Роспотребнадзор итоговое сочинение 2021
Обновлено: 28.06.2024
В Роспотребнадзоре опубликовали официальную информацию о порядке написания итогового сочинения в 2021 году. Так, школьникам предоставят несколько дней, чтобы выполнить работу. Основным днем написания считается 1 декабря 2021 года. Помимо этого будет два дополнительных дня в 2022 году – 2 февраля и 4 мая.
Какая тематика итоговых сочинений? И как будет проходить его написание для учеников школ в 2021 году? Узнавали журналисты FTimes.
Как будет проходить декабрьское итоговое сочинение в 2021 году
Учащимся школьных учреждений предоставляется 3 часа и 55 минут для написания развернутого и структурированного итогового сочинения. В 2021 году оно состоится 1 декабря. Школьник имеет право самостоятельно выбрать понравившуюся тему из всех предложенных.
К важным правилам написания следует отнести:
Также у учеников есть еще два дополнительных дня, когда они смогут сдать сочинение. В 2022 году это 2 февраля и 4 мая.
Какие темы предоставляются ученикам для написания декабрьского сочинения в 2021 году
Обычно тематика предоставляется ученикам на выбор. Школьники заранее знают список литературы, который поможет им как следует подготовиться к аттестации. На выбор предоставляются следующие темы:
- преступление и наказание;
- цивилизация и технологии;
- книга обо мне;
- кому на Руси жить хорошо;
- дорога в жизни человека.
Ученик должен в полном объеме раскрыть свою точку зрения. Помимо этого необходимо аргументировать свой ответ примерами из литературы. Каждый школьник в зависимости от своих интересов может выбрать ту тему, которая ему ближе.
Основные критерии оценивания итогового сочинения в 2021-2022 году
Основные критерии выглядят следующим образом:
Также необходимо следить за тем, чтобы не было много исправлений. Опрятный внешний вид работы будет иметь значение в оценивании.
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия? 3. Преступление и наказание — вечная тема
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина
Комментарий к открытым тематическим направлениям итогового сочинения 2021/2022 учебный год
1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека
Тематическое направление нацеливает выпускника на размышление о дороге: реальной, воображаемой, книжной.
Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
2. Цивилизация и технологии — спасение, вызов или трагедия?
Тематическое направление заостряет внимание выпускника на достижениях и рисках цивилизации, надеждах и страхах, связанных с ее плодами.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
3. Преступление и наказание — вечная тема.
Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
4. Книга (музыка, спектакль, фильм) — про меня.
Тематическое направление позволяет высказаться о произведении различных видов искусства (литература, музыка, театр или кино, в том числе мультипликационное или документальное), которое является личностно важным для автора сочинения.
В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
5. Кому на Руси жить хорошо? — вопрос гражданина.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника.
При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Утверждены тематические направления итогового сочинения 2020/21 учебного года:
1. Забвению не подлежит
2. Я и другие
3. Время перемен
4. Разговор с собой
5. Между прошлым и будущим: портрет моего поколения
Сборник текстов для подготовки к итоговому изложению подготовлен в целях создания благоприятных условий для подготовки к итоговому изложению. Сборник включает 200 текстов разнообразной тематики, в том числе использованные при проведении итогового изложения в прошлые годы. Рекомендуется использовать данный сборник для развития устной и письменной речи обучающихся в учебном процессе образовательных организаций, а также в самостоятельной работе обучающихся.
Итоговое сочинение (изложение) как условие допуска к государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования проводится для обучающихся XI (XII) классов, экстернов. Итоговое сочинение по желанию могут писать и выпускники прошлых лет для представления его результатов при поступлении в вузы.
Изложение вправе писать следующие категории лиц: обучающиеся XI (XII) классов с ограниченными возможностями здоровья (далее — ОВЗ), экстерны с ОВЗ; обучающиеся XI (XII) классов — дети-инвалиды и инвалиды, экстерны — дети-инвалиды и инвалиды; обучающиеся по образовательным программам среднего общего образования в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа, а также в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы; обучающиеся на дому, в образовательных организациях, в том числе санаторно-курортных, в которых проводятся необходимые лечебные, реабилитационные и оздоровительные мероприятия для нуждающихся в длительном лечении на основании заключения медицинской организации.
Итоговое сочинение, с одной стороны, носит надпредметный характер, то есть нацелено на проверку общих речевых компетенций обучающегося, выявление уровня его речевой культуры, оценку умения выпускника рассуждать по избранной теме, аргументировать свою позицию. С другой стороны, оно является литературоцентричным, так как содержит требование построения аргументации с обязательной опорой на литературный материал.
Открытые направления для тем итогового сочинения утверждаются Советом по вопросам проведения итогового сочинения под председательством Натальи Дмитриевны Солженицыной.
На 2019-2020 учебный год утверждены следующие тематические направления:
Методические материалы по проведению итогового сочинения (изложения) — 2019-2020 учебный год
- Рекомендации по организации и проведению итогового сочинения (изложения) для органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в 2019—2020 уч.г.
- Рекомендации по техническому обеспечению организации и проведения итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Сборник отчетных форм для проведения итогового сочинения (изложения)
- Критерии оценивания итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Правила заполнения бланков итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке и проведению итогового сочинения (изложения) для образовательных организаций, реализующих образовательные программы среднего общего образования в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
- Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения) в 2019—2020 уч.г.
А также Методические материалы, разработанные в целях повышения качества подготовки обучающихся к итоговому сочинению (изложению) на основе выборочного содержательного анализа итоговых сочинений (изложений) 2018−2019 учебного года:
Следующее итоговое сочинение для российских школьников будет проходить по нескольким направлениям. Школьникам предстоит, описывая какую-либо из предложенных тем, раскрыть персонажа и его роль в событиях истории. В зависимости от темы необходимо будет порассуждать о ценности и значимости человеческих взаимоотношений. Об этом рассказали в Федеральном институте педагогических изменений.
Дата экзамена и резервные дни
В 2020 году написание итоговой работы по литературе школьниками запланировано на 2 декабря. Помимо этого, были оговорены и резервные дни для сдачи сочинения. Такими днями стали 3 февраля и 5 мая следующего года.
Отдельно отмечается, что 3 февраля будет день пересдачи, также в этот день смогут написать работу те, кто не смог ее написать в основной день проведения мероприятия. 5 мая работу могут написать выпускники прошлых лет.
Темы итогового сочинения
Официальными темами для написания итоговой работы по литературе в этом учебном году стали следующие:
- Забвению не подлежит.
- Я и другие.
- Время перемен.
- Разговор с собой.
- Между прошлым и будущим: портрет моего поколения.
Несмотря на то, что в этом учебном году заявлено только пять тем, также говорится и об общих направлениях. Известно, что окончательные темы ученики школ смогут узнать за несколько минут до начала написания сочинения.
Порядок проведения итогового сочинения в 2020–2021 году
Известно официальное расписание ЕГЭ 2021: как пройдет экзамен, и будут ли изменения в КИМах
ЕГЭ и ОГЭ 2021 – как пройдут экзамены? В какие дни школьники смогут показать качество своих знаний? Будут ли внесены какие-либо изменения и поправки в проведение государственных экзаменов?…
Учащимся также напомнили о рекомендуемом объеме написанного сочинения, который должен быть около 350 символов или более. Оцениваться написанный результат работы будет по следующим критериям:
- Насколько раскрыта тема сочинения.
- Соответствие теме.
- Качество аргументации.
- Литературные материалы, используемые в работе.
- Логика рассуждения.
- Грамотность.
Порядок оценивания итогового сочинения
Рекомендации по написанию итогового сочинения по литературе
Существуют определенные рекомендации написания работы по каждой теме.
Выбирая данную тему, ученику следует показать свои размышления о событиях в истории, которые особенно значимы. Рассуждение также может строиться об исторических деятелях, достижениях, оказавших серьезное влияние на судьбы людей или народов. Важно то, что на описываемые явления не действует время, они остаются значимыми из поколения в поколение, не теряя срока давности. События эти дают повод для гордости и преподносят уроки потомкам.
В качестве источников к этой теме могут стать различные произведения художественной, научной или философской литературы, а также проза или публицистика.
В данном случае ученику лучше рассказать про человеческое взаимодействие и его формы. Также можно рассмотреть вопросы, касающиеся взаимодействия человека и общества, порассуждать на тему самоопределения отдельной личности в современном обществе. За основу нужно брать пути возникновения межличностных конфликтов, возможности достижения договоренностей, консенсуса.
В качестве источников для написания можно прибегнуть к своему личному опыту, а также к публицистике или философской литературе.
Раскрывая эту тему, нужно порассуждать о переменах в окружающем мире, причинах, послуживших этим переменам, можно затронуть изменения в самом человеке. Поговорить об эпохе культурных и социальных трансформаций, упомянуть выбор, с которым сталкивается человек, в процессе формирования мировоззрения.
Можно использовать произведения художественной, научной, публицистической литературы или мемуары. Также можно сказать и о собственном опыте.
Здесь ученику важно ответить на вопрос, касающийся самоопределения человека в этом мире, поговорить о совести и внутреннем конфликте. За основу лучше взять метод самоанализа, рассказать о чужом опыте, который помог людям осознать свое место в мире. Необходимо поговорить о личности, о сильных и слабых сторонах людей, показать важность самосовершенствования.
Ориентироваться в этой теме можно на произведения художественной, философской или психологической литературы. Также можно вспомнить различные мемуары или публицистику.
Поговорить здесь лучше о ценностях людей, жизненной позиции и интересах. Рассказать можно о влиянии нового поколения на будущее стран или городов. В целом, нужно показать значимость современного поколения, исходя из работ философов, писателей или учёных.
Нужно помнить, что при написании работы основным типом речи должно стать рассуждение. В связи с этим дополнительными рекомендациями послужат:
- Слова, которые утверждают чувства, речь или мысли.
- Использование вводных конструкций.
- Риторические вопросы.
- Вопросно-ответная форма изложения.
- Абстрактные существительные.
- Слова оценочного значения.
- Слова необходимости, возможности.
Сочинение по литературе 2021: направления и рекомендации по написанию
Отменят ли итоговое сочинение в декабре?
Не так давно в пресс-службе Роспотребнадзора заявили о том, что какие-то изменения или отмена декабрьского мероприятия пока не рассматриваются. Представитель пресс-службы также отметил, что специально предусматриваются дополнительные сроки сдачи для тех, кто не смог явиться в основной день, например, по причине болезни или не смогли завершить работу по какой-либо причине. Нужно напомнить, что в связи с напряжённой эпидемиологической обстановкой в стране были переведены занятия во множестве школ в России на дистанционный формат обучения.
Итоговое сочинение 2020–2021 года: направления, темы по ФИПИ
Список обязательных предметов ЕГЭ в 2021 году сократился — объявлены новые правила проведения госэкзамена
Будут ли школьники писать ВПР в сентябре 2020 года, как готовится и на что это влияет
Новый график сдачи ЕГЭ в 2020 году: даты, правила проведения и расписание экзаменов после переноса
С какого числа начинаются зимние каникулы в 2020–2021 году в школе, и как долго они будут длиться
Выплаты выпускникам школ со 100 баллами по ЕГЭ 2020 года: сумма поощрений, кому положены
Сдвинуть дату написания итогового сочинения могут если эпидемиологическая обстановка в России не стабилизируется
В России могут перенести сдачу итогового сочинения для выпускников. Напомним, зачет по данному сочинению необходим для допуска к сдаче ЕГЭ. О возможном переносе данного мероприятия заявил глава Рособрнадзора Анзор Музаев. Если эпидемиологическая обстановка в России не стабилизируется, чиновники будут вынуждены принять антикризисные меры и сдвинуть дату Единого дня написания итогового сочинения. В ближайшее время в ведомстве обещают принять окончательное решение по этому вопросу.
Как пройдет написание итогового сочинения?
По словам руководителя Рособрнадзора, выпускники в российских регионах будут одновременно писать итоговые сочинения. Сценария, при котором одни субъекты напишут, а другие будут смотреть, не будет.
Анзор Музаев также скептически относится к дистанционному формату написания итогового сочинения. Главная причина – школьники будут мухлевать или напишут работу вместе со своими родителями. В итоге результат выйдет необъективным.
Глава Рособрнадзора заявил, что в следующем учебном году ведомство не станет заранее объявлять названия тем, на которые предстоит написать работу. Это необходимо для того, чтобы различные интернет-ресурсы не смогли подогнать готовые сочинения школьникам. В текущем учебном году такие изменения не планируются. По словам чиновников, дети и так оказались в сложной ситуации из-за пандемии коронавируса. Поэтому вводить какие-либо ограничения было бы глупо.
Сколько человек заболело Covid-19 на ЕГЭ-2020?
В 2020 году чиновники несколько раз переносили сдачу ЕГЭ из-за сложной эпидемиологической обстановки. В итоге выпускники сдали экзамены по школьным предметам с 3 по 23 июля. Перед началом у школьников проверяли температуру, а в аудиториях и классах была соблюдена социальная дистанция между экзаменующими.
Одним из главных изменений в этом году стала отмена обаятельной сдачи ЕГЭ по русскому языку и математике. Данные предметы должны были сдавать только выпускники, которые собирались поступать в высшие учебные заведения. Остальным выдавали школьный аттестат сразу же.
Ранее в СМИ появилась информация о том, что в период проведения ЕГЭ коронавирусную инфекцию подхватили около 400 выпускников. Всего единый государственный экзамен сдавали 5 млн человек. В Рособрнадзоре признались, что не ожидали увидеть такую хорошую статистику.
Когда у выпускников закончится удаленка?
В рамках борьбы с распространением коронавирусной инфекции 9 октября московских старшеклассников отправили на удаленное обучение. Данная мера действует до 22 ноября. В Рособрнадзоре заявили, что выпускные классы выйдут только после улучшения эпидемиологической обстановки.
Ранее на удаленку отправили студентов вузов и колледжей в Москве и Санкт-Петербурге. По словам чиновников, данная мера должна снизить количество активных контактов и распространение Covid-19.
Читайте также: