Голубая стрекоза сочинение егэ

Обновлено: 04.07.2024

Произведение относится к лирической прозе писателя, повествующей о событиях Первой мировой войны, в которой автор участвует в качестве военного корреспондента.

Композиционная структура рассказа состоит из двух частей, при этом повествовательная составляющая осуществляется автором от первого лица, тем самым акцентируется внимание на достоверность литературного содержания. Отличительной особенностью композиции является прием линейного сюжета в виде хронологической последовательности событий, изображенных одно за другим.

Первая часть рассказа излагает авторские впечатления от происходящих военных событий, ощущения собственной ненужности и огромного желания оказания помощи воюющим.

Во второй части рассказа повествуется об истории, произошедшей с автором, в которой он участвует в спасении раненого молодого бойца, оказывающегося при смерти. Совсем юный парнишка умоляет отнести его носилки к бегущему ручью, где он наблюдает кружащуюся в воздухе голубую стрекозу, символизирующую для юноши будущую жизнь. Благодаря увиденному глотку воздуха в молодом человеке просыпаются силы к борьбе за собственную жизнь, благодаря целебным качествам окружающей природы.

В качестве средств художественной выразительности, усиливающих ощущения душевного состояния повествователя используются многочисленные сравнения, развернутые метафоры, а при описании легкости, светлости окружающей природы применяются олицетворения, позволяющие прочувствовать искренность и чистоту природного пейзажа. Кроме того, для характеристики раненого юноши и подчеркивания его глубоких человеческих качеств писатель прибегает к художественному приему лексического повтора, который вызывает у читательской аудитории неподдельные чувства жалости и трепетного сострадания.

Смысловая нагрузка рассказа демонстрирует авторский замысел, заключающийся в необходимости связи человека с природой, позволяющей проявлять искренние чувства сопереживания и восхищения жизнью.

Другие сочинения: ← Анализ рассказа Еж↑ ПришвинГерои произведения Кладовая солнца →

Пришвин. Все произведения

  • Берестяная трубочка
  • Вася Веселкин
  • Выскочка
  • Голубая стрекоза
  • Женьшень
  • Журка
  • Золотой луг
  • Изобретатель
  • Кладовая солнца
  • Кладовая солнца по главам
  • Корабельная чаща
  • Курица на столбах
  • Лесная капель
  • Лисичкин хлеб
  • Лягушонок
  • Москва-река
  • Моя родина
  • Паутинка
  • Первая охота
  • Пиковая дама
  • Синий лапоть
  • Таинственный ящик
  • Утята и ребята


по литературе в 7 классе

Тема: «Осуждение войны в рассказе

Оформление класса: на доске портрет писателя, тема, эпиграф; на столе выставка книг М. Пришвина, столы для групп расставлены тупым углом к учителю.

Оборудование: компьютер, презентация урока.

I
Организационный момент
.

Добрый день, ребята. Сегодня у нас немного необычный урок – мы встречаем гостей, давайте улыбнемся – поприветствуем друг друга.

II
Вступительное слово учителя с элементами беседы.
Есть в литературе писатели, открыть которых для себя можно в любом возрасте – в детстве, в юности, будучи зрелым человеком. Одним из таких художников слова является Михаил Михайлович Пришвин. Имя это знакомо каждому. В этом году читающая Россия 4 февраля отметила юбилей писателя – 140 лет со дня рождения.

— Посмотрите на портрет писателя… Что вы можете сказать об этом человеке? / У него удивительно проницательные глаза, взгляд мудрого человека. (Дети замечают доброту, спокойствие, даже говорят о том, что он прожил долгую жизнь)

— С какими произведениями Пришвина вы уже знакомы, читали? Кем выступает в них писатель? (знатоком леса, родного края Родины)

— На перемене вы посмотрели выставку книг М Пришвина. Какая, на ваш взгляд, основная тема творчества Пришвина? (Природа)

Да, он понимал и разговор деревьев, и птичий язык, мог ощущать движение и дыхание листвы каждой травинки и цветка. Вы только вслушайтесь в необыкновенно лиричные пришвинские строки:

Слайды 3, 4, 5, 6 (учитель комментирует каждый отрывок).

Можно бесконечно цитировать пришвинские строки, восхищаясь их выразительностью, яркостью, образностью! На первый взгляд, его рассказы просты и понятны. Но за этой простотой скрывается мудрый философ, большой гуманист и тончайший знаток человеческой души.

Итак, откройте тетради, запишите тему нашего урока.

Дома вы прочитали рассказ, выполнили опережающие задания.

— Какое настроение вызывает название рассказа? (Легкое, веселое, светлое, от него как будто веет теплом и солнцем)

— О чем, судя по названию, должен был бы рассказывать автор в нем? (О природе, о голубой стрекозе)

— Он на самом деле о природе? (Нет, он о войне)

Какое впечатление произвел на вас рассказ? (
Дети говорят о том, что они не ожидали, что рассказ будет таким серьёзным. Он как будто бы и о природе, но в то же время рисует картину войны. Произведение обычно нравится детям. Особенно их радует то, что все герои остались живы)
Прежде чем обратиться к строкам рассказа, нам нужно узнать его предисторию, в какое время было создано произведение.

IV
Художественный анализ произведения
. (На этом этапе используются разные формы и методы работы с учащимися: беседа, выборочное чтение, сжатый пересказ, составление плана – групповая форма, индивидуальные задания дифференцированного характера)

— Еще раз, ребята, скажите, о чем это произведение? Какова его тема? (О войне, о том, как спасали раненых на войне

— Можно сказать, что события изображены в хронологической последовательности, события следуют одно за другим? (Об-ся отмечают, что последовательность не нарушается)

Это признак линейного сюжета, новое понятие для вас, запишите.

— На какие условные части можно разделить рассказ? (На 2 части. В 1-ой речь идет о самом рассказчике, о том, как он, попав на фронт корреспондентом, не сразу, но почувствовал себя нужным. Во 2-ой – о спасении умирающего

Дома, чтобы понять, усвоить содержание, вы должны были эти части озаглавить словами текста – цитатами и по каждой части составить развернутый план. (1-ая группа работала над 1-ой ч., 2-ая – над 2-ой.) Что у вас получилось?

Ответы обучающихся. Реализация опережающих групповых заданий.

Примерный план.

— Ребята, для чего вы составляли план? Что в нем отражается? (микротемы рассказа)

Чтобы осмыслить, раскрыть роль рассказчика, давайте выразительно прочитаем первую часть. (Подготовленный учащийся читает)

Индивидуальные задания

(предлагается как опережающие)

а) перечитать первую часть, найти в ней выразительные средства, которые помогают передать душевное состояние героя-рассказчика, изменения в его поведении; объяснить их;

б) перечитать описание внешности раненого бойца, найти выразительные средства, которые помогают создать образ этого героя, выявить отношение автора к нему;

в) перечитать во 2-й части описание природы, найти в нем выразительные средства, объяснить их функцию.

Выразительное чтение 1-ой части рассказа. Беседа. Запись в тетради выразительных средств.

— Для чего автор дает портрет Максима Максимовича? (Он помогает показать, почему происходят изменения в нашем герое, как повлиял на рассказчика старый капитан)

-Итак, война участники войны учат героя — повествователя, помогают осознать, найти свое место на войне. Шаг за шагом в нем происходят изменения.

— Для чего же автор избрал такой композиционный прием, как повествование от 1-го лица. (Чтобы мы поверили ему. Подчеркивается достоверность описываемых событий)

Слайды 11, 12, 13.

— Посмотрите на эти иллюстрации. Кто на них изображен? Как вы думаете, какие чувства они испытывают? (Слайды с изображениями раненых, им больно, страшно

Раненые есть и в нашем рассказе, потому что без них война немыслима. Прочтите описание внешности раненого бойца.

— Итак, в описании раненого бойца, почти мальчика, автор чаще всего прибегает к лексическим повторам, чтобы обратить внимание читателя на возраст этого героя и его страдания. Какое чувство хочет вызвать в читателе автор? (Сострадание, сопереживание, жалость. Автор ждёт душевной чуткости от читателя, активной позиции)

— Ребята, а вы не задумывались над тем, что когда у нас что-то не ладится, или просто нет настроения, яркое солнце, голубое небо, легкие облака помогают нам обрести душевное равновесие?

Инд. задание №3.

Выявление функции пейзажа.

— А теперь представьте, на фоне этой прекрасной природы лежит умирающий мальчик, получивший тяжелое ранение. Как соотносятся эти два описания? Как называется эта стилистическая фигура? (Они противопоставлены, автор противопоставляет природу миру людей, обвиняя последних в развязывании жестоких войн, в гибели мальчиков. Природе чужды человеческие страсти, вражда)

— Как вы думаете, кто или что помогло спасти раненого? (Ответы могут быть разными. В спасении раненого большую роль сыграл герой-рассказчик, взявший на себя обязанности медперсонала. Помогли его душевная чуткость, внимание к умирающему, желание облегчить страдания раненого, доставить радость в последние, может быть, минуты жизни. Он вернул ему мир, покой. Это дало силы для борьбы со смертью. С другой стороны, и природа в полном смысле слова вылечила его)

— Чем голубая стрекоза была для раненого? (Частичкой детства, родного дома, мира)

— Какие однокоренные слова повторяются, чтобы показать, как раненый воспринимает стрекозу? (Улыбка, улыбнулся)

— Прочитайте высказывания. Как они соотносятся с нашим уроком?

— Как же относится автор к войне? (Учащиеся говорят о негативном отношении М.Пришвина к войне, он осуждает войну, всем произведением показывая, что понятия природа и смерть, человек и война несовместимы)

Своим произведением, небольшим рассказом М. Пришвин воспитывает чувство причастности к природе, чувство особой ответственности перед ней на Земле, где человек выступает не только созидательно, но и нередко, к сожалению, разрушительно.

Я буду рада, если после сегодняшнего урока вас заинтересует творчество Пришвина, в вашем сознании закрепится за М. Пришвиным определение не только певца природы, но и защитника мира, осуждающего войну, говорящего на языке своих произведений – нет войне!

— Выставление оценок. Благодарность всем.

Домашнее задание

М.М. Пришвин - писатель, чье творчество у читателя ассоциируется с миром природы. Мастер литературного пейзажа, автор с необыкновенной тонкостью и простотой описывал сюжет каждого своего творения. Однако писатель своим творчеством многогранен. Его герои не только обитатели природы, но и люди.

Среди смертельно раненых находился мальчик, который просил воды. Автор отнес его к ручью на природу. Умирающий мальчик увидел голубую стрекозу, порхающую над водой. Он улыбнулся и поблагодарил за возможность увидеть красоту. Для мальчика стрекоза–символ живого на земле, пока он видит насекомое он живой.

Рассказ заканчивается на положительной ноте, мальчик выздоравливает, вера в помощь голубой стрекозы помогло ему в борьбе со смертельной болезнью.

Довольно условно, но произведение можно разделить на две части. В начале повествования речь идет о самом герое-рассказчике. Попав на фронт корреспондентом, он пытается стать полезным для людей не духовно, а физически. Вторая часть-развитие сюжетной линии, где встреча с умирающим мальчиком переворачивает философские представления героя о смысле жизни. Повествование от первого лица позволяет читателю поверить в происходящее.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Голубая стрекоза

Популярные сегодня темы

Пукирев изображает драму несчастного юного создания. По тем временам, а это был 1862 год, проблема бесправия женщин была очень актуальна. Эта проблема и есть основа сюжета картины.

Эта повесть, принадлежащая перу Распутина довольно необычное произведение. Герои этого произведения – это люди, живущие на острове. На этом острове есть деревня под названием Матера.

Эта картина очень соответствует своему названию. Кот на окне – так и есть. Вот окно, вот кот сидит. Он смотрит на улицу, где столько всего – целый мир. (Какой-то город.)

Произведение создается одним из ярких представителей постмодернизма в стремлении к созданию нечто особого, непохожего ни на что иное.

В ту первую мировую войну 1914 года я поехал военным корреспондентом на фронт в костюме санитара и скоро попал в сражение на западе в Августовских лесах. Я записывал своим кратким способом все мои впечатления, но, признаюсь, ни на одну минуту не оставляло меня чувство личной ненужности и невозможности словом своим догнать то страшное, что вокруг меня совершалось.
Я шел по дороге навстречу войне и поигрывал со смертью: то падал снаряд, взрывая глубокую воронку, то пуля пчелкой жужжала, я же все шел, с любопытством разглядывая стайки куропаток, летающих от батареи к батарее.
– Вы с ума сошли, – сказал мне строгий голос из-под земли.
Я глянул и увидел голову Максима Максимыча: бронзовое лицо его с седыми усами было строго и почти торжественно. В то же время старый капитан сумел выразить мне и сочувствие и покровительство. Через минуту я хлебал у него в блиндаже щи. Вскоре, когда дело разгорелось, он крикнул мне:
– Да как же вам, писатель вы такой-рассякой, не стыдно в такие минуты заниматься своими пустяками?
– Что же мне делать? – спросил я, очень обрадованный его решительным тоном.
– Бегите немедленно, поднимайте вон тех людей, велите из школы скамейки тащить, подбирать и укладывать раненых.
Я поднимал людей, тащил скамейки, укладывал раненых, забыл в себе литератора, и вдруг почувствовал, наконец, себя настоящим человеком, и мне было так радостно, что я здесь, на войне, не только писатель.
В это время один умирающий шептал мне:
– Вот бы водицы.
Я по первому слову раненого побежал за водой.
Но он не пил и повторял мне:
– Водицы, водицы, ручья.
С изумлением поглядел я на него, и вдруг все понял: это был почти мальчик с блестящими глазами, с тонкими трепетными губами, отражавшими трепет души.
Мы с санитаром взяли носилки и отнесли его на берег ручья. Санитар удалился, я остался с глазу на глаз с умирающим мальчиком на берегу лесного ручья.
В косых лучах вечернего солнца особенным зеленым светом, как бы исходящим изнутри растений, светились минаретки хвощей, листки телореза, водяных лилий, над заводью кружилась голубая стрекоза. А совсем близко от нас, где заводь кончалась, струйки ручья, соединяясь на камушках, пели свою обычную прекрасную песенку. Раненый слушал, закрыв глаза, его бескровные губы судорожно двигались, выражая сильную борьбу. И вот борьба закончилась милой детской улыбкой, и открылись глаза.
– Спасибо, – прошептал он.
Увидев голубую стрекозу, летающую у заводи, он еще раз улыбнулся, еще раз сказал спасибо и снова закрыл глаза.
Прошло сколько-то времени в молчании, как вдруг губы опять зашевелились, возникла новая борьба, и я услышал:
– А что, она еще летает?
Голубая стрекоза еще кружилась.
– Летает, – ответил я, – и еще как!
Он опять улыбнулся и впал в забытье.
Между тем мало-помалу смерклось, и я тоже мыслями своими улетел далеко, и забылся. Как вдруг слышу, он спрашивает:
– Все еще летает?
– Летает, – сказал я, не глядя, не думая.
– Почему же я не вижу? – спросил он, с трудом открывая глаза.
Я испугался. Мне случилось раз видеть умирающего, который перед смертью вдруг потерял зрение, а с нами говорил еще вполне разумно. Не так ли и тут: глаза его умерли раньше. Но я сам посмотрел на то место, где летала стрекоза, и ничего не увидел.
Больной понял, что я его обманул, огорчился моим невниманием и молча закрыл глаза.
Мне стало больно, и вдруг я увидел в чистой воде отражение летающей стрекозы. Мы не могли заметить ее на фоне темнеющего леса, но вода – эти глаза земли остаются светлыми, когда и стемнеет: эти глаза как будто видят во тьме.
– Летает, летает! – воскликнул я так решительно, так радостно, что больной сразу открыл глаза.
И я ему показал отражение. И он улыбнулся.
Я не буду описывать, как мы спасли этого раненого, – по-видимому, его спасли доктора. Но я крепко верю: им, докторам, помогла песнь ручья и мои решительные и взволнованные слова о том, что голубая стрекоза и в темноте летала над заводью.



Полный сборник готовых сочинений ЕГЭ по Русскому языку 2021. Цыбулько. 36 вариантов.


Сочинение 2020 - 2021. Направления ФИПИ. Темы. Литература. Книги. Аргументы


План сочинения ЕГЭ по русскому языку 2021 шаблон


Требования к оформлению сочинения ЕГЭ 2021 по русскому языку


Алгоритм написания сочинения ЕГЭ 2021 по русскому языку


Комментарий к сочинению ЕГЭ 2021 по русскому языку


Клише для сочинения ЕГЭ 2021 по русскому языку

Данное сочинение - рассуждение по литературе и русскому языку поможет вашему ученику, который учится в 11 классе, подготовиться к экзамену ЕГЭ 2021 года в школе. По итогам сочинения, ученики получают допуск к ЕГЭ. Здесь размещены уникальные примеры сочинений с вступлением, аргументами, проблемой текста, тезисами и выводом, а также план сочинения.

2020-2021 учебный год. ФИПИ. ФГОС. При составлении плана и примеров сочинений были использованы литературные произведения известных русских и зарубежных авторов.

Ученики 11-го класса могут внимательно посмотреть, почитать и бесплатно скачать примеры сочинений и эссе для самостоятельной подготовки к уроку и экзамену по предмету Литература и Русский язык. Здесь можно легко понять как правильно писать декабрьское сочинение-пересказ в школе. Экзамен по сочинению пройдет в конце 2021 года.

Вариант. Ответы на Тест ЕГЭ. Задание 27 для написание сочинения ЕГЭ - ОГЭ 9.1, 9.2, 9.3, 15.1 15.2 15.3. Решу ЕГЭ


Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Как влияет город на развитие чувства любви к природе? Способен ли город навсегда оторвать человека от природы? Именно эти вопросы возникают при чтении текста известного советского писателя М. М. Пришвина.

В заключение хочу подчеркнуть, что человек не может жить без природы. Особенно в общении с природой нуждаются городские жители.

(По М. М. Пришвину*)

Михаил Михайлович Пришвин (1873-1954) — русский писатель, прозаик и публицист.


Посмотреть ответы на тесты ЕГЭ по Русскому языку 2021 года

Читайте также: