Идеал и антиидеал в мастере и маргарите сочинение

Обновлено: 03.07.2024

Сатирически описывая поступки жителей Москвы 30-х годов, автор показывает, к чему стремятся люди: к деньгам, к богатству, к другим материальным ценностям, к власти и к высокому положению в обществе. Ради этого москвичи не боятся брать взятки (яркий пример – Босой, взявший взятку у Коровьева), пользоваться своим служебным положением (примером может послужить Варенуха, который оставлял для собственных целей билеты на лучшие ряды), втираться в доверие к людям и предавать их (яркий пример – Алоизий Могарыч, предавший Мастера). Сюжет романа помогает выразить авторское отношение. С помощью Воланда и членов его свиты, которые наказывают москвичей за их жадность, лицемерие, лживость и другие пороки, показывается, что большинство людей имеет мнимые ценности.

Мнимые ценности связаны не только с миром Москвы 30-х годов, но и с миром Ершалаима. Здесь тоже наблюдается власть денег, ради которых люди готовы пойти на предательство (яркий пример – Иуда, который предал Иешуа Га-Ноцри ради денег), стремление к неограниченной власти (к примеру, Каифа, которого пугали высказывания Га-Ноцри, так как они могли сместить Каифу с места), боязнь потерять свое служебное место (например, Понтий Пилат, который понимал, что может потерять свое место, если освободит Иешуа Га-Ноцри от казни).

Но в чем же заключаются истинные ценности? Прежде всего, в любви. Мастер и Маргарита, будучи в браке, не чувствуют себя счастливыми. Только после знакомства друг с другом они обретают счастье, потому что, наконец-то, испытывают истинные чувства любви. Мастеру и Маргарите неважно, сколько у них денег, в роскошном особняке или в подвале им жить. Для них важно одно: быть рядом друг с другом.

Другая истинная ценность заключается в служении обществу. Иешуа Га-Ноцри путешествует и общается с простым народом, донося им мысли о доброте, смысле жизни и счастье. Герой не отказывается от своих мыслей даже тогда, когда ему угрожает смертельная расправа. Опасность подстерегает и Мастера, когда он только начинает работу над своим романом о Понтии Пилате, ведь в те времена произведение на религиозную тему могло привести к более серьезным последствиям, чем многочисленная критика и помещение в психиатрическую больницу. Мастер выбирает истинное искусство, которое отличается от искусства членов МАССОЛИТа. М.А. Булгаков показывает истинные ценности, выраженные творчеством Мастера, и ценности ложные, выраженные творчеством Ивана Бездомного, Берлиоза и других представителей МАССОЛИТа.

Таким образом, истинные ценности заключаются в искусстве, любви и других нравственных качествах, а ложные ценности – это стремление к материальным ценностям и положению в обществе.

Маргарита, став частью темной силы, стала рушит дело рук человеческих, разбивая стекла, но трагично, что вторит ей в этом человек. Швейцар "точно следовал за Маргаритой, как бы аккомпанируя ей". Остановить Маргариту смог лишь испуганный мальчик, согласившийся на то, чтобы ему снилась Маргарита. Увидев беспомощного, Маргарита постаралась "смягчить свой осипший преступный голос", то есть для нее сохранились гуманистические ценности, и она способна осознавать и понимать все, что она делает, будь это разрушение или созидание. Но мир больше не интересует Маргариту, ведь за свое разрушение ему уже частично воздано. Покинув мир людей, Маргарита вошла в мир Луны, и хотя внизу вновь появились огни города, более Маргарита не захотела оказаться в мире разрушенной жизни.

Скорее всего, автору мир видится таким же лишенным гармониии созидания, достойным кары, поэтому и появляется речь Маргариты в пересказе повествователя, и внутренний монолог, соединяющие в одно мысли, чувства и Маргариты, и автора. До встречи Маргариты с Воландом мы услышим еще несколько реплик Маргариты это будут пронзительные крики, произнесенные "с достоинством", "непечатное ругательство", сопровождаемые свистом и смехом. Но при этом будет исчезать внутренняя речь. Если в начале " Маргарита летела и думала . ", то кончает она тем, что "понеслась в Москву". Своебразный ритуал превращения в ведьму закончился. Изменилась не только внешность Маргариты, но и речь: внутренний монолог почти исчезает. Изменилась и внешняя речь, которая вначале была плавной, а позже стала резкой. Уже по дороге в Москву Маргарита "догадывалась, к кому. в гости ее везут," но при всех ее размышлениях это уже не мысли, ведь Маргарита лишь констатирует факты, не обдумывая их.

И даже попадая в квартиру N 50, Маргарита в начале тоже лишь отмечает тьму, ступени,огонь, необъятность зала. И даже та внутренняя мысль выглядит как внешняя речь, быть может потому, что Коровьев даст ответ на вопрос который сама себе задала Маргарита, а может быть и потому, что в квартире этой, где царят эти темные силы нет и не может быть своих личных, тайных мыслей, здесь царит ясность. И вот уже почти исчезла внутренняя речь, а внешняя теперь все больше и больше напоминает речь уверенного в себе человека. Речь вновь становится четкой, но при том оживает и сердце: "под сердцем у нее было холодно, надежда на счастье кружила. голову". И во время этого разговора единственной реакцией на все будет реакция сердца, ведь мысли в этой квартире читают все, а вот чувства это то, что всегда будет с Маргаритой. Ее фразы становятся вновь короткими, как и тогда, когда в душе ее была ясность, были покой и вера. И вновь появляется шепот это уже что-то среднее между испугом и удивлением.

К Маргарите возвращаются чувства: волнение, страх. Автору необходимо сказать, что покой Маргарита обретает только в квартире N 50, но это не связано с "испорченностью" Маргариты, это говорит об искревленном мире, где разрушающее начало дьявола не самое страшное, ведь самые страшные обычные люди. И вот встреча с "князем тьмы". И вновь Маргарита очень наблюдательна, ее глазами мы видим квартиру. И еще до начала разговора Маргарита обращается к своим мыслям, которые оформлены, как внешняя речь. Одна из первых фраз Маргариты подсказана ей Коровьевым, и произносит она ее по частям. "Ни в коем случае. начала Маргарита". " Ни в коем случае, мессир, справившись с собой, тихо, но ясно, ответила Маргарита и, улыбнувшись, добавила: я умоляю вас не прерывать партии. Я полагаю, что шахматные журналы заплатили бы недурные деньги, если б имели возможность ее напечатать. Уже в этой фразе мы видим собранную, спокойную Маргариту. Она умна, ведь шахматы игра властелинов мира, и попросив Воланда не прерывать партию, Маргарита высказала свое отношение к Воланду, свое понимание его роли в мире. И дальше Маргарита будет интересоваться шахматами, которые окажутся почти равными жизни. "Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигуры были живые ". И дальше Маргарита будет говорить тихо, но это не от ощущения своей незначительности или величия Воланда, а скорее от понимания ненужности суеты, волнений в мире Сатаны. Но вот в ее речи появляются и эмоции: "Ах, может ли это быть!", "О да, я никогда не видела такой вещицы." Пробудившиеся мысли вновь вызывают мысли-констатации того, что она видит.Разглядывая глобус, Маргарита видит жизнь, но жизнь эту не обдумывает, а лишь пробегает по ней глазами. И вот уже в ней просыпается любопытство, ей интересны возможности темных сил. Всплеск эмоций вызывает у Маргариты видение из ее прежней жизни это Наташа и Николай Иванович. Первую встречу Маргариты с Воландом автор показывает глазами Маргариты. Ей, умной, способной чувствовать, он доверяет показать и увидеть мир темных сил. Автору важно показать неглубину мира Сатаны, поэтому и исчезает внутренний монолог, Маргарита лишь видит что-то и фиксирует. В этом же темном мире беднеет и внешняя речь почти исчезают эмоции, есть лишь покой. В речевой характеристике отражается не только сама Маргарита, но тот мир, с которым она сталкивается. Сцена Великого бала у Сатаны. Мы видим ее глазами Маргариты. В этом эпизоде Маргарита вновь лишь констатирует увиденное, не анализируя его. Перед Маргаритой проходят все миры, вся история, и не анализируя все события, Маргарита принимает все за данность, за то, что невозможно изменить, но можно познать. Быть может таким же было и авторское отношение, ведь многие его мысли и идеи были доверены Маргарите. Во внешней речи Маргариты тоже происходят изменения, хотя есть и продолжение старых тенденций, а именно, Маргарита повторяет некоторые фразы, нашептанные ей Бегемотом или Коровьевым

"Крикните ему: "Приветствую вас, король вальсов!". Маргарита крикнула это. " По новому и слышит себя Маргарита: она " подивилась тому, что ее голос, полный как колокол, покрыл вой оркестра. Человек от счастья вздрогнул. ". На этом балу Маргарита осознает свое величие, ведь она способна подарить счастье такому человеку как Иоганн Штраус, да и на балу, по словам Коровьева, без внимания Маргариты гости "захирели", а позже Фриде Маргарита подарит покой. В начале Маргарите интересны и удивительны гости, поэтому она задает вопросы, хотя и "машинально". Но чем дальше, тем меньше остается сил у Маргариты, тем больше усталость, поэтому и становятся короткими фразы, меняется голос. " Да, глухо ответила Маргарита". Речь и действия Маргариты на балу часто механические, она все время " поднимает руки ", " однообразно скалясь, улыбалась гостям." В шуме бала Маргарита слышит и музыку. Говорит же на балу Маргарита только с Фридой, той, которая как и она, лишена покоя. И будучи королевой дарует этот покой. Быть может, это предсказание будущего покоя самой Маргариты ?

Но вот приходит усталость, и бал оборачивается для Маргариты мукой, из всех чувств остается лишь страдание. Но церемония встречи гостей закончилась. Маргарита плачет " от боли в руке и ноге". Эти слезы символичны, ведь причиной их стало прошлое. Но есть и вторая половина бала, где появляется утешенная Маргарита, ожившая от "кровавого душа". И вновь Маргарита облетает залы, видя все вновь, все замечая и ничему не удивляясь. Память выдает лишь одно слово " Фрида", после чего Маргарита чувствует, что у нее "начала кружиться голова". Все ощущения Маргариты выглядят как воспоминания и стоят в прошедшем времени, кроме того, в памяти сохранилось не все. И вновь " силы Маргариты стали иссякать ". И в конце бала к Маргарите возвращаются чувства она " содрогнулась ", увидев голову Берлиоза, замерла, увидев Барона Майгеля и, появление этого человека, бывшего в ее прежней московской жизни вновь вызывает мысль, оформленную как внешняя речь.

Последующие события выглядят как сон; Маргарита теперь только видит и слышит, великая усталость побеждает, очнется же Маргарита, лишь входя в "приоткрытую дверь" ювелиршиной гостиной. И вновь описание мира темных сил доверено Маргарите, ведь ее внутренний мир созвучен с миром автора. Она воспринимает этот мир таким, какой он есть. В речи ее лишь вопросы это стремление понять. Но кроме того, бал оказывается для Маргариты освежающим сном, доставшимся нелегко, принесшим страдания во имя познания и обретения уверенности и новой судьбы во всех мирах. В речевой характеристике отражается и внутренний мир Маргариты, и отношение автора, и мир темных сил. И вот уже бал закончен.

Что же с Маргаритой ? Как изменилась ее речь ? Во всем облике и словах ее усталость, ведь перед ней проходит почти вся темная жизнь. " О нет, мессир, ответила Маргарита, но чуть слышно." " Это водка ? слабо спросила Маргарита". Но быть может с этой усталостью и происходит ее возвращение в реальный мир свиты Сатаны. И вот, избавляясь от усталости бала, Маргарита уже улыбается. Но вместе с этим появляется и внутренний монолог, где она вспоминает о своей прошлой земной жизни до бала, и мысль ее направлена на бытовое: "вернулись силы, как будто она встала после долгого освежающего сна, кроме того, почувствовался волчий голод. он еще более разгорелся". И вот Маргарита уже пристально наблюдает за поведением Бегемота, который в свите не просто шут, а своеобразное зеркало Сатаны.

И вот уже Маргарита оживляется, становясь близкой этой компании, даже частично теряет свое имя, став теперь уже "Марго". В ее речи появляются чувственные восклицания: " Я так взволновалась ! воскликнула Маргарита". В ней просыпается любопытство, она вспоминает прошедший день, но эти воспоминания даются ей трудно, поэтому фраза ее разорвана множеством многоточий. " Ну да, Ну да. А то ведь дело в том, что этот человек на лестнице. Вот когда мы проходили у подъезда. Я думаю, что он наблюдал за этой квартирой. " Быть может в этой фразе уже предсказана невозможность возвращения к прошлому своему, которое столь тяжело и страшно. И вот начинается разговор о Мастере, и уже изменились чувства Маргариты, ее слово " в сердце " сопровождается глубоким волнением, голос ее становится глух. Но на вопрос Воланда, почему же были биты стекла у Латунского, Маргарита очень скупо отвечает, как бы стремясь скрыть даже перед всезнающим что-то свое, глубоко личное. Но говоря, что "он ( Латунский ) погубил одного мастера " , Маргарита пугается предложения убить критика. Поэтому появляется страстное " нет. нет, умоляю вас, мессир, не надо этого." И вновь Маргарита разговаривает со свитой.

Но вот Маргарита "робко сказала: " Пожалуй мне пора. Поздно." Вот она уже смутилась. И вот появляется внутренний монолог, это минута душевного напряжения. Поэтому и говорит Маргарита чуть слышно. Вот уже в сердце ее тоска, появилось ощущение обмана и ощущение собственной ненужности, бездомности, одиночества. Но мысль о том, чтобы преступить свою гордость и попросить самой, прорывает внутренний монолог, и оформлена автором как речь внешняя. И таким же молчаливым криком стала мысль о том, чтобы утопиться.

В произведение М. А. Булгакова "Мастер и маргарита" автор размышляет над важными темами. Одной из центральных является тема "Настоящей, верной и вечной любови". Рассмотрим, как она раскрывается в произведении.

Главные герои романа- Мастер и Маргарита. Они являются олицетворением чистой и верной любви. Вспомним бесстрашную возлюбленную Мастера — Маргариту.

Это смелая и сильная женщина, которая ради любви отказывается от комфортной и богатой жизни. Она уходит от своего мужа в подвал к Мастеру. У неё была жизнь о которой мечтали многие женщины, она могла позволить себе всё, что захочет. Но Маргарите чужды человеческие пороки, она не гонится за материальным благополучием, самое главное для неё это быть с любимым человеком. Маргарита сильная женщина, которая верит, что все неудачи пройдут, она знает, что Мастера ждет успех. Поддержка Маргариты помогает Мастеру не останавливаться и продолжать писать, даже после того, как ему отказали в издательстве.

Не меньше Мастер любил свою Маргариту, он любил её самоотверженно. Мастер понял, что гибнет и он не хотел, чтобы Маргарита "погибала"вместе с ним. Он понимал, что "Со мной будет нехорошо, и я не хочу, чтобы ты погибла вместе со мной". Этот диалог не позволяет усомниться в искренних чувствах возлюбленных. Ради благополучия Маргариты он готов отказаться от неё на вечно.

Настоящая любовь может натолкнуть человека на страшные вещи. Маргарита ради Мастера идет на страшную сделку с дьяволом. Как говорил Мастер в сложных ситуациях люди "ищут спасения у потусторонней силы!". Маргарите тоже пришлось обратиться к ней, чтобы отыскать и спасти своего возлюбленного. Благодаря портрету Маргариты мы видим, образ необычайно смелой и решительной женщины. Маргарита терпит испытания, Которые приготовил ей Воланд. Жертвуя собой она пытается добыть информацию о своем любимом. В развязке произведения Мастер и Маргарита воссоединяются и Воланд дарует им "вечный покой" о котором они так давно мечтали.

Любовь Мастера и Маргариты действительно "настоящая, верная и вечная". Маргарита олицетворяет идеал любящей женщины, она готова пойти на любые жертвы ради любимого человека. Мастер способен отпустить любовь всей своей жизни ради её спасения, несмотря на то, что он потеряет смысл жизни. Эти герои и по сей день являются примером истинной и чистой любви.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Войти

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Истинные и ложные ценности в романе М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита".

Среди ценностей, которые человек часто считает для себя высшими, существуют как истинные, так и ложные.
В романе " Мастер и Маргарита" М. А. Булгаков предлагает читателю поразмышлять о том, какие идеалы следует считать истинными, а какакие -- ложными, при этом не давал поямого ответа на этот вопрос. Каждому из героев этого произведения присущи свои ценности и идеалы ( причем некоторые из героев в процессе развития сюжета меняют свое мировоззрение).

Например, в начале книги поэт Иван Николаевич Бездомный ни о чем не думает в своей жизни кроме написания бездарных "антирелигиозных" стихов.

(В тринадцатой же главе он "обещает" и "клянется" мастеру больше не писать этих "чудовищных" стихотворений).
Единственными ценностями для завсегдатаев Грибоедова приходится красивая жизнь с вкусными обедами, танцами и отдыхом на море. Особой важностью для них обладает решение "квартирного вопроса". В дверь с такой надписью, по словам автора " ежесекундно" "ломится" народ.
Отдельной темой в романе выступает признание денег самой главной человеческой ценностью. Как заметил Воланд в двенадцатой главе,
--Ну что же . они -- люди как люди. Любят деньги, но ведь это всегда было. " Еще во времена Понтия Пилата деньги признавались как одна из основных ценностей. Иуда из Кириафа предает своего учителя именно из -за них.
Адмитнистрация Варьете отличается алчностью и жадностью. На протяжении всего развития действия в романе постоянно фигурируют деньги как основная ложная ценность человечества : будь то "ершалаимские" главы или события, происходящие в Москве. Всюду деньги являются объектом вожделения, а целью жизни многих является достижение богатства.
Автор дает понять, насколько далека от истинных моральных, нравственных, человеческих ценностей. Вся эта мишура : шикарная жизнь, красивая одежда. Во всем этом много фальши, неискренности и заблуждения. Жажда наживы порождает много других пороков, таких как лживость, коварство Все эти качества присущи как администрации Варьете, так и критику Латунскому, Алоизию Могарычу и Иуде. Зачастую люди из-за страха потерять свой заработок, свое положение в обществе дорожат своей престижной должностью и ради ее сохранения готовы совершить бесчестные и трусливые поступки. Это касается и героев московских глав, но в основном стоит вспомнить поступок героя романа мастера Понтия Пилата. "Трусость -- самый страшный порок" -- так скажет Иешуа Га -- Ноцри, и этому пороку был подвержен прокуратор Иудеи.

Решение о казни Иешуа было продиктовано ничем иным, как страхом потерять свое положение и должность.

Итак, большинство героев Булгакова первоначально обладают ложными представлениями о ценностях. Но это сделано для того, чтобы создать еще больший контраст между ними и теми, кто с самого начала окажется на стороне правды. Единственными такими героями становятся Иешуа, Мастер и Маргарита. Иешуа проповедует любовь к людям, называя их добрыми. Главные же герои романа провозглашают основными ценностями силу любви и творчества.
Эти высшие ценности автор считает истинными и вечными. Ради любви Маргарита жертвует многим, она принимает помощь от сатаны, за что ей пришлось участвовать в его бале.
Мастеру приходится многое терпеть за свое творчество. Его произведения подвергаются гонениям, поэтому он страдает, а затем попадает в психиатрическую больницу, где всречается с Иваном Бездомным, который подобно ученику Иешуа, Левию Матвею, поговорив с "учителем" понимает истинную жизненную ценность. Для Мастера это сила творчества. Осуществить мечту Мастера и Маргариты помогает "нечистая сила" в лице Воланда и его свиты. Они дают им возможность получить покой, который они заслужили. Герои получили свободу любви и творчества.Прощается и Понтий Пилат. Его мечта -- оказаться рядом с Иешуа -- осуществилась благодаря Маргарите, которая крикнула : "Отпустите его" Любовь дает мастеру и Маргарите силу и является свидетельством других светлых качеств, которые у них присутствуют : доброта, отзывчивость, честность и многих других.
Таким образом, переплетая совершенно разные миры, Булгаков хочет выделить ценности, которые остаются во всех временах и даже существуют вне времени, то есть являются вечными. А избавится от ложных ценностей, по мнению автора, до конца не возможно. В эпилоге говориться, что Алоизий Могарыч "не только был, но и сейчас существует, . в должности финдиректора Варьете".

Читайте также: