Историческое сочинение егэ сталинская модернизация

Обновлено: 02.07.2024

Граждане СССР, в особенности ком­сомольцы, восприняли модернизацию с энтузиазмом. В 1935 г. возникло дви­жение стахановцев — рабочих, пере­выполнявших производственные планы, названное в честь шахтера А. Г. Ста­ханова. Первая пятилетка характери­зуется стремительной урбанизацией: население промышленных центров увеличилось на 12,5 млн человек, из которых 8,5 млн были мигрантами из сельской местности, что было вызвано проводившейся коллективизацией кре­стьянских хозяйств.

ЕГЭ. Историческое сочинение

ЕГЭ. Историческое сочинение 1019-1054 гг. (872)

Указанный период относится к истории Древней Руси, охватывая собой годы правления великого князя киевского Ярослава Мудрого. В числе важнейших событий и процессов дан­ного периода можно выделить следующие: защита населения Древней Руси от внешней агрессии, рас­ширение границ государства; укрепление между­народного авторитета Древнерусского.

ЕГЭ. Историческое сочинение 1237-1480 гг. (1350)

Данный период относится ко времени полити­ческой раздробленности русских земель и процесса образования национального Российского государ­ства. Он связан с таким историческим явлением, как господство ордынцев над значительной частью русских земель. Важнейшие события этого периода связаны с нашествием монголо-татарских войск во главе с ханом.

ЕГЭ. Историческое сочинение 1425-1453 гг. (726)

ЕГЭ. Историческое сочинение 1632-1634 гг. (878)

Короткий период начала 30-х гг. XVII в. связан с таким внешнеполитическим событием как Смо­ленская война. Причины войны вытекают из Смут­ного времени, когда в результате интервенции Речи Посполитой Россия потеряла Смоленскую, Чер­ниговскую и Северскую земли (Деулинское пере­мирие 1618 г.). Во главе Российского государства в этот период находился.

ЕГЭ. Историческое сочинение 1730-1740 гг. (1086)

ЕГЭ. Историческое сочинение 1813-1825 гг. (1449)

Рассматриваемый период связан с развитием российского общества после победы страны в Оте­чественной войне 1812 г. и разгрома наполеонов­ской Франции в заграничных походах русской армии. Для социально-экономической жизни данного периода характерен процесс восстановления эко­номики после войны, особенно хозяйств в запад­ных районах. Также.

ЕГЭ. Историческое сочинение 1907-1914 гг. (1771)

Данный период связан с окончанием первой рус­ской революции. Он характеризуется процессом эволюционного развития политической системы страны, стабилизацией общественно-политиче­ской жизни. Ключевой фигурой эпохи является премьер-министр П.А. Столыпин, назначенный на пост в 1906 г. Важнейшие явления этого периода связаны с его деятельностью. В.

ЕГЭ. Историческое сочинение 1914-1921 гг. (993)

Период 1914—1921 гг. занимает особое место в российской и мировой истории. Он характеризу­ется таким явлением, как кризис российской госу­дарственности. Этот кризис многие историки свя­зывают с Первой мировой войной. 1 августа 1914 г. Германия объявила войну России в ответ на нача­тую Россией всеобщую мобилизацию, ставшую реакцией на военную.

ЕГЭ. Историческое сочинение 1945-1953 гг. (858)

Данный период вошел в историю как период позднего сталинизма. Его хронологические рамки определены двумя важнейшими событиями. Пер­вое — окончание Великой Отечественной (9 мая) и Второй мировой войны (2 сентября). Завершение периода связано со смертью советского руководи­теля И. Сталина. В числе важнейших процессов данного периода можно выделить такие как.

Если материал и наш сайт сочинений Вам понравились - поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок!


Советская власть понимала, что новая экономическая политика не даст желаемых результатов, следствием чего на 7 Всесоюзном съезде Советов был утвержден пятилетний план экономического развития СССР. И.Сталин поставил основные цели такой политики:ликвидация экономической отсталости, развитие военной промышленности. Правитель выдвигает лозунг "Пятилетку в четыре года", таким образом стимулируя рабочих на более интенсивную работу. В годы первой пятилетки были достигнуты неплохие результаты: рост продукции тяжелой промышленности, возникновение новых отраслей промышленности.

Но для форсированной индустриализации нужны большие денежные средства, которые власть выкачивала у крестьянства. Помимо создания коллективных хозяйств, в которых крестьяне работали не на себя, а на государство, Сталин объявляет о политики "ликвидации кулачества как класса", следствием чего колоссальное количество крестьян лишилось всего имущества и всей семьей отправлялось на работы в Сибирь.

Напряженность во внешней политике обострилась во время распространения фашизма в Испании и Германии, следствием чего европейские державы начали активную подготовку к войне, которая была уже неизбежна. 23 августа 1939 года В. Молотов подписал договор о ненападении с Германией. Министр иностранных дел выиграл время для СССР, чтобы страна еще более сознательно подготовилась к войне.

Таким образом, историки оценивают период неодназначно. С одной стороны, благодаря форсированной модернизации страна достигла экономической независимости, что было на руку накануне Второй Мировой Войны. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

С другой стороны, массовые репрессии как партийного, так и офицерского состава отрицательно сказались на первоначальном этапе Великой Отечественной войны.

Масштабы строительства действительно поражали. В короткие сроки в СССР было полностью восстановлено огромное количество старых и построено новых предприятий. Трудовой энтузиазм охватил всю страну. Большую роль играла советская пропаганда, провозгласившая начало "социалистического соревнования", но этот призыв был брошен на благодатную почву: люди хотели забыть о войне и как можно быстрее перейти к мирной жизни.

Широко распространилась практика "встречных планов" со стороны предприятий, обязывающихся выполнить план досрочно. К сожалению, впоследствии это положительное явление привело к возникновению "дутых" показателей и приписок.

Ускоренная индустриализация требовала огромных средств. Резко возрос экспорт отечественного зерна, леса, нефти. Осуществлялись добровольно-принудительные займы у населения. Однако главным источником дохода государства оставалось сельское хозяйство. Усилился налоговый гнет крестьянства. Насильственная коллективизация превратилась в настоящее ограбление деревни.

Сталин досрочно заявил об успешном окончании первой пятилетки. Цифры не соответствовали действительности, но все рано прогресс был огромным. СССР быстрыми темпами сокращал отставание от ведущих держав.

Вторая пятилетка (1933-1937 гг.) предусматривала построение социалистического общества. Интенсивность труда возросла еще больше. Возникло т. н. "стахановское движение". Ускоренными темпами продолжалось промышленное строительство.

В целом к 1940 г. СССР по экономическому потенциалу вышел на второе место в мире, что обеспечило в конечном счете победу над фашистской Германией. Однако форсированная индустриализация оказалась возможной за счет разорения крестьянства и пренебрежением к развитию легкой промышленности.

До начала 1-й пятилетки процесс кооперирования крестьянских хозяйств был основан на добровольности. Планировался постепенный переход на колхозную систему.

Начало индустриализации потребовало не менее ускоренной коллективизации сельского хозяйства. "Великий перелом" в деревне начался летом 1929 г., а в начале следующего года уже были поставлены конкретные жесткие сроки окончания тотальной коллективизации.

Небывалый нажим на крестьянство, политика уничтожение кулачества, как класса, привели к массовому сопротивлению в ряде регионов страны (Поволжье, Украина, Сибирь и др.). Крестьянские выступления жестко подавлялись с применением регулярных войск.

Реакция крестьян заставила власть применить тактический ход. Сталин заявил о допущенных перегибах, обвинив в этом местных руководителей. Начался массовый выход из колхозов. Однако коллективизация продолжалась другими методами: увеличились налоги и обязательные государственные поставки, усилился идеологический нажим. Положение единоличных хозяев становилось невыносимым, поэтому к концу 1931 г. в колхозах было объединено более половины всех крестьянских хозяйств. В 1932 г. была введена паспортная система. Крестьяне фактически прикреплялись к земле, так как они паспортов не получили.

Форсированная коллективизация разрушила российское сельское хозяйство, которое пришлось заново восстанавливать в рамках колхозной системы. Безжалостное разграбление деревни дало государству огромные средства и привело к страшному голоду 1932-1933 гг. на Дону, Украине, в Казахстане.

С конца 20-х - начала 30-х гг. в стране начались проводиться сфабрикованные политические процессы. Таким образом Сталин избавлялся от всех своих возможных противников.

Убийство С.М. Кирова (1934 г.) стало поводом к началу "большого террора". Пик расстрелов и репрессий пришелся на 1937-1938 гг. "Большая чистка" лишила страну квалифицированных кадров и деморализовала население, а власть Сталина превратилась в неприкрытую ничем личную диктатуру.

СССР стремился к созданию системы европейской коллективной безопасности. Однако переговоры с Англией и Францией ни к чему не привели. В августе 1939 г. состоялось подписание советско-германского пакта о ненападении. Секретный протокол предусматривал разграничение сфер влияния в Европе.

Используя ввод войск, СССР включает в свой состав Западную Украину, Западную Белоруссию, прибалтийские государства, тем самым отодвигая дальше свои западные границы. Неудачной оказывается советско-финская война (1939-1940 гг.), фактически закончившаяся поражением СССР.

К концу 1940 г. в Германии был разработан план нападения на СССР - "Барбаросса". Советское руководство также догадывалось о намерениях Гитлера. Неизвестны были только сроки начала новой войны.


В дополнение к уже публиковавшимся ранее мнениям историков по справочнику В.В. Барабанова (тут) и учебнику А.Н. Сахарова (и тут), подготовил подборку точек зрения специалистов из учебника В.С. Измозика и С.Н. Рудника для 11 класса. М.: Вентана-Граф, 2013.

Если вы планируете использовать мнения историков для написания исторического сочинения в рамках задания 25 ЕГЭ по истории, то обращаю ваше внимание на следующее:

В теории, согласно требованиям к выполнению критерия К4 (оценка значения событий периода для будущего), в сочинении могут быть использованы конкретные исторические факты и/или мнения историков. На практике же всё чаще встречаются случаи, когда использование только мнений историков для выполнения К4 признавалось экспертами недостаточным. Здесь, конечно, возникают вопросы – насколько эксперты были компетентны в проверке заданий, а также насколько убедительным и полным было изложение точек зрений историков в спорных ответах, но факт остаётся фактом.

Таким образом, наилучшим выходом будет, помимо использования мнений историков, (если вы их всё же используете), приведение хотя бы одного исторического факта для подкрепления своего текста конкретным примером.

Раздел 1. От Александра III до распада СССР

Правление Александра III

Историк А. Н. Боханов

Историк H. A. Троицкий

Историк В. А. Твардовская

Аграрная реформа П.А. Столыпина

Историк П. Н. Зырянов

Историк В. В. Кабанов

«Во-первых. реформа не была кабинетной выдумкой, она исходила из практики наших народов. Во-вторых, несмотря на расхожее утверждение, что реформа потерпела крах, оно несостоятельно. Реформа не была закончена из-за войны и революции, но тем не менее за 10 лет выявились определенные, правда, не столь заметные, сдвиги к лучшему. Да иначе в сельском хозяйстве и быть не может. Здесь медленное наращивание успехов — залог стабильности и верного движения в целом.

В третьих, не следует идеализировать, как это нередко сейчас делается, реформу. Это капиталистическое развитие с его неизбежным расслоением, пауперизацией. Столыпинская реформа вела к техническому подъему земледелия.

Революция 1905-1907 гг.

Историк Ю. А. Петров

Революции 1917 г.

Историк В. П. Булдаков

Историк Г. З. Иоффе

Историк В.В. Калашников

Историк Г. Л. Соболев

НЭП и его альтернативы

Историк В. П. Вилкова

Историк В. П. Данилов

Историк A.C. Сенявский

Коллективизация и индустриализация

Историк B.C. Лельчук

Историк С. Н. Семанов

Историк A. C. Сенявский

Пакт Молотова – Риббентропа

Историк В. Д. Ермаков

Историк М. И. Мельтюхов

Историк Б. А. Томан

Историки A. A. Данилов и A. B. Пыжиков

Историк B.C. Лельчук

Дипломат А. Л. Адамишин

Историк В. Б. Кувалдин

Историк Э. А. Ерзин

Причины распада СССР

Историк Д. Е. Фурман

Историк В. В. Согрин

Раздел 2. 1990-е гг. (для олимпиадников)

Стоит помнить, что сочинений после перестройки (1985 – 1991 гг.) на ЕГЭ быть не может, поэтому высказывания относительно событий после распада Советского Союза пригодятся скорее участникам олимпиад, от которых при написании эссе требуется знание историографии по теме. Хотя надо учитывать, что ниже приводятся всё же не точки зрения историков, а мнения политиков и экономистов.

Экономические реформы начала 1990-х гг.

Экономисты Н. П. Шмелев, А. И. Бажан, А. А. Масленников, В. Н. Шенаев

Экономист и политик, министр финансов РФ в 1997 г . А. Б. Чубайс

Экономист и политик, 1-й мэр Москвы (1991 – 1992 гг.) Г. Х. Попов

Джеффри Сакс, профессор экономики Гарвардского университета, советник Б. Ельцина по экономическим вопросам в 1991-1994 гг.

Правление Б.Н. Ельцина

Экономист и политик, в 1992 г. - и.о. Председателя Правительства РФ Е. Т. Гайдар

ЕГЭ по истории с лучшим учителем России.

Костя, за К1 есть события,
За К2 не зачли бы Горбачева (хотя верно написано про его предложение об ускорении, но, затем упущено, какие мероприятия проведены в рамках данной политики, а сразу к чему это привело). Согласитесь, предложение Горбачева к Чернобылю автоматически не привело? Значит и не повлияло на результат событий, нужно было более аккуратно выписывать здесь. Ельцин
По К3 достаточно связей.
К4 есть.
К1-К4 - 6 баллов, можно расчитывать на бонусы.
К5 - 1.
По К6 есть ошибка, Горбачёв не первый, а Генеральный секретарь
К7-1.
Итак,
К1-
К2-
К3-
К4-
К5-
К6-
К7-
Итого общий балл /

Костя Кильдюшов

ЕГЭ по истории с лучшим учителем России., спасибо большое за проверку, буду исправлять ошибки.

Марина Молодцова

ЕГЭ по истории с лучшим учителем России.

Марина,
По К1 есть события,
За К2 не зачли бы НИЧЕГО, так как ни одного КОНКРЕТНОГО действия личности не названо. "Активно высказывался, стремился, принимал участие" - это не те формулировки, которые засчитываются по данному критерию.
"Алексей Михайлович не явился на праздничную службу Никона в Успенский собор". "Никон на богослужениях собственноручно ломал не не соответствующие новым образцам иконы". Так нужно писать, предельно конкретно, чтобы зачли.
По К3 поставил бы 1 балл, так как указание, что реформа Никона усилила церковь (расколов ее. и уже с 1700 лишившись Патриарха), в корне не верно.
К4 нет оценки влияния периода ("определили реформы Петра" это не событие, а в словах Платонова только личная оценка Царя и все).
Например, Ал.Мих. перестаёт созывать Боярскую думу, советуется с Ближней, а Петр ее и вовсе упраздняет.
К1-К4 - 3 балла, расчитывать на бонусы нельзя.
К5 - 1.
По К6 есть ошибка, "бунташный век" это не правление Ал.Мих. а весь XVII век, как минимум он начался со Смуты. Но баллов нет.
Итак,
К1-
К2-
К3-
К4-
К5-
К6-
К7-
Итого общий балл /

Юлия Королева

Костя Кильдюшов

Вот еще одно, буду благодарен за проверку)

Период истории России с 1917г. По 1922г связан с становление советской власти и пребыванием В.И.Ленина во главе государства. Осенью 1917 г. произошла Октябрьская революция. Ее причинами стали неспособность и нежелание временного правительства решить наиболее важные проблемы: аграрный вопрос, рабочий вопрос, преодолеть тяготы войны. Важную роль в этих событиях сыграл В.И.Ленин и Л.Д.Троцкий. Ленин являлся лидером РСДРПб, руководил вооруженным восстанием, разработал декреты о земле и мире, которые были приняты на Втором Всероссийском съезде Советов. Троцкий подготавливал и осуществлял восстание, руководил действиями ВРК, выступал в качестве главного большевистского оратора на Втором съезде Советом, организовал оборону Петрограда в октябре 1917г. при наступлении генерала Краснова. Было избрано первое советское правительство-Совет Народных Комиссаров, его председателем стал Ленин. В январе 1918 г. большевиками было разогнано Учредительное собрание, причиной этому послужил отказ собрания принят Декларацию прав трудящихся и эксплуатируемого народа. Политика большевистской партии по конфискации помещичьих земель, национализации банков и предприятий, продовольственная диктатура и действия комбедов, репрессии против печати и разгон Учредительного собрания побудили часть населения к борьбе против большевиков, что привело к Гражданской войне. Данный период сыграл важную роль в истории России. Произошли изменения в политической системы, образовалось новое социалистическое государство, в нем установилась диктатура пролетариата.

Валерия Камынина

Валерия Камынина

буду очень-очень благодарна за проверку

Юлия Королева

Буду благодарна за проверку

Читайте также: