтова яв-ся мотив одиночества и тоски, пронизывающей все стихотворения. Это объясняется тем, что лирика Лермонтова обозначила послепушкинский этап в развитии рус. поэзии, время реакции, когда передовая дворянская интеллигенция, немирившаяся с отсутствием духовной свободы, была лишена возможности открытой борьбы.

В ее основу положен библейский миф о падшем ангеле, восставшем против Бога, изгнанном за это из рая и превращенном в духа зла. Бог в поэме — это самый сильный из всех тиранов мира, а Демон — враг этого тирана. Бог незримо присутствует в поэме, он действующее лицо, хотя и эфемерное. О нем постоянно говорят, вспоминают, обвиняют в преступлениях, совершаемых на земле, т.к. он сотворил преступников. Азраил, как и Демон, — изгнанник, “существо сильное, но побежденное”. Он наказан не за бунт, а только за мгновенный ропот. Ему было скучно одному. Он упрекнул Бога в том, что тот создал его раньше людей. Бог тотчас наказал Азраила. Демон же наказан не только за ропот. Его вина страшнее. Бог испепелил страшным проклятием душу Демона, сделав ее холодной, мертвой. Он не только изгнал из рая, но и опустошил его душу. Но и этого мало. Всесильный деспот возложил на Демона ответственность за все зло во всем мир. Любовь, вспыхнувшая в душе Демона, означает для него возрождение. Пляшущая Тамара оживила “немой души его пустыню”.

В возрожденной душе проснулись мечты, забытые чувства. Демон хотел, чтобы душа его жила, откликалась на впечатления жизни и могла общаться с другой, родной душой, испытывая большие человеческие чувства. Ощутив любовь к Тамаре, Демон почувствовал любовь ко всему живому, потребность творить добро, восхищаться красотой мира — все, чего лишил его Бог. Что же так привлекло Демона в Тамаре? Он почувствовал в ней душу, способную понять его. Волновавшая Тамару мысль о судьбе рабыни была протестом против этой судьбы, и этот бунт ощутил в ней Демон. Именно на такую душу, полную гордыни, и мог наложить свою печать Демон.

В драме можно выделить соц. конфликт (конфликт героя и дворянского общества). И психол. конфликт, внутренний, в сознании героя. Сила Арбенина заключается в том, что он не только ходит без маски, но и срывает маски с других. Настоящий, подлинный маскарад наступает у них после того, как с лиц сброшены маски.

Один из важнейших героев романа — штабс-капитан Максим Максимыч. Он и Печорин, при их взаимной искренней приязни, не понимают и никогда не поймут друг друга. Их духовная разобщенность не случайна.

Каждый персонаж романа в своем взаимодействии с главным героем проявляет себя представителем времени.

Я отвечал, что много есть людей, говорящих то же самое; что есть, вероятно, и такие, которые говорят правду, и что нынче те, которые… и в самом деле скучают, стараются скрыть это несчастье, как порок
«.
Эта сцена одна из важнейших для понимания отношения Печорина к Грушницкому. Дело в том, что Печорин старательно скрывает мучительную тоску, Грушницкий же, по природе веселый и истинной скуки не знающий, играет роль — его, Печорина, роль! Эта профанация его трагедии и бесит Печорина, заставляет ненавидеть Грушницкого.

Желание Грушницкого играть чужую, несвойственную ему роль оборачивается настоящей трагедией: приводит его к предательству, к грязной игре (дуэль с одним заряженным пистолетом) и, наконец, к гибели.

Человек, унижающий других, не уважает себя. Его потребность унизить кого-то объясняется именно тем, что только торжествуя над слабым, он ощущает себя сильным: он вымещает на другом собственные обиды на мир.

Добро здесь всегда побеждает зло, корысть и скупость наказываются, любовь торжествует над злыми силами, подлость и низость высмеиваются.

Писатель доказывает нам, что власть денег не ведёт к счастью, что земные страсти лишь помогают человеку попасть под власть тёмных сил, что вера и христианские добродетели спасут человека всегда, в каком бы сложном положении он ни оказался.

Читаем это произведение и рассказы о чертях и нечисти воспринимаются как суеверие, а на первый план выходят человеческие качества героев, их достоинства и недостатки.

Осн. цель фантастики здесь — ярче высветить тонкий психологизм и провести идею победы добра над злом, доказывая, что всё тайное становится явным, а грехи рано или поздно наказываются.

Всё это у Гоголя представлено в комической форме. Вспомните, как ни старалась Солоха скрыть то, что ходят к ней мужики со всей округи, обман раскрылся, да ещё как комически раскрылся!

Дьявольщине у Гоголя всегда противопоставлена истинная христианская вера. Жизнь людей, верящих и несущих в своей душе великие и простые истины любви, сострадания и честности, всегда прекрасна.

Гоголевский юмор не обжигает нас злой иронией, он светлый и добрый. Недостатки героев вызывают у писателя и читателей смех, они не требуют негодования и порицания, т.к. все недобрые поступки наказаны, а их герои осознают свою вину.

28. Духовный мир Н.В. Гоголя.Жизнь Н.Г. с первого его момента была устремлена к Богу. Мать его, Мария Ивановна, была женщиной набожной, усердной паломницей. Среди предков Гоголя были люди духовного звания: прадед по отцу был священником.

Первым сильным испытанием в жизни юного Николая была смерть отца. Он пишет матери письмо, в котором отчаяние смиряется глубокой покорностью воле Божией.

После переезда в столицу Гоголь погружается в лит. жизнь. Но, несмотря на занятость, в нем проглядывает постоянное недовольство суетой, желание иной, собранной и трезвенной жизни.

Если брать нравоучительную сторону раннего творчества Гоголя, то в нем есть одна хар-ная черта: он хочет возвести людей к Богу путем исправления их недостатков и общественных пороков — т.е. путем внешним. 2-ая половина жизни и тв-ва Г. ознаменована направленностью его к искоренению недостатков в себе самом — и таким образом, он идет путем внутренним.

Условно жизнь и тв-во Г. можно разделить на 2 периода — рубежом будет 1840 г.

В июне 1842 года Гоголь уезжает за границу — и там религиозное настроение начинает преобладать в его жизни.

Гоголь принимается за чтение книг духовного содержания, в основном, святоотеческой литературы. Письма Гоголя этого периода содержат просьбы о присылке книг по богословию, истории Церкви, русским древностям.

В январе 1845 года Гоголь живет в Париже у графа А. П. Толстого.

Подколесин — не просто вялый и нерешительный человек с слабою волею, которым может всякий управлять: его нерешительность преимущественно выказывается в вопросе о женитьбе. Ему страх как хочется жениться, но приступить к делу он не в силах.

Кочкарев — добрый и пустой малый, нахал и разбитная голова. Он скоро знакомится, скоро дружится и сейчас на ты. Горе тому, кто удостоится его дружбы! Кочкарев переставит у него по-своему мебель в комнате да еще будет ругать, если тот не усердно будет помогать ему распоряжаться в своем доме. Кочкарев хочет, чтоб все шло и делалось через него. Для этого он готов хлопотать, биться до поту лица, перенести что угодно.

Чтоб похлопотать, он описывает женитьбу самыми обольстительными красками, какие только может ему дать его грубая фантазия.

Жевакин — не кривляка, не шут: это старый селадон, а потому и щеголь, несмотря на свой старинный мундир.

Яичница (экзекутор). Это человек грубый, материальный; но он живет и служит в Петербурге — стало быть, не похож на провинциального медведя. Вообще, для хорошего выполнения ролей, созданных Гоголем, актерам всего нужнее — наивность, отсутствие всякого желания и усилия смешить. Если человек имеет смешную или слабую сторону, он тем и возбуждает смех, что не предполагает в себе ничего смешного или странного. Сцена должна быть зеркалом общества…

Сколько юмора, какой язык, какие характеры, какая типическая верность натуре!

Жанровые особенности. Как проповедь, книга Гоголя ориентирована прежде всего на апостольские послания.

Это не письма, а скорее строгие и иногда грозные увещания учителя ученикам… Он поучает, наставляет, советует, упрекает, прощает и т.д. К нему все обращаются с вопросами, и он никого не оставляет без ответа.

Фантастика в произведениях в той или иной мере подчинена здесь реализму.

Запуганный, забитый, Башмачкин только и мог проявить свое недовольство значительными лицами, грубо его принижавшими и оскорблявшими, лишь в состоянии беспамятства, в бреду. Но Гоголь, будучи на стороне Башмачкина, защищая его, осуществляет этот протест в фантастическом продолжении повести. Справедливость, растоптанная в действительности, торжествует в мечтах писателя.

Гоголь наметил в фантастическом завершении главы реальную мотивировку. Значительное лицо, смертельно напугавшее Акакия Акакиевича, ехало по неосвещенной улице после выпитого на вечере у приятеля шампанского, и ему, в страхе, вор мог показаться кем угодно, даже и мертвецом.

Тема „маленького“, бесправного человека, идеи социального гуманизма и протеста, так громко прозвучавшие в повести „Шинель“, сделали ее этапным произведением рус. лит-ры. Она стала знаменем, программой, манифестом натуральной школы, открыла собой вереницу произведений об униженных и оскорбленных, несчастных жертвах самодержавно-бюрократического режима, взывающих о помощи, и прокладывала путь последовательно-демократической лит-ре.

Лишний человек — человек значительных способностей, который не в состоянии реализовать свои таланты на гос. службе. Принадлежа к высшим классам общества, он в основном проводит время за праздными развлечениями. Такой стиль жизни не в состоянии облегчить его скуку, что приводит к дуэлям, азартным играм и др. саморазрушительному поведению.

Чацкий: Видя пороки фамусовского общества, отвергая его косные устои, беспощадно обличая чинопочитание, царящую в служебных кругах протекцию, глупое подражание франц. моде, отсутствие настоящего образования, Чацкий оказывается изгоем среди графов Хрюминых, Хлестовых и Загорецких. Его считают “странным”, а в итоге даже признают безумцем. Вступает в конфликт с окружающим его несовершенным миром. Кроме того Чацкий, спустя 3 года путешествий, обретает цель в жизни — “служить делу”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”, “в науки вперить ум, алчущий познаний”. Желание героя — приносить пользу отечеству, служить на благо обществу, к чему он и стремится.

Создавая образы Манилова, Коробочки, Ноздрева, Собакевича, Плюшкина, Гоголь прибегает к общим приемам реалистической типизации — изображение деревни, господского дома, портрета хозяина, кабинета, разговоры о городских чиновниках и мертвых душах…

Хозяйство помещика находится в полном упадке.

Описывая внешность Собакевича, Гоголь прибегает к зоологическому уподоблению — сравнению помещика с медведем. Собакевич — чревоугодник.

В финале поэмы возникает образ бесконечной дороги и несущейся вперед птицы-тройки. В этом неукротимом движении чувствуется уверенность писателя в великом предназначении России, в возможности духовного воскресения человечества.

Особенности творчества Лермонтова изучаются в средней школе. Сначала учащиеся проходят только стихотворения поэта, затем, в 8 классе, роман "Герой нашего времени", а в 10 классе повторяют пройденный материал. Безусловно, полностью понять творчество этого гениального поэта и прозаика можно только в более взрослом возрасте. Глубокий психологизм его произведений не каждому под силу. Творчество Михаила Лермонтова является также плодотворным полем для работ литературоведов. Ведь в нем очень много различных тонкостей.

Особенности творчества Лермонтова

Периодизация творчества М. Ю. Лермонтова

Можно сказать, что творчество поэта довольно целостное. В нем трудно выделить какие-либо периоды, изменения в мировоззрении. Однако принято выделять в творчестве Лермонтова ранний и поздний периоды. Границей является написанное им стихотворение, посвященное гибели Пушкина, "Смерть поэта". Вообще, гибель А. С. Пушкина стала для Лермонтова переломным моментом. Теперь он начал ощущать всю ответственность, которая возлагается на него как на преемника первого поэта страны. Итак, все, что написал Михаил Юрьевич до 1837 года, - ранняя лирика, а то, что после, - поздняя.

Особенности творчества Лермонтова раннего периода

Поэт начал писать довольно рано. Если Пушкин повествовал о надеждах, лицейское творчество было полно чаяний, то Лермонтов начал с разочарования. Ведь дело декабристов пропало даром, они были сосланы на каторгу или казнены. Неудовлетворенность действительностью, которая окружает поэта, пропитывает все его творчество и наглядно проявляется в ранних стихотворениях. Безусловно, произведения более ранних лет отдают юношеским максимализмом. В раннем творчестве реализуется такое направление в литературе, как романтизм. Мы видим в произведениях Лермонтова характерное для романтиков разделение действительности на мир земной, реальный, и мир мечты, идеальный, в который бы хотел попасть лирический герой. Особенности проблематики творчества Лермонтова состоят в том, что у поэта практически нет гражданских и политических вопросов. Он не поднимает тему крепостничества, не говорит о произволе власти. Но мы догадываемся о его недовольстве из стихов, посвященных русской деревне или же теме поэта и поэзии. Все же главные проблемы творчества Лермонтова - психологические. С первых же стихов отчетливо звучит мотив одиночества, который с течением времени усиливается и трансформируется.

Образ демона в ранней лирике

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова

В начале пути Лермонтов опирается на творчество английских романтиков, в частности Джорджа Байрона. У английского поэта также проявлялся образ демона. Творчество ассоциируется романтиками такого толка не как дар, а как проклятие. Юный поэт Лермонтов (и его лирический герой) уверен, что он, как и демон, не сможет никогда найти себе места в этом мироздании. Ведь демон был низвергнут с небес, а на земле люди его не принимают. Теперь он обречен скитаться между двумя мирами, приговорен на вечное одиночество. Образ демона тесно связан с таким поэтическим образом, как буря. Ведь демон, чья стихия "собранье зол", любит роковые бури и страсти. Особенности творчества Лермонтова проявляются и в этом: обычно лирические герои, страдающие и ищущие, стремятся к покою, тихой и мирной жизни. Не таков герой Лермонтова: он хочет жить, чтоб "мыслить и страдать". Спокойная нега не для него, жизнь есть только там, где бушуют страсти. Пример такого мировидения дает нам стихотворение "Парус": "А он, мятежный, просит бури, как будто в бурях есть покой".

Поздняя лирика Лермонтова

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова нужно рассматривать целостно, не опуская ни один из периодов. В поздней лирике происходит смена поэтического ракурса. Если раньше Лермонтов винил весь свет в своих бедах, страдал от непонимания и одиночества, не мог мириться ни с чем, что ему не нравилось, то теперь он более степенный. И стихи его наполнены печалью и тоской, они стали более психологичными, более выверенными. Мотив одиночества тесно сближается с мотивом странничества и поиска места в жизни. Однако эти скитания заканчиваются ничем.

Философская лирика

Такие проблемы всегда интересовали поэта. Но для него философия и психология всегда были неделимы. Своеобразно Лермонтов изображает свое отношение к этому миру и к жизни. Он практически всегда делает это, используя картины природы. В пример можно привести стихотворение "Когда волнуется желтеющая нива". Очень яркие поэтические образы нашли место в этом лирическом произведении. Растения поэт сравнивает с живыми существами, он чувствует с ними неделимую связь, то, чего он, к сожалению, не чувствует в общении с людьми. Именно в природе Лермонтов находит успокоение, начинает ощущать гармонию в себе. Более того, для него открываются высшие истины ("И в небесах я вижу Бога").

Особенности проблематики творчества Лермонтова

Схожую проблематику имеет одно из последних стихотворений - "Выхожу один я на дорогу". Здесь природа изображена также гармонично, это не отдельно существующие элементы, а целостное мироздание, где "звезда с звездою говорит". Но в этот момент поэт не чувствует успокоения. Ему больно и трудно. Пожалуй, впервые за все творчество он выражает желание покоя. Но тот покой, о котором говорит Лермонтов, отличается от привычного представления. Ведь поэту хочется вечно видеть цветущую природу, ощущать движение ветра и слышать о любви.

Тема поэта и поэзии

Особенности творчества М. Ю. Лермонтова невозможно рассматривать в отрыве от такой темы, как поэзия. Именно в стихах, в которых говорится о творчестве, писательском даре, реализуются основные принципы миросозерцания поэта. Ярким примером является стихотворение "Пророк". В нем поэт ведет своеобразный диалог с Пушкиным. Он начинает свое стихотворение с того момента, на котором остановился когда-то Пушкин: "Бог дал поэту всеведение пророка. Однако если Пушкин надеялся на то, что будет "жечь глаголом сердца людей", Лермонтов, напротив, чувствует отчуждение. Он видит в людях лишь злобу и порок. Он хочет, как и Пушкин, словом достучаться до людей, но ему не удастся это сделать. Ведь люди (непонимающая толпа) обвиняют его в самоуверенности и гордости. Противопоставление поэта и толпы является одной из главных черт поэзии Лермонтова.

Особенности творчества М.Ю. Лермонтова

Анализ поэмы "Мцыри"

В данной поэме отразились, прежде всего, романтические принципы поэзии. Но есть в ней и своеобразные особенности творчества Лермонтова. Кратко история выглядит следующим образом: юноша, воспитывавшийся в монастыре, захотел попасть на свободу, но день на воле обернулся для него гибелью. Мцыри - непосвященный монах - всю жизнь чувствовал себя пленником. Он характерный романтический герой, для которого мир, в котором он живет, невыносим. Мцыри захотел почувствовать жизнь, узнать все ее проявления. Он восхищался красотой природы и наслаждался прогулками по лесу. Особенное впечатление произвел на него голос молодой грузинки. Услышав его, Мцыри понял, что он свободен. В лесу он натолкнулся на барса - олицетворение силы и храбрости. В равной схватке погиб барс, Мцыри тоже получает смертельное ранение. Поэма наглядно демонстрирует любовь Лермонтова к природе Кавказа. Очень ярко и красочно поэт описывает местные пейзажи. В поэме наиболее полно воплотились художественные особенности творчества Лермонтова. Изображение природы в ней соотносимо с картинами, которые сам поэт нарисовал во время путешествия по Югу России и Кавказу.

Творчество Михаила Лермонтова

Роман "Герой нашего времени"

Это прозаическое произведение, в котором также ярко представлены особенности творчества Лермонтова. Роман очень полемический. Различны трактовки характера главного персонажа - Печорина. Исследователи спорят и о том, как относился к своему герою Лермонтов и можно ли назвать Печорина двойником самого поэта. Безусловно, как и все творчество М. Лермонтова, этот роман имеет автобиографическую подоплеку. Сходство героя с писателем на лицо: он служит на Кавказе, он одинок, противопоставляет себя другим людям. Однако в Печорине слишком много черт демонических и сугубо отрицательных, благодаря чему мы пониманием, что для самого автора Печорин явно не герой в полном смысле этого слова.

Художественные особенности творчества Лермонтова

В романе реализовались умения писателя-психолога. С одной стороны, Печорин вызывает у читателя симпатию, но с другой, мы не можем сказать, что он хороший человек. Он обманывает девушек, он презирает людей и даже убивает Грушницкого на дуэли. Но зато он умен, он честен, принципиален. Лермонтов использует такой художественный прием психологизма, как деталь. Негативные стороны характера Печорина проявляются в самых маленьких деталях: в движениях, которые говорят о его скрытности, в его поведении с Максимом Максимычем, которое говорит о его холодности и безразличии к людям, даже в его слезах, которые происходят не от горя, а от уязвленной гордости. Кроме того, в романе мы можем найти примеры психологического параллелизма.

Роман с полной уверенностью можно назвать философским. В нем автор рассуждает и о дружбе, и о любви, и о судьбе. Все действие сконструировано на центральном персонаже - Печорине, и все сюжетные линии сводятся к нему. Однако роман не получился скучным: настолько многогранна и сложна личность Печорина.

особенности творчества лермонтова кратко

Общие выводы

Итак, главные темы в творчестве Лермонтова.

  1. Тема природы. Она обычно сопряжена с философскими вопросами.
  2. Тема одиночества. В некоторых стихотворениях осложняется мотивом странничества.
  3. Тема поэта и поэзии. Что есть поэтический дар, для чего нужная поэзия, каково значение ее в современном мире.
  4. Тема любви. Она у Лермонтова также окрашена в мрачные тона, любовная лирика включается в тематическую группу стихов об одиночестве.

Творчество Михаила Юрьевича Лермонтова насквозь пронизано глубокими чувствами. Пожалуй, лирика его так привлекает именно потому, что в нее он вкладывал свою душу, ведь его лирический герой практически неотделим от автора. Безусловно, талант Лермонтова проявляется не только на уровне содержания, но и на уровне формы. Многие стихи поэта (особенно в позднем творчестве) абсолютно небольшие по объему, но зато очень глубокие и емкие.

Читайте также: