Идеальная система здравоохранения сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Практически в любой стране, богатой или бедной, существует своя система здравоохранения. Каждая имеет свои особенности и отличается от того, что есть в других странах. Сейчас принято считать, что лучшие системы здравоохранения работают в таких государствах, как Канада, Великобритания, Сингапур, Германия, Швейцария, Франция, Австралия и США. Но все же, можно ли из всего этого многообразия выбрать лучшее? Стоит попробовать.

Здесь систему можно назвать действительно социальной. Правительство обеспечивает граждан соответствующими медицинскими услугами посредством Национальной системы здравоохранения, которую оно и финансирует практически в полном объеме. Большинство медицинских услуг бесплатно для граждан страны. Они покрываются налогами. Государство покрывает более 80% медицинских услуг, поэтому не так и много граждан пользуется частными медицинскими страховками. Дополнительным медицинским полисом покрываются услуги, которые нельзя получить бесплатно от правительства.

В целом, систему можно оценить как действительно эффективную - она позволяет получать качественные медицинские услуги практически любым категориям населения. Если приобрести еще и частную медицинскую страховку, то человек будет защищен практически в любой ситуации, которая требует вмешательства врачей.

Здесь правительство также финансирует здравоохранение, но рынок дополнительного страхования гораздо более развит, чем в Великобритании. Страхование разделяется по провинциям - в каждой из них условия страхования свои. Во многих случаях канадцы получают медицинскую страховку от компаний, в которых работают - страховые программы оплачивают практически все - от нужных лекарств до стоматологии. Правительство покрывает около 70% стоимости медицинских услуг.

В этой стране на здравоохранение тратится около 10% от внутреннего валового продукта. В Канаде цены на медицинские услуги несколько выше, чем в Великобритании, так что "сегрегация по доходам" среди населения заметна сильнее. При этом канадская система достаточно проста и надежна, так что пользователи ее понимают, за что платят и на что могут рассчитывать.

Здесь со здравоохранением все хорошо, кроме одного - цен. Они в некоторых случаях несоразмерно велики, особенно, если сравнивать с другими государствами. Благодаря Obamacare качественные медицинские услуги могут получить и люди с низким доходом. Но все же быть богатым в этой стране означает быть здоровым (во всяком случае у обеспеченных людей больше шансов получить качественные медицинские услуги). Больницы в США частные, за исключением тех, что обслуживают ветеранов Армии США. К сожалению, около 28 млн человек вообще не имеют страховки, а значит, большинство медицинских сервисов закрыты для них - без страховки услуги врачей стоят слишком дорого.

Зато в США все переходит на цифру и именно эта страна идет впереди планеты всей в отношении внедрения новых технологий в медицину.

У США на здравоохранение уходит около 17,2% валового внутреннего дохода.

Базовое медицинское обслуживание предоставляется государственными больницами. Сервис стоит очень немного (для граждан), некоторые услуги так и вообще бесплатны. За небольшую дополнительную плату пациент может получить палату в больнице класса люкс. Правда, у граждан страны около 37% дохода уходит на специальные страховые сбережения. Их можно использовать не только на лечение, но и на получение образования, инвестиции и некоторые другие сервисы.

Интересно, что у Сингапура уходит на здравоохранение всего 4,9% валового внутреннего дохода.

В этой стране государство оплачивает очень многие виды медицинских услуг. Вероятно, больше, чем в любой другой стране. При этом каждый гражданин государства должен покупать медицинскую страховку. Они распространяются небольшим количеством неприбыльных организаций(аналоги российских страховых компаний, работающих в сфере ОМС), которые финансируются за счет налогов. Государственное страхование покрывает 70-80% медицинских расходов. Остальное (если дополнительные услуги потребуются) можно "закрыть" при помощи частных страховых компаний, причем их услуги стоят не слишком много.

Правительство Франции тратит на здравоохранение около 11,8% валового внутреннего дохода.

Государство предлагает бесплатное лечение в государственных же больницах. Здесь пациентам предоставляют доступ практически ко всем видам медицинских услуг, а также обеспечивают их необходимыми лекарственными препаратами.

Около 85% всех затрат на медицинское обслуживание покрывается правительством. За дополнительные медицинские сервисы, которые не предусматриваются государственной страховкой, нужно платить самостоятельно либо докупать страховое покрытие. Более половины больниц в стране - государственные.

На здравоохранение здесь уходит около 9% валового внутреннего дохода. Доступ к медицинским услугам и их качество - просто отличные.

Большинство немцев (86%) получают необходимые средства на оплату медицинских услуг через систему национального здравоохранения. Есть и возможность получить страховку от частной компании - но это вещь чисто добровольная. Многие работодатели оплачивают своим сотрудникам премиум-сервисы.

В больницах очень хорошая логистика, организация работы и эффективность труда врачей. В Германии внедряются новейшие системы цифровых коммуникаций и прочие новаторские методы, что позволяет медицинской сфере постоянно развиваться.

Стоимость услуг здесь относительно низкая. Есть помощь для пациентов с низким уровнем дохода, в том числе, и для тех, кто страдает хроническими заболеваниями.

В стране около 11% валового внутреннего дохода уходит на здравоохранение.

Здесь работает универсальная система страхования, и все граждане страны обязаны покупать страховку. Около 30% населения получают покрытие медицинских услуг премиум-класса. Здесь многие услуги медицинских организаций стоят больше, чем в других странах. Но и доходы швейцарцев также высоки. В целом, здесь любой гражданин может позволить себе выгодную медицинскую страховку.

Здесь один из наиболее низких уровней смертности от сердечно-сосудистых заболеваний в мире.

Как и в предыдущем случае, на здравоохранение уходит 11% валового внутреннего дохода.

В целом, если оценивать по доступности медицины для всех граждан страны и уровня качества, то лучшая система здравоохранения, наверное, все же работает в Германии. Здесь медицинские услуги получает практически любой гражданин государства вне зависимости от благосостояния или места занятости. Ну а организация работы, включая документацию, практически идеальна - немцы не зря известны своей педантичностью и любовью к порядку.

Если оценивать по уровню сервиса и внедрения современных технологий, то однозначно лидером является США, что очевидно из-за самого большего бюджета на здравоохранение в мире.

Анализируя системы здравоохранения разных стран, можно сказать, что основной объем затрат всё-таки лежит на государственных системах медицинского страхования, а для повышения уровня сервиса привлекаются средства работодателей и граждан через инструменты дополнительного коммерческого страхования.

Под Идеальным государством мы понимаем модернизированную Российскую империю, которую предстоит создать на территории бывшей Украины. А под здравоохранением мы понимаем совокупность мер политического, экономического, социального, правового, научного, медицинского, санитарно-гигиенического, противоэпидемического и культурного характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека. А поскольку тема здравоохранения чрезвычайно обширна, сейчас мы рассмотрим только общую концепцию и бюджетный аспект.

Кто-то мог решить, что здравоохранение Идеального государства будет финансироваться из тех 5 (пяти) процентов, которые, как мы упоминали ранее, будет платить из своей зарплаты каждый работающий по системе Обязательного медицинского страхования. Нет – это, – только часть финансовых средств на здравоохранение Идеального государства, а финансироваться оно будет также и из бюджетов разных уровней:

Из федерального бюджета Российской империи будут оплачиваться:
а) научные исследования в области здравоохранения;
б) создание и поддержка государственных фармакологических компаний;
в) создание и поддержка государственных военных госпиталей;
г) деятельность Службы неотложной (скорой и бесплатной) медицинской помощи (за исключением случаев, о которых расскажем несколько позже, ниже по тексту).

Из бюджета субъекта федерации будут оплачиваться:
а) строительство и ремонт зданий поликлиник и больниц на территории субъекта федерации;
б) трансферты в бюджеты тех своих регионов, которые в силу каких-либо объективных причин испытывают дефицит средств на финансирование здравоохранения на своей территории.

Из бюджета регионов будут оплачиваться закупка и ремонт модицинского оборудования, инвентаря и лекарственных средств.

Из фонда Обязательного медицинского страхования будет оплачиваться заработная плата (вместе с соцпакетом) работников медицинских учреждений, в соответствие с объёмом и качеством реально оказываемых населению медицинских услуг, плюс некоторая сумма на удержание состояния готовности оказать медицинские услуги населению при временном падении спроса на медицинские услуги. Как указывалось ранее, это 5 (пять) процентов обязательного платежа с каждой месячной зарплаты. Таким образом, можно рассчитать примерную долю медработников в населении Российской империи: сословие медработников составит примерно 3 (три) процента от трудоспособного населения модернизированной Российской империи с долей зарплат от всего населения в размере 5 (пять) процентов.

Как можно понять из вышеописанного – медицина, которая является центральным звеном в системе здравоохранения – будет финансироваться по весьма сложной схеме. В такой сложной схеме могут происходить сбои, в связи с чем задачей Министерства Здравоохранения Российской империи будет постоянный мониторинг ситуации и оперативное реагирование на любой сбой системы.

Кстати говоря, медицина сегодня – это весьма большой финансовый поток, который привлекает к себе мошенников и коррупционеров. Поскольку модернизированная Российская империи мыслится Идеальным государством с околонулевой преступностью, то все финансовые потоки, в том числе и связанные с медициной, должны находиться под пристальным вниманием общественности и правоохранительных органов. А для этого все финансы государства, за исключением нужд обороны и специальных операций, должны быть полностью прозрачны, и в ежедневном режиме выкладываться в публичную сеть.

Также стоит отметить, что медицина, хоть и является важной составной частью здравоохранения, всё же имеет дело с больными людьми. С точки зрения народных интересов важно, чтобы больных людей в обществе становилось всё меньше, а здоровых – всё больше. И тут приобретают актуальность и другие аспекты, в частности – экология, здоровый образ жизни (ЗОЖ) и правильное питание. И экология, и ЗОЖ, и обеспечение правильного питания населения, – должны стать ядром политики государства в области здравоохранения.

Большой вред здоровью населения наносит травматизм. Производственный травматизм может быть исключён путём поступательной роботизации всех отраслей народного хозяйства. Травмы от аварий на дорогах можно, теоретически, сократить путём внедрения беспилотных автомобилей (аналоги уже демонстрировались).

Важный фактор здравоохранения – эпидемиологическая безопасность.

Например, с 2014 по 2017 год в бывшей Украине было построено в общей сложности 15 американских военных биологических лабораторий. В них работают исключительно американцы, а финансируются они полностью из бюджета Министерства обороны США. Местные власти обязались не вмешиваться в их работу. Эти военные лаборатории, где занимаются в основном изучением и производством вирусов и бактерий, находятся в следующих городах: Одесса, Винница, Ужгород, Львов (три), Харьков, Киев (три), Херсон, Тернополь. Несколько таких лабораторий есть вблизи Крыма и Луганской Народной Республики. … С помощью Национального института здравоохранения США в Медицинском центре в Нидерландах был создан генетически модифицированный вирус птичьего гриппа, который может передаваться от человека к человеку. Источник.

То есть, Министерство обороны США готовит бактериологический удар по Евразии, включая Россию и все страны бывшего СССР.

В связи с чем, во-первых, становится актуальным вопросы разработки вакцин против вирусов, изобретаемых в военных лабораториях США, а во-вторых – становится актуальным вопрос нанесения по США ответного бактериологического удара.

Альтернатива развёртыванию на планете бактериологической войны – это подписание всеобъемлющей Конвенции о запрещении разработки и хранения бактериологического оружия. Пойдёт ли на подписание такой Конвенции США, и если даже подпишет – станет ли его выполнять – большой вопрос. Тем не менее, никакого другого выхода у человечества нет: либо мы заставим американцев прекратить бактериологическую войну с человечеством, либо нужно прекратить существование США, несущим угрозу выживания всему человечеству.

Теперь обещанные подробности про расходование бюджета Российской империи на здравоохранение.

а) Научные исследования в области здравоохранения.

Если не удастся заставить США прекратить бактериологическую войну с человечеством, придётся финансировать разработку бактериологического оружия и готовить вакцины для собственного населения и населения дочерних государств. Но это – крайний вариант, хочется надеяться, что усилиями мирового сообщества удастся принудить США разработку и испытания бактериологического оружия прекратить.

Аналогично и с другими государствами, которые тоже могут вести такие разработки – это очень опасно, и должно быть полностью пресечено, вплоть до использования против стран, нарушающих указанную Конвенцию, ядерного оружия – после принятия соответствующей резолюции Совета Безопасности новой международной организации, которая придёт на смену ООН, и будет иметь штаб-квартиру на территории Российской империи. Потому что ООН, которая базируется на территории США, показала свою неэффективность. О дипломатии Российской империи будет в один из следующих разов.

Что до мирных исследований в области здравоохранения, то здесь огромное непаханое пока поле. То, что мы сейчас знаем о здоровье и методах его сохранения – устраивать нас никак не может.

б) Создание и поддержка государственных фармакологических компаний.

Производство лекарственных средств как вид бизнеса имеет ту интересную особенность, что чем лучше лекарственные средства лечат болезни, тем, теоретически, меньшую прибыль имеют предприятия отрасли.

Таким образом, можно констатировать конфликт интересов между народом и фармакологическими компаниями. Чем лучше народу, чем здоровее народ – тем хуже производителям лекарств. И наоборот.

С другой стороны, у каждого заболевшего по милиционеру не поставишь. Некоторая часть больных всё равно пойдёт к гомеопатам, шаманам, колдунам и магам. Кто-то всё равно будет искать лекарство подороже. И так далее. Поэтому, хотя вроде бы напрашивается решение запретить скопом всех коммерсантов, и сделать фармакологию исключительно государственным, всё же лучше идти более разумным путём – путём создания лучшей альтернативы. Для чего и предлагается создание и поддержка государственных фармакологических компаний. То есть, могут быть И частные, И государственные фармакологические компания.

Лекарства должны проверяться на эффективность – и мошенников, которые продают пустышки, нужно просто сажать. А вот если лекарство оказалось эффективным – патент на его производство нужно принудительно выкупить, и организовать производство данного лекарства на государственном предприятии, установить цену чуть выше рентабельности и затем продавать его в аптекарской сети низких цен, которая облагается 10 (десяти) процентным НДС в противоположность 7-ми процентному налогу с продаж в обычной аптекарской сети. В итоге потребитель получит эффективное лекарство по низкой цене, а компания, которая изобрела лекарство – деньги от продажи патента, на которые сможет разрабатывать новые лекарства.

в) Создание и поддержка государственных военных госпиталей.

На случай войны в каждом из субъектов федерации нужно построить как минимум по одному такому госпиталю, в Киеве и Мариуполе. Строить начинать нужно с бомбоубежища на большой глубине, которое будет соединено со зданием на поверхности земли несколькими грузовыми лифтами. В бомбоубежищах в мирное время должно храниться оборудование для развёртывания нескольких полевых госпиталей на случай войны, а также храниться стратегический запас медикаментов. На территории каждого такого стационарного госпиталя в Киеве и Мариуполе должен быть развёрнут расчёт ПВО, а периметр проектироваться с учётом возможного штурма десантом противника. Соответственно, въезд на территорию должен быть только через охраняемое КПП. В мирное время, в силу отсутствия большого числа больных военных, койко-места можно использовать под больных работников полиции, например. С учётом того, что медицинский персонал военных госпиталей предполагается набирать из лучших специалистов с более высокой зарплатой, чем в среднем по отрасли.

г) Деятельность Службы неотложной (скорой и бесплатной) медицинской помощи.

Служба неотложной медицинской помощи создаётся в каждом крупном населённом пункте. Небольшие населённые пункты (хутора и деревни, например) могут решить этот вопрос, приняв на сходе решение о создании у себя такой Службы за счёт взносов жителей, и в таком случае возможно софинансирование этой Службы из федерального бюджета.

В том случае, если в небольшом населённом пункте Службы неотложной медицинской помощи нет, то такой населённый пункт подлежит укрупнению. Процесс укрупнения должен происходить планово, для переселенцев должны загодя готовиться жильё и рабочие места, должен быть обеспечен грузовой транспорт для перевозки имущества. В целом процесс укрупнения может занять до десяти лет, пока не образуется инфраструктура, в которой каждый населённый пункт обеспечен Службой неотложной медицинской помощи.

В завершении статьи напоминаю, что тема здравоохранения обширна, мы рассмотрели только общую концепцию и бюджетный аспект.

Читать дальше: Соцстрах и пенсии в модернизированной Российской империи, которую предстоит создать на территории бывшей Украины.

В последние годы в здравоохранении России наметились сдвиги к лучшему, что касается и выделения избирательно дополнительных средств к бюджету, и строительства новых современных центров, и появления качественно новых лекарственных препаратов и изделий. Например, в Ростове-на-Дону (как и в ряде других городов) построен и успешно функционирует перинатальный центр, в котором выхаживают более 50% новорожденных весом в 1 кг, имеется перспектива поднять выживаемость таких детей до 75%. Появилась возможность спасать детей с экстремальным весом в 500 г. Такие положительные сдвиги имеются в кардиологии, урологии, трансплантологии и в других областях медицины, внедряются в практику новые высокотехнологичные методы, которые в нашей стране ранее не применялись. Так, в 2014 г. 459 методов высокотехнологичной медицинской помощи включено в систему ОМС, что позволило применять их во всех крупных региональных лечебных учреждениях. Однако события 2015 г., связанные с сокращением средств на здравоохранение, несколько приостановили процесс его улучшения.

Здравоохранение глубинки в разных регионах страны находится в упадке, закрываются больницы и даже медицинские пункты, нет врачебных кадров, медицинскую помощь, даже экстренную, оказывать нечем.

Стоит обратить внимание, что негативные проблемы, хотя и другого характера, наблюдаются и в столичном здравоохранении: в Москве ликвидирована почти четверть больниц, сокращается число больничных коек, а также медицинский персонал.

По эффективности системы здравоохранения, включающей три показателя (средний показатель ожидаемости продолжительности жизни, государственные затраты на здравоохранение в виде процентов от валового внутреннего продукта (ВВП) и стоимость медицинских услуг на душу населения), из 51 страны Европейского региона Российская Федерация в 2014 г., набрав 22,5 балла, заняла последнее место. По ряду важных показателей здоровья в России ситуация хуже, чем во многих странах. Средняя продолжительность жизни в 2015 г. превысила 71 год, достигнув средних показателей стран Европы. Причем в структуре причин смертности 60% составляют сердечно-сосудистые заболевания, 15% —онкологические, 4% —заболевания органов дыхания и пищеварения.

Убедительные сведения о состоянии нынешнего здравоохранения приводит руководитель Высшей школы организации и управления здравоохранением, доктор медицинских наук Г. Улумбекова. По данным Федеральной службы государственной статистики, за 9 месяцев 2015 г. Умерло больше людей, чем за тот же период 2014 г. Если государственное финансирование здравоохранения не увеличится, то удержать показатели смертности на уровне 2014 г., а именно 13,1 случая на тысячу населения, будет невозможно. Смертность растет из-за снижения доступности бесплатной медпомощи, которая определяется наличием достаточного числа врачей, коек в стационарах, лекарств и соответствующего финансирования. За два года (2013 и 2014) число врачей сократилось на 23 тыс. И это при том, что их нехватка и раньше составляла 22% от необходимого. Причем почти треть врачей —пенсионного возраста. Понятно, что в 2014 г. число посещений поликлиник в связи с заболеваниями сократилось на 137 млн (14%), число вызовов скорой помощи —на 1,7 млн (4%), число госпитализаций в стационары —на 667 тыс. (2%), хотя люди меньше болеть не стали. Число коек в стационарах сократилось на 81 тыс., сейчас их дефицит составляет 30% от необходимого. На селе закрыто 669 фельдшерских акушерских пунктов. Объемы государственного финансирования в 2014 г. по сравнению с 2013 г. сократились на 7%, а в 2015-м —на 17%. Если учесть инфляцию и изменения курсовой разницы рубля к доллару, то расходы подорожали вдвое. Если привести цены 2013 г. в текущие цены 2016 г., то снижение составит 20%! Справедливости ради, нужно обратить внимание на то, что здоровье человека зависит от многих факторов: более чем на 50% —от социальных, которые должно решать государство. Если исключить 30—0% заболеваний, связанных с генетическими особенностями, то ответственность медицины не будет превышать 15—0%. Для искоренения приведенных выше недостатков и улучшения охраны здоровья граждан эта проблема должна решаться на значительно более высоком уровне, в нее следует вовлечь различные государственные органы, ей должно быть придано большее значение и выделены большие средства, как имеет место в отношении органов безопасности. Это отмечал и крупный государственный деятель, академик Б. В. Петровский, долгие годы возглавлявший Министерство здравоохранения СССР.

Государственный совет РФ еще в октябре 2010 г. отметил следующие основные проблемы здравоохранения России, которые продолжают оставаться злободневными:

1) декларативность государственных гарантий бесплатной медицинской помощи;

2) изношенность основных фондов учреждений здравоохранения в среднем на 58,5%;

3) отставание нормативно-правовой базы от потребностей здравоохранения;

4) неэффективность бюджетно-страховой системы финансирования здравоохранения;

5) низкая эффективность использования материального и кадрового потенциала;

6) неэффективность организации первичной медико-санитарной помощи;

8) низкий уровень оплаты труда медицинских работников, 38% которых получают зарплату ниже прожиточного уровня;

9) неразвитость систем лицензирования, аккредитации и сертификации и др.

Еще одна проблема в здравоохранении —коррупция, которая, как считают специалисты, за последние годы больше, чем в других сферах деятельности, охватила администраторов и рядовых врачей.

Специалисты в области образования считают, что надо радикально изменить программу, подход и требования к подготовке врачей. О недостатках в медицинском образовании не раз высказывались и руководители медицинских ведомств, и высшее руководство страны. По данным ФОМ (2013), 46% россиян считают, что объем знаний врачей недостаточен, и это приводит к медицинским ошибкам; 18% считает, что дефекты в лечебной деятельности объясняются халатностью, безответственностью, равнодушием и имеют место в связи с безнаказанностью. В связи с изложенным совершенствование системы подготовки медицинских кадров является первостепенной задачей для решения многих проблем здравоохранения, в том числе и проблемы качества оказания медицинских услуг.

Медицинское право — отрасль права Российской Федерации, занимающаяся регулированием отношений в сфере здравоохранения и медицинского страхования; иными словами — всеми отношениями, возникающими по поводу организации, оплаты и оказания медицинской помощи.

· участники правоотношений в сфере здравоохранения

· роль государства в системе здравоохранения

· положение здравоохранения в современной России

Главными участниками рассматриваемых правоотношений являются: пациент; медицинский персонал (в частности — лечащий врач); медицинское учреждение (ЛПУ, НИИ, медицинские институты и иные субъекты); страховая медицинская организация; страхователи (страхователь); государственные органы регулирования и управления в сфере здравоохранения (Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ, Фонд социального страхования РФ).

Кроме того, в медицинских правоотношениях возможно участие следующих субъектов: органы, выдающие медицинским учреждениям разрешение на занятие медицинской деятельностью (лицензии и сертификаты); медицинские ассоциации; контролирующие организации (профсоюзы, общества защиты прав потребителей, антимонопольный комитет и проч.), суды.

Роль государства в российском здравоохранении достаточно сильна и объемна: во-первых, государство провозглашает право на охрану здоровья граждан и гарантирует минимальный объём медицинской помощи, оказываемой бесплатно по ОМС. Во-вторых, оно устанавливает стандарты оказания медицинской помощи, обязательные для исполнения как государственными медицинскими учреждениями, так и частными. В-третьих, РФ контролирует деятельность медицинских учреждений: устанавливает необходимые разрешения для оказания медицинских услуг (лицензии, сертификаты медицинских учреждений; дипломы и сертификаты врачей), проводит аккредитацию деятельности, устанавливает перечень надзорных организаций. В-четвёртых, государство привлекает лиц, виновных в нарушении прав и законных интересов, к ответственности. В-пятых, государство предполагает развитие системы здравоохранения субъектами Федерации и даёт им на это соответствующие полномочия. Кроме того, государство определяет круг прав и законных интересов лица в области здравоохранения, охраняет их и гарантирует право на защиту в случае их нарушения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общественное здоровье - такое состояние общества, которое обеспечивает условия для активного продуктивного образа жизни, не стесненного физическими и психическими заболеваниями, т.е. это то, без чего общество не может создавать материальные и духовные ценности, это и есть богатство общества.

Тема: Состояние здоровья общества и качество жизни

Выполнил (а): НаташенковН.А.

(ФИО полностью)

_______________________

Город, место работы, должность

_______________________

Вязьма 2016 г.

В последние годы в экономически развитых странах, где большей части населения доступны основные материальные блага, широко вошло в обиход понятие "качество жизни", однако до сих пор сам этот термин не имеет общепринятого определения. По мере развития человеческого общества отношение к этому понятию, очевидно, будет меняться. Каждое следующее поколение, выдвинув свои требования к жизни, само определит критерии ее "нормальности" и "качественности".

Сложность и многообразие изменяющихся социальных условий и факторов, определяющих и опосредующих здоровье населения, потребовали учета нескольких или множества взаимодействующих факторов, определяющих различные проявления жизненной активности, показатели здоровья людей. Здоровье не ограничивается отдельными показателями, индексами, оно представляет собой сложную, комплексную систему. Потребовались и многоаспектные или меж- и многодисциплинарные исследования, включающие клинические, психологические, социологические, санитарно-гигиенические, математико-статистические методы и подходы, так называемые комплексные социально-гигиенические и клинико-социальные исследования.

Такие исследования выявляют непосредственное влияние образа жизни на здоровье населения. Особенно наглядны примеры так называемых комплексных посемейных исследований, охватывающих все стороны семейной жизни - материальную обеспеченность, уровень культуры, жилищные условия, питание, воспитание детей, внутрисемейные отношения, обеспеченность медицинской помощью и др.

Семейный климат, внутрисемейные отношения, семейное положение во многом формируют состояние здоровья. Четко показано неблагоприятное влияние конфликтных ситуаций в семье, положения женщин в семье и других факторов на исход родов. Преждевременные роды в 4 раза чаще происходят у женщин, не состоящих в браке.

Состав и состояние семей заметно сказываются и на распространенности отдельных заболеваний. Например, в неполных семьях часто болеющих детей первых 3 лет жизни в 1,5-2 раза больше, чем в полных. Заболеваемость пневмонией у детей в неполных семьях в 4 раза выше, чем в полных. Напряженные отношения в семье, неблагоприятный психоэмоциональный климат способствуют возникновению и более тяжелому течению ревматизма у детей и подростков, в таких семьях в 2,3 раза больше детей с язвенной болезнью желудка и в 1,7 раза - с гастродуоденитами.

Распорядок дня членов семей - один из комплексных показателей, характеризующих образ жизни. Нарушение ритма отдыха, сна, питания, занятий в школе статистически достоверно способствует возникновению различных заболеваний и отрицательно воздействует на их течение, неблагоприятно сказывается на заболеваемости

Это способствует развитию дефектов и отставанию физического и интеллектуального развития, отрицательно влияет на другие показатели здоровья. Так, нарушение режима сна, питания, прогулок уже в первые годы жизни детей резко сказывается на их здоровье. Каждый 3-й ребенок, не соблюдающий режим дня, имел неудовлетворительные показатели здоровья - частые острые и хронические заболевания, низкие показатели физического развития и др.

Распространенность отдельных заболеваний также заметно зависит от режима учебы, быта, общественной работы, семейного климата и др. В семьях, где соблюдали режим дня, состояние здоровья 59% обследуемых было хорошим, 35% - удовлетворительным и 6% - неудовлетворительным, а в тех семьях, где рациональный режим дня не соблюдался, эти показатели составили соответственно 45, 47 и 8%.

Показано решающее влияние на заболеваемость состава семей и взаимоотношений в них. Ведущим фактором возникновения и развития ИБС, язвенной болезни желудка и двенадцатиперстной кишки, диабета у мужчин являются неблагоприятные стороны образа жизни (курение, нервно-психические перегрузки, нарушения питания, алкоголь, низкая медицинская активность и пр.). Их участие в заболеваниях превышало 60%.. Ведущим фактором патологии также оказался нездоровый образ жизни.

Значение негативных факторов образа жизни показано во многих других исследованиях. Заболеваемость детей, с которой имеют дело участковые педиатры, связана с нездоровым образом жизни - алкоголизмом, пьянством не только взрослых, но детей и подростков. Показано ведущее значение факторов образа жизни не только при формировании хронической патологии, но и острых заболеваниях (60% заболеваемости и более). Особенно убедительны результаты изучения заболеваний, при которых, казалось бы, невозможно или трудно определить влияние социальных условий и факторов образа жизни, так как традиционно такие заболевания рассматриваются исключительно с медико-биологических позиций. Вот некоторые примеры из комплексных социально-гигиенических исследований. На возникновение и распространение рака желудка в Западной Сибири воздействуют нарушения режима питания (нерегулярный прием пищи, систематическое питание всухомятку, плотная еда на ночь, переедание, употребление пережаренной и очень горячей пищи, специй и др.) в сочетании с злоупотреблением алкоголем и курением, а также контакт с профессиональными вредностями, тяжелый физический труд, нервно-психическое напряжение и др. К 40-летнему возрасту формируется устойчивый нездоровый образ жизни, способствующий возникновению рака желудка.

В другом исследовании показано, что на заболеваемость раком легкого влияют место жительства (географические условия), миграция населения, злоупотребление алкоголем и особенно курением; на заболеваемость раком кожи влияют те же факторы и, кроме того, нездоровые привычки (мытье лица горячей водой, злоупотребление солнечными ваннами).

Специально отметим большое значение злоупотребления алкоголем и курением.

По общему мнению специалистов, к злоупотреблению спиртными напитками приводят сохраняющиеся алкогольные традиции, снисходительное, благодушное и подчас даже поощрительное отношение к пьянству, дефекты воспитания в семье, школе, трудовом коллективе, недостатки санитарно-просветительной работы, семейные конфликты, неурядицы и другие субъективные факторы. Как правило, толчком к возникновению привычки к пьянству и курению становится пример окружающих. Эти привычки, иногда переходящие в болезнь, вырабатываются на почве низкой культуры, неумения использовать досуг, незнания принципов здорового образа жизни.

Отметим удивительную стойкость стереотипа поведения. Сошлемся лишь на один пример из социально-гигиенического исследования бюджета времени пенсионеров. Было изучено 37 факторов образа жизни лиц, вышедших на пенсию по возрасту и проживающих в крупном городе (использование свободного времени, вредные привычки, обращаемость за медицинской помощью, выполнение врачебных назначений, самолечение). После выхода на пенсию большинство обследованных сохранили прежний стереотип поведения. Несмотря на увеличение свободного времени и благоприятные условия для отдыха, активной деятельности, культурного досуга, лишь 1 /5 пенсионеров рационально использовали свободное время для сохранения своего здоровья. Остальные, как и до выхода на пенсию, нерационально, негигиенично, расточительно тратят это время. Большинство пенсионеров относятся к группам риска, что обусловлено не только хроническими заболеваниями, но и неразумным отношением к своему здоровью, вредными привычками, низкой санитарной грамотностью, самолечением, пренебрежением врачебными назначениями и советами, перегруженностью домашним хозяйством, неразвитостью духовных интересов и потребностей.

Указанные немногие примеры (а их - множество) подтверждают приведенные выше положения о решающей роли качества жизни в формировании здоровья и патологии. Эти примеры подтверждают также заключение о непосредственном влиянии качества жизни на здоровье.

здоровье качество жизнь население

Заключение. Понятие "качество жизни" включает в себя социально-экономическую, политическую, культурную и экологическую обстановку, в которой существует человеческая общность. Высокое качество жизни подразумевает, что все стороны существования людей - от условий труда, быта, отдыха, организации сферы обслуживания, здравоохранения, образования и состояния окружающей среды до наличия политических свобод и возможности пользоваться всеми достижениями культуры - отвечают потребностям современного человека.

Исследования качества жизни имеют широкие сферы применения в здравоохранении экономически развитых стран. Они применяются: в популяционных исследованиях и при проведении мониторинга здоровья населения; для оценки эффективности программ и реформ в здравоохранении; в клинических исследованиях, посвященных оценке эффективности новых лекарственных препаратов и новых методов лечения; в клинической практике для оценки эффективности традиционных методов лечения, индивидуального мониторинга состояния больного; в фармакоэкономике; в экономике здравоохранения.

Оценка качества жизни в последние годы стала широко использоваться в отечественном здравоохранении. Она позволила существенно расширить возможности: стандартизации методов лечения; экспертизы новых методов лечения с использованием международных критериев, принятых в большинстве развитых стран. А именно - обеспечения полноценного индивидуального мониторинга состояния больного с оценкой ранних и отдаленных результатов; лечения; разработки прогностических моделей течения и исхода заболевания; проведения медико-социальных популяционных исследований с выделением групп риска; разработки фундаментальных принципов паллиативной медицины; обеспечения динамического наблюдения за группами риска и оценки эффективности профилактических программ; повышения качества экспертизы новых лекарственных препаратов; экономического обоснования методов лечения с учетом таких показателей, как "цена-качество", "стоимость-эффективность".

Здоровье населения - наиболее яркий и всеобъемлющий показатель условий жизни. Поэтому из сферы чисто медицинских исследований изучение здоровья населения "шагнуло" в экономику, социологию, географию, экологию и другие науки.

Хорошее - показатель жизни современного человека, и стремление к нему должно быть первостепенной социальной задачей. Улучшение здоровья населения, предупреждение хронических заболеваний в зрелом возрасте уменьшают расходы, связанные как с оказанием медицинской помощи, так и с экономическим ущербом вследствие потери трудоспособности.:

Список литературы:

1. Бобков В.Н. Вопросы теории, методологии изучения и оценки качества и уровня жизни населения // Уровень жизни населения регионов России. 2009. №6. С.3-15

2. Капустин Е.И. Уровень, качество и образ жизни населения России. М., 2011

Читайте также: