Н в овчинников и н ульянова и я яковлев чаваш шкуленче сочинение на чувашском

Обновлено: 01.06.2024

ШКОЛА / SCHOOL / УЧИТЕЛЬ / TEACHER / ЖЕНСКОЕ УЧИЛИЩЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ КУРСЫ / PEDAGOGICAL COURSES / ЧУВАШИ / И. Я. ЯКОВЛЕВ / I. Y. YAKOVLEV / И. Н. УЛЬЯНОВ / I. N. ULYANOV / WOMEN'S SCHOOL / CHUVASH PEOPLE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ефимов А.Л., Сергеев Т.С.

В статье раскрывается роль инспектора народных училищ Казанского учебного округа И. Я. Яковлева и инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова в организации и развитии Симбирской чувашской учительской школы и женского училища и женских педагогических курсов при ней во второй половине ХIХ начале ХХ в., вклад выпускниц этого учебного заведения в развитие просвещения и культуры народов Поволжья.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ефимов А.Л., Сергеев Т.С.

Деятельность женских педагогических курсов при Симбирской чувашской учительской школе на рубеже XIX-ХХ веков

I. Y. YAKOVLEV AND I. N. ULYANOV AS ORGANIZERS OF WOMENS PEDAGOGICAL EDUCATION IN SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL

The article examines the role of the Kazan educational district public school inspector I. Y. Yakovlev and the Simbirsk province public school inspector I. N. Ulyanov in organizing and developing Simbirsk Chuvash teacher training school , womens school and womens teacher training courses in the second part of the 19th early 20th century, as well as the role of the graduates of these teacher training schools in developing education and culture of the Volga region peoples.

И. Я. ЯКОВЛЕВ И И. Н. УЛЬЯНОВ - ОРГАНИЗАТОРЫ ЖЕНСКОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СИМБИРСКОЙ ЧУВАШСКОЙ ШКОЛЕ

I. Y. YAKOVLEV AND I. N. ULYANOV AS ORGANIZERS OF WOMEN'S PEDAGOGICAL EDUCATION IN SIMBIRSK CHUVASH SCHOOL

А. Л. Ефимов Т. С. Сергеев

В статье раскрывается роль инспектора народных училищ Казанского учебного округа И. Я. Яковлева и инспектора народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянова в организации и развитии Симбирской чувашской учительской школы и женского училища и женских педагогических курсов при ней во второй половине XIX - начале ХХ в., вклад выпускниц этого учебного заведения в развитие просвещения и культуры народов Поволжья.

Ключевые слова: школа, учитель, женское училище, педагогические курсы, чуваши, И. Я. Яковлев, И. Н. Ульянов.

A. L. Efimov, T. S. Sergeyev

The article examines the role of the Kazan educational district public school inspector I. Y. Yakovlev and the Simbirsk province public school inspector I. N. Uly-anov in organizing and developing Simbirsk Chuvash teacher training school, women's school and women's teacher training courses in the second part of the 19th -early 20th century, as well as the role of the graduates of these teacher training schools in developing education and culture of the Volga region peoples.

Keywords: school, teacher, womens school, pedagogical courses, Chuvash people, I. Y. Yakovlev, I. N. Ulyanov.

Жизненная судьба этих тружеников педагогической науки и практики была трудной и во многом схожей. Оба они - выходцы из низов, из простого трудового народа, с детства познавшие и испытавшие нужду и лишения и своим трудом пробивавшие себе путь в жизни. Оба будущих корифея педагогического труда выросли в неполных семьях: Илья Ульянов лишился отца в пятилетнем возрасте, Иван Яковлев вырос круглым сиротой. Достойные выпускники Казанского университета, оба продолжительное время работали инспекторами народных училищ в многонациональном Среднем Поволжье. Отцы многодетных семей, они общались не только на работе, но и дружили семьями. М. А. Ульянова и Е. А. Яковлева были настоящими семейными педагогами.

Педагог с 30-летним стажем, будучи инспектором (1869-1874) и директором народных училищ Симбирской губернии (1874-1886), И. Н. Ульянов добился открытия 250 школ (треть из них приходится на нерусские селения),

Благодаря стараниям И. Н. Ульянова в Симбирской губернии было открыто несколько чувашских и мордовских женских училищ.

Особое внимание уделил И. Н. Ульянов открытой чувашом-гимназистом И. Я. Яковлевым в 1868 г. Симбирской чувашской школе интернатного типа на четырех сельских подростков, содержавшейся за счет личных средств ее организатора. И. Я. Яковлев нашел активную поддержку со стороны передовых представителей интеллигенции, особенно Ильи Николаевича Ульянова (1831 — 1886), назначенного в сентябре 1869 г. инспектором народных училищ Симбирской губернии [6, с. 44]. Пока И. Я. Яковлев учился в Казанском университете (1870-1875), благодаря стараниям инспектора И. Н. Ульянова его школа была принята на государственное содержание, для нее подыскали учителя, владеющего чувашским языком. Когда Яковлев вернулся в Симбирск, в основанной им школе обучалось уже 52 ученика. Вся семья Ульяновых поддерживала детище И. Я. Яковлева и принимала в его судьбе деятельное участие [7, с. 143-149].

С 1882 г., когда число учениц удвоилось, Министерство все же утвердило бюджет женского училища при Симбирской чувашской школе в размере 1975 руб. Это равнялось пятой части бюджета всей школы. Тогда в основных классах этой школы обучалось 80 человек (из них чувашей 73), в начальном училище - 19, в женском отделении - 21 человек [10, с. 4].

В 1884-1885 гг. И. Я. Яковлев построил новое здание в три этажа, в котором первый и второй этажи каменные, третий - деревянный. Третью часть верхнего этажа занимала квартира И. Я. Яковлева, а остальные две трети -женское отделение.

В 1892/93 учебном году женское училище состояло из двух отделений, в которых обучалась 41 девочка. Все учащиеся пользовались бесплатно готовым помещением, столом, учебными принадлежностями, баней, чисткой белья, но носили свою одежду. Учеба и повседневный быт шли по установленному на многие годы распорядку. Воспитанницы жили дружно, скромно, строго выполняя христианские обряды.

Наряду с Казанской инородческой, Казанской татарской, Вольской, Порецкой учительскими семинариями, Казанской земской женской, Казанской татарской, Самарской земской женской учительскими школами, открытое И. Я. Яковлевым женское училище при Симбирской чувашской школе вносило заметный вклад в расширение контингента учителей. Если в 1868 г. было всего 15 учителей-чувашек, то через тридцать лет - 558 (в 40 раз больше!), в том числе 176 учительниц [12, с. 48, 343].

К сентябрю 1900 г. из окончивших женское училище Симбирской чувашской школы 48 учительниц работали училищах разного ведомства Симбирской (21 человек), Казанской (14), Уфимской (8), Самарской (4), Саратовской (1) губерний. Они успешно привлекали девочек для учебы в школе [13, с. 8 об.].

Не дожидаясь официального разрешения, И. Я. Яковлев осенью 1900 г. открыл при Симбирской чувашской учительской школе женские педагогические курсы на 20 человек на базе функционировавшего с 1891 г. женского училища, которое было узаконено в начале 1902 г. Бюджет курсов был утвержден в сумме 2240 руб. [12, с. 50 об.]. В дальнейшем число воспитанниц колебалось в пределах 25-28 человек.

1 октября 1907 г. женское училище при Симбирской чувашской школе было преобразовано в двухклассное приходское училище. На его содержание Министерство выделяло 3700 рублей, а Православное миссионерское общество - 3300 руб. в год [14, с. 10-11].

Женские педагогические курсы в Симбирске с 1 июля 1912 г. были преобразованы в трехгодичные с годовым бюджетом 6 тыс. руб. К 1 января 1914 г. на них обучались 73 слушательницы, в том числе 52 чувашки, 31 - русская [14, с. 79-80]. Теоретические и практические занятия занимали 30 часов в неделю. Кроме общеобразовательных предметов изучались: педагогика, дидактика, чистописание с методикой, гигиена, гимнастика. Каждая слушательница проводила в базовой начальной школе не менее 10 пробных уроков. Рукоделию и скрипичной игре обучались во внеклассное время.

К началу 1917 г. в Симбирской чувашской учительской школе, в мужском и женском начальных училищах и на женских педагогических курсах насчитывалось 273 учащихся из чувашей, русских, мордвы. Их обучением и воспитанием занимались 35 человек. В библиотеках хранилось около 14 тыс. книг, в учебных кабинетах - более 2 тыс. учебных пособий. В распоряжении учебных заведений находилось более 300 гектаров земли, большая животноводческая ферма, пасека, сад, огород, питомник, учебно-производственные мастерские. Учительская школа и женские педагогические курсы выпускали специалистов широкого профиля, близко знавших крестьянский быт и имеющих навыки сельскохозяйственного и ремесленного труда. По данным на 1911 г., школ, обучавших садоводству, огородничеству и пчеловодству, в Казанской губернии было 59, Вятской - 46, Самарской -33, Саратовской - 32, Астраханской - 2, Симбирской -112 [16, с. 112-119].

По подсчетам Н. Г. Краснова, со времени основания к концу 1917 г. в Симбирской чувашской учительской школе и на женских педагогических курсах при ней обучались 1233 человека [15, с. 106]. На женщин приходится третья часть питомцев национальной учительской школы. Женское училище и педагогические курсы при Симбирской чувашской школе дали плеяду женщин-педагогов и обще-

ственных деятелей (М. Д. Трубина, А. Ф. Фаддеева, Е. Я. Орлова, Е. Д. Ванерке, О. В. Урукова, И. Д. Глухова, М. Н. Николаева, Ф. Д. Дмитриева (Ижедер), А. И. Овчинникова, А. И. Токсина и др.), которые внесли достойный вклад в просвещение и культуру родного народа, претворив в жизнь заветы выдающихся просветителей народов Поволжья И. Я. Яковлева и И. Н. Ульянова.

список источников и ЛИТЕРАТУРЫ

1. Сергеев Т. С. Научно-педагогическое наследие И. Н. Ульянова и современность: Моногр. - М.: МГГУ, 2009. - 388 с.

2. Суперанский М. Ф. Начальная народная школа в Симбирской губернии. - Симбирск, 1906.

3. Макаров М. П. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш. - Чебоксары: Чувашгосиз-дат, 1958. - 159 с.

4. Ульянов И. Н. Избранное: статьи, документы, материалы / Сост. А. Л. Карамышев. - Саратов: Приволж. кн. изд-во (Ульяновское отделение), 1983. - 248 с.

5. Государственный архив Ульяновской области (ГАУО). - Ф. 99. - Оп. 1. - Д. 192.

6. Циркуляр по Казанскому учебному округу. -1876. - № 3.

7. Сергеев Т. С. Роль семьи Ульяновых в судьбе Симбирской чувашской учительской школы // Вестник ЧГПУ им. И. Я. Яковлева. - 2008.

8. Государственный исторический архив Чувашской Республики (ГИА ЧР). - Ф. 207. - Оп. 1. -Д. 6.

9. ГИА ЧР. - Ф. 501. - Оп. 1. - Д. 207.

10. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 38.

11. Яковлев И. Я. Становление системы образования чувашского народа / Сост. Л. П. Кураков, Н. Г. Краснов. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. унта, 2004. - 453 с.

12. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 153.

13. Первая перепись населения 1897 года. - СПб., 1905.

14. ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 286.

15. Краснов Н. Г. Иван Яковлев его потомки. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. - 352 с.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Хатӗрлекенӗ: Герасимова А.В. воспитатель

Иван Яковлевича, чӑваш тӗнчи ҫутлӑхҫине палламан ҫын ҫук ӗнтӗ. Яковлев, чӑваш халӑхӗн чаплӑ ҫ утлӑхҫи, хӑйӗн вӑхӑтри ҫынсене ырми-канми ӗҫӗсемпе тӗлӗнтерекенӗ. Вӑл чӑваш ҫырулӑхне шухӑшласа кӑлараканӗ, халӑх верентӗвӗн ертӱ ҫ и, чӑваш фольклорӗн тӗпчев ҫ и, букварьсемпе чӑваш кӗнекисен авторӗ, тӑлмачӗ, пӗрремӗш чӑваш ача-пӑча писателӗ,литература хаклавҫи, хаҫат тата журнал ӗҫлӗхлӗ корреспонденчӗ. Гимназире вӗреннӗ чухне вӑл вырӑс тата тулашри классикӑпа паллашнӑ, Белинский, Писарев, Добролюбова вуланӑ.

Иван Яковлевич пит ӗ ыр ӑ , т ӗ р ӗ с, сапайл ӑ ҫ ын пулн ӑ . Ҫ емьене хаклакан ӗ , ашш ӗ , шанч ӑ кл ӑ тус, тимл ӗ, тата юратакан в ӗ рентекен. Ҫ ак ӑ п ӗтӗмпех хал ӑ ха юрат ни патне пырать.

Асли те п ӗ чекки те Яковлев к ӗ некисене вулама юрата ҫҫ ӗ . Ч ӑ ваш к ӗ неке ч ӗ лхи Яковлев хайлав ӗ сенче ҫ ӑ м ӑ лл ӑ н вулавҫ ӑ на ил ӗ ртет. Хай ӗ н к ӗ некисемс ӗ р пу ҫ не в ӑ л ют ч ӗ лхерен ч ӑ ваш ч ӗ лхине нумай к ӗ неке ку ҫ арн ӑ . Ҫ ав ӑ нпа ӑ на ҫ ырулл ӑ х ӑ ста ҫ и к ӑ на мар, тата ч ӑ ваш литературин ашш ӗ теме юрать.

Букварь тун ӑ чухне Яковлев х ӑ йен алфавич ӗ пе тата фольклор п ӗ л ӗ весемпе ус ӑ курн ӑ . Юр ӑ сем, ваттисен с ӑ мах ӗ сем, тупмалли юмахсем, ш ӳ тсем тата юмахсем к ӗ н ӗ . И. Яковлев ҫырнӑ илемлӗ хайлавӗсене вуласа парсан ачасем ашшӗ- амӑшне мӗн пӗчӗкрен хисеплеме, ватлӑха уяма, лайӑхрах пӑхма, тимлӗх уйӑрма вӗрентеҫҫӗ.

И.Я.Яковлевӑн педагогика шухӑшӗсем тата вӗрентӱ системи пирки тӗплӗнрех ӑнлантарса вӗрентни, чăваш халӑхӗ ҫутта тухасси мӗнле лару-тӑрура пулса пынине тапхӑрӑн - тапхӑрӑн ӑнлантарса тишкерни унӑн еткерлӗхне, пултаруллӑхне хак пама хӑнӑхтарать, ӑслӑлӑх тавракурӑмне ӱстерме учительсемпе воспитательсен вӗрентӱ ӗҫӗнчи ӑсталӑхне аталантарма май парать.

Шкул ҫулне ҫитменнисен вӗренӗвӗн ҫӗнӗ стандарчӗсем вӑя кӗнӗ вӑхӑтра вӗренӳ программинче палӑртнӑ тӗллевсемпе задачӑсене тивӗҫлӗ пурнӑҫлас тесен ача садӗнчи мӗнпур ӗҫ йеркеленӗвне ҫӗнӗлле пӑхмалла . Вӑл шутра вӗренӳпе аталантару уҫлӑхне (предметно - развивающая среда) йеркеленисене те. Шкулчченхи тапхӑр ача аталанавӗшӗн ҫав тери пӗлтерешлӗ вӑхӑт. Ку ӳсӗмре унӑн харкамлӑх пахалӑхӗсен никӗсе калӑпланать. Пӗлсе, тӗплӗн шухӑшласа йеркеленӗ вӗренӳпе аталантару уҫлӑхӗ ачан хай тӗллӗнлехне ӑнӑҫларах аталантарма пулӑшать.

Кӗҫӗн ҫулхи ачасене Иван Яковлевич хайлавӗсемпе паллаштарасси ҫав тери пӗлтерӗшлӗ. Ачасенчен пултаруллӑ ҫын ӱстересси питех кӑткӑс тата вӑрӑма тӑсалакан ӗҫ. Хайлавсем ачасен кӑмӑл –туйӑмне, илемлӗхне, пуплеве вӗҫе-вӗҫӗн аталантарма пулӑшаҫҫӗ. Ҫултан ҫул ачасен кӑмӑл –сипет никӗсӗсем - ыр кӑмӑллӑх, хӑюллӑх, яваплӑх, туслӑх- тӗвӗленсе ҫирӗпленсе пырать.

Ачасене И. Яковлев ҫырнӑ хайлавсене вуланӑ чухне тӗпе хураҫҫӗ:

Чӑн малтан ачан текста чухлама, сӑмахлӑ ӳкерчӗксем туса туйӑма палӑртасси;

Сӑнарсене туйма вӗренесси;

Хайлава туйма , ӑна хӑй витӗр кӑларма вӗрентесси.

Ытларах шкул ҫулне ҫитмен ачасем хайлаври сӑнлакан ӗҫ-пуҫа хӑйсен опычӗ шайӗнчен пӑхса чӑн пурнӑҫри пек йышӑнаҫҫӗ. Ҫавӑнпа ача садӗнче ачасене тарӑнрах ӑнланма иллюстрацисем пулӑшаҫҫӗ. Ӱкерчӗксемпе вӗсен шухӑш вӗҫевӗ хӑвӑртрах вӑранать.

Ачасене И. Яковлев юмахӗсемпе калавӗсене тимлесе итлеме, калӑпӗшӗпе пысӑках мар, содержанийӗпе ансатрах илмелле. Хайлав тӑрӑх пуҫарнӑ калаҫура ачасене хӑйсен шухӑшне уҫса пама, калаҫусемпе литература хайлавне тарӑнрах ӑнланса, туйса илме пулӑшмалла. Хайлавсемпе ӗҫленӗ май вӗсен илемлӗх тӗнчине, композицине уҫса пама тӑрӑшмалла. Текстпа ӗҫленӗ май вӑйӑ мелӗсемпе те вырӑнлӑ усӑ куратӑп.

Ача сачӗнче тӗрлӗ меслетсемпе мелсемпе усӑ кураҫҫӗ:

И .Я.Яковлев ҫинчен каласа пани;

Тӗрлӗ театр кӑтартасси;

Хайлавсене драмӑласа выляни;

Итленӗ хайлавсем тӑрӑх ачасем хӑйсем ӱкернӗ ӳкерчӗксен выставкисене йӗркелени.

Ача сачӗнче ӗҫленӗ май халӗ те ҫак ваттисен сӑмахӗсене эпӗ ачасене вӗрентнӗ чухне яланах усӑ куратӑп. И.Я.Яковлев ҫырнӑ хайлавсене вуланӑ чухне ҫак кӗнекесем пул ӑ шаҫҫӗ:

Шкулчченхи веренӳ учрежденнийесен ачасене илемлӗ литературӑпа паллаштарас тӗлӗшпе ҫемьепе килӗштерсе ӗҫлемеллле.

Иван Яковлевич хӑйӗн хайлавӗсене 19 ӗмӗрте ҫырнӑ пулин те паянхи кунчен те ҫивӗч ӗҫ тӗллевлӗ. Ҫавӑнпа та эпӗ хамӑн ӗҫре Аслӑ Вӗрентекенӗн хайлавӗсене усӑ куратӑп, чӑваш чӗлхине манмала мар тесе вӗрентетӗп.Ачасем кӑсӑклансах итлеҫҫӗ.

Уса курнӑ литература:

В статье раскрывается совместная подвижническая просветительская деятельность инспектора и директора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова и инспектора чувашских школ Казанского учебного округа (включавшего Казанскую, Симбирскую, Саратовскую, Самарскую, Вятскую, Астраханскую губернии) И.Я. Яковлева по просвещению народов Среднего Поволжья, в частности чувашей. Это творческое содружество особенно ярко показано на функционировании открытой гимназистом И.Я. Яковлевым в 1868 г. и горячо поддержанной инспектором И.Н. Ульяновым Симбирской чувашской школы, ставшей центром культурного возрождения чувашского народа. Здесь в дореволюционные полвека было выпущено свыше тысячи народных учителей, десятки представителей профессиональной художественной интеллигенции, в стенах учебного заведения были изданы первый чувашский букварь и книги.


Жизненная судьба этих тружеников педагогической науки и практики была трудной и во многом схожей. Оба они - выходцы из низов, из простого трудового народа, с детства познавшие и испытавшие на себе нужду и лишения и свои трудом пробивавшие себе путь в жизни. Оба будущих корифея педагогического труда выросли в неполных семьях: Илья Ульянов лишился отца в пятилетнем возрасте, Иван Яковлев вырос круглым сиротой. Достойные выпускники Казанского университета, оба продолжительное время (соответственно 16 и 28 лет) работали инспекторами народных училищ в многонациональном Среднем Поволжье.

В современной обновляющейся России, входящей в правовое государство, важное значение имеют обучение и воспитание всесторонне подготовленного специалиста, конкурентоспособного в условиях рыночных отношений. В этом отношении для наших современников много поучительного в педагогическом наследии педагогов и интернационалистов, просветителей народов Поволжья И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева, которые в условиях крепостнической России боролись за равное обучение и воспитание детей независимо от их социального происхождения, пола, национальности, места проживания и т.д.

Совместная деятельность И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева началась с 1869 г., когда первый из них был назначен на должность директора народных училищ Симбирской губернии. К этому времени гимназист чуваш Иван Яковлев уже второй год содержал открытую им на свои скудные средства первую чувашскую школу интернатного типа из четырех сельских учащихся. Несмотря на большую занятость по открытию и инспектированию сельских народных училищ, И.Н. Ульянов всячески помогал становлению и развитию этого очага культуры для чувашей. В январе 1870 г. он помог получить для школы завещанные симбирским помещиком С.Л. Раевским 120 рублей. В течение упомянутого года не без участия И.Н. Ульянова по подписным листам в фонд учебного заведения было собрано 252 руб. 20 коп. [2, 73].

При жизни И.Н. Ульянова число чувашских школ в Симбирской губернии стало 38, мордовских - 42, татарских - 5. В числе первых чувашских, наряду с Кошки-Новотимбаевской, были Пандиковская, Ходарская, Раскильдинская, которые перешагнули свое 140-летие.

Работая инспектором чувашских школ Казанского учебного округа (включавшего Казанскую, Симбирскую, Саратовскую, Самарскую, Астраханскую, Вятскую губернии) в течение 28 лет (1875-1903), И.Я. Яковлев, естественно, интересовался школами, открытыми в свое время И.Н. Ульяновым, некоторые из которых преобразовывал в двухклассные.

Неоднозначной была и оценка педагогической миссии И.Я. Яковлева, в дореволюционное время обвинявшегося в миссионерстве, сепаратизме, всоветский период - в национализме. В 1930-х гг. многие воспитанники его школы подверглись незаконным репрессиям. В 1960-х гг. по инициативе Г.Н. Волкова выпячивалась демократическая позиция педагога, но религиозная сторона замалчивалась. В последние годы в трудах В.Д. Димитриева дана объективная оценка деятельности просветителей чувашского народа.

Просветители-единомышленники, гуманисты-интернационалисты, новаторы педагогического процесса, И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев вписали своим трудом яркую страницу в историю просвещения народов России. Они остались навечно в благодарной памяти чувашского народа. Не случайно имя И.Н. Ульянова присвоено Чувашскому государственному университету, Ходарской средней школе Шумерлинского района, Порецкой школе-интернату. В 1971 г. открыт музей И.Н. Ульянова в университете, в 1981 г. - музей-мемориал И.Н. Ульянова в с. Ходары.

Имя И.Я. Яковлева присвоено Чувашскому государственному педагогическому институту (с 1998 г. - университет), Батыревскому педучилищу (функционировало в 1929-1954 гг.), Аликовской и Бичуринской средним школам Чувашской Республики, Кошки-Новотимбаевской средней школе Республики Татарстан, проспекту в Чебоксарах. Ему поставлены памятники и бюсты, открыты музеи в Ульяновске и Чебоксарах.

Эти очаги культуры помогают пропаганде научно-педагогического наследия педагогов-интернационалистов, просветителей народов Поволжья и всей многонациональной России.

Список литературы

  1. Краснов Н.Г. Симбирская чувашская школа // Краткая чувашская энциклопедия. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2001. - С. 372-373.
  2. Краснов Н.Г. Иван Яковлев и его потомки. - Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 1998. - 352 с.
  3. Сергеев Т.С. И.Н. Ульянов и И.Я. Яковлев - соратники на ниве просвещения чувашского народа // И.Я. Яковлев и Симбирская центральная чувашская школа: материалы научной конференции. - Чебоксары: Изд-во Чуваш. ун-та, 1997. - С. 23-26.
  4. Сергеев Т.С. Научно-педагогическое наследие И.Н. Ульянова и современность: монография. - М.: МГГУ им. М.А. Шолохова, 2009. - 388 с.

Рецензенты:

Осенью 2008 г. педагогическая общественность Чувашской Республики отметила 130-летие со времени открытия женского училища при Симбирской чувашской школе, положившего начало массовой подготовке учителей из среды чувашских женщин и вовлечению их в широкую культурно-просветительную деятельность.

Имея в виду отсутствие школ для чувашек, И. Я. Яковлев еще будучи студентом Казанского университета, 22 декабря 1870 г. в своей докладной записке на имя попечителя Казанского учебного округа указывал на необходимость просвещения чувашских женщин, на организацию для них особых школ (Яковлев И.Я. Из переписки / И.Я. Яковлев. - Чебоксары, 1989. - С. 54).

С 1882 г., когда число учениц удвоилось, Министерство все же утвердило бюджет женского училища при Симбирской чувашской школе в размере 1975 руб. (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - 38. - Л. 4 об.). Это равнялось пятой части бюджета всей школы (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 72. - Л. 5-9). Тогда в основных классах этой школы обучалось 80 человек (из них чувашей 73), в начальном училище - 19, в женском отделении - 21 человек (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 38. - Л. 4).

В 1884-1885 гг. И. Я. Яковлев построил новое здание в три этажа, в котором первый и второй этажи каменные, третий - деревянный. Третью часть верхнего этажа занимала квартира И. Я. Яковлева, а остальные две трети - женское отделение.

В 1892/93 учебном году женское училище состояло из двух отделений, в которых обучалась 41 девочка. Все учащиеся пользовались бесплатно готовым помещением, столом, учебными принадлежностями, баней, чисткой белья, но носили свою одежду. Учеба и повседневный быт шли по установленному на многие годы распорядку. Воспитанницы жили дружно, скромно, строго выполняя христианские обряды (НАРТ. - Ф. 92. - Оп. 1. - Д. 18634. - Л. 10); Православный собеседник. - 1893. - № 11. - С. 23-40).

Наряду с Казанской инородческой, Казанской татарской, Вольской, Порецкой учительскими семинариями, Казанской земской женской, Казанской татарской, Самарской земской женской учительскими школами, открытое И. Я. Яковлевым женское училище при Симбирской чувашской школе вносило заметный вклад в расширение контингента учителей. Если в 1868 г. было всего 15 учителей-чувашей, то через тридцать лет - 558 (в 40 раз больше!), в том числе 176 учительниц (Первая перепись населения 1897 года. - СПб., 1905. - Т. 2. С. 48, 343).

К сентябрю 1900 г. из окончивших женское училище Симбирской чувашской школы 48 учительниц работали училищах разного ведомства Симбирской (21 человек), Казанской (14), Уфимской (8), Самарской (4), Саратовской (1) губерний. Они успешно привлекали девочек для учебы в школе (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 286. - Л. 8 об.).

Не дожидаясь официального разрешения, И. Я. Яковлев осенью 1900 г. открыл при Симбирской чувашской учительской школе женские педагогические курсы на 20 человек на базе функционировавшего с 1891 г. женского училища, которые были узаконены в начале 1902 г. Бюджет курсов был утвержден в сумме 2240 руб. (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. Д. 286. - Л. 50 об.). В дальнейшем число воспитанниц колебалось в пределах 25-28 человек (ГИА ЧР. - Ф. 207. -
Оп. 1. - Д. 506. - Л. 14-26).

1 октября 1907 г. женское училище при Симбирской чувашской школе было преобразовано в двухклассное приходское училище. На его содержание Министерство выделяло 3700 рублей, а Православное миссионерское общество - 3300 руб. в год (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. -
Д. 974. - Л. 10-11).

Женские педагогические курсы в Симбирске с 1 июля 1912 г. были преобразованы в трехгодичные с годовым бюджетом 6 тыс. руб. (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 974. - Л. 79). К 1 января 1914 г. на них обучались 73 слушательницы, в том числе 52 чувашки, 31 - русская (ГИА ЧР. Там же. - л. 80). Теоретические и практические занятия занимали 30 часов в неделю. Кроме общеобразовательных предметов, изучались : педагогика, дидактика, чистописание с методикой, гигиена, гимнастика. Каждая слушательница проводила в базовой начальной школе не менее 10 пробных уроков. Рукоделию и скрипичной игре обучались во внеклассное время (ГИА ЧР. - Ф. 207. - Оп. 1. - Д. 974. - Л. 79 об.).

К началу 1917 г. в Симбирской чувашской учительской школе, в мужском и женском начальных училищах и на женских педагогических курсах насчитывалось 273 учащихся из чувашей, русских, мордвы. Их обучением и воспитанием занимались 35 человек. В библиотеках хранилось около 14 тыс.книг, в учебных кабинетах - более
2 тыс. учебных пособий. В распоряжении учебных заведений находилось более 300 гектаров земли, большая животноводческая ферма, пасека, сад, огород, питомник, учебно-производственные мастерские. Учительская школа и женские педагогические курсы выпускали специалистов широкого профиля, близко знавших крестьянский быт и имеющих навыки сельскохозяйственного и ремесленного труда. По данным на 1911 г., школ, обучавших садоводству, огородничеству и пчеловодству, в Казанской губернии было 59, Вятской - 46, Самарской - 33, Саратовской - 32, Астраханской - 2, Симбирской - 112 (Однодневная перепись начальных школ империи, произведенная 18 января 1911 года. - СПб., 1913. - Вып. VI. - Часть I. - С. 112-119).

По подсчетам Н. Г. Краснова, со времени основания к концу 1917 г. в Симбирской чувашской учительской школе и на женских педагогических курсах при ней обучались 1233 человека (Краснов Н. Г. И. Я. Яковлев и его потомки Н.Г. Краснов. - Чебоксары, 1998. - С. 106). На женщин приходится третья часть питомцев национальной учительской школы. Женское училище и педагогические курсы при Симбирской чувашской школе дали плеяду женщин-педагогов и общественных деятелей (М.Д. Трубина, А.Ф. Фаддеева, Е.Я. Орлова, Е.Д. Ванерке, О.В. Урукова, И.Д. Глухова, М.Н. Николаева, Ф.Д. Дмитриева (Ижедер), А.И. Овчинникова, А.И. Токсина и др.), которые внесли достойный вклад в просвещение и культуру родного народа, претворив в жизнь заветы выдающихся просветителей народов Поволжья И.Я. Яковлева и И.Н. Ульянова.

Читайте также: