И лишь только прокуратор потерял связь с тем сочинение

Обновлено: 18.05.2024

ЛЮДИИИИ ДОБРЫЕ ПОМОГИТЕ ОЧЕНЬ НАДО. ТАМ ПАРУ ВОПРОС. --->>>>>

1. Прочитайте фрагмент романа. Выполните задания.

Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, пял сандалии и вытянулся. Банга тотчас поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. Только тогда заснул и пес.

Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца к постели тянулась лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собою разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением — ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.

Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок!

Вот, например, не трусил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в Долине Дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-Великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

— Да, да, — стонал и всхлипывал во сне Пилат.

Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

— Мы теперь будем всегда вместе, — говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом ставший на дороге всадника с золотым копьем. — Раз один — то, значит, тут же и другой! Помянут меня — сейчас же помянут и тебя! Меня — подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя — сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

— Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, — просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. Он закрыл глаза, и первое, что вспомнил, это что казнь была.

Определите тему фрагмента. Запишите ответ. - в котором происходит важный разговор!

Сформулируйте проблему данного фрагмента в виде 2-3 вопросов. Запишите ответ.

Определите позицию героев по сформулированной проблеме. Запишите ответ.

Определите отношение и позицию автора по сформулированной проблеме. Запишите ответ.

Приведите примеры к данной проблеме из вашего жизненного опыта. Запишите ответ.

Приведите примеры к данной проблеме из произведений других писателей. Запишите ответ.

В своём тексте М.А. Булгаков поднимает актуальную в современном мире проблему трусости людей.

Автор повествует нам о прокураторе Иудеи Понтие Пилате, который не решается спасти невиновного Иешуа Га-Ноцри от казни, боясь погубить свою карьеру (No26-27). В своём сне, разговаривая с философом, Пилат принимает решение спасти Иешуа любой ценой, но, пробудившись ото сна, прокуратор вспоминает, что казнь всё-таки была (No29-38).

Булгаков высказывает следующую точку зрения: трусость - это не просто один из самых страшных пороков, а самый страшный порок.

Я согласна с мнением автора, так как трусость - это проявление слабости души, неспособность пересилить себя. Из-за нашей трусости страдаем не только мы сами, но и другие люди.

Ярким примером трусости является главный герой романа А.С. Пушкина "Евгений Онегин". На именинах Татьяны Онегин из-за скуки решил подшутить над своим другом Ленским и весь вечер протанцевал с его возлюбленной Ольгой. Ленский вызывает Евгения на дуэль. Онегин не хотел принимать участие в дуэли со своим другом, чувствовал вину перед ним, но, испугавшись общественного мнения, которое он так всегда презирал, в конце концов пошёл у него на поводу. Это закончилось смертью Ленского. Вот так из-за трусости, боязни того, что скажут "злые языки" и подумают окружающие, Евгений убил своего единственного друга. Трусость оказалась сильнее, чем дружба и собственные убеждения Онегина.

Другой пример трусости - это жизнь премудрого пискаря из сказки М. Е. Салтыкова-Щедрина "Премудрый пискарь". Главный герой решил, что нужно прожить жизнь так, чтобы никто не заметил. Из своей норы он выходил только ночью, а днём он сидел и дрожал. Еду искал только тогда, когда все остальные рыбы уже были сыты, а если не удавалось её найти, то опять сидел весь день в норе и дрожал. И так прожил пискарь более ста лет в страхе и одиночестве. Его жизнь была бесполезной, никому пискарь хорошего не сделал, никто и не знал о его существовании. Из-за собственной трусости главный герой прожил дрожа всю свою жизнь, не сделал ничего хоть сколько-нибудь полезного и даже не обзавёлся семьёй.

Трусость делает человека зависимым от людей и различных обстоятельств, показывает слабость, неспособность действовать по своей воле. Именно поэтому трусость - это самый страшный порок.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

(1)Внутри дворца господствовали мрак и тишина. (2)И внутрь прокуратор, как и говорил Афранию, уйти не пожелал. (3)Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос. (4)Прокуратор лег на приготовленное ложе, но сон не пожелал прийти к нему. (5)Оголенная луна висела высоко в чистом небе, и прокуратор не сводил с нее глаз в течение нескольких часов. (6)Примерно в полночь сон наконец сжалился над игемоном. (7)Судорожно зевнув, прокуратор расстегнул и сбросил плащ, снял опоясывающий рубаху ремень с широким стальным ножом в ножнах, положил его в кресло у ложа, снял сандалии и вытянулся. (8)Банга поднялся к нему на постель и лег рядом, голова к голове, и прокуратор, положив собаке руку на шею, закрыл наконец глаза. (9)Только тогда заснул и пес. (10)Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. (11)И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. (12)Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. (13)Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. (14)Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. (15)Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. (16)Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением - ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. (17)И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. (18)Казни не было! (19)Не было! (20)Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны. (21)Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков.(22)Так говорил Иешуа Га-Ноцри. (23)Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок. (24)Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. (25)Но, помилуйте меня, философ! (26)Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи? (27) - Да, да, - стонал и всхлипывал во сне Пилат. (28)Разумеется, погубит. (29)Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. (З0)Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача! (31)- Мы теперь будем всегда вместе, - говорил ему во сне оборванный философ- бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. (32)- Раз один - то, значит, тут же и другой! (ЗЗ)Помянут меня, - сейчас же помянут и тебя! (34)Меня - подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя - сына короля- звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы. (35)- Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, - просил во сне Пилат. (36)И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне. (37)Все это было хорошо, но тем ужаснее было пробуждение игемона. (38)Банга зарычал на луну, и скользкая, как бы укатанная маслом, голубая дорога перед прокуратором провалилась. (39)Он открыл глаза, и первое, что вспомнил, - это что казнь была. (40)Первое, что сделал прокуратор, - это привычным жестом вцепился в ошейник Банги, потом больными глазами стал искать луну и увидел, что она немного отошла в сторону и посеребрилась. (По М.А. Булгакову.) Михаил Афанасьевич Булгаков (1891-1940) - русский писатель и драматург. Автор романов, повестей, сборников рассказов, фельетонов и около двух десятков пьес.

В предложенном для анализа тексте русский писатель и драматург М.А.Булгаков поднимает проблему трусости.

Данную проблему автор раскрывает на примере Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри. Прокуратор иудеи, боясь кесаря и не желая жертвовать своей карьерой, обрекает на смерть безвинного человека. Но игемона мучает совесть, он видит во сне Иешуа ,который говорит, что"трусость ,несомненно, один из самых страшных пороков" . Понтий Пилат, к сожалению, только сейчас понимает, что теперь, он "пойдет на все , чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!".

Позиция автора ясна. М.А.Булгаков доводит до каждого из нас мысль о том, что трусость является самым страшным пороком, она может привести к гибели другого, ни в чем не виновного человека.

Невозможно не согласиться с позицией автора. Действительно, люди совершившие подлость только из-за трусости, совершенно безнр

Вы видите только 35% текста. Оплатите один раз,
чтобы читать целиком более 6000 сочинений сразу по всем предметам.

Доступ будет предоставлен бессрочно, навсегда. Оплата через Apple Pay, GPay

  • 1 из 1 К1 Формулировка проблем исходного текста
  • 3 из 3 К2 Комментарий к сформулированной проблеме исходного текста
  • 1 из 1 К3 Отражение позиции автора исходного текста
  • 3 из 3 К4 Аргументация экзаменуемым собственного мнения по проблеме
  • 2 из 2 К5 Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения
  • 2 из 2 К6 Точность и выразительность речи
  • 3 из 3 К7 Соблюдение орфографических норм
  • 2 из 3 К8 Соблюдение пунктуационных норм
  • 2 из 2 К9 Соблюдение языковых норм
  • 2 из 2 К10 Соблюдение речевых норм
  • 1 из 1 К11 Соблюдение этических норм
  • 1 из 1 К12 Соблюдение фактологической точности в фоновом материале
  • ИТОГО: 23 из 24

Ви­ка, Вы на­пи­са­ли очень хо­ро­шее со­чи­не­ние, мо­ло­дец!
Но об­ра­ти­те вни­ма­ние на пунк­ту­а­цию (см. ком­мен­та­рий вы­ше). Кро­ме то­го, знай­те, что при ком­мен­та­рии про­бле­мы по тек­сту тре­бу­ет­ся ДВА при­ме­ра по тек­сту с ча­стич­ным ци­ти­ро­ва­ни­ем. Но мы не сни­зи­ли балл по кри­те­рию К-2,так как Вы пра­виль­но про­ком­мен­ти­ро­ва­ли про­бле­му, и в дан­ном тек­сте, по­жа­луй, боль­ше не най­дёшь ещё дру­гой ком­мен­та­рий.
Успе­хов.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Сергеевская средняя общеобразовательная школа

Подгоренского муниципального района Воронежской области

План-конспект интегрированного урока по русскому языку и

литературе на тему

Аудитория: обучающиеся 11 класса

Урок разработала Беднякова И.А.,

учитель русского языка и литературы

первой квалификационной категории.

с. Сергеевка, ул. Есенина, 34

Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ;

Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;

Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста; комментарий; определение позиции автора по отношению к данной проблеме; приведение аргументов; заключение.

Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).

Задачи урока:

Научить и научиться:

- определять тему и проблематику текста и формулировать их;

- выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;

- комментировать поставленную проблему;

- определять позицию автора и формулировать ее;

- излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.

Материалы и оборудование:

1. Вступление, целеполагание.

Цель сегодняшнего урока

продолжить подготовку к написанию сочинения-рассуждения в формате ЕГЭ на основе предложенного текста.

Результатом урока станет сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по прочитанному тексту - отрывку из романа

3. Самостоятельное прочтение текста и выявление проблем (работа карандашом):

И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением – ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.

Свободного времени было столько, сколько надобно, а гроза будет только к вечеру, и трусость, несомненно, один из самых страшных пороков. Так говорил Иешуа Га-Ноцри. Нет, философ, я тебе возражаю: это самый страшный порок.

Вот, например, не струсил же теперешний прокуратор Иудеи, а бывший трибун в легионе, тогда, в долине дев, когда яростные германцы чуть не загрызли Крысобоя-великана. Но, помилуйте меня, философ! Неужели вы, при вашем уме, допускаете мысль, что из-за человека, совершившего преступление против кесаря, погубит свою карьеру прокуратор Иудеи?

– Да, да, – стонал и всхлипывал во сне Пилат.

Разумеется, погубит. Утром бы еще не погубил, а теперь, ночью, взвесив все, согласен погубить. Он пойдет на все, чтобы спасти от казни решительно ни в чем не виноватого безумного мечтателя и врача!

– Мы теперь будем всегда вместе, – говорил ему во сне оборванный философ-бродяга, неизвестно каким образом вставший на дороге всадника с золотым копьем. – Раз один – то, значит, тут же и другой! Помянут меня, – сейчас же помянут и тебя! Меня – подкидыша, сына неизвестных родителей, и тебя – сына короля-звездочета и дочери мельника, красавицы Пилы.

– Да, уж ты не забудь, помяни меня, сына звездочета, – просил во сне Пилат. И, заручившись во сне кивком идущего рядом с ним нищего из Эн-Сарида, жестокий прокуратор Иудеи от радости плакал и смеялся во сне.

4. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения. Фронтальная работа.

1) Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?

О сне прокуратора, в котором он разговаривает с казненным философом.

2) Назовите основные проблемы, поднятые в тексте.

- конфликта власти и человека;

- несвободы правителей в принятии решения;

- тяжести вины от содеянного;

- истинности мыслей и поведения человека в его сне;

- что делает равными социально-неравных людей;

- в чем сила добра;

- изменение одного человека под влиянием другого;

- миссия христианской веры

3) Сформулируйте главную проблему

Главная проблема – проблема трусости.

4) Что думает автор по поводу основной проблемы? Эта позиция скрытая или открытая?

Здесь открытая авторская позиция, она очень четко сформулирована по основной проблеме:

Трусость - это самый страшный порок.

5) Какова позиция автора по другим вопросам?

По остальным проблемам авторская позиция скрытая.

4. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:

Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную или частную).

Определить и сформулировать позицию автора.

Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.

Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).

5. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?

6. Работа над сочинением в группах.

Выберите проблему и напишите сочинение-рассуждение.

Проблемы не должны повторяться.

Дополнительное задание:

1 группа сформулирует проблему в виде повествовательного предложения.

2 группа – в виде вопросительного.

3 группа – использует для вступления фигуру - именительный темы.

4 группа – в виде ряда вопросительных предложений.

7. Публичное выступление учащихся от рабочих групп с представлением готового сочинения.

8. Оценивание сочинения:

- учитель проверяет сочинение красной пастой и выставляет на экран с помощью видеокамеры и мультимедийного проектора;

- учащиеся из других групп выставляют баллы в специальные листы в соответствии с критериями К1-К12.

9. Подведение итогов урока.

1. Заключительное слово учителя.

2. Выставление оценок учащимся.

3. Рефлексия.

10. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение на нераскрытую в ходе урока проблему по прочитанному тексту.

Краткое описание документа:

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации


Курс повышения квалификации

Инструменты онлайн-обучения на примере программ Zoom, Skype, Microsoft Teams, Bandicam

  • Курс добавлен 31.01.2022
  • Сейчас обучается 25 человек из 18 регионов
  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 602 778 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

Спасибо RhiSh за вопрос!

Вначале был вопрос.

С этого вопроса все началось.

Голубая луна

«Он велел постель приготовить на балконе, там же, где обедал, а утром вел допрос.

Примерно в полночь сон, наконец, сжалился над игемоном.

Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по лестнице луны.

Итак, Понтий Пилат шел во сне по голубой дороге, которой была лунная лента, протянувшаяся от постели прокуратора прямо к луне. Обычно лунный свет желтый, но в данном случае он голубой. Может ли это что-то означать?

Итак, первое значение голубой луны — это астрономическое явление, редкое, но периодически повторяющееся, когда в одном месяце случается второе полнолуние.

Сновидения

Наконец, содержание снов также двусмысленно. В них человек может видеть то, чего никогда не происходило. Но сны бывают и вещими, содержание которых сбывается. И вроде бы на второе указывается в Эпилоге романа. Каждый год во время весеннего праздничного полнолуния после укола жидкостью густого чайного цвета профессор Понырев видит сон.

Принципиальность

Однако, сделать подобное утверждение мешает одна деталь из беседы Понтия Пилата и Иешуа Га-Ноцри на лунной дороге.

«— Боги, боги, — говорит, обращая надменное лицо к своему спутнику, тот человек в плаще, — какая пошлая казнь! Но ты мне, пожалуйста, скажи, — тут лицо из надменного превращается в умоляющее, — ведь ее не было! Молю тебя, скажи, не было?

— Ну, конечно не было, — отвечает хриплым голосом спутник, — тебе это померещилось.

— И ты можешь поклясться в этом? — заискивающе просит человек в плаще.

— Клянусь, — отвечает спутник, и глаза его почему-то улыбаются.

Итак, во сне профессора Понырева Понтий Пилат утверждает, что казни не было и Иешуа Га-Ноцри с ним соглашается и даже клянется, что его не казнили.

«— Дело было так, — охотно начал рассказывать арестант, — позавчера вечером я познакомился возле храма с одним молодым человеком, который назвал себя Иудой из города Кириафа. Он пригласил меня к себе в дом в Нижнем Городе и угостил.

— Да, — немного удивившись осведомленности прокуратора, продолжал Иешуа, — попросил меня высказать свой взгляд на государственную власть. Его этот вопрос чрезвычайно интересовал.

«— Ваш роман прочитали, — заговорил Воланд, поворачиваясь к мастеру, — и сказали только одно, что он, к сожалению, не окончен. Так вот, мне хотелось показать вам вашего героя.

«— Ваш рассказ чрезвычайно интересен, профессор, хотя он и совершенно не совпадает с евангельскими рассказами.

— Помилуйте, — снисходительно усмехнувшись, отозвался профессор, — уж кто-кто, а вы-то должны знать, что ровно ничего из того, что написано в евангелиях, не происходило на самом деле никогда, и если мы начнем ссылаться на евангелия как на исторический источник. — он еще раз усмехнулся, и Берлиоз осекся, потому что буквально то же самое он говорил Бездомному, идя с тем по Бронной к Патриаршим прудам.

— Это так, — заметил Берлиоз, — но боюсь, что никто не может подтвердить, что и то, что вы нам рассказывали, происходило на самом деле.

Итак, мы встаем перед дилеммой [1] : или Воланд говорит правду, он был свидетелем ершалаимских событий, или же дьявол лжет и все им рассказанное, как и написанное мастером есть художественный вымысел. От решения этого вопроса зависит разрешение следующих: что означает голубой цвет лунной дороги, как нужно трактовать сон Понтия Пилата, был ли Иешуа Га-Ноцри до конца принципиален. Если Воланд говорит неправду, то получится, что указание на голубой лунный свет во сне героя, трижды сообщает об обманчивости содержания сновидения. Если дьявол вновь солгал, то бродячий философ станет беспринципным героем.

Сложность решения этого вопроса заключается в противоречивости утверждений и представленных словесных доказательств. Воланд заявляет, что лично присутствовал и приводит в качестве подтверждения рассказ, который соответствует содержанию романа мастера. Это вроде бы должно подтверждать верность изложенного в произведении. Однако, в конце Воланд представляет мастеру его героя и предлагает закончить роман. Следовательно, мы видим не реального человека — Понтия Пилата, а вымышленного персонажа с таким именем.

Попутно

«Ложе было в полутьме, закрываемое от луны колонной, но от ступеней крыльца тянулась к постели лунная лента. И лишь только прокуратор потерял связь с тем, что было вокруг него в действительности, он немедленно тронулся по светящейся дороге и пошел по ней вверх прямо к луне. Он даже рассмеялся во сне от счастья, до того все сложилось прекрасно и неповторимо на прозрачной голубой дороге. Он шел в сопровождении Банги, а рядом с ним шел бродячий философ. Они спорили о чем-то очень сложном и важном, причем ни один из них не мог победить другого. Они ни в чем не сходились друг с другом, и от этого их спор был особенно интересен и нескончаем. Само собой разумеется, что сегодняшняя казнь оказалась чистейшим недоразумением — ведь вот же философ, выдумавший столь невероятно нелепую вещь вроде того, что все люди добрые, шел рядом, следовательно, он был жив. И, конечно, совершенно ужасно было бы даже помыслить о том, что такого человека можно казнить. Казни не было! Не было! Вот в чем прелесть этого путешествия вверх по [лунной дороге].

[1] Диле́мма — полемический довод с двумя противоположными положениями, исключающими друг друга и не допускающими возможность третьего.

20 комментариев , по


или Воланд говорит правду, он был свидетелем ершалаимских событий, или же дьявол лжет и все им рассказанное, как и написанное мастером есть художественный вымысел. От решения этого вопроса зависит разрешение следующих: что означает голубой цвет лунной дороги, как нужно трактовать сон Понтия Пилата, был ли Иешуа Га-Ноцри до конца принципиален. Если Воланд говорит неправду, то получится, что указание на голубой лунный свет во сне героя, трижды сообщает об обманчивости содержания сновидения. Если дьявол вновь солгал, то бродячий философ станет беспринципным героем.

Есть и третий вариант: Воланд, как любой искусный лжец, мешает истину с ложью.

Образы и метафоры… тема столь интересная, что обсуждать её можно очень долго – и не прийти к верному решению.

Итак. Лунная лента. Прозрачная голубая дорога. Лестница луны.

лунный свет считается искажающим восприятие предметов и явлений, он показывает их в ином ложном образе.

Это стоит запомнить. Но переходя к оттенку света луны – ведь есть и ещё одно, классическое значение голубого цвета (и нет, это не то, что принято сейчас). Осмелюсь привести даже не цитату, а целое стихотворение:

1841

Цвет небесный, синий цвет
Полюбил я с малых лет.
В детстве он мне означал
Синеву иных начал.

И теперь, когда достиг
Я вершины дней своих,
В жертву остальным цветам
Голубого не отдам.

Он прекрасен без прикрас.
Это цвет любимых глаз.
Это взгляд бездонный твой,
Напоенный синевой.

Это цвет моей мечты.
Это краска высоты.
В этот голубой раствор
Погружен земной простор.

Это легкий переход
В неизвестность от забот
И от плачущих родных
На похоронах моих.

Это синий негустой
Иней над моей плитой.
Это сизый зимний дым
Мглы над именем моим.

Полагаю, кто-то слышал такую песню в исполнении Никитина; вообще же это стихи грузинского поэта Николоза Бараташвили в переводе Бориса Пастернака.

И вот это – то метафорическое значение голубого / синего цвета, что имело место во времена Бараташвили, Пастернака… и конечно, Булгакова. Который, полагаю, никак не мог не знать этих стихов, да и вообще – какой образованный человек, литератор, не в курсе расхожих метафор?

В данном случае я смотрю на голубую ленту лунного света как поэт. Но почему бы нет? Многие прозаики являли миру в своих нерифмованных строках истинную поэтичность. А триединый образ голубой лунной дороги / лестницы / ленты голубого лунного света – это воистину поэзия. И мне видится в этом сочетание нескольких метафор: луна – символ неверности, ночи, сновидений (а они зачастую обманчивы, ложны); а с другой стороны, голубой – цвет отдалённости от земных реалий и оков суровой повседневной действительности; цвет мечтаний и грёз.

И вот тут мы сразу с двух сторон приходим к одному смыслу: сновидения – грёзы; ночь с её магией набрасывания флёра на дневную реальность – мечты и витание в облаках.

Именно это, в точности, видим мы в удивительно тонком, поэтически выверенном и прекрасном описании сна прокуратора:

Но оставим лестницу и вернёмся к прокуратору. Он грезит во сне – но не просто грезит: он погружается в мир чистой возвышенной Мечты… одновременно и трогательной, и чудесной… и ложной. Его грёза – о реальных событиях дня; и она – обман. Недаром преданный пёс, существо, неспособное грезить и погружаться в самообман, прогоняет этот чудесный сон своим рычанием. Банга любит Пилата, его помыслы также невинны (и поэтому он присутствует на голубой дороге, она удерживает его), но… есть реальность, и она диктует свои права.

Но тогда… что же всё-таки видим мы в финальной сцене? Это ложь Воланда? Это доказательство того, что Пилат из романа Мастера не есть настоящий Пилат? Или Иешуа – не правдивый человек, вопреки его же декларации о том, что правду говорить легко и приятно?

И мы видим, как счастливый Пилат оказывается в своём давнем сне – ставшем реальностью? – и живой философ Иешуа, ставший его собеседником и другом, клянётся ему, что казни не было.

И ещё оговорка, уже более существенная: не тот, с кем стремится разговаривать Пилат, просит за него – а тот, кем в действительности является выведенный в облике Иешуа. Если, конечно, мы допускаем существование Иисуса как данность.

Тут лучше не закапываться, ибо нет конца этим раскопкам, и это уже не о романе Булгакова.

Но ведь и Библия не отрицает, что сперва был некий младенец в пелёнках, потом, очевидно, мальчик, юноша… мужчина, что был казнён и воскрес, – но вот тот человек, что произошло с ним? Его ведь не стало, он кардинально изменился. Могла ли его человеческая ипостась каким-то образом сохраниться… хотя бы в памяти тех, кто знал его? Или человеческое полностью расплавилось в божественном, Высшем?

Стоп, сюда я не вступаю. )

Однако в рамках романа мы вольны допустить и такую трактовку.

Была ли казнь бродячего философа – если это тот, кто потом становится Иисусом?

Можно ли сказать, что человека казнили, если он существует?

Интересный вопрос. Формально – нет, если осуждённый жив, то это лишь попытка казни. А раз Иешуа жив, то пускай попытка состоялась, но самой-то казни не было.

КАЗНЬ, -и, ж.

1. Высшая мера наказания — лишение жизни. Смертная казнь. □ [Гринев] присутствовал при казни Пугачева, который узнал его в толпе и кивнул ему головою, которая через минуту, мертвая и окровавленная, показана была народу. Пушкин, Капитанская дочка. Фролов был не из трусливых. Он не страшился казни, ожидая приговора царского военного суда, не боялся смерти и при побеге из царской тюрьмы. Н. Никитин, Северная Аврора.

2. Устар. Суровое наказание, кара. Она не была охотницей до работы, за что и принимала ежедневно казни от руки матушки. Потапенко, Деревенский роман.

3. перен. Страдание, мучение. — [Бабушка] должна была знать давно, но я надеялась сказать ей другое… и оттого молчала… Какая казнь! — прибавила она [Вера] тихо, опуская голову на подушку. И. Гончаров, Обрыв. Жить опять под гнетущей властью отца --- для нее [матери] было мучительной казнью. Гладков, Вольница.

Мог ли спутник прокуратора иметь в виду третье значение? Почему бы нет. Формально он мог уверять Пилата, что не испытывал страданий: страдание вещь субъективная, и тут широкое поле для игры слов и разнообразия смыслов.

Но ведь есть и очень простой вариант… Прощение Пилата состоит в том, что он оказывается в своём голубом лунном сне – в обманчивом мире грёз. Для него это теперь – реальность. Он счастлив и проведёт вечность в шествии вверх по прозрачной лунной дороге, в беседах со своим другом, в сопровождении верного пса (который теперь не станет рычать, прогоняя грёзу). Правда, этот подъём вверх никогда не закончится… но какая разница Пилату?

А может, клятва Иешуа – своеобразное отображение того бесспорного факта, что попытка казнить – то есть, уничтожить, стереть с лица земли – Иисуса (или Иешуа) провалилась. В определённом смысле слова.

Читайте также: