Итоговое сочинение изложение проводится для обучающихся ix классов

Обновлено: 04.07.2024

ЕГЭ по русскому языку – обязательный экзамен для всех 11-классников в 2021 году, поэтому рекомендуем каждому выпускнику ознакомиться с критериями оценивания, разработанными ФИПИ, а также узнать, как правильно составить план сочинения. Детально разобрав структуру сочинения, проработав возможные направления и подобрав оптимальные фразы клише из приведенных примеров, вы без труда сможете написать качественное сочинение за отведенное время, чем существенно повысите свои шансы на высокий результат и успешное поступление.

Утверждены открытые направления тем итогового сочинения
на 2021/22 учебный год

Направления тем итогового сочинения

Направления темы итогового сочинения на 2021/22 учебный год:
1. Человек путешествующий
2. Цивилизация и технологии
3. Преступление и Наказание
4. Книга (музыка, спектакль, фильм)
5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина

Сроки проведения итогового сочинения (изложения)

На 2020/21 учебный год

Основная дата проведения итогового сочинения (изложения): 1 декабря 2021 года.

Итоговое сочинение (изложение) для выпускников 11-х классов, как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования, для выпускников прошлых лет (по желанию), в целях использования его результатов при приеме на обучение по программам бакалавриата и специалитета в образовательные организации высшего образования, проводится в первую среду декабря, первую среду февраля и первую рабочую среду мая.

Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год


1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека

Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.

Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.

Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.

2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?

Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.

Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.

3. Преступление и наказание — вечная тема.

Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.

Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.

В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.

Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.

5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.

Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.

При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.

АРХИВ:

Утверждены открытые направления тем итогового сочинения
на 2020/21 учебный год

28 августа 2020 года в ходе VII Общероссийского родительского собрания были объявлены пять открытых направлений тем сочинения на 2020/21 учебный год.

Направления для тем итогового сочинения в 2020/21 учебном году:

Регионы получат комплекты тем итогового сочинения за 15 минут до его начала по местному времени.

Итоговое сочинение, в случае представления его при приеме на обучение в вузы, действительно в течение четырех лет, следующих за годом написания. Выпускники прошлых лет, в том числе ранее писавшие итоговое сочинение, могут написать его по желанию. При этом в вузы они смогут представить итоговое сочинение только текущего года, а сочинение прошлого года аннулируется.

2020-2021 учебный год

  • Письмо Рособрнадзора о направлении новой редакции МР по сочинению 2020-2021 учебном году
  • Порядок итогового сочинения (изложения) 2020-21 учебном году
  • Приказ от 24.11.2020 № 665-1156 Об особенностях проведения сочинения 2020-2021учебном году
  • Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2020-21 учебном году
  • Сборник отчетных форм сочинения (изложения) в 2020-21учебном году
  • Порядок итогового сочинения (изложения)
  • Методические рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) в 2020-2021 учебном году
  • Методические рекомендации по итоговому сочинению 2020-2021 (архив)
  • Информация об особенностях проведения итогового сочинения (изложения) в 2020/2021 году. План-график итогового сочинения.
  • Акты об удалении и досрочном завершении
  • Заявление "регистрация для участия в итоговом сичинении (изложении)"
  • Нормативные правовые акты Российской Федерации. ГИА-11
  • Рекомендации по обучению написанию связного текста
  • Сборник текстов для подготовки к изложению
  • Методические рекомендации по подготовке к сочинению
  • Методические рекомендации по подготовке и проедению ИС
  • Правила заполнения бланков ИС
  • Приказ об особенностях проведения госудатсвенной итоговой аттестации по оновным программм СОО в 2020-2021 уч.г

АРХИВ:

2019-2020 учебный год

  • Об утверждении Порядка проведения итогового сочинения (изложения) в Ставропольском крае в 2019/20 учебном году
  • Методические рекомендации к итоговому сочинению 2019-2020
  • ПОРЯДОК проведения итогового сочинения (изложения) в Ставропольском крае в 2019/20 учебном году
  • Министр просвещения Российской Федерации О.Ю. Васильева озвучила пять открытых направлений для тем итогового сочинения 2019/20 учебного года.
  • Открытые направления утверждены Советом по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
  • Комментарии к открытым тематическим направлениям тем итогового сочинения 2019/20 учебного года
  • О заполнении аттестатов об основном общем образовании в 2019/20 учебном году
  • Приказ "Об утверждении минимального количества первичных баллов основного государственного экзамена"
  • Об утверждении минимального количества суммы первичных баллов за экзаменационные работы государственного выпускного экзамена при
    проведении государственной итоговой аттестации по образовательным программам основного общего образования в Ставропольском крае в 2020 году
  • Письмо Рособрнадзора от 24.09.2019 г. № 10-888
  1. Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019-2020 уч.г.
  2. Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  3. Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
  4. Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  5. Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  6. Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019-2020 уч.г.
  7. Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению)для участников итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  8. Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019-2020 уч.г.
  • Письмо Рособрнадзора от 06.11.2019 г. № 10-977
  • ВИДЕОРОЛИКИ для подготовки к итоговому сочинению (изложению)

Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).

Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.


Темы, как и в прошлом году, будут сформированы по часовым поясам.
Сочинение оценивается по пяти критериям: соответствие теме; аргументация, привлечение литературного материала; композиция; качество речи; грамотность.

Проверяют сочинения (изложения) Комиссии образовательных организаций или экспертные комиссии, созданные на муниципальном/региональном уровне.

1. Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования (далее - ГИА) проводится для обучающихся XI (XII) классов.

2. Изложение вправе писать следующие категории лиц:

обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;

обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;

обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе

санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.

3. Итоговое сочинение (изложение) в 2019-2020 учебном году проводится 4 декабря 2019 года, 5 февраля 2020 года, 6 мая 2020 года.

4. Итоговое сочинение (изложение) проводится в школах, где обучаются участники итогового сочинения (изложения) и (или) в местах проведения итогового сочинения (изложения), определенных Департаментом образования города Москвы (далее - Департамент).

По решению руководителя образовательной организации места проведения итогового сочинения (изложения) оборудуются стационарными и (или) переносными металлоискателями, средствами видеонаблюдения, средствами подавления сигналов подвижной связи.

5. Итоговое сочинение (изложение) начинается в 10.00.

6. Если участник итогового сочинения (изложения) опоздал, он допускается к написанию итогового сочинения (изложения), при этом время окончания написания итогового сочинения (изложения) не продлевается. Повторный общий инструктаж для опоздавших участников не проводится. Члены комиссии для проведения сочинения (изложения) предоставляют необходимую информацию для заполнения регистрационных полей бланков сочинения (изложения).

9. На рабочем столе/парте участника итогового сочинения (изложения), помимо бланков итогового сочинения (изложения) и черновиков, могут находиться:

документ, удостоверяющий личность; ручка гелевая с чернилами черного цвета; лекарства и питание (при необходимости);

специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов).

10. Иные вещи участники оставляют в специально выделенном месте для хранения личных вещей участников итогового сочинения (изложения).

11. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам необходимо выдать черновики, а также орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения).

Внимание! Черновики не проверяются, и записи в них не учитываются при проверке.

12. Темы итогового сочинения становятся общедоступными за 15 минут до начала проведения сочинения. Тексты изложения передаются в школы и становятся общедоступными после 10.00.

13. Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа.

При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения).

14. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается

пользоваться текстами литературного материала (художественными произведениями, дневниками, мемуарами, публицистикой, другими литературными источниками).

15. Участники, нарушившие порядок проведения итогового сочинения (изложения), удаляются с итогового сочинения (изложения).

16. Участники итогового сочинения (изложения), досрочно завершившие выполнение итогового сочинения (изложения), сдают бланки регистрации, бланки записи, черновики и покидают место проведения итогового сочинения (изложения), не дожидаясь окончания итогового сочинения (изложения).

17. Повторно к написанию итогового сочинения (изложения) в дополнительные сроки, установленные расписанием проведения итогового сочинения (изложения) в текущем учебном году (5 февраля и 6 мая 2020 года), допускаются:

обучающиеся, не явившиеся на итоговое сочинение (изложение) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально);

обучающиеся, не завершившие написание итогового сочинения (изложения) по уважительным причинам (болезнь или иные обстоятельства, подтвержденные документально),

обучающиеся, удаленные с итогового сочинения (изложения) за нарушение установленного порядка проведения итогового сочинения (изложения), допускаются

к повторной сдаче решением педагогического совета.

Порядок подачи такого заявления и организации повторной проверки итогового сочинения (изложения) указанной категории обучающихся определяет Департамент образования города Москвы.

20. Срок действия результатов итогового сочинения (изложения) как допуск

к ГИА - бессрочно. Итоговое сочинение в случае предоставления его при приеме на обучение по программам бакалавриата и программам специалитета действительно четыре года, следующих за годом написания такого сочинения.

В соответствии с инструктивно-методическими материалами Рособрнадзора по желанию имеют право писать изложение:

  • обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья или дети-инвалиды и инвалиды;
  • обучающиеся, получающие среднее общее образование по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы;
  • лица, обучающиеся по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении.

Итоговое изложение проводится в соответствии с общим порядком подготовки и проведения итогового сочинения (изложения), установленным Рособрнадзором. Вместе с тем при проведении итогового изложения имеются некоторые особенности, в частности:

Как оформить участие в итоговом изложении

Для участия в итоговом изложении обучающиеся лично на основании документа, удостоверяющего личность, или их родители (законные представители) на основании документа, удостоверяющего их личность, или уполномоченные лица на основании документа, удостоверяющего их личность, и оформленной в установленном порядке доверенности, должны подать заявление по установленной форме в своей образовательной организации.

Участники итогового изложения с ограниченными возможностями здоровья при подаче заявления для организации специальных условий предъявляют заключения ПМПК, а дети-инвалиды и инвалиды – справку, подтверждающую факт установления инвалидности, выдаваемую федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы.

Выпускники прошлых лет подают заявления на участие в итоговом изложении в местах регистрации. При подаче заявления они предъявляют оригиналы документов об образовании (при необходимости, с переводом с иностранного языка, заверенным нотариально).

Оособенности текста итогового изложения

Текст изложения должен быть в основном повествовательным, обладать смысловой завершенностью, корректным и адекватным ситуации контроля, не содержать психологически травмирующие подробности, объёмом не более 450 слов.

После объявления начала проведения изложения текст изложения зачитывается вслух трижды (глухим, слабослышащим выпускникам, а также выпускникам с тяжелыми нарушениями речи текст для изложения выдается на 40 минут, по истечении этого времени член комиссии забирает текст и участник пишет изложение).

Сложные слова должны быть выписаны на доске. Обучающиеся могут использовать орфографические и толковые словари.

Какова продолжительность итогового изложения

На написание итогового изложения дается 3 часа 55 минут, при необходимости время проведения работы для детей с ОВЗ может быть увеличено на 1,5 часа. При продолжительности изложения более 4 часов обеспечивается питание.

Об особых условиях

Для участников итогового изложения с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов, а также тех, кто обучался по состоянию здоровья на дому, в образовательных организациях, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении, итоговое изложение проводится в условиях, учитывающих состояние их здоровья, в том числе:

— участники итогового изложения с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессе сдачи итогового изложения имеют право пользоваться необходимыми им техническими средствами;

— при проведении итогового изложения в учебном кабинете вместе с его участниками с ОВЗ могут присутствовать ассистенты, оказывающие им необходимую техническую помощь с учетом их индивидуальных особенностей, помогающие им занять рабочее место, передвигаться, прочитать задание и другое;

— для лиц, по медицинским показаниям не имеющих возможности прийти в места проведения итогового изложения, изложение может быть организовано на дому.

Отсутствие специальной звукоусиливающей аппаратуры не может являться препятствием для проведения итогового изложения, так как выпускники активно пользуются индивидуальными слуховыми аппаратами, которые по своим техническим характеристикам значительно превосходят стационарную звукоусиливающую аппаратуру.

Оценивание изложения

Оценивание изложения осуществляется в соответствии с Критериями оценивания изложения, утвержденными Рособрнадзором:

Для процедуры оценки изложения глухих и слабослышащих выпускников, а также обучающихся с тяжелыми нарушениями речи должен привлекаться сурдопедагог с опытом работы в качестве учителя русского языка. При оценке грамотности учитывается специфика письменной речи неслышащих обучающихся.

Где узнать о результатах

С результатами итогового изложения участники могут ознакомиться в образовательных организациях и местах регистрации.

Лица, допустившие нарушение установленного порядка проведения итогового изложения, удаляются по решению руководителя образовательной организации. Они допускаются к повторной сдаче решением педагогического совета.

Инструкция для написания итогового изложения участниками итогового изложения

Старайтесь точно и полно передать содержание исходного текста, сохраняйте элементы его стиля.

Обращайте внимание на логику изложения, речевое оформление и соблюдение норм грамотности (разрешается пользоваться орфографическим и толковым словарями).

Изложение пишите чётко и разборчиво.

Источник

Окончание срока приема заявлений – 17 ноября 2021 года.

  1. Выпускники прошлых лет, обучающиеся СПО подают заявление на участие в написании итогового сочинения с указанием выбранной даты (из дат, указанных в п.4) и согласие на обработку персональных данных в муниципальные органы, осуществляющие управление в сфере образования, по месту жительства (места регистрации на участие в итоговом сочинении).

Заявление подается не позднее чем за две недели до даты проведения итогового сочинения.

  • документ, удостоверяющий личность;
  • ручку (гелевую или капиллярную с чернилами чёрного цвета);
  • лекарства и питание (при необходимости);
  • специальные технические средства (для участников с ограниченными возможностями здоровья, детейинвалидов, инвалидов) (при необходимости).

Иные личные вещи участники обязаны оставить в специально выделенном месте для хранения личных вещей участников.

  1. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам выдаются листы бумаги со штампом образовательной организации для черновиков (2 листа на одного участника итогового сочинения (изложения)), а также орфографический словарь для участников итогового сочинения (орфографический и толковый словари для участников итогового изложения). Внимание! Черновики не проверяются и записи в них не учитываются при проверке.
  2. Темы итогового сочинения становятся общедоступными за 15 минут до начала проведения сочинения. Тексты для изложения доставляются в ОО и становятся общедоступными не ранее 10.00 по местному времени.
  3. Продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) составляет 3 часа 55 минут (235 минут).
  4. Для участников с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов, инвалидов организация и проведение итогового сочинения (изложения) осуществляется с учетом состояния их здоровья, особенностей психофизического развития.

Для организации специальных условий при проведении итогового сочинения (изложения) участнику итогового сочинения (изложения) или родителю (законному представителю) необходимо при подаче заявления на участие в итоговом сочинении (изложении) указать в заявлении информацию о создании специальных условий. Необходимость создания специальных условий подтверждается:

  • оригиналом или заверенной в установленном порядке копией справки, подтверждающей факт установления инвалидности, выданной федеральным государственным учреждением медикосоциальной экспертизы;
  • копией рекомендаций психологомедико-педагогической комиссии (ПМПК).

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, детей-инвалидов и инвалидов продолжительность выполнения итогового сочинения (изложения) увеличивается на 1,5 часа. Право на добавление 1,5 часа к продолжительности итогового сочинения (изложения) дает справка об установлении инвалидности или заключение ПМПК.

При продолжительности итогового сочинения (изложения) четыре и более часа организуется питание участников итогового сочинения (изложения) и перерывы для проведения необходимых лечебных и профилактических мероприятий.

Для участников итогового сочинения (изложения) с ограниченными возможностями здоровья, участников итогового сочинения (изложения) – детей-инвалидов и инвалидов итоговое сочинение (изложение) может по их желанию и при наличии соответствующих медицинских показаний проводиться в устной форме.

  1. Во время проведения итогового сочинения (изложения) участникам итогового сочинения (изложения) запрещено иметь при себе средства связи, фото-, аудио- и видеоаппаратуру, справочные материалы, письменные заметки и иные средства хранения и передачи информации, собственные орфографические и (или) толковые словари. Участникам итогового сочинения (изложения) также запрещается пользоваться текстами литературного материала (художественные произведения, дневники, мемуары, публицистика, другие литературные источники). Участники итогового сочинения (изложения), нарушившие установленные требования, удаляются с итогового сочинения (изложения).
  2. В случае если участник итогового сочинения (изложения) по состоянию здоровья или другим объективным причинам не может завершить написание итогового сочинения (изложения), он может покинуть учебный кабинет. В данном случае оформляется соответствующий акт.

Заявление на повторную проверку комиссией, сформированной на муниципальном уровне, подается обучающимся и/или родителем (законным представителем) директору ОО в течение двух рабочих дней со дня ознакомления с результатами сдачи итогового сочинения (изложения).

Читайте также: