Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки сочинение рассуждение

Обновлено: 05.07.2024

(1)Я позвонил в дверь своей квартиры, и когда вошел, во всем доме погас свет.

(2)Двор-колодец погрузился во мрак, встал лифт, перестали дребезжать и петь звонки, кухня лишилась привычного зудения холодильника, умолк телефон, его по новой моде тоже питало электричество. (3)У подъезда встала машина охраны – милиционеры при свете плафона играли в салоне в карты и вполглаза приглядывали за входной дверью – отключившаяся сигнализация дала сигнал тревоги.

(4)На лестницах заколыхались тени, а в глубине окон, как в пещерах, засветились лучики свечей. (5)Соседи по площадке сказали, что аварийка работает на Петроградской стороне, будет у нас на Васильевском не раньше, чем через час.

(6)Ужинали при свечах.

(7)В доме было непривычно тихо, и когда мы пили чай, вскипяченный в ковшичке на газе, я загляделся на свечу и порадовался. (8)Молчал телевизор, молчал телефон, не урчала посудомоечная машина, не громыхала дверь лифта.

(9)В тихом полумраке обнаружилась своя таинственная прелесть, и когда я внес свечу в кабинет, по корешкам книг пробежала загадочная улыбка-тень. (10)Я взял одну наугад, и, пристроив подсвечник на круглый столик, принялся листать. (11)И думал о том, что вспыхни сейчас люстра над головой, залейся коридор ярким светом и закричи голосом рекламного зазывалы телевизор на кухне, – я огорчусь: мне хотелось длить уютный полумрак и наслаждаться вынужденным молчанием телефона. (12)Потрескивала свеча, навевая настроение вполне философское.

(13)Вошла жена с дочкой, сели на диван, и я отложил книгу. Они напомнили мне ребятню у ночного костра, когда отблеск огня ложится на лица и водит за спинами густые черные тени.

(14)И вдруг из теплого свечного уюта генетическая память бросила меня в другую крайность. (15)Я помолчал и спросил, могут ли мои женщины представить себе блокаду Ленинграда. (16)Нет света, газа, еды. (17)Замерз водопровод. (18)В доме холоднее, чем на улице. (19)На лестнице, возле застывших батарей, лежат припорошенные снегом трупы. (20)Из черной тарелки репродуктора тикает метроном. (21)Слабость, туман в голове. (22)И дом сотрясается от близких разрывов бомб или снарядов…

(23)Полумрак создавал ощущение, что все это рядом, близко, и жена с дочерью дружно передернули плечами.

(24)Мы стали говорить о другом, о чем давно не говорили, и просидели с полчаса при оранжевом огоньке свечки. (25)Вернулся из института сын и, пройдя темным коридором, присоединился к нашей компании, потирая с мороза руки и блестя глазами. (26)И я думал о том, что мы часто ругаем судьбу за ее немилость к нам, но редко благодарим за наши удачи. (27)И спим в теплых кроватях, пьем по утрам кофе с булочкой, равнодушно смотрим, как рекой льется кровь в телевизоре, гремят выстрелы, но отними у нас, городских, хотя бы свет или тепло, и жизнь покажется до ужаса несправедливой.

(28)Мы вновь вернулись к теме блокады, и жена сказала, что тогда у людей была злость на врага и стремление к общей победе, – они не давали пасть духом и придавали силы.

(29)- А сейчас… – жена пожала плечами. – (30)Какая сейчас может быть общая победа. (31)Всяк сам по себе… (32)Скажи спасибо, если еще свет починят.

(33)Вспыхнул свет, и я мысленно сказал спасибо. (34)Мы разбрелись по квартире смотреть телевизор, звонить по телефону, щелкать клавишами компьютера… (35)И мне долго вспоминалась горящая в темноте свеча и отблеск огонька на лицах домочадцев.

Проблематика текста:

  1. Проблема роли тишины в жизни человека.
  2. Проблема понимания мнимых и реальных человеческих ценностей.
  3. Проблема роли семьи в жизни человека (или: взаимоотношений в семье).
  4. Проблема исторической (генетической) памяти.
  5. Проблема понимания человеческого счастья.
  6. Проблема связи времён (поколений).
  7. Проблема роли воспоминаний.

Сочинение-рассуждение

Проблема роли тишины в жизни человека

Часто ли в шумном потоке современной жизни мы задумываемся над важными общечеловеческими вопросами? Какое влияние оказывает тишина на людей? На такие вопросы ищет ответ автор представленного для анализа текста, поднимая проблему роли тишины в жизни человека.

Невозможно не согласиться с мнением писателя. Авторские выводы и мои размышления подтверждаются как примерами из художественной литературы, так и примерами из творческой жизни поэтов и писателей. Достаточно упомянуть только одно имя Пушкина, вспомнив хотя бы его Болдинскую осень, когда, находясь в тишине и уединении, он создаёт целый сонм гениальнейших произведений! Это ли не доказательство благодатного влияния тишины на человека?

Таким образом, прихожу к выводу о том, что человеку необходимы моменты покоя и тишины для того, чтобы сохранять здравый смысл своего существования и творить добро.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

(1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)Звонили из других городов бывшие папины пациенты.

(3)Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, папа сказал в трубку:

-(4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает… (6)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.

(8)Утром мама спросила:

-(9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?

-(11)Но кем она всё же тебе приходится?

(12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил.

(13)Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.

(20)На следующий день рано утром папа увёл Игнатия к себе в больницу.

-(21)Вечером вы узнаете о результатах, - сказал нам папа.

-(22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, - сказала мама. (23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.

-(24)Или всё плохо, - бодро сказал Игнатий.

-(25)Это исключается! – тихо сказала мама. – (26)Я уверена…

-(27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, - попросил я.

(28)После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался. (29)Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв раздеться, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31)А потом всё, что находится в коридоре возле столика. (32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (33)Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34)Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу.

-(35)Этого диагноза у Игнатия нет. (36)Точно установили. (37)Он болен серьёзно. (38)Надо делать сложную операцию. (39)Но этого нет! – повторила бабушка.

(40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки- слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал:

-(43)Он будет жив и здоров! (44)Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем!

(По А.Алексину)

1)можно помогать людям бескорыстно,

2)можно заработать много денег,

3)можно дарить людям надежду на жизнь,

4)можно всегда дарить людям радость.

2 .В каком варианте ответа средством выразительности речи является эпитет?

1) (18)Теперь она не будет ни спать, ни есть.

2) (40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки – слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку.

3) (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода.

4 .Из предложений 17-20 и 30-33 выпишите слова с чередующейся гласной в корне.

6 .Из предложений 32-39 выпишите притяжательное прилагательное.

9. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 28.

10 .В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (цифры), обозначающие запятые при однородных членах.

После пятого урока у меня был фотокружок, (1) но я не остался. Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. А тут пришла днём и стала вытирать тряпкой телефон, (2) потом круглый деревянный столик,(3) на котором он стоит. А потом всё,(4) что находится в коридоре возле столика. Наконец мы дождались: (5) позвонил папа. Обычно бабушка не любит, (6) когда я вмешиваюсь в дела взрослых.

(1)Минут через десять Мерцалов и доктор уже входили в подвал. (2) Елизавета Ивановна лежала на постели рядом со своей больной дочерью, зарывшись лицом в грязные, замаслившиеся подушки. (3)Мальчишки хлебали борщ, сидя на тех же местах. (4)Испуганные долгим отсутствием отца и неподвижностью матери, они плакали, размазывая слезы по лицу грязными кулаками и обильно проливая их в закопчённый чугунок. (5)Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошел к Елизавете Ивановне.(6) Она даже не подняла головы при его приближении.

-(7) Ну, полно, полно, голубушка, - заговорил доктор, ласково погладив женщину по спине.-(8)Вставайте-ка! (9)Покажите мне вашу больную.

(10)И точно так же, как недавно в саду, что-то ласковое и убедительное, звучавшее в его голосе, заставило Елизавету Ивановну мигом подняться с постели и беспрекословно исполнить все, что говорил доктор. (11)Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом. (12)Немного погодя явился и Мерцалов. (13)На три рубля, полученные от доктора, он успел купить за это время чаю, сахару, булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи. (14)Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, который он вырвал из записной книжки. (15)Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, он встал, прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал:

- (16)Вот с этой бумажкой вы пойдете в аптеку. давайте через два часа по чайной ложке. (17)Это вызовет у малютки отхаркивание. (18)Продолжайте согревающий компресс. (19)Кроме того, хотя бы вашей дочери и сделалось лучше, во всяком случае пригласите завтра доктора Афросимова. (20)Это дельный

врач и хороший человек. (21)Я его сейчас же предупрежу. (22) Затем прощайте, господа! (23)Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное - не падайте никогда духом.

(24)Пожав руки Мерцалову и Елизавете Ивановне, все еще не оправившимся от изумления, и потрепав мимоходом по щеке разинувшего рот Володю, доктор быстро всунул свои ноги в глубокие калоши и надел пальто. (25) Мерцалов опомнился только тогда, когда доктор уже был в коридоре, и кинулся вслед

(26)Так как в темноте нельзя было ничего разобрать, то Мерцалов закричал наугад:

-(27) Доктор! Доктор, постойте. (28)Скажите мне ваше имя, доктор! (29)Пусть хоть мои дети будут за вас молиться!

(30)И он водил в воздухе руками, чтобы поймать невидимого доктора. (31)Но в это время в другом конце коридора спокойный старческий голос произнес:

- (32)Э! Вот еще пустяки выдумали. (33)Возвращайтесь-ка домой скорей!

(34) Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов.

(35)В тот же вечер Мерцалов узнал и фамилию своего неожиданного благодетеля. (36)На аптечном ярлыке, прикрепленном к пузырьку с лекарством, четкою рукою аптекаря было написано: "По рецепту профессора Пирогова".

(37)Я слышал этот рассказ…из уст самого Григория Емельяновича Мерцалова – того самого Гришки, который …проливал слёзы в закоптелый чугунок с пустым борщом. (38)Теперь он занимает довольно крупный, ответственный пост в одном из банков, слывя образцом честности и отзывчивости на нужды бедности…

-(39)С этих пор точно благодетельный ангел снизошел в нашу семью. (40)Всё переменилось. (41)В начале января отец отыскал место, Машутка встала на ноги, меня с братом удалось пристроить в гимназию на казённый счёт. Просто чудо совершил этот святой человек…

1)были испуганы долгим отсутствием отца и неподвижностью матери,

2)были испуганы долгим отсутствием отца и матери,

3)были испуганы, так как находились дома одни,

4)были наказаны родителями.

2 .В каком варианте ответа средством выразительности речи является олицетворение?

1) (5)Войдя в комнату, доктор скинул с себя пальто и, оставшись в старомодном, довольно поношенном сюртуке, подошел к Елизавете Ивановне.

2) (23)Дай бог, чтобы наступающий год немного снисходительнее отнесся к вам, чем этот, а главное - не падайте никогда духом.

3) (34) Когда он возвратился, его ожидал сюрприз: под чайным блюдцем вместе с рецептом чудесного доктора лежало несколько крупных кредитных билетов.

4) (11)Через две минуты Гришка уже растапливал печку дровами, за которыми чудесный доктор послал к соседям, Володя раздувал изо всех сил самовар, Елизавета Ивановна обворачивала Машутку согревающим компрессом.

6 .Из предложений 35-36 выпишите относительное прилагательное.

9. Выпишите грамматическую основу (грамматические основы) из предложения 11.

10 .В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру (цифры), обозначающие запятые при однородных членах.

На три рубля, (1)полученные от доктора,(2) он успел купить за это время чаю,(3) сахару,(4) булок и достать в ближайшем трактире горячей пищи. Доктор сидел за столом и что-то писал на клочке бумажки, (5)который он вырвал из записной книжки. Окончив это занятие и изобразив внизу какой-то своеобразный крючок вместо подписи, (6) он встал,(7) прикрыл написанное чайным блюдечком и сказал…

Объем сочинение должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких-либо комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

(1)Иногда ночью в нашем доме раздавались звонки. (2)3вонили из других городов бывшие папины пациенты.

(З) Однажды, когда в очередной раз ночью позвонили, папа сказал в трубку:

— (4)Ну что за вопрос?! (5)Пусть мальчик приезжает. (6)Остановится прямо у нас. (7)Я покажу его специалистам.

(8)Утром мама спросила:

- (9)А кто эта женщина, которая звонила тебе?

—(11)Но кем она всё же тебе приходится?

(12)Папа думал в течение всего завтрака, но так и не вспомнил.

(13)Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати. (15)Приезжего звали Игнатий.

(20)На следующий день рано утром папа повёл Игнатия к себе в больницу.

—(21)Вечером вы узнаете о результатах, — сказал нам папа.

—(22)Нет, дорогой, позвони мне на работу, — сказала мама. — (23)Если я вдруг выйду из комнаты, передай: всё хорошо.

—(24)Или всё плохо, — бодро сказал Игнатий.

—(25)Это исключается! — тихо сказала мама. — (26)Я уверена.

—(27)Мне тоже сообщите, пожалуйста, — попросил я.

(28) После пятого урока у меня был фотокружок, но я не остался.

(29) Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. (30)А тут пришла днём и, забыв снять плащ, стала вытирать тряпкой телефон, потом круглый деревянный столик, на котором он стоит. (31)Апотом всё, что находится в коридоре возле столика.

(32)Наконец мы дождались: позвонил папа. (ЗЗ) Обычно бабушка не любит, когда я вмешиваюсь в дела взрослых. (34)Но тут она сама стала передавать мне каждую папину фразу:

(40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41)Мать Игнатия плакала на другом конце провода. (42)Тогда я радостно заорал:

—(43)Он будет жив и здоров! (44) Этого у него нет. (45)Точно установили! (46)Этого нет. (47)Клянусь своим здоровьем!

Задания А1—А6 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию A1—А6 даны 4 варианта ответа, из которых только один правильный.

А1. Какое из высказываний не соответствуетсодержанию текста?

1) После описанного случая рассказчик окончательно решил стать врачом.

2) Предполагаемый диагноз приезжего не подтвердился.

3) Приезжий был серьёзно болен, и ему нужна была сложная операция.

4) Отец не смог вспомнить, кем приходится ему приехавший родственник.

А2. Почему герой-рассказчик не осталсяна занятие фотокружка (предложение 28)?

1) Нужно было встретить бабушку, которая в этот день пришла помочь маме по хозяйству.

2) B этот день занятия фотокружка отменили.

4) Рассказчика, как и всех его родных, волновал результат визита Игнатия в больницу, поэтому он не хотел задерживаться.

A3. Как характеризует отца героя-рассказчика информация, заключённая в предложениях 1— 12? Укажите верное продолжение фразы: Отец рассказчика.

1) очень любит своих родственников, и поэтому именно им он оказывает помощь в первую очередь.

2) не хотел показаться невоспитанным и поэтому согласился принять гостя.

3) готов помочь любому человеку, даже незнакомому.

4) испытывал чувство вины за то, что не узнал родственницу, звонившую ночью, и поэтому согласился принять у себя дома её сына.

1) придёт к заключению, остановит свой выбор на чём-либо 2) прекратит что-нибудь делать

3) временно расположится, поселится по приезде 4) перестанет двигаться

А5. В каком варианте ответа содержание второго предложения противопоставлено содержанию первого?

1) (3) Мальчик приехал через три дня. (14)Это был мужчина лет тридцати.

2) — (25) Это исключается!— воскликнула мама. — (26)Я уверена.

З) (40)Когда через полчаса раздались нетерпеливые звонки — слишком длинные и слишком короткие, я бросился в коридор и схватил трубку. (41) Мать Игнатия плакала на другом конце провода.

4)(49)Чтобы не повторяться, я один раз написал, что мне очень хочется стать отчаянным геологом, в другой раз — что хочется стать уверенным в себе биологом, я в третий — что отважным космонавтом. (50)Но на самом деле я еще не выбрал профессии.

1) олицетворение 2) эпитет 3) синонимы 4) сравнительный оборот

1) Суффиксный 2) Сложение основ 3) Сложение целых слов 4) Приставочно-суффиксальный

Задания В1—В14 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1В14 записывайте словами или цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1. Замените слово ЗДОРОВО из предложения 52 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2. Из предложений 18—19 выпишите слова с чередующейсябезударной гласной в корне.

В5. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном приложении.

В6. В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятые между частями сложногопредложения.

—Мне тоже сообщите,(1) пожалуйста,(2) — попросил я.

После пятого урока у меня был фотокружок, (З) но я не остался.

Бабушка обычно приходит помогать маме по вечерам. А тут пришла днём и стала вытирать тряпкой телефон,(4) потом круглый столик,(5) на котором он стоит.

В7. Какой способ передачи чужой речи использован в тексте? Запишите его название.

В8. Замените словосочетание ДЕРЕВЯННЫЙ СТОЛИК (предложение 30), построенное на основе связи согласование, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9. Выпишите грамматическую основу предложения 18.

В10. Среди предложений 12—18 найдите предложения с однородными членами.Напишите номера этих предложений.

В11. Среди предложений 20—31 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12. Укажите количество грамматических основв предложении 40.

В13. Среди предложений 29—40 найдите сложное бессоюзное предложение.Напишите номер этого предложения.

В14. Среди предложений 11—22 найдите предложения с обращениями. Напишите номера этих предложений.

ЧАСТЬ 3 С. Напишите сочинение – рассуждение о милосердии, используя материалы прочитанного текста и известные вам примеры из литературы или основанные на жизненном примере.

Вариант 9. ЧАСТЬ 2

Прочтите текст и выполните задания А1—А6; В1—В14.

(1)— Я не могу идти к автобусу, — обратился Витя к старику.

(2)Старик посмотрел в его серые глаза и увидел в них страдание.

(3)— Оставайтесь здесь, — сказал он Олегу и Вадиму, — и никуда от него не уходите. (4) Я иду на дорогу ловить машину.

(8) Горы, долина, река и он, старик, оказались вдруг по одну сторону жизни, а несущиеся по широкой асфальтовой дороге разноцветные машины — по другую. (9) Два разных мира даже не соприкасались друг с другом. (10)Два разных мира не нуждались друг в друге, а между ними, на узкой полосе под высоким небом, находился мальчик, который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

(11) Собрав силы, старик вознёс над головой тяжёлую, неуклюжую руку, пытаясь, несмотря ни на что, установить контакт между миром своей старости, долины, реки и гор и миром скоростным. (12) В долине тем временем родилась дублирующая программа действий. (13) Мальчики поняли: ждать опасно. (14) Витя страдал от боли. (15) Ему становилось хуже. (16) Чего ждать? (17) Мальчики знали: в таких случаях надо действовать. (18) Это знают, конечно, все. (19) Но действует, как правило, лишь малый процент от ста процентов знающих. (20) Мальчики входили в малый, решающий процент. (21) Они вступали в жизнь деятельными людьми. (22) И теперь им предстояло познать ответственность за человека.

(23) Они решили как мужчины: немедленно идти на дорогу. (24) Старик сказал, что нельзя, но они решили идти. (25) Цена простого решения была в этот момент невелика, а через час она равнялась цене человеческой жизни.

(29)— Вите плохо, он упал с обрыва, — сказал Олег.

(30)— Где он? — спросил водитель.

(31)— Он лежит в долине, здесь недалеко, — проговорил Олег.

(32)— Вы здесь одни? — спросил водитель, открывая высокую тяжёлую дверцу.

(33)— На дороге дедушка, он тоже останавливает машину, — сказал Олег.

(34)— Пошли, — сказал водитель и спрыгнул с подножки на землю.

(39)— Отвези, сынок, — проговорил охрипшим голосом старик, наблюдавший из своего мира за действиями водителя.

(41)Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин, что проезжают мимо, а та одна, что останавливается всегда. (По Г. Бочарову)

К каждому заданию А1—А6 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

А1 На какой вопрос в тексте нетответа?

1) Почему Витя не мог идти? 2) Как решили действовать мальчики? 3) Кто пришёл на помощь Вите?

4) Какую ответственность несёт человек, не пришедший на помощь пострадавшему?

1) (5) Остановить машину ему с ходу не удалось.

3) (10) Два разных мира не нуждались друг в друге, а между ними, на узкой полосе под высоким небом, находился мальчик, который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

4) (12) В долине тем временем родилась дублирующая программа действий.

A3Укажите предложение, в котором выражена основная мысльтекста.

1) (8) Горы, долина, река и он, старик, оказались вдруг по одну сторону жизни, а несущиеся по широкой асфальтовой дороге разноцветные машины — по другую.

2) (22) И теперь им предстояло познать ответственность за человека.

3) (9) Два разных мира даже не соприкасались друг с другом.

4) (41) Подлинное значение имеют в общем-то не те десять машин, что проезжают мимо, а та одна, что останавливается всегда.

1) повернуться в направлении кого-нибудь 2) превратиться во что-нибудь

3) отнестись к кому-нибудь с какими-нибудь словами 4) приняться, взяться за что-нибудь

1) (3) — Оставайтесь здесь, — сказал он Олегу и Вадиму, и никуда от него не уходите.

2) (6) Он возбуждённо размахивал руками, но машины проносились мимо.

3) (19) Но действует, как правило, лишь малый процент от ста процентов знающих.

4) (25) Цена простого решения была в этот момент невелика, а через час она равнялась цене человеческой жизни.

А6 Укажите предложение, в котором содержится фразеологизм.

1) (2) Старик посмотрел в его серые глаза и увидел в них страдание.

2) (21) Они вступали в жизнь деятельными людьми.

4) (37) Водитель устроил мальчика поудобнее, завёл машину, и они поехали.

А7. Какой способ словообразования использован в слове ответственность (предложение 22)

1) приставочный, 2)приставочно-суффиксальный, 3)бессуффиксный, 4)суффиксный

Ответы на задания В1—В14 записывайте словами и цифрами, разделяя их, если нужно, запятыми.

В1Замените слово вознёс в предложении 11 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.

В2 Из предложений 8—10 выпишите слово с чередующейсябезударной гласной в корне.

ВЗ Из предложений 1—7 выпишите слово, в котором правописание приставкизависит от глухости/звонкости звука, обозначаемого следующей после приставки буквой.

В5 В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые при вводном(-ых) слове(-ах).

Это знают,(1) конечно,(2) все. Но действует, (3) как правило, (4) лишь малый процент от ста процентов знающих.

В6В приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы) обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, соединённые противительным союзом.

В7 В приведённом ниже предложении из прочитанного текст пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при уточняющем обособленном члене предложения.

Два разных мира не нуждались друг в друге, (1) а между ними, (2) на узкой полосе под высоким небом, (3) находился мальчик, (4) который принадлежал и одному и другому миру одновременно!

В8 Замените словосочетание размахивал возбуждённо (предложение 6), построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

В9 Выпишите грамматическую основу предложения 9.

В10Среди предложений 11—22 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.

В11Среди предложений 26—34 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите номер этого предложения.

В12Укажите количество грамматических основ в предложении 7.

В13Среди предложений 23—28 найдите сложные бессоюзные предложения. Напишите номера этих предложений.

В14Какое средство передачи чужой речи использовалось в данном тексте? Запишите его название.


Вариант № 103

Часть 2

(1)Он проснулся ночью неизвестно от чего. (2)То ли от ветра – мать его всегда открывала на ночь окно, то ли от щелчков усохших половиц. (3)А может быть, его разбудила внутренняя тревога, потому что накануне вечером он поссорился с родителями.

(4)Отец, по настоянию матери, отругал его за разбитые ботинки. (5)А что же, ему играть в футбол без ботинок, что ли? (6)А потом отец так разошёлся, что запретил ему идти завтра в кино.

(11)Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды. (12)Ему приснился сон, что он после незаслуженного оскорбления уходит из дому навсегда. (13)И остаётся один на всём свете.

(14)Он лежал в темноте и слушал каждый шорох, раздававшийся в комнате. (15)И ему казалось, что он на самом деле совсем один на всём свете. (16)Так страшно было темно, так сильно надувал ветер парусом занавески и звенел мелким звоном в стекле.

(17)Ничего не было слышно из-за ветра: ни ночного разговора большого города, ни посапывания родителей в соседней комнате. (18)Только иногда трещали половицы, будто кто-то невидимый ходил по комнате. (19)Это ещё больше пугало мальчика.

(20)Снова скрипнула половица. (21)Мальчик напряг слух, но услышал лишь вой ветра, который дул из пустоты. (22)Он хотел крикнуть и позвать мать. (23)Емунеобходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым он так гордился вчера.

(24)Как он тогда крепко сжимал губы и гордился внутренне тем, что не произнёс за весь вечер ни слова.

(25)Он уже забыл про свою гордость, и ему хотелось закричать. (26)Но тут, к своей великой радости, он услышал, как мать заворочалась в постели. (27)Потом отец сонным голосом спросил:

– (29)Спи, спи, – ответила мать. – (30)Ещё рано.

(31)У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота. (32)И уже сквозь сон он слышал, как мать встала, прикрыла окно, почему-то пощупала его лоб.

(33)Дворники заговорили под окнами. (34)Их голоса в раннем, пустом городе звенели и отдавались вдалеке. (35)Пролетел самолёт.

(38)Пропал куда-то ночной ветер, не скрипели половицы.

– (39)Что-то я, по-моему, вчера переругал Серёжку, – сказал отец. (40)Несправедливо.

– (41)Переругал, – ответила мать.

– (42)Придётся извиниться, – грустно сказал отец. – (43)И отпустить его в кино.

(44)Но Серёжка этого уже не слышал. (45)Он крепко спал. (46)И совсем забыл про какой-то ночной ветер, про какие-то страхи и про то, что он несколько минут пробыл один на всём свете. (По В. Железникову*)

*Железников Владимир Карпович (1925–2015) – детский писатель, киносценарист, лауреат литературных премий.

1) Мальчик проснулся ночью из-за шума, криков, которые раздавались из открытого окна.

2) Серёжа был обижен на родителей, которые не пустили его в кино.

3) После ссоры с родителями Серёжа ушёл из дома.

4) Родители переживали из-за ссоры с сыном.

5) Серёжа успокоился и уснул, когда понял, что родители любят его.

7. Анализ средств выразительности.

1) Да, скорее всего, он проснулся именно от этой нестерпимой, несправедливой обиды.

2) Он уже забыл про свою гордость. Ему хотелось закричать.

3) У мальчика по всему телу разлилась приятная теплота.

4) – Придётся извиниться, – грустно сказал отец.

5) Ему необходимо было разорвать своё одиночество, такое длинное и бесконечное одиночество, которым так гордился вчера.

8. Лексический анализ.

Часть 3

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту) , не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Приведите в сочинении два примера-иллюстрации из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения.

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

9.3.Как Вы понимаете значение слова ВЗАИМОПОНИМАНИЕ? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение.

Аргументируя свой тезис, приведите два примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй – из Вашего жизненного опыта.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.

Читайте также: