Герой интересует достоевского как особая точка зрения на мир сочинение

Обновлено: 02.07.2024

Герой Достоевского не объектный образ, а полновесное слово, чистый голос; мы его не видим, мы его слышим; все же, что мы видим и знаем, помимо его слова, не существенно и поглощается словом, как его материал, или остается вне его, как стимулирующий и провоцирующий фактор. Герой Достоевского всегда стремится разбить завершающую и как бы умерщвляющую его оправу чужих слов о нем. Иногда эта борьба становится важным трагическим мотивом его жизни (например, у Настасьи Филипповы). У ведущих героев, протагонистов большого диалога, таких, как Раскольников, Соня, Мышкин, Ставрогин, Иван и Дмитрий Карамазовы, глубокое сознание своей незавершенности и нерешенности реализуется уже на очень сложных путях идеологической мысли, преступления или подвига. Человек никогда не совпадает с самим собой. К нему нельзя применить формулу тождества: А есть А. По художественной мысли Достоевского, подлинная жизнь личности

Диалогическое отношение к герою осуществляется Достоевским в момент творческого процесса и в момент его завершения, входит в замысел его и, следовательно, остается и в самом готовом романе как необходимый формообразующий момент. Слово автора о герое организовано в романах Достоевского, как слово о присутствующем, слышащем его (автора) и могущем ему ответить. Такая организация авторского слова в произведениях Достоевского вовсе не условный прием, а безусловная последняя позиция автора. В пятой главе нашей работы мы постараемся показать, что и своеобразие словесного стиля Достоевского определяется ведущим значением именно такого диалогически обращенного слова и ничтожною ролью монологически замкнутого и не ждущего ответа слова. В замысле Достоевского герой – носитель полноценного слова, а не немой, безгласный

предмет авторского слова. Замысел автора о герое – замысел о слове. Поэтому и слово автора о герое – слово о слове. Оно ориентировано на героя как на слово и потому диалогически обращено к нему. Автор говорит всею конструкциею своего романа не о герое, а с героем. Да иначе и быть не может: только диалогическая, соучастная установка принимает чужое слово всерьез и способна подойти к нему как к смысловой позиции, как к другой точке зрения. Только при внутренней диалогической установке мое слово находится в теснейшей связи с чужим словом, но в то же время не сливается с ним, не поглощает его и не растворяет в себе его значимости, то есть сохраняет полностью его самостоятельность как слова. Сохранить же дистанцию при напряженной смысловой связи – дело далеко не легкое. Но дистанция входит в замысел автора, ибо только она обеспечивает подлинную объективность изображения героя.

Идея у Достоевского

твердым и устойчивым нейтральным образом. С другой стороны, и сама идея может сохранить свою значимость, свою полномысленность лишь на почве самосознания как доминанты художественного изображения героя. В монологическом художественном мире идея, вложенная в уста героя, изображенного как твердый и завершенный образ действительности, неизбежно утрачивает свою прямую значимость, становясь таким же моментом действительности, предопределенной чертой ее,

как и всякое иное проявление героя. Это идея социально-типичная или индивидуально-характерная или, наконец, простой интеллектуальный жест героя, интеллектуальная мимика его душевного лица. Идея перестает быть идеей и становится простой художественной характеристикой. Как таковая, она и сочетается с образом героя.

Для правильного понимания изображения идеи у Достоевского необходимо учитывать еще одну особенность его формообразующей идеологии. Мы имеем в виду прежде всего ту идеологию Достоевского, которая была принципом его видения и изображения мира, именно формообразующую идеологию, ибо от нее в конце концов зависят и функции в произведении отвлеченных идей и мыслей. В формообразующей идеологии Достоевского не было как раз тех двух основных элементов, на которых зиждется всякая идеология: отдельной мысли и предметно-единой

системы мыслей. Достоевский, говоря парадоксально, мыслил не мыслями, а точками зрения, сознаниями, голосами. Каждую мысль он стремился воспринять и сформулировать так, чтобы в ней

выразился и зазвучал весь человек, тем самым в свернутом виде все его мировоззрение от альфы до омеги. Только такую мысль, сжимающую в себе цельную духовную установку, Достоевский делал элементом своего художественного мировоззрения; она была для него неделимою единицей; из таких единиц слагалась уже не предметно объединенная система, а конкретное событие организованных человеческих установок и голосов. Две мысли у Достоевского – уже два человека, ибо ничьих мыслей нет, а каждая мысль представляет всего человека.

Как показал в своих работах исследователь творчества Достоевского М. М.Бахтин, в романах писателя появляется совершенно новый тип героя. Ученый называет его герой-идея. Такой герой определяется не столько особенностями своего характера, социальным положением или же обстоятельствами жизни, хотя все это не утрачивает своей значимости. И все же главное для героя Достоевского – это его идея, то есть “особая точка зрения на мир и самого себя”.

Именно идея руководит всеми его действиями и поступками, определяет позицию в жизни и отношения

В романе “Преступление и наказание” каждый из героев “ведет свою партию” в соответствии с идеей, руководящей им. Свой взгляд на мир и самого себя есть у Мармеладова и Лужина, Порфирия Петровича и Свидригайлова, Катерины Ивановны и Дуни и у всех остальных персонажей произведения. Эти позиции могут очень сильно различаться, спорить между собой, но именно в этом свободном “диалоге идей” и заключается для писателя основной принцип развития действия, его главный интерес.

И все же можно выделить

две центральные точки зрения, две идеи, к которым как бы подтягиваются все остальные. Одна из них – это идея индивидуализма, главным носителем которой является Раскольников. Его взгляд на мир и самого себя определяется согласно теории, которую он создал.

По этой теории весь мир делится для него на “тварей дрожащих”, которые должны смиренно покоряться своей судьбе, и тех, кто “право имеет” на самостоятельные решения и поступки. Для них не существует никах внешних законов и ограничений, они сами творят закон и для себя, и для других. Если того требуют их великие замыслы, они могут даже переступить через нравственный закон – пролить кровь.

По сути весь сюжет романа построен на исследовании писателем попытки Раскольникова реализовать этот свой взгляд на мир. Ведь на свое преступление – убийство старухи-процентщицы – он идет не ради денег или, как он пытается убедить самого себя, ради возможности потом творить добро. Он совершает “пробу” себя на роль великого человека, имеющего право по своему произволу творить свои законы жизни.

И эта попытка, эта точка зрения терпит в романе сокрушительное поражение. “Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил…” – отмечает герой после совершенного им преступления. Наказание за эту ошибку – страшные нравственные терзания, которые испытывает Раскольников после убийства.

То, что творится в его душе теперь, – это мучительный путь обретения нового взгляда на мир и самого себя.

И в этом Раскольникову помогает Сонечка Мармеладова, которая несет в себе совершенно иной взгляд на мир и на себя. Ее идея – это христианская любовь и самопожертвование во имя других. Она тоже “переступила”, став “блудницей”, но осталась чиста, потому что главное для нее – спасение других, страждущих и обделенных.

И в ответ к ней тянутся люди, как потянулся к ней Раскольников, ища поддержки и спасения. Поначалу “правда” Сони его потрясает: в отличие от него она не хочет судить других, пусть и таких отвратительных людей, как Лужин: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?” Но это не просто покорность, а глубокая вера в Божий промысел, в высшее милосердие и спасение. Именно этому взгляду на мир и себя в нем учит она Раскольникова, читая вместе с ним по Евангелию о воскрешении Лазаря, побуждая своим примером к смирению и покаянию, показывая действенную силу любви и сострадания.

Труден оказался для Раскольникова путь к этому новому, казалось, навсегда утраченному взгляду на жизнь. Но благодаря Сонечкиной бесконечной любви и жертвенности, пережив в своей душе страшные муки совести, Раскольников, уже будучи на каторге, возрождается к новой жизни. Теперь “сердце одного заключало в себе бесконечные источники счастья для другого”. Теперь мир Сонечки становится и его миром.

И этот новый взгляд героя на мир и самого себя внушает читателю надежду и веру.

Как показал в своих работах исследователь творчества Достоевского М. М.Бахтин, в романах писателя появляется совершенно новый тип героя. Ученый называет его герой-идея. Такой герой определяется не столько особенностями своего характера, социальным положением или же обстоятельствами жизни, хотя все это не утрачивает своей значимости. И все же главное для героя Достоевского – это его идея, то есть “особая точка зрения на мир и самого себя”. Именно идея руководит всеми его действиями и поступками, определяет позицию в жизни и отношения

В судьбе героя и находит реализацию судьба идеи, носителем которой он является.

В романе “Преступление и наказание” каждый из героев “ведет свою партию” в соответствии с идеей, руководящей им. Свой взгляд на мир и самого себя есть у Мармеладова и Лужина, Порфирия Петровича и Свидригайлова, Катерины Ивановны и Дуни и у всех остальных персонажей произведения. Эти позиции могут очень сильно различаться, спорить между собой, но именно в этом свободном “диалоге идей” и заключается для писателя основной принцип развития действия, его главный интерес.

И все же можно выделить

две центральные точки зрения, две идеи, к которым как бы подтягиваются все остальные. Одна из них – это идея индивидуализма, главным носителем которой является Раскольников. Его взгляд на мир и самого себя определяется согласно теории, которую он создал.

По этой теории весь мир делится для него на “тварей дрожащих”, которые должны смиренно покоряться своей судьбе, и тех, кто “право имеет” на самостоятельные решения и поступки. Для них не существует никах внешних законов и ограничений, они сами творят закон и для себя, и для других. Если того требуют их великие замыслы, они могут даже переступить через нравственный закон – пролить кровь.

По сути весь сюжет романа построен на исследовании писателем попытки Раскольникова реализовать этот свой взгляд на мир. Ведь на свое преступление – убийство старухи-процентщицы – он идет не ради денег или, как он пытается убедить самого себя, ради возможности потом творить добро. Он совершает “пробу” себя на роль великого человека, имеющего право по своему произволу творить свои законы жизни. И эта попытка, эта точка зрения терпит в романе сокрушительное поражение. “Я не человека убил, я принцип убил! Принцип-то я и убил, а переступить-то не переступил…” – отмечает герой после совершенного им преступления.

Наказание за эту ошибку – страшные нравственные терзания, которые испытывает Раскольников после убийства. То, что творится в его душе теперь, – это мучительный путь обретения нового взгляда на мир и самого себя.

И в этом Раскольникову помогает Сонечка Мармеладова, которая несет в себе совершенно иной взгляд на мир и на себя. Ее идея – это христианская любовь и самопожертвование во имя других. Она тоже “переступила”, став “блудницей”, но осталась чиста, потому что главное для нее – спасение других, страждущих и обделенных.

И в ответ к ней тянутся люди, как потянулся к ней Раскольников, ища поддержки и спасения. Поначалу “правда” Сони его потрясает: в отличие от него она не хочет судить других, пусть и таких отвратительных людей, как Лужин: “И кто меня тут судьей поставил: кому жить, кому не жить?” Но это не просто покорность, а глубокая вера в Божий промысел, в высшее милосердие и спасение. Именно этому взгляду на мир и себя в нем учит она Раскольникова, читая вместе с ним по Евангелию о воскрешении Лазаря, побуждая своим примером к смирению и покаянию, показывая действенную силу любви и сострадания.

Труден оказался для Раскольникова путь к этому новому, казалось, навсегда утраченному взгляду на жизнь. Но благодаря Сонечкиной бесконечной любви и жертвенности, пережив в своей душе страшные муки совести, Раскольников, уже будучи на каторге, возрождается к новой жизни. Теперь “сердце одного заключало в себе бесконечные источники счастья для другого”.

Теперь мир Сонечки становится и его миром. И этот новый взгляд героя на мир и самого себя внушает читателю надежду и веру.

Раскольников попытался смотреть на мир, на окружающих людей, попытался вести себя в соответствии со своей идеей. Но, в конце концов, жизнь все расставила по своим местам. Она доказала трагическое заблуждение героя, губительность его идеи и его мировоззрения.

К теории Раскольникова стягиваются и ведут диалог идеи других героев: Сони, Порфирия Петровича, Мармеладова, Катерины Ивановны, Свидригайлова, Лужина, самого автора.

Идея Сонечки, например, заключается в самопожертвовании во имя ближнего и бесконечном страдании. Сначала девушка пожертвовала собой ради семьи. Чтобы заработать на кусок хлеба, она пошла торговать своим телом. Позже Сонечка полюбила Раскольникова и жертвовала собой уже ради него. Девушка сострадает Родиону. Она готова разделить судьбу юноши и вместе с ним нести его крест. Именно Соня читает Раскольникову Евангелие, главу про воскрешение Лазаря, которая символизирует возможность воскрешения любой, даже самой мертвой, души. И именно Соня подталкивает Раскольникова к покаянию. Она следует за ним, когда он идет признаваться. Девушка едет за Раскольниковым на каторгу. Именно Сонечка Мармеладова своей любовью воскрешает Родиона к новой жизни.

Идея отца Сонечки. Семена Захаровича Мармеладова, связана с темой нищеты и унижения, в которых погибает достойный человек. Мармеладов лишился места и с тех пор начал пить. Он рассказал Раскольникову, что пропил все вещи своей второй жены, Катерины Ивановны. Мармеладов сознавал свою ничтожность и глубоко раскаивался во всех грехах. Но, в то же время, он не имел сил что-то изменить. В конце концов этот герой погибает, пьяным попав под копыта лошадей.

Осознание собственной свободы не приносит герою радости. Он испытывает мировую скуку. По ночам герою являются привидения загубленных им душ. Неразличимость добра и зла обессмысливает жизнь Свидригайлова. Глубоко в душе он осуждает себя, чувствует себя виноватым. Недаром вечность, которой он достоин, представляется герою в образе закоптелой баньки с пауками.

Аркадий Иванович совершает и хорошие поступки: он помогает устроить детей Мармеладова, заботится о маленькой девочке в гостинице. Но душа его мертва. В итоге он кончает с собой выстрелом из револьвера.

Чопорный и высокомерный Лужин, выбившись из ничтожества, больше всего в жизни ценит деньги. Кроме них, у этого человека нет никаких ценностей. Он не брезгует ничем ради достижения своих целей. Лужин — олицетворение удачливого хищника-дельца, сметающего все на своем пути.

Читайте также: