Горьким словом моим посмеются по страницам произведений гоголя сочинение

Обновлено: 02.07.2024

НИКОЛАЙ ВАСИЛЬЕВИЧ ГОГОЛЬ
(1808 – 1852)

Уроки литературы в 10 классе[1]

Учебно-методическое пособие
для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ,
студентов филологических факультетов вузов.


УРОКИ 31-32
Развитие речи.
Контрольное сочинение
по творчеству Н. В. Гоголя

Цель:
учить работать с выбранной темой (собирать материал, продумывать план, использовать информационную базу, опорную лексику); выявить уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей прочитанного художественного произведения; воспитывать стремление к самопознанию и самосовершенствованию.

Оборудование:
портрет Н. В. Гоголя, черновые варианты сочинений, запись на доске, приложение.

Тип уроков:
урок развития речи; урок контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Прогнозируемые результаты:
учащиеся демонстрируют уровень понимания содержания, идейно-художественных особенностей изученных произведений Н. В. Гоголя, уровень читательских умений и творческих способностей, умение сжато и логично излагать собственную точку зрения.

ХОД УРОКОВ

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

У ч и т е л ь. Чтобы понять душу Гоголя, а следовательно, и его произведения, давайте ещё раз обратим внимание на портреты этого уникального человека и неординарного писателя. Что особенного заметили вы в нём, о каких свойствах души человека можно сказать, глядя на эти портреты? Сопоставьте их с воспоминаниями современников о внешности Н. В. Гоголя (раздаточный материал; см. "Портреты Н. В. Гоголя").

Какой величественный пример для назидания даёт нам жизнь и творчество Н. В. Гоголя с его несравненным художественным даром и с его стремлением к правде и к преображению жизни! Не понять нам Руси, её пути, её исканий и трагедии, если не поймём мы тайну крестного пути Гоголя, муку его души!

IV. Работа над темой уроков

1. Постановка и решение проблемного вопроса
с привлечением фотоиллюстраций памятников Н. В. Гоголю в Москве



Скульптор Н. А. Андреев. Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре (1909).
Открытка почтовая. Москва. Фирма "Шерер, Набгольц и К". 1909-1910.



Скульптор Н. В. Томский. Памятник Н. В. Гоголю на Гоголевском бульваре (1952).
Открытка почтовая. Москва. "Госкиноиздат". 1952 .

ДВА ГОГОЛЯ

Два Гоголя соседствуют в Москве.
Один над облаками дымной гари
Стоит победоносно на бульваре,
И план романов новых в голове.
Другой неподалёку, за углом,
Набросив шаль старушечью на плечи,
Сутулится, душою искалечен,
Больною птицей прячась под крылом.
Переселён он с площади за дом,
Где в тяжких муках уходил от мира,
И гость столицы, пробегая мимо,
Его заметит, видимо, с трудом.
Два Гоголя соседствуют в Москве,
Похожи и как будто непохожи:
От одного — мороз дерёт по коже,
Другой — сияет бронзой в синеве.
Толпой народ выходит из кино,
А эти две несхожие скульптуры —
Два облика одной литературы,
Которым вместе слиться не дано.
(А. Городницкий)

• Как выражает своё отношение к памятникам автор стихотворения?
• Знаете ли вы, где установлены эти памятники Н. В. Гоголю? При каких обстоятельствах?
• Какое впечатление производит на вас каждый из этих памятников?
• Работа какого скульптора соответствует вашему представлению о Н. В. Гоголе?
• Составьте устное сочинение-рассуждение, выразите в нём свои мысли и чувства.

Подсказка.
Памятник Н. В. Гоголю на Никитском бульваре в Москве открыт 26 апреля 1909 г. Открытие было приурочено к 100-летию со дня рождения писателя. Гоголь изображён в тяжёлой задумчивости. Для писателя настал последний, кризисный период жизни. Он разуверился в правоте и благе своего творчества и уже отрешился от жизни. Скульптор представил Н. В. Гоголя отчуждённым, надломленным и глубоко несчастным человеком на грани отчаяния. Мастер воплотил в скульптурном образе концепцию творчества как драмы. Его произведение стало не только лучшим памятником писателю, но и одной из лучших городских скульптур Москвы.

2. Ознакомление с предложенными учителем темами сочинений
(запись на доске)

Темы сочинений по творчеству Н. В. Гоголя

Комментарий.
Темы учитель записывает на доске и организует обсуждение, предлагает учащимся возможные пути раскрытия той или иной темы.

3. Консультация учителя: обращение к записи на доске
(или раздаточный материал)

Вспомогательный материал для написания сочинений

Чтобы научиться определять художественную роль портрета в литературном произведении, необходимо соблюдать пять правил:

1) необходимо найти и охарактеризовать особенности описания внешности героя;
2) объяснить наличие этих особенностей в описании внешности героя;
3) найти, охарактеризовать и объяснить все другие портретные характеристики одного и того же героя. Если характеристик несколько, то они, как правило, показывают происходящие с героем изменения — динамику образа героя;
4) портрет способен передавать внутренний мир героя;
5) следует соотносить характеристику героя, выраженную в портрете, с общим смыслом произведения, авторской идеей.

4. Составление планов (самостоятельно),
написание черновых вариантов сочинений

5. Чтение нескольких черновых вариантов сочинений,
их обсуждение, редактирование, рецензирование учителем

6. Написание творческих работ

V. Домашнее задание

Каждый из них ставит вопросы бытия, представляя авторскую концепцию мира и положение в нём человека. У героев произведений есть свои достоинства: доброта, кротость, протестующее и примиряющее начало, горечь раздумий о своей судьбе.

Горечь раздумий А. С. Пушкина, протестующие и примиряющие начала нашли своё отражение в творчестве Н. В. Гоголя.

Места, связанные с именем
Николая Васильевича Гоголя

Гоголь как-то сказал, что ландшафт, который видит ребёнок, едва научившийся различать предметы, влияет на его взгляд на мир. Это правда. Мир Гоголя — это не только внутренний мир, но и мир вокруг него, живые черты тех мест, которые помнят его.

Имение Яновщина-Васильевка Миргородского уезда



Музей-заповедник Н. В. Гоголя в селе Гоголево

Сейчас село называется Гоголево. В доме находится заповедник-музей Николая Гоголя.

Нежин

В XVIII–XIX вв. Нежин был одним из важнейших центров просвещения и науки в Украине. В 1820 г. И. Безбородько основал Нежинскую Гимназию высших наук, которая по уставу приравнивалась к университету.

В ХIХ в. в этой Гимназии высших наук получили образование Н. Гоголь, Е. Гребинка и много других выдающихся людей Украины и России. Сейчас это — один из корпусов педагогического института.

Санкт-Петербург

В его мечтах Петербург был волшебной страной, где люди наслаждаются всеми материальными и духовными благами, где они делают великие дела, ведут великую борьбу со злом — и вдруг, вместо всего этого грязная, неуютная меблированная комната, заботы о том, как бы подешевле пообедать, тревога при виде быстро опустошающегося кошелька, казавшегося в Нежине неистощимым!

Москва

Кремль — любимое место прогулок Гоголя. Он бывает здесь один, бывает и в обществе Берга, Островского, Анненкова. Гоголь любит бывать на Кремлёвском холме и в дни гуляний, праздников, когда можно лучше рассмотреть московскую толпу, и в ранние часы после заутрени, когда пустынны каменные плиты на тесной площади, обнесённой соборами.

Гоголь, скитавшийся в зрелые годы вдали от родного дома, обрёл своё последнее пристанище в Москве на Никитском бульваре в семье близких ему людей — графа Александра Петровича Толстого и его супруги Анны Георгиевны.

В Риме Гоголь был счастлив. Он провёл в Италии почти десять лет.

Абрамцево, имение Аксаковых

Гостеприимный дом в Абрамцеве посещали многие замечательные представители русской культуры той поры, но чаще других здесь бывал Гоголь, знакомство Аксакова с которым состоялось летом 1832 г.

Аксаков высоко ценил талант писателя и испытал на себе влияние его творчества. С этих пор Гоголь всей душой был привязан к семье Аксаковых. Дружба их продолжалась двадцать лет, до конца его жизни. Впервые он приехал в Абрамцево 14 августа 1849 г. Оно полюбилось ему.

Источник: Г. Фефилова. Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие. — М.: АСТ, 2016.

1. Источник: Литература. 10 класс. Планы-конспекты для 105 уроков. Учебно-методическое пособие / Галина Фефилова. — Москва: Издательство АСТ, 2016. — 445 с.
Учебно-методическое пособие содержит годовое календарно-тематическое планирование и разработки 105 уроков литературы базового уровня для 10-го класса образовательных учреждений с русским языком обучения. Схемы, таблицы, богатый дидактический материал, разноуровневые задания, расположенные на страницах с полями для записей делают пособие максимально удобным для использования в зависимости от уровня подготовки класса.
Для учителей-словесников, руководителей методических объединений школ, студентов филологических факультетов вузов. (вернуться)

Николай Васильевич Гоголь - великий сатирик. Начал он свои творческие начинания с описания Украинских обычаев. Как и Пушкин, Гоголь считал, что писатель должен правдиво отображать реальную действительность. Если сравнивать Гоголя с Пушкиным, то отличительной особенностью гоголевского письма был юмор, переходящий в сатиру. Николай Васильевич считал, что нужно высмеивать недостатки общества.

Тонко и точно подметил Белинский: "Повести Гоголя смешны, когда вы их читаете, и печальны, когда вы их прочтёте". 7 октября 1835 года Николай Васильевич просит Пушкина дать ему сюжет, либо смешной, либо не смешной и обещает, что сочинит комедию из пяти актов, которая будет смешнее черта. Так и зародилась реалистическая общественная комедия "Ревизор".

"Скучно на этом свете, Господа!" - воскликнул Гоголь с грустной улыбкой, "смехом сквозь слезы", рассказав комическую историю о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем. Гоголевский юмор также окрашивает и повесть "Старосветские помещики", "Миргород", "Арабески", "Мёртвые души", - едкая сатира на действительную реальность.

Все принципы сатирика Гоголя воплотились в комедии "Ревизор". Автор говорит: "Я хотел собрать в кучу все дурное, что знал тогда в России, и за одним разом посмеяться надо всем". Сатира Николая Васильевича направлена на чиновничество и бюрократию. Во многом комизм писателя создаётся нелепостью и нелогичностью. Гоголь смеётся над всем уездным городом, над отдельными жителями, над пороками. Также автор использует литературный приём - постоянные оговорки главных героев. Смешное обнаруживается в той серьёзности, с которой относятся к своему делу персонажи. Смеясь над персонажами комедии, мы, говоря словами Гоголя, смеёмся её над их "кривым носом", а над их "кривой душою". Казнокрадство, взяточничество, корысть - все это Гоголь показал в "Ревизоре".

Николай Васильевич оказал огромное влияние на творчество Некрасова, Салтыкова - Щедрина. Я считаю, что самый значительный вклад Гоголя в русскую литературу - это тот особый юмор, "смех сквозь слёзы".

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Цели: формирование читательской и исследовательской компетенций учащихся, знакомство с графическими способами представления учебной информации и обучение составлению денотатного графа; развитие навыков публичного выступления, воспитание интереса к творчеству Н.В. Гоголя.

В “Ревизоре” я решился собрать в одну кучу все дурное в России, какое
тогда знал, все несправедливости… и за одним разом посмеяться над
всем.
Н.В.Гоголь

Смешное обнаружится само собою именно в той серьезности,
с какой занято своим делом каждое из лиц, выводимых в комедии.
Н.В.Гоголь

…смех Гоголя – борьба человека с чертом.
Д.С.Мережковский

I. Вступительное слово учителя.

Слова умеют плакать и смеяться,
Приказывать, молить и заклинать,
И, словно сердце, кровью обливаться,
И равнодушно холодом дышать.
Призывом стать, и отзывом, и зовом
Способно слово, изменяя лад.
И проклинают, и клянутся словом,
Напутствуют, и славят, и чернят.

Слова обладают великой силой , а если это слово поэта или писателя, оно несет в себе глубокое содержание и и по – особенному влияет на читателя и слушателя, заставляя вслушаться в каждое слово и задуматься над его смыслом.

II. Проблемное задание.

На доске записана тема урока “…словом моим посмеются” (первое слово пропущено и будет записано в конце урока после выводов учащихся).

– Каково же слово Н.В.Гоголя в комедии “Ревизор”?
– Как сам автор произведения назвал его?

Учитель предлагает ответить на эти вопросы в ходе работы над текстом художественного произведения.

III. Целевая установка.

– Как вы считаете, какое слово в теме урока на данный момент является ключевым? (Посмеются.) Почему?
– Что такое смех в литературном произведении? Каким он бывает? (Юмор – насмешливое отношение, сатира – обличающая ирония, ирония– тонкая насмешка, сарказм – язвительная насмешка.)

IV. Работа над эпиграфами.

Учитель объясняет, что 1-й эпиграф – это отрывок из письма Н.В.Гоголя В.А.Жуковскому от 10 января 1848 года, в котором говорится о цели писателя в работе над комедией “ Ревизор”.

Второй эпиграф содержит своеобразное задание : читатель должен самостоятельно обнаружить смешное и серьезное, анализируя “каждое из лиц” комедии.

V. Викторина “Узнай героя”.

Узнайте героя по его внешним признакам, тонкостям поведения.

1. Издает при разговоре звук, похожий на букву “и” и несколько на “е”. По-русски не знает ни слова…(Христиан Иванович Гибнер.)

2. О ком из героев городничий говорит: “…худенький, низенький, ну точно муха с подрезанными крыльями”? (О Хлестакове.)

3. Кто из чиновников в письме Хлестакова назван “свиньей в ермолке”? (Земляника.)

4. Этот герой “30 лет на службе живет” и считает, что нет человека, который бы не имел каких-нибудь грехов. О нем говорят, что он “глуп, как сивый мерин”? (Антон Антонович Сквозник –Дмухановский.)

5. “Не приведи Бог служить по учебной части! Всего боишься: всякий мешает, всякому хочется показать, что он тоже умный человек”,-говорит этот герой. (Лука Лукич Хлопов.)

6. Какой герой живет, “чтобы срывать цветы удовольствия”? (Хлестаков.)

7. Закончите фразу городничего : “Вот подлинно, если Бог хочет наказать, так отнимет прежде…”(Разум.)

VI. Обобщение и систематизация изученного.

В начале комедии городничий рассказывает о своем сне: “…сегодня мне всю ночь снились какие – то две необыкновенные крысы”.

Что значит сон городничего? Что означает образ 2 крыс? Кого имел в виду Гоголь? (Отдельные черты крысы мы можем увидеть в Хлестакове и городничем .Это способность быстро приспособиться, наглость в поведении, бессознательный страх перед другими.)

Образ “двух крыс”– это и символическое выражение 2-х жизненных принципов почти каждого персонажа комедии: эгоистическое стремление жить для собственного удовольствия и стремление к власти.

– Как появляется Хлестаков на сцене? Когда и что мы слышим впервые о нем? Зачем Гоголь выводит Хлестакова как бы “заранее”?

Выведение героя на сцену “заранее” является одним из средств создания образа героя.

(Учащийся читает монолог Осипа наизусть.)

– Какие еще средства создания образа вы знаете? (Речевая и портретная характеристика, поступки героя, изображение его жизни через конфликт, форма диалога.)

(Инсценирование фрагмента “Первая встреча городничего с Хлестаковым”.)

VII. Работа в группах.

1. Словесное рисование портрета героя с использованием цитат.

1-я группа – образ Хлестакова.

– Что говорят чиновники о Хлестакове? Над чем смеется Гоголь?

2-я группа – образ городничего.

– Какую оценку городничему дают купцы и помещики? Над чем смеется автор?

2. Знакомство с графическими способами создания образа героя и обучение составлению денотатного графа. (На партах алгоритм создания денотатного графа, на экране слайды “Графические способы представления учебной информации”.)

Денотатный граф (от лат. “обозначаю” и греч. “пишу”) – способ вычленения из текста существенных признаков ключевого понятия. В электронной “Энциклопедии Кирилла и Мефодия” дается следующее определение слову денотат: “предметное значение имени (знака).В “Толковом словаре иностранных слов” Л.П.Крысина находим: “ДЕНОТАТ, а, м. [

Алгоритм составления денотатного графа.

  1. Выделите ключевое понятие (слово или словосочетание) и проанализируйте его существенные признаки. Впишите ключевое понятие в верхний прямоугольник.
  2. Как можно более точно подберите глаголы, связывающие ключевое понятие и его существенные признаки, отражающие движение. Впишите глаголы в прямоугольники второго уровня.
  3. Конкретизируйте в прямоугольниках следующего уровня смысл выбранных вами глаголов для более точного раскрытия ключевого понятия.
  4. Следите за чередованием имени (это может быть 1 существительное или группа в сочетании с другими именными частями речи) и глагола.
  5. Проверь каждый блок включенной в граф информации с целью исключения возможных фактических ошибок, несоответствий, противоречий.

3. На интерактивной доске – коллективное составление денотатного графа понятия “Ревизор”.

4. Группы создают самостоятельно денотатный граф на листах ватмана, а затем его представляют классу (публичное выступление– защита).

1 гр. – Хлестаков, 2 гр. – городничий.

В результате коллективной работы на уроке сконструировали денотатный граф понятий “Хлестаков”, “Городничий”, т. е. составили по ключевым словам словесные портреты, “паспорта” этих главных героев.

VIII. Язык комедии.

1. Учащиеся приводят примеры афоризмов (“Ведь на то и живешь, чтобы срывать цветы удовольствия”, “У нас что ни слово, то и Цицерон с языка слетел”, “Смотри, не по чину берешь!” , “Чем ближе к натуре, тем лучше”), гротеска.

– В чем реализовался гоголевский гротеск? (Миражная интрига).

2. По мнению В.Г.Белинского, Гоголь смеется не только над нравами (хотя и над ними), сколько над загадкою жизни. В чем загадка?

Обращение к словам Мережковского в последнем эпиграфе.

Жизнь мешает в человеке Бога и черта. Согласны ли вы ,что смех Гоголя – это борьба с чертом? Докажите словами из комедии.

3. Просмотр видеофрагмента “Чтение письма Хлестакова”.

– Какая сцена комедии позволяет говорить об окончательном переходе комического в трагическое? (Немая сцена.)

Ответьте на вопрос городничего: “Над чем смеетесь?”

IX. Вывод: Н.В.Гоголь верил, что “силой смеха можно изменить к лучшему мир и человека в этом мире, а озаренное силою смеха слово несет примиренье в душу”. Смех в “Ревизоре” сатирический, направленный на отрицание осмеиваемого социального порока или частной жизни человека. Сатира, по мысли Гоголя, призвана исправлять человеческие пороки, и в этом ее высокое общественное назначение.

Гоголь мечтал преподать “разом целой толпе живой урок”. Какой урок? Кому преподать?

Он осмеял темные стороны российской действительности : произвол власти, взяточничество, кража денег из государственной казны, невежество, подхалимство.

Смех Гоголя над общественными и личными пороками вызван его высокими представлениями о назначении человека, его верой в добро. Какой же смех выбрал автор комедии? Добрый, обличающий, язвительный?(Обличающий).Подберите к слову “обличающий” контекстуальные синонимы. Как вы думаете, каким словом посмеялся Гоголь в “Ревизоре”? (Горьким).

Николай Васильевич считал, что “засмеяться добрым, святым смехом может только одна глубоко добрая душа”. А когда нельзя иначе устремить общество или даже все поколение к прекрасному, он словом своим посмеется, чтобы показать “всю глубину настоящей мерзости”.Каким же словом: добрым, горьким, язвительным?

Итак, дописываем тему урока, которая звучит “Горьким словом своим посмеются”.


В истории нашей страны, пожалуй, немного можно назвать монументов со столь драматичной судьбой, как у памятника Гоголю в Москве. Жизнь писателя была тесно связана с белокаменной. Здесь он подолгу жил в гостях у известного историка Михаила Погодина, у Аксаковых, нередко навещал друзей славянофилов. В Москву больной Гоголь приехал умирать.

Предложение увековечить память Н.В.Гоголя высказал еще в 1880 году драматург А.А.Потехин, и мысли сей был дан ход. Вскоре последовало Высочайшее разрешение на организацию широкого сбора пожертвований: памятник Гоголю, как и Пушкину, решили возвести на Haродныe деньги. Во все концы России были разосланы noдписные листы, и сбор средств продолжался почти 30 лет!

Душой вceгo дела, до самой своей кончины, был председатель Общеcтвa любителей российской cловесности профессор Н.С. Тихонравов, по мыcли которого, когда уже была собрана солидная сумма, в октябре 1890 года организовали Комитет по сооружению памятника Гоголю.

Через два года свыше 40 вариантов памятника были выставлены для обозрения в Историческом музее, четыре из них отменили, но ни на одном так и не остановились. В марте 1905 годa, после гибели великого князя от бомбы эсера Каляева, Гоголевский комитет возглавил московский городской голова Н.И.Гучков.

Миновало еще два года - вплотнyю приблизилось время долгожданного откpытия памятника Н.В.Гоголю. Окна в домах, окружавших Арбатскую площадь, что фасадами выходили к памятнику, сообразительные москвичи на день праздника сдавали за бешеные деньги, и все разобрали!

В начале апреля 1909 года Комитет по сооружению памятника Гоголю закончил разработку праздничного регламента. Введено было четыре вида пригласительных билетов: в храм Христа Спасителя на литургию, на площадку перед памятником, на трибуну у памятника и просто на площадь. К открытию были выбиты Монетным двором 302 памятные медали, в том чиcле однa золотaя для Николая II. Сегодня такая медаль величайшая редкость. Комиссия, имея на руках собранных 112 тысяч рублей, отчитaлась и уложилась в 90 тысяч, имея в виду и праздничный банкeт, и украшение Арбатской площади мачтами с гирляндами, флагами и зеленью. На оставшиеся деньги предполагалось устройство площадки 20 Х 15 сажен на бульваре у памятника, установка уникальных осветительных мачт-канделябров со львами, что благополучно сохранились и поныне.

Пoгoдa 26 апpeля 1909 года празднику открытия не благоприятствовала: был xолодный, пасмурный день. Накануне в Москве мeла метeль, словно стояла поздняя осень, а не весна.Вот почeмy все фoтoгpaфии тoгo дня выглядят серыми, блeклыми.

При пeнии пасхального тропаря с монумента сняли пeлeну и произвeли окропление eгo святой водой. ГIосле этого состоялся акт передачи памятника гopодy. И вот тут-то началась давка: дeлeгaции с венками пpo6ивaлись сквозь толпy, сдавливая ее и спрессовывая, молодежь ycтpeмилась за ними. Правда, порядок затем устанoвили, и еще очень долго продолжалось вoзложение венков к новой московской дocтoпpимечатeльности.

Сидящая бронзовая фигура высотой около 2,5 метра высилась на прямоyгoльном пьедестале из черного полированнoгo гpaнита, окантованного широким бронзовым поясом с изображением персонажей гоголевских произведений. Потомкам явлен был монумент, поражавший мастерством проникновения в тpaгичеcкий образ писатeля. Памятник одновременно передает вроде бы несовмecтимое: острую наблюдательность, и вместе с тем замкнутость, но и юмор Гоголя. Обойдите нecпeшно эту фигуру вокруг и многое станет ясым.

Открытие памятника совпало с празднованием 100-летия писателя и нeпроизвольно стало широким, общенародным гоголевским торжеством. Toгдa же специальным решением Городской Думы Пречистенский бульвар был пepeименован в Гoголевский - факт по тем временам чрезвычайный, так как Москва в ту пору крайне неохотно меняла исторические названия.

1 апреля 1999 года - 190 лет со дня рождения Гогoля. Вспомним, что андреевский монумент предназначался для центральной городской площади, а не проходного, запущенногo, еле освещенною двора. Сегодня, к сожалению, выросло уже не однo поколение москвичей, которые просто не знают об этом прекрасном памятнике, представляющем художественную и историческую ценность, не ведают о печальной одиссее андреевскою детища.

В прессе не раз уже обнародовались требования обратиться к судьбе первоначaльного памятника Гоголю и вернуть его на место, для которого он и был предназначен, куда поставили его создатели и городские власти, проявив тем самым уважение к памяти великого pyccкoгo писателя.

Читайте также: