Искусство лечить важнее всех искусств гиппократ сочинение рассуждение

Обновлено: 02.07.2024

Смысл данного высказывания заключается в том, что произведения искусства по истечении определенного времени становятся частью культуры общества и продолжают существовать даже после смерти их создателя. Сам этот афоризм, впервые высказанный древнегреческим врачом Гиппократом, является наилучшим тому доказательством: хотя его создателя уже нет в живых вот уже две с половиной тысячи лет, его крылатое выражение продолжает жить до сих пор.

Нельзя не согласиться с автором данного высказывания в том, что человеческая жизнь ограничена определенным сроком, в то время как результат его творческой деятельности продолжает свое существование независимо от него. Человечество будет продолжать творить столько, сколько будет существовать. Если отталкиваться от оптимистичной мысли, что этот процесс будет вечным, то и искусство, соответственно, будет продолжать существовать вечно.

В курсе обществознания искусство – это образное осмысление действительности, процесс и итог выражения внутреннего и внешнего (по отношению к творцу) мира. Существует несколько видов искусства: изобразительное (живопись, скульптура, кино), зрелищные (театр, опера) и выразительные (архитектура, музыка, хореография). Оно является неотъемлемой частью человеческой культуры – деятельности человека в её самых разных проявлениях, включая все формы и способы человеческого самовыражения и самопознания, накопления человеком и социумом в целом навыков и умений. Понятие культуры часто ассоциируется с цивилизацией. Таким образом культура существует, пока есть цивилизация. Однако даже после гибели цивилизации предметы искусства продолжают свое существование, как и любое материальное тело.

Обратимся к примерам из истории. Сорок тысяч лет назад на территории Европы жили кроманьонцы – предки современных людей. Они оставили после себя множество следов: скелеты, орудия труда, кости животных, которых они ели. Но одним из главных достижений древних людей является искусство – наскальные изображения сцен охоты и животных, людей, отпечатки ладоней. Обитатели пещер уже давно канули в Лету, никто не знает, как их звали и на каком языке они говорили, откуда пришли и куда ушли. Только рисунки – всё, что от них осталось, только по ним мы можем судить, какими они были – как они думали, о чем мечтали и чем интересовались.

Подводя общую черту, хотелось бы отметить, что искусство действительно будет жить вечно. Человеческая жизнь по меркам Вселенной является всего лишь кратким мигом, в то время как результаты его творческой деятельности продолжат свое существование, если даже люди исчезнут с лица Земли.

Биографические сведения о жизни Гиппократа - известного древнегреческого врача, "отца медицины". Основные сочинения, которы считаются зеркалом мышления великого медика. История "клятвы Гиппократа", формулирующей морально-этические нормы поведения врача.

Рубрика Философия
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 14.11.2011
Размер файла 27,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. История жизни и философия Гиппократа

2. Сочинения Гиппократа

Список используемой литературы

Введение

Древнегреческий врач Гиппократ считается отцом современной медицины. Он изменил постулаты и курс греческой медицины того времени в которой считалось, что любая болезнь вызывается богами. Гиппократ основал медицинскую школу, названную его именем и отстаивал основной подход к определению диагноза и схем лечения болезней, которые все еще имеют значение для современной медицины.

Во всемирной истории его именем названа присяга и раздел медицинской этики, называемой Присягой Гиппократа. Соответственно, получая высшее образование студенты-медики многих медицинских школ продолжают клясться на основе некоторых (различных!) форм клятвы Гиппократа, которая представляет этические идеалы, ясно сформулированные профессором Ллойдом и другими современными корифеями. Некоторые места клятвы кажутся загадочными. Но она замечательна своим стремлением установить высокие моральные нормы врачебной профессии. Учения Гиппократа оказали сильнейшее влияние не только на древнюю, но и на современную медицинскую практику. Его заслуга перед человечеством огромна и несмотря на то, что он жил не одно тысячелетие назад, мы всё же по праву можем причислить его к плеяде ярких медицинских деятелей мирового масштаба.

1. История жизни и философия Гиппократа

клятва гиппократ сочинение

Родился около 460 веке до нашей эры (B.C.E.) на острове Кос , Греция.

Умер: примерно в 377 B.C.E.

Уроженец острова Кос в Эгейском море (Ионическое побережье около Halicarnassus - см иллюстрации), полное имя Гиппократа - Hippocrates Asclepiades и переводится как потомок Asclepios ( Асклепия). Однако не ясно и сомнительно, действительно ли был род Гиппократа семейством, связанным родством с Асклепием.

Существует несколько легенд, утверждающих, что род Гиппократа восходит в прошлое по линии семейства и героя Геркулеса (Heracleides).

Сын Heracleides и Praxithea из богатой семьи Гиппократов получил хорошее для того времени образование. После девяти лет изучения основ медицины, физической культуры, чтения, письма, музыки, пения и поэзии, Гиппократ пошел в школу более высокого уровня, где он провел два года, и получил очень высокое образование, особенно в области медицины и атлетической биологии. В этот же период, вероятно, он продолжал изучать медицину с помощью своего отца в форме ученичества ( включая договоренность изучать и торговлю через опыт работы отца). После школы у своего отца и другого доктора (Herodicos) и получив практический опыт врачевания, Гиппократ много путешествовал по Греческому полуострову и, возможно, по Египту и Ливии ( предположительно) для изучения медицинских методов и техники лечения больных.

Сведения о его жизни скудны и малодостоверны. Самая ранняя из известных и сохранившихся биографий написана Сораном Эфесским через пять веков после предполагаемой даты смерти Гиппократа. Невозможно оценить точность сведений Сорана, но многое в его повествовании является вымыслом. Соран датирует рождение Гиппократа около 460 года до н.э. Период его активной деятельности относит ко времени Пелопоннесской войны (431-404 до н.э.). Почти все авторы согласны в том, что Гиппократ прожил долгую жизнь.

Самые ранние свидетельства о состоянии греческой медицины показывают, что, поскольку в древнем Египте и Месопатамии, причинная обусловленность болезней и действия лекарственных средств, прикладываемых к больному, была связана с суевериями и верой в волшебную и сверхъестественную причинную обусловленность, то рациональное понимание природы болезней и ее влияние (эффекты) на организм или действие средств, прикладываемых к телу было невозможно.

Основными письменными свидетельствами деятельности Гиппократа считаются около 70-ти работ собрания сочинений “Корпуса Гиппократа”, которые показывают поразительный контраст с известными письменными источниками по медицине того времени и во многом свободны от всего ” волшебного и сверхъестественного. В этом собрании трудов, впервые в истории медицины, показано полностью рациональная перспектива болезней, чьи причины и признаки теперь объясняются во вполне естественных ( как нам сегодня кажется) терминах.

Важность этого революционного перехода для последующего развития медицины едва ли может быть переоценена. Эта была настоящая эмансипация медицины от философии волшебства и суеверий, была результатом мнения, которое натурфилософы впервые в истории предоставили миру.

Философы и Гиппократ первые в истории человечества предприняли попытки объяснить мир в терминах, видимых его элементов без обращения к сверхъестественному вмешательству. Так они в конечном счете проложили путь к переходу на рациональное объяснение устройства мира и, в том числе, медицины. Исторически период жизни Гиппократа пересекался с большим количеством греческих натурфилософов Empedocles (около 495-435 B.C.E.), Socrates (469-399 B.C.E.), Plato (429-347 B.C.E.) and Aristotle (384-322 B.C.E.). Таким образом он жил в период золотого века Греции (примерно 500 - 300 B.C.E.). Болезнь, как центральная проблема продолжительности жизни человека, была одной из центральных тем при научных исследованиях в среде мыслителей, философов и врачей того времени.

Школа Гиппократа рассматривала жизнь как изменяющийся процесс. Среди ее объяснительных принципов мы встречаем воздух в роли силы, которая поддерживает неразрывную связь организма с миром, приносит извне разум, а в мозгу выполняет психические функции. Единое материальное начало в качестве основы органической жизни отвергалось. Если бы человек был единым, то он никогда бы не болел. А если бы болел, то исцеляющее средство должно было бы быть единым. Но такового не существует.

Вероятно вдохновленный в соответствии с концепцией Емпедокла о четырех элементах, составляющих естественные тела, (кровь, желтая желчь, черная желчь и мокрота) Гиппократ включил эти элементы как основу человеческих, индивидуальных элементов в различных комбинациях, определяющих состояние здоровья, самочувствия и индивидуальности. Он считал, что избыток крови делает облик человека жизнерадостным, полным энергии, оптимистическим и румяным.

Избыток желтой желчи делает человека тошнотворным, раздражительным с плохим самочувствием и раздражительным.

Черная желчь делает человека меланхоличным, глубоко задумчивым и грустным.

Избыток мокроты делает человека флегматичным, бесстрастным с замедленным темпераментном и спокойным.

Подобно многим врачам древности, Гиппократ занимался практической медициной. Он утверждал, что широко применявшиеся в его время заклинания и заговоры, молитвы и жертвы, приносимые богам, недостаточны для определения и лечения болезней. Рекомендуя тщательное обследование пациента, он указал на необходимость обращать внимание на его положение во время сна, частоту пульса и температуру тела. Он придавал большое значение месту, где больной чувствовал боли, и их силе, появлению лихорадочной дрожи.

Пальпация, выслушивание и выстукивание как методы исследования были известны и использовались Гиппократом. Он прощупывал селезенку и печень, определял изменения, происходящие в течение суток. Его интересовало, не выходят ли они за свои границы, т.е. не увеличились ли они в размерах; каковы их ткани на ощупь -- жесткие, твердые.

2. Сочинения Гиппократа

Сочинения, которые с элементом вероятности приписываются Гиппократу, и которые так или иначе можно считать зеркалом мышления великого медика, это:

"О древней медицине" (своего рода манифест об автономии медицинского искусства);

"О священной болезни" (полемика с представлениями магическо-религиозной медицины);

"О водах, воздухе и местностях" (о связи болезней с окружающей средой); "Эпидемии" (классификация клинических случаев);

"Афоризмы" и, наконец, знаменитая "Клятва".

I. "Священная болезнь", какой была эпилепсия в древности, понималась как проявление сверхъестественных причин, а значит, божественного вмешательства. В своей блестящей работе Гиппократ выдвигает следующие примечательные тезисы: 1. Эпилепсия считается святым недугом, поскольку видится феноменом, внушающим трепет своей необъяснимостью. 2. В действительности, существуют болезни, ничуть не менее ошеломляющие (как например, некоторые симптомы лихорадки или сомнамбулизма). 3. Значит, мы имеем дело с непониманием причины того, что называют "священной болезнью". 4. А если так, то тот, кто претендует лечить ее магией, - либо шарлатан, либо самозванец. 5. Вдобавок они не в ладу с собой, ибо, порешив, что болезнь священная, божественная, они применяют плоды человеческой практики; и вместо того, чтобы взывать к силе Богов, они используют то, что как нельзя более далеко от набожности и религиозного духа, а напротив, атеистично и святотатственно.

Какова же в таком случае причина эпилепсии? - Это есть некое изменение в мозге, происходящее из тех же рационально постигаемых причин, что и прочие болезненные изменения, как вариации "соединения" и "вычитания" сухого и влажного, горячего и холодного и пр. Следовательно, тот, кто "умеет посредством режима найти правильное сочетание сухого и влажного, холодного и горячего, тот в состоянии излечить этот недуг, находя подходящий момент для лучшего применения и обращения, без того, чтобы прибегать к магии очищения".

II. Открытие структурной соотнесенности между болезнью, характером человека и окружающей средой в сочинении "О водах, ветрах и местностях".

В его основе лежат два тезиса.

Первый содержит обоснование медицины как парадигматической науки, рациональная структура медицины родилась из рационального философского дискурса. Человек представляется как вплетенный естественным образом в контекст всех систем, образующих сферу его жизни: времен года, атмосферных потоков, типичных для каждого из регионов, водных ресурсов и характеристик местностей и их богатства, типов жизни их обитателей. Природа мест и все то, что эти места характеризует, накладывают отпечаток на конституцию и характер людей, а значит, на их болезни и здоровье. Врач, чтобы лечить больного, должен точно знать об этих соотношениях.

Второй тезис (более интересный) состоит в том, что и политические институты оставляют отпечаток на здоровье и основных условиях жизни людей. "По этой причине, мне представляются слабыми народы Азии, в большей степени благодаря институтам. Большая часть Азии тяготеет к монархии.

Там же, где люди не предоставлены сами себе и собственным законам, а подчинены деспоту, там они уже не думают о том, как лучше подготовиться к войне, а, скорее, о том, как казаться негодными к борьбе". Демократия, следовательно, закаляет характер и здоровье, деспотизм же вызывает противоположные эффекты.

III. Манифест Гиппократа: "Древняя медицина". Италийская медицинская школа использовала четыре эмпедокловых элемента (воду, воздух, землю, огонь) для объяснения здоровья, жизни и смерти, и, забывая о конкретном опыте, стала впадать в догматизм, губительный, по убеждению Гиппократа. "Древняя медицина" отвергает этот догматизм и отстаивает антидогматический статус медицины, ее независимость от философии Эмпедокла. "Сколько же охотников говорить или писать о медицине, - замечает Гиппократ, - основывая свои рассуждения на одном постулате, горячее или холодное, или влажное, или сухое, либо выберут что-то другое, слишком упрощая при этом глубинную причину болезней и смерти людей, все случаи объясняя одной причиной, а раз взяв за основу один или два постулата, они очевидным образом впадают в ошибку. Медицинское знание - это точное и строгое понимание подходящей диеты и ее выверенной меры. Эта точность не вытекает из абстрактных или гипотетических критериев, а единственно лишь из конкретного опыта, от самочувствия тела."

IV. Его работа "Эпидемии" - конкретная демонстрация того, что Гиппократ требовал от искусства медика, т.е. позитивного эмпирического метода в действии, систематического и организованного описания различных заболеваний, - единственно верного основания медицинского искусства.

Это внушительное сочинение пронизано насквозь духом, который концентрированно выражен в принципе, открывающем собрание его афоризмов: "Жизнь коротка, искусство вечно, случай мимолетен, эксперимент рискован, судить трудно".

Как показывают факты, Гиппократ, скорее всего, не был автором известной клятвы, носящей его имя. Более того, современные врачи далеко не всегда соглашаются с первоначальной формулировкой этого древнего кодекса.

Текст Клятвы Гиппократа:

Клянусь Аполлоном врачом, Асклепием, Гигиеей и Панакеей и всеми богами и богинями, беря их в свидетели, исполнять честно, соответственно моим силам и моему разумению, следующую присягу и письменное обязательство:

«Считать научившего меня врачебному искусству наравне с родителями, делиться с ним своими достатками и в случае надобности помогать ему в его нуждах; его потомство считать своими братьями, и это искусство, если они захотят его изучать, преподавать им безвозмездно и безо всякого договора; наставления, устные уроки и все остальное в учении сообщать своим сыновьям, сыновьям своего учителя и ученикам, связанным обязательством и клятвой по закону медицинскому, но никому другому.

Я направлю режим больных к их выгоде сообразно с моими силами и моим разумением, воздерживаясь от причинения всякого вреда и несправедливости.

Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла; точно так же я не вручу никакой женщине абортивного средства. Чисто и непорочно буду я проводить свою жизнь и свое искусство.

Я ни в коем случае не буду делать сечения у страдающих каменной болезнью, предоставив это людям, занимающимся этим делом. В какой бы дом я ни вошел, я войду туда для пользы больного, будучи далек от всего намеренного, несправедливого и пагубного, особенно от любовных дел с женщинами и мужчинами, свободными и рабами.

Что бы при лечении -- а также и без лечения -- я ни увидел или ни услышал касательно жизни людской из того, что не следует когда-либо разглашать, я умолчу о том, считая подобные вещи тайной.

Из многих современных формулировок были удалены идеи, не соответствующие нынешним медицинским стандартам, и, наоборот, к ним были добавлены те аспекты, без которых не обойтись в современном обществе. К примеру, уважение автономии пациента является сегодня основополагающим принципом в медицинской этике, однако этот принцип не находит отражения в античной медицине и, соответственно, не упоминается в клятве Гиппократа. В наше время идея о правах пациента занимает важное место во многих современных декларациях.

Заключение

В своём высказывании Гиппократ затрагивает проблему сущности и функций искусства. Автор убежден, что искусство накапливает в себе опыт человечества, разных поколений, который никак нельзя представить в рамках одной жизни.

Для полного понимания идеи высказывания обратимся к теоретическим положениям. Искусство — это специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах. Исследователи также выделяют ряд отличительных особенностей искусства как способа познания мира: образность и наглядность, использование особых способов отражения окружающей действительности (слово, звук, цвет и др. ), ярко выраженный субъективный характер и другое. Искусство выполняет многие важные для общества функции: познавательная, гедонистическая, психологическая, воспитательная и иные.

Ранее упомянутая познавательная функция заключается в том, что в творениях отражаются культурно-исторические, национальные, религиозные и другие черты эпохи, народа, а также особенности мировосприятия самого творца. Таким образом, искусство сохраняет в себе опыт человечества на протяжении всей его истории. Рассмотрим, как изложенная выше теория работает на практике. Например, на уроках литературы школьники изучают произведения поэтов Серебряного века, посвященные событиям 1917 года. Стихотворения той эпохи (такие как “Двенадцать” А. А. Блока, “Было — есть” В. В. Маяковского, “Русь советская” С. А. Есенина) помогают лучше понять исторические события того времени, прочувствовать настроение общественности тех лет, обратится к разным точкам зрения современников. Искусство смогло сохранить культурно-историческое наследие начала 20 века и донести его до читателей через целое столетие. Из этого следует, что без искусства мы бы утратили важные подробности, факты, черты быта и жизни тех, кто оказался непосредственными наблюдателями Февральской и Октябрьской революций, а также других исторический событий.

Однако искусство также обладает и прогностической функцией, т. е. способно заглянуть в будущее и предсказать различные события. Так, например, в рассказе “Вельд”, написанном в 1950 году, Рэй Брэдбери описывает комнату с эффектом присутствия. Комната может создавать изображения, звуки, запахи, а также воздействовать на материальные объекты. Безусловно, сегодня технологии виртуальной реальности еще не так сильно развиты, однако они все равно схожи с тем, что описывал Брэдбери в далеких 50х. Это говорит о том, что мы можем найти отражение современных нам событий и явлений даже в тех произведениях, которые были написаны еще в прошлых веках.

Таким образом, искусство действительно способно хранить культурно-историческую память о событиях прошлого и предсказывать будущее, подлинно отражая ход человеческой истории.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Распространенное латинское изречение Ars longa, vita brevis или Vita brevis, ars longa чаще всего переводят как Жизнь коротка, искусство вечно.



Солнце. Антология философских камней (? - как корректно перевести?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England. Language: Latin, English, Greek. Dimensions in mm: 150 x 100 (140 x 75). Paper codex. The British Library. Sloane 1171, f. 100v. Sun. Source

Встречаются варианты:
Искусство – продолжительно, жизнь – коротка.
Искусство долговечно, жизнь коротка.
Искусство долговременно, жизнь коротка.
Искусство долго – жизнь кратка.
Жизнь коротка, наука обширна.
Жизнь коротка, искусство обширно.
Искусство долговечно, а жизнь (человека) коротка.

Но, это неверное понимание фразы, по крайней мере, не совсем верное.

Предпочитаю перевод:
Путь искусства долог, а жизнь коротка – он точнее передает смысл.

Можно также:
Путь науки долог, жизнь коротка.
Жизнь коротка, наука необъятна.
Область науки безгранична, а жизнь коротка.


2.

Солнце и дракон. Антология философских камней (?). Примерно вторая половина 16 века / Collectanea de Lapide Philosophiae. BL Sloane 1171, ff. 100v-101. Sun and dragon. Ink drawing with washes of the sun and a dragon, in the Collectanea de Lapide Philosophiae. C. 2nd half of the 16th century. Origin: England. Source


4.

Асклепий в поездке на острове Кос. Гиппократ слева. Античная мозаика. Асклепион. Остров Кос / Kos, Asclepeion. "Kos, Asclepeion: Asclepius (in the center) visits Kos, left Hippocrates, right some person from Kos". via. Source

В оригинале мысль Гиппократа звучит так: Жизнь коротка, путь искусства долог (другой перевод: наука необъятна), случай скоропреходящ, опыт обманчив, суждение затруднительно / лат. Vita brevis, ars vero longa, occasio autem praeceps, experientia fallax, judicium difficile / греч. Ὁ βίος βραχύς, ἡ δὲ τέχνη μακρή, ὁ δὲ καιρὸς ὀξύς, ἡ δὲ πεῖρα σφαλερή, ἡ δὲ κρίσις χαλεπή..

Обычно афоризм Ars longa, vita brevis употребляется в смысле: художник, творец умирает, а плоды его рук, творения его духа, ума, искусства живут вечно, и тем самым они хранят память, напоминают о человеке, их сотворившем; мастер живет в своих творениях.

Фауст
Но я хочу!

Мефистофель
Я понимаю это;
Боюсь я за одно, в одном лишь мой протест:
Ars longa, vita brevis est.

Фауст
А я осилю все.

Мефистофель
Похвально.
Но жизнь, к несчастью, коротка,
А путь до совершенства дальний,
Нужна помощника рука.

Слова древнегреческого врача – о краткости отдельной жизни; лишь научные знания, передаваемые из поколения в поколение, продлевают эту жизнь. За плечами Гиппократа было больше десяти поколений асклепиадов, профессиональных жрецов медицины. А после Гиппократа прошло уже 2,5 тысячи лет.

Как бы то ни было, во всех возможных вариантах перевода Vita brevis, ars longa вопросов по поводу того, что жизнь коротка не возникает. Ибо, жизнь коротка, наука и искусство безграничны, случай шаток, опыт обманчив, суждение затруднительно.

Читайте также: