Итоговое сочинение и итоговое собеседование разница

Обновлено: 05.07.2024

Каким дополнительным материалом можно пользоваться при написании итогового сочинения? Может ли участник пользоваться литературным источником (текстом произведения)?

При проведении сочинения участникам сочинения запрещается пользоваться текстами литературных материалов (художественных произведений, дневников, мемуаров, публицистики).
Разрешается пользоваться орфографическими словарями, выданными Комиссией по проведению итогового сочинения.

Темы создаются в рамках открытых направлений, которые разрабатывает Совет по вопросам проведения итогового сочинения в выпускных классах. При составлении тем сочинений не используются узко заданные формулировки и осуществляется опора на следующие принципы: посильность, ясность и точность постановки проблемы. Образцы тем под открытые направления не предлагаются.

Что подразумевается под литературным материалом, на который нужно опираться при написании итогового сочинения?

Нижняя часть бланка заполняется ответственным за перенос результатов проверки работы.

Специфических задач для учителя-словесника нет. У педагога, находящегося в аудитории во время проведения сочинения, есть организационные задачи: помощь в оформлении бланков регистрации, поддержание дисциплины, предотвращение случаев списывания, отслеживание временного регламента.

Учительский комментарий к темам не предполагается. В методических рекомендациях для образовательных организаций сказано, что член комиссии должен:"ознакомить участников итогового сочинения (изложения) с темами сочинений". Это означает, что темы должны быть доведены до сведения выпускников (написаны на доске, прочитаны, например, для слепых обучающихся, розданы на парты (если есть возможность их распечатать). Обязательно на парте каждого выпускника должна лежать инструкция для участника.

О возможности использовать Библию напрямую не говорится в силу светского характера образования. Но Библию, безусловно, можно рассматривать как литературный источник. Если сочинение будет опираться на Библию, это не приведет к незачету по указанному параметру.

В своих рассуждениях автор сочинения может также опираться на произведения устного народного творчества (исключаются малые жанры, например, загадки, пословицы, поговорки, потешки и т. п.).

В данном разделе представлены нормативные и методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения).

Речевая ситуация итогового собеседования: официальная обстановка, беседа со взрослым-учителем, контроль умений ученика.
Данная речевая ситуация требует от учащегося соблюдений определённых правил официального общения, адекватного отбора фактического материала для монолога, использование публицистического стиля.

2. Какова роль экзаменатора-собеседника при проведении итогового собеседования?

Экзаменатор-собеседник ведёт итоговое собеседование:
анонсирует задания,
даёт задания,
контролирует время подготовки к ответу учеником и время ответа,
ведёт диалог.

3. Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий делать пометы в КИМ (подчёркивать слова и т.п.)?

4. Имеет ли право учащийся при подготовке к выполнению заданий вести записи и пользоваться ими при ответе?

5. Должен ли экзаменатор-собеседник рекомендовать учащемуся тему монолога?

6. Имеет ли право учащийся переспросить экзаменатора-собеседника, уточнить заданный вопрос и будут ли снижены за это баллы при оценивании задания?

Да. Баллы не будут снижены.

Экзаменатор-собеседник должен стимулировать речь ученика эмоциональной реакцией, дополнительными вопросами.

8. Имеет ли право экзаменатор-собеседник менять порядок предложенных вопросов или менять их в зависимости от монолога учащегося?

9. Должен ли экзаменатор-собеседник исправлять ошибки и недочёты в речи экзаменуемого?

Темп чтения не соответствует коммуникативной задаче.

12. В каком случае при оценивании чтения текста учитываются грамматические ошибки?

При проверке склонения имени числительного.


13. Следует ли контролировать речевые нормы при чтении текста, то есть исправлять их?


15. При оценивании какого задания следует обращать внимание на искажения слов?

Хочется думать, что всё придуманное для собеседования — это не намеренное вредительство, а обычная безграмотность, начиная от методики преподавания и заканчивая возрастной психологией. Но я все равно недоумеваю. Как, требуя уважения к профессии, мы, учителя, могли допустить, чтобы наш труд и труд наших учеников измерялся подобным образом? Что еще должно произойти в школе, чтобы мы поняли, что так работать нельзя?

Но обо всем по порядку. Для начала рассмотрим содержание КИМов на примере реальных материалов этого и прошлого года.

Я бы смиренно отнеслась к такому заданию, если бы оно было для школ, где русский язык изучают как иностранный, или для коррекционных школ определенного типа, но как оправдать его для детей обычных классов и заведений повышенного уровня, я не знаю.

Если первое задание посильно и пятикласснику, то второе по степени сложности тянет на экзамен для тех, кто вслед за Гагариным готовится покорять космос.

Итак, задание второе — пересказ. Время на подготовку — 2 минуты. Текст состоит из нескольких абзацев, весьма информативных. Надо пересказать подробно, уловив суть каждой микротемы, соблюсти фактологическую точность и дополнить пересказ данным в задании высказыванием, выбрав для этого подходящее место в тексте и нужный способ цитирования. Всё это за 2 (!) минуты, когда ведётся аудиозапись, когда на тебя смотрят два экзаменатора, а песочные часы перед носом уже перевернуты.

Вся жизнь пронесется перед глазами от такого задания, но текст так и останется непонятым

Почему? Потому что для осмысления прочитанного в таких условиях нужно обладать высокой стрессоустойчивостью. От волнения ученик теряет способность концентрировать своё внимание. Даже если кое-как удается собраться, дальше всё будет зависеть от скорости восприятия текста. У всех она разная. Немногие обладают молниеносной реакцией — большинству нужно время, чтобы разложить в голове информацию по полочкам да еще и подумать, куда пристроить нужную цитату. Я далеко не всегда сразу могу определить её место, хотя меня никто не экзаменует. Поэтому немудрено, что огромное количество школьников про цитату просто забывает — не до того, успеть бы членораздельно выразить то, что удалось уловить.

Особого внимания заслуживает третье задание. Ученику предстоит выбрать одну тему для монолога и диалога из трёх предложенных вариантов беседы: описание фотографии, повествование на основе жизненного опыта, рассуждение по одной из сформулированных проблем — и построить монологическое высказывание. Время на подготовку — 1 минута.

Какова цель описания фотографии (первая тема третьего задания), мне неясно

Создать художественное описание предложенных снимков не представляется возможным в силу их нехудожественности — с одной стороны, и наличия странного плана — с другой.

Описание завершено, но явно недотягивает до положенных 10 фраз. Передний и задний план тоже не помогают: на переднем плане собственно семья, а на заднем уже не видно ничего.

Ученик судорожно пытается сообразить, что еще выудить из черно-белого снимка и плана

Ровно такое же недоумение вызывает вторая тема — повествование на основе жизненного опыта

Но и в этой теме есть подводные камни: после монолога предполагается диалог с экзаменатором-собеседником

Обескураженные педагогически неэтичными вопросами, дети не успевают сообразить, что можно и сочинить ответ, что никто их не будет проверять на детекторе лжи. Но они помнят, что должны дать развернутый ответ, чтобы получить нужный балл, — и каждый раз на экзамене мы слушаем чью-то невольную исповедь.

Думаю, понятно, что существующие КИМы для собеседования — не что иное, как очередная профанация

К проверке качества устной речи вся эта процедура не имеет никакого отношения. Вообще, экзамен возможен только как завершающий этап учебы, который, помимо контроля, выполняет и другие, не менее важные функции: закрепление знаний, их систематизация и практическое использование. Но данное собеседование если что и закрепляет, то только превратное представление о нормах говорения и стойкую привычку к имитации учебного процесса. А вопросы к заданиям, составленные педагогически безграмотно, часто нарушают личные границы подростка, унижают его достоинство и ставят в ситуацию беспомощности, что провоцирует стресс. Это тот случай, когда нужно не взять высоту, а перепрыгнуть через яму, что не только не полезно, но и опасно.

Несколько слов об организации собеседования

Однако, если бы собеседование осуществлялось без сторонней помощи ученикам, оно бы давно дало о себе знать — или ужасными показателями, или возмущением родителей. Поэтому в интернет-пространстве ежегодно появляются нужные КИМы, и честно проходят процедуру только несколько учеников в первом потоке, когда материалы экзамена еще никому не известны. А все остальные (среди них есть, разумеется, исключения) прочитали тексты до того, как попасть в аудиторию к экзаменаторам.

Абсурдность ситуации всем понятна, но тем не менее ради этого собеседования два раза в год останавливается работа школы: сначала для пробного экзамена, затем — для официального. Ему предшествует масса организационных мероприятий: совещания руководителей, учеба экзаменаторов, родительские собрания, подготовка аудиторий, куда устанавливается техника для ведения аудиозаписи, распечатывание тонны КИМов, протоколов. Налицо разбазаривание ресурсов — как человеческих, так и материальных — для создания всё той же иллюзии заботы о русском языке как национальном достоянии.


5 главных проблем ЕГЭ по литературе

То, что любой абсурд легко приживается в школе, уже не новость. Мы настолько к этому привыкли, что даже в кулуарах почти не возмущаемся: образовательная дичь стала повседневностью, давно укоренилась. Но каждый раз, когда приходится присутствовать на экзамене в качестве эксперта, я слушаю сбивчивую речь девятиклассников, смотрю на их бледные от волнения лица, на дрожащие руки и ноги, и мне стыдно. Стыдно за наш непрофессионализм, за бездействие, за неумение объединиться и сказать свое слово в защиту образования и достоинства наших учеников, в защиту здравого смысла. Это не экзамен — это наш общий позор.


Уже в феврале всем девятиклассникам придётся пройти через волнительное испытание – Итоговое собеседование. Это устный экзамен по русскому языку, без успешной сдачи которого ученик не получит допуска к ОГЭ. Итоговое собеседование – нововведение, которое проводится впервые по всей стране в обязательном порядке, при этом результат собеседования напрямую влияет на допуск к экзаменам.

КОГДА Я ЖДУ СВОЕЙ ОЧЕРЕДИ, МОЖНО ЛИ ПОГОВОРИТЬ С ОДНОКЛАССНИКАМИ, КОТОРЫЕ УЖЕ СДАЛИ?
Нет. По регламенту ученики, ожидающие своей очереди, не должны пересекаться с теми, кто уже прошёл процедуру Итогового собеседования.

ИЗ ЧЕГО СОСТОИТ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Итоговое собеседование состоит из 4 частей:
1. Чтение (2 балла);
2. Пересказ (4 балла);
3. Монолог (3 балла);
4. Диалог (2 балла).
Также оценивается наличие ошибок в речи: 4 балла за задания №1-2 и 4 балла за задания №3-4.
Всего 19 баллов.

СТАВИТСЯ ЛИ ОЦЕНКА ЗА ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ?
Оценка за собеседование не ставится. Есть два варианта – либо незачёт (0-9 баллов из 19), либо зачёт (10-19 баллов из 19). Не стоит из кожи вон лезть, чтобы набрать максимум. Главное – спокойно перейти порог в 10 баллов. Желательно с запасом в несколько баллов.

СТОИТ ЛИ БОЯТЬСЯ НЕЗАЧЁТА?
Не стоит. Если не получить зачёт с первой попытки, то будет ещё две попытки. Пересдачи назначены на март и май. Ничего страшного в пересдачах нет. Воспринимайте пересдачи не как пересдачи экзамена, а как дополнительные попытки сдать экзамен.

МОЖНО ЛИ ПЕРЕСДАТЬ ИТОГОВОЕ СОБЕСЕДОВАНИЕ, ЕСЛИ НЕ ЯВИТЬСЯ ПО НЕУВАЖИТЕЛЬНОЙ ПРИЧИНЕ?
Нет. Пересдать можно либо в случае получения незачёта, либо в случае неявки по уважительной причине. Поэтому в любом случае (даже если на 100% уверены, что не сдадите) нужно попробовать сдать этот экзамен.

КОГДА БУДУТ РЕЗУЛЬТАТЫ?
В течение 5 календарных дней. Возможно, многие узнают результаты в день экзамена.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ПОСЛЕ ПРОИЗНЕСЕНИЯ СЛОВА Я СРАЗУ ЖЕ ПОНЯЛ(А), ЧТО НУЖНО БЫЛО ПРОИЗНЕСТИ СЛОВО ПО-ДРУГОМУ?
Тут же исправьте ошибку. В этом случае ошибка засчитана не будет.

итоговое собеседование

Все, кому предстоит сдавать итоговое собеседование: все о нем мы расскажем в этой статье. Данный вид контроля ворвался в систему российского образования сравнительно недавно. В 2018 году некоторые пилотные регионы проходили апробацию этой процедуры. А уже на следующий год с ней пришлось столкнуться всем 9-классникам нашей огромной страны.

Если вы читаете эту статью, значит настал и ваш черед участвовать в этом испытании. И мы готовы поделиться всей необходимой информацией.

Зачем нужно итоговое собеседование?

Итоговое собеседование по аналогии с итоговым сочинением в 11 классе служит допуском к итоговой аттестации выпускников 9 класса. Конечно, принято называть этот вид испытания устным экзаменом по русскому языку. Но он не проверяет предметные знания выпускников. Итоговое собеседование, которое проводится в устной форме, позволяет выпускникам продемонстрировать коммуникативные навыки. Успешное его прохождение дает право школьникам участвовать в ОГЭ по всем предметам.

Как подготовиться к испытанию?

Для того чтобы получить зачет на итоговом собеседовании, не нужно учить кучу правил и с утра до вечера выполнять практические задания. Для успешной сдачи зачета вам необходимо уметь:

  • Читать без запинок;
  • Понимать смысл прочитанного текста
  • Пересказывать содержание текста своими словами;
  • Свободно говорить на предложенную тему;
  • Отвечать на вопросы собеседника.

Как видите, это навыки, которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Особых знаний задания собеседования не требуют. Но готовиться все-таки нужно. Вот несколько советов по подготовке к итоговому собеседованию:

Где проходит итоговое собеседование?

Итоговое собеседование для каждого выпускника проходит в той школе, в которой он учится. Не нужно никуда ехать, не нужно бояться попасть в незнакомую обстановку. Все дело в том, что выпускники заходят в аудиторию по одному, как на экзамене в старые добрые времена, до появления ОГЭ и ЕГЭ. На одного выпускника в среднем отводится 15 минут. Если собирать большие группы школьников в одном месте, то не хватит и дня для завершения испытания.

Также нужно учитывать и то, что в одной аудитории работает один учитель-собеседник и один эксперт, которые просто не могут работать целый день без перерыва (понятно, что покидать аудиторию они не могут).

Кто будет собеседником?

Этот вопрос больше всего волнует выпускников. Кто-то мечтает о том, чтобы собеседником был хорошо знакомый человек. Тогда не страшно читать, пересказывать и отвечать на вопросы. А другие будут себя чувствовать спокойнее при незнакомом человеке. Так вот, в роли собеседника выступит учитель из вашей школы. Есть два условия, позволяющие учителю стать собеседником:

  • Это не должен быть учитель русского языка;
  • Собеседник должен быть коммуникабельным и обладать грамотной речью.

Также собеседник должен создать доброжелательную атмосферу, что волнение выпускника ушло. Не считайте собеседника своим врагом. Он заинтересован в успешном прохождении испытания каждого участника, поэтому будет вас морально поддерживать.

Кто оценивает ответы?

К оцениванию допускается не каждый желающий. Чтобы стать экспертом, нужно также соответствовать определенным требованиям:

  • Являться учителем русского языка;
  • Иметь высшее образование;
  • Не быть учителем-предметником 9 класса.

В некоторых муниципалитетах практикуют командирование экспертов в другую школу. Так что есть вероятность того, что оценивать ваш ответ будет учитель из другой школы. Но не стоит этого бояться. В аудитории столы расположены так, что выпускник сидит спиной к эксперту и не видит его. Эксперт же не имеет права перемещаться по аудитории, а тем более вмешиваться в диалог.

Кто еще нужен для проведения собеседования?

Есть еще один человек, без которого проведение итогового собеседования практически невозможно. Это технический специалист. Он отвечает за исправную работу всего оборудования и специальной программы, в которую заносятся сведения о выпускниках, участвующих в собеседовании. Технический специалист не должен находиться в аудитории во время испытания. Он проводит нужные работы до начала собеседования и после его окончания. Также в случае возникновения непредвиденных ситуаций, например, сбоя в работе оборудования, технический специалист должен все наладить. Он имеет право зайти в аудиторию для устранения неполадок по требованию ответственного за проведение итогового собеседования.

Предварительно учитель-собеседник, эксперт и технический специалист проходят специальное обучение. Они знакомятся с регламентом проведения испытания и своими функциями на испытании.

Когда будут известны результаты?

Если очень хочется узнать свой результат, можно поговорить с учителем-собеседником после испытания. Он может знать количество баллов, набранное выпускниками.

Можно ли пересдать?

Так как итоговое собеседование является допуском к ОГЭ, выпускникам дают шанс пересдать незачет. Для этого установлены определенные резервные дни: первая среда марта и первая среда мая. Пересдача будет проходить в тех же условиях, что и основной период сдачи. При повторном незачете позволяется попытать счастье еще раз. Если же и третий раз удача не улыбнулась вам, то есть повод переживать. Скорее всего, вы не будете допущены к ОГЭ. Но такое может случиться лишь в том случае, если у вас огромные проблемы с русским языком. Но если вы умеете читать, разговаривать и отвечать на вопросы, проблем не должно возникнуть.

Влияет ли результат на оценку по русскому языку?

Результат итогового собеседования не учитывается при выставлении в аттестат оценки по русскому языку. И в дополнительные сведения это испытание также не вносится.

Достаточно лишь набрать нужное для зачета количество баллов (15 баллов). Многие мечтают о высшем балле, но это скорее для конкуренции среди одноклассников. Быть лучше других всегда приятно.

Мы попытались рассказать все самое важное об итоговом собеседовании. Если же что-то осталось неясным, напишите об этом в комментариях. Мы обязательно развеем ваши сомнения.

Читайте также: