Филология лежит в основе не только науки но и всей человеческой культуры сочинение рассуждение

Обновлено: 19.05.2024

Книга о пианисте Глене Гульде, История тела и ноты 6 сонаты Сергея Прокофьева: рабочие будни журналиста.

Книга о пианисте Глене Гульде, История тела и ноты 6 сонаты Сергея Прокофьева: рабочие будни журналиста.

Да, не запретишь лить воду на ту же Повесть (это великий текст), но например сведения о том, что существует несколько редакций этого литературного памятника (после Нестора над ПВЛ работали Сильвестр и потомки Мономаха, вносившие определённые изменения в лексику, к примеру) и что лихачёвский перевод ПВЛ местами необоснованно упрощён ( злая лесть в оригинале заменено на тусклое "коварство" в переводе; атмосферное растворенье смертное дано как просто "яд"), будет полезна – даст возможность коммуникации, а может и жарких литературно-лингвистических споров.

Хёйзинга – безусловно, Медведева и Юханнисон – косвенно. У всех троих одно общее – они дают филологу ценнейший материал для размышлений и исследований. Наряду с изучением писем, дневниковых записей писателей (равно создателей , равно гениальных ), такие работы авторов, скажем так, соседних наук позволяют лучше понять что чувствовали гении, рождая то или иное произведение литературы и – очень важно! – как то или иное произведение вписывалось в контекст эпохи, в которой было создано. Если это удаётся установить, то уже можно полемизировать о месте сочинения в нашем, современном мире, в котором всё настолько сильно отличается от прошлого…

* Цитаты даны по книгам Карин Юханнисон "История меланхолии"; 2-томному сборнику Гульд Г. "Избранное в двух книгах" и сборнику "Russian Imago 2000" и "Russian Imago 2001"

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Шалина М.А.

Проблема литературоведческих методологий в аспекте формирования профессиональных компетенций будущих филологов

В мероприятии приняли участие около 200 человек из России, Украины, Беларуси и Китая, представляющие более 30 вузов и организаций Евпатории, Симферополя, Севастополя, Москвы, Санкт-Петербурга, Краснодара, Барнаула, Томска, Калининграда, Биробиджана, Ярославля, Челябинска, Петрозаводска, Минска, Луганска, Шанхая. Так как организаторами конференции ставится также задача обеспечения преемственности между всеми ступенями образования, то к участию в конференции были приглашены также учителя средних школ и специалисты дошкольных образовательных учреждений.

Цель конференции — аккумуляция научных знаний, путей и методов профессионального развития и повышения компетентности будущих филологов. Тематические векторы включают три основных направления, представленные на секционных заседаниях:

• психолого-педагогические и методические аспекты подготовки филолога в условиях поликультурного региона.

Доклады участников отражают разнообразие тем и проблем, вошедших в поле зрения современной филологической науки. Представим краткий обзор некоторых из них.

Пленарное заседание конференции открыла Лилия Анатольевна Долгополова

Глава программного комитета конференции Ирина Борисовна Каменская (канд. пед. наук, заведующая кафедрой филологических наук и

концепта, форму выражения которого составляет лексема или слово-номинатор символа в тексте, а форму содержания — когнитивный концепт, чья семантика обусловлена взаимодействием с мифологемой и специфическими особенностями этнического характера, очерчивающих круг наиболее значимых для автора интерпретаций лингвокультурного символа.

Ментальность как категорию литературоведческого дискурса рассмотрела в своем докладе Екатерина Евгеньевна Машкова (канд. филол. наук, ст. преподаватель кафедры русской филологии ГБОУ ВО РК

Особой актуальностью в контексте направления конференции обладает доклад Галины Николаевны Боевой (д-р филол. наук, профессор кафедры

рекламы и связей с общественностью ФГБОУ ВО «Санкт-Петербургский государственный университет

Членом оргкомитета конференции Мариной Александровной Шалиной (канд. филол. наук, доцент кафедры филологических дисциплин и методик их преподавания Евпаторийского института

Достоевского. Вместе с тем, выделены те учебные пособия, в которых осуществлен целостный анализ произведений писателя. Поднята проблема необходимости аксиологического подхода к творчеству Достоевского, который позволит студентам — будущим учителям русского языка и литературы — не только войти в ценностное пространство произведений классика, но и обратиться к пониманию концептосферы русского народа.

Примером успешной преемственности знаний и традиций между высшим и средним образовательными звеньями может служить доклад

социальных наук (филиала) ФГАОУ ВО «Крымский федеральный университет имени

докладчиков конференции активно участвовали студенты Евпаторийского института социальных наук.

По итогам конференции планируется издание сборника публикаций1, куда войдут более 150 лучших научных работ. Мы надеемся, что взятая нами высокая планка научных мероприятий будет успешно удержана, и проведение конференций международного уровня станет традицией в Евпаторийском институте социальных наук.

кандидат филологических наук, Евпаторийский институт социальных наук (филиал), Крымский федеральный университет им. В. И. Вернадского

1. Лихачёв, Д. С. О филологии. М. : Высшая школа, 1989. 207 с.

2. Мандельштам, О. Э. Сочинения: в 2 т. Т. 2 : Проза. М. : Художественная литература, 1990. 464 с.

3. Херльт, Й. Особенности филологического самосознания в русской культуре ХХ века: Мандельштам, Розанов, Аверинцев // Учёные записки Казанского университета. 2011. Т. 153, Кн. 2 : Гуманитарные науки. С. 13-29.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Филология, как и любая другая наука, обладает тенденцией развития. И, кажется, что в сегодняшний век компьютеризации, технического прорыва, когда изучены все методы и подходы преподавания и происходит мировой обмен опытом, о проблемах говорить не приходится. Однако наряду со стремлением к совершенному школьному филологическому образованию наблюдается ряд недостатков. О каких же достоинствах и несовершенствах идёт речь? Попробуем разобраться…

В-третьих, расширился педагогический инструментарий учителя-словесника. Появилась возможность электронного сопровождения филологического образования (информационно-коммуникативные технологии, электронные учебники, представленные сайтом Министерства образования и науки РФ).

Во-первых, не стоит забывать о личностных ориентирах как педагога, так и самого ученика. ФГОС предусматривает, что учитель – это не ключевая фигура на уроке. Тем не менее, многое зависит от харизмы, заинтересованности, компетентности учителя, его жизненной позиции. А это практически невозможно отследить.

Во-вторых, нередко педагог сталкивается с социолингвистическими проблемами ребёнка, которые редко получается скорректировать. Не стоит забывать, что Россия – многонациональная страна, а национальные школы есть далеко не везде. И дети различных национальностей занимаются в средней школе с русскими детьми и не всегда успевают за ними в освоении предметов, тем более русского языка и литературы. С серьёзными проблемами сталкиваются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации, которые просто не имеют реальной возможности самообразовываться, развиваться, на равных общаться со сверстниками.

Существует ряд и других практических проблем.

С введением независимой экспертизы качества знаний (это и международные исследования PISA, и государственная итоговая аттестация в формате ЕГЭ) стало очевидно, что ученику необходимо практическое владение русским языком в его различных функциональных разновидностях: устной и письменной речью, разговорной и литературной, деловой и эпистолярной. Необходимо умение грамотно, самостоятельно и творчески выражать свои мысли, адекватно воспринимать и понимать речь разных жанров и стилей и т.д. Отсюда становится понятным, что учителя не всегда уделяют должное внимание риторике и культуре речи.

Письменная форма контроля знаний обучающихся со временем привела к необходимости введения устного собеседования, как промежуточной аттестации, в 9 классе. Здесь проверяется коммуникативная компетенция обучающихся. Это правильно. Ведь ученик должен показать уровень своих знаний и способностей всесторонне, чтобы была объективность. А это лишняя нагрузка на школьников. Поэтому приверженцы советской образовательной системы напоминают о её полюсах. Школьник сдавал и письменные экзамены, и устные по предметам, тем самым показывая теоретические знания и коммуникативные умения одновременно. Без затрат лишнего времени на подготовку и многочасовую экзаменацию!

Филологическое образование на сегодняшний день находится в стадии интенсивного развития. И новые условия в преподавании филологических дисциплин, и новые требования, предъявляемые обучающимся, и часто меняющиеся условия при контроле и учёте знаний школьников – всё это вызывает споры и требует усовершенствования. Но чёткие очертания и конкретизацию в преподавании и контроле можно обрести только с учётом мнения населения и с учётом объективных претензий к филологическому образованию и школьному образованию в целом.

Данный текст может быть полезен для подготовки к сочинению на ЕГЭ.

1.Прочитайте текст и сведения об авторе текста.

2.Обратите внимание на выделенные в тексте фрагменты.

3.Выберите необходимые, на Ваш взгляд, клише.

4.Советуем использовать выделенные в тексте фрагменты и выбранные Вами клише для формулировки авторской позиции.

5.Сформулированная Вами авторская позиция может стать аргументом для другого текста с аналогичной проблемой.

1.К тексту прилагается одна проблема.

2.Учтите, что название текста не всегда соответствует тому названию, которое, возможно, существовало у автора. Поэтому в сочинении на ЕГЭ, если Вы не знаете точного названия, избегайте того названия, которое предлагается в разных источниках.

заставляет читателя обратить внимание на…

убеждает нас в том, что

убежден в том, что.

Автору важно убедить читателя в том, что…

утверждает, что только

выступает за то,

показывает нам людей, которые…

приводит (подводит) читателя к мысли о том, что .

приходит к такому выводу: …

восхищается (кем? чем?)

словно приглашает вместе с ним полюбоваться (чем?)

с интересом наблюдает за (чем?)

с болью в сердце (с горькой иронией, с горечью) пишет (говорит) о том, что.

у автора вызывает негодование.

не может мириться с тем, …

обращает внимание на то, что…

Бесспорно мнение автора о том, что…

Автор даёт оценку (чему?)
Автор выявляет сущность (чего?)
Автор излагает свой подход (к чему?)
Автор исходит из того, что
Автор разграничивает понятия (чего)
Автор обращает внимание на то, что
Автор убедительно доказывает, (что?)
Определяя сущность и место (чего? в чём?), автор считает, что
Подчёркивая актуальность (чего?), автор обращает внимание (на что?)
По мнению автора, важное значение имеет (что?)

ПРОБЛЕМА - роль филологии в человеческом мире

1)Искусство слова — самое сложное, требующее от человека наибольшей внутренней культуры.

10)Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому. 11) А для этого нужны знания, нужна интеллигентность, дающаяся гуманитарными науками. 12)Читайте художественную литературу и понимайте её, читайте книги по истории и любите прошлое человечества, читайте литературу путешествий, мемуары, читайте литературу по искусству, посещайте музеи, путешествуйте со смыслом и будьте душевно богаты.

Сведения об авторе

Лихачёв Дмитрий Сергеевич (1906-1999) – русский филолог, учёный-литературовед, историк культуры, публицист, общественный деятель.

Автор многочисленных работ, посвящённых истории русской литературы (главным образом древнерусской) и русской культуры.

Человек в литературе Древней Руси

Поэтика древнерусской литературы

Художественное наследие Древней Руси и современность

Диалоги о дне вчерашнем, сегодняшнем и завтрашнем (соавтор Н. Г. Самвелян)

Письма о добром и прекрасном

Желаем терпения в подготовке к сочинению! Будьте уверены: упорство, старание и усиленная тренировка дадут достойные результаты.

Читайте также: