Не меньше чумы губит любовь людей сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям для того, чтобы жизнь наша не была злом и горем, какою она теперь кажется большинству людей, а была бы тем благом и радостью, какою она и должна быть.

(1) Мне хотелось бы на прощание (в мои годы всякое свидание с людьми есть прощание) вкратце сказать вам, как, по моему понятию, надо жить людям для того, чтобы жизнь наша не была злом и горем, какою она теперь кажется большинству людей, а была бы тем благом и радостью, какою она и должна быть.

(4)Несчастная и озлобленная жизнь будет потому, что всего, чего хочется для себя одному человеку, хочется и всякому другому. (5)А так как каждому хочется всякого добра как можно больше для себя и добро это одно и то же для всех людей, то добра этого для всех всегда недостаёт. (6)И если люди живут каждый для себя — не миновать им отнимать друг у друга, бороться, злиться друг на друга, и от этого жизнь их не бывает счастливою. (7)Если временами люди и добудут себе того, чего им хочется, то им всегда мало, и они стараются добыть всё больше и больше и, кроме того, ещё и боятся, что у них отнимут то, что они добыли, и завидуют тем, которые добыли то, чего у них нет.

(8)Так что если люди понимают свою жизнь каждый в своём теле, то жизнь таких людей не может не быть несчастною. (9)Такая она и есть теперь для всех таких людей. (10)А такою, то есть несчастною, жизнь не должна быть. (11)Жизнь дана нам на благо, и так мы все и понимаем жизнь. (12)Для того же, чтобы жизнь была такою, людям надо понимать, что жизнь наша настоящая никак не в нашем теле, а в том духе, который живёт в нашем теле, и что благо наше не в том, чтобы угождать и делать то, чего хочет тело, а в том, чтобы делать то, чего хочет этот дух один и тот же, живущий в нас так же, как и во всех людях. (13)Хочет же этот дух блага себе, духу.

(14) А так как дух этот во всех людях один и тот же, то и хочет он блага всем людям.

(15) Желать же блага всем людям значит любить людей. (16)Любить же людей никто и ничто помешать не может; а чем больше человек любит, тем жизнь его становится свободнее и радостнее.

(17)Так что выходит, что угодить телу человек, сколько бы он ни старался, никогда не в силах, потому что то, что нужно телу, не всегда можно добыть, а если добывать, то надо бороться с другими. (18)Угодить же душе человек всегда может, потому что душе нужна только любовь, а для любви не нужно ни с кем бороться; не только не нужно бороться с другими людьми, а напротив, чем больше любишь, тем больше с ними сближаешься. (19)Так что любви ничто помешать не может, и всякий человек чем больше любит, тем всё больше и больше не только сам делается счастливым и радостным, но и делает счастливыми и радостными других людей.

(20) Так вот это-то, милые братья, мне хотелось сказать вам на прощание, сказать то, чему учили вас все мудрецы мира: что жизнь наша бывает несчастна от нас самих, что та сила, которая послала нас в жизнь и которую мы называем Богом, послала нас не затем, чтобы мы мучились, а затем, чтобы имели то самое благо, какого мы все желаем, и что не получаем мы это предназначенное нам благо только тогда, когда понимаем жизнь не так, как должно, и делаем не то, что должно.

(21) А то мы жалуемся на жизнь, что жизнь наша плохо устроена, а не думаем того, что не жизнь наша плохо устроена, а что делаем мы не то, что нужно.

(22)Это всё равно, как если бы пьяница стал жаловаться на то, что спился он оттого, что много завелось трактиров и кабаков, тогда как завелось много трактиров и кабаков только оттого, что много развелось таких же, как он, пьяниц.

(23)Жизнь дана людям на благо, только бы они пользовались ею, как должно ею пользоваться. (24)Только бы жили люди не ненавистью друг к другу, а любовью, и жизнь была бы неперестающим благом для всех.

(По Л. Н. Толстому)

Что делает человека по-настоящему счастливым? Почему многие люди тяготятся собственным существованием и не находят в себе сил, чтобы что-то изменить? Этими вопросами задаётся русский писатель Л.Н. Толстой, который поднимает в предложенном тексте проблему причин несчастной жизни.

Эти аргументы противопоставлены, так как автору важно подчеркнуть отличительные черты счастливой и несчастной жизни. Мы видим, что достаточно избавиться от эгоизма, для того чтобы перестать тяготиться своим существованием.

Итогом размышлений писателя становится следующая позиция: неправильное понимание цели, стремление жить только для себя, добывать как можно больше радостей и удовольствий, делает жизнь людей несчастнее.

Таким образом, чтобы изменить свою жизнь, надо в первую очередь начать с самого себя. Любовь и бескорыстие делают нас сильнее духом и счастливее.

Образ Изергиль в рассказе “Старуха Изергиль” М. Горького очень сильный и глубокий. Эта женщина прожила яркую, насыщенную эмоциями жизнь, полную приключений и страстей. Поражает мудрость, любовь к жизни, удивительная память и своеобразная натура главной героини.

Внешность старухи Изергиль

Автор подробно описывает черты старухи Изергиль, в которых угадывается её былая красота.

“Ее черные глаза были все-таки тусклы… Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос…”.

Внешность героини создаёт резкий контраст с теми образами, которые рисует автор, изображая её жизнь в молодости. Завораживает, кажется нереальным то, что эта “сухая старуха”, “без крови, без желаний” когда-то была невероятно красивой женщиной. В повествовании много косвенных указаний на то, как красива была героиня в молодости: мужчины падали к её ногам, дарили дорогие подарки, отдавали все свои богатства за возможность осыпать её золотом.

Мудрость старухи Изергиль

Изергиль была не только упряма и своенравна, но и удивительно мудра от природы. Какое-то особое чутьё подсказывало ей, когда стоит уйти, а когда остаться. Автор вложил в уста героини много мудрых высказываний о любви, о жизни, о чести, о красоте, о свободе.

“Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…”

“…никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.”

“Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.”

Рассказы Изергиль о своей молодости – песня гордости, достоинству, красоте. Она учит уважать, ценить себя, быть верным, платить добром за добро, не давать себя в обиду. Самое важное в рассказах Изергиль то, что она никогда не шла против себя, не тратила своё время на тех людей, которые были недостойны её, ценила каждую минуту своей жизни. Её взбалмошный характер, горячая натура, жизненные принципы – всё говорит об истинной женственности, желании любить, жить свободно и честно.

Образ старухи Изергиль

Это нетипичный образ для русской литературы 20 века. Однако, жажда жизни, свойственная героине, её тяга к свободе, сила характера, гордый нрав – те моральные качества, которые воспевает М. Горький в своём творчестве. Эти качества заслуживают уважения, говорят о самоценности человека, его индивидуальности. Образ старухи далёк от высокой морали – её жизнь была трудной, но эта женщина знает цену труду, деньгам, дружбе и верности.

Образ Изергиль в рассказе “Старуха Изергиль” М. Горького очень сильный и глубокий. Эта женщина прожила яркую, насыщенную эмоциями жизнь, полную приключений и страстей. Поражает мудрость, любовь к жизни, удивительная память и своеобразная натура главной героини.

Внешность старухи Изергиль

Автор подробно описывает черты старухи Изергиль, в которых угадывается её былая красота.

“Ее черные глаза были все-таки тусклы… Луна освещала ее сухие, потрескавшиеся губы, заостренный подбородок с седыми волосами на нем и сморщенный нос, загнутый, словно клюв совы. На месте щек были черные ямы, и в одной из них лежала прядь пепельно седых волос…”.

Внешность героини создаёт резкий контраст с теми образами, которые рисует автор, изображая её жизнь в молодости. Завораживает, кажется нереальным то, что эта “сухая старуха”, “без крови, без желаний” когда-то была невероятно красивой женщиной. В повествовании много косвенных указаний на то, как красива была героиня в молодости: мужчины падали к её ногам, дарили дорогие подарки, отдавали все свои богатства за возможность осыпать её золотом.

Мудрость старухи Изергиль

Изергиль была не только упряма и своенравна, но и удивительно мудра от природы. Какое-то особое чутьё подсказывало ей, когда стоит уйти, а когда остаться. Автор вложил в уста героини много мудрых высказываний о любви, о жизни, о чести, о красоте, о свободе.

“Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…”

“…никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.”

“Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.”

Рассказы Изергиль о своей молодости – песня гордости, достоинству, красоте. Она учит уважать, ценить себя, быть верным, платить добром за добро, не давать себя в обиду. Самое важное в рассказах Изергиль то, что она никогда не шла против себя, не тратила своё время на тех людей, которые были недостойны её, ценила каждую минуту своей жизни. Её взбалмошный характер, горячая натура, жизненные принципы – всё говорит об истинной женственности, желании любить, жить свободно и честно.

Образ старухи Изергиль

Это нетипичный образ для русской литературы 20 века. Однако, жажда жизни, свойственная героине, её тяга к свободе, сила характера, гордый нрав – те моральные качества, которые воспевает М. Горький в своём творчестве. Эти качества заслуживают уважения, говорят о самоценности человека, его индивидуальности. Образ старухи далёк от высокой морали – её жизнь была трудной, но эта женщина знает цену труду, деньгам, дружбе и верности.

В статье дана подробная характеристика образа старухи Изергиль из одноимённого рассказа М. Горького.

История создания

Жанр, род и направление

Легенда о Ларре

Это история о том, как на Земле появилась тень. Некогда из племени сильных людей орел похитил девушку, он жил с ней, как с женой, а после его смерти она вернулась домой. Юноша, который сначала вызвал всеобщий страх, ничем не отличался от людей. Но он был очень горд и презирал всех. Он хотел заполучить дочку старейшины, но та отвергла его. Разъяренный Ларра хладнокровно убил ее. Никто не смог придумать лучшего наказания, чем изгнать Ларру. Через некоторое время оказалось, что он бессмертен. Время и скитания истощили его плоть, в итоге он превратился в тень. Сквозь рассказ отчетливо проступает образ старухи Изергиль. Она повествует о событиях с особым упоением, кажется, что она и действительно верит в подлинность этой истории.

Композиция

В книге Горького чрезвычайно велика роль композиции. Это рассказ в рассказе: пожилая женщина поведала путнику три истории: Легенда о Ларре, откровение о жизни Изергиль, Легенда о Данко. Первая и третья части противопоставлены друг другу. В них раскрывается противоречие между двумя разными взглядами на мир: альтруистский (бескорыстное доброе дело во благо общества) и эгоистический (действия во благо себя без учета общественных нужд и догм поведения). Как и в любой притче, в легендах представлены крайности и гротески, чтобы мораль была понятна всем.

Скрипучим от старости голосом старуха рассказывает прекрасные легенды, которые показывают нравы людей. Автор изобразил в них не только романтических персонажей, но и обывателей, образы которых тоже достойны внимания.

Прежде всего, автор раскрывает страсти людей в истории жизни самой рассказчицы. Долгая жизнь Изергиль была наполнена множеством романов. Она никогда не хотела быть чьей-то рабой и безжалостно обрывала любовные цепи, как только мужчины наскучивали ей. Изергиль — невероятно страстная натура. Она, прощает побои своим спутникам, но не прощает обидные слова. Так, Изергиль прощала побои гуцулу и продолжала с ним встречаться. Изергиль разрывает отношения раз и навсегда, ей неприятны встречи со своими бывшими возлюбленными.

В молодости Изергиль была красавицей. В пятнадцать лет она стала встречаться с рыбаком, вопреки воле матери. Роман был скоротечным. После рыбака с Прута Изергиль увлеклась кудрявым и рыжим гуцулом. Оба возлюбленных вскоре были казнены. Накануне казни рыбак очень переживал, а гуцул храбрился и не показывал отчаяния. В их образах Горький показал многообразие человеческой натуры.

Потом девушка влюбилась в старого и состоятельного турка. Мужчина отправил Изергиль в свой гарем. Для свободолюбивой девушки, склонной к авантюрам, жизнь в гареме была слишком однообразна и скучна. Неделей позже Изергиль сбежала оттуда с сыном старого турка. Юноша тяжело переносил кочевую жизнь вдали от дома. Вскоре изматывающие любовные отношения свели его в могилу. Изергиль не долго переживала о его кончине.

У нее было множество романов с женатыми мужчинами, которые сопровождались склоками с женщинами. Однажды Изергиль ранили ножом во время такой склоки. Но соперничество не стало преградой для пылкой натуры. Изергиль завела новый роман с мадьяром. Аркадэк был избалован женским вниманием и не испытывал к Изергиль сильных чувств. Ей было обидно самой добиваться внимания мужчины. Когда Аркадэка взяли в плен, Изергиль рисковала жизнью для его освобождения. Мадьяр был рад вновь оказаться на свободе. Он выразил благодарность своей спасительнице. У Изергиль взыграла гордость, ей нужна была всепоглощающая любовь, а не чувство благодарности. В этом эпизоде автор описал многогранность человеческой любви: человек по-своему любит и по-своему страдает. Это делает каждого из нас уникальным.

В легенде о Ларре говорится о союзе простой женщины и орла. Ларра — плод этого противоречивого союза. Он красив и силен, свободен и высокомерен. Воспитание отца не могло привить ему уважения к людским законам. Он не почитает старейшин племени и берет силой то, что ему нужно. Как только девушка из племени отвергла его, он, разозлившись, убил несостоявшуюся невесту. Старейшины в качестве наказания даровали ему одиночество и свободу. Люди, описанные в этой легенде, гневно порицают Ларру. Они сплотились в своем порыве наказать сына орла. Общество не принимает человека, считающего себя выше других. В этом сообществе люди мудры, строги, но не жестоки: они не убивают обидчика, а прогоняют его.

В другой легенде рассказывается о Данко. Он, не жалея жизни, спасает свой народ. Данко погибает, но как герой. Народ в легенде трусливый и склонный к паническим настроениям. Им нужен вожак, который решит все их проблемы. Как только Данко вывел народ из смрадного леса, про него тут же забыли, а его вырванное сердце затоптали за ненадобностью. Эти поступки народа говорят о торжестве примитивных ценностей и отсутствии высокой морали.

Автор долго беседует со старой Изергиль. Истории пожилой женщины находят живой отклик в сердце слушателя. Он не порицает и не осуждает ошибки молодости Изергиль.

Люди, встреченные на пути Изергиль, были страстными натурами. Они ценили каждый миг жизни. Народ в легенде о Ларре очень ценит законы и правила морали. Люди в легенде о Данко примитивны и боязливы. Они не справились с захватчиками, потому что внутри племени они очень разобщены. Показывая всю многогранность и сложность общества, автор приводит нас к мысли о необходимости помочь ему преодолеть трудности и стать лучше.

Автор: Дионисия Вяземская

О чем рассказ?

Мудрость старухи Изергиль

Изергиль была не только упряма и своенравна, но и удивительно мудра от природы. Какое-то особое чутьё подсказывало ей, когда стоит уйти, а когда остаться. Автор вложил в уста героини много мудрых высказываний о любви, о жизни, о чести, о красоте, о свободе.

“Вот как! Видишь – не меньше чумы губит любовь людей; коли посчитать – не меньше…”

“…никогда не встречалась после с теми, которых когда-то любила. Это нехорошие встречи, всё равно как бы с покойниками.”

“Мы любим петь. Только красавцы могут хорошо петь, – красавцы, которые любят жить. Мы любим жить.”

Рассказы Изергиль о своей молодости – песня гордости, достоинству, красоте. Она учит уважать, ценить себя, быть верным, платить добром за добро, не давать себя в обиду. Самое важное в рассказах Изергиль то, что она никогда не шла против себя, не тратила своё время на тех людей, которые были недостойны её, ценила каждую минуту своей жизни. Её взбалмошный характер, горячая натура, жизненные принципы – всё говорит об истинной женственности, желании любить, жить свободно и честно.

Главные герои и их характеристика

Структура рассказа

Во вступлении автор представляет своим читателям эгоистичного и жестокого человека. Ларра — создание орла и женщины. Он самоуверенный и не желает склоняться не перед кем. Будучи уверенным в своем превосходстве, в конце легенды он был наказан за это заблуждение. Его приговорили к бессмертию.


Вторая часть произведения описывает женщину по имени Изергиль. Она была доброй, умела любить искренне и по-настоящему. Ради своих чувств она была готова пойти на все. Эта самая романтическая глава рассказа.

Заключительная часть повествует о Данко. Этот человек вырвал свое сердце, чтобы осветить путь людям, которые разочаровались в жизни и устали от потерь. Он содержит в себе самые лучшие черты — доброту, милосердие, сострадание и готовность к самопожертвованию. Герой жил лишь тем, что мог помогать людям и направлять их по нужному пути.

У каждого героя своя история радости и печали, которая играет немаловажную роль. Автор пытается понять, в чем же заключается смысл жизни и почему.

Тема работы

Актуальность

данной работы – показать символический смысл произведения

Цель исследования:

выявление антонимических образов и определение их значения

: Проанализировать символы в рассказе, раскрыть их смысл, роль в тексте.

Объект исследования

Предмет исследования

Конечно, основная мысль Горького сегодня воспринимается гораздо шире и подходит не только революционным деятелям прошлого, но и всем людям века нынешнего. Поиски смысла жизни возобновляются в каждом новом поколении, и каждый человек находит его для себя сам.

Проблемы

Тест с ответами: “Старуха Изергиль” М.Горький

2. От чьего лица ведется повествование в произведении: а) Ларры б) от лица повествователя + в) Данко

3. От чьего лица ведется повествование в произведении: а) Данко б) Ларры в) старухи Изергиль +

5. Сколько частей у произведения: а) 5 б) 4 в) 3 +

6. Каким общим идеям подчинены все части произведения: а) идеям гармоничных отношений в семье, понимания отцов и детей б) идеям смысла жизни и ее истинной ценности, свободы человека + в) идеям родины как высшей ценности, необходимости защиты отеческой земли

8. Где рассказчик познакомился со старухой Изергиль: а) в Бессарабии + б) в Сибири в) на Кавказе

9. Кто был отец Ларры: а) голубь б) сокол в) орел +

10. Чем был наказан Ларра за свою чрезмерную гордость по отношению к другим людям: а) внешним уродством б) бессмертием + в) безумием

12. Что сделал Данко, чтобы отчаявшиеся соплеменники собрались с силами и пошли за ним дальше: а) произнес воодушевляющую речь, и сердца людей зажглись б) вырвал собственное сердце и освещал им дорогу + в) попросил местного ведуна призвать солнечную погоду

13. Что случилось с сердцем Данко, когда люди вышли к простору степи: а) кто-то наступил на сердце юноши + б) сердце Данко превратилось в голубя в) она потухло

14. Что произошло с Ларрой, про которого собиралась поведать автору старуха Изергиль: а) он ушел в Страну солнца б) он превратился в прах в) он превратился в тень +

15. Кто украл девушку из племени скотоводов: а) орел + б) бык в) сокол

16. Что произошла с девушкой 20 лет спустя: а) сбежала от орла и больше ее никто не видел б) вернулась домой вместе с сыном орла + в) ее убил орел

17. Почему племя решило наказать сына орла одиночеством: а) он убивал их скот ради забавы б) он был зол и безобразен в) он убил девушку из их племени и считал себя первым на земле +

18. Что значит имя Ларра: а) сильный б) отверженный + в) гордый

19. На какую кару был обречен Ларра: а) его никто не мог полюбить б) его убили скотоводы в) он не мог умереть и превратился в тень в ожидании смерти +

20. От чего начали гибнуть люди во времена Данко: а) от засухи б) от смрада, поднимавшегося от болот + в) от мечей завоевателей

21. Какой путь предложил людям Данко, чтобы они смогли пройти через ядовитые земли: а) через темный лес + б) через жаркую пустыню в) через смердящие болота

23. Какая особенность композиции не относятся к рассказу: а) центральная часть — рассказ о старухе Изергиль б) состоит из трёх самостоятельных частей в) всё повествование держится на описании чувств героев +

24. Что общего в судьбах старухи Изегриль и Ларра: а) предательство б) не способны долго помнить о тех людях, которые им становятся мало интересными или безразличными + в) самопожертвование

25. Что общего в судьбах старухи Изергиль и Данко: а) нашли счастье в любви б) стремились к богатству в) их жизнь посвящена любви к людям +

26. Что собирали молдоване: а) гранаты б) виноград + в) яблоки

27. Что случилось с птицей, когда она начала слабеть: а) разбилась насмерть + б) запела в) попросила прощение

28. С кем сравнивает автор девушку, убитую сыном орла: а) со звездой б) с богиней в) со змеёй +

29. Какое явление природы подтвердило речь мудреца: а) грянул гром + б) выглянуло солнце в) пошёл дождь

30. Как был наказан юноша за свою гордость: а) бросился со скал в ущелье б) вернулся к людям умирать + в) был изгнал навсегда

Вывод

Старуха Изергиль — один из самых интересных рассказов из школьного курса изучения литературы хотя бы потому, что в нем целых три самостоятельных истории, актуальных на все времена. Типажи, которые описал Горький, не часто встречаются в жизни, зато имена его героев стали нарицательными. Наиболее запоминающимся действующим лицом является Данко, образ самопожертвования. Именно добросовестному, самозабвенному, героическому служению людям учит произведение на его примере. Он запомнился людям больше всего, значит, человек по природе своей тянется к чему-то доброму, светлому и великому.

Образ старухи Изергиль

Это нетипичный образ для русской литературы 20 века. Однако, жажда жизни, свойственная героине, её тяга к свободе, сила характера, гордый нрав – те моральные качества, которые воспевает М. Горький в своём творчестве. Эти качества заслуживают уважения, говорят о самоценности человека, его индивидуальности. Образ старухи далёк от высокой морали – её жизнь была трудной, но эта женщина знает цену труду, деньгам, дружбе и верности.

В статье дана подробная характеристика образа старухи Изергиль из одноимённого рассказа М. Горького.

Читайте также: