Сочинение на тему ласточки майкова 3 класс

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно?).

- Тема стихотворения А. П. Майкова - грустное настроение лирического героя, связанное с увяданием осенней природы и отлетом любимых ласточек.

№ 2. Рассмотрите композицию стихотворения: сколько в нем частей? О чем говорится в каждой части?

- В стихотворении можно выделить 3 части:

1) описание грусти лирического героя на фоне увядающей осенней природы (строфы №№ 1 - 3);

2) хлопотливая летняя жизнь ласточек (витье гнезда, появление птенцов, отлет) (строфы №№ 4 - 6);

3) пустое гнездо ласточек - одиночество героя (строфа № 7).

№ 3. Какие слова и выражения передают настроение лирического героя? Как описание окружающей обстановки дополняет представление о его настроении?

- Вокруг - увядающая природа: пустой сад, опадающие листья, отсутствие веселого говора ласточек, пустое гнездо с обветренными соломинками.

- Лишь воспоминание о ласточках на мгновение пробуждает радостные воспоминания.

№ 4. Какие эпитеты, метафоры, сравнение помогают изобразить окружающую природу, настроение лирического героя, хлопотливую жизнь ласточек?

№ 5. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор?).

- Одинокому человеку труднее живется: ему не о ком переживать и волноваться, не кем восхищаться, некому излить свою любовь. Намного лучше, когда рядом есть тот, кто нам дорог, кто наполняет радостью и смыслом нашу жизнь.

№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). № 2. Рассмотрите композицию стихотворения: сколько в нем частей? О чем говорится в каждой части? № 3. Какие слова и выражения передают настроение лирического героя? Как описание окружающей обстановки дополняет представление о его настроении? № 4. Какие эпитеты, метафоры, сравнение помогают изобразить окружающую природу, настроение лирического героя, хлопотливую жизнь ласточек? № 5. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор?).

№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). № 2. Рассмотрите композицию стихотворения: сколько в нем частей? О чем говорится в каждой части? № 3. Какие слова и выражения передают настроение лирического героя? Как описание окружающей обстановки дополняет представление о его настроении? № 4. Какие эпитеты, метафоры, сравнение помогают изобразить окружающую природу, настроение лирического героя, хлопотливую жизнь ласточек? № 5. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор?).

№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). № 2. Рассмотрите композицию стихотворения: сколько в нем частей? О чем говорится в каждой части? № 3. Какие слова и выражения передают настроение лирического героя? Как описание окружающей обстановки дополняет представление о его настроении? № 4. Какие эпитеты, метафоры, сравнение помогают изобразить окружающую природу, настроение лирического героя, хлопотливую жизнь ласточек? № 5. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор?).

№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). № 2. Рассмотрите композицию стихотворения: сколько в нем частей? О чем говорится в каждой части? № 3. Какие слова и выражения передают настроение лирического героя? Как описание окружающей обстановки дополняет представление о его настроении? № 4. Какие эпитеты, метафоры, сравнение помогают изобразить окружающую природу, настроение лирического героя, хлопотливую жизнь ласточек? № 5. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор?).

№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). № 2. Рассмотрите композицию стихотворения: сколько в нем частей? О чем говорится в каждой части? № 3. Какие слова и выражения передают настроение лирического героя? Как описание окружающей обстановки дополняет представление о его настроении? № 4. Какие эпитеты, метафоры, сравнение помогают изобразить окружающую природу, настроение лирического героя, хлопотливую жизнь ласточек? № 5. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор?).

№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). № 2. Рассмотрите композицию стихотворения: сколько в нем частей? О чем говорится в каждой части? № 3. Какие слова и выражения передают настроение лирического героя? Как описание окружающей обстановки дополняет представление о его настроении? № 4. Какие эпитеты, метафоры, сравнение помогают изобразить окружающую природу, настроение лирического героя, хлопотливую жизнь ласточек? № 5. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор?).

№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). № 2. Рассмотрите композицию стихотворения: сколько в нем частей? О чем говорится в каждой части? № 3. Какие слова и выражения передают настроение лирического героя? Как описание окружающей обстановки дополняет представление о его настроении? № 4. Какие эпитеты, метафоры, сравнение помогают изобразить окружающую природу, настроение лирического героя, хлопотливую жизнь ласточек? № 5. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор?).

№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). № 2. Рассмотрите композицию стихотворения: сколько в нем частей? О чем говорится в каждой части? № 3. Какие слова и выражения передают настроение лирического героя? Как описание окружающей обстановки дополняет представление о его настроении? № 4. Какие эпитеты, метафоры, сравнение помогают изобразить окружающую природу, настроение лирического героя, хлопотливую жизнь ласточек? № 5. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор?).

№ 1. Определите тему стихотворения (о чем оно?). № 2. Рассмотрите композицию стихотворения: сколько в нем частей? О чем говорится в каждой части? № 3. Какие слова и выражения передают настроение лирического героя? Как описание окружающей обстановки дополняет представление о его настроении? № 4. Какие эпитеты, метафоры, сравнение помогают изобразить окружающую природу, настроение лирического героя, хлопотливую жизнь ласточек? № 5. Назовите идею стихотворения (что хотел сказать автор?).

Осень в жизни каждого человека своя: для кого-то это пушкинская осень – “унылая пора – очей очарованье”, “пышное природы увяданье”, которое радует своими красками, своей величавостью и торжественностью, это время творческого подъема, время вдохновения, источник жизненных сил, а вот для лирического героя стихотворения Аполлона Майкова “Ласточки” осень совершенно иная – это время грусти, пора угасания и опустошения как окружающего мира, так и внутреннего.

Все вокруг стало для лирического героя стихотворения “Ласточки”

раздражающим, ничто более не радует взора и слуха: ни блеск осеннего солнца, ни увядающий пышный куст настурций, ни треск последних кузнечиков, ни падающий березовый лист. Герой видит свой сад помятым, поломанным, пустым. Все эти эпитеты передают читателю не только образ осеннего сада, но и внутреннего душевного состояния лирического героя, которого одолевает чувство одиночества, тоски и грусти, что подтверждают строки: “Мне грустно!”

Он мысленно переносится в жаркое лето, и символом его летних дней становятся ласточки. Именно ласточки были для героя радостью, он наслаждался созерцанием

их веселого труда, их постоянными хлопотами, наслаждался звуками каждодневных долгих разговоров. Он с любопытством наблюдал, как протекает жизнь птиц: строительство гнезда, рождение птенцов, их взросление.

И вот ласточки улетели, улетели “далеко, далеко, далеко”, и теперь лирическому герою хочется последовать вслед за ними: “О, если бы крылья и мне!” Рефрен (повтор) слова “далеко” позволяет еще глубже прочувствовать тоску лирического героя.

Главный прием стихотворения – это прием антитезы (противопоставления). Лирический герой противопоставляет осени лето. Чтобы описать осень он использует слова, передающие печаль, скуку и уныние: “сад увядает”, “пустое гнездо”, “солома обветрилась”, “доцветает настурций куст”, “мне грустно”, “меня раздражает”, “помят он, поломан и пуст”, “не слышу”. Лето ассоциируется у лирического героя с ласточками, они радуют его и поэтому описывает их лирический герой живыми, быстрыми, веселыми, счастливыми: “как весел был труд их, как ловок”, “как любо им было”, “говоруньи / Как дети, вели разговор”, “летуньи”.

Противопоставляется увядание осеннего сада и жизненная энергия ласточек.

Стихотворение навевает грусть и тоску по прошедшему лету, по прошедшему времени. Хочется вслед за ласточками унестись вдаль, где все пышет жизнью, радостью и счастьем.

Чему учит стихотворение "Ласточки"
Стихотворение учит ценить время, дорожить каждой минутой, прожитой в спокойствии и счастье. Учит помнить о том, что зима близко. Учит принимать природу такой, как она есть. Учит ценить семейные ценности.

Отзыв на стихотворение "Ласточки"
Мне очень нравится это стихотворение, хотя поведение автора я не одобряю. Мне лично нравится осень и я вижу, что это время года ничуть не хуже других. А значит нет причин раздражаться и тосковать. Но я понимаю, что каждый человек воспринимает мир по-своему. И грусть Майкова можно понять. Зато мне очень понравилось описание ласточек и их птенцов. Видно, что поэт любит животных, и любит детей. Наблюдение за их простой жизнью дарило автору настоящее ощущение счастья и умиротворения.

Анализ стихотворения "Ласточки"
Стихотворение написано Аполлоном Майковым в 1856 году.
По жанру это пейзажная лирика.
Тема: скоротечность бытия.
Начинается стихотворение описанием опустевшего осеннего сада, которое навевает некоторое уныние. Поэт не приветствует осень, напротив, это время года вызывает в нем чувство тревоги и тоски.
И особенно печалит автора вид опустевшего ласточкина гнезда.Он вспоминает, как строили это гнездо ласточки, как вывели птенцов и как птенцы выглядывали из гнезда и что-то постоянно говорили на своем языке. Эти воспоминания вызывают у поэта умиление.
Но пришло время и ласточки улетели. Поэт видит одинокое гнездо и мечтает обрести крылья, чтобы улететь вслед за ласточками, прочь от осени, обратно в лето.
Стихотворный размер амфибрахий, рифмовка перекрестная АВАВ.

Средства художественной выразительности в стихотворении "Ласточки"
Эпитеты: огненный куст, солнца осеннего, поздних кузнечиков, пустое гнездо, маленьких быстрых головок
Метафоры: сад увядает, помят он, пышно доцветает, солнца блеск, ласточек речи, хлопотали ласточки.
Сравнения: как дети вели разговор.
Олицетворения: весел был труд.
Метонимия: говоруньи, летуньи (ласточки).
Синекдоха: пять головок (птенцы).

Пословицы к стихотворению "Ласточки"
От осени к лету поворота нету.
Где ласточке не летать, а к весне опять прибывать.
Тоска хуже чем болезнь.
Время проходит, другое приходит.
Что было - то прошло, а вспоминать грешно.



Читать краткое содержание, краткий пересказ стихотворения "Ласточки"
Увядает помятый сад. Доцветает куст огненных настурций.
Поэт раздражен, ему грустно, его раздражает осенне солнце, треск кузнечиков, падающий лист.
По привычке он смотрит под крышу и видит пустое гнездо ласточек. Поэт вспоминает, как две ласточки с любовью строили это гнездо. Как потом в нем появилось пять птенцов.
Но потом ласточки улетели и их гнездо опустело.Теперь они далеко, в иной стране, и поэт мечтает о крыльях.

Рисунки и иллюстрации к стихотворению "Ласточки"


Читать стихотворение "Ласточки"

Мой сад с каждым днем увядает;
Помят он, поломан и пуст,
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…

Мне грустно! Меня раздражает
И солнца осеннего блеск,
И лист, что с березы спадает,
И поздних кузнечиков треск.

Взгляну ль по привычке под крышу
Пустое гнездо над окном:
В нем ласточек речи не слышу,
Солома обветрилась в нем…

А помню я, как хлопотали
Две ласточки, строя его!
Как прутики глиной скрепляли
И пуху таскали в него!

Как весел был труд их, как ловок!
Как любо им было, когда
Пять маленьких, быстрых головок
Выглядывать стали с гнезда!

И целый-то день говоруньи,
Как дети, вели разговор…
Потом полетели, летуньи!
Я мало их видел с тех пор!

И вот — их гнездо одиноко!
Они уж в иной стороне —
Далёко, далёко, далёко…
О, если бы крылья и мне!

Новинки
Популярное


История создания

Это сочинение, как и другие такого рода, показывают внимание и любовь Майкова к природе, разным ее явлением, например, растениям, животным. Поэтому его написание связано с впечатлениями автора от ее восприятия, наблюдений за ней.
Произведение датируется 1856 годом. Можно предполагать, что в это время поэт особенно обратил внимание на летнюю жизнь ласточек, когда они свили себе гнездо под крышей его дома, а осенью улетели. Свои чувства и мысли, связанные с полученными впечатлениями, он выразил в литературной форме стихотворения.

ласточки майков анализ

Жанр, размер и композиция

Произведение характеризуется как лирическая поэзия. Это определило многие средства выразительности, настроение, тематику. Его размер трехсложный и представляет собой амфибрахий, в строчке 3 стопы. Всего в сочинении 7 строф.
У него присутствует достаточно отчетливая композиция. В первых трех четверостишиях описывается наступление осени и внешний вид сада в это время, чувства и внутреннее состояние лирического героя в данную пору года. В следующих трех строфах он обращается к воспоминаниям о лете, о жизни ласточек, которое обустроили в доме свое гнездышко и вывели птенцов. В последних 4 строках автор выражает свои переживания по поводу события отлета птиц и смены сезона года.

Образы и символы

Лирический герой со своими мыслями и переживаниями представлен на всем протяжении повествования. Описание природы дается именно через его восприятие. Например, обращает на себя внимание факт, что он признается в чувстве раздражения от наступающей осени. Это индивидуальное состояние героя, ведь многие поэты любят данное время года. Он также рассказывает о жизни ласточек летом по своим наблюдениям и воспоминаниям. Читатель узнает о значении всех полученных впечатлений именно для автора.
Еще одним образом в стихотворении является природа в целом. О ней говорится во всех строфах. Поэт описывает ее в разные сезоны, показывает смену красок, погоды. Много места занимают ласточки, история построения ими гнезда и вывода птенцов. Если обобщать, то жизнь птиц в течение весны, лета, осени со всеми событиями можно перенести на многие явления природы.

анализ стихотворения майкова ласточки

Темы и проблемы

В критике отмечается, что основная тема произведения представлена размышлениями о смене сезонов года, о происходящих изменениях. Автору очень нравилось наблюдать за ласточками, но с наступлением осени они улетели. Он выражает переживания по этому поводу.
Также поднимается тема заботы о потомстве, отношения к природе. Содержание сочинения показывает, что для лирического героя оказалось проблемой привыкнуть к осенней погоде после лета. Он признается, что ему грустно.

Основная идея

Содержание стихотворения в целом говорит об осознании и переживании поэтом смены сезонов года, вслед за чем у него возникло другое настроение. Читатель понимает, что Майков любит лето, а когда оно прошло, ему нужно привыкать к осени. Писатель чувствует свою близость к природе и ему небезразличны ее явления.

анализ стихотворения ласточки 5 класс

Средства выразительности

Читайте также: