История егэ сочинение критерии

Обновлено: 06.07.2024

Задание № 25 из демоверсии ЕГЭ-2019 по истории

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из периодов истории России:

1) 1019–1054 гг.; 2) март 1801 г. — май 1812 г.; 3) октябрь 1917 г. — октябрь 1922 г.

В сочинении необходимо:

  • указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), относящихся к данному периоду истории;
  • назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными событиями (явлениями, процессами), и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

  • указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в данный период;
  • используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние событий (явлений, процессов) данного периода на дальнейшую историю России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к данному периоду.

Критерии оценивания задания № 25 ЕГЭ-2019 по истории

Чтобы верно выполнить задачу и написать сочинение на высокий балл, ученику нужно понимать, что историческое сочинение — это творческая работа по определенному алгоритму. В описании задания есть все критерии оценивания, и, самое главное, им следовать. Рассмотрим критерии подробно.

Критерий 1. Указание событий (явлений, процессов)

В сочинении должны быть названы два события из выбранного периода (можно без дат). Если все сделано правильно, начисляется 2 балла. Если верно указано только одно событие — 1 балл. Последовательность изложения и связь событий между собой не учитываются. Лишнее писать не нужно, поскольку эксперт начислит 2 балла по первому критерию и оштрафует за наличие ошибки, если третье событие не относится к указанному периоду.

Критерий 2. Исторические личности и их роль

Требуется назвать два имени исторических деятелей и раскрыть их роль в указанных событиях. Если все сделано верно, эксперт ставит 2 балла, если правильно представлена только одна личность, начисляется 1 балл.

Критерий 3. Причинно-следственные связи

Если верно указаны две причинно-следственные связи, начисляется 2 балла, если одна связь — 1 балл. Как правило, половина работ не отвечают данному критерию, потому что выпускники неверно трактуют задачу. От выпускника требуется указать связь между историческими событиями (процессами, явлениями), при которой одно событие (причина) при наличии определенных условий порождает другое событие (следствие). Учитываются события, выходящие за границы периода.

Критерий 4. Оценка влияния событий на дальнейшую историю России

Критерий 5. Использование исторической терминологии

Корректное использование хотя бы одного исторического термина позволяет получить еще 1 балл. Исторический термин — это слово или словосочетание, обозначающее историческое понятие, связанное с определенным событием, характерное для определенного периода (эпохи) или исторического процесса в целом. Перечень терминов можно найти в историко-культурном стандарте.

Критерий 6. Наличие фактических ошибок

Данный критерий рассматривается экспертом в том случае, если за первые четыре критерия выпускник набрал минимум 4 балла. Если в сочинении отсутствуют фактические ошибки, добавляется 2 балла, если есть одна ошибка — 1 балл. Одно из главных правил, призванное помочь выпускнику набрать максимальное количество баллов: не уверен — не пиши.

Не учитываются ошибки: стилистические, грамматические, орфографические и пунктуационные, если они не приводят к содержательным ошибкам (ИндустрЕализация — ИндустрИализация).

Учитываются как ошибки:

Критерий 7. Форма изложения

Если за первые четыре критерия начислено не меньше 4 баллов и ответ представлен правильно, в виде исторического сочинения с последовательным изложением материала, добавляется еще 1 балл.

Советы педагогу: как готовиться к сочинению по истории

  • Сделайте сочинение одной из основных форм тематического обобщающе-повторительного контроля.
  • Разрешайте пользоваться при написании сочинения любыми материалами.
  • Объясните обучающимся, как писать сочинение по истории согласно критериям оценивания.
  • Пишите сочинения на уроках вместе, по мере прохождения материала.
  • Задавайте сочинения на дом, а после оценивайте их по критериям.
  • Предлагайте ученикам самим оценивать свои и чужие сочинения по критериям.
  • Проводите работу над ошибками.

Советы выпускнику: алгоритм работы над сочинением

  1. Выберите наиболее понятный период (лучше не брать сложный период с запутанным ходом событий, например Смуту, Гражданскую войну, перестройку).
  2. Работайте с черновиком
    • Обозначьте общую характеристику периода.
    • Укажите с использованием терминов события (процессы, явления), причинно-следственные связи, роли личностей, значение периода.
    • Проверьте черновик согласно критериям.
  3. Перепишите сочинение начисто.

Пособие содержит задания, максимально приближенные к реальным, используемым на ЕГЭ, но распределенные по темам в порядке их изучения в 10–11 классах старшей школы. Работая с книгой, можно последовательно отработать каждую тему, устранить пробелы в знаниях, а также систематизировать изучаемый материал.

Возможные темы сочинения

VIII — конец XVII века (первый период)

945–972 — Ольга и Святослав

980–1015 — Владимир I

1019–1054 — Ярослав Мудрый

1113–1125 — Владимир II Мономах

1132–1236 — политическая раздробленность

1125–1157 — Юрий Долгорукий

1157–1175 — Андрей Боголюбский

1176–1212 — Всеволод II Большое Гнездо

1237–1257 — борьба с иноземными нашествиями, установление зависимости от Орды

1252–1263 — Александр Невский

1276–1303 или 1282–1303 — Даниил

1303–1325 — Юрий Даниилович

1325–1340 — Иван I Калита

1340–1359 — Семен Гордый и Иван Красный

1359–1389 — Дмитрий Донской

1389–1425 — Василий I

1425–1462 — Василий II Темный

1462–1505 — Иван III

1505–1533 — Василий III

1533–1583 — Иван IV Грозный

1547–1565 — период реформ Избранной рады и внешнеполитических успехов Ивана IV

3) Гражданская война в России после прихода большевиков к власти.

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), произошедших в рамках выбранного Вами процесса;

– назвать две исторические личности, деятельность которых связана с указанными Вами событиями (явлениями, процессами), произошедшими в рамках выбранного процесса, и, используя знание исторических фактов, охарактеризовать роли названных Вами личностей в этих событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений).

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения событий (явлений, процессов), происходивших в рамках выбранного процесса;

– используя знание исторических фактов, указать значение (последствие) выбранного Вами процесса для истории России.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия, относящиеся к выбранному Вами процессу.

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному процессу, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).

Правильно названы одна-две исторические личности, роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

ИЛИ

Правильно названы одна-две исторические личности, при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) данного периода истории России приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) рассматриваемого периода истории России.

ИЛИ

Исторические личности названы неверно.

ИЛИ

К3. Причинно-следственные связи.

Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов.

Все исторические термины, понятия использованы некорректно.

К6. Наличие фактических ошибок.

К7. Форма изложения.

ИЛИ

Вам необходимо написать историческое сочинение об ОДНОМ из исторических деятелей:

1) Ярослав Мудрый;

В сочинении необходимо:

– указать не менее двух значимых событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный Вами исторический деятель;

– назвать ещё одну историческую личность, чья деятельность связана с любым из указанных событий (явлений, процессов), в которых участвовала выбранная историческая личность; охарактеризовать роли этих личностей в названных событиях (явлениях, процессах);

В н и м а н и е! При характеристике роли каждой названной Вами личности необходимо указать конкретные действия этой личности, в значительной степени повлиявшие на ход и (или) результат указанных событий (процессов, явлений)

– указать не менее двух причинно-следственных связей, характеризующих причины возникновения указанных Вами событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной Вами);

– используя знание исторических фактов и (или) мнений историков, оценить влияние любого из указанных Вами событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

В ходе изложения необходимо корректно использовать исторические термины, понятия.

В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или во всех указанных исторических событиях (явлениях, процессах) не участвовал выбранный Вами исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1– К7 выставляется 0 баллов).

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов).

К3. Причинно-следственные связи.

Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

Изменение формата исторического эссе стало неожиданностью для выпускников 2020-2021 года. Написать сочинение по истории ЕГЭ 2021 стало сложнее: количество тем не ограничено и выучить несколько, которые точно попадутся на экзамене, больше не выйдет.

Сочинение по истории: требования ЕГЭ в 2021

Какие изменения в 2021 году

Сочинение по истории ЕГЭ 2021 существенно отличается от аналогичного задания в предыдущие годы. В 2020 выпускникам было предложено написать эссе по одному из временных периодов трех эпох: время правления Рюриковичей и Смута, время правления Романовых, ХХ век. Он мог включать в себя глобальный процесс или время правления определенного человека.

В 2021 году в качестве тем, на которые нужно будет написать сочинение по истории ЕГЭ 2021, будут даны не даты, а личности или явления — по одному из каждой указанной выше эпохи. В одно время может происходить огромное количество процессов с участием важных для них людей. Именно поэтому заучивать готовые работы не получится: нельзя предугадать, что попадется на экзамене.

Это хорошая новость для выпускников, которые учатся, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021. Впоследствии это задание отсеет их конкурентов, которые раньше могли схитрить.

Как писать новое сочинение по истории 2021

Сочинение по истории ЕГЭ 2021 представлено двумя форматами: по процессу или явлению и по личности. Требования к ним незначительно, но отличаются.

Отвечая на вопрос, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало имя, нужно раскрыть, что хочет видеть эксперт в этой работе:

  1. Два процесса, в которых принимала участие заданный человек.
  2. Дополнительная личность, принимавшая участие в описываемых событиях.
  3. Роль заданной и выбранной личностей в процессах с указанием конкретных действий.
  4. Две причинно-следственные связи к выбранным процессам.
  5. Оценка влияния на произошедшее после смерти указанного человека.

Чтобы разобраться, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, если выпало явление, стоит также следовать некоторым требованиям:

  1. Два события в рамках этого явления.
  2. Два человека, участвующие в описываемых событиях.
  3. Роль этих людей в процессах с указанием конкретных действий.
  4. Две причинно-следственные связи к выбранным событиям.
  5. Оценка последствий указанного явления в контексте истории России.

Критерии оценки сочинения по истории

Как и любая экзаменационная работа, сочинение по истории ЕГЭ 2021 имеет определенные критерии, по которым оно будет оцениваться. Знание этих критериев поможет не только написать работу на максимальный балл, но и апеллировать в случае, если его несправедливо снизят.

К1. События — это как раз те два процесса, которые будут анализироваться в сочинении; они должны быть связаны с указанным процессом или именем. Балл можно получить, даже просто перечислив события.

К2. Роль личностей — один из наиболее сложных критериев, так как здесь требуется не просто назвать людей, принимавших участие в выбранных событиях, но и вспомнить, какие их действия оказали значительное влияние на ход действий. Важно понимать, что действия не должны быть абстрактными: требуется конкретика. При этом, роль не может выходить за рамки выбранного процесса.

К3. Причинно-следственная связь — в этом критерии требуется назвать причины и следствия, которые выходят за рамки процессов. Именно последнее отличает связь от роли.

К4. Влияние на дальнейшую историю России — этот критерий отличается от предыдущего тем, что выпускнику необходимо показать связь выбранных событий с выходящими за пределы указанного явления или жизни указанного человека.

К5. Терминология — корректное использование исторических понятий позволит получить балл по этому критерию, так как не использовать их вообще не получится; термином считается любое понятие, характеризующее какое-либо явление, а также историцизмы, имена, названия.

Если по К1-К4 набрано больше 6 баллов, сочинение по истории ЕГЭ 2021 также проверяется по следующим критериям:

К6. Фактика — в сочинении необходимо использовать корректную информацию, следует воздержаться от описания тех моментов, в которых нет уверенности.

К7. Формат сочинения — этот критерий проверяет умение излагать свои мысли в форме сочинения-рассуждения, а не маркированного списка и т.п.

Сочинение по истории: как сдать ЕГЭ 2021

План сочинения по истории ЕГЭ

Теперь, зная требования, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, необходимо оформить их в связное рассуждение, за которое эксперт поставит максимальный балл. Для этого лучше всего следовать четкому проверенному плану:

  1. Вступление: указанная личность или явление (их характеристика, временной период) + перечисление событий.
  2. Основная часть:
    1. Первый процесс — причина + роль первого (или указанного) человека + следствие.
    2. Второй процесс — причина + роль второго человека + следствие.
    3. Дополнительный процесс — причина + роль дополнительной личности + следствие.

    На что делать упор при подготовке

    Сочинение по истории ЕГЭ 2021 проверяет всестороннее знание исторического контекста, поэтому при подготовке к нему нужно делать упор на взаимосвязи явлений каждого периода, а также на роли важных героев (не всегда правителей) в них. Также с построением единой картины поможет хронологическая последовательность.

    Типичные ошибки

    Однако знать, как писать сочинение по истории ЕГЭ 2021, недостаточно, чтобы получить высший балл. На пути к 100 баллам могут встать также типичные ошибки:

    1. Фактические ошибки — чаще всего, они связаны с банальными описками (метрополия вместо митрополия или же излишние обобщения), но иногда они возникают из-за употребления терминологии в контексте несвойственного для нее времени.
    2. Смешение роли личности и причинно-следственной связи — выпускники часто не замечают, как превращают действия выбранных людей в следствия событий, из-за чего они лишаются баллов либо за К2, либо за К3.
    3. Оценка влияния на дальнейшую историю — выпускники не называют конкретной связи с событиями будущего, к которым привели явления разбираемого периода.

    Несмотря на изменение формата, сочинение по истории ЕГЭ 2021 сохраняет структуру прошлых лет. Знания и регулярная практика помогут выполнить работу на высокие баллы. Чтобы накопить базу и уметь писать эссе по любой теме, необходимо начать подготовку уже сейчас!

    Максимум за выполнение данного задания можно получить 11 первичных баллов.

    В рамках данного задания нужно написать историческое сочинение об одном из исторических процессов или об одном из исторических деятелей. Для каждой темы предусмотрены свои критерии оценивания.

    Историческое сочинение об историческом процессе

    В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или все указанные исторические события (явления, процессы) не относятся к выбранному процессу, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).

    К1 Указание событий (явлений, процессов) — 2 балла

    2 балла

    Правильно указаны два события (явления, процесса)

    1 балл

    Правильно указано одно событие (явление, процесс)

    0 баллов

    События (явления, процессы) не указаны или указаны неверно

    К2 Исторические личности и их роль в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла

    2 балла

    Правильно названы две исторические личности, правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

    1 балл

    Правильно названы одна-две исторические личности; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

    0 баллов

    Правильно названы одна-две исторические личности; роль каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах) в рамках выбранного процесса не охарактеризована / охарактеризована неправильно.

    Правильно названы одна-две исторические личности; при характеристике роли каждой из них в указанных событиях (явлениях, процессах), относящихся к выбранному процессу, приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

    Исторические личности названы неверно

    Исторические личности не названы

    К3 Причинно-следственные связи — 2 балла

    По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2

    2 балла

    Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

    1 балл

    Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину возникновения событий (явлений, процессов) в рамках выбранного процесса

    0 баллов

    Причинно-следственные связи указаны неверно / не указаны.

    К4 Значение (последствие) выбранного процесса для истории России — 1 балл

    1 балл

    Указано значение (последствие) выбранного процесса для истории России с опорой на исторические факты

    0 баллов

    Значение (последствие) выбранного процесса для истории России сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов.

    Значение (последствие) выбранного процесса для истории России не указано

    К5 Наличие фактических ошибок — 3 балла

    1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов

    3 балла

    В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

    2 балл

    Допущена одна фактическая ошибка

    1 балл

    Допущено две фактические ошибки

    0 баллов

    Допущено три или более фактические ошибки

    К6 Форма изложения — 1 балл

    1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов.

    1 балл

    Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

    0 баллов

    Ответ представлен в виде отдельных отрывочных положений

    Историческое сочинение об исторической личности

    В случае, когда исторические события (явления, процессы) не указаны или во всех указанных исторических событиях (явлениях, процессах) не участвовал выбранный Вами исторический деятель, ответ оценивается 0 баллов (по каждому из критериев К1–К7 выставляется 0 баллов).

    К1. Указание событий (явлений, процессов) — 2 балла

    2 балла

    Правильно указаны два события (явления, процесса), в которых участвовал выбранный исторический деятель

    1 балл

    Правильно указано одно событие (явление, процесс), в котором участвовал выбранный исторический деятель

    0 баллов

    События (явления, процессы), в которых участвовал выбранный исторический деятель, не указаны или указаны неверно

    К2. Историческая личность, роли личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) — 2 балла

    2 балла

    Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль каждой из этих личностей с указанием их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

    1 балл

    Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; правильно охарактеризована роль только одной личности с указанием её конкретных действий (или конкретного действия), в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

    0 баллов

    Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; роль каждой из них в указанных в сочинении событиях (явлениях, процессах) не охарактеризована / охарактеризована неправильно

    Правильно названа историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность; при характеристике роли каждой из личностей в указанных событиях (явлениях, процессах) приведены рассуждения общего характера без указания их конкретных действий, в значительной степени повлиявших на ход и (или) результат названных событий (явлений, процессов)

    Историческая личность, чья деятельность связана с событиями (явлениями, процессами), в которых участвовала выбранная историческая личность не названа / названа неверно

    К3 Причинно-следственные связи — 2 балла

    (По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, названные при указании роли личности и засчитанные по критерию К2)

    2 балла

    Правильно указаны две причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

    1 балл

    Правильно указана одна причинно-следственная связь, характеризующая причину события (явления, процесса), которое произошло в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена)

    0 баллов

    Причинно-следственные связи, характеризующие причины событий (явлений, процессов), которые происходили в период жизни исторических личностей (указанной в задании и (или) названной участником экзамена), указаны неверно / не указаны

    К4 Указание влияния событий (явлений, процессов), в которых участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России — 1 балл

    (По данному критерию не засчитываются причинно-следственные связи, засчитанные по критерию К3)

    1 балл

    Указано влияние любого события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России с опорой на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти.

    0 баллов

    Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на события (явления, процессы), произошедшие после его смерти, сформулировано в общей форме или на уровне обыденных представлений, без привлечения исторических фактов и (или) мнений историков.

    Влияние события (явления, процесса), в котором участвовал выбранный исторический деятель, на дальнейшую историю России не указано

    К5 Наличие фактических ошибок — 3 балла

    (1, 2 или 3 балла по критерию К6 может быть выставлено только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)

    3 балла

    В историческом сочинении отсутствуют фактические ошибки

    2 балла

    Допущена 1 фактическая ошибка

    1 балл

    Допущены 2 фактические ошибки

    0 баллов

    Допущены 3 или более фактические ошибки

    К6 Форма изложения — 1 балл

    (1 балл по критерию К7 может быть выставлен только в случае, если по критериям К1–К4 выставлено в сумме не менее 6 баллов)

    1 балл

    Ответ представлен в виде исторического сочинения (последовательное, связное изложение материала)

    Для начала представлюсь. Меня зовут Аля Виноградова . Я уже 7 лет готовлю ребят к ЕГЭ по истории , окончила истфак МГУ с двумя красными дипломами (бакалавриат и магистратура), выпустила 40 стобалльников и больше 500 ребят с 90+ баллами .

    В этом статье хочу рассказать тебе о лайфхаках и нюансах ЕГЭ по истории, о которых обычно не говорят. Ты узнаешь, как получить максимум баллов за сочинение даже у самого строгого и придирчивого эксперта.

    ОБНОВЛЕНИЕ! Эта статья опубликована до демоверсии 2021 года. Как писать НОВОЕ сочинение в НОВОЙ статье (нажмите, чтобы перейти)

    Давай пройдемся по всем критериям оценивания сочинения. Кстати, все критерии у тебя будут в самом КИМе, заучивать их не нужно . На экзамене обязательно ориентируйся на них:

    Неважно, какой схемы написания сочинений ты придерживаешься. Важно закрыть все критерии!

    Делюсь схемой, по которой писали все мои стобалльники:

    Я советую писать всего по 3!
    3 события, 3 причины, 3 роли, 3 влияния на дальнейшую историю, 3 термина.

    Да, критерии требуют только 2. Но таким образом мы перестраховываемся. Например, если напишешь 2 и допустишь ошибку в роли личности, будет снято 2 балла. За К2 и за К6 (фактическая ошибка).

    А если напишешь 3, то будет снят только 1 балл (К6), а не 2. Да, это тоже неприятно, но баллы сохранятся. И на апелляции будет проще поднять себе балл.

    Вообще на ЕГЭ по истории у нас есть 2 цели:

    1) закрыть критерии

    2) понравиться эксперту

    Эксперты за день могут проверять 100 работ. Они неосознанно будут сравнивать твою работу с работами других ребят . Поэтому важно, чтобы твоя работа смотрелась выигрышно на фоне других.

    По опыту сотрудничества с экспертами ЕГЭ, могу сказать, что в некоторые годы приходит разнарядка сверху, чтобы баллы занижались и всё оценивалось максимально строго . Поэтому нам нужно быть готовыми на 110%!

    Давай пройдемся по всем критериям, я расскажу про подводные камни в каждом их них:

    К1 – самый легкий

    Но по нему тоже могут снять балл:

    1) Если ты упомянешь не все важные события

    Необязательно писать вообще все события из периода, нужно написать ключевые . То есть даже если ты не будешь в этих событиях раскрывать роли личностей, нужно их просто указать.

    2) Перепутаешь события, явления и процессы

    Процесс - длительное явление

    Я бы не советовала прописывать это вообще. Пиши лучше обезличенно : "В этот период произошел экономический кризис, Великая Отечественная война и т.д." Не нужно писать, что это было: явление или процесс.

    К2 - самый сложный

    Нужно написать к онкретное значимое волевое действие!

    Никаких "был" и "являлся". Можно написать "придумал", "разработал", "подписал" (все правильные и неправильные роли мы разберем на Предбаннике , ты получишь подборки идеальных ролей по каждому периоду).

    Какие ещё сложные моменты:

    • Один глагол при раскрытии роли – часто мало. Напиши лучше два.
    • Недостаточно написать, что Александр 2 подписал Манифест об отмене крепостного права. Нужно доказать, чтобы это значимое событие, как оно повлияло на дальнейшую историю.
    • Можно брать зарубежных личностей (Наполеон, Черчилль и т.д.) , только важно прописать значимость их действий.
    • Инициалы деятелей писать необязательно. НО! Если есть однофамилец , то нужно указать инициалы. Это касается: Орловых, Милютиных и др.

    Итого: пишем 2 хороших (!) глагола + значимость

    К3 – очень опасный

    1. Хоть формально просят указать только причину, напиши следствие . Многие эксперты ищут именно следствие и снижают за это баллы.
    2. Ещё для закрытия этого критерия важно написать слово ПРИЧИНА , чтобы эксперт точно заметил , что ты её написал ;)
    3. В причине пиши несколько элементов! Чтобы она была максимально раскрыта.
    4. Ещё один момент: мы не пишем РОЛЬ и ПРИЧИНУ в одном предложении. Не нужно их мешать! Например: "Петр 1 пошел в Великое посольство, потому что. " – это не будет засчитано по К3.

    К4 – легко совершить ошибку

    Частая ошибка здесь – не выйти за верхнюю границу периода.

    "Александр 2 освободил крестьян" – это не влияние, оно не выходит за верхнюю границу. "Александр 2 освободил крестьян, что впоследствие при Николае 2 дало им возможность строить капиталистическое хозяйство" – это засчитано.

    К5 – очень простой

    Объяснять термины не нужно. Просто упомяни.

    Но почему по нему снижают баллы?

    Формально можно указать 1 термин и всё. Но иногда по К5 снимают баллы, если не укажешь все важные термины . При Хрущеве нужно упомянуть оттепель, даже если ты не раскрывать роль личности в ней. При Александре 3 – контрреформы. И дальше по аналогии.

    К6 – коварный

    Пожалуйста, не пиши ничего, в чем ты не уверен. Не пиши много. В формулировках легко ошибиться.

    За неточности тоже снимают баллы, поэтому объясняй свои мысли максимально подробно.

    К7 - проще некуда, но

    Смысл критерия: ничего не нумеруем в сочинении . Вообще ничего!

    НО! Мы живем в неидеальном мире. И бывают случаи, когда эксперты снимают по этому критерию просто если им что-то не понравилось в сочинении. Что-то не расписали, где-то написали расплывчато. И К7 уже по нулям. Да, это не законно. Но такое может быть.

    Пример хорошего сочинения, которое закрывает все критерии:

    Пример хороший, но дальше будет ещё лучше :)

    Как понравиться эксперту?

    • Пиши сочинение хронологически . Да, такого требования нет. Но сочинение, которое последовательно раскрывает период, выглядит намного логичнее и выигрышнее.
    • Пиши понятным почерком. Это не будет бесить эксперта, он быстро проверит и уйдет домой :)
    • Выпиши все факты, которые знаешь
    • Раскрывай рассуждения полно. Объясняй свои мысли.
    • Пиши четкими, ясными, красивыми предложениями

    Давай сравним сочинения, держи ещё одно:

    Прошлое сочинения было хорошим, но это точно понравится эксперту :)

    Что делать, если дали период, к которому ты не готовился

    1. Использовать такие формулировки, которые засчитают в любом случае

    "Царь распорядился, что. Это способствовало. "

    2. Прошерстить КИМ, там могут быть подсказки

    Как с помощью формулировок увеличить свой бал? Пиши ясно, четко и понятно

    Что нужно сделать в последнюю неделю до ЕГЭ, чтобы получить максимум за сочинение?

    Сесть и прописать полностью один блок периодов . Если хочешь 80+ баллов, то и второй запасной.

    Сочинений на максимальный балл в открытом доступе нет! Сочинение на РешуЕГЭ и прочих сайтах – это сочинения на 2-3 балла.

    Поэтому нужно писать самому и найти наставника , чтобы он проверил правильность всех формулировок.

    Вместе с экспертами ЕГЭ я подготовила для тебя:

    • Полные сочинения на максимальный балл, которые не дадут эксперту придраться
    • Краткие сочинения, которые закрывают критерии на 100%
    • Сочинения в схемах

    Ты сможешь их получить бесплатно, записавшись на Предбанник . Напиши мне в ЛС кодовое слово ПРЕДБАННИК ДЗЕН, расскажу подробнее) Кстати, на моей странице есть примеры подборок по ролям личностей и причинно-следственным связям, пользуйся!

    Готовься, когда все уже выдохлись.

    Читайте также: