И жизнь и слезы и любовь сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Совсем недавно не стало талантливого режиссера и актера Николая Губенко. Мне бы сегодня хотелось вспомнить о фильме мастера, который я очень люблю.

И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь , и слезы , и любовь .

Этот фильм необычный для советского кино, посвящен он теме старости и ухода из этого мира.

Сюжет прост и незамысловат.

В доме ветеранов, который является бывшей дворянской усадьбой, живут глубоко пожилые люди, которые нуждаются во внимании и заботе, но получают ее очень мало. Директор учреждения Федот Федотыч стремится лишь к тому, что контингент (так называет он стариков) был накормлен, одет и соблюдал правила распорядка дня.

Все изменяется, когда появляется новый главный врач Варвара Дмитриевна, угадывающая желания своих подопечных и помогающая им порадоваться красоте уходящей жизни.

Атмосфера фильма непередаваемая. Картины природы, классическая музыка, полотна известных художников, сцены из жизни обитателей дома – все это пронизано тонкой грустью и ощущением важности каждой минуты бытия.

Для каждого героя в старости значимо осознание, что жизнь была прожита не зря, что опыт, переживания, воспоминания не растворятся в небытии, а останутся здесь, переданные окружающим людям. Именно это осознание сопричастности всех людей друг другу рождает надежду на бессмертие.

При этом сами старики одиноки – ведь как иначе они оказались бы в доме ветеранов, без семьи, родных и близких?

И это одиночество глубоко тяготит каждого из них. Они нуждаются в любви и в понимании.

Трогательным является чувство взаимной симпатии, возникшее между оперной певицей Софье Петровной Сербиной и Павлом Андреевичем, который благодаря этому смог преодолеть последствия инсульта.

Кульминацией фильма является как раз праздник, который устраивает главный врач и ее добровольные помощники к юбилею Софьи Петровны. Здесь находится место и подаркам, и прекрасным речам, и музыке, и выступлению самого Ивана Козловского!

Фильм глубоко гуманистичен. Он пронизан верой в целительную силу любви, утверждению ценности каждого этапа жизненного пути – от юности до старости и убежденностью в том, что каждый человек, проходя через все испытания судьбы, призван сохранять в себе человеческое достоинство и заботу о ближних.

Работа режиссера Н. Губенко представляет собой не просто кинофильм с определенным сюжетом. В этой картине с незамысловатым развитием событий и отсутствием ярких действий содержится глубочайший смысл и вечные проблемы человечества. В этой картине мы видим жизнь пожилых людей в доме престарелых, их общение, проблемы, заботы, переживания, чувства.
В этом доме престарелых, как и в прочих государственных заведениях, мало кто заботится о реальном самочувствии, душевном состоянии и потребностях его обитателей. Для заведующего этим заведением

самое главное – это исполнение прописанного положения сотрудниками и обитателями и никаких отклонений от норм. В доме престарелых жизнь пожилых людей протекает скучно и уныло.

Люди здесь, в сером, помещении с решеткой на окнах, будто в тюрьме, живут и не имеют никакой отрады, никаких, даже самых мелких радостей жизни. Можно сказать, что они просто доживают свои дни в этом сером, старом, скучном помещении, под надзором безразличных взглядов сотрудников.
Жизнь всего дома меняется с появлением нового главврача – Волошиной Варвары Дмитриевны. Женщина приехала в дом престарелых работать. Она одинока,

Про ее супруга от нее самой мы ничего не слышим, лишь однажды кухарка говорит, что с мужем ее отношения не сложились.
Итак, мы видим одинокую, но полную жизненных сил врача Варвару Дмитриевну. Она приехала в новое место, к новым людям, и, конечно же, к новой жизни. Полная энтузиазма, она с радостью берется за огромное количество дел.

И у нее неплохо получается. Потому что, я думаю, что женщина, натерпевшаяся горя и одиночества, понимает, как тяжело пожилым людям, ветеранам в доме престарелых без ласки, добра и положительных эмоций. Она решила изменить их серую и неинтересную жизнь в доме престарелых.

Варвара Дмитриевна начала общаться с обитателями на равных, расспрашивать об их судьбах, проводить беседы, устраивать чаепития и с радостью выслушивала бесконечные истории пожилых людей об их прошлой жизни, любви, интересах.. Варвара Дмитриевна уважительно относилась к пожилым людям и всячески пыталась им помочь и советом, и делом.
С появлением нового главврача и обстановка, и поведение обитателей изменилось: в комнатах появились аквариумы с рыбками, клетки с попугаями, множество цветов, повсюду стала звучать музыка, а обитатели с радостью спешили к ней на разговор и улыбчиво с ней общались. Несомненно, идею главврача об обновлении и улучшении состояния помещения и новых методах общения с людьми поддержали не все.
Одним из протестующих был заведующий домом престарелых, он считал, что не стоит слишком мягко относиться к пожилым людям, ведь они, в конце концов, находятся под присмотром и опекой. Он считал, что не нужно давать им такой свободы действий и общаться с ними на равных. “Контакт на равных с контингентом до добра не доводит”, – вот, что он сказал, узнав о душевных разговорах и чаепитиях Варвары Дмитриевны с жителями. Позиция этого человека мне ясна, заведующий домом престарелых – человек, отвечающий за все в этом доме, в общем.

В его интересах экономить бюджет, исключать несчастные случаи и именно поэтому его мало волнует душевное состояние обитателей, их интересы и мнение, прежде всего, для него важно соблюдение норм и правил и постоянный порядок.
Но и он, позже смягчается, и соглашается с мнением Варвары Дмитриевны, видя как эффективны ее действия, как важна помощь и понимание со стороны окружающих этим людям. Так же, против Варвары Дмитриевны выступала кухарка, которой неоднократно делали замечания по поводу качества продуктов и приготовленной еды. Женщина не хотела относиться к своему делу с уважением и лишь отрабатывала рабочее время.

Мы видим, что и она, как заведующий в самом начале, не желает принимать нововведения, и считает, что обитателям и так пойдет то, что она готовит. Снова возвращаемся к этой проблеме, к проблеме нежелания уважать и почитать людей, которых они должны не просто уважать, но и всячески помогать и оказывать должное внимание, ведь эти люди – ветераны. Снова возвращаемся к этой проблеме, к проблеме нежелания уважать и почитать людей, которых они должны не просто уважать, но и всячески помогать и оказывать должное внимание, ведь эти люди – ветераны.

Даже если не все из них воевали, то все равно, каждый из них прожил долгую жизнь, оставил после себя след, сделал вклад в жизнь общества. Так неужели эти люди не достойны уважения? Почему к ним должны халатно относиться?

Варвара Дмитриевна вернула осознание ко всем сотрудникам, в том числе и заведующему.
Помимо Варвары Дмитриевны многие люди: сотрудники, жители дома престарелых, поддерживают ее мнение и хотят всячески помочь главврачу. Например, такими людьми являются Полина Ивановна и ее муж – Степан Степанович. Эти люди всю свою жизнь положили на помощь обществу. В молодости Полина Ивановна работала в госпитале, там она и познакомилась со своим будущим мужем.

Полина Ивановна отличается необычайной добротой и сопереживанием, она с полной самоотдачей стремится помочь всем, кому может. Полина Ивановна и Степан Степанович безвозмездно помогают и Варваре Дмитриевне и обитателям и вообще, делают все то, что им под силу и то, чем могут помочь окружающим. Я поражаюсь, насколько добрыми и понимающими могут быть люди, ведь в наше время редко встречаются люди, готовые помочь в трудной ситуации.

Полина Ивановна и ее муж никогда не сидят без дела, они всегда готовы прийти на помощь.
Ее муж – Степан Степанович работал в доме престарелых и дворником, и охранником, и сторожем, и даже садовником. Он выполнял всю работу, которая была ему под силу. Но как и у каждого человека у него есть слабость, это слабость к алкоголю. Герой трудится, выкладывается полностью во благо общества, но все бы ничего, если бы Степан Степаныч не любил выпить.

Он может работать не покладая рук, но потом обязательно выпьет, да столько, что сам удивляется себе. Возможно, выпивка для героя как отдушина. Ведь большей благодарности, чем зарплата он не получает.

Варвара Дмитриевна раз вступилась за него перед заведующим, сказав, что человек выполняющий работу за десятерых, не может получать всего лишь одну зарплату.
Есть в доме престарелых и такие люди, которые, казалось бы, уже потеряли веру в будущее и в дальнейшую нормальную жизнь. Например, Павел Андреевич. Он был тяжело болен, не вставал с кровати долгое время и ни с кем не общался. Он не улыбался, не разговаривал, почти ничего не ел.

Казалось бы, что этот человек в самом конце своей жизни: ему ничего не интересно, он практически ничего не может делать. Но после приезда Варвары Дмитриевны, мы видим, как герой постепенно пошел на поправку. Варвара Дмитриевна не только применяла другие методы лечения, она относилась к подопечным с особой любовью, заботой и лаской, в которой они действительно нуждались.

Сначала она предложила Павлу Андреевичу записывать свои мысли на бумагу. А после она их зачитывала остальным, то есть, по мере своих возможностей, она обеспечила какое-то общение Павла Андреевича с остальными людьми. Так же, благодаря ей, Софья Петровна Сербина узнала о существовании Павла Андреевича и между ними завязались теплые отношения.

Благодаря Варваре Дмитриевна, так же, Павел Андреевич смог рассказать, а точнее написать, о том, что в далекие годы, он видел Софью Петровну и о том, что она ему хорошо запомнилась.
Получается, что все, находящиеся здесь люди имеют какие-то недостатки, слабости, это естественно, ведь у каждого человека есть минусы и плюсы. Это свойственно каждому человеку. Но именно эти люди, проживающие в доме престарелых, не просто живут там оттого, что они стары и никому не нужно. В них еще горит огонь жизни, они еще жаждут жить, жаждут любить и мечтать, общаться и делиться воспоминаниями, переживать и испытывать эмоции.

В фильме “И жизнь, и слезы, и любовь” мы видим, что герои еще способны жить и любить и они желают этой жизни. Но, к сожалению, к ним относятся, как отжившим свое людям. Почему же это происходит?!

Ценить и уважать умеют не все люди, и быть благодарными тоже не все могут. Но к счастью, таких людей как Варвара Дмитриевна больше, чем черствых и грубых. Поэтому у этой истории хороший конец.
Финальной сценой становится празднование дня рождения Софьи Сербиной. Здесь мы видим радость в глазах именинницы, улыбки ее близких, знакомых. В конце, зритель понимает, как важно для человека хорошее к нему отношение.

Работа режиссера Н. Губенко представляет собой не просто кинофильм с определенным сюжетом. В этой картине с незамысловатым развитием событий и отсутствием ярких действий содержится глубочайший смысл и вечные проблемы человечества. В этой картине мы видим жизнь пожилых людей в доме престарелых, их общение, проблемы, заботы, переживания, чувства. В этом доме престарелых, как и в прочих государственных заведениях, мало кто заботится о реальном самочувствии, душевном состоянии и потребностях его обитателей. Для заведующего этим заведением самое

главное – это исполнение прописанного положения сотрудниками и обитателями и никаких отклонений от норм.

В доме престарелых жизнь пожилых людей протекает скучно и уныло. Люди здесь, в сером, помещении с решеткой на окнах, будто в тюрьме, живут и не имеют никакой отрады, никаких, даже самых мелких радостей жизни. Можно сказать, что они просто доживают свои дни в этом сером, старом, скучном помещении, под надзором безразличных взглядов сотрудников. Жизнь всего дома меняется с появлением нового главврача – Волошиной Варвары Дмитриевны. Женщина приехала в дом престарелых работать.

членов семьи у нее только сын. Про ее супруга от нее самой мы ничего не слышим, лишь однажды кухарка говорит, что с мужем ее отношения не сложились. Итак, мы видим одинокую, но полную жизненных сил врача Варвару Дмитриевну. Она приехала в новое место, к новым людям, и, конечно же, к новой жизни.

Полная энтузиазма, она с радостью берется за огромное количество дел. И у нее неплохо получается. Потому что, я думаю, что женщина, натерпевшаяся горя и одиночества, понимает, как тяжело пожилым людям, ветеранам в доме престарелых без ласки, добра и положительных эмоций.

Она решила изменить их серую и неинтересную жизнь в доме престарелых. Варвара Дмитриевна начала общаться с обитателями на равных, расспрашивать об их судьбах, проводить беседы, устраивать чаепития и с радостью выслушивала бесконечные истории пожилых людей об их прошлой жизни, любви, интересах.. Варвара Дмитриевна уважительно относилась к пожилым людям и всячески пыталась им помочь и советом, и делом.

С появлением нового главврача и обстановка, и поведение обитателей изменилось: в комнатах появились аквариумы с рыбками, клетки с попугаями, множество цветов, повсюду стала звучать музыка, а обитатели с радостью спешили к ней на разговор и улыбчиво с ней общались. Несомненно, идею главврача об обновлении и улучшении состояния помещения и новых методах общения с людьми поддержали не все. Одним из протестующих был заведующий домом престарелых, он считал, что не стоит слишком мягко относиться к пожилым людям, ведь они, в конце концов, находятся под присмотром и опекой. Он считал, что не нужно давать им такой свободы действий и общаться с ними на равных. “Контакт на равных с контингентом до добра не доводит”, – вот, что он сказал, узнав о душевных разговорах и чаепитиях Варвары Дмитриевны с жителями. Позиция этого человека мне ясна, заведующий домом престарелых – человек, отвечающий за все в этом доме, в общем.

В его интересах экономить бюджет, исключать несчастные случаи и именно поэтому его мало волнует душевное состояние обитателей, их интересы и мнение, прежде всего, для него важно соблюдение норм и правил и постоянный порядок. Но и он, позже смягчается, и соглашается с мнением Варвары Дмитриевны, видя как эффективны ее действия, как важна помощь и понимание со стороны окружающих этим людям. Так же, против Варвары Дмитриевны выступала кухарка, которой неоднократно делали замечания по поводу качества продуктов и приготовленной еды. Женщина не хотела относиться к своему делу с уважением и лишь отрабатывала рабочее время. Мы видим, что и она, как заведующий в самом начале, не желает принимать нововведения, и считает, что обитателям и так пойдет то, что она готовит.

Снова возвращаемся к этой проблеме, к проблеме нежелания уважать и почитать людей, которых они должны не просто уважать, но и всячески помогать и оказывать должное внимание, ведь эти люди – ветераны. Снова возвращаемся к этой проблеме, к проблеме нежелания уважать и почитать людей, которых они должны не просто уважать, но и всячески помогать и оказывать должное внимание, ведь эти люди – ветераны. Даже если не все из них воевали, то все равно, каждый из них прожил долгую жизнь, оставил после себя след, сделал вклад в жизнь общества.

Так неужели эти люди не достойны уважения? Почему к ним должны халатно относиться? Варвара Дмитриевна вернула осознание ко всем сотрудникам, в том числе и заведующему. Помимо Варвары Дмитриевны многие люди: сотрудники, жители дома престарелых, поддерживают ее мнение и хотят всячески помочь главврачу. Например, такими людьми являются Полина Ивановна и ее муж – Степан Степанович.

Эти люди всю свою жизнь положили на помощь обществу. В молодости Полина Ивановна работала в госпитале, там она и познакомилась со своим будущим мужем. Полина Ивановна отличается необычайной добротой и сопереживанием, она с полной самоотдачей стремится помочь всем, кому может. Полина Ивановна и Степан Степанович безвозмездно помогают и Варваре Дмитриевне и обитателям и вообще, делают все то, что им под силу и то, чем могут помочь окружающим.

Я поражаюсь, насколько добрыми и понимающими могут быть люди, ведь в наше время редко встречаются люди, готовые помочь в трудной ситуации. Полина Ивановна и ее муж никогда не сидят без дела, они всегда готовы прийти на помощь. Ее муж – Степан Степанович работал в доме престарелых и дворником, и охранником, и сторожем, и даже садовником.

Он выполнял всю работу, которая была ему под силу. Но как и у каждого человека у него есть слабость, это слабость к алкоголю. Герой трудится, выкладывается полностью во благо общества, но все бы ничего, если бы Степан Степаныч не любил выпить. Он может работать не покладая рук, но потом обязательно выпьет, да столько, что сам удивляется себе.

Возможно, выпивка для героя как отдушина. Ведь большей благодарности, чем зарплата он не получает. Варвара Дмитриевна раз вступилась за него перед заведующим, сказав, что человек выполняющий работу за десятерых, не может получать всего лишь одну зарплату. Есть в доме престарелых и такие люди, которые, казалось бы, уже потеряли веру в будущее и в дальнейшую нормальную жизнь. Например, Павел Андреевич.

Он был тяжело болен, не вставал с кровати долгое время и ни с кем не общался. Он не улыбался, не разговаривал, почти ничего не ел. Казалось бы, что этот человек в самом конце своей жизни: ему ничего не интересно, он практически ничего не может делать. Но после приезда Варвары Дмитриевны, мы видим, как герой постепенно пошел на поправку.

Варвара Дмитриевна не только применяла другие методы лечения, она относилась к подопечным с особой любовью, заботой и лаской, в которой они действительно нуждались. Сначала она предложила Павлу Андреевичу записывать свои мысли на бумагу. А после она их зачитывала остальным, то есть, по мере своих возможностей, она обеспечила какое-то общение Павла Андреевича с остальными людьми.

Так же, благодаря ей, Софья Петровна Сербина узнала о существовании Павла Андреевича и между ними завязались теплые отношения. Благодаря Варваре Дмитриевна, так же, Павел Андреевич смог рассказать, а точнее написать, о том, что в далекие годы, он видел Софью Петровну и о том, что она ему хорошо запомнилась. Получается, что все, находящиеся здесь люди имеют какие-то недостатки, слабости, это естественно, ведь у каждого человека есть минусы и плюсы.

Это свойственно каждому человеку. Но именно эти люди, проживающие в доме престарелых, не просто живут там оттого, что они стары и никому не нужно. В них еще горит огонь жизни, они еще жаждут жить, жаждут любить и мечтать, общаться и делиться воспоминаниями, переживать и испытывать эмоции. В фильме “И жизнь, и слезы, и любовь” мы видим, что герои еще способны жить и любить и они желают этой жизни.

Но, к сожалению, к ним относятся, как отжившим свое людям. Почему же это происходит?! Ценить и уважать умеют не все люди, и быть благодарными тоже не все могут. Но к счастью, таких людей как Варвара Дмитриевна больше, чем черствых и грубых.

Поэтому у этой истории хороший конец. Финальной сценой становится празднование дня рождения Софьи Сербиной. Здесь мы видим радость в глазах именинницы, улыбки ее близких, знакомых.

В конце, зритель понимает, как важно для человека хорошее к нему отношение. Ведь каждый человек достоин любви, каждому нужна ласка и забота.

Нажмите, чтобы узнать подробности

музыкальное оформление, компьютер, проектор, экран, предметы интерьера, воссоздающие пушкинскую эпоху, гитара.

I. Ход урока.

1.Вступление

"В душе померк бы день,

И тьма настала б вновь,

Когда бы на земле изгнали мы любовь,

Лишь тот блаженство знал,

Кто страстно сердце нежил,

А кто не знал любви,

Тот всё равно, что не жил…"

-Сегодня мы будем говорить о самом поэтическом, высоком и чистом чувстве, имя которому- любовь. Великое множество произведений посвятили этому чувству выдающиеся мастера поэзии и прозы.

- А какие ассоциации возникают у вас со словом ЛЮБОВЬ?

-Сегодня мы с вами попытаемся понять, а что такое любовь, как это чувство развивается и каким бывает. И помогут нам в этом пленительные стихи великого А.С.Пушкина (Проецирование на экран темы урока. Слайд 2)

4. Анализ стихотворения.

Это стихотворение является примером удивительной простоты и ясности. По словам Гоголя «Здесь нет наружного блеска, всё просто. Слов немного, они так точны, что обозначают всё.

(Использовано очень мало выразительных средств: ярких эпитетов, красивых метафор)

-Всего 8 строк(2 четверостишия) Но каких! оно волнует не словесной красивостью, а глубиной мысли.

-Каково основное настроение стихотворения? (Светлая печаль)

-Для какого жанра характерна грусть, печаль, задумчивость (Элегия)

-Как построено стихотворение? Какова его композиция?

-В стихотворении соотнесены мир внешний и внутреннее состояние поэта. Давайте определим ключевые образы внешнего мира

*образы горных вершин

*глубокой реки, шумящей в темноте

*тишина, которую нарушает только шум реки

-Итак это тёмная южная ночь, видны лишь очертания гор, не слышно ничего, кроме однотонного шума реки, только подчёркивающего тишину. Не правда ли поэтическая картина? Спокойствие и гармония в природе.

-Где мы уже встречались с таким пейзажем? (Мцыри).

-Как называется такой пейзаж? (Романтический).

-Повтор каких звуков подчёркивает это спокойствие и умиротворение (повторяющиеся согласные выделяются другим цветом) А они какие? (сонорные, полугласные). Как называется повтор согласных?( аллитерация)

-Для чего здесь используется? (Мелодичность, напевность стиха)

-И вот поэт на фоне романтического пейзажа- наедине со своим чувством, таким же романтическим и поэтичным.

-Определите ключевые слова, передающие состояние героя:

* грустно и легко

-Достаточно противоречивые чувства: не только разные, но и трудносовместимые понятия. Как называется такое сочетание слов? (оксюморон) Причём повторяющийся :

1 - грустно и легко…

-Почему поэту грустно? (разлука с любимой, безответная любовь, невозможность быть вместе)

-Почему же тогда легко? Должно же быть тяжело? (ответы)

-Каким светом? Светом чего?(ответы)

ВЫВОД 1 Что для Пушкина любовь? Это источник света.

-Итак ,как же соотносится пейзаж и душевный мир поэта?( Они параллельны). Герой находится в согласии с окружающим пейзажем: задумчиво-спокойным, умиротворённым. Этот параллелизм подчёркивается и системой звуковых повторов ,слова третьего стиха повторяют звуки первого, являясь как бы эхом. Попробуем услышать эхо…(слова по ходу чтения на экране выделяются жирным шрифтом)

-О чём это говорит? (Любовь не эгоистичная, для себя, а саможертвенная) Тот же мотив повторяется и в другом стихотворении, которое мы сегодня услышим.

-Как меняется интонация последних стихов? (Эти четверостишья на контрасте. Не случайно после первого стоит многоточие.

- Сколько глаголов? (6). И что это даёт? (Спокойно-печальная, повествовательная интонация делается более напряжённой)

А отчего оно горит-живёт оттого, что (составной союз перенесён и разделён внутри запятой) не любить оно не может.

ВЫВОД 2 Любовь для Пушкина не только источник света, но и сама жизнь.

5. Выступление 1 группы

Ученик рассказывает о первой встрече поэта с Керн, читает 1-ую часть стихотворения. Воспоминания Керн: первое впечатление о Пушкине.

Повествует о том, как из одного шедевра родился другой: романс М.Глинки (Слайд 10) Звучит романс

Учитель: Итак, первая встреча с Керн. Пушкину только 20 лет. Это период его жизни был ознаменован романтической направленностью, из-под его руки тогда выходили самые светлые, радостные стихи:

Я помню чудное мгновенье

Передо мной явилась ты

Как мимолётное виденье,

Как гений чистой красоты

6. Анализ стихотворения (на экран снова выводится текст стихотворения)

-Какие эпитеты употребляет поэт? Что он вспоминает? (Счастливый миг, когда впервые увидел)

-С кем сравнивает поэт женщину, которую он так сильно полюбил (с чем-то неземным, эфемерным, идеальным).Она возвышенная и необыкновенно прекрасная

-Что изменилось в жизни поэта после этой встречи?

Вся жизнь его, суета, преобразилась с её появлением. Поэт часто слышит её голос (нежный, милые черты-эпитеты)

-Как меняется настроение поэта в следующих строфах?

-При помощи каких средств передаёт это настроение? (метафора: мрак заточенья, бурь порыв мятежный). Поэт страдает оттого, что гений чистой красоты был далеко от него, их разделяли расстояния, поэтому его поэтическая душа страдала в разлуке.

-Пятая строфа есть почти точное повторение первой. Почему? (Кольцевая композиция)

(Поэт как бы снова перерождается, вновь оживают мечты, он опять по- настоящему счастлив).Это то самое светлое, радостное чувство, которое способно пробудить, воскресить к жизни любую потухшую душу. Поэтому ему необходимо это чувство, оно вдохновляет его всякий раз на творческий подвиг.

ВЫВОД 3 Любовь - творческое вдохновение.

( Зачитывается 6 строфа.)

И сердце бьётся в упоенье

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье

И жизнь, и слёзы, и любовь.

-Как начинает звучать в стихотворении музыка любви? Услышали ли вы звуковые повторы, повторы слов, повтор строк? (ответы)

-Каким размером написано стихотворение? (5стопн.ямб с перекрёстной рифмовкой, чередование муж. и жен. рифмы создаёт невесомость, ритм чёткий, композиция очень музыкальна (рефрены).

Учитель. - Трудно представить Пушкина без любви. Без особого преклонения перед женщиной. Однако любовную лирику Пушкина не следует рассматривать как поэтический аналог его донжуанского списка. В лирике говорится о чувствах поэта, а не об отношениях, связывающих его с возлюбленными, любовь за пределами быта, житейской прозы. Стихи Пушкина-это выражение представлений о Женщине как об источнике красоты, гармонии. Пушкин не просто любил женщин, он воспевал их.

Любовь-это способность подняться над мелким, обыденным. Высокое благородство, искренность и чистота любовного переживания с гениальной простотой переданы в другом стихотворении.

7. Выступление 2 группы

Листок…на нём пишу я,

И только от чернил следы.

Пишу о ней, которую ещё не позабыл.

Я много раз любил…

И так безудержно, так чисто

В душе остался влажный след,

Да там других следов немало.

Но этот след останется всегда:

Не побороть мне этот бред.

Как бы хотелось, чтобы сейчас его не стало.

Прошу я снова в сотый раз, любимая,

Не уходи! Как будто бездна подо мной.

Таких ведь слов врагу не пожелаешь из уст любимой

Вот так и много лет назад, и в нынешнее время

Любимыми хотим мы быть!

И вот вам стих, что дал мне вдохновенье:

Я вас любил, любовь ещё быть может… и т.д по тексту

Выходят трое учеников ( Слайд 11 А.Оленина )

1 выступающий - рассказ о любви как неизменном в веках (19 - 21 в.в.) чувстве.

2 выступающий - рассказ о встрече с Олениной

3 выступающий - отказ Олениной (Слйд 12 Стихотворения, посвящённые Олениной)

1 выступающий - краткий анализ и последнее четверостишье ( на экране слайд 14 в виде схемы)

8. Анализ стихотворения

-.В каком времени использованы глаголы? Почему?(показать, что любовь- прошлое, её не вернуть)

-Какая это была любовь? (безответная, неразделённая, чистая, лишённая эгоизма, высокая ,бескорыстная, жертвенная)

-Как поэт подчёркивает силу уходящей любви?

-.Какие средства худ. выразительности использует автор в этом стихотворении?

(троекратное повторение (сколько раз повторяет?); синтаксич. параллелизм (однотипные конструкции; ) аллитерация: 1 часть - [л] (придаёт нежность, печальность), 2 часть - [р] (символизирует разрыв)

-Что придаёт стиху гармоничность и музыкальность? Положены на музыку: романсы Даргомыжского и Шереметьева. (пятистопн. ямб и точные, простые рифмы, отсутствие переносов, перекрёст муж. и жен. рифма)

Белинский, отмечая просветлённый и одухотворённый характер творчества великого поэта, сказал, что его стихи-это лелеющая душу гуманность.

- Вы согласны с этим?

-В зрелой любовной лирике поэта за образом реальной возлюбленной всегда проглядывает первообраз, который именуется Мадонной, Девой Марией, Пречистой

9. Выступление 3 группы

10. Заключительное слово учителя

Начав с воспевания женственно-земной стороны любви, поэт всё настойчивее стремился к раскрытию её идеального духовного смысла. Образ небесной Модоны сопоставляется с образом земной женщины., ведь смысл любви в том ,что она позволяет рассмотреть в любимом человеке его идеальное начало,основу,образ Божий.

Пушкинские стихи о любви представляют собой своеобразный поэтический дневник, который передаёт все основные оттенки и этапы развития любовного чувства и который сохранил множество прекрасных женских портретов.

Начали мы урок с Мольера, а закончить хочется словами великого певца любви Шекспира (отрывок из сонета 116). Шекспир написал эти строки в16 веке, у Пушкина сердце горело от любви в 19. Мы живём в 20 веке, а любовь по-прежнему продолжает будоражить наше воображение, волновать и вдохновлять на новые творческие подвиги. Ибо любовь вечна.

11. Подведение итогов урока. Домашнее задание (наизусть одно из стихотворений)

Читайте также: