Идеал гражданской и ратной чести князя игоря и всеволода сочинение

Обновлено: 04.07.2024

Для него очень важно оставаться защитником родины и ни в коем случае не сдаваться, встречая на своем пути трудности.

Автор: Ромазан Самодинов

Автор: Самый Зелёный · Published 08.10.2019

Сочинение: Тема России в творчестве И.А. Бунина

Автор: Самый Зелёный · Published 30.04.2021

Автор: Самый Зелёный · Published 23.01.2020

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='PGRpdiBjbGFzcz0nY29kZS1ibG9jayBjb2RlLWJsb2NrLTEwJyBzdHlsZT0nbWFyZ2luOiA4cHggMDsgY2xlYXI6IGJvdGg7Jz4KPCEtLSBZYW5kZXguUlRCIFItQS0zMzA2MzUtOSAtLT4KPGRpdiBpZD0ieWFuZGV4X3J0Yl9SLUEtMzMwNjM1LTkiIHN0eWxlPSJkaXNwbGF5OiBpbmxpbmUtYmxvY2s7Ij48L2Rpdj4KPHNjcmlwdCB0eXBlPSJ0ZXh0L2phdmFzY3JpcHQiPgogICAgKGZ1bmN0aW9uKHcsIGQsIG4sIHMsIHQpIHsKICAgICAgICB3W25dID0gd1tuXSB8fCBbXTsKICAgICAgICB3W25dLnB1c2goZnVuY3Rpb24oKSB7CiAgICAgICAgICAgIFlhLkNvbnRleHQuQWR2TWFuYWdlci5yZW5kZXIoewogICAgICAgICAgICAgICAgYmxvY2tJZDogIlItQS0zMzA2MzUtOSIsCiAgICAgICAgICAgICAgICByZW5kZXJUbzogInlhbmRleF9ydGJfUi1BLTMzMDYzNS05IiwKICAgICAgICAgICAgICAgIGFzeW5jOiB0cnVlCiAgICAgICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIH0pOwogICAgICAgIHQgPSBkLmdldEVsZW1lbnRzQnlUYWdOYW1lKCJzY3JpcHQiKVswXTsKICAgICAgICBzID0gZC5jcmVhdGVFbGVtZW50KCJzY3JpcHQiKTsKICAgICAgICBzLnR5cGUgPSAidGV4dC9qYXZhc2NyaXB0IjsKICAgICAgICBzLnNyYyA9ICIvL2FuLnlhbmRleC5ydS9zeXN0ZW0vY29udGV4dC5qcyI7CiAgICAgICAgcy5hc3luYyA9IHRydWU7CiAgICAgICAgdC5wYXJlbnROb2RlLmluc2VydEJlZm9yZShzLCB0KTsKICAgIH0pKHRoaXMsIHRoaXMuZG9jdW1lbnQsICJ5YW5kZXhDb250ZXh0QXN5bmNDYWxsYmFja3MiKTsKPC9zY3JpcHQ+PC9kaXY+Cg==' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

Но когда представления, долгое время кажущиеся ис­тинными, все-таки оказываются ложью, приходит по­зорное и унизительное бесчестие. Никогда за все время владычества половцев русские князья еще не терпели та­кого оглушительного поражения, никогда еще они не попадали в плен, считающийся самым большим бесче­стьем. Но случилось именно так: войско разбито, Игорь и Всеволод в плену, половцы вновь пошли на Русь, сжигая все и вся на своем пути. Это результат ложного представ­ления князя Игоря о чести: когда речь идет о свободе и независимости Родины, не следует искать победы в оди­ночку, не нужно желать славы только себе. Необходимо думать об общем деле и подчинять свою волю и желания единому стремлению к свободе.

Когда князь Игорь оказался в плену и к нему после долгих и тяжелых раздумий пришло осознание своего бесчестья, он, вероятно, понял, что желание славы — это ложь, что безрассудные порывы недопустимы, что руко­водствоваться нужно разумом, а не тщеславием. Тогда и решился князь вернуться в Киев, хотя понимал, как не­просто бежать из плена. Но человеку, ведомому честью, многое подвластно, ему помогает сама русская земля, звери и птицы, цветы и травы.

Финал произведения вызывает восхищение мудро­стью русского народа, способного прощать, казалось бы, невозможное. Но Игорь искренне, от всего сердца жаж­дет прощения, и он его получает. Так вновь торжествует честь как осознанная в результате труднейших испыта­ний истина: Русь должна объединиться, чтобы противо­стоять любым врагам и недругам.

Таким образом, можно сделать вывод: если представ­ления человека основаны на истинных ценностях, то, безусловно, поступками будет руководить честь. Но если слова и действия лживы, порочны, подчинены тщесла­вию и выгоде, то следствием обязательно будет бесчестье, поражение и позор.

Автор "Слова" нередко оценивает события с точки зрения той „славы“, которая распространяется по Руси об этих событиях. Подобно тому, как летописец, на основании той же народной молвы, оценивает исторические события с точки зрения их „небывалости“ (ср. в Ипатьевской летописи под 1094 г.: „не бе сего слышано во днех первых в земле руской“; ср. в Лаврентьевской летописи под 1203 г.: „взят бысть Кыев Рюриком и Олговичи и всею Половецьскою землею и створися велико зло в Русстей земли, якого же зла не было от крещенья над Кыевом. Напасти были и взятья не якоже ныне зло се сстася“), — автор "Слова" пишет о поражении Игоря: „То было въ рати и въ ты плъкы, а сицей рати не слышано!“.

Поисками „славы“ отчасти объясняет автор "Слова" и самый поход Игоря. Собираясь на половцев, Игорь и Всеволод сказали: „Мужаимеся сами: преднюю славу сами похитимъ, а заднюю си сами поделимъ“. В ночь перед битвой русичи Игоря перегородили своими черлеными щитами великие поля, „ищучи себе чти, а князю славы“. Именно так понимает побудительные причины к походу Игоря и Святослав Киевский: „Рано еста начала Половецкую землю мечи цвелити, а себе славы искати“. Поисками личной славы объясняют поход Игоря и Всеволода также и бояре Святослава Киевского: „се бо два сокола слетеста съ отня стола злата поискати града Тьмутороканя, а любо испити шеломомь Дону“.

Понятия чести и славы звучат в „Слове“ и тогда, когда они прямо не упоминаются. Игорь говорит дружине: ,,Луце жъ бы потяту быти, неже полонену быти“ или „хощу бо, — рече, — копие приломити конець поля Половецкаго; съ вами, русици, хощу главу свою приложити, а любо испити шеломомь Дону“. И здесь речь идет, следовательно, о добывании личной славы.

Неоднократно упоминается в „Слове“ и дедняя слава — слава родовая, княжеская: Изяслав Василькович „притрепа славу деду своему Всеславу“, Ярославичи и „все внуки Всеслава“ уже „выскочисте изъ дедней славе“; Всеслав Полоцкий расшиб „славу Ярослава“ — славу новгородскую.

Наконец, в „Слове о полку Игореве“ неоднократно упоминается и о пении той самой „славы“ — хвалебной песни, в которой конкретизировалось понятие „славы“ как народной молвы. Песни Бояна были песнями хвалебными — „славами“ („они же сами княземъ славу рокотаху“), посвященными тому или иному герою и их подвигам („которыи дотечаше, та преди песнь пояше старому Ярославу, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю предъ пълкы касожьскыми, красному Романови Святъславличю“).

Таким образом автор „Слова о полку Игореве“ воспроизводит современные ему события, оценивает их и дает характеристики князьям — своим современникам — на основании народной „молвы“, „славы“, которая в XII в. имела свои особенности, связанные с идеологией классового феодального общества.

В истории общечеловеческой культуры есть памятки, которые отображают наилучшие черты, присущие тому или иному народу. К таким шедеврам искусства принадлежит и “Слово о полке Игореве”. Когда я листаю страницы этого произведения, на меня будто дышит героическая Давняя Русь.

Из строк поэмы возникают образы многочисленных русских князей с их доблестями и недостатками, в их сложных взаимоотношениях между собой и иностранными соседями. Я вижу радость победы и боль поражения; я вижу князя Игоря, который ведет в поход свое войско. Игорь

Он – пламенный патриот Русской земли. Зная, что половцы постоянно угрожают напасть на родину русичей, он вместе со своим братом Всеволодом ведет дружину в поход. Надо защитить родную землю, даже если смерть будет ждать в дороге!

Игорево войско отправилось в поход. Но вдруг тьма покрыла всех воинов. По поверьям русичей, затмение солнца – это плохой признак, предвестник несчастья.

Игорь знает об этом, но не хочет покорятся обстоятельствам. Перед лицом страшной своими фатальными предупреждениями природы он не теряет мужества, присутствия

духа и боевой решительности. Игорь преисполнен ратным духом и говорит своей дружине, что лучше смерть, чем плен: “Братья!

Лучше же бы погибшим быть, чем пленным быть”. Какой бесстрашный этот человек, ведь Игорь не уверен, ждет ли его победа! Возможно, что он никогда больше не возвратится домой.

Но это не может остановить Игоря. Он и не думает о возвращении и хочет вступить в битву с врагами родины и или голову в ней сложить, или победить – напиться шлемом из Дона: “Ибо, – сказал, – копья поломать в конце поля половецкого; с вами, русичи, хочу голову свою положить или выпить шлемом из Дона!” Именно его храбрость и помогает победить в первой битве с половцами. Русские потоптали половецкие полки и, будто стрелы, разлетелись по степи за добычей. их добыча была настолько богатой, что покрывалами, плащами, кожухами и другими половецкими драгоценностями застилали трясину и делали мосты на заболоченных, размытых весенними дождями степных дорогах.

Один Игорь пренебрег добычей и взял себе лишь боевые знаки врага – красное знамя, белую хоругву, красный бунчук и серебряную рукоятку.

Высокое благородство Игорь показывает и во время решающей битвы, когда он в разгаре боя “разворачивает” полки на помощь брату Всеволоду. Но поражение неминуемо: о нем предупреждала еще природа – и “солнце ему тьмой путь застилало; ночь, стонала ему грозой, птиц возбудила…”

Мы видим понурую и скорбную картину трудного положения Руси, к которому привело поражение. И виновны в этом честолюбие и самоуверенность князя Игоря. Предъявляет обвинение ему и Святослав, автор бессмертного “золотого слова”.

Говорит он, обращаясь к Игорю и Всеволоду: “Вы же сказали: “Мужаемся сами – прошлую славу сами заберем и грядущую сами поделим!” Они не послушали своего “отца” Святослава и этим пробудили коварство половцев, развязали им руки, дали повод нарушить мир. Вечным укором Игорю будет то, что он утопил покой и благосостояние Руси на дне реки Каялы, много насыпал туда русского золота, а сам пересел с золотого княжеского седла в седло рабское, т. е. попал в плен.

Но все ж таки автор “Слова” сочувствует Игорю. Он радуется, когда князю удалось убежать из плена, описывая, как и Бог, и природа помогают ему. Автор преподносит поступки Игоря в сказочно-легендарном стиле.

Он побежал горностаем, прыгнул на быстрого коня, а потом соскочил с него серым волком. Соколом взлетал он под тучи, сбивал гусей и лебедей на завтрак, обед и ужин. Под радостное приветствие Игорь прибывает в Киев.

К счастливым голосам присоединяется и голос самого автора: “Как тяжело телу без головы, так и Русской земле без Игоря”.

И вот я закрываю последнюю страницу “Слова о полке Игореве”. Я будто увидел(ла) своими глазами храброго князя Игоря, который старался защитить Русскую землю, будто ощутил(ла) искру того патриотичного пламени, которое вдохновляло когда-то автора на создание его бессмертной поэмы. И хотя прошло уже много времени после ее возникновения, но еще и до сих пор она волнует своей неповторимостью, своим благородным и патриотичным содержанием!

Постскриптум от автора:

Иногда предлагают другую тему : “Ярославна – образ любящей женщины в “Слове о полке Игореве”. “Плач Ярославны” является одним из самых поэтичных произведений мировой литературы. Он символизирует любовь, верность и тоску жены. Обратите на это внимание, когда будете писать произведение.

Отметьте, что плачь издавна широко применялся в народных обрядах, в думах, сказках. Так, в народных сказках и песнях, сказках Пушкина и балладах Шевченко девушки ждут своих милых каждый день, каждый час, длинными годами и тоскуют по ним. И Ярославна вместе с другими русскими женщинами плакала не только тогда, как узнала о несчастливой битве.

Она тосковала по мужу все время, пока он находился в плену. Ярославна оплакивает Игоря не только как мужа, а и как Защитника родины, который потерпел поражение в битве с врагами.

В основу сюжетной линии лег неудачный поход на половецкие племена князя Игоря, который произошел середине 80-тых годов XII века. Поход закончился гибелью большинства воинов, а сам Игорь попал в плен к половцам.

Главный герой, судя по названию произведения, — князь Новгорода Северского Игорь Святославич. Вокруг него выстраивается сюжетная линия, и сюжет получает свое развитие в соответствии с действиями князя, за которым с интересом наблюдает аудитория читателей. Он храбрый, мужественный человек с активной жизненной позицией. Древний писатель указывает на княжеский возраст – 34 года, обращая внимание на его молодость и нехватку опыта. Игорь решительно вступает в битву с половцами, держится бодро и ведет в бой свою дружину, но стоит обратить внимание на изначальную цель похода: для чего был он задуман? В поэме автор дает многое объясняющий ответ – для славы и ради нее. Тщеславному князю делиться ею ни с кем не хотелось. Автор обращает внимание читателей на то, что впоследствии именно гордыня привела войско Игоря к поражению.

В походе участвует князь Всеволод, младший брат Игоря, который помогает ему во всем и в военных делах тоже. Между братьями существует тесная родственная связь, преданность общему делу. Через образ Всеволода автор показывает крепость семейных уз – он не бросает Игоря в опасности и следует за ним всюду. Но он, в отличие от Игоря, еще безрассуден и горяч – рвется в бой, не задумываясь о последствиях.

Роль образов молодых князей в произведении имеет большой поучительный смысл и выражается в мудром поучении, обращенном к будущим поколениям. Поражение молодых князей было обусловлено их обособленностью, тщеславием и разрозненностью древнерусских княжеств. Автор дает понять, что одержать победу и достигнуть большего, можно лишь объединившись. А один в поле не воин. Если каждый способен идти на поводу только своих личных амбиций, желаний и целей, это может привести к катастрофе.

Отрицательный пример братьев – это всем урок, особенно молодежи всех эпох и поколений. В древнерусских князьях – Всеволоде и Игоре – автор воплотил основные отрицательные качества русских людей – амбициозность, эгоизм, тщеславие, безрассудство, горячность и иные негативные черты. Чтобы достигнуть успехов в мирной жизни и защитить свою землю или страну от внешнего неприятеля нужно объединиться, действовать сообща и слаженно.

Читайте также: