Хаджи тархан хлебников сочинение

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Неповторимой и довольно экзотической оказалась судьба известного русского поэта, философа и мыслителя Вел и мира Хлебникова (1885-1922) . Он стал еще при жизни легендой в истории поэзии ХХ века. К сожалению, поэт прожил мало. Всего 37 лет.

Как известно, сложилось два принципиально различных подхода к интерпретации произведений В. Хлебникова и определению его творчества, что связано с вопросом о семантической мотивированности хлебниковского текста:

Степень теоретической разработанности (т.е. обзор литературы)?

Объектом исследования является творчество Велимира Хлебникова.

Предметом – астраханские мотивы творчества В. Хлебникова.

Цель работы: изучить астраханские мотивы в творчестве Велимира Хлебникова.

В соответствии с целью, в работе поставлены задачи:

1. исследовать хронологическую канву жизни и творчества ;

2. о характеризовать основные черты творчества.

Методы исследования?

1.1. Хронологическая канва жизни и творчества

В 1904—1907 годах Хлебников занимается орнитологическими исследованиями, участвует в экспедициях в Дагестан и на Северный Урал, публикует несколько статей по орнитологии. Тогда же Хлебников пытался самостоятельно начать изучение японского языка, думая найти в нём особые формы выразительности, и увлёкся творчеством русских символистов, особенно Фёдора Сологуба.

В сентябре 1908 Хлебников был зачислен на третий курс естественного отделения физико-математического факультета Санкт-Петербургского университета и переехал в Санкт-Петербург. Главной причиной переезда было желание серьёзно заниматься литературой.

1912 год ознаменовался для Хлебникова изданием первой книги 2 .

В творчестве Велимира Хлебникова и Павла Филонова наблюдается явное духовное родство и взаимное влияние: как в графических опытах Велимира Хлебникова — и изобразительных принципах Павла Филонова, так и в особенностях звучания, построения литературного языка последнего — и поэтического строя, метрики первого 5 .

В 1918 году Хлебников снова путешествовал по России без особой цели. В августе он снова оказался в Астрахани, посетив попутно Казань. Вместе с Рюриком Ивневым Хлебников в это время участвовал в литературной жизни Астрахани и планировал издать многоязычный литературный сборник на русском, калмыцком, персидском и других языках. Только в начале 1919 года Хлебников уехал из Астрахани. Поэт направился в Москву, где должна была выйти его книга, которая находилась в плане, предложенном Маяковским издательству ИМО.

После возвращения из Персии Хлебников снова путешествовал, в это время в творчестве Хлебникова важное место занимает настоящее, а не прошлое или будущее, он пишет несколько стихотворений социальной тематики.

Хлебников оказал воздействие на русский и европейский авангард, в том числе в области живописи и музыки. Некоторые исследователи вообще считают, что без него восприятие эстетики и поэтики авангарда неадекватно.

Выводы по параграфу?

1.2. Основные черты творчества

Хлебников — один из признанных лидеров русского авангарда начала XX века, так как он осознанно занимался выстраиванием нового искусства. Многие футуристы, в том числе, и Маяковский, называли его своим учителем; высказываются предположения о влиянии поэтического языка Хлебникова на творчество Андрея Платонова, Николая Асеева, Бориса Пастернака 6 .

В то же время Хлебников часто оставался в тени, так как организаторской деятельностью в основном занимались Давид Бурлюк и Маяковский.

Среди особенностей, характеризующих творчество Хлебникова, в первую очередь можно выделить стилевое своеобразие. Оно выражается в необычной лексике (на раннем этапе творчества — изобретением большого количества неологизмов), намеренном нарушении синтаксических норм, активном использовании таких тропов как олицетворение, плеоназм и прозопопея.

Выводы по параграфу?

2.1. Астрахань Велимира Хлебникова

Астрахань – родной город художника – оказала непосредственное влияние на его творчество.

Ты видишь город стройный, белый,

И вид приволжского кремля?

Там кровью полита земля,

Там старец брошен престарелый,

Набату страшному внемля 9 .

Другую жизнь узнал тот угол,

Где смотрит Африкой Россия,

Изгиб бровей людей где кругол,

А отблеск лиц и чист и смугол

Есть сведения, что Велимир бывал в Астрахани ещё в детстве (о чём свидетельствует семейная фотография, на которой он снят со своим старшим братом).

С булыжником там белена

На площади ясной дружила,

И башнями стройно стена

И город и холм окружила.

Тот город, он море стерёг!

И впрямь, он был моря столицей,

На Ассирию башен намёк,

Околицы с сельской станицей.

И к белым и ясным ночным облакам

Высокий и белый возносится храм

Где Волга прянула стрелою

На хохот моря молодого,

Гора Богдо своей чертою

Темнеет взору рыболова.

Темнеет степь; вдали хурул

Чернеет тёмной своей кровлей,

И город спит, и мир заснул,

Устав разгулом и торговлей.

Как веет миром и язычеством

Помню я свет отсыревшей божницы,

Там жабы печально резвились!

И надпись столетий в камней плащанице!

Смущенный, наружу я вышел и вылез,

А ласточки бешено в воздухе вились

Мечеть и храм несёт низина

И видит скорбь в уделе нашем.

Красив и дик зов муэдзина,

Поэт искренне восторгался тем, каким искусным охотником был простой 30 летний мужчина из бедной горской семьи. Вот совсем небольшой отрывок из его рассказа 11 :

«Русские стояли кругом. Здесь же Уса-гали, в стороне, что-то скромно ест. Он был хороший степной зверь. Урус построил пароходы, урус провел дорогу и не замечает другой, степной жизни. Неверный урус, гяур-урус.

Весной 1919 года поэт навсегда покидает Астрахань.

2.2. Особенности словотворчества

Что касается словотворчества поэта, то существует несколько точек зрения на него. Роман Якобсон писал, что «слово в поэзии Хлебникова утрачивает предметность, далее внутреннюю, наконец, даже внешнюю форму. Свою задачу как поэта Хлебников формулировал так 12 :

Породе русской вернуть язык

Чтоб соловьиный свист и мык

Текли там полною рекой.

Поэзию Хлебникова сближает с лирикой Маяковского гуманистический характер протеста против превращения человека в буржуазном мире в вещь, мотивы бунта человека.

Война и меч, вы часто только мяч

Лаптою занятых морей,

И волжская воля, ты отрок удач,

Звёздный язык строится в основном на словообразах и, несмотря на сходство с заумью, в полной мере ей не является; его принцип предполагает создание полного мирового языка на основе универсального звучания согласных.

Сильны в творчестве Хлебникова мифологические мотивы.

Они проявляются как в прямых отсылках к мифологии (в основном, на раннем этапе, когда поэт создавал произведения с участием мифологических персонажей, в том числе и придуманных им самим), так и в анимическом мировоззрении, и, по мнению некоторых исследователей, в упоминавшейся выше идее циклического повторения событий во времени.

Влияние, которое оказали на поэта национальные культуры разных народов (как европейских, так и азиатских), позволяет говорить о традиционализме в авангардистском творчестве Хлебникова:

Для поэта современность – только отрезок в нескончаемом ряду времени, которое в своем движении может быть устремлено и в будущее, и в прошлое.

Выводы по параграфу?

Завершая исследование астраханских мотивов в творчестве Велимира Хлебникова, необходимо отметить, что в истории литературы немного писателей с такой сложной судьбой как В. Хлебников. Его стихи увлекали и , быть может , даже отталкивали, его проза и драматургия ставили перед читателями вопросы, ориентированные на будущее и потому были современникам часто непонятны. Легенды и литературные анекдоты, связанные с ним, еще более мешали пониманию его творчества. Но, несмотря на все эти перипетии из 37 лет его жизни 17 были отданы поразительной по интеллектуальному напряжению литературной деятельности.

Об этом свидетельствует достаточно объёмный фонд Велимира Хлебникова, переданный в РГАЛИ. Кое-что осталось и для музея Хлебниковых в Астрахани.

Праправнук астраханского губернатора, профессор Сорбонны Никита Струве также признался, что его сильнейшими астраханскими впечатлениями явились ансамбль кремля и музей Хлебникова. Приятно услышать такое признание от потомка астраханского губернатора.

Ушли в прошлое годы замалчивания имени поэта.

Новый материал, не вошедший в основную часть, в заключение не включается. Заключение выстраивается из выводов по параграфам и главам и ответам на поставленные во введении задачи.

Айги Г. Листки — в ветер праздника (К столетию Велимира Хлебникова) / Разговор на расстоянии: Статьи, эссе, беседы, стихи. – СПб.: Лимбус Пресс, 2001. С. 86-95.

Баран Х. К истолкованию одного стихотворения / О Хлебникове. Контексты, источники, мифы. – М.: РГГУ, 2002. С. 199-232.

Башмакова Н. В. Слово и образ: О творческом мышлении Велимира Хлебникова : Дис. . д-ра филос. наук. – Хельсинки, 1987. 288 с.

Березарк И. Встречи с Хлебниковым // Звезда. 1965. № 12.

Велимир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тысячелетий. VII Международные Хлебниковские чтения. 7 – 9 сент. 2000 г.: Научные доклады. Статьи. Тезисы / Под ред. проф. Г. Г. Исаева. – Астрахань, 2000. 231 с.

Велимир Хлебников и художественный авангард XX века. VI международные Хлебниковские чтения (8 – 11 сентября 1998 г.). Научные доклады. Статьи. Тезисы. – Астрахань, 1998. 148 с.

Велимир Хлебников: Венок Поэту: Антология / Сост. и предисл. Арсена Мирзаева. – СПб.: Вита Нова, 2005. 64 с.

Вестник Общества Велимира Хлебникова / Ред. Е. Р. Арензон, Р. Вроон, Г. Г. Глинин, Р. В. Дуганов, А. Т. Никитаев. – Вып. I. – М.: Гилея, 1996. 263 с.

Костерин А. Русские дервиши // Москва. 1966. № 9. С. 216-221.

Лённквист Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. – СПб.: Академический проект, 1999. 234 с.

Лупеев Д. Е. Традиции эпических жанров русского фольклора в творчестве Велимира Хлебникова : Дис. . канд. филол. наук. – Астрахань, 2004. 210 c.

Мариенгоф А. Роман без вранья. – СПб: Азбука-классика, 2008. 224 с.

Марков В. Ф. История русского футуризма / Пер. с англ.: В. Кучерявкин, Б. Останин. – СПб.: Алетейа, 2000. 438 с.

Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911 – 1998) / Сост.: В.В. Иванов, З.С. Паперный, А.Е. Парнис. – М.: Языки русской культуры, 2000. 880 с.

Пашкин Д. А. Эволюция и генезис урбанистических мотивов в творчестве Велимира Хлебникова // Вестник Общества Велимира Хлебникова. III. – М., 2002. С. 91-121.

Поэтический мир Велимира Хлебникова: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Глинин Г. Г. и др.; Астрах. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. – Астрахань, 1992. – Вып. 2. 172 с.

Успенский Б. А. К поэтике Хлебникова: проблемы композиции — в сб.: Сборник статей по вторичным моделирующим системам. – Тарту, 1973. С. 122-127.

Харджиев Н. Статьи о Хлебникове / От Маяковского до Кручёных. Избр. работы о русском футуризме. – М.: Гилея, 2006. С. 300-313.

Хлебников В. Творения / Общ. ред. и вступ. ст. М. Я. Полякова; Сост., подгот. текста и коммент. В. П. Григорьева и А. Е. Парниса. – М.: Советский писатель, 1986. 736 с.

1 Велимир Хлебников и мировая художественная культура на рубеже тысячелетий. VII Международные Хлебниковские чтения. 7 – 9 сент. 2000 г.: Научные доклады. Статьи. Тезисы / Под ред. проф. Г. Г. Исаева. – Астрахань, 2000. С. 3.

2 Вестник Общества Велимира Хлебникова / Ред. Е. Р. Арензон, Р. Вроон, Г. Г. Глинин, Р. В. Дуганов, А. Т. Никитаев. – Вып. I. – М.: Гилея, 1996. С. 24.

3 Костерин А. Русские дервиши // Москва. 1966. № 9. С. 216.

5 Лупеев Д. Е. Традиции эпических жанров русского фольклора в творчестве Велимира Хлебникова : Дис. . канд. филол. наук. – Астрахань, 2004. С. 75.

6 Харджиев Н. Статьи о Хлебникове / От Маяковского до Кручёных. Избр. работы о русском футуризме. – М.: Гилея, 2006. С. 303.

7 Марков В. Ф. История русского футуризма / Пер. с англ.: В. Кучерявкин, Б. Останин. – СПб.: Алетейа, 2000. С. 102.

8 Мир Велимира Хлебникова: Статьи. Исследования (1911 – 1998) / Сост.: В.В. Иванов, З.С. Паперный, А.Е. Парнис. – М.: Языки русской культуры, 2000. С. 7.

9 Речь идет о святом Земли Астраханской – священномученике Иосифе митрополите Астраханском, замученном и убитом казаками казаками Васьки Уса, оставленного в Астрахани Стенькой Разиным.

12 Лённквист Б. Мироздание в слове. Поэтика Велимира Хлебникова. – СПб.: Академический проект, 1999. С. 14.

13 Поэтический мир Велимира Хлебникова: Межвуз. сб. науч. тр. / Редкол.: Глинин Г. Г. и др.; Астрах. гос. пед. ин-т им. С. М. Кирова. – Астрахань, 1992. – Вып. 2. С. 52.

Иванова Ирина Александровна

Нелегкой, но весьма интересной оказалась судьба известного русского поэта, философа и мыслителя Велимира Хлебникова (1885-1922). Он стал еще при жизни легендой в истории поэзии ХХ века. К сожалению, поэт прожил мало. Всего 37 лет.

В своей проектной работе я обращусь к творчеству Велимира Хлебникова. Подробно изучу его связь с родным городом Астраханью. Ведь она оказала непосредственное влияние на его творчество.

Цель работы : выявление астраханских мотивов в творчестве В. Хлебникова.

Объект исследования : произведения В. Хлебникова.

Предмет исследования: художественное своеобразие произведений В.Хлебникова.

  1. Изучение литературы по теме
  2. Поисковый метод
  3. Анализ результатов

Тема, заинтересовавшая меня, актуальна. Так как

- сбор материала о взаимосвязи произведений В.Хлебникова об Астрахани;

- выявление в ходе анализа особенностей отношений В.Хлебникова к родному городу.

Актуализация темы в том, что Велимир Хлебников – астраханский писатель и поэт, который в своих произведениях донёс до нас частичку своей души, связанную с родным краем. Я, как патриот, интересуюсь литературой своей малой родины. Считаю, что мы должны знать астраханских писателей и поэтов, их произведения, написанные о родной земле.

Практическая значимость: Собранный мной материал можно использовать на уроках литературы, истории, классных часах, внеклассных мероприятиях.

«Свобода приходит нагая,

А позже – разочарование:

«Точно чайка! Чрезвычайка!

  1. Астраханские нотки в творчестве В. Хлебникова

Астрахань - родной город художника - оказала непосредственное влияние на его творчество.

Ты видишь город стройный, белый,

И вид приволжского кремля?

Там кровью полита земля,

Там старец брошен престарелый,

Набату страшному внемля 9 .

Другую жизнь узнал тот угол,

Где смотрит Африкой Россия,

Изгиб бровей людей где кругол,

А отблеск лиц и чист и смугол…

С булыжником там белена

На площади ясной дружила,

И башнями стройно стена

И город и холм окружила.

Тот город, он море стерёг!

И впрямь, он был моря столицей,

На Ассирию башен намёк,

Околицы с сельской станицей.

И к белым и ясным ночным облакам

Где Волга прянула стрелою

На хохот моря молодого,

Гора Богдо своей чертою

Темнеет взору рыболова.

Темнеет степь; вдали хурул

Чернеет тёмной своей кровлей,

И город спит, и мир заснул,

Устав разгулом и торговлей.

Как веет миром и язычеством

В этих строчках поэт описывает старинный Успенский собор и Пречистенскую колокольню.

Живая иллюстрация к этим строкам – Белая мечеть, находящаяся неподалёку от храма Иоанна Златоуста.

В 1912 году в Астрахань возвращаются родители Велимира, и в течение шести лет он ежегодно их навещает. Его срастание с "городом предков" проходит мучительно (как правило, остаются швы: "Я здесь в мешке четырёх стен", "Астрахань скучна, так как я в ней чужой", "… она вращается кругом воблы и притворяется, что читает книги", "это только хитрый торгашеский город").
Но и здесь срабатывает хлебниковский "чёт и нечет": "И всё-таки я люблю. Астрахань и прощаю её равнодушие ко мне и жару", "Зато ночью город был прекрасен…", "Небо Лебедии сияло своими зеленоватыми звёздами", "Что я изучил: Звери. Азбука. Числа […]. Времена года. Ночи в Персии. Ночи в Астрахани". "Что я изучил" - одна из последних дневниковых записей поэта, где он подводит итог всему прожитому, обозначив его главные вехи. Последней, завершающей вехой стоят "Ночи в Астрахани". Справедливости ради, заметим, что без любви к Астрахани не было бы ни поэмы "Хаджи-Тархан", ни повести "Есир", ни рассказов "Охотник Уса-Гали" и "Николай", ни многого другого.
Уникальность Астраханской губернии поэт видел в том, что она соединила "три мира - арийский, индийский и каспийский, треугольник Христа, Магомета и Будды". Только в ней он мог изучить такое множество вероучений, культовых обрядов, национальных обычаев, легенд и всё это отразить в своём творчестве. Вспомним индийский "обряд свадьбы двух рек" ("Есир"), ритуальный древнеиндийский танец ("Смугла, черна дочь храма"), пролитие "жертвенной водки в священную чашу" ("Есир") и другое. Астрахань постоянно подпитывала пласты его творчества.

Поэт искренне восторгался тем, каким искусным охотником был простой 30 летний мужчина из бедной горской семьи. Вот совсем небольшой отрывок из его рассказа:

«Русские стояли кругом. Здесь же Уса-гали, в стороне, что-то скромно ест. Он был хороший степной зверь. Урус построил пароходы, урус провел дорогу и не замечает другой, степной жизни. Неверный урус, гяур-урус.

Весной 1919 года поэт навсегда покидает Астрахань.

Завершая исследование астраханских мотивов в творчестве Велимира Хлебникова, хочу отметить, что в истории литературы немного писателей с такой сложной судьбой как В. Хлебников. Его стихи увлекали меня и, быть может, даже отталкивали, его проза и драматургия ставили передо мной, как читателем, вопросы, ориентированные на будущее и потому были современникам часто непонятны. Легенды и литературные анекдоты, связанные с ним, еще более мешали пониманию его творчества. Но, несмотря на все эти перипетии из 37 лет его жизни 17 были отданы поразительной по интеллектуальному напряжению литературной деятельности.

Об этом свидетельствует достаточно объёмный фонд Велимира Хлебникова, переданный в РГАЛИ. Кое-что осталось и для музея Хлебниковых в Астрахани.

Праправнук астраханского губернатора, профессор Сорбонны Никита Струве также признался, что его сильнейшими астраханскими впечатлениями явились ансамбль кремля и музей Хлебникова. Приятно услышать такое признание от потомка астраханского губернатора.

Читайте также: