Идеал личности в раннем творчестве горького сочинение
Обновлено: 02.07.2024
Ранние произведения М. Горького раскрывают основы мировоззрения молодого писателя, его философской мысли. Важную роль в этом раскрытии играет образ рассказчика. Благодаря образу рассказчика такие произведения, как "Песня о Соколе", "Старуха Изергиль", становятся "рассказами в рассказе", у них возникает своеобразная "рама", которая, как рама картины, оттеняет своеобразие произведения. Например, в "Песне о Соколе" описание торжественно красивой, задумчивой природы, с которого начинается рассказ, сразу же настраивает читателя на возвышенный лад, позволяет ожидать повествования о чем-то значительном. К этому же подготавливает и характеристика, которую дает рассказчику М. Горький: старый чабан Рагим — человек мудрый, любящий рассуждать о жизни. Рисуя образ Рагима, писатель дает понять: в жизни всегда есть люди, которые близки по духу таким сказочным героям, как Сокол. Они помнят об этих героях, сочувствуют им, любуются ими.
Еще более важную роль играет рассказчик в "Старухе Изергиль". Во вступлении читаем: "Все это — звуки и запахи, тучи и люди — было странно красиво и грустно, казалось началом чудной сказки". А затем возникает зловещая внешность старухи, которая "точно говорила костями ", голубой свет луны, облако, о котором Изергиль сообщает, что это Ларра, а далее следует сама сказка — одна из славных сказок, сложенных в степях. Так вступление настраивает читателя на чудесное, эмоционально подготавливает к легенде о Ларре.
Но роль обрамления не только в этом. Вводя нас в сказку, оно вместе с тем напоминает о современности. Вначале рассказчик четко определяет место действия: "Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу". С другой стороны, место действия легенды о Ларре определено так: "Далеко за морем, на восход солнца, есть старая большая река. "
В отличие от обеих легенд, рассказ Изергиль о себе насыщен реальными названиями, бытовыми подробностями, даже политическими событиями (Польское восстание, восстание в Венгрии). Так обрамление рассказа, слово рассказчика создает связь между сказочным и реальным, прошлым и настоящим.
Очень важно, что образ рассказчика здесь обрисован достаточно четко. С одной стороны, это думающий, критически относящийся к жизни человек. Он жадно вслушивается в слова Изергиль, они его волнуют, с горькой иронией говорит о земле, которая на своем веку так много поглотила человеческого мяса и выпила крови, "отчего, наверное, и стала такой жирной и щедрой". Ему же принадлежит упрек обывателям — "живым мертвецам".
Но одновременно вырисовываются и другие черты рассказчика. Во вступлении Изергиль не случайно укоряет его в пассивности, в отсутствии любви к жизни: "У. стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны. Боятся тебя наши девушки". Новые подробности о рассказчике мы находим во второй главе — здесь его образ приобретает некоторый сатирический оттенок. Это своеобразная маска, которая необходима писателю для разоблачения морали "живых мертвецов". Но тем самым устанавливается еще одно звено связи между легендой и реальностью. Осторожность и инертность таких как рассказчик должны уступить место дерзанию и "безумству храбрых".
Итак, образ рассказчика в ранних произведениях М. Горького играет огромную роль: он создает живые и разнонаправленные связи между легендой и реальностью, прошлым и настоящим. Можно сказать, что благодаря ему в этих романтических произведениях возникает реалистическое начало.
Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где он живет и что за народ вокруг. Именно этот период жизни писателя нашел отражение в таких его ранних произведениях, как “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, и других.
Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них — живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями. Своими ранними романтическими произведениями с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан. Им автор противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку.
Удалой молодец Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви и счастья, ради которого надо пожертвовать свободой. Радда и Лойко стремятся быть вольными как ветер, спутник их табора. Их независимость и гордость восхищают и привлекают внимание, но и обрекают этих героев на одиночество и невозможность счастья. Они не становятся рабами своего чувства. Они готовы отдать за свободу жизнь. И не может “красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, потому что перед ним было два пути: убить Радду или убить себя, и он выбрал самый жестокий путь, забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью они утверждают, что счастье — это свобода. Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей”. Свобода, толкающая на убийство? Парадокс, казалось бы, но и в других рассказах это понятие толкуется неоднозначно.
Герой Горького, запечатленный в рассказе “Челкаш” и многих других произведениях (“Коновалов”, “Бывшие люди”),.— это человек, ищущий истину, жаждущий справедливости, но натыкающийся на стену отверженности и превращающийся в обычного индивидуалиста, которого жизнь толкает на преступления. В Челкаше автора привлекает то, что он способен искать правду и смысл жизни. Этот герой, конечно, романтичен. Он силен, смел, мужествен, по-своему благороден, способен бросить трусливому и жалкому Гавриле, который едва не убил его, все свои деньги. Челкаш, как и все герои раннего творчества Горького, ищет свободу, но его свобода носит ущербный характер: в ее основе тот же примитивный инстинкт собственника, что и у Гаврилы, которому он завидует: “сам себе хозяин”. Опять мы видим неоднозначность образа “свободного” человека.
В целом Горький как бы открыл нам, что есть где-то, не за морями и океанами, а у нас в России гордые и вольнолюбивые люди. Эти свободные герои противостоят отвергнувшему их обществу своей независимостью, широтой души и человечностью. Перед нами возникает именно реальная, а не выдуманная жизнь. Но, возвеличивая понятие свободы, писатель не освобождает нас от вопроса: ради кого свобода? Так Горький связывает это понятие с понятием нравственности. Свобода, отвергающая любовь к людям, превращается в крайний индивидуализм.
Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным.
Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не стремлением к бродяжничеству, а
желанием видеть, где он живет и что за народ вокруг. Именно этот период жизни писателя нашел отражение в таких его ранних произведениях, как “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, и других.
Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них – живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями. Своими ранними романтическими произведениями с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан. Им автор противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые предпочитают смерть
Удалой молодец Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви и счастья, ради которого надо пожертвовать свободой. Радда и Лойко стремятся быть вольными как ветер, спутник их табора. Их независимость и гордость восхищают и привлекают внимание, но и обрекают этих героев на одиночество и невозможность счастья. Они не становятся рабами своего чувства.
Они готовы отдать за свободу жизнь. И не может “красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, потому что перед ним было два пути: убить Радду или убить себя, и он выбрал самый жестокий путь, забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью они утверждают, что счастье – это свобода.
Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, – век свой будешь свободной птицей”. Свобода, толкающая на убийство?
Парадокс, казалось бы, но и в других рассказах это понятие толкуется неоднозначно.
Среди гордых и свободолюбивых героев умудренная жизнью старая Изергиль с особенной силой выражает мысль писателя об ответственности человека за себя, свои действия и поступки. Эта героиня, рассказывающая чудесные легенды и так любящая “красивых и сильных”, прожила жизнь, наполненную “жадной любовью”. Она была подчинена этой ненасытной страсти, но не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять.
Она прекрасно понимала людей, ценила в них лучшее, но искала только любви, и когда любовь проходила, то человек для нее как бы умирал. “Я никогда не встречалась с теми, кого любила. Это нехорошие встречи, как с покойниками”. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. И все же иногда в ее голосе звучит “рабская нота”.
Откуда такой диссонанс в, казалось бы, цельном образе? Может быть, ее свободная любовь на самом деле была проявлением крайнего эгоизма? Такого, как у сына орла Ларры?
Ради самого себя или ради других людей, как у второго героя из легенд старухи Изергиль – Данко?
Герой Горького, запечатленный в рассказе “Челкаш” и многих других произведениях (“Коновалов”, “Бывшие люди”),.- это человек, ищущий истину, жаждущий справедливости, но натыкающийся на стену отверженности и превращающийся в обычного индивидуалиста, которого жизнь толкает на преступления. В Челкаше автора привлекает то, что он способен искать правду и смысл жизни. Этот герой, конечно, романтичен.
Он силен, смел, мужествен, по-своему благороден, способен бросить трусливому и жалкому Гавриле, который едва не убил его, все свои деньги. Челкаш, как и все герои раннего творчества Горького, ищет свободу, но его свобода носит ущербный характер: в ее основе тот же примитивный инстинкт собственника, что и у Гаврилы, которому он завидует: “сам себе хозяин”. Опять мы видим неоднозначность образа “свободного” человека.
В целом Горький как бы открыл нам, что есть где-то, не за морями и океанами, а у нас в России гордые и вольнолюбивые люди. Эти свободные герои противостоят отвергнувшему их обществу своей независимостью, широтой души и человечностью. Перед нами возникает именно реальная, а не выдуманная жизнь. Но, возвеличивая понятие свободы, писатель не освобождает нас от вопроса: ради кого свобода?
Так Горький связывает это понятие с понятием нравственности. Свобода, отвергающая любовь к людям, превращается в крайний индивидуализм.
Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей.
Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным.
Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не стремлением к бродяжничеству, а желанием
видеть, где он живет и что за народ вокруг. Именно этот период жизни писателя нашел отражение в таких его ранних произведениях, как “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, и других.
Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них — живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями.
Своими ранними романтическими произведениями с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан.
Им автор противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые предпочитают смерть подчинению
даже любимому человеку.
Удалой молодец Лойко и красавица Радда гибнут, отказываясь от любви и счастья, ради которого надо пожертвовать свободой. Радда и Лойко стремятся быть вольными как ветер, спутник их табора. Их независимость и гордость восхищают и привлекают внимание, но и обрекают этих героев на одиночество и невозможность счастья.
Они не становятся рабами своего чувства. Они готовы отдать за свободу жизнь. И не может “красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”, потому что перед ним было два пути: убить Радду или убить себя, и он выбрал самый жестокий путь, забыв об отце девушки, Даниле. Своей гибелью они утверждают, что счастье — это свобода.
Эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: “Ну, сокол, хочешь, скажу одну быль? А ты ее запомни и, как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей”.
Свобода, толкающая на убийство? Парадокс, казалось бы, но и в других рассказах это понятие толкуется неоднозначно.
Среди гордых и свободолюбивых героев умудренная жизнью старая Изергиль с особенной силой выражает мысль писателя об ответственности человека за себя, свои действия и поступки. Эта героиня, рассказывающая чудесные легенды и так любящая “красивых и сильных”, прожила жизнь, наполненную “жадной любовью”.
Она была подчинена этой ненасытной страсти, но не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять. Она прекрасно понимала людей, ценила в них лучшее, но искала только любви, и когда любовь проходила, то человек для нее как бы умирал. “Я никогда не встречалась с теми, кого любила.
Это нехорошие встречи, как с покойниками”. Через всю свою жизнь пронесла Изергиль чувство человеческого достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человека, лишиться любви. И все же иногда в ее голосе звучит “рабская нота”.
Свобода? Да! Но свобода от чего и ради чего? Ради самого себя или ради других людей, как у второго героя из легенд старухи Изергиль — Данко?
Герой Горького, запечатленный в рассказе “Челкаш” и многих других произведениях (“Коновалов”, “Бывшие люди”),.
— это человек, ищущий истину, жаждущий справедливости, но натыкающийся на стену отверженности и превращающийся в обычного индивидуалиста, которого жизнь толкает на преступления. В Челкаше автора привлекает то, что он способен искать правду и смысл жизни.
Этот герой, конечно, романтичен. Он силен, смел, мужествен, по-своему благороден, способен бросить трусливому и жалкому Гавриле, который едва не убил его, все свои деньги.
Челкаш, как и все герои раннего творчества Горького, ищет свободу, но его свобода носит ущербный характер: в ее основе тот же примитивный инстинкт собственника, что и у Гаврилы, которому он завидует: “сам себе хозяин”. Опять мы видим неоднозначность образа “свободного” человека.
В целом Горький как бы открыл нам, что есть где-то, не за морями и океанами, а у нас в России гордые и вольнолюбивые люди. Эти свободные герои противостоят отвергнувшему их обществу своей независимостью, широтой души и человечностью.
Перед нами возникает именно реальная, а не выдуманная жизнь. Но, возвеличивая понятие свободы, писатель не освобождает нас от вопроса: ради кого свобода? Так Горький связывает это понятие с понятием нравственности.
Свобода, отвергающая любовь к людям, превращается в крайний индивидуализм.
(1 5.00 из 5)
Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время, я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский
Идеал личности в раннем творчестве Горького | Свободный обмен школьными сочинениями 5-11 класс
Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей.
Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не стремлением к бродяжничеству, а желанием видеть, где он живет и что за народ вокруг.
Именно этот период жизни писателя нашел отражение в таких его ранних произведениях, как “Макар Чудра”, “Челкаш”, “Старуха Изергиль”, и других.
Эти рассказы являются не только поэтическими легендами, в них — живая жизнь с ее идейными исканиями и противоречиями.
Своими ранними романтическими произведениями с яркими, страстными и вольнолюбивыми героями Горький стремился разбудить души мещан.
Им автор противопоставляет своих самоотверженных героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые предпочитают смерть подчинению даже любимому человеку.
Гордость
Что осуждает и что прославляет в человеке Горький —
Романтик?
омантические произведения раннего Горького овеяны страстной мечтой о подвиге, о необходимости героического в жизни, в них воплотилась мечта писателя о гармоническом человеке, страстно влюбленном в идею о совершенной жизни.
Образ Человека Горький создает романтическими приемами, говорит о нем с восторгом и в приподнятом тоне, ритмической прозой и белыми стихами. Художественные средства в поэме — эмоциональные эпитеты, резкие контрасты — подчинены творческой идее: вызвать у читателя приподнятое настроение, укрепить веру в светлые начала жизни.
Горьковский Человек — борец за новый светлый мир; эстетическое значение образа в том, что в нем дано конкретное воплощение человеческих идеалов, а воплощенный идеал — это и есть прекрасное в жизни.
У рассказа четкая и стройная композиция. Повествование много повидавшей на своем веку старухи Изергиль делится на три части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Своеобразие композиции заключается в том, что каж-
дая часть может стать самостоятельным рассказом.
В каждой части свои тема, сюжет, идея, герой. Вместе с тем все три части представляют собой единое целое, объединенное общей идеей, —
стремлением автора выявить
смысл жизни, истинные ценности о мире.
Ларра — красивый, сильный — спускается с гор к людям в долину. Он сын орла и женщины, смотрит свысока на других, считает, что ему все позволено. Когда выбранная им девушка оттолкнула его, Ларра поступил с ней бесчеловечно. Ларра не хочет знать людские законы. Большую смысловую нагрузку в раскрытии двух концепций жизни играет разговор надменного эгоиста, вообразившего, что он выше других, с людьми племени. Ларра хочет свободы лишь для себя, утверждает право на господство сильной личности.
Жизненно-исторический смысл контрастного противопоставления Ларры и Данко заключается в противопоставлении двух типов морали и общественного поведения.
Чувства
Горячие и гниющие
Человек в творчестве Горького либо горячий, либо гниющий. Гниющие — ограниченные, слабые люди, не стремящиеся изменить жизнь, довольные своим незавидным положением. Их большинство. Эти люди любят лишь сытую, теплую, уютную жизнь.
На мой взгляд, главным среди них является вопрос о правде – ее сущности и роли в жизни человека. Недаром на протяжении всей пьесы герои мучительно решают, что для них важнее – реальность или иллюзии, правда или ложь.
Именно иллюзии помогают этим героям сохранять веру в лучшее будущее, в чудесные изменения, которые помогут им стать более счастливыми. А в этом все они очень нуждаются, ведь каждый из персонажей утратил что-то очень важное в жизни: Актер — возможность творить на сцене, слесарь Клещ — постоянную работу, молодая женщина Настя — любовь.
Таким образом, с самого начала пьесы размышления о человеке ведутся в русле споров о необходимости правды, о мечтах и реальности. Обостряются и усугубляются эти споры с появлением в ночлежке странника Луки.
И мы видим, что до вынужденного ухода Луки самочувствие ночлежников заметно улучшается: у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше, кое-кто уже делает первые шаги по пути к обретению человеческого достоинства. Лука сумел вдохнуть в людей веру и надежду, согрел их души своим сочувствием. Даже циник Бубнов изменился под его воздействием – в конце пьесы он приглашает соседей разделить с ним трапезу.
Но после ухода странника ночлежники очень быстро вновь утрачивают свою веру, а Актер, не выдержав суровой реальности, даже кончает жизнь самоубийством. Виноват ли в этом Лука? В определенной степени, да. Он не смог увидеть — ночлежники настолько слабы и забиты, что не способны самостоятельно поддерживать веру в лучшее, свою надежду. Однако в их слабости Лука не виноват – он искренне пытался облегчить жизнь своих временных соседей.
Читайте также: