Сочинение на тему развитие цивилизации

Обновлено: 05.07.2024

Развитие технологий изменило общество как в положительном, так и в отрицательном смысле. Люди во всем мире используют и извлекают выгоду из современных технологий. Технологии упростили доступ ко многим инструментам, которые нужны людям в образовании, медицине, связи, транспорте и т. д. Однако их слишком частое использование также имеет свои недостатки. В большинстве случаев время отделки проектов сокращается более чем вдвое с помощью техники. Многие люди не осознают, что технологии негативно сказываются и на обществе, и их быстрое развитие изменило жизнь к худшему по ряду причин. Технологии изменили отношения в семьях.

В заключение, вышеупомянутое – это лишь некоторые области, на которые могут повлиять технологии. Действительно, невозможно перечислить все эффекты (как положительные, так и отрицательные) технологий на общество. Несмотря на то, что технологии в целом полезны для мирового сообщества, относительно ясно, что технический прогресс может сопровождаться отрицательными побочными эффектами и недостатками. Фактически, каждая новая технология сопровождается нежелательными или неожиданными побочными эффектами. Следовательно, обществу необходимо адаптироваться к технологическим достижениям, которые имеют минимальные побочные эффекты для них, окружающей среды и будущих поколений.


Вариант №2.

На протяжении всей истории технологии значительно влияли на людей и другие виды животных в их способности контролировать свою естественную среду и адаптироваться к ней. Исторически сложилось так, что люди начали применять технологии с импровизации существующих природных ресурсов в простые инструменты и оборудование. Например, реализация способности управлять огнем расширила существующие источники пищи, в то время как изобретение колеса помогло людям управлять окружающей средой и улучшить транспорт. С другой стороны, современные технологические достижения, такие как телефон, печатный станок и Интернет, минимизировали физические препятствия для общения. Они также позволили людям быстро и свободно взаимодействовать в глобальном масштабе, превратив мир в глобальную деревню. Тем не менее, Совершенно очевидно, что не все технологии использовались людьми в мирных целях.

Люди разделились во мнениях относительно общего воздействия технологий на общество. Некоторые люди считают, что технологии действительно помогли человеческому обществу, в то время как другие не согласны с этим утверждением. Тем не менее, технологии по-разному повлияли на разные общества как положительно, так и отрицательно. Например, технологии помогли многим обществам, особенно в современном мире, улучшить свою экономику, а также позволили создать класс досуга. Кроме того, технологические процессы часто приводят к загрязнению окружающей среды и истощению природных ресурсов, нанося вред земле и окружающей среде. Различные способы внедрения технологий также влияют на ценности разных обществ, и во многих случаях появление новых технологий часто поднимает новые этические вопросы. Например, технологические достижения привели к росту идеи эффективности в отношении человеческого производства, термин, который в прошлом применялся только к машинам, и вызов обычным обычаям. В этой статье рассматривается, как использование машин повлияло на производительность труда, влияние компьютера и мобильного телефона на общество и общее воздействие технологий на окружающую среду.

Многие считают, что телевидение вырабатывает в человеке пассивное отношение к жизни. Писатель и публицист В. Солоухин в своей статье “Творец или зритель” с сожалением отмечает, что в деревне раньше пели и плясали сами, а теперь только смотрят по телевизору, как это делают другие. Получается, что из-за телевидения в людях вырабатывается потребительское отношение к искусству вместо активного, творческого и живого.

Вариант №3.

Одним из аспектов технологий, оказавших большое влияние на общество, являются изобретения в области механики. До изобретения машин все должно было быть сделано вручную. Например, до изобретения автомобилей средством передвижения многих горожан был фургон. В то время как автомобильная промышленность действительно устранила потребность в лицах, занимавшихся производством вагонов, она также создала многочисленные возможности трудоустройства, включая работу на заводах и на сборочных линиях. Очевидным положительным эффектом такого изменения стала эффективность, создаваемая такими изобретениями в жизни обычных граждан. Однако, как и в случае с любыми изменениями, обществу пришлось переоценить традиции, которые так долго существовали, создавая ощущение напряжения и беспокойства у тех, кто не был готов к изменениям.

Технологии значительно продвинулись в том, как мы общаемся с другими. Телефоны, электронная почта, мессенджеры и Интернет – все это часть технологий, которые современные граждане принимают как должное. Однако с этими новыми и улучшенными формами связи и доступа к информации возникают непредвиденные проблемы и сбои. Интернет, предоставляя всю информацию на расстоянии одного клика, также имел негатив.

(437 слов) Сегодня каждому человеку должно быть очевидно, что лишь благодаря цивилизации численность людей на Земле измеряется миллиардами. Развитие медицины, экономики, промышленности, идеалов гуманизма и антропоцентризма позволяет нам увеличивать продолжительность и улучшать качество жизни. Однако прогресс подразумевает и некие риски, которые нужно изучать и пытаться минимизировать. Рассмотрим обе стороны прогресса в отечественной литературе.

Таким образом, прогресс необходим для комфортного и безопасного существования людей. Только благодаря ему мы можем рассчитывать на постоянный рост благосостояния, качества жизни и интеллектуального уровня человека. Но нельзя забывать о том, что цивилизация развращает личность и производит разбалансировку ценностей, выводя деньги и развлечения на первый план.

Итоговое сочинение: Делает ли любовь человека счастливее?

Автор: Самый Зелёный · Published 10.02.2021

Итоговое сочинение: Что способно изменить человека?

Автор: Самый Зелёный · Published 24.09.2020

232.Что лучше: быть как все или выделяться из толпы?

Автор: Самый Зелёный · Published 12.05.2021

Добавить комментарий Отменить ответ

Последнее

Архивы

Литрекон © 2022. Все права защищены.

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='6'>

ol:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='7'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='10'>

ul:first-of-type > li:nth-child(4)' data-code='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' data-block='11'>

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Эссе о человеческой цивилизации

В истории человечества есть некоторые неопровержимые факты, которые почти все признают. Существование первого человека, Адама, является одним из таких фактов, однако этой информации недостаточно просто для характеристики нашего величайшего предка. Людям всегда было интересно, как он выглядел, его жизнь и его взаимодействие с природой. Это чудо не только результат личных интересов; это также вопрос, который исследует происхождение человечества и цивилизации. Люди предполагали, что первобытные люди были похожи на животных, поэтому между жизнью первобытного человека и современным цивилизованным человеком существовал огромный разрыв, и они начали исследовать причины этого изменения, и было задано несколько вопросов: когда начался цивилизационный процесс человека? Было ли основание и развитие человечества революцией или эволюцией, которая прогрессирует относительно времени? Как можно назвать этот прогресс: "укрощение хищного зверя", как утверждает Фридрих Ницше, или развитие идей и образа жизни людей и совершенствование техники? На все эти вопросы необходимо ответить в остальной части этого эссе. Прежде всего, необходимо описать образ первого человека - или, в более общем смысле, "первобытного человека".

Образ, который вызывает в сознании современных людей, - это портрет животного", которое еще не встретилось с цивилизацией. Эпос о Гильгамеше описывает этот образ по характеристикам Энкиду: "В пустыне (?) она (Анну) создала доблестного Энкиду. Все его тело было покрыто волосами, у него была полная голова волос, как у женщины. Он ел траву с газелями и толкался у водопоя с животными; как и у животных, его жажда была утолена (простой) водой".(Гильгамеш, I , 6). Здесь Энкиду, по-видимому, отражает нецивилизованного человека как "дикое животное". Это сходство также используется Фрейдом, и он определяет первобытных людей как "наших животных предков" (Фрейд, 42). Эти описания заставляют людей сомневаться в своем происхождении, и они задают такой вопрос: действительно ли наши предки были животными? Это своего рода вопрос, связанный с эволюцией, и многие ученые пытаются найти ответ; однако, с точки зрения социальных отношений, а не биологических аспектов, аналитическое мышление раскроет предполагаемый смысл при использовании слова "животное". Животные прочно связаны с природой, и изучение их общих черт покажет, что их жизнь полностью состоит из природы и ее элементов.

Животные не контролируют свои инстинкты, они дикие и агрессивные. Они также далеки от технологий и не живут в интерактивном сообществе. Хотя людям трудно приспособить черты животных к людям, многие из них считали, что первобытные люди были похожи на животных, по крайней мере, в своем поведении. Однако есть факт, который эти люди не учитывают: способность мыслить, которая меняет животный портрет наших предков таким образом: примитивные люди могут вести себя и жить как животные, но они также способны мыслить. Эта способность дает людям возможность улучшать свои характеристики и постепенно избавляться от своих животных характеристик со временем. В рамках этой деятельности человеческая жизнь отличается от жизни животных, и, как следствие, история цивилизации, возможно, началась еще с первого человека. Потому что он также был способен мыслить и, вероятно, начал думать о способах управления природой" - основная идея цивилизации Фрейда - сразу после его создания. Таким образом, существует утверждение, что первые основы цивилизации были заложены первобытными людьми, и цивилизация - это длительный процесс, охватывающий все человечество, включая первого человека". Прежде чем рассматривать утверждение, слово "цивилизация" должно быть уточнено в том, как оно будет использоваться.

"Слово "цивилизация" описывает всю совокупность достижений и правил, которые отличают нашу жизнь от жизни наших животных предков и которые служат двум целям - а именно защите людей от природы и налаживанию взаимоотношений" (Фрейд, 42). Здесь Фрейд дает краткое определение цивилизации, устанавливая ее на основе достижений и правил. Он рассматривает цивилизацию как систематическую борьбу людей с природой - хотя отправной точкой определения Фрейда являются предки животных (первобытные люди), было бы лучше рассматривать наших предков как отражения природы, а не животных, чтобы не противоречить заключительному тезису - Систематическая борьба проводит прямую линию между природой и человеком. Эта линия была почти невидима у наших первобытных предков; однако она становилась видимой и более плотной всякий раз, когда люди требовали большего контроля над природой и более прочных социальных отношений. Почти каждый человек, даже живший в темные века, внес свой вклад в это формирование, используя свои врожденные умственные способности. По мере того как люди находили способы подавлять природные силы и делать эти силы своими, они становились более социализированными и цивилизованными. Подавляющее большинство инструментов были продуктами растущей технологии, которая делает людей "своего рода богом-протезом", как утверждает Фрейд. В ходе прогресса цивилизации люди стали более послушными и вынуждены терять унаследованные от своих предков черты, такие как агрессивность, дикость. На самом деле это не потери, это заработок с точки зрения цивилизации. Знакомство Энкиду с цивилизацией иллюстрирует эти фундаментальные достижения и потери цивилизации: ". в течение шести дней и семи ночей Энкиду оставался возбужденным и занимался сексом с Блудницей. Но когда он обратил свое внимание на

своих животных. дикие животные отдалились от его тела. Энкиду уменьшился, его

бег был не таким, как раньше. Но затем он выпрямился, ибо его понимание расширилось. .

Шамхат одел его в один кусок. Пастухи поставили перед ним еду; они поставили

перед ним пиво. Энкиду не ел, но прищурился и уставился" (Гильгамеш, 9-11). Текст раскрывает многие

требования, жертвы и достижения для того, чтобы быть цивилизованным, такие как одежда, еда, потеря физической силы и дикости и приобретение интеллекта. Однако наиболее важным из этих понятий является потеря дикости, которая внезапно исчезает после того, как сделан первый шаг (половой акт с женщиной, что является признаком социализации, взаимодействия) к цивилизации. Эта потеря является явным признаком перемен и проводит черту, отделяющую природу от Энкиду. Энкиду становится частью цивилизации, а не частью природы, откуда он пришел, после потери своей дикости; потому что все животные - материалы природы - исключили его, и он должен найти новое место, которое не является естественным для него после этого момента. Это смещение является обязательным и требует революций. Поэтому Энкиду должен отказаться от некоторых инстинктивных форм поведения, таких как агрессия и дикость, чтобы быть цивилизованным. Теперь стало яснее, что цивилизация - это процесс перемен, и у нее есть некоторые потребности. Сравнивая этот аргумент с тезисом Ницше, они почти совпадают. Оба утверждения сходятся в том, что цивилизация - это развивающийся процесс, который проходит от "хищного зверя-человека" до цивилизованного животного, и у него есть некоторые ограничения, включая "избавление от дикой природы и агрессивности". Однако есть еще одно понятие, "укрощение", которое необходимо прояснить, поэтому необходимо задать еще один вопрос: можно ли этот процесс назвать "укрощением"? Словарное значение приручения состоит в том, чтобы перейти от дикого состояния к домашнему; приручить". Он используется для животных, а приручение животного означает сделать его безвредным и полезным для людей. После одомашнивания животное больше не является диким и свободным, как это было в природе раньше.

Цивилизация также требует уменьшения дикости и некоторых других природных инстинктов. До этого момента "укрощение" и цивилизация кажутся одним и тем же. Однако более подробное рассмотрение "укрощения" выявило бы некоторые противоречия. Прежде всего, животные теряют всю свою свободу после одомашнивания и становятся рабами человеческой власти. С другой стороны, "цивилизация приносит человеку справедливую свободу, до цивилизации у человека было больше свободы, но эта была естественной и не имела ценности" (Фрейд). Затем одомашнивание приводит к тому, что животные полностью теряют свою свободу, в то время как цивилизация обеспечивает защищенную свободу для людей. Поэтому цивилизацию нельзя представить как одомашнивание с точки зрения независимости. Укрощение должно быть изучено более глубоко, чтобы прояснить разницу. Что возникает в сознании людей, когда они слышат слово "укрощение"? Является ли это обязательным действием или животные добровольно хотят быть прирученными? Конечно, люди ограничивают животных для одомашнивания, и у животных нет

Тип культуры отражает своеобразие способа обновления и накопления опыта, принятого в данном обществе. В традиционном обществе социальная регламентация, определяющая в нем место человека, связывает получение знания от единого и достоверного источника, которым и освящается данный порядок. Англичанин Дарт и индиец Прадхан описывают традиционную культуру Непала, где в отличие от европейской системы образования и наряду с ней непальские школьники, называя в качестве исходного источника знания мудрых старых людей, далее полагают, что те, в свою очередь, получили их от богов. Культуры нетрадиционного типа основаны на системе образования, науки, когда всеобщий (знаковый) способ получения знания не затрудняется традицией, а всякое знание воспринимается как чье-то личное изобретение. Разного типа культуры — разные системы трансляции знания.

Культура как способ социализации личности
Культура как устойчивая традиция социальной деятельности индивида позволяет переносить образцы социального поведения от поколения к поколению. Индивид, личность здесь полностью поглощается культурными нормами и образцами, он их носитель. В этом смысле культура и продукт, и детерминанта социального взаимодействия. Но уже вопрос о традиции и новации предполагает различение систем личности и культуры, культуры и общества. Если культура — это традиции, нормы и обычаи, перенесенные на предметный мир из духовной жизни общества, включая и его коллективное бессознательное, и тем самым организующие социальный опыт, то чем же культура отличается от общества? Обычно ее рассматривают как часть общества, наряду с производством, политикой и т.д. Но если культура — это система, обеспечивающая способ перенесения духовности человека на весь уклад его жизнедеятельности, то культура определенного типа проявляется и в политике, и в экономике, и в искусстве. Это не значит, что культура и общество могут быть отождествлены друг с другом: содержанием культурного процесса выступает, по сути, развитие самого человека в качестве общественного субъекта деятельности.
Рассматривая эту проблему в ее итоговых вариантах, следует отметить, что общество — это система отношений и институтов, т.е. способов и средств социального воздействия на человека. Среди них прежде всего необходимо указать на законы и правовую систему в целом, систему образования и воспитания и т.д. Но тогда и можно сказать, что культура в своем функционировании в обществе определяется формами социальной регламентации. Все это так. Но, акцентируя внимание на интегративной по отношению к человеку и обществу роли культуры, в то же время необходимо увидеть, что акцент в сторону человека приводит к развитию антропологии (культурологии), т.е. к изучению конкретных культурных норм и образцов, представляемых в характерной для данного общества символике, а акцент в сторону общества — к социологии (социальной теории).
Другое дело, что культурная антропология сужает понятие культуры, и задача состоит не в том, чтобы отделить человека от общества, а показать человеческие основы социального развития, объяснить социальное развитие как культурную эволюцию человечества. Основное различие состоит, по нашему мнению, в том, что социальные институты не требуют выбора (осмысления индивидом своего отношения к социальным нормам и институтам), они принимаются как данность, как правила игры, которым необходимо следовать и отступление от которых карается обществом. Достигаемые реальные результаты человеческой деятельности оцениваются по принятой в обществе шкале ценностей — слава, почести, богатство и т.д. Если же мы обращаемся не к социальному, а к индивидуальному миру человека, то обнаруживаем, что эти результаты обретают ценность не сами по себе, а как собственные внутренние качества и условия дальнейшего развития индивида. И личные свойства человека, и достигнутое им материальное положение — это внутренние физические и духовные его качества, характеризующие способ отношения к миру, т.е. его культуру.
Индивид со своими потребностями и интересами не разрушает систему культуры, оставаясь в рамках традиции. Здесь культурные нормы и образцы этнического поведения, построенные на их основе типы социальных связей и внутренние качества личности совпадают. Иная картина культурного развития характеризует общества, где преобладает новация как способ отношения к социальному опыту. Примером такого динамического типа может служить культура Древней Греции. Ее своеобразие можно связать с этническими особенностями, национальным характером греков (Ф.Х. Кессиди).

Взаимодействие людей и образует общественную жизнь, оно и создает общество как некоторый живой организм (органическое целое).

Список использованной литературы

Драч Г.В. Культурология. Ростов-на-Дону, 1996 г.

Коган Л.Н. Социология культуры. М., 1995 г.

Читайте также: