Сочинение про надежду павлову

Обновлено: 05.07.2024

С именем Надежды Павловой связано множество мифов. Поводов для этого балерина давала немало – и умением добиваться ошеломительных результатов, и своим немногословием.

Беседовала Светлана Потемкина

Летом 1973 года, на Международном конкурсе артистов балета в Москве, семнадцатилетняя Надежда Павлова ошеломила всех своим танцем. Ее исполнение покорило искренностью и при этом было технически совершенным. Удлиненные линии, большой, легкий шаг, свободная амплитуда движений – все, чем владела юная балерина, сегодня стало эталоном для танцовщиц XXI века.

После спектакля ее всегда подолгу не отпускали со сцены – будь то Большой театр или другие ведущие театры мира. Ей аплодировали и зрители, и величайшие хореографы современности – Джером Роббинс, Ролан Пети, Морис Бежар. Сегодня почти невозможно представить масштабы этого признания и участия в ее судьбе зрителей. В современном театре подобному явлению аналогов нет. С тех пор изменилось и отношение к профессии самих исполнителей, и степень сопереживания им.

Сегодня что-то похожее ощущают те, кто видит ее в репетиционном зале. Своей славой, облетевшей весь земной шар, Павлова не воспользовалась для себя лично, чтобы сделать жизнь удобнее, проще и легче, но запросто делилась ею со своими партнерами и педагогами. Благодаря Надежде в мире узнали ее педагога Людмилу Сахарову из Пермского хореографического училища. Она упрочила славу Большого театра и всей страны за рубежом. Сейчас, когда ее ученики приезжают с Большим театром на гастроли и хотят произвести впечатление на прессу, они просто называют имя своего педагога.

С Надеждой Васильевной мы встретились после ее репетиции в Большом театре. Разговор о танце постепенно перешел в другое русло – о детстве, о судьбе и о том, как смотреть в будущее без страха. Этим редким искусством Надежда Павлова тоже владеет.

– Надежда Васильевна, для вас детство связано с ощущением счастья?

– Если рассказывать о детстве, то все это сегодня возникает как будто из другой реальности и похоже на сказку. Например, у нас в доме была печка, и я на ней спала, пока не провели газ. Мы жили на высоком берегу Волги в Чебоксарах. Дома на нашей улице построили после войны, а уже в конце 1950-х проводили в них электричество. Сколько помню, у нас всегда было тепло, уютно, и по удобству жилье не отличалось от современных коттеджей. И первый деревянный дом, и кирпичный, который появился на моих глазах, отец построил своими руками. Мы с сестрой и братом болтались вокруг и все это наблюдали: как он заливал фундамент и как покрывал крышу, чтобы она не протекала. Старшему брату было поручено присматривать за мной, как самой маленькой. Если ему хотелось погулять, он сажал меня к себе на велосипед, и мы ехали вместе. Но сама я велосипед так и не освоила, потому что занималась в танцевальном кружке и училась ходить по первой позиции – с разведенными в стороны коленями и носками. Садилась с такими ногами на велосипед, начинала крутить педали и сразу падала.

– Какое из ранних воспоминаний для вас самое дорогое?

– Из детских воспоминаний самое яркое – это огромный сад c яблонями. В мае они начинали цвести, и все было белым-бело. Больше всего мне нравилось утреннее ощущение, когда выходишь в сад. Дом охраняла собака, которую родители на ночь спускали с цепи. Я любила проснуться раньше всех и тихонько пробраться в сад, пахнущий утренней свежестью, землей, травами. Соберу ягод, вытащу пару сорняков – и домой.


Надя с родителями, старшими сестрой и братом. Чебоксары. 1960 год.

– Вам приятно возвращаться в родной город?

– Каждому ребенку свойственно мечтать о чем-то большем, независимо от того, родился он во дворце или в юрте. И если он эту мечту не осуществляет, не двигается вперед, то начинает это место ненавидеть. Я думаю, что из того места, где прошло детство, нужно уезжать. В 10 лет я поехала учиться в Пермь. Потом, конечно, возвращалась домой на каникулы, но все реже и реже, потому что в хореографическом училище постоянно шла подготовка к смотрам. Да и родителям это было нелегко – нужно было добираться катером до Казани, а уже оттуда поездом до Перми. Позднее, когда я танцевала в Большом театре, то приезжала выступать на сцене старого театра. Не могу сказать, что я неохотно бываю в Чебоксарах, но, когда, повзрослев, ходишь по детским местам, начинаешь многое видеть другими глазами, а это не нужно. Важно смотреть вперед и двигаться вперед, не оглядываясь. Сейчас этого дома уже нет, когда не стало родителей и некому стало за ним ухаживать, его продали.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Городская научно-практическая конференция младших школьников

Направление: культурное наследие

Секция: искусство в жизни человека

От маленькой девочки

до Великой балерины

http://m.kino-teatr.ru/acter/album/14417/646263.jpg

Толстова Екатерина Дмитриевна,

Краснова Луиза Арсентьевна,

учитель начальных классов

1. Введение

Французский хореограф Ролан Пети.

А ведь она моя землячка, талантливейшая балерина, народная артистка СССР, обладательница многочисленных наград, профессор Российской академии театрального искусства, в истории мирового балета – самая юная исполнительница роли Джульетты. Она из Чувашии, из Чебоксар, а я ничего о ней не знаю.

Меня заинтересовал жизненный и творческий путь Надежды Павловой, и мы с мамой решили провести исследование.

Цель работы: изучить творческий путь балерины Надежды Павловой.

· найти биографические сведения о балерине, посетив библиотеку;

· посетить Чувашский национальный музей с целью ознакомления экспонатами (пуантами балерины);

· просмотр видео с выступлениями Н. Павловой.

· посетить школу балета в Чебоксарах и испытать себя в роли будущей балерины;

Методы исследования: поиск информации в разных источниках, сбор и анализ фотографий, документов, просмотр видео.

Актуальность в том, что наша работа познакомит нас с землячкой, внесшей весомый вклад в мировую культуру, искусство, которой мы можем и должны гордиться.

2.1. Детство и юность

Будущая великая балерина Надежда Павлова родилась 15 мая 1956 года в Чебоксарах в многодетной семье. Родители девочки никак не связаны с искусством: папа трудился рентгенотехником в больнице, а мама – воспитателем в детском саду. С раннего детства девочка увлекалась танцами, и когда ей исполнилось 7 лет, родители отдали её в хореографический кружок при Доме пионеров.

В Чувашии в те годы активно занимались подготовкой балетной труппы для открывшегося в 1960 году музыкального театра – будущего театра оперы и балета.

2.2. Учеба в хореографическом училище

И вот второй Международный конкурс артистов балета в Москве, 1972 год – триумф Нади Павловой. Все члены жюри единодушно признали – эта девочка родилась балериной с большой буквы. На таком великолепном конкурсе победила 15-летняя школьница, при этом никто не сомневался, что победа заслуженная. А дальше было столько побед! И, конечно, сознание большой ответственности, и, следовательно, ни минутного расслабления, ни топтания на месте. Эту удивительную девочку полюбили за то, что она уже в столь юном возрасте умела дарить радость людям. Что это? Талант? Сила воли? Конечно, да! У Нади талант – исключительный, трудолюбие – сверхъестественное, сила воли – необыкновенная. И это все в маленькой, хрупкой девочке.

2.3. Работа в театре

По окончании учёбы балерина стала солисткой Пермского академического театра оперы и балета имени П. И. Чайковского . Сразу после выпуска она мастерски исполняла партии Жизели и Джульетты . Но там Надежда служила недолго, ведь её пригласили сразу 2 театра страны: Большой и Мариинский.

Она выбрала первый вариант, став солисткой Большого театра в сентябре 1975 года. Ее успех, несомненно, не только в виртуозной технике танца, но, прежде всего в том, что эта девочка, сама наслаждаясь танцем, смогла это передать зрителям.

2.4. Переезд в Москву

Партнерами Надежды были невероятные танцовщики Большого театра, такие как Вячеслав Гордеев , с которым она долгое время танцевала в дуэте, Валерий Анисимов, Николай Цискаридзе и Ирек Мухамедов.

Окончив учебу в ГИТИСе, Надежда Васильевна приступила к преподаванию. Она вела мастер-классы в странах Европы и Ближнего Востока. Два года женщина занимала пост художественного руководителя Театра балета Надежды Павловой.

2.5. Чувашские и русские поэты и художники о балерине

«Почему над сердцами подобную власть

И дает понять читателю, что сила танца в том, что он захватывает зрителя. Зритель полностью находится в его власти, растворяется в нем.

Хочется отметить, что яркий образ талантливой балерины запечатлен не только в литературе, но и в художественно-изобразительном творчестве. Ее портреты были созданы замечательными художниками И.Глазуновым, В.Косоруковым, скульпторами И.Васильевым и Л.Лондон.

2.6. Надежда Павлова сейчас

Надежда Павлова не любит давать интервью, поэтому о нынешней жизни балерины известно немного. Сейчас Надежда Павлова живет в Москве. С 2013 года Надежда занимает должность балетмейстера-репетитора балетной труппы Большого театра.

3.1. Посещение библиотеки и музея

Чтобы изучить жизнь и творчество Надежды Павловой, мы с мамой пошли в библиотеку им. Л. Кассиля. Там для нас подобрали книги с ее биографией и фотографиями.

Также мы посетили Чувашский национальный музей, где хранятся пуанты балерины, в которых она танцевала в 16-17 лет. Экскурсовод рассказала нам, что Чувашию Надежда посещает очень редко.

3.2. Просмотр архивного видео

3.3. Посещение детской школы балета.

Мы решили сходить в детскую школу балета, что находится на проспекте Тракторостроителей, чтобы увидеть, как занимаются будущие балерины. Я приняла участие на одном занятии и на своем опыте убедилась, что тренировки – это нелегкий труд.

Из рассказа тренера я узнала, что начать заниматься балетом можно в любом возрасте, но для профессиональной карьеры лучше с юных лет. Также тренер поведала, с какими трудностями сталкиваются балерины в процессе обучения – это выносить многочасовые репетиции, жесткий режим, постоянную конкуренцию. Поэтому профессиональными балеринами становятся немногие. Я поняла, что труд балерины – очень непростое, сложное, требующее больших физических и моральных усилий занятие.

3.4. Изготовление куклы-балерины своими руками.

Мы решили сделать фигуру балерины из разных материалов. Нам понадобились фетр, тюль, нитки мулине, шерстяные нитки. Сначала мы сделали выкройку и по ней сшили для нее наряд. Из тюли получилась роскошная юбочка, из шерстяных ниток намотали волосы, из ниток мулине сделали глаза, лицо и рот. Замечательная получилась балерина! Мне так нравится с ней играть, представляя ее Надей Павловой!

Изучив жизненный и творческий путь Надежды Павловой, мы сделали следующий вывод: путь к признанию труден, но благодаря таланту и небывалой работоспособности в юном возрасте можно добиться огромных успехов и стать звездой мирового масштаба.

Я горжусь тем, что моя маленькая Чувашия подарила миру столько выдающихся имен, и среди них великая Надежда Павлова! Она такая же, как и мой чувашский народ – маленькая, трудолюбивая, скромная, застенчивая.

СЕГОДНЯ Надежда Павлова не любит давать интервью. Ее доверенное лицо — муж Константин Михайлович, психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, психоаналитик, который и вытащил ее из депрессии.

— Когда ее привел ко мне Гордеев, — дескать, посмотри, что-то с ногой, да и нервишки пошаливают, — она была какая-то неживая, как замороженная. Я сразу понял, что нога тут ни при чем. Она говорила о себе очень неохотно и лишь постепенно начала раскрываться. Если бы она по натуре была человеком открытым, разговорчивым, выплескивала эмоции, а не держала в себе, возможно, ей было бы гораздо легче в жизни. Но она всегда была закрытой, отстранялась от сплетен, интриг. В ней очень много тогда всего накопилось, достигло критической массы.

В балете вообще очень легко сломаться. Жуткий, каторжный труд. Балерина выбегает за кулисы во время спектакля, с нее пот катит ручьями, ее промокают, и она опять выпархивает на сцену, лучезарно улыбаясь. Потом опять промокают… Кроме того, нужно эмоционально выложиться, просто техникой зрителя не проймешь. Поэтому звезд можно по пальцам перечесть. И немало сломанных судеб. Не секрет, что танцовщики, чтобы снять стрессы и мышечное напряжение, злоупотребляют спиртным. Марис Лиепа и Александр Годунов — жертвы такой привычки расслабляться.

P. S. Недавно Надежда Павлова открывала культурный центр в Вашингтоне. Ее приветствовали как звезду первой величины. К сожалению, на Западе Павлову знают лучше, чем здесь. Почему бы не организовать в Большом ее творческий вечер? Век балерины так короток. А нам выпало счастье жить в одно время с великой танцовщицей.

Другие статьи в литературном дневнике:

  • 31.08.2010. Валерик Валарг.
  • 30.08.2010. Сиддонс Сарра.
  • 28.08.2010. Возвращение Надежды Павловой
  • 27.08.2010. Кир Булычев - Игорь Всеволодович Можейко
  • 23.08.2010. МИР, организованный звуком
  • 21.08.2010. Замыкая круг
  • 20.08.2010. Конкурентная среда.
  • 11.08.2010. Русский язык 8 класс.
  • 09.08.2010. Чудеса чревовещания Я. П. Перельман

Портал Проза.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+


Через некоторое время стало известно, что она вышла замуж за Вячеслава Гордеева, своего партнера по сцене. Все было просто как в сказке. Надежда и Слава русского балета! Они много танцевали на лучшей сцене страны — в Большом, и в двадцать восемь Надя уже получила звание народной артистки СССР. Мало кто догадывался тогда, какие испытания пришлось выдержать этому хрупкому созданию на пути к успеху. И сколько испытаний еще предстояло. Народной артистке, которой не было и тридцати, потребовалась помощь психотерапевта. И она вдруг исчезла из поля зрения поклонников. Ходили разные слухи: то ли драма в семье, то ли родила (что для балерины — тоже драма), то ли проблемы со здоровьем. И ее потихоньку начали забывать.

Надежда Павлова не любит давать интервью. Ее доверенное лицо — муж, тот самый психотерапевт, доктор медицинских наук, профессор, психоаналитик, который вытащил ее из депрессии.


Я практикую и на Западе, где работа психоаналитика высоко котируется. Пациент приходит к специалисту, чтобы получить ответ на вопрос: почему именно это произошло со мной? Нам волей-неволей приходится вторгаться в бессознательное, куда человек никого не хочет впускать. Потом, когда что-то из бессознательного перемещается в сознательное, пациент начинает понимать — проблемы в его жизни возникли потому, что в детстве его недолюбили, рос в неполной семье, были конфликты с родителями. Когда человек чего-то не понимает, он совершает ошибки, а они оборачиваются чувством неуверенности. Детские впечатления, воспитание закладывают в подсознание такие табу, которые порой не удается преодолеть всю жизнь. Человек вырос, получил образование, завел семью, а с внутренним цензором ничего поделать не может.

— Как же так, — недоумевала Надя, — чужие люди восхищаются, поздравляют. Хотелось, чтобы сестра подошла, обняла, сказала что-то теплое, я бы почувствовала поддержку. А она ушла.

Вообще-то Надежда Павлова не любит вспоминать о детстве.

— Понимаете, если бы это были приятные воспоминания, я бы, конечно, с удовольствием рассказала.


В хореографическом училище система очень жесткая. Как в казарме. У этих детей практически нет детства. Все подчинено только одному — танцам. Подъем в семь утра, беспрерывные изнурительные занятия, потом репетиция. Строгая диета. Но все это можно выдержать, если бы не постоянные унижения. Когда ребенок ошибался, на него не только кричали, обзывая уродом и бездарью. Педагог мог подойти и ударить ногой. Надя рассказывала, что они там очень много плакали. И помочь, утешить было некому. У нескольких учениц обнаружились психические расстройства. Надя выстояла. И сейчас не хочет говорить плохих слов о своем педагоге Людмиле Павловне Сахаровой. Хотя когда Надя получила Гран-при, к ней стали относиться еще жестче, чтобы не возгордилась. Все призы отобрали. Ее пригласили учиться в Москву, но Людмила Павловна не отпустила, поставив условие — только вместе с ней. В Москве было достаточно талантливых педагогов, так что это условие не приняли.


Казалось бы, счастливое замужество должно было спасти Надю. Оба молодые, талантливые.

Конечно, Надя действительно многим в своей творческой жизни обязана Гордееву. Он был старше, знал в Большом все ходы и выходы, а там закулисная жизнь крайне сложная.


— Я думаю, ему трудно было примириться с утратой такой партнерши. Наверное, он боролся?

— Посыпались анонимки, начались разбирательства. Дело дошло даже до прокуратуры, я мог оказаться за решеткой. Спасло нас то, что Надя сумела очень быстро развестись и мы сразу же официально зарегистрировали брак. Она изменилась, говорила, что у нее такое ощущение, будто вырвалась из рабства.

— И тем не менее той, былой славы уже не было. Мы постоянно слышим о Плисецкой, Нине Ананиашвили. А где же Надя?

— Когда в Большой пришел Васильев, я ушла из театра, — говорит Надежда Павлова. — Сейчас вернулась. В Большом много перемен и стало легче дышать и работать. Васильев был хорошим танцовщиком, но руководителем — никаким. Страдал обычной болезнью артистов — нарциссизмом, самолюбованием. Вокруг таких людей быстро собирается свита, которая делает короля. Сейчас пришли новые люди, талантливые и современные. Время все расставит по своим местам. Пока я очень много занимаюсь, чтобы быть в хорошей форме. О планах — они есть — не хочу говорить, как бы не сглазить.




Вам понравилась история? Надеемся вам так же будет полезна и реклама наших партнеров:

Читайте также: