Итоговое сочинение калининградская область

Обновлено: 04.07.2024


2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия?


3. Преступление и наказание – вечная тема


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня

402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404. Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407. Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408. Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411. Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир.
413. Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).


5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

По регионам

Центральный федеральный округ, Южный федеральный округ, Северо-Западный федеральный округ, Приволжский федеральный округ, Северо-Кавказский федеральный округ, Крымский федеральный округ

Приволжский федеральный округ

Удмуртская Республика, Самарская область

Северо-Западный федеральный округ

Калининградская область

111. Чем путешествие может обогатить человека?
205. Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308. Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410. Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501. Что значит быть гражданином?

Уральский федеральный округ

Сибирский федеральный округ

Алтайский край, Новосибирская область, Республика Алтай, Томская область, Красноярский край, Республика Тыва, Республика Хакасия, Кемеровская область

109. Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208. От чего предостерегают человечество антиутопии?
302. Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406. Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504. Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Омская область

Иркутская область

Дальневосточный федеральный округ

Забайкальский край

106. Книга как путешествие в прошлое.
202. В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306. Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412. Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир.
507. Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

Магаданская область

101. Как путешествия могут изменить человека?
212. Шаги цивилизации: обретения и потери.
305. Можно ли заставить человека раскаяться?
402. К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503. Является ли богатство необходимым условием счастья?

Еврейская автономная область, Приморский край, Хабаровский край

Камчатский край, Чукотский автономный округ

от 17 ноября 2020 года N 1393/1

О порядке проверки итогового сочинения (изложения) на территории Калининградской области

В целях предупреждения нарушений требований законодательства Российской Федерации в части проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в форме единого государственного экзамена, руководствуясь требованиями раздела 3 приказа Минпросвещения России N 190, Рособрнадзора N 1512 от 07.11.2018 "Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования", методическими материалами, рекомендациями по анализу результатов проведения государственной итоговой аттестации в форме единого государственного экзамена, выявлению и профилактике нарушений действующего законодательства в сфере образования (письма Рособрнадзора от 15.02.2017 N 05-58, от 24.05.2018 N 05-162, от 10.06.2019 N 13-256, 21.07.2020 N 13-84, от 24.09.2020 N 05-86),

1. Утвердить порядок проверки итогового сочинения (изложения) на территории Калининградской области согласно приложению.

2. Рекомендовать руководителям органов местного самоуправления муниципальных образований Калининградской области, осуществляющих управление в сфере образования, государственному бюджетному учреждению Калининградской области "Региональный центр образования" (И.Р. Боголюбская), Калининградскому областному институту развития образования (Л.А. Зорькина) обеспечить:

1) соблюдение порядка проверки итогового сочинения (изложения) на территории Калининградской области;

2) соблюдение условий конфиденциальности и информационной безопасности при осуществлении мероприятий, связанных с проведением проверки, повторной проверки итогового сочинения (изложения), а также с проведением перепроверки отдельных сочинений (изложений) по итогам проведения итогового сочинения (изложения);

3) информирование участников итогового сочинения (изложения), их родителей (законных представителей), педагогической общественности о результатах перепроверки отдельных сочинений (изложений) (при наличии).

4. Контроль исполнения настоящего приказа возложить на первого заместителя министра М.И. Короткевич.

5. Приказ вступает в силу со дня официального опубликования.

Министр образования
Калининградской области
С.С. Трусенева

Приложение N 1
к Приказу
Министерства образования
Калининградской области
от 17 ноября 2020 г. N 1393/1

ПОРЯДОК проверки итогового сочинения (изложения) на территории Калининградской области

1. Проверка итогового сочинения (изложения) участников итогового сочинения (изложения) осуществляется экспертами, входящими в состав муниципальной комиссии по проверке итогового сочинения (изложения), в местах, определенных муниципальным органом управления образованием (далее вместе - МОУО, комиссия по проверке итогового сочинения (изложения)). К работе указанных комиссий могут быть привлечены независимые эксперты.

2. В отдельных случаях - по проверке работ обучающихся, претендующих на получение медали "За особые успехи в учении", состав комиссий по проверке итогового сочинения (изложения) формируется в соответствии с приказом МОУО Калининградской области.

3. Состав муниципальной комиссии формируется из учителей-предметников. Комиссия должна состоять не менее чем из трех человек в зависимости от количества участников итогового сочинения (изложения) в муниципальном образовании.

4. Для получения объективных результатов при проверке и проведении итогового сочинения (изложения) не рекомендуется привлекать учителей, обучающих выпускников данного учебного года.

5. Эксперты муниципальных комиссий, а также независимые эксперты, привлекаемые к проверке итогового сочинения (изложения), должны соответствовать указанным ниже требованиям:

1) владение необходимой нормативной базой:

- федеральными государственными образовательными стандартами основного общего и среднего общего образования по русскому языку, по литературе (базовый и профильный уровни);

- нормативными правовыми актами, регламентирующими проведение итогового сочинения (изложения);

- рекомендациями по организации и проведению итогового сочинения (изложения);

- техническим регламентом проведения итогового сочинения (изложения);

- методическими рекомендациями для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения);

2) владение необходимыми предметными компетенциями:

- иметь высшее образование по специальности "Русский язык и литература" с квалификацией "Учитель русского языка и литературы";

- обладать опытом проверки сочинений (изложений) в выпускных классах образовательных организаций, реализующих программы среднего общего образования;

3) владение содержанием основного общего и среднего общего образования, примерных образовательных программ, учебников, включенных в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ;

4) владение компетенциями, необходимыми для проверки сочинения (изложения):

- знание общих научно-методических подходов к проверке и оцениванию сочинения (изложения);

- умение объективно оценивать сочинения (изложения);

- умение применять установленные критерии и нормативы оценки;

- умение разграничивать ошибки и недочеты различного типа;

- умение выявлять в работе однотипные и негрубые ошибки;

- умение классифицировать ошибки в сочинениях (изложениях);

- умение оформлять результаты проверки, соблюдая установленные требования;

- умение обобщать результаты.

6. Итоговые сочинения (изложения) оцениваются по системе "зачет" или "незачет" по следующим критериям, разработанным Федеральной службой по надзору в сфере образования (далее - Рособрнадзор):

- критерии оценивания итогового сочинения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, в соответствии с Методическими рекомендациями Рособрнадзора от 24.09.2020 N 05-86 (далее - Методические рекомендации);

- критерии оценивания итогового изложения организациями, реализующими образовательные программы среднего общего образования, в соответствии с Методическими рекомендациями.

Каждое сочинение (изложение) участников итогового сочинения (изложения) проверяется одним экспертом один раз.

При осуществлении проверки итогового сочинения (изложения) и его оценивании персональные данные участников сочинения (изложения) могут быть доступны экспертам.

К проверке по критериям оценивания, разработанным Рособрнадзором, допускаются итоговые сочинения (изложения), соответствующие установленным требованиям.

Требования к сочинению:

Требование N 1. "Объем итогового сочинения (изложения)".

Рекомендуемое количество слов - от 350. Максимальное количество слов в сочинении не устанавливается. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое сочинение не проверяется по требованию N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" и критериям оценивания). В клетки по всем требованиям (N 1 и N 2) и критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".

Требование N 2. "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)".

Итоговое сочинение выполняется самостоятельно. Не допускается списывание сочинения (фрагментов сочинения) из какого-либо источника или воспроизведение по памяти чужого текста (работа другого участника, текст, опубликованный в бумажном и (или) электронном виде, и др.).

Допускается прямое или косвенное цитирование с обязательной ссылкой на источник (ссылка дается в свободной форме). Объем цитирования не должен превышать объем собственного текста участника.

Если сочинение признано несамостоятельным, то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2 и "незачет" за работу в целом (такое сочинение не проверяется по критериям оценивания).

Выставляется "незачет" за невыполнение требования N 2. В клетки по всем критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".

Требования к изложению:

Требование N 1. "Объем итогового изложения".

Рекомендуемое количество слов - 200. Максимальное количество слов в изложении не устанавливается: участник должен исходить из содержания исходного текста. Если в изложении менее 150 слов (в подсчет включаются все слова, в том числе и служебные), то выставляется "незачет" за невыполнение требования N 1 и "незачет" за работу в целом (такое итоговое изложение не проверяется по требованию N 2 "Самостоятельность написания итогового сочинения (изложения)" и критериям оценивания).

В клетки по всем требованиям (N 1 и N 2) и критериям оценивания выставляется "незачет". В поле "Результат проверки сочинения (изложения)" ставится "незачет".

Итоговое сочинение (изложение) в 2021-2022 учебном году

Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна
Звезда не активна


Дата ГИА-11
01.12.2021 г. (ср) Итоговое сочинение (изложение) – основной срок
02.02.2022 г. (ср) Итоговое сочинение (изложение) – дополнительный срок
04.05.2022 г. (ср) Итоговое сочинение (изложение) – дополнительный срок

Места регистрации

обучающихся XI (XII) классов, экстернов, выпускников прошлых лет для участия в итоговом сочинении (изложении)

в 2021-2022 учебном году на территории Балтийского городского округа

Сроки регистрации:

за две недели до даты проведения итогового сочинения (изложения)

Категория участников итогового сочинения (изложения)

Обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования

Организации, осуществляющие образовательную деятельность, в которой обучающиеся осваивают образовательные программы среднего общего образования

Общеобразовательные организации БГО

Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе соотечественники за рубежом, беженцы и вынужденные переселенцы, освоившие образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования

Колледж сервиса и туризма

Обучающиеся, получающие среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами среднего общего образования (при наличии у такой организации, реализующей образовательные программы среднего общего образования, свидетельства о государственной аккредитации)

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования

Колледж сервиса и туризма

Обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы

Организации, осуществляющие образовательную деятельность по имеющей государственную аккредитацию образовательной программе среднего общего образования

Колледж сервиса и туризма

Лица, освоившие образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющие документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования - для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, граждане, имеющие среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях)

Органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования по месту регистрации (проживания)

Управление образования администрации БГО:

г. Балтийск, ул. Ленина, 6, каб. 124

Региональный центр обработки информации по адресу: г. Калининград, ул. П.Половца, 2

Вправе участвовать в дополнительные сроки:

Итоговое сочинение (изложение)

Утверждены тематические направления итогового сочинения 2021/22 учебного года:

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год размещены на официальном сайте Федерального института педагогических измерений ФИПИ_Итоговое сочинение

В рамках открытых направлений тем итогового сочинения Рособрнадзором разрабатываются конкретные темы итогового сочинения для каждого часового пояса. Сами темы сочинений станут известны выпускникам за 15 минут до начала экзамена.

Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее – ГИА) проводится для обучающихся по образовательным программам среднего общего образования, в том числе для:

  • иностранных граждан, лиц без гражданства, в том числе соотечественников за рубежом, беженцев и вынужденных переселенцев, освоивших образовательные программы среднего общего образования в очной, очно-заочной или заочной формах, а также для лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в форме семейного образования или самообразования;
  • обучающихся, получающих среднее общее образование в рамках освоения образовательных программ среднего профессионального образования, в том числе образовательных программ среднего профессионального образования, интегрированных с образовательными программами основного общего и среднего общего образования (в случае участия в ГИА в качестве экстернов с последующим получением документа о среднем общем образовании);
  • обучающихся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов по образовательным программам среднего общего образования.

Итоговое сочинение в целях использования его результатов при приеме в образовательные организации высшего образования по желанию также может проводиться для:

  • лиц, освоивших образовательные программы среднего общего образования в предыдущие годы и имеющих документ об образовании, подтверждающий получение среднего общего образования (или образовательные программы среднего (полного) общего образования — для лиц, получивших документ об образовании, подтверждающий получение среднего (полного) общего образования, до 1 сентября 2013 года);
  • граждан, имеющих среднее общее образование, полученное в иностранных образовательных организациях (далее вместе — выпускники прошлых лет);
  • лиц, обучающихся по образовательным программам среднего профессионального образования;
  • лиц, получающих среднее общее образование в иностранных образовательных организациях;
  • лиц, допущенных к ГИА в предыдущие годы, но не прошедших ГИА или получивших на ГИА неудовлетворительные результаты более чем по одному обязательному учебному предмету, либо получивших повторно неудовлетворительный результат по одному из этих предметов на ГИА в дополнительные сроки (далее — лица со справкой об обучении).

Изложение вправе писать следующие категории лиц:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья, дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

Для лиц, имеющих медицинские показания для обучения на дому и соответствующие рекомендации психолого-медико-педагогической комиссии, итоговое сочинение (изложение) организуется на дому.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию проводиться в устной форме.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, (далее – ОИВ) обеспечивают таким лицам проведение итогового сочинения (изложения), в том числе организуют проведение итогового сочинения (изложения) на дому.

Для участия в итоговом сочинении (изложении) участники подают заявление не позднее чем за две недели до начала проведения итогового сочинения (изложения).

Обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления на написание итогового сочинения (изложения) предъявляют копию рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии, а обучающиеся дети-инвалиды и инвалиды — оригинал или заверенную в установленном порядке копию справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медико-социальной экспертизы.

Выпускники прошлых лет самостоятельно выбирают сроки написания итогового сочинения из числа установленных расписанием проведения итогового сочинения (изложения). Выбранную дату участия в итоговом сочинении такие лица указывают в заявлении.

Выпускники прошлых лет при подаче заявления на прохождение итогового сочинения предъявляют оригиналы документов об образовании. Оригинал иностранного документа об образовании предъявляется с заверенным в установленном порядке переводом с иностранного языка. Указанное заявление подается лично.

Сроки и продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения)

Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут). В продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) не включается время, выделенное на подготовительные мероприятия (инструктаж участников итогового сочинения (изложения), заполнение ими регистрационных полей и др.).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение (изложение) проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Экзаменационный комплект включает в себя 5 тем сочинений из закрытого перечня (по одной теме от каждого общего тематического направления). Темы сочинений разрабатывает Рособрнадзор и комплектует их по часовым поясам. Темы сочинений будут открыты в дни проведения за 15 минут до экзамена

Итоговое сочинение 2021 - 2022. Темы

Итоговое сочинение 2021 - 2022. Темы

Пока мы имеем несколько наборов тем. Если вдруг кто никогда не видел карту страны, это Дальневосточный федеральный округ.

Темы итогового сочинения по регионам

111.Чем путешествие может обогатить человека?
205.Почему писатели, размышляя о путях развития цивилизации, обращались к антиутопиям?
308.Можно ли считать муки совести достаточным наказанием за преступление?
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
501.Что значит быть гражданином?


Астраханская область, Самарская область, Саратовская область, Удмуртская республика, Ульяновская область


ЦФО (Белгородская, Брянская, Владимирская, Воронежская, Ивановская, Калужская, Костромская, Курская, Липецкая, Московская, Орловская, Рязанская, Смоленская, Тамбовская, Тверская, Тульская, Ярославская области), СЗФО (Ленинградская, Мурманская, Архангельская, Вологодская области Ненецкий авт. окр., Псковская область, республика Карелия, Республика Коми, Санкт-Петербург), ЮФО (Волгоградская область, Краснодарский край, республика Адыгея, республика Калмыкия, республика Крым, Севастополь), Кировская, Нижегородская, Пензенская области, республика Марий Эл, республика Мордовия, Чувашская республика, республика Татарстан, СКФО (Кабардино-Балкарская Республика, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Дагестан, Республика Ингушетия, Республика Северная Осетия-Алания, Ставропольский край, Чеченская Республика)

Уральский Федеральный округ (Свердловская область, Курганская область, Тюменская область, Ханты-Мансийский авт.окр., Челябинская область, Ямало-Ненецкий авт.окр.), Оренбургская область, Пермский край, республика Башкортостан

101.Как путешествия могут изменить человека?
212.Шаги цивилизации: обретения и потери.
305.Можно ли заставить человека раскаяться?
402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
503.Является ли богатство необходимым условием счастья?

Амурская область, Забайкальский край, Якутия

106.Книга как путешествие в прошлое.
202.В чём Вы видите пользу и вред технологического прогресса?
306.Заслуживает ли преступник сочувствия и почему?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир.
507.Можно ли быть счастливым, когда вокруг несчастные?

ЕАО, Приморский край, Хабаровский край, некоторые р-ны Якутии


Бурятия и Иркутская область


Алтай, Кемеровская область, Томская область, Красноярский край, Тыва и Хакасия.

109.Свидетелем какого исторического события Вы бы хотели оказаться, путешествуя во времени?
208.От чего предостерегают человечество антиутопии?
302.Могут ли благие намерения привести к преступным деяниям?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
504.Возможно ли общество, в котором все счастливы?

Темы итогового сочинения по направлениям

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Вопреки ожиданиям, почти все темы этого направления касаются путешествия, а не жизненного пути. Это неприятный сюрприз не только для тех, кто готовился к первому направлению, но и для всех остальных. Примеры к этим темам подобрать будет не так-то легко.


2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Эти темы есть в нашей таблице по направлению. То ли нам удалось угадать, то ли составители тем всё-таки списывают :))) В любом случае темы ожидаемые и достаточно широкие, 202 и 212 прямо вторят самому направлению.


3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).


Пока в этом наборе виден явный акцент на наказании, а не на преступлении. Вот всё, что было в скобках, надо было внимательно читать. Совесть и стыд, ответственность,
раскаяние и т.п.


4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

402.К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
404.Обязательно к прочтению (прослушиванию, просмотру)!
405.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
406.Вид искусства (литература, музыка, театр, кино), который особенно привлекателен для меня.
407.Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
408.Способно ли явление культуры (книга, музыка, фильм, спектакль) изменить взгляды человека на жизнь?
409.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
410.Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
411.Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) даёт наибольший простор моей фантазии?
412.Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир.
413.Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).

Ну, тут не книга (фильм, музыка, спектакль) про меня. Тут про то, что я думаю об этих произведениях и об искусстве вообще. Явно сполз акцент направления. То ли направление криво было сформулировано, то ли темы как-то сильно от него отступают. Посмотрим, какие ещё появятся формулировки, вечером обсудим.


5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Хоть и и трудные, зато ожидаемые темы. Долг, нравственность, помощь людям.

Читайте также: