Сочинение про скатерть самобранку

Обновлено: 17.05.2024

Жил мужик. Богатый, добрый, веселый. И у него была любимая скатерть на которой он пил и ел, читал и писал. Но вот пришла беда на его скатерть она порвалась! Он очень горевал по ней. Но что поделаешь? Мужик пошел в магазин выбирать новою скатерть. Та ему не подходит эта слишком яркая та слишком маленькая. Но вот он увидел скатерть-самобранку она так называлась на ней были нарисованы: угощения всякие, сладости пряности и тд. И мужик купил эту скатерть она была ему как та старая. Полюбил он ее и стал на ней пить и есть писать и читать.

Рассказ "После бала" — одно из поздних произведений Л. Н. Толстого, написавшего к тому времени свои основные романы, которые получили мировую известность. В основе рассказа лежит реальное событие из жизни С. Н. Толстого — брата писателя. В этом произведении Л. Н. Толстой вскрывает противоречия жизни в царской России и в то же время показывает силу переживаний молодого человека, столкнувшегося с суровой реальностью, разрушившей его радужные мечты.

Герой, от имени которого ведется рассказ, — "всеми уважаемый Иван Васильевич", в судьбе которого случай сыграл решающую роль. До переломного события, которое случилось в сороковых годах, Иван Васильевич был "очень веселый и бойкий малый, да еще и богатый", студент провинциального университета, мечтающий поступить на военную службу. Он был молод и вел жизнь, свойственную молодости: учился и веселился, и главное удовольствие его жизни в ту пору составляли вечера и балы.

Герой рассказа, как это обязательно бывает в молодости, был искренне влюблен. Предметом его привязанности была прелестная Варенька Б. "высокая, стройная, грациозная и величественная" с ласковой, всегда веселой улыбкой". Во время этой "самой сильной любви к ней", в последний день масленицы, Иван Васильевич был на балу у губернского предводителя. Весь вечер он танцевал с Варенькой и "без вина был пьян любовью". Он любовался ее высокой стройной фигурой в белом платье с розовым поясом, видел только "ее сияющее, зарумянившееся, с ямочками лицо и ласковые, милые глаза". Любовь к Вареньке "освободила всю скрытую" в душе молодого человека "способность любви". "Я обнимал в то время весь мир своей любовью, — говорит он. — Я любил и хозяйку. и ее мужа, и ее гостей, и ее лакеев". К отцу же Вареньки он испытывал в то время "какое-то восторженно-нежное чувство". Это был очень красивый, статный, высокий и свежий старик, "воинский начальник типа старого служаки николаевской выправки", с румяным лицом и той же ласковой радостной улыбкой, как и у дочери. Когда он пригласил Вареньку на танец, все вокруг смотрели на них с восторженным умилением. А сам рассказчик, "обнимая весь мир своей любовью", боялся только одного, "чтобы что-нибудь не испортило" этого счастья.

Но судьбе было угодно, чтобы вся его жизнь переменилась от одной этой ночи, или, скорее, следующего утра, когда он стал свидетелем сцены чудовищного, бесчеловечного по своей жестокости наказания сначала беглого татарина, а потом солдата. Наказания, которым руководил отец его любимой девушки. Это зрелище вызвало духовный кризис героя: ". на сердце была почти физическая, доходившая до тошноты тоска, такая, что я несколько раз останавливался, и мне казалось, что вот-вот меня вырвет всем тем ужасом, который вошел в меня от этого зрелища". Он так и не смог узнать или понять, осмыслить, почему все это "делалось с такой уверенностью и признавалось всеми необходимым. А не узнав, не мог поступить на военную службу, как хотел прежде, и не только не служил в военной, но нигде не служил. ".

Любовь героя к Вареньке с того дня также пошла на убыль. "Когда она, как это часто бывало с ней, с улыбкой на лице, задумывалась", Иван Васильевич "сейчас же вспоминал полковника на площади", и ему становилось как-то неловко и неприятно, он стал все реже и реже с нею видеться. И любовь так и сошла на нет.

Рассказ, большая часть которого посвящена изображению бала, не случайно называется "После бала". В центре произведения — событие, сыгравшее решающую роль в судьбе Ивана Васильевича. Толстой очень точно выстроил композицию рассказа на контрасте двух эпизодов: бала у губернского предводителя и наказания солдата. Противопоставленные друг другу, эти эпизоды на самом деле органически связаны, так как развивают единую художественную идею. Мы можем легко представить себе, что без сцены истязания солдата картина бала, с его грациозностью, красивыми и быстрыми па, восторженными чувствами и нежными бело-розовыми красками, потеряла бы всякий смысл. И сцена экзекуции не показалась бы студенту такой ужасной, и отчаяние его не было столь велико, если бы ей не предшествовала сцена мазурки на балу.

Противопоставляя эти сцены, Толстой как бы срывает маску с внешне благополучной и нарядной действительности. И чем более праздничным и роскошным представлял себе окружающий мир молодой человек вначале, тем неожиданнее, трагичнее оказалось его прозрение, показавшее мир с другой стороны.

Написать рассказ : обсудите с друзьями, чтобы ты делал, если бы у тебя появились волшебные предметы : волшебная палочка, скатерть - самобранка, сапоги - скороходы.


Если бы у меня была волшебная палочка то я бы пошёл и поставил мне пятёрку в году за все предметы.

Потом скатерть если бы была - то я бы не готовил еду сам!

Ну а если бы были сапоги скороходы - я бы выходил на мероприятия за 5 мин до их начала!


Вчера мы с друзьями мечтали.

Мы дулами обо всём, и о будущем, и о волшебном.

Один мой друг Влад, сказал, что если бы у него была волшебная палочка, то для начала он бы очень сильно обрадовался.

Ну, а потом, он бы дал здоровья всем жителям земли, и маленький, и большим.

Я уважаю его мнение, мне кажется, если бы была возможность, то это был бы лучший поступок.


Придумать волшебную сказку где главные герои : принц, бедная девушка, волшебница?

Придумать волшебную сказку где главные герои : принц, бедная девушка, волшебница.

Волшебные предметы : палочка, шкатулка.


Кто является главными героями сказки сапоги - скороходы?

Кто является главными героями сказки сапоги - скороходы.

Какие там есть волшебные предметы.


В какой сказке есть волшебные предметы, скатерть - самобранка, сапоги - скороходы, шапка невидимка?

В какой сказке есть волшебные предметы, скатерть - самобранка, сапоги - скороходы, шапка невидимка?


Помогите составить рассказ на тему Если бы у меня была волшебная палочка?

Помогите составить рассказ на тему Если бы у меня была волшебная палочка.


Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов, Как она называется?

Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов, Как она называется?

Кто является главным героем?

Какие события происходят в ней?

Составь рассказ и запиши.

Скатерть - самобранка, Ковер - самолет, Сапоги - скороходы, Шапка - невидимка, Волшебная палочка.


Как называется сказка в котором есть предмет волшебная палочка?

Как называется сказка в котором есть предмет волшебная палочка.


Помогите написать рассказ про волшебную палочку в пять предложений?

Помогите написать рассказ про волшебную палочку в пять предложений.


Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов?

Вспомни сказку, в которой есть один из волшебных предметов.

Как она называется?

Кто является главным героем?

Какие события происходят в ней?

Составь рассказ и запиши.

Скатерть - самобранка ; шапка - невидимка ; сапоги - скороходы ; ковер - самолет ; волшебная палочка.


Аридумать волшебную сказку главные гирои принц бедная девушка волшебница волшебные предметы палочка шкатула?

Аридумать волшебную сказку главные гирои принц бедная девушка волшебница волшебные предметы палочка шкатула.


Какие волшебные предметы Не встречаются в сказке Елена Премудрая сапоги - скороходы живая и мертвая вода ковер книга?

Какие волшебные предметы Не встречаются в сказке Елена Премудрая сапоги - скороходы живая и мертвая вода ковер книга.

На этой странице сайта, в категории Литература размещен ответ на вопрос Написать рассказ : обсудите с друзьями, чтобы ты делал, если бы у тебя появились волшебные предметы : волшебная палочка, скатерть - самобранка, сапоги - скороходы?. По уровню сложности вопрос рассчитан на учащихся 1 - 4 классов. Чтобы получить дополнительную информацию по интересующей теме, воспользуйтесь автоматическим поиском в этой же категории, чтобы ознакомиться с ответами на похожие вопросы. В верхней части страницы расположена кнопка, с помощью которой можно сформулировать новый вопрос, который наиболее полно отвечает критериям поиска. Удобный интерфейс позволяет обсудить интересующую тему с посетителями в комментариях.


Потому что царю никогда не нравились его стихи. И поэтому его ссылали.


Потому что Пушкин писал стихотворения не угодные Царю и его приблнжённым.


Объяснение : Царевну из сказки А. С. Пушкина "Сказка о Мертвой царевне и семи богатырях" можно охарактеризовать как красивую, молодую, трудолюбивую, хозяйственную девушку, наивную (она поверила старухе), верную и честную.


Михаил Васильевич Ломоносов - уникальная фигура в истории нашей страны. Он многое сделал для России, проявив себя в самых разных областях. Заслуги Ломоносова во многих науках велики. Безусловно, Михаил Васильевич Ломоносов (годы жизни - 1711 - 176..


То что его отец погиб, и он не хочет больше учиться и решается на преступления.


Згубний вплив на людину бажання розбагатіти, уславлення щирих, милосердних, здатних на.


М. Горький , Ю. Казаков, И. Шухов и. Т. д.


Драгунский Об интересных и поучительных рассказах "Денискины рассказы" На уроках школьной литературы Они очень веселыеи етересные и смешные , а так же поучительные Любимый герой это Дениска, самы главнй герой книги Я планиную побольше узнать об эьтом..


Черная курица, Ну я просто читал вот тебе рассказ ''Черная курица''.


Немейский лев (первый подвиг) Лернейская гидра (второй подвиг) Керинейская лань (третий подвиг) Эриманфский вепрь (четвертый подвиг) Стимфальские птицы (Пятый подвиг) Авгиевы конюшни (шестой подвиг) Критский бык (седьмой подвиг) Кони Диомеда (восьмой..

© 2000-2022. При полном или частичном использовании материалов ссылка обязательна. 16+
Сайт защищён технологией reCAPTCHA, к которой применяются Политика конфиденциальности и Условия использования от Google.

Представьте, что у вас есть скатерть-самобранка.

Благодаря ей можно попробовать любые блюда из любого уголка мира - и в любых количествах.

О еде можно вообще не беспокоиться: чего ни пожелаешь, все тут же появляется на столе.

Разумеется, вы щедро делитесь едой со всеми, раздаете ее - не взамен за что-то, а просто так.

Кто бы к вам ни заглянул, вы просто ради удовольствия потчуете гостя изысканными блюдами, и потому в доме у вас всегда много народу - все приходят попробовать яства волшебной скатерти-самобранки.

И вот однажды раздается стук в дверь - и на пороге стоит кто-то с пиццей в руках. Вы открываете дверь, он смотрит на вас и говорит: "Эй, видишь эту пиццу? Она твоя, если позволишь мне контролировать свою жизнь, если будешь делать то, что я скажу. Голодать не будешь, я гарантирую тебе пиццу каждый день. А ты будешь меня слушаться".

Можете представить свою реакцию? Ваша волшебная скатерть даст вам сколько угодно и всего что угодно, причем намного лучше на вкус. А этот парень предлагает вам свою пиццу, да еще при при условии, что вы будете беспрекословно ему подчиняться. Думаю, вы просто рассмеетесь и скажете в ответ: "Нет уж, спасибо! Не нужна мне твоя пицца. У меня у самой еды хватает. Можешь зайти и поесть, что желаешь, - просто так, я угощаю. Даже не надейся, что я буду плясать под твою дудку. Едой меня не удивишь!"

Теперь вообразим противоположную ситуацию: вы не ели несколько дней.

Вы голодаете, а в карманах пусто, купить еду не на что. И тут появляется человек с пиццей и говорит: "Эй, смотри, как вкусно. Можешь съесть, но тогда будешь делать все, что я скажу". Вы чувствуете аромат, текут слюнки. И вы готовы взять еду и сделать все, что этот человек ни потребует. И вы съедаете пиццу, после чего он говорит: "Хочешь еще? Я принесу, сколько захочешь, - ты только продолжай меня слушаться".

Да, сегодня вы сыты, но завтра еды может опять не быть, и потому ради нее вы соглашаетесь. Голод может превратить человека в раба, потому что без еды не прожить. А через некоторое время возникают такие мысли: "Что я буду делать, если останусь без пиццы? Мне без нее не выжить. А что, если этот человек начнет носить пиццу - между прочим, мою пиццу! - кому-то другому?"

А теперь проведем аналогию: заменим слово "пицца" на "любовь". Наше сердце переполнено любовью. У нас хватит любви не только для себя, но и для целого мира. Мы любим так сильно, что нам просто не нужно "одалживать" любовь. Мы способны делиться своей любовью без условий, любить просто так, а не взамен за что-то. Мы - миллионеры любви, а тут кто-то стучит в дверь и заявляет: "Эй, у меня есть любовь. Можешь пользоваться, но тогда делай все, что я велю".

Что вы скажете в ответ, если вас переполняет любовь? Засмеетесь: "Спасибо, но мне не нужна чужая любовь. У меня хватает любви в собственном сердце, она еще больше и чище, и я поделюсь ею безо всяких условий".

Но что, если вы страдаете от отсутствия любви, если не чувствуете ее в своей душе и вам предлагают: "Хочешь любви? Ты получишь мою любовь, если сделаешь то, что я хочу" - что тогда? Вы изголодались по любви, и вы хватаете ее, вы готовы сделать ради нее что угодно. Порой люди так мечтают о любви, что готовы душу продать даже за мимолетное внимание к себе.

Наше сердце - как скатерть-самобранка. Если заглянуть в сердце, станет ясно, что у нас уже есть вся необходимая любовь. Нет нужды бродить по свету и просить: "Подайте немного любви. Мне так одиноко. Я слишком плохой, чтобы любить, мне нужно, чтобы хоть кто-то полюбил меня, только тогда я поверю, что достоин любви". Любовь уже есть, она внутри нас, просто мы ее не замечаем.

Посмотрите, сколько трагедий происходит в нашем мире из-за того, что многие не верят, что у них есть сколько угодно любви? Люди стремятся к любви и, испробовав хоть немного чужой любви, становятся одержимыми. Это наркотическая зависимость, страстная потребность. А потом случаются драмы: "Что мне делать, если он уйдет?", "Как мне жить без этой женщины?" Такие люди не в силах выжить без торговца наркотиками - того человека, который дает им ежедневную "дозу" любви. И, поскольку эти люди голодны, они готовы отдать за глоток любви всю свою жизнь, то есть позволить кому-то управлять своей жизнью. Им говорят, что делать, чего не делать, что носить и чего не надевать, как себя вести, во что верить. "Я буду любить тебя, если ты поступишь так-то. Я буду любить тебя, пока ты у меня под каблуком. Я буду любить тебя, пока ты меня устраиваешь. А если не будешь таким, как я хочу, разлюблю. "

Все проблемы сводятся к одному: люди не подозревают, что в душе у них есть "скатерть-самобранка". Все страдания начинаются с того, что еще в детстве мы заперли свое сердце на замок и уже забыли, что там есть любовь. Рано или поздно мы просто начинаем бояться любить, потому что считаем, будто любовь всегда "несчастна". Любовь причиняет боль. Мы так стараемся быть достойными кого-то, мы отчаянно пытаемся примириться с ним, но ничего не выходит. У нас уже второй, третий партнер - и столько же разбитых сердец. Нет, влюбляться еще раз слишком опасно.

Конечно, мы так часто осуждаем самих себя, что просто не в состоянии себя любить. А если нет любви к самому себе, то как можно притворяться, будто можешь поделиться любовью с кем-то еще?

Погружаясь в близкие отношения, мы становимся эгоистичными, потому что испытываем потребность. Все сводится к нашим желаниям. Мы так сосредоточены на себе, что требуем от другого человека, чтобы он зависел от нас не меньше, чем мы от него. Нам нужен тот, кому нужны мы, - иначе нам нечем оправдать собственное существование, иначе мы не почувствуем, что у нас есть причина жить. Нам кажется, что мы ищем любовь, но на самом деле нам нужен "кто-то, кому нужны мы" - тот, кого мы сможем контролировать, кем сможем управлять.

Человеческие взаимоотношения превращаются в войну за власть, поскольку нас приручили и внушили необходимость состязаться за контроль над чужим вниманием. То, что мы называем любовью - кто-то нуждается во мне, кто-то заботится обо мне, - совсем не любовь, а эгоизм. Разве такие отношения могут быть хорошими? Эгоистичность не может породить хороших отношений, потому что в ней нет любви. Оба человека жаждут, чтобы их любили. В их сексуальных отношениях мало любви, но оба становятся зависимыми от секса, потому что изголодались по любви. А потом начинаются взаимные обвинения. Слишком много страха, слишком много осуждения, слишком много драм.

И тогда мы начинаем искать советы о любви и о сексе. Об этом написано множество книг, но почти все эти книги можно было бы озаглавить "Как заниматься сексом эгоистично". Намерения у всех авторов самые благие, но где же любовь? Эти книги не рассказывают, как научиться любить, о любви в них нет ни слова. Все уже заложено в наших генах, в нашем естестве. Нам не нужно ничему учиться - ничему, кроме того, что мы изобретаем в мире иллюзий. Мы ищем любовь повсюду, но ведь вокруг нас нет ничего, кроме любви! Любовь везде, мы просто слепы и не видим ее. Наше эмоциональное тело не настроено на любовь.

Мы боимся любить, потому что это небезопасно. Нас пугает страх быть отвергнутыми. Мы вынуждены притворяться кем-то другим, мы хотим, чтобы нас полюбили, хотя сами себя не любим. Но проблема не в том, что кто-то нас отвергает. Проблема в том, что мы сами отвергаем себя, считаем себя недостойными - вот в это мы почему-то верим.

Самоотрицание - вот главная проблема. Мы никогда не станем достаточно хорошими в собственных глазах, поскольку порочна сама идея о совершенстве. Наш идеальный образ ложен, он просто нереален. Но мы в него верим. А когда ты несовершенен, ты отвергаешь себя. Глубина самоотрицания зависит от того, насколько сильно взрослым удалось расщепить нашу целостность.

После "приручения" вопрос сводится уже не к тому, достаточно ли ты хорош в чужих глазах. Ты перестаешь быть достойным в собственных глазах, потому что за спиной всегда есть Судья - и он постоянно напоминает, что ты несовершенен. Как я уже говорил, мы никогда не можем простить себе, что не такие, какими хотели бы быть, - в этом и вся проблема. Если удастся изменить этот подход, удастся и навести порядок на своей половине взаимоотношений. Другая половинка - не наша забота.

И даже если ты признаешься другому человеку в любви и он отвечает: "Ну а я тебя не люблю", то разве это повод для мучений? Если кто-то и отверг тебя, это вовсе не значит, что ты тоже должен себя отвергать. Если он тебя не любит, полюбит кто-нибудь другой - и такой человек непременно найдется. Намного лучше быть рядом с тем, кто хочет быть рядом с тобой, чем с тем, кто чувствует себя обязанным быть рядом с тобой.

Нужно сосредоточиться на самых прекрасных взаимоотношениях - отношениях с самим собой. Речь не о самовлюбленности, а о любви к себе. Это не одно и то же. Самовлюбленность означает, что любви нет. Нужно любить самого себя, и любовь эта должна крепнуть с каждым днем. А когда появляется возможность вступить в близкие отношения с кем-то другим, ты уже не торопишься оттого, что хочешь, чтобы тебя любили. Это вопрос выбора. Человека выбираешь, если сам хочешь, если видишь, какой он на самом деле. И если тебе не нужна его любовь, то не стоит обманывать самого себя.

Мы целостные. Когда от тебя исходит любовь, ты не стремишься к ней лишь потому, что боишься одиночества. Когда у тебя хватает любви для самого себя, одиночество не пугает, это не проблема. Ты счастлив и наедине с собой, и в общении с другими.

Если два человека нравятся друг другу и вместе выходят погулять, то не потому ли, что мечтают поревновать, - не потому ли, что каждый хочет добиться контроля над другим? Если так, это вовсе не радостно. Если все сводится к взаимным упрекам, обвинениям и испорченному настроению, то - нет уж, спасибо! Если и приходится страдать, то лучше делать это в одиночестве. Для чего люди сходятся? Чтобы закатывать сцены, осуждать и наказывать друг друга? Неужели ради этого? Конечно, у каждого из нас есть право выбора. Но чего мы хотим на самом деле?

В детстве, когда нам пять, шесть или семь лет, нас тянет к другим детям, потому что мы хотим поиграть, повеселиться. Мы вступаем в общение не ради того, чтобы подраться или закатывать сцены. Да, случается и такое, но это быстро забывается. Мы просто играем. А когда становится скучно, начинаем играть во что-то другое, меняем правила - и все же каждый миг изучаем этот мир.

Но если вступаешь в близкие отношения, потому что хочешь устраивать сцены, ревновать, получить полную власть над другим человеком, контролировать его жизнь, то стремишься не к удовольствию, а к страданиям - и, разумеется, не получишь ничего, кроме боли. Когда вступаешь в отношения с эгоизмом, ожидая, что кто-то другой сделает тебя счастливым, ничего не получится. И виноват будет не тот, другой человек, а ты сам.

Мы вступаем в любого рода взаимоотношения потому, что хотим чем-то поделиться, получить удовольствие, порадоваться - и уж совсем не для того, чтобы скучать. Если мы ищем спутника жизни, то потому, что хотим играть, хотим быть счастливыми и довольными собой. Мы ведь выбираем другого вовсе не ради того, чтобы вывалить на человека, которого, по нашим словам, любим, весь свой "хлам", всю свою ревность, злость и эгоистичность.

Как можно говорить: "Я тебя люблю" - и при этом обращаться с человеком жестоко, оскорблять и унижать его, относиться к нему с полным неуважением? Разве любовь на словах - это настоящая любовь? Когда любишь, желаешь любимому человеку только самого лучшего. Зачем же заваливать "хламом" собственного ребенка? Зачем оскорблять его, когда нас переполняет страх и эмоциональный яд? Зачем винить родителей в своей собственной "захламленности"?

Люди учатся самовлюбленности, привыкают крепко-накрепко запирать свои сердца. Они жаждут любви, не сознавая, что наша душа - это скатерть-самобранка. Распахните душу. Разверните свою "волшебную скатерть" и перестаньте скитаться по миру, выпрашивая любовь. В нашем сердце уже достаточно много любви. И в нем может появиться сколько угодно любви, ее хватит не только нам, но и всем на свете. Эту любовь можно раздавать без каких-либо условий, с таким изобилием можно быть бесконечно щедрым, потому что в душе у нас - "скатерть-самобранка". И тогда вокруг вас неизменно будут все те изголодавшиеся люди, которые считают, будто их сердца наглухо заперты.

Счастливыми нас делает любовь, исходящая из нашей собственной души. И если ты щедро делишься ею, тебя будут любить все вокруг. Щедрые люди никогда не бывают одиноки. А жадный и эгоистичный одинок всегда, и ему некого винить в этом, кроме самого себя. Щедрость, а не эгоизм - вот что открывает все двери.

Эгоизм рождается от нищеты души, от убежденности в том, что любви слишком мало. Мы становимся эгоистичными, когда боимся, что завтра пиццы уже не будет. Но если знаешь, что сердце твое - волшебная скатерть-самобранка, то всегда будешь щедр, и любовь твоя будет совершенно безусловной.

А откуда пошла эта традиция?

Как она изменялась в ходе истории?

Почему её еще называют скатерть- самобранка?

Актуальность темы : вокруг нас много предметов быта имеющих свою историю и самобытность. Поэтому мы считаем данную тему актуальной для изучения. Важно знать традиции своего народа.

Проблема исследования: у меня очень мало сведений о истории возникновения скатерти, о её значимости в трапезе. И существуют ли они вообще?

Цель исследования : изучение происхождения скатерти в быту наших предков, традиции её использования.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

Узнать историю происхождения скатерти и традиции её использования.

Выяснить что в ней чудо, а что быль?

Определить значение скатерти: дань моде или часть трапезы?

Создать эскиз своей скатерти .

Объект исследования: история скатерти – самобранки.

Предмет исследования : скатерть- самобранка.

Гипотеза: скатерть - самобранка сегодня: дань моде или традиция?

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования : анализ, сравнение, обобщение.

Исследование включало три этапа:

На подготовительном этапе определены цель и задачи исследования;

На реализационном этапе- сбор материалов;

На аналитическом этапе- обобщение и выводы работы. Изготовление эскиза.

Предполагаемый результат : создание эскиза скатерти- самобранки будущего.

Научно-практическая значимость работы: данная работа может использоваться на уроках искусства и литературы. Пополнить материал школьного музея для проведения экскурса и знакомства с историей скатерти.

1.1 История скатерти.

Сегодня у каждого на столе лежит скатерть, но разве хоть кто-то задумывался над тем, как она появилась в нашем доме, кто её изобрёл, и почему вообще мы покрываем столы тканью?

В древние времена за непокрытый стол могли сесть только бедные люди, крестьяне, люди побогаче накрывали стол красивой скатертью во время трапезы, что служило признаком достойного материального положения.

В самом начале скатерти использовались только лишь для украшения стола, но позже они стали достойной частью интерьера. Но примерно до XV века люди накрывали стол только во время обеда или ужина, ради приличия.

С середины XIX века любовь к украшениям возвращается. Мастерицы шьют полотна крючком, с использованием белых и цветных ниток. Они совершенствуются и в технике, кто-то вышивает гладью. Именно тогда люди заметили изящество в скатертях, свисавших со стола прям до пола.

В наше время уже нет какого-то определённого стиля и предпочтений, каждый может выбрать на свой вкус. Производители могут предложить разные ткани и узоры, ассортимент довольно богат. По всем сказкам и мультфильмам мы видим, что в избе прямо посередине стоит большой деревянный стол и лавка. Столы обычно изготавливали из дуба и украшали резьбой. На столы клали подскатертники, а во время трапезы сверху их покрывали расшитыми скатертями, которые называли столешниками. В Москве даже есть переулок Столешников, когда-то там жили мастера, которые изготавливали скатерти.

Почитав историю, понятно, что у каждой вещи в нашем доме есть огромная история, и иногда стоит обратить на это внимание, это может быть интересно.

1.2 Скатерть-самобранка… Что в ней чудо, а что быль?

В народных сказках присутствует множество волшебных предметов: ковер-самолет, сапоги-скороходы, меч-кладенец, шапка-невидимка, клубочек, выступающий в роли навигатора. От некоторых из них не отказались бы и современные люди. Любая хозяйка обрадовалась бы, например, скатерти-самобранке. Не надо идти в магазин за продуктами, стоять у плиты. Расстелил ее на стол - и обед готов. В каких сказках есть скатерть-самобранка? Какой глубокий смысл скрывается за этим символом изобилия? Давайте разбираться.

Слово самобранка имеет два корня: "сам" и "бран". Последний из них можно трактовать двояко. Возможно, он произошел от слова "брать". Или связан с понятием "браная скатерть". Так на Руси называли нарядную, узорчатую ткань, которой накрывали столы для пиршеств. Впервые упоминание о ней мы встречаем в летописях 12-го века. Этот волшебный предмет можно найти в русском фольклоре. При попытке припомнить, в какой сказке встречается название "скатерть-самобранка", первой на ум приходит история, которая так и называется. В ней говорится о трех братьях, которые отправились искать счастье и набрели на гору драгоценных камней. Двое старших набили полные карманы и отправились домой. А младший брат последовал дальше, совершая по дороге добрые дела и получая за них скатерть-самобранку, ранец с ротой солдат и волшебный рог. По возвращении домой он при помощи подарков смог жениться на дочери царя, но та оказалась жадной, выкрала ранец с солдатами и велела им заковать мужа в темницу. Спасли парня старики, которым он помог в первой части сказки "Скатерть-самобранка", и волшебный рог. В итоге добрый герой вместе со своими спасителями ушел от нечестных людей куда глаза глядят.

Продолжим вспоминать, в каких сказках есть скатерть-самобранка. В истории про двух Иванов бедняк, семья которого голодает, обращается за помощью к жадному богачу. Тот дарует ему горсть муки, блюдце киселя и вчерашние щи. Но по дороге домой Ветер, Солнце и Мороз уничтожают драгоценную ношу. В качестве возмещения ущерба они преподносят пострадавшему волшебные предметы, в том числе скатерть-самобранку. Но богач обманом забирает их. Так продолжается до тех пор, пока у бедного Ивана не оказывается сума с дубинками. Жадный богач получает по заслугам. Похожие сюжеты встречаются в сказках "Скатерть-самобранка, кошелек и двое из сумы", "Столик-сам-накройся, золотой осел и дубина из мешка". В них идет речь о восстановлении справедливости. Есть этот волшебный предмет и в сказках "Королевич и его дядька", "О богатыре Иване-Царевиче и его супружнице Царь-девице".

Вспомнив, в каких сказках есть скатерть-самобранка, обратим внимание и на схожесть их сюжетов. Этот предмет достается добрым, умным, отзывчивым героям. Чаще всего это подарок за бескорыстную помощь, хотя иногда его получают при помощи хитрости. Скатерть-самобранка спасает от голода в тот момент, когда человек испытывает нужду. Добрый герой щедр, он приглашает отобедать с собой каждого встречного. За это его ждет расплата. Как правило, скатерть-самобранку крадет жадный человек. Но счастье, полученное обманным путем, быстро уходит. Так или иначе, но алчного героя ждет справедливое возмездие, а волшебный предмет возвращается к законному владельцу. Сказки о скатерти-самобранке учат нас быть честными, трудолюбивыми и отзывчивыми. Тогда, даже оказавшись в беде, мы получим помощь от самой Вселенной. Это произойдет в нашей жизни, где есть место чудесам и добрым людям. Счастье же, обретенное нечестным путем, быстро разрушается. Русский народ мудр, и в который раз призывает нас не отчаиваться, верить в добро и отказаться от зла.

Подведем итог, что же такое скатерть-самобранка? Все самые изысканные яства и блюда-творение трудовых рук, и конечно, чудо, если скатерть даруется человеку просто так. Обычно скатерть-самобранка является атрибутом не лежебок-бездельников, а путников, идущих за тридевять земель на край света.

Скатерть неотъемлемая часть трапезы или дань моде?

На Руси уважение к еде было характерной чертой. Холщовая скатерть имелась даже в самых бедных домах. Благодаря скатерти даже самая скромная трапеза выглядела торжественно. В будни для этого служили преимущественно гладкотканые куски полотна или небольшим украшением в виде нескольких цветных полосок. В праздничные дни стол застилали скатертями, украшенными богатым узором. Даже если по русской традиции стол полностью заставляли угощениями, узорные края скатерти все равно обращали на себя внимание. В приданое любой девушки, и бедной, и богатой, входило столовое белье-скатерти, салфетки, полотенца, нередко вытканные самой невестой. Наших прабабушек учили строго следовать правилам использования столового белья. К примеру, под скатерти полагалось подстилать тяжелую мягкую ткань, которая не позволяла скатерти скользить и смягчала стук тарелок и столовых приборов. Еще сложнее обстояло дело с праздничными скатертями, которые полагалось крахмалить.

Скатерть-царица стола, красивая скатерть- признак изысканности и хорошего вкуса. В наше время существует большое разнообразие скатертей из разных материалов, всяких цветов и оттенков. Но классическим материалом для них относится лен и хлопок. В самых торжественных случаях стол накрывается белой камчатной или простой скатертью. Цветные скатерти или скатерти, украшенные цветным узором в тон столовой посуде, можно использовать для чайного стола или обеда в оригинальном стиле. На пеструю скатерть можно ставить только однотонную посуду. Светлые скатерти с узором в тон посуде подходят к любому случаю. При выборе цвета следует учитывать и его воздействие на человека: красные и желтые тона приветливы, синие и зеленые-напротив, холодноваты, сдержанны. Пестрые набивные ткани создают атмосферу радости в детский день рождения, затейливо вышитые-на праздники Рождества и Пасхи. Цветной скатертью накрываются столы буфетного типа, клетчатая скатерть хорошо подходит для кофейного стола. Для простого обеда можно использовать скатерти ярких, насыщенных тонов- темно-синего, зеленого, красного. Для такой скатерти требуется особая сервировка и соответствующая посуда. Большое значение имеет и размер скатерти. Лучше всего скатерть смотрится, если свисает с края стола на 15-25 см. Необычно выглядят двойные скатерти гармонирующих или контрастных тонов. нижняя, основная скатерть должна свешиваться с края стола на 25-30 см, а верхняя- прикрывать только поверхность стола. Так накрывают стол для небольшого количества приглашенных гостей. Скатерти и салфетки должны сочетаться с посудой, особенно это касается ярких оттенков. например, можно использовать такие сочетания: полосатая черно-белая скатерть-зеленая посуда, синяя скатерть-темно-розовая посуда, синие или розовые салфетки, красная кружевная скатерть, положенная поверх белой-белая посуда, красные салфетки с белой кружевной строчкой, серая скатерть-бело-розовая посуда, розовые салфетки, беля кружевная или вязаная скатерть, покрытая поверх черной скатерти-посуда и салфетки ярких цветов.

Вряд ли в каком-то доме ужин сейчас накрывают с таким же размахом, как в старинных замках. Однако не стоит забывать об истории такого простого предмета, который пронес свое назначение и функции сквозь века. Каждый раз, когда вы накрываете скатертью праздничный стол, помните: это не просто дань красоте и уюту, но и продолжение древних аристократических традиций.

Скатерть-самобранка. Русские народные сказки

Жили-были три брата-бедняка. Пошли они по белу свету искать счастья и однажды набрели на высокую гору, которая переливалась всеми цветами радуги. Удивлённые братья решили на вершину горы взобраться и посмотреть, что же это такое. А когда дошли до вершины горы, удивлению их не было конца — лежали там камни-самоцветы удивительной красоты. Стали братья набивать свои сумки драгоценностями, только младший стоит.

Скатерть-самобранка. Русские народные сказки

Старший и средний братья свои сумки наполнили и стали спускаться с горы домой, а младший решил дальше идти и спустился в дремучий тёмный лес. Долго он шёл, пока наконец не вышел к поляне, на которой можно было отдохнуть. Присел он у куста да видит в кустах гнездо, а в нём голубые яйца лежат. Решил он тут переночевать да пару яиц на ужин себе испечь. Тут откуда ни возьмись маленькая птичка прилетела и как будто его мысли прочитала. А молодцу жаль стало птичку, понял он, что это её гнёздышко, и она там птенцов высиживает.

А молодец утром проснулся, видит — перед ним скатерть из шёлковой ткани лежит. Расстелил он её на траве, и появились на ней разные кушанья.

Наелся молодец досыта, догадался, что это птичка ему принесла. Поблагодарил её и пошёл дальше. Шёл он, шёл и вышел к бедной избушке. Жил там одинокий старик. Попросил молодец разрешения переночевать у него, а за это решил старика ужином угостить. Расстелил скатёрку, и появились опять разные кушанья да сладкий квас.

Скатерть-самобранка. Русские народные сказки

Старик дивился на диво-дивное и говорит молодцу: — Спасибо тебе, добрая душа, накормил меня так, как я уже давненько не едал.

Скатерть-самобранка. Русские народные сказки

Есть у меня ранец. На вид старый, да не простой. Стукнешь по нему один раз — выскочит один солдат, стукнешь два раза — выскочат двое. Сколько раз постучишь, столько солдат и появится. Любой твой приказ выполнят. Подарю я тебе его. Ты далеко идёшь, и всякое может в дороге случиться. А ранец тебе поможет выстоять.

Поблагодарил молодец, старика и пошёл дальше. Долго он шёл, пока не набрёл на ветхий домишко. А в нём сидит ещё более древний старик. Пустил он молодца переночевать, а молодец старика вкусностями накормил.

— Ну, что ж, — говорит старик, — я тебе кое-что подарю, только будь с этим подарком осторожен.

Вынул старик из сундука рог и говорит:

— Рог этот волшебный, если дунешь в него, всё перед тобой упадёт — и люди, и звери, и города.

Скатерть-самобранка. Русские народные сказки

Поблагодарил старика молодец и решил возвращаться в родные края. Долго шёл, наконец пришёл в родное село. А братья его за это время построили себе терема высокие и богатые, живут там припеваючи, с простым народом не водятся. Постучался молодец к старшему брату, а тот и говорит:

— Я, брат твой младший, — отвечает молодец.

Не обманывай, мой брат давно в лесу сгинул.

Пошёл тогда молодец к среднему брату, и тот его слушать не захотел и велел собак на него спустить.

Вернулся молодец в лес, достал ранец, ударил по нему несколько раз — выскочили десять солдат.

Скатерть-самобранка. Русские народные сказки

— Нарубите ивовых прутьев и отправляйтесь в село к моим братьям. Всыпьте им по первое число, а если спрашивать будут за что, так и скажите, что зазнались больно.

Скатерть-самобранка. Русские народные сказки

Солдаты приказ выполнили и в ранец вернулись. А братья пожаловались самому царю. Выставил царь против молодца взвод солдат, да только молодец целую роту выставил против царского войска и солдат его прогнал.

Тогда царь выставил целое войско против молодца, а тот вдвое больше солдат выставил. Разбили они царское войско, и тогда пришлось царю сдаваться.

Ну что ж, давай мириться, — говорит царю молодец, — только должен ты мне царство своё уступить да и дочь свою мне в жёны отдать.

Царь согласился, и в тот же день молодец во дворец переехал да на царевне женился.

Однажды молодец вспомнил про стариков, которые его в лесу приютили. Послал он за ними своих солдат, и те привели стариков во дворец.

— Вы дали мне ночлег в лесу, — обратился молодец к старикам, — а вот теперь я приглашаю вас во дворец, живите да забот не знайте.

— А скатерть-самобранка у тебя? — спросил первый старик.

— А ранец да рог? — спросил второй.

— Да, — ответил молодец, — храню я их в старой сумке и никогда с ней не расстаюсь.

Услышала их разговор царевна и решила диковинки себе оставить. Стала она просить избавиться и от сумки старой, и от стариков. Только никакие уговоры не помогли. Молодец ни с чем не хотел расставаться. Тогда царевна выкрала у него старую сумку.

Скатерть-самобранка. Русские народные сказки

Достала ранец и ударила по нему несколько раз. Солдаты из ранца выскочили, и царевна приказала им связать молодца да отвести к старому королю.

В это время старики проснулись и, увидев много солдат, поняли, что случилось. Решили они тогда прокрасться в царские покои и добыть волшебный рог. Нашли они старую сумку и затрубили в рог. Сразу же все солдаты попадали, а за ними и все царские слуги и сама царевна. Уцелел только молодец.

— Что ж, пора нам уходить отсюда, — сказал молодец старикам, которые его спасли.

Забрали они свои диковинки и отправились втроём куда глаза глядят, но подальше от нечестных людей.

Читайте также: