Ганжа большая перемена сочинение

Обновлено: 05.07.2024

Садовников долго сопротивлялся превращению повести в комедию, но в конце концов сдался, и его сценарий сильно отличался от первоисточника. Например, герой Евгения Леонова в повести был женщиной — мамой Нелли. Дочь училась в девятом классе, а мама только в четвёртом. Любимец зрителей Ганжа был эпизодическим персонажем — хулиганистым подростком, который прятался от учителя в туалете. Тимохина, Люськи и любовного треугольника между Нестором, Полиной и Федоскиным в повести вообще не было.

Андрей Мягков пробовался и на роль Ганжи, но эти пробы были совсем неубедительными… Стать Ганжой предлагали Станиславу Садальскому, Александру Филиппенко и Юрию Векслеру. Векслеру сценарий не понравился, и он попросил вернуть его на киностудию свою жену — актрису Светлану Крючкову. Режиссёр её увидел — и сразу же позвал на пробы… Крючкова стала Нелли Леднёвой, а Ганжой — Александр Збруев, к которому этот герой приклеился на долгие годы. На съёмочной площадке этот актёр тоже помотал нервы режиссёру — он наотрез отказался носить рабочую робу, и его герой стал модником, разгуливающим по стройке в дорогой замшевой куртке.

До появления Светланы Крючковой на роль Нелли пробовались Наталья Гвоздикова, Ольга Науменко, Елена Прудникова и другие не самые известные актрисы… Саму Крючкову режиссёр сначала хотел взять на роль Светланы Афанасьевны — жены Ганжи. Именно с Александром Збруевым она и проходила пробы. Снимали сцену, когда Ганжа затаскивает Светлану в квартиру со словами, что за порогом они ученик и учительница, а дома — муж и жена… Крючкова так вошла в роль, что до крови укусила Збруева за палец. Пробы остановили и актёры разошлись по домам. Тем же вечером режиссёр позвонил актрисе и сказал, что утверждает её на другую роль.

Наталья Гвоздикова получила роль Полины. В одном из интервью актриса рассказывала, что Коренев был к ней неравнодушен, а она не отвечала взаимностью и из-за этого роль сильно урезали. Зато с Савелием Крамаровым, игравшем жадного Тимохина, она кокетничала с удовольствием, отмечая насколько не похож на своих героев этот умный, начитанный и интеллигентный актёр. На съёмках длинные светлые волосы актрисы прятали под чёрный парик. Это не было предусмотрено сценарием, но оказалось, что на съёмочной площадке собрались сплошные блондинки — Богунова, Крючкова, Азер, Касаткина…

В фильме есть несколько киноляпов. Самый заметный из них — это забинтованная то правая, то левая рука Ганжи. Прокол заметили на монтаже, но возвращаться в Ярославль на шинный завод, восстанавливать декорации медкабинета и переснимать всю сцену уже не хотелось, поэтому оставили как есть. Ещё одна неточность — это учительница физкультуры, хотя физкультуры в вечерних школах не было.
Внимательные зрители так же могут заметить, что Ганжа и Леднёв пьют вместо пива квас, а школа меняет облик — в первый рабочий день Нестор Петрович проходит мимо квадратных окон школы, открывает глухую дверь и… оказывается в совершенно другом здании с застекленными дверями и арочными окнами.

Георгий Михайлович Садовников

Иду к людям (Большая перемена)

Автор надеется на то, что эта повесть займёт в душе у читателя место рядом с фильмом, который он смотрит и по сей день.

Светлана Афанасьевна (на уроке): Есть извечные вопросы, на которые нет ответа. Например, кто появился раньше: яйцо или курица? Что у вас, Ганжа?

Ганжа: Светлана Афанасьевна, у меня есть ответ.

Светлана Афанасьевна: Мы вас слушаем, Ганжа.

Ганжа (с широкой улыбкой): Раньше был петух!

Светлана Афанасьевна (в полном отчаянии): Ганжа, вы опять за своё?!

Это был полный крах. Финита! Если бы только комедии, — конец всем моим надеждам.

Удивительно, но я добрался домой живым и невредимым. Уже в двадцати шагах от института перед моим носом истошно завизжал тормозами огромный, размером с крупного мамонта, старый автобус. Оказывается, меня вынесло на проезжую часть улицы, почти под его колёса. Водитель высунул в окошко бледную от противоестественной смеси испуга и ярости физиономию и гаркнул сверху первое, подвернувшееся ему на язык:

Странно: что он нашёл общего между нами — мной и антилопой? А почему не зеброй или, скажем, американским опоссумом? Впрочем, мне было не до зоологических тонкостей. Антилопа так антилопа, буду антилопой, — мне теперь всё равно. Я покорно вздохнул и, вернувшись на тротуар, побрёл дальше. Шофёр медленно ехал рядом и, распахнув автоматические двери машины, ругал меня и так и этак. Текст обличителя был густо нашпигован нецензурными существительными, сказуемыми и обилием прилагательных, я его опущу, скажу одно: он нелестно отзывался о моём интеллекте. Автобус был рейсовым, но, видимо, сошёл с маршрута, возмущённые пассажиры барабанили в кабину водителя, взывали к его совести, а он никак не мог утолить свой справедливый гнев.

Войдя во двор, я зачем-то описал дугу и ударился лбом о притолоку старенькой осевшей веранды, пристроенной к саманному дому. Дворовый пёс по кличке Сукин Сын опасливо заполз в будку. От греха подальше.

Старуха хозяйка, — в её домике я снимал маленькую комнатёнку, — подняла голову от корыта и поинтересовалась:

— Коньяк иль портвейное вино? Что пил-то? На базаре говорят…

Мне было безразлично, что говорят на базаре.

— Баба Маня, баба Маня, вы бы ещё вспомнили, о чём говорили на римском форуме. Во времена Цицерона, — сказал я с мягким укором и прошёл к себе.

Ухнувшись на узкую железную кровать с тонким ватным матрацем, я предпринял попытку осознать происшедшее. И как ни тщился, не мог найти для своей отчаявшейся мысли не только щёлки, но и микроскопической трещинки в институтском периоде своей пока ещё недолгой жизни, куда бы она сумела пролезть. Он был гладким и цельным, будто доска, отполирован до блеска.

Учёба на историческом факультете, все её четыре года были для меня сплошным триумфом. Уже на первом курсе я поражал воображение наивных девушек. Например, на танцах мог ошарашить партнёршу такой феерической фразой:

— А знаете ли вы, что вход в ад помещался на территории нашей Тамани? Так считали древние греки. И я!

— Только подумать, — лепетала невежественная партнёрша.

Тогда я её добивал умопомрачительным фактом.

— Так знайте, лагерь Кончака был разбит на севере нашего края, а из этого следует… Правильно! Пленный князь пел свою знаменитую арию здесь, у нас на Кубани!

Единственное, что немножко расстраивало мои чувства — собственная внешность. Слишком она несолидная, какая-то неуместная для будущего великого учёного. Кондуктора до сих пор принимают меня за мальчишку. Так и говорят:

— Мальчик, ещё раз высунешься в окно, высажу из трамвая.

Сто шестьдесят сантиметров — всё-таки не рост. Даже для двадцатидвухлетнего мужчины. Вот как не повезло с внешностью. Не в ней, конечно, дело. И профессор Волосюк тоже в этом убеждён и довольно твёрдо. Сам он, по моим приблизительным расчётам, не превышал ста шестидесяти пяти, или где-то возле этого.

Тем не менее я предпринимал кое-какие меры. Пробовал отрастить курчавую бороду, на манер скандинавских конунгов, но — увы! Редкий волос лез в разные стороны и отнюдь не хотел завиваться во внушительные кольца.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я задумалась о том, что все люди рождаются одинаковые. Это маленькие, миленькие человечки, у которого две руки, две ноги и голова. Но уже с первых дней после рождения человек начинает меняться. И я подумала, что все мы в своем роде являемся скульпторами жизни.

Давайте знакомиться! Меня зовут Полина Крысина, мне 19 лет. Я самая обыкновенная девушка, старающаяся смотреть на жизнь в положительном ключе. Я считаю, что мой характер достаточно сильный, я умею ставить цели и добиваться их! Мой девиз бери от жизни максимум. Я очень хотела получить водительские права. И хотя усердно занималась, даже мои родители не верили, что смогу всё сдать с первого раза. Позитивно были настроены только мои инструкторы по вождению. В день экзамена четко видела перед собой и хотела доказать все реально. У меня получилось, и помог мне правильный настрой! На данный момент не готова создавать семью, сейчас в большей степени я нацелена на то, чтобы отлично окончить учебное заведение, а после продолжить профессиональное образование. Это-тело. Как вижу его я, оно сильное, мускулистое снаружи и очень нежное внутри. Пока глина не застыла, нужно продолжать работу дальше.

Важным для меня является самореализация в каждой сфере деятельности. Мне доставляет большое удовольствие, когда я чувствую себя полезной для общества, помогаю людям. Мои одногруппники прислушиваются к моему мнению, считают меня лидером. Мне нравится обсуждать, придумывать пути решения возникающих проблем, а по окончанию видеть результат проделанной работы.

Со школьной скамьи выбрала свою дальнейшею профессию – учитель. Не нужно гнаться за большими деньгами, ведь они не принесут ничего хорошего, нужно выбирать профессию душой, для того чтобы потом работать с удовольствием! Я считаю, что быть учителем - это призвание. Мне очень интересно работать с детьми разных возрастов. Почему я выбрала именно этот путь? Все просто с 6 лет занимаюсь легкой атлетикой. Занятия проходили совместно со старшими детьми, когда была маленькой, то равнялась на старших, дети помогали тренеру. Когда подросла, то уже я начала помогать тренеру. Обучать малышей технике правильного бега, следить за тренировочным процессом, быть его правой рукой. Вот именно поэтому решила стать учителем. Создается голова. В сфере образования для меня является главным организованность, за что отвечает мозг. Ты должен уметь слушать и слышать - это уши, глазами ты будешь смотреть на детей, изучать особенности, ртом- вести диалог.

Чтобы передвигаться по жизни конечно хорошими помощниками будет пара сильных, стройных ног. Они послужат мне опорой и помогут удерживать баланс. Семья – один из шедевров природы. Никакие знакомые или друзья не смогут заменить брата или сестру, нет таких знакомых, которые пройдут с нами все невзгоды жизни, которые будут рядом всегда, когда нам будет нужна помощь. Долгое время занималась спортом. Задумалась о профессиональной карьере, но положившимся обстоятельствам пришлось закончить спортивную карьеру. Спорт научил меня контролировать эмоции, быстро принимать решения и быть уверенной в себе.

Важная часть тела - руки, они помогают открывать любые двери, создавать новое и интересное.

Что я хочу осуществить вместе с другими участниками конкурса? Главное правило современного общества – порождать! Я уверена, что с командой единомышленников, получится породить новое в сфере образования по сохранению здоровья обучающихся, которые полностью будут соответствовать ФГОС.

Моя скульптура далеко еще не закончена, и я думаю, что это хорошо. Жизненный путь только начинается. Теперь предстоит самое важное, наполнить привлекательный сосуд содержанием - душой.

Многие люди стремятся добиться жизненных высот, бегут за большими деньгами, забывая о главном - о близких, о людях которые нуждаются в нас. Хочется верить, что со мной такого не произойдет! Карьера, успех-все это замечательно, но я хочу гармонии. И главное чтобы рядом со мной были близкие люди!

«Я год работал учителем истории в школе рабочей молодёжи в Краснодаре. Это произвело на меня столь сильное впечатление, что не написать об этом я просто не мог, — рассказывает Георгий Михайлович. — Режиссёр фильма Алексей Коренев решил, что повесть автобиографична, и на роль Нестора Петровича пробовал актёров, внешне похожих на меня, — Андрея Мягкова и Михаила Кононова (последнего и утвердили).


Но книга не про меня! Я не поступал в аспирантуру и не сох по некой Полине. А взял лишь некоторые сюжеты из жизни. У меня в классе был ученик, смахивающий на Ганжу.

Флегматичного учителя истории Нестора Петровича Северова в фильме сыграл актер Михаил Кононов. Михаил Иванович рассказывает:

«Я готовился к другому фильму и только из-за того, что временно находился в простое, решил подработать. Прочитал сценарий и пришел в ужас. Раньше играл серьезные роли, а тут… В общем, я для себя решил, что если и эту роль осилю, значит, наверное, я хороший актер. Взяли меня сразу.

- До вас на роль пробовался Андрей Мягков.
- Думаю, в его исполнении Нестор Петрович получился бы, может, даже лучше, чем у меня. Но у режиссера было свое видение. Я считаю эту работу для себя проходной.

Нестор Петрович (Михаил Кононов) мог полюбиться зрителям в исполнении Андрея Мягкова.

На самом деле кинопроба Андрея Мягкова очень понравилась худсовету. Заодно Мягков пробовался и на Ганжу, но в этом образе не убедил режиссера. В итоге Мягкову предложили остановиться на главной роли. Но Мягков вдруг потребовал, чтобы в фильм взяли и его супругу актрису Анастасию Вознесенскую. Это условие оказалось невыполнимым, и актер отказался играть.

Роль обаятельного лоботряса Ганжи предлагали молодому Юрию Векслеру, ставшему потом известным кинооператором (он, прочитав сценарий, отказался играть). Пробовался и актер Александр Филиппенко.

На роль сентиментальной Ледневой, влюбившейся в учителя, пробовались Ольга Науменко, Наталья Гвоздикова, Елена Прудникова и ряд малоизвестных актрис.

Леднева (Светлана Крючкова). На роль претендовала Ольга Науменко.

Вечером на репетиции Крючкова пробовалась на роль жены Ганжи — учительницы литературы Светланы Афанасьевны. Вот что рассказывает актриса:

А женой Ганжи (кстати, в повести Садовникова учительница и ученик не были женаты) стала молодая актриса Театра им. Моссовета Наталья Богунова.

Молодой учительницей Полиной (возлюбленной Нестора Петровича) могла стать Наталья Гундарева, но, как говорят, ее не взяли из-за пышных форм - режиссер хотел, чтобы учительница была изящной.
Наталья Гвоздикова мечтала сыграть Ледневу, но ей предложили стать Полиной.

Кстати, в одном интервью Гвоздикова сказала, что ее не взяли на главную роль из-за того, что она отказалась пофлиртовать с режиссером. Впрочем, Полина в исполнении Гвоздиковой получилась запоминающейся.

Полиной (Наталья Гвоздикова) могла стать Гундарева.

К сожалению, не сохранились фотопробы Елены Кореневой, претендовавшей на роль Люськи вместо актрисы Ирины Азер, и Виктора Павлова - на роль Петрыкина (роль исполнил Ролан Быков).

Поскольку Светлана Крючкова, Наталья Богунова и Наталья Гвоздикова, выбранная режиссёром на роль Полины, были блондинками, последней предложили надеть чёрный парик. «Это был роскошный японский парик, который где-то раздобыл наш костюмер, — вспоминает Наталья Гвоздикова. — Но надевали его в самый последний момент перед съёмкой.

Девушку с ребёнком сыграла старшая дочь Коренева Маша, которая в то время уже закончила Полиграфический институт и работала художником-графиком (сейчас она живёт в Америке).

У Маши в фильме есть эпизод, в котором она отвечает урок по истории. Чтобы достичь естественности, отец-режиссёр не предупредил дочь о том, какой вопрос ей задаст Нестор Петрович. И Маше пришлось говорить то, что знала…

Лена и Маша Кореневы

Красавицу блондинку Люську, в конце концов, сыграла Ирина Азер. Актриса рассказывает: «Помните сцену, когда Люська ждёт Ляпишева на танцах, а его увёл на лекцию Петрыкин — Быков? Появился кавалер поздно вечером и весь мокрый, потому что бежал по пояс в воде. Витя Проскурин страшно замёрз на съёмке, и, чтобы согрелся, ему налили водки. По-моему, он первый раз в жизни её тогда попробовал. Захмелел и пошёл искупнуться… Все его ищут, а Вити нет… Возвращается раненый. Оказывается, напоролся в пруду на стекло и порезал ногу.


Ногу забинтовали и опять начали снимать. «Витя, я тебя прошу, не надо меня целовать. Камеры стоят так, что ничего не видно. Просто обнимемся, — говорю я хмельному Проскурину. — А он возьми да и поцелуй меня с пьяных глаз по-настоящему. Еле отцепилась. Кажется, именно этот дубль и вошёл в картину.


Кстати, внимательный зритель не мог не заметить киноляп, связанный с Ганжой. Помните, он ошпарил на заводе руку? На экране повреждена правая рука. Приходит в медчасть — забинтовывают левую. Сидит Ганжа на лавочке в ожидании жены: в бинте опять правая рука. Заходят домой — левая…

«Время и деньги, выделенные на съёмки, закончились, поэтому мы не стали затевать 5-ю серию. Сейчас жаль, — говорит Георгий Садовников. — Потому что в фильм не вошёл один очень смешной эпизод. Картина заканчивается балом. Но он возник как-то искусственно. По сценарию танцы должны были следовать после спектакля, который решила поставить жена Ганжи. И привлекла к репетициям Нестора Петровича.

ИСТОРИИ НА СЪЕМКАХ

На съемках Михаил Кононов чуть не утонул в Волге. По сценарию он должен был изображать тонущего, но постеснялся признаться, что плохо плавает. Когда на глазах группы Кононов на глубине стал звать на помощь, все решили, что он так хорошо вошел в роль.

Натурные съемки производили на ярославском заводе. Однажды охранник тормознул съемочную машину на проходной и потребовал пропуск. Водитель стал говорить, что, мол, мы киногруппа, но охранник уперся. Кто только ни просил его уступить: Ролан Быков, Михаил Кононов, Александр Збруев.

По сценарию петь в картине должен был Ганжа. Но Збруев оказался не поющим артистом. На съемках в Ярославле актеры по вечерам собирались в номерах гостиницы. Режиссер услышал, как замечательно поет Крючкова, и в Москве пригласил ее к себе домой.

КРЫЛАТЫЕ ФРАЗЫ ИЗ ФИЛЬМА:

“Публично чулки не поправлять, юбки не задирать, новыми комбинациями не хвастаться. Всё должно быть шарман, чёрт подери!” (В учительской)

“У всех отцы как отцы, а ты, как мальчик, всё в школу бегаешь”. (Нелли Леднёва)

“Что же такое получается! Ходишь-ходишь в школу, а потом — бац! — вторая смена”. (Ляпишев)

“Я наблюдал за вами 7 дней и пришёл к выводу, что вы меня достойны”. (Нестор Петрович)

“Ходють тут всякие, ходють…” (Тётя Глаша)

“Внимание! Аттракцион невиданной щедрости!” (Тимохин)

“Внимание! Аттракцион невиданной жадности!” (Ганжа)

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Читайте также: