Интеллигенция и революция в романе доктор живаго сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Двадцать третьего октября 1958 года Борису Пастернаку была присуждена Нобелевская премия по литературе “За выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и на традиционном поприще великой русской прозы”. Роман “Доктор Живаго” занимает, пожалуй, центральное место в творчестве Бориса Леонидовича. Этому произведению Пастернак посвятил свои лучшие годы литературной жизни и действительно создал шедевр, равного, которому нет. Этот роман — лучшая, гениальнейшая и незабвенная страница русской и мировой литературы. Да, по гениальности и мастерству написания с этим романом, мало какие произведения могут сравниться. Во-первых, роман многогранен: в нем поставлено огромное количество проблем: человек и совесть, человек и человек, человек и любовь, человек и власть, вечное и мимолетное, человек и революция, революция и любовь, интеллигенция и революция, и это еще не все. Но я бы хотел остановиться на проблеме взаимоотношения интеллигенции и революции. Во-вторых, это произведение потрясает своим художественным своеобразием; а между тем “Доктор Живаго” даже не роман. Перед нами род автобиографии, в которой удивительным образом отсутствуют внешние факты, совпадающие с реальной жизнью автора. Пастернак пишет о самом себе, но пишет как о постороннем человеке, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь.

Диапазон оценок романа велик, что понятно, когда речь идет о произведении, не вписывающемся в привычный круг литературных представлений.

Д.С.Лихачев уверен, что автор (Пастернак) пишет о самом себе, но пишет как о постороннем, он придумывает себе судьбу, в которой можно было бы наиболее полно раскрыть перед читателем свою внутреннюю жизнь, что жизнь Юрия Андреевича Живаго – это альтернативный вариант жизни самого Пастернака.

Доктор Живаго – выразитель сокровенного, лирический герой Пастернака, который и в прозе остался лириком. Реальная биография Бориса Леонидовича не давала ему возможности высказать до конца всю тяжесть положения между двумя лагерями в революции. В романе эта двойственность замечательно показана в сцене сражения между партизанами и белыми. Доктор Живаго ранит одного из юнцов Белой армии, а затем находит и у этого бойца и у убитого партизана один и тот же 90-й псалом, по представлениям того времени, оберегавший от гибели. Живаго переодевает белого солдата в одежду партизана, выхаживает его, зная намерение парня после поправки вернуться в армию Колчака. Он лечит Человека.

Юрий Андреевич – человек твердых убеждений, основу которых составляет взгляд на человека, как на высшую ценность жизни. Гуманистические принципы доктора ставят его выше того выбора, перед которым встает бессильный Мечик, включившийся в схватку, и не способный на жертвенность. Живаго не принимает законы этой схватки, обрекающей народ на несчастья и лишения.

С этим связано определенное понимание героем своего долга, оказывающегося сильнее личных симпатий: доктор с одинаковой заботой выхаживает раненых партизан и Сережу Ранцевича, добровольца колчаковской армии, видя в них, прежде всего страдающих людей.

У Пастернака одна из центральных проблем романа – незащищенность творческой личности, проблема свободолюбивой, ответственной личности, утверждающей, а не разрушающей жизнь.

Размышления и рассуждения о революции в романе доказывают, что это не "праздник угнетенных", а тяжелая и кровавая полоса в истории нашей страны.

Сегодня, спустя многие десятилетия, трудно уже сказать, что же дала она, во имя чего лилась кровь, разделилась страна, возникло огромное русское зарубежье. Вероятно, она была неизбежна, иного стране не было дано. Не потому ли в день Октябрьского переворота многие интеллигенты восприняли ее восторженно, как выход из мира лжи и тунеядства, разврата и лицемерия. Тесть Живаго говорит ему: "Помнишь ночь, когда ты принес листок с первыми декретами. это было неслыханно безоговорочно. Эта прямолинейность покоряла. Но такие вещи живут в первоначальной чистоте только в головах создателей, и то только в первый день провозглашения. Иезуитство политики на другой же день выворачивает их наизнанку. Эта философия чужда мне. Эта власть против нас. У меня не спрашивали согласия на эту ломку".

Всякая власть должна стремиться к тому, чтобы люди были счастливы. Но счастье нельзя навязать силой. Счастье каждый человек ищет сам, нет его готового. И нельзя ради даже самых высоких идей жертвовать человеческими жизнями, радостями, правами, которыми человек наделен от рождения. И хочется, чтобы нынешняя наша революция принесла как можно меньше бед.

В книге есть очень глубокая мысль. Рассказывая о Стрельникове, автор пишет: " А для того, чтобы делать добро, его принципиальности недоставало беспринципности сердца, которое не знает общих случаев, а только частные, и которое велико тем, что делает малое". Я понимаю это так, что не следует думать только о всеобщем, а потому ничейном благе, но прежде всего делать добро конкретным людям, как бы мало оно не было.

В романе главная действующая сила — стихия революции. Сам же главный герой никак не влияет и не пытается влиять на нее, не вмешивается в ход событий. “Какая великая хирургия! Взять и разом артистически вырезать старые вонючие язвы! Простой, без обиняков, приговор вековой несправедливости, привыкшей, чтобы ей кланялись, расшаркивались перед ней и приседали”. В том, что это так без страха доведено до конца, есть что-то национально близкое, издавна знакомое. Что-то от безоговорочной светоносности Пушкина, от невиляющей верности фактам Толстого. Главное, это гениально! Если бы перед кем-нибудь поставили задачу создать новый мир, начать новое летосчисление, он бы обязательно нуждался в том, чтобы ему сперва очистили соответствующее место. Он бы ждал, чтобы сначала кончились старые века, прежде чем он приступил к постройке новых, ему нужно было бы круглое число, красная строка, неисписанная страница. “А тут нате, пожалуйста. Это небывалое, это чудо истории, это откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины, без наперед подобранных сроков, в первые подвернувшиеся будни, в самый разгар курсирующих по городу трамваев. Это всего гениальнее. Так неуместно и несвоевременно только самое великое”. Эти слова в романе едва ли не самые важные для понимания Пастернаком революции. Во-первых, они принадлежат Живаго, им произносятся, а, следовательно, выражают мысль самого Пастернака. Во-вторых, они прямо посвящены только что совершившимся и еще не вполне закончившимся событиям Октябрьской революции. И, в-третьих, объясняют отношения передовой интеллигенции и революции: “. откровение ахнуто в самую гущу продолжающейся обыденщины. ” Революция — это и есть откровение (“ахнутое”, “данное”, и она, как и всякая данность, не подлежит обычной оценке, оценке с точки зрения сиюминутных человеческих интересов. Революции нельзя избежать, в ее события нельзя вмешаться. То есть вмешаться можно, но нельзя поворотить. Неизбежность их, неотвратимость делает каждого человека, вовлеченного в их водоворот, как бы безвольным. И в этом случае откровенно безвольный человек, однако обладающий умом и сложно развитым чувством, — лучший герой романа! Он видит, он воспринимает, он даже участвует в революционных событиях, но участвует только как песчинка, захваченная бурей, вихрем, метелью. Примечательно, что у Пастернака, как и у Блока в “Двенадцати”, основным образом — символом революционной стихии — является метель. Не просто ветер и вихрь, а именно метель с ее бесчисленными снежинками и пронизывающим холодом как бы из межзвездного пространства. Нейтральность Юрия Живаго в Гражданской войне декларирована его профессией: он военврач, то есть лицо официально нейтральное по всем международным конвенциям. Прямая противоположность Живаго — жестокий Антипов-Стрельников, активно вмешивающийся в революцию на стороне красных. Стрельников — воплощение воли, воплощение стремления активно действовать. Его бронепоезд движется со всей доступной ему скоростью, беспощадно подавляя всякое сопротивление революции. Но и он также бессилен ускорить или замедлить торжество событий. В этом смысле Стрельников безволен так же, как и Живаго. Однако Живаго и Стрельников не только противопоставлены, но и сопоставлены, они, как говорится в романе, “в книге рока на одной строке”. Что такое Россия для Живаго? Это весь окружающий его мир. Россия тоже создана из противоречий, полна двойственности. Живаго воспринимает ее с любовью, которая вызывает в нем высшее страдание. В одиночестве Живаго оказывается в Юрятине. И вот его чрезвычайно важные размышления-чувства: “. весенний вечер на дворе. Воздух весь размечен звуками. Голоса играющих детей разбросаны в местах разной дальности как бы в знак того, что пространство насквозь живое. И эта даль — Россия, его несравненная, за морями нашумевшая, знаменитая родительница, мученица, упрямица, сумасбродка, шалая, боготворимая, с вечно величественными и гибельными выходками, которых никогда нельзя предвидеть! О, как сладко существовать! Как сладко жить на свете и любить жизнь! О, как всегда тянет сказать спасибо самой жизни, самому существованию, сказать это им самим в лицо! То ли это слова Пастернака, то ли Живаго, но они слиты с образом последнего и как бы подводят итог всем его блужданиям между двумя лагерями. Итог этих блужданий и заблуждений (вольных и невольных) — любовь к России, любовь к жизни, очистительное сознание неизбежности совершающегося. Вдумывается ли Пастернак в смысл исторических событий, которым он является свидетелем и описателем в романе? Что они означают, чем вызваны? Безусловно. И в то же время он воспринимает их как нечто независимое от воли человека, подобно явлениям природы. Чувствует, слышит, но не осмысливает, логически не хочет осмыслить, они для него как природная данность. Ведь никто и никогда не стремился этически оценить явления природы — дождь, грозу, метель, весенний лес, — никто и никогда не стремился повернуть по-своему эти явления, личными усилиями отвратить их от нас. Во всяком случае, без участия воли и техники мы не можем вмешиваться в дела природы, как не можем просто стать на сторону некой “контрприроды”. В этом отношении очень важно следующее рассуждение о сознании: “. Что такое сознание? Рассмотрим. Сознательно желать уснуть — верная бессонница, сознательная попытка вчувствоваться в работу собственного пищеварения — верное расстройство его иннервации. Сознание — яд, средство самоотравления для субъекта, применяющего его на самом себе. Сознание — свет, бьющий наружу, сознание освещает перед нами дорогу, чтобы не споткнуться. Сознание — это зажженные фары впереди идущего паровоза. Обратите его светом внутрь, и случится катастрофа!” В другом месте Пастернак устами Лары высказывает свою нелюбовь к голым объяснениям: “Я не люблю сочинений, посвященных целиком философии. По-моему, философия должна быть скупою приправою к искусству и жизни. Заниматься ею одною так же странно, как есть один хрен”. Пастернак строго следует этому правилу: в своем романе он не объясняет, а только показывает, и объяснения событий в устах Живаго — Пастернака действительно только “приправа” . В целом же Пастернак принимает жизнь и историю такими, какие они есть. В этом отношении очень важно рассуждение Живаго — Пастернака об истории: “За этим плачем по Ларе он также домарывал до конца свою мазню разных времен о всякой всячине, о природе, об обиходном. Как всегда с ним бывало и прежде, множество мыслей о жизни личной и жизни общества налетало на него за этой работой одновременно и попутно. Он снова думал, что историю, то, что называется ходом истории, он представляет себе совсем не так, как принято, ему она рисуется наподобие жизни растительного царства. Зимою под снегом оголенные прутья лиственного леса тощи и жалки, как волоски на старческой бородавке. Весной в несколько дней лес преображается, подымается до облаков, в его покрытых листьями дебрях можно заблудиться, спрятаться. Это превращение достигается движением, по стремительности превосходящим движение животных, потому что животное не растет так быстро, как растение, и которого никогда нельзя подсмотреть. Лес не передвигается, мы не можем его накрыть, подстеречь за переменою мест. Мы всегда застаем его в неподвижности. И в такой же неподвижности застигаем мы вечно растущую, вечно меняющуюся, неуследимую в своих превращениях жизнь общества — историю. Толстой не довел своей мысли до конца, когда отрицал роль зачинателей за Наполеоном, правителями, полководцами. Он думал именно то же самое, но не договорил этого со всею Ясностью. Истории никто не делает, ее не видно, как нельзя увидеть, как растет трава. Войны, революции, цари, Робеспьеры — это ее органические возбудители, ее бродильные дрожжи. Революции производят люди действительные односторонние фанатики, гении самоорганизования. Они за несколько часов или дней опрокидывают старый порядок. Перевороты длятся недели, много — годы, а потом десятилетиями, веками поклоняются духу ограниченности, приведшей к перевороту, как святыне”. Перед нами философия истории, помогающая не только осмыслить события, но и построить живую ткань романа: романа-эпопеи, романа — лирического стихотворения, показывающего все, что происходит вокруг, через призму высокой интеллектуальности.

2.Юрий Андреевич Живаго – представитель интеллигенции

Главный герой романа, Юрий Живаго, — врач и поэт, пожалуй, поэт даже больше, чем врач. Для Пастернака поэт — это “вечности заложник у времени в плену”. Другими словами, взгляд Юрия Живаго на исторические события — взгляд с точки зрения вечности. Он может ошибаться, принять временное за вечное. В октябре 17-го года Юрий принимает революцию с энтузиазмом, называя ее “великолепной хирургией”. Но после того как его ночью арестовывают красноармейцы, приняв за шпиона, а затем допрашивает военком Стрельников, Юрий говорит: “Я был настроен очень революционно, а теперь думаю, что насильственностью ничего не возьмешь”. Юрий Живаго “выходит из игры”, отказывается от медицины, умалчивает о врачебной специальности, не принимает сторону ни одного из враждующих лагерей, чтобы быть духовно независимым человеком, чтобы под давлением любых обстоятельств оставаться самим собой, “не отступиться от лица”. Проведя в плену у партизан более года, Юрий прямо говорит командиру: “Когда я слышу о переделке жизни, я теряю власть над собой и впадаю в отчаяние, жизнь сама вечно себя переделывает и претворяет, она сама куда выше наших с вами тупоумных теорий”. Этим Юрий показывает, что сама жизнь должна решить исторический спор о том, кто прав, а кто нет.

Это не видение войны из стана красных, как в "Разгроме", "Чапаеве", "Школе" и десятках других произведений. Это не изображение из стана белых, как в "Тихом Доне", "Хождениях по мукам", фильме "Бег" ( пьесе "Дни Турбиных" Булгакова) и других. Нет, это повествование глазами человека, который не хочет вмешиваться в братоубийственную войну, которому чужда жестокость, который хочет жить с семьей, любить и быть любимым, лечить людей, писать стихи.

Так писал он в одном из стихотворений, выражая свое отношение к революции и войне.

Юрий Андреевич Живаго сын разорившегося миллионера, покончившегося с собой. Мать рано умерла. Воспитывался у дяди, который был человеком "свободным, лишенным предубеждения против чего бы то ни было непривычного. у него было дворянское чувство равенства со всем живущим". Окончив с блеском университет, Юрий женится на любимой девушке Тоне, дочери профессора и внучке деятельного фабриканта. Затем любимая работа.

Он становится прекрасным врачом. Еще в университете проснулась у него любовь к поэзии и философии. Рождается сын. Все, кажется, прекрасно. Но неотвратимо врывается война. Юрий едет на фронт врачом.

Первая мировая война преддверие и исток событий еще более кровавых, страшных, переломных. Героиня романа Лариса считает, что война "была виною всего, всех последовавших, доныне постигающих наше поколение несчастий". Эту мысль автор подтверждает судьбой многих героев. Об одном, большевике Тарасюке, мастере-золотые руки, рассказывают: " То же самое случилось с ним на войне. Изучил и ее, как всякое ремесло. Всякое дело у него становилось страстью. Полюбил и военное. Видит, оружие-это сила, вывозит его. Самому захотелось стать силою. Вооруженный человек -это уже не просто человек. В старину такие шли из стрельцов в разбойники. Отыми у него теперь винтовку, попробуй". Очень характерна судьба одного красного партизана Памфила Палых. Он открыто признается Юрию Андреевичу: " Много я вашего брата в расход пустил, много на мне крови господской, офицерской, и хоть бы что. Числа-имени не помню, вся водой растеклась. Оголец у меня один из головы нейдет, огольца одного стукнул, забыть не могу, за что я парнишку погубил? Рассмешил, уморил он меня. Со смеху застрелил, сдуру. Ни за что." Это было еще до Октябрьской революции. И ведь Памфил тоже начинает с мировой войны.

Но, видно, жестокость не для всех проходит даром. Страшна его судьба. Чувствуя возмездие за сделанное, он начинает сходить с ума в тревоге за жену и детей. Наконец, помешавшись, убивает всю семью, которую любил безумно.

Страшно кончается и жизнь Антипова-Стрельникова, бывшего учителя, добровольцем ушедшего на фронт в мировую. В гражданскую он стал военачальником, слава его гремела по Сибири и Уралу. "Он стал лелеять мысль стать когда-нибудь судьей между жизнью и коверкающими ее темными началами, выйти на ее защиту и отомстить за нее. Разочарование ожесточило его. Революция его вооружила". "Ему дали за жестокость и фанатизм прозвище Расстрельников". " Он спокойно перешагнул через это, он ничего не боялся". Но Стрельников не был партийцем, истинные лидеры революции не любили его. Поэтому, когда он выполнил свою роль, его хотят предать трибуналу. Затравленный преследованиями, он признается Живаго: " А мы жизнь приняли как военный поход, мы камни ворочали ради тех, кого любили. И хотя мы не принесли им ничего, кроме горя, мы волоском их не обидели, потому что оказались еще большими мучениками, чем они". Так объясняется бессмысленность стольких жертв. Стрельников убивает себя. Он никому уже не нужен. Всего несколько лет прожил после гражданской войны и Юрий Андреевич, потому что никак не мог приспособиться к новым условиям, которые подошли прекрасно, например, его бывшему дворнику. Он не может служить, потому что от него требуют не свежих мыслей и инициативы, а лишь "словесный гарнир к возвеличиванию революции и власть предержащих".

Да, бесспорно, “Доктор Живаго” — величайшее произведение. Недаром оно признано шедевром мировой литературы.

Используемая литература:

1. Альфонсов В.Н. Поэзия Б. Пастернака – Л. Советский писатель,1990

2. Вильмонт Н.Н. О Б.Пастернаке: Воспоминания и мысли. --М. Советский писатель , 1989

4. Лютов В. Русские писатели в жизни – Урал LTD,1999

5. Масленникова З.А. Портрет Б.Пастернака-- М. Сов. Россия, 1990

6. Пастернак Е.Б. Б. Пастернак: Материалы для биографии. -- М. Советский писатель,1989

Главный герой произведения – Юрий Живаго, который относится к классу дворянской интеллигенции. Когда в детские годы он остался сиротой, то его дядя отдал на воспитание в прекрасную семью профессора Громыко. В этой семье интеллигентов царила атмосфера любви и уважения, поэтому в Юре так тонко был развит чувственный мир. Он был поэтичен.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Для Пастернака интеллигентный человек это не только хорошее образование, но и благородство, и неравнодушие. Потому-то он показывает трагедию интеллигенции в революционный период на примере судеб двух героев: Живаго и Стрельникова. Бывший учитель Павел Антипов после войны и плена, вернувшись домой, полностью отдался революции. Теперь он Стрельников, и в нем осталась внутренняя сила, но появилась жестокость. Он легко ради революции может многое и многих уничтожить. Но он не может быть добрым даже к какому-то одному, конкретному человеку. И эта слепая вера в дело революции, доведенная до фанатизма, отталкивает.

Таким образом, Пастернак утверждает, что трагедия интеллигенции заключена в том, что революция преследовала высокие цели, но забывала о счастье конкретных людей.

В своем знаменитом романе “Доктор Живаго” Борис Пастернак затронул важную для своей эпохи проблему роли революционных событий в судьбе русской интеллигенции и роли революции в истории России в целом.

Писатель попытался дать свою характеристику происходящим событиям, исходя из собственного жизненного опыта и вплетая в сюжет реальные жизненные истории близких и знакомых людей, принадлежащих кругу интеллигенции. В своем романе автор изображает не только картину предреволюционных событий и революцию, но и гражданскую войну. Причем

и революция, и гражданская война предстают в романе как главные виновницы трагической судьбы героев, каждый из которых по-разному воспринимает происходящий в истории России социальный перелом.

Интеллигенция представлена автором в лице главного героя, фамилия которого послужила названием для самого романа. Юрий Живаго – доктор по профессии, врач человеческой души по призванию, лирик по натуре. Герой Пастернака воспитан наукой, искусством и всем укладом прошлой, дореволюционной жизни.

Поэтому герой не может найти свое место в новой жизни, он мечтает вернуться в знакомое прошлое, желает скрыться

Революция внесла свои коррективы: она насильно разлучила с близкими и любимыми, оторвала от дома и родного края, лишила возможности заниматься любимым делом, любить и жить.

Но, несмотря на это, революция не смогла сломить и уничтожить самое главное в герое романа – его сущность, его самоцельное достоинство, внутреннюю свободу, верность себе и своим жизненным идеалам. Не желая воевать, предавать и убивать, Юрий Живаго наотрез отказался участвовать в военных событиях и погрузился в частную жизнь. Может показаться, что главный герой произведения – трус, испугавшийся активной борьбы, смерти и предстоящих перемен, однако все гораздо сложнее.

Пастернак намеренно изобразил пассивного героя в активную эпоху, что позволило ему дать наиболее достоверный, собирательный образ интеллигентного человека, загнанного в угол, не пожелавшего принять революционных перемен.

Герой не желает и не может переступать через себя, собственные принципы. Для него идея насилия, даже во имя справедливости, безнравственна. Герой вынужден жить среди других людей, двигаться вместе с историей, но в душе он – творец и потому противостоит ей, пытаясь быть незаметным, удалиться от революционного процесса, погрузившись в частные проблемы.

И поэтому он обречен на гибель. На примере жизни своего героя и его семьи Борис Пастернак показал судьбу многих семей, принадлежащих к кругу интеллигенции, которые вынуждены были почувствовать на себе негативное влияние истории. Причем жертвой революции стала не только интеллигенция, но и те, кто посвятил ей себя, свою жизнь: так, рушатся иллюзии Стрельникова, и он кончает жизнь самоубийством.

Он разочаровывается в революции, не видя ее положительного воздействия, и сознательно отказывается от своего участия в исторических событиях.

Плодом мыслительной деятельности людей рабочих специальностей в 1917 году стала революция. Она описывается Пастернаком ни как историческое событие, а как филосовско-эстетичическое и морально-нравственное. Это можно увидеть на примере солдата Памфила Палых. Он принадлежал к тем людям, которые не были агитируемыми, но испытывали животную ненависть к интеллигентам, господам и военным. Их бессердечность была, словно, чудом сознательности рабочего класса, их дикость — эталоном твердости пролетариата и чутья революции. В то время, когда самому доктору Юрию Андреевичу Памфил виделся темным и замкнутым, бездушным ненормальным выродком.

Все это говорит нам о том, что Пастернак не рассматривает конфликт интеллигенции и революционеров в романе с позиции прав - не прав. Пастернак пишет об истории России без оглядки на цензуру и советские законы в литературе подлинно и с христианской точки зрения. Так в самом начале произведения дядя главного героя, Николай Николаевич Веденяпин, перечисляет необходимые для жизни понимания, такие как любовь к ближнему, свобода личности и смысл жизни, который заключается в ее жертвенности..

Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго

Интеллигенция и революция в романе Доктор Живаго

Популярные сочинения

Это один из моих любимых праздников! Не общий день какой-то, не мой собственный день рождения… Очень люблю мамин праздник, так как она всегда придумывает что-то интересное, у нас всегда вкусная еда, очень люблю ей делать подарки.

Ни для кого не секрет, что русский язык считается одним из самых сложных в мире. Этим он и прекрасен. Так в чем же главная особенность родной речи? Давайте узнаем.

С книгой вы можете познакомиться еще в детстве, когда родители показывают вам разные картинки, а перед сном читают интересные сказки. Детям показывают картинки, и они узнают животных и познают мир

История создания

Направление и жанр

Жанр произведения — роман. Повествование охватывает обширные промежутки времени, большое количество действующих лиц. Сюжет развивается на фоне эпохального события, которое оказывает непосредственное влияние на персонажей книги.

Основная идея

Роман изображает исторические события начала двадцатого века с точки зрения русского интеллигента. Показаны все ужасы уничтожения старого и привычного образа жизни и периода становления нового. При этом автор во многом признаёт закономерность этих катаклизмов, хоть и сожалеет о непростой судьбе России и её народа. Смысл авторской позиции в том, что глобальным процессам, происходящим в обществе, может противостоять только личность, в то время как ее социальная группа окажется жертвой перемен. Но даже личность Юрия Живаго пала под натиском революции. Он, как и Стрельников, стал заложником своего класса и не смог выйти за пределы своей социальной роли. Это и погубило многих героев.

  • Судьба России
    – Пастернак в своём романе отобразил смену эпох, один из крупнейших исторических и политических катаклизмов двадцатого века. Писатель показал, как старая Россия исчезает и рушится, как ломаются судьбы и гибнут тысячи людей в преддверии зарождения нового мира. Мира, который уже никогда не смогут принять люди, заставшие ту эпоху. Символом этого разрыва становится сцена из эпилога, в которой знакомый Живаго встречает его дочь, выросшую при советской власти, и отмечает, как же она не похожа на своего отца.
  • Любовь
    – в романе есть две любовные линии. С одной стороны, отношения Живаго со своей семьёй, а с другой — его роман Ларисой. Юрий искренне любит свою семью, но тяга к Ларисе оказывается выше его сил. Писатель показывает не столько силу любви, сколько разрушение семьи, традиционного уклада в обществе, когда люди теряют всякую мораль и понимание того, что правильно.
  • Интеллигенция
    – судьбы Живаго, Ларисы, Антонины символизируют собой судьбу русской интеллигенции в начале двадцатого века. Кто-то был вынужден уехать, кто-то пропал без вести, а кто-то просто продолжил существование в чужом мире. Однако судьба интеллигентов в любом случае вырисовывается Пастернаком невзрачной, трагической и тоскливой, а ведь это интеллектуальная гордость нации…
  • Природа
    – пейзажи, окружающие героев, полностью соответствую депрессивному тону самого романа. Мрачные тёмные леса, снег, холод — всё это создаёт постоянное напряжение, ощущение одиночества и тоски.

Композиция и конфликт

Одной из особенностей композиции данного произведения является постоянное повторение сцен похорон, которые следуют за главным героем. Это символизирует путь самого Живаго, показывая его постепенную духовную смерть.

Читайте также: