Художественные особенности прозы герцена сообщение

Обновлено: 09.05.2024

Ключевые слова: А. И. Герцен, публицистика, история журналистики, метафора, контраст, публицистические приемы, художественный образ.

Похоже, сам характер Герцена способствовал именно публицистическому, а не беллетристическому направлению его ис — кусства. Ему явно не интересны, даже не любопытны каждоднев — ные, бытовые подробности, которые заполняют человеческую,

в которых сделаны определенные акценты и предполагаются обоб — щения. Если Герцен пишет о чьем-то характере и привычках (на — пример, об В. А. Энгельсоне и его жене), то показывает на его при — мере целое поколение душевно неуравновешенных и неспособных к организованной деятельности людей; если говорит о российском крестьянском быте, то в сравнении с бытом крестьянства европей — ского, а следовательно – для иллюстрации идеи о народе и разви — тии революционных идей. Даже единичную и интимную историю собственной семейной драмы Герцену удается представить как борьбу европейского мещанства с идеалами несбывшегося нового мира, революции. Эпизод о сибирских крестьянах, оставляющих на ночь у домов еду для беглых каторжников, представлен не сам по себе, а для характеристики русского народа и последующего срав — нения этого обычая со схожим (но лишенным той социальной зна — чимости) обычаем у швейцарских горцев.

Собеседника посвящают в интимные и трагические подробнос — ти личной жизни автора. Ему доверяют и признают за ним право

Впрочем, подобные косвенные описания для Герцена нехарак- терны: чаще всего его портреты не допускают многозначных трак — товок. Так, деятели освободительного движения – Мадзини, Гари — бальди – положительны, величественны и красивы. Чиновничий люд часто уродлив, некоторые же персонажи – явное достояние кунсткамеры (губернатор Вятки Тюфяев).

Такая особенность светского разговора, как каламбуры и пара — доксы, тоже превращена в эффективный публицистический прием:

написана в ситуации второго (не менее мучительного, чем первый) любовного треугольника между Герценом, Н. П. Огаревым и Н. А. Тучковой, женой последнего.

Естественно, особое место занимает образ самого Герцена, его

« начальная ячейка, зародыши истории, едва заметные, едва су-

Герцен – виртуоз публицистического текста, и его сочинения, в которых для современного читателя часто отсутствует разительная злободневность, тем не менее остаются злободневными. Пусть не в строго фактологическом, но в общеидейном смысле.

Александр Иванович Герцен (1812—1870), революционер, философ, публицист, издатель, писатель, оставил глубокий, неизгладимый след в истории русской литературы и общественной мысли XIXв. Родился Герцен в Москве, в грозном и славном 1812 году. Умер во Франции, накануне Парижской Коммуны.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

Своеобразие индивидуального стиля Герцена, место и значение в русской литературе

Своеобразие индивидуального стиля Герцена, место и значение в русской литературе

Своеобразие индивидуального стиля Герцена, место и значение в русской литературе

А.И. ГЕРЦЕН / ПУБЛИЦИСТИКА / JOURNALISM / ИСТОРИЯ ЖУРНАЛИСТИКИ / HISTORY OF JOURNALISM / МЕТАФОРА / METAPHOR / КОНТРАСТ / CONTRAST / ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ / JOURNALISTIC METHODS / ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ / ARTISTIC IMAGE / AL. HERZEN/GERCEN

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Волошина Светлана Михайловна

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Волошина Светлана Михайловна

Оппозиция свой/чужой в литературно-критическом дискурсе русской эмиграции первой волны (на примере творческого наследия А. И. Герцена)

Artistic pecularity of Herzen's journalism methods of contrast and metaphor

The article focuses on peculiarities of Herzens non-fiction, such as using images as a journalistic mode and their construction singularities, characteristic features of the authors metaphors and methods of contrast . The widely known formula for Herzens texts of blending the private and the general is being analyzed and questioned. There is also an attempt to find the link between Herzens personality and nature and their realization in his non-fiction texts.

ПУБЛИЦИСТИКИ А.И. ГЕРЦЕНА. ПРИЕМЫ КОНТРАСТА И МЕТАФОРЫ

Ключевые слова: А.И. Герцен, публицистика, история журналистики, метафора, контраст, публицистические приемы, художественный образ.

© Волошина С.М., 2011

в которых сделаны определенные акценты и предполагаются обобщения. Если Герцен пишет о чьем-то характере и привычках (например, об В.А. Энгельсоне и его жене), то показывает на его примере целое поколение душевно неуравновешенных и неспособных к организованной деятельности людей; если говорит о российском крестьянском быте, то в сравнении с бытом крестьянства европейского, а следовательно - для иллюстрации идеи о народе и развитии революционных идей. Даже единичную и интимную историю собственной семейной драмы Герцену удается представить как борьбу европейского мещанства с идеалами несбывшегося нового мира, революции. Эпизод о сибирских крестьянах, оставляющих на ночь у домов еду для беглых каторжников, представлен не сам по себе, а для характеристики русского народа и последующего сравнения этого обычая со схожим (но лишенным той социальной значимости) обычаем у швейцарских горцев.

Собеседника посвящают в интимные и трагические подробности личной жизни автора. Ему доверяют и признают за ним право

Впрочем, подобные косвенные описания для Герцена нехарактерны: чаще всего его портреты не допускают многозначных трактовок. Так, деятели освободительного движения - Мадзини, Гарибальди - положительны, величественны и красивы. Чиновничий люд часто уродлив, некоторые же персонажи - явное достояние кунсткамеры (губернатор Вятки Тюфяев).

написана в ситуации второго (не менее мучительного, чем первый) любовного треугольника между Герценом, Н.П. Огаревым и Н.А. Тучковой, женой последнего.

Герцен - виртуоз публицистического текста, и его сочинения, в которых для современного читателя часто отсутствует разительная злободневность, тем не менее остаются злободневными. Пусть не в строго фактологическом, но в общеидейном смысле.

1 Герцен и Огарев в кругу родных и друзей: В 2 кн. / Отв. ред. Л.Р. Ланский, С.А. Макашин. М.: Наука, 1997. (Литературное наследство. Т. 99.) С. 45.

2 Герцен А.И. Собр. соч.: В 30 т. М.: АН СССР, 1954-1965. Т. 2. С. 283; в дальнейшем ссылки на это издание в тексте статьи с указанием тома и страницы.

3 Малиа М. Александр Герцен и происхождение русского социализма 1812-1855: Пер. с англ. М.: Территория будущего, 2010. C. 221.

4 Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч.: В 30 т. Л.: Наука, 1980. Т. 21. С. 8.

6 Туниманов В.А. А.И. Герцен и русская общественно-литературная мысль XIX века. СПб.: Наука, 1994. С. 173.

8 Carr E.H. The Romantic Exiles: A Nineteenth Century Portrait Gallery. London: Serif, 1998. P. 18.

9 См.: Желвакова И.А. Герцен. М.: Молодая гвардия, 2010.

10 Туниманов В.А. Указ. соч. С. 88.

Александр Иванович Герцен (1812 - 1870) – псевдоним Искандер.

Богатейшее литературное наследие Герцена может рассматриваться во многих аспектах - литературно-художественном, социально-политическом, философском. Философские идеи и взгляды мыслителя содержатся не только в его собственно философских сочинениях, но и в публицистических статьях, дневниках, письмах, а также в художественных произведениях.

Вслед за славянофилами Герцен поэтизирует сохраненный в русской крестьянской среде общинный дух взаимной любви и бескорыстной помощи ближнему и видит в нем альтернативу распространенному на Западе эгоистическому торгашескому духу буржуазного накопительства.

1. Александр Иванович Герцен как писатель явился продолжателем гражданских мотивов в русской литературе, преемником декабристов. Путь его литературного развития шел от революционной романтики к критическому реализму.

Отказываясь от романтических сюжетов, преодолевая склонность к мистицизму, обращается к реальной действительности.

Ранние опыты подготовили его к большой повествовательной прозе (Петров, Т.1, С. 507-509).

Они, как и подобные им люди в жизни, имели и способности, и желание активного действия, но ничего не сделали. И в основном не потому, что были избалованы дворянским воспитанием (на это указывали пришедшие им на смену революционеры-демократы), и не потому, что крепостнический строй был еще довольно сильным, а передовое еще очень слабым. Причина их колебаний, сомнений, разочарований и вытекавшего отсюда бездействия крылась в неизбежной неустойчивости и непоследовательности самой дворянской революционности, никогда не обладавшей принципиальным и последовательным демократизмом и объективно склонной к компромиссу.

В романе автор затронул много важных вопросов: проблему семьи и брака, положение женщин в обществе, проблему воспитания, жизнь русской интеллигенции. И решает их в свете идей гуманизма и свободы. Пафос – антикрепостнический, пронизывающий все произведение.

Крепостническому миру противопоставлена прежде всего Любовь Круциферская: по словам Тургенева первая женщина в русской литературе, поступающая как человек сильный и самостоятельный. В ней рано пробуждается сознание своей социальной обособленности в помещичьем доме Негрова. Она рождена от крестьянки, чувствует любовь к крестьянам, к природе сельской, целыми часами прислушивается к народным песням. Перенесшая немало оскорблений, всегда настороженная, чуждая барской среде, она не принимала никакого участия во всем ее окружавшем. Однако под внешней холодностью в ее душе пылал огонь смутных, но благородных стремлений. Когда в доме Негрова появляется учитель Дмитрий, она сразу почувствовала глубокую симпатию к нему, который, как и она, не мог выносить произвола и грубости ее родных. С этим чувством к нему у нее соединилась надежда выбраться из этой среды и найти свое счастье.

Надежды героини оказались иллюзорными. Бельтов был действительно человеком богатого духовного и нравственного содержания, в котором отразились типические черты идейного искания передовой дворянской молодежи после разгрома декабристов. Воспитывался на идеях просветительной философии 18 в., читал Байрона и всю романтическую литературу, знакомился с утопическими социалистическими теориями через гувернера-женевца. Его трагедия заключалась в том, что он не мог и ему некуда было приложить свои богатые задатки и познания. Разочаровавшись в чиновничьей карьере, он выходит в отставку, потом безуспешно пытался заняться медициной, обратился к искусству, но и занятии по живописи забросил, и уехал в чужие края искать новых впечатлений. По возвращении в свое имение думает о гражданской деятельности, но и здесь терпит неудачу. В этой лихорадочной смене одного занятия другим выражалась жажда исторически важного дела, но жизнь его не давала, а мечты и стремления сталкивались с трудностями и препятствиями, оказавшимися непреодолимыми.

Образ Бельтова воплощал протест против укоренившихся крепостнических порядков, губивших все живое, прогрессивное, потому что его судьба неудачно сложилась в этих условиях, он сам оказался отравленным ядом паразитического мира. По мнению Петрова, было бы неправильно видеть в Бельтове образ положительного героя Герцена. Бельтов не понял трагической судьбы Любоньки, не разгадал ее высоких стремлений к свободной и творческой жизни. Он требовал любви для себя, упоения личным счастьем. Круциферская оказалась выше его и не пошла за ним.

Роман завершается трагедией: Любонька, сломленная нравственными муками, после отъезда Бельтова замыкается в свой внутренний мир, чтобы унести в могилу затаенные мечты и любовь.

Роман был оригинальным и новым не только по богатству идей и образов, но и по художественной манере. Беспощадная ирония – основной прием его сатиры. Он направлял ее авторским замечанием, обращением к читателю, смелыми сравнениями и намеками.

Сарказм и едкая ирония сливаются в романе с мягким лиризмом: описание любви Круциферского к Любаньке, эпизод первой их встречи в саду, сцена объяснения Бельтова с Любонькой. Волнующим лиризмом проникнуты последние страницы романа, изображающие безнадежно больную Любоньку и неотступно находившуюся при ней мать Бельтова.

Своеобразно композиционное построение романа: произведение Герцена собственно не роман, а ряд биографий, связанных в одно целое (Петров, Т.1, С. 509-512).

Вопросы и задания:

1.Что характеризует ранее творчество А. Герцена? Преемником кого он выступал?

3. Какова связь героя романа Герцена с героями Грибоедова, Пушкина, Лермонтова? Раскройте суть понятия образ «лишнего человека.

4. Какие вопросы были затронуты в романе?

5.Что легло в основу сюжета? Дайте характеристику героям. Какова оценка образа Бельтова Чернышевским и Добролюбовым?

6. Можно ли считать Бельтова положительным героем? Что воплощал образ Бельтова?

7.Какова художественная манера писателя?

8. В чем своеобразие композиции романа?

1.Петров С.М. История русской литературы 19 в. (1 половина). – М.: Просвещение, 1973. – 576 с.

Читайте также: