Городскими властями было сожжено это сочинение дидро

Обновлено: 30.06.2024

Содержание

Оригиналы записей, процитированных полностью и почти, см. в Викитеке.

… из религиозной ревности вытравливая в себе все естественные чувства, люди перестают быть людьми и превращаются в истуканов, желая стать истинными христианами. — VI

… se dépouiller, par religion, des sentiments de la nature, cesser d’être hommes, et faire les statues pour être vrais chrétiens.

Слыша, как изображают верховное существо, слыша о его гневливости, о суровости его мести, самая честная душа была бы готова пожелать, чтобы такого существа никогда не было. Люди жили бы довольно спокойно в этом мире, если бы были вполне уверены, что им нечего бояться в другом; мысль, что Бога нет, не испугала ещё никого, но скольких ужасала мысль, что существует такой бог, какого мне изображают. [К 1] — IX

Sur le portrait qu’on me fait de l’Être suprême, sur son penchant à la colère, sur la rigueur de ses vengeances, l’âme la plus droite serait tentée de souhaiter qu’il n’existât pas. L’on serait assez tranquille en ce monde, si l’on était assez bien assuré que l’on n’a rien à craindre dans l’autre : la pensée qu’il n’y a point de Dieu n’a jamais effrayé personne, mais bien celle qu’il y en a un tel que celui qu’on me peint.

Только деист может противостоять атеисту. Суеверному человеку не хватит на это сил. Его бог — не более чем плод воображения. Кроме трудностей, обусловленных самим предметом, он не защищён от всех тех трудностей, которые проистекают от ложности его собственных понятий. — XIII (без последнего предложения)

Одного человека как-то спросили, существуют ли настоящие атеисты. Вы думаете, ответил он, что существуют настоящие христиане? — XVI

Представляет ли движение существенное или случайное свойство материи, я убежден теперь, что его результатом является только развитие… — XIX

Que le mouvement soit essentiel ou accidentel à la matière, je suis maintenant convaincu que ses effets se terminent à des développements…

… если крылышко бабочки носит на себе следы разума в тысячу раз более ясные, чем имеющиеся у вас свидетельства, что ваш ближний одарён способностью мыслить, то отрицать существование Бога было бы в тысячу раз безрассуднее, чем отрицать, что ваш ближний мыслит [К 2] . случалось ли вам заметить, чтобы: в рассуждениях, действиях и поведении какого бы то ни было человека заключалось больше разумности, порядка, проницательности и последовательности, чем в механизме какого-нибудь насекомого? Не отпечатлено ли божество столь же ясно в глазу какого-нибудь клеща, как способность мысли в творениях великого Ньютона? Как? Неужели реальный мир обнаруживает меньше разумности, чем мир, объяснённый человеком. [К 3] И обратите внимание, что я выдвинул против вас только крылышко бабочки, только глаз клеща; а ведь я мог бы раздавить вас всею тяжестью вселенной. — XX

… que si l’aile d’un papillon m’offre des traces mille fois plus distinctes d’une intelligence que vous n’avez d’indices que votre semblable est doué de la faculté de penser, il serait mille fois plus fou de nier qu’il existe un Dieu que de nier que votre semblable pense. avez-vous jamais remarqué dans les raisonnements, les actions et la conduite de quelque homme que ce soit, plus d’intelligence, d’ordre, de sagacité, de conséquence que dans le mécanisme d’un insecte ? La Divinité n’est-elle pas aussi clairement empreinte dans l’œil d’un ciron que la faculté de penser dans les ouvrages du grand Newton ? Quoi ! le monde formé prouve moins une intelligence que le monde expliqué ?… Quelle assertion !… Songez donc que je ne vous objectais qu’une aile de papillon, qu’un œil de ciron, quand je pouvais vous écraser du poids de l’univers.

Я разделяю атеистов на три группы: одни прямо заявляют вам, что Бога нет, и действительно так думают; это — настоящие атеисты; другие — их довольно много — не знают, что об этом думать, и охотно бы решили вопрос жребием; это — атеисты-скептики; третьи — и их гораздо больше — хотели бы, чтобы Бога не было, они прикидываются убеждёнными в его небытии и живут так, как если бы они действительно были в этом убеждены; это — фанфароны атеизма. — XXII (без последнего предложения)

Скептицизм не всем подходит. Он предполагает глубокое и бескорыстное исследование; кто сомневается потому, что не знает оснований достоверности, тот простой невежда. Настоящий скептик тот, кто подсчитал и взвесил основания. Но сделать это не так-то легко. Кто из нас может точно оценить их? Пусть будет представлено сто доказательств одной и той же истины — каждое найдет своих сторонников. У каждого ума свой собственный телескоп. — XXIV

Le scepticisme ne convient pas à tout le monde. Il suppose un examen profond et désintéressé : celui qui doute parce qu’il ne connaît pas les raisons de crédibilité n’est qu’un ignorant. Le vrai sceptique a compté et pesé les raisons. Mais ce n’est pas une petite affaire que de peser des raisonnements. Qui de nous en connaît exactement la valeur ? Qu’on apporte cent preuves de la même vérité, aucune ne manquera de partisans. Chaque esprit a son télescope.

Известно, в каком возрасте надо учить ребёнка читать, петь, танцевать, в каком — преподавать ему латынь и геометрию. Только в области религии не считаются с его развитием; едва он начнет понимать, как его уже спрашивают: что такое Бог? В одно и то же время и из одних и тех же уст он узнаёт, что существуют домовые, привидения, оборотни и Бог. С одной из важнейших истин его знакомят таким способом, что когда-нибудь она будет опорочена перед судилищем его разума. В самом деле, что удивительного, если, обнаружив в возрасте двадцати лет, что вера в бытие Бога смешана у него в голове с кучей нелепых предрассудков, он не захочет признать её и отнесётся к ней так же, как наши судьи относятся к честному человеку, случайно замешавшемуся в толпу мошенников. — XXV (2-й абзац)

… плохо также, что мысль о его существовании внушают не так настойчиво, как следовало бы. Люди изгнали божество из своей среды, они заточили его в святилище; стенами храма замыкается место, где его можно видеть; за их пределами оно не существует. Безумцы! Сломайте эти ограды, которые сужают ваши мысли, освободите Бога, зрите его повсюду, где он есть, или скажите, что его нет. Если бы мне пришлось воспитывать ребёнка, я сделал бы для него присутствие божества настолько реальным, что ему, может быть, легче было бы стать атеистом, нежели забыть о Боге по рассеянности. На молодой ум надо действовать чувственными впечатлениями. Поэтому я умножил бы вокруг него знаки, указывающие на присутствие божества. Когда бы, например, у меня собирались гости, я оставлял бы особое место для Бога и приучил бы своего питомца говорить: нас было четверо — бог, мой друг, мой воспитатель и я. — XXVI

… on n’insiste pas assez sur sa présence. Les hommes ont banni la Divinité d’entre eux ; ils l’ont réléguée dans un sanctuaire ; les murs d’un temple bornent sa vue ; elle n’existe point au delà. Insensés que vous êtes ! détruisez ces enceintes qui rétrécissent vos idées ; élargissez Dieu ; voyez-le partout où il est, ou dites qu’il n’est point. Si j’avais un enfant à dresser, moi, je lui ferais de la Divinité une compagnie si réelle, qu’il lui en coûterait peut-être moins pour devenir athée que pour s’en distraire. Les jeunes gens veulent être pris par les sens. Je multiplierais donc autour de lui les signes indicatifs de la présence divine. S’il se faisait, par exemple, un cercle chez moi, j’y marquerais une place à Dieu, et j’accoutumerais mon élève à dire : Nous étions quatre, Dieu, mon ami, mon gouverneur et moi.

Пусть пирронист станет искренним, и перед нами будет скептик. — XXX (последнее предложение)

Верить слишком сильно так же рискованно, как и верить слишком слабо. Быть политеистом не более и не менее опасно, чем атеистом, и только скептицизм может охранить, всегда и повсюду, от этих двух крайностей. — XXXIII (возможно, трюизм)

Со всех сторон доносятся вопли о нечестии. Христианина считают нечестивым в Азии, мусульманина в Европе, паписта в Лондоне, кальвиниста в Париже . Кто же действительно нечестив? Все или никто? — XXXV

J’entends crier de toute part à l’impiété. Le chrétien est impie en Asie, le musulman en Europe, le papiste à Londres, le calviniste à Paris . Qu’est-ce donc qu’un impie ? Tout le monde l’est-il, ou personne ?

Когда набожные люди ополчаются против скептицизма, они, по-моему, либо плохо понимают свои интересы, либо сами себе противоречат. Если только верно, что достаточно как следует узнать истинный и ложный культы, чтобы принять первый и отвергнуть второй, то было бы желательно, чтобы на земле распространилось всеобщее сомнение и чтобы все народы решили поставить под вопрос истинность своих религий; для наших миссионеров половина дела была бы сделана. — XXXVI

Тот, кто остаётся верен своей религии только потому, что он был в ней воспитан, имеет столько же оснований гордиться своим христианством или мусульманством, сколько тем, что он не родился слепым или хромым. Это — счастье, а не заслуга. — XXXVII

Тот, кто умер бы за какую-то религию, сознавая её ложность, был бы сумасшедшим. — XXXVIII (начало)

Истинный мученик ждет смерти; фанатик бежит ей навстречу. — XXXIX

В наших церквах сохраняются картины, написанные, как нас уверяют, ангелами и самим божеством; если бы эти произведения вышли из рук Лесюэра или Лебрена, что мог бы я возразить против этого незапамятного предания? Может быть, ровно ничего. Но когда я вижу, что в этих небесных творениях правила живописи нарушаются на каждом шагу в замысле и в исполнении, когда я нахожу в них полное отсутствие художественной правды, то, не имея возможности предположить, что создатель их был невежда, я поневоле должен признать вымышленным все предание. Я легко мог бы применить этот вывод и к Священному писанию, если бы не знал, до какой степени безразлично, хорошо или плохо изложено то, что в нём содержится! — XLV

On conserve dans nos églises des tableaux qu’on nous assure avoir été peints par des anges et par la Divinité même : si ces morceaux étaient sortis de la main de Le Sueur ou de Le Brun, que pourrais-je opposer à cette tradition immémoriale ? Rien du tout, peut-être. Mais quand j’observe ces célestes ouvrages, et que je vois à chaque pas les règles de la peinture violées dans le dessin et dans l’exécution, le vrai de l’art abandonné partout, ne pouvant supposer que l’ouvrier était un ignorant, il faut bien que j’accuse la tradition d’être fabuleuse. Quelle application ne ferais-je point de ces tableaux aux saintes Écritures, si je ne savais combien il importe peu que ce qu’elles contiennent soit bien ou mal dit ?

В истории всех народов есть события, которые были бы в самом деле чудесными, если бы только они были истинными, с помощью которых доказывается всё, но которые сами остаются недоказанными; которых нельзя отрицать, не впавши в нечестие, и в которые нельзя поверить, не впавши в слабоумие. — XLVIII

Одно единственное доказательство поражает меня больше, чем пятьдесят фактов. Благодаря моему крайнему доверию к собственному разуму моя вера не зависит от прихоти первого встречного фигляра. Священник Магомета, ты можешь возвращать дар речи немым и зрение слепым, исцелять расслабленных, воскрешать мёртвых, даже воссоздать недостающие члены на теле калек (чудо, ещё не сотворенное никем), — и к твоему великому изумлению моя вера не поколеблется нисколько.
Если возвещаемая тобою религия истинна, её истинность может быть сделана очевидной и доказана неопровержимыми основаниями. Найди эти основания. К чему докучать мне столькими чудесами, когда ты можешь сразить меня одним силлогизмом? Скажи, неужели тебе легче исцелить расслабленного, чем просветить мой ум? — L

Une seule démonstration me frappe plus que cinquante faits. Grâce à l’extrême confiance que j’ai en ma raison, ma foi n’est point à la merci du premier saltimbanque. Pontife de Mahomet, redresse des boiteux ; fais parler des muets ; rends la vue aux aveugles ; guéris des paralytiques ; ressuscite des morts ; restitue même aux estropiés les membres qui leur manquent, miracle qu’on n’a point encore tenté, et à ton grand étonnement ma foi n’en sera point ébranlée.
Si la religion que tu m’annonces est vraie, sa vérité peut être mise en évidence et se démontrer par des raisons invincibles. Trouve-les, ces raisons. Pourquoi me harceler par des prodiges, quand tu n’as besoin, pour me terrasser, que d’un syllogisme ? Quoi donc ! te serait-il plus facile de redresser un boiteux que de m’éclairer ?

Я готов поклясться, что все, кто видел привидения, заранее испытывали перед ними страх и что все, видевшие тут чудеса, твёрдо решили их видеть. — LIII (последнее предложение)

Разве недостаточно быть христианином, разве нужно быть им непременно на негодных основаниях? — LVII

N’est-ce pas assez que l’on soit chrétien ; faut-il encore l’être par de mauvaises raisons ?

Научно-атеистические книги (и др.)

Научно-атеистические книги (и др.)

Научно-атеистические книги (и др.) запись закреплена

В первый том Сочинений виднейшего представителя французского материализма XVIII в., главы энциклопедистов Дени Дидро вошли его философские произведения 1745 - 1780 гг. Работы "Опыт о достоинстве и добродетели" и "О достаточности естественной религии" впервые публикуется на русском языке.

Во второй том Сочинений Дидро вошли работы "Продолжение апологии аббата де Прада" (впервые переведена на русский язык), "Размышления по поводу книги г -на Гельвеция "Об уме", "Последовательное опровержение книги Гельвеция "О человеке" (в новом переводе), "Племянник Рамо", "Жак - фаталист и его Хозяин", а также историко - философские статьи из "Энциклопедии".
____________________________

Nik Name

По теории эволюции выживает сильнейший - но маленький ребёнок, не то что выжить, а сам головы не может держать несколько месяцев, кушать сам не в состоянии найти ибо сам несколько месяцев и передвигаться не может и т.д. кроме того, нужно было материнское молоко - а его априори немогло быть по теории эволюции - ведь взрослой особи ещё небыло . А кроме того, для зачатия ребёнка - нужны сразу две половозрелые (взрослые) особи, при том разнополые .

Т.е. сколько бы времени ни прошло: милионы лет, миллиарды лет, триллионы лет - результат будет всегда неизменен - любая особь, месяцами: не способная держать головы, самостоятельно передвигаться, найти пищу - обречена на вымирание по теории эволюции . а потому априори не может достичь своей половозрелости, что бы дать потомство .

Вывод: согластно теории эволюции, человечество вообще не могло начать своё существование .

искренне надеюсь, что вам поможет данная информация, для вразумления атеистов, дабы привести их к покаянию пред Богом .

Иван Гайворонский

Nik Name

Иван, ваша теория так и остаётся теорией боле 150 лет .

за это время более развитые люди обратили внимания на муравьёв - и сделали математические модели муравьиного алгоритма, которые в последствии привели к созданию искусственного интеллекта .

и вот что интересно - прямо в Сэфэр Мишлэй 6:6 предписано посмотреть на муравья чтобы по сути говоря увидеть дорогу Бога и сделаться мудрее .

поэтому если бы учёные прислушались раньше к Слову Бога - то как минимум они были бы гораздо умнее чем есть сейчас .

Nik Name

Иван, так же и сказанное из книги αποκαλυψις глава 13 : 16-18 сбываются стремительно прямо у них на глазах и при том во всём мире сразу

- они наглядно видят шо таки да настало время когда многие не могут уже ни купить ни продать, но это ещё далеко не конец всех бедствий атеистов и тех кто ударился в различные другие религии или ещё куда .

Nik Name

Иван, есть одно загадочное пророчество - сперва передают книгу тем кто читать умеет - те не могут прочитать потому как она запечатана .

тогда передают сию книгу (ТОРА) тем кто читать вообще не умеет .

вопрос - кто эти люди и зачем передавать неграмотным запечатанную книгу которую даже грамотные прочитать не могут ?

Иван Гайворонский

Nik Name

Иван, возможно вам будет интересен ответ на заданные вопросы - тогда добро пожаловать вам к Святому Слову .

ответ выложен тут:

Сергей Мартинович

Nik, вы говорите глупости: сначала от имени сторонников эволюции выдумываете взгляды на происхождение видов, а потом их опровергаете. Если хотите опровергать, для начала ознакомтесь с эволюционной теорией.

Zhenya Nizovtsov

Марина Петрова

Zhenya Nizovtsov

Nik Name

Сергей, рибосома молодой человек .

рибосома и ДНК = конец теории эволюции .

Zhenya Nizovtsov

Марина Петрова

Nik Name

Zhenya Nizovtsov

Nik, вопрос был поставлен вам, ответите и будем говорить дальше. Повторяю: ДНК и рибосомы противоречат или опровергают теорию эволюции?

Zhenya Nizovtsov

Nik, остро отточенный карандаш, это понятие сугубо субъективное! Наука не приемлет таких формулировок!

Nik Name

Zhenya, не нужно лукавить, даже остро отточенный карандаш имеет определённую поверхность .

и если бы вы были хоть немножечко знакомы с рибосомой - то вы бы понимали ЧТо таки на кончике карандаша их поместятся тысячи .

Рибосо́ма — важнейший немембранный органоид живой клетки, служащий для биосинтеза белка из аминокислот по заданной матрице на основе генетической информации, предоставляемой матричной РНК (мРНК). Этот процесс называется трансляцией. Рибосомы имеют сферическую или слегка эллипсоидную форму, диаметром от 15—20 нанометров (прокариоты) до 25—30 нанометров (эукариоты), состоят из большой и малой субъединиц.

Zhenya Nizovtsov

Nik Name

Zhenya, конечно - полностью опровергают вашу (поскольку вы в неё верите) дебильную теорию .

нет биосинтеза белка из аминокислот по заданной матрице на основе генетической информации - нет и особи .

Zhenya Nizovtsov

Nik, я могу быть знаком с человеком, а с рибосомой я не могу быть знаком. Со всего вами сказанного, могу утверждать, что вы умеете пользоваться Википедией.

Zhenya Nizovtsov

Nik Name

Zhenya, как дела с рибосомой ?

как дела с матрицей - точнее запрограммированным биосинтезом из аминокислот ?

а как дела с генетической информацией ? нос ведь у вас не клюв, и не хобот .

Zhenya Nizovtsov

Nik Name

Zhenya, то как дела с рибосомой ?

это в разы меньше чем клетка .

более того запрограммирована рибосома заранее на определённые действия .

то кто программировал ?

Zhenya Nizovtsov

Zhenya Nizovtsov

Nik Name

Zhenya, ЧТо - вы уже не верите науке молодой человек ?

или вы настолько бездарны, ЧТо таки даже с вики не дружите ?

так тогда помогу даунам .

Рибосо́ма — важнейший немембранный органоид живой клетки, служащий для биосинтеза белка из аминокислот по заданной матрице на основе генетической информации, предоставляемой матричной РНК (мРНК). Этот процесс называется трансляцией.

то кто таки программировал рибосому ?

Zhenya Nizovtsov

Nik Name

Zhenya, тебя спросили ЧТо ?

за рибосому, КТО её запрограммировал - то не будь трусом даун, а отвечай .

Zhenya Nizovtsov

Nik Name

Zhenya, если бы ты небыл дауном - то ты бы увидел, ЧТо таки тебе уже несколько раз говорили - теория эволюции ложь .

тебе говорили - без рибосомы и ДНК никакая теория эволюции в принципе невозможна .

вот например разуй глаза и посмотри:

Zhenya Nizovtsov

Nik, истеричка, не вижу аргументации, сплошь и рядом отсебятина. Оскорбление собеседника не делает тебя более убедительным. И так, аргументы относительно того, что наличие рибосомы опровергает теорию эволюции, я их не увидел!

Nik Name

Zhenya, ЧТо ты так блудно взвыл ?

программирование - это ведь не единственная проблема в отношении рибосомы !

её размеры в нано - вот это + ещё одна супер проблема !

Zhenya Nizovtsov

Zhenya Nizovtsov

Nik, чего же ты пытаешься всех оскорбить?? Бога нет, это факт! Никто ничего не программировал, это сугубо идеалистический подход к теории ДНК)))) Хамло!

Nik Name

Zhenya, дурик - сама по себе рибосома не существует, она находится в клетке .

то КТО сделал рибосому в нано ?

а без ДНК - у тебя клюв был бы, а не нос - или хобот какой то .

часть уха от осла - а часть от носорога .

и т.д. - в общем без ДНК ты являл бы собой нечто такое, ЧТо можно увидеть лишь в страшном сне .

Читайте также: